Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ В КИТАЕ'

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
музееведение / китайские музейные организации / журнал «Китайский музей» / museology / Chinese museum organizations / “Chinese museum” journal

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лю Тэнфэй, Черняк Эдуард Исаакович

В статье впервые в российской исследовательской литературе освещаются вопросы формирования музееведения как комплекса научных знаний о музеях Китая. Раскрывается первый опыт профессионального объединения китайских музейщиков в 1930-е годы, показана роль Китайского музейного общества/Китайской музейной ассоциации в активизации музейной жизни страны в 1980–2000-е годы. Выявляется решающая роль журнала «Китайский музей» как научно-организационного центра китайского музееведения. Показано, как труды музееведов 1930-х годов Чэнь Дуаньчжи, Цзэн Чжаоцина, Ли Цзи и их преемников в наши дни – Ван Хунцзюня, Су Дунхая, Ма Цзышу – оказывают сильнейшее благотворное влияние на формирование и развитие китайского музееведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лю Тэнфэй, Черняк Эдуард Исаакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE FORMATION OF MUSEOLOGY IN CHINA

The authors of the article highlight the formation of museology as a complex of scientific knowledge about museums in China. They reveal the first experience of joining the Chinese museum staff into a professional union in the 1930s, show the role of the Chinese Museum Society / Chinese Museum Association in activating museum life in the 1980s–2000s. The article reveals the decisive role of the journal “Chinese museum” as a scientific and organizational center of Chinese museology. It is shown how the works of the museum members Chen Duanzhi, Zeng Zhaoyu, and Li Ji in the 1930s and their successors and followers today – Wang Hongjun, Su Donghai, and Ma Zishu – have a strong beneficial influence on the formation and development of Chinese museology.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ В КИТАЕ»

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 930.85:069.01(510) EDN NQVJHG

DOI 10.29003/m4187.0514-7468.2023_46_3/318-322

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ В КИТАЕ

Т. Лю, Э.И. Черняк*

В статье впервые в российской исследовательской литературе освещаются вопросы формирования музееведения как комплекса научных знаний о музеях Китая. Раскрывается первый опыт профессионального объединения китайских музейщиков в 1930-е годы, показана роль Китайского музейного общества/Китайской музейной ассоциации в активизации музейной жизни страны в 1980-2000-е годы. Выявляется решающая роль журнала «Китайский музей» как научно-организационного центра китайского музееведения. Показано, как труды музееведов 1930-х годов Чэнь Дуаньчжи, Цзэн Чжаоцина, Ли Цзи и их преемников в наши дни - Ван Хун-цзюня, Су Дунхая, Ма Цзышу - оказывают сильнейшее благотворное влияние на формирование и развитие китайского музееведения.

Ключевые слова: музееведение, китайские музейные организации, журнал «Китайский музей».

Ссылка для цитирования: Лю Т., Черняк Э.И. Из истории становления музееведения в Китае // Жизнь Земли. 2024. Т. 46, № 3. С. 318-322. DOI: 10.29003/ m4187.0514-7468.2023_46_3/318-322.

Поступила 05.08.2024 / Принята к публикации 28.08.2024

FROM THE HISTORY OF THE FORMATION OF MUSEOLOGY IN CHINA

T. Liu1, E.I. Chernyak2

1 Shenyang Normal University (Shenyang, China) 2 Tomsk State University

The authors of the article highlight the formation of museology as a complex of scientific knowledge about museums in China. They reveal the first experience of joining the Chinese museum staff into a professional union in the 1930s, show the role of the Chinese Museum Society / Chinese Museum Association in activating museum life in the 1980s-2000s. The article reveals the decisive role of the journal "Chinese museum" as a

* Лю Тэнфэй - заместитель директора Ляонинского палеонтологического музея Шэньянского педагогического университета (Шэньян, Китай), liutengfei@pmol.org.cn. ORCID: 0009-0006-3322-5806; Черняк Эдуард Исаакович - д.и.н., профессор, директор Научно-образовательного центра Томского государственного университета «Музей и культурное наследие» (Томск, Россия), ed.i.chernyak@gmail.com. ORCID: 0000-00028736-8558 .

318

Жизнь Земли 46(3) 2024 318-322

scientific and organizational center of Chinese museology. It is shown how the works of the museum members Chen Duanzhi, Zeng Zhaoyu, and Li Ji in the 1930s and their successors and followers today - Wang Hongjun, Su Donghai, and Ma Zishu - have a strong beneficial influence on the formation and development of Chinese museology.

Keywords: museology, Chinese museum organizations, "Chinese museum"journal.

For citation: T., Liu, E.I., Chernyak, "From the history of the formation of museology in China", Zhizn Zemli [Life of the Earth] 46, no 3, 318-322 (2024) (in Russ., abstr. in Engl.). DOI: 10.29003/m4187.0514-7468.2023_46_3/318-322.

Введение. Вопросы истории музейного дела и российского музееведения в целом освещались в исследовательской литературе. В частности, этим вопросом активно занимаются в Томском государственном университете [1-3]. По нашему мнению, требуется обратиться к изучению музееведения в Китае, тем более что первый опыт такого изучения был предпринят в общероссийском периодическом издании «Советский музей». Известно, что выпуск журнала был начат в 1931 г. по решению 1-го Всероссийского музейного съезда, и наряду с освещением работы советских музеев в нём давались краткие обзоры зарубежных музеев. В 4-м выпуске журнала за 1939 г. было коротко охарактеризовано музейное дело Китая, освещена деятельность таких крупных музеев, как Нанкинский музей древностей, Музей Азиатского общества в Шанхае. Наиболее интересной, на наш взгляд, представляется информация о деятельности Бейпинского музея, созданного в 1914 г., и о «Palace Museum», открывшемся в 1925 г., с их грандиозными коллекциями древнего китайского фарфора, произведений китайской живописи, собраний книг, манускриптов и исторических документов. В статье Н. Паисова, опиравшегося на свидетельства индийского историка доктора Калидаса Нага, отмечалось, что сотрудники Бейпинского музея публиковали репродукции картин, выпускали два музееведческих журнала, один из которых был иллюстрированным [4]. Здесь нужно сказать, что в период 1928-1949 гг. Пекин именовался как Бейпин, следовательно, в журнале «Советский музей» говорилось о нынешних музеях в Запретном городе в Пекине [5].

Цель данной работы - охарактеризовать процесс становления и развития музееведения в Китае как комплекса научных знаний о музейной деятельности.

Результаты исследования. Первый опыт объединения китайских музейщиков для обеспечения развития музейного дела приходится на предвоенное десятилетие. В 1934 г. президент музея Гугун (Palace Museum в Бейпине) Ма Хэн, директор библиотеки в Бейпине Юань Тунли, член подготовительного комитета Центрального музея в Нанкине Фу Сниань и др. выступили с инициативой объединения музейных специалистов Китая. После года подготовки, в сентябре 1935 г., в Бейпине состоялась учредительная конференция, участники которой приняли «Программу организации Китайской музейной ассоциации». Главной целью ассоциации, по сведениям современного исследователя, ставилось «исследование в области музееведения, развитие музейного дела и осуществление взаимопомощи между музеями» [8, с. 9]. И действительно, в китайских городах стали открываться новые музеи, было налажено издание музееведческих работ. Так, вышли книги китайских музееведов: Чэнь Дуаньчжи «Общая теория музееведения» (1936), Цзэн Чжаоцин и Ли Цзи «Музей» (1943). Впервые в Китае авторы этих изданий коротко освещали историю китайских, американских и европейских музеев, рассматривали вопросы сбора и систематизации музейных коллекций, построения музейных экспозиций и обучения персонала.

Однако во время Японо-китайской войны 1937-1945 гг. музейное дело страны потерпело серьёзный ущерб, и к завершению войны в Китае сохранилось всего 25 дей-

ствующих музеев. Ситуация стала изменяться к лучшему с созданием в 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР), когда музейное строительство стало включаться в пятилетние планы социального и экономического развития Китая. Следуя советской модели музейного дела, китайские музееведы формировали краеведческие, естественнонаучные, исторические музеи. Правда, большой вред музейному делу Китая был нанесён «культурной революцией» 1960-70-х гг., и только с начала 1980-х гг. развернулось мощное музейное строительство. По данным на 1984 г., каждые два-три дня в Китае открывался новый музей [10]. В дальнейшем в КНР стали создаваться крупномасштабные многопрофильные музеи, например, Музей керамических статуй воинов и коней у гробницы императора Цин Шихуанди, Музей динозавров в Цзыгуне, Китайский музей авиации и космонавтики, Ляонинский палеонтологический музей, Аньхойский геологический музей и др. Понадобились теоретические и методологические разработки в области музейного дела, обновление практик внутримузейной работы, обмен методическим опытом между музеями.

Со временем возродилась идея объединения китайских музееведов, поскольку деятельность Китайской музейной ассоциации, созданной в 1935 г., давно замерла. В 1982 г. представители восьми влиятельных музеев, включая Китайский исторический музей, Китайский революционный музей, Пекинский музей Лу Синя и др., при поддержке Министерства культуры и Управления национального культурного наследия КНР, создали Китайское музейное общество (КМО). В июле 1983 г. КМО официально вступило в Международный совет музеев (International Council of Museums, ICOM) и стало выполнять обязанности Китайского национального комитета ICOM. Позже, в июле 2010 г., КМО было преобразовано в Китайскую музейную ассоциацию, которая и по сию пору объединяет большинство китайских музеев.

Наряду с созданием многих новых музеев, укреплением их взаимодействия и сотрудничества совершенствовались и углублялись музееведческие исследования. В выступлении на весеннем симпозиуме КМО 4 февраля 1983 г. член Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая Ху Цяому так определил задачи музейного дела: «Развитие музейного дела должно сначала подготовить специалистов и профессионалов во всех аспектах, а также овладеть знаниями и технологиями исторических музеев и различных специализированных музеев» [7, с. 5]. Для решения этих задач ещё в 1981 г. подготовительный комитет КМО приступил к выпуску журнала «Новостная рассылка музея» (впоследствии названного «Новостная рассылка китайского музея»). Журнал выходил раз в месяц и распространялся только среди членов КМО для информирования их о музейной работе в стране. Чуть позже, в 1984 г., руководство КМО учредило журнал «Музей», задачи которого определялись в редакционной статье как публикации научных статей и обеспечение идеологического и научного руководства развитием и совершенствованием музейного дела [6]. В следующем 1985 г. ежеквартальный журнал «Музей» получил новое наименование - «Китайский музей», что, по мнению первого главного редактора журнала Су Дунхая, стало важнейшим фактором музееведческих исследований в КНР [10].

Характерно, что директором редакционного комитета журнала «Китайский музей» является представитель Управления национального культурного наследия КНР, а его заместителем - главный руководитель Китайской музейной ассоциации. В состав редакционного комитета входят заместитель председателя Китайской музейной ассоциации, руководители крупных национальных музеев и многие известные музееведы; они формируют и направляют академическую музееведческую политику журнала. Редактиро-320

вание научных статей, подготовка их к публикации, противодействие фальсификации научных материалов, взаимодействие с авторами и читателями журнала осуществляет редакционный отдел, возглавляемый главным редактором. Этот ответственный пост последовательно занимали Су Дунхай, Ма Цзышу, Сун Синьчао, Ан Лайшунь и Лю Шугуан. Благодаря их труду журнал «Китайский музей» превратился в значимый научно-организационный центр китайского музееведения, как об этом свидетельствовал бывший главный редактор Ма Цзышу [9].

В ноябре 1984 г. в г. Уси (провинция Цзянсу) состоялся первый академический семинар по научному управлению музеями. Организованный КМО при участии журнала «Музей», этот семинар положил начало важному направлению в деятельности музеев и в музееведении в целом. Продолжая начатое, журнал «Китайский музей» организовал специальную дискуссию на тему «Как проводить исследования в области китайского музееведения». Участникам дискуссии предлагалось обсудить ряд ключевых вопросов: что изучает музееведение, какова взаимосвязь между музееведением и музейной практикой, в чём отличие китайской системы музееведения от других. Отвечая на поставленные вопросы, некоторые учёные писали о том, что исследования в области китайского музееведения вышли за рамки простого подражания и копирования советской модели музейного дела, развивали независимое мышление в музейной сфере.

Ныне формированию независимого музейного мышления по-прежнему способствуют журнал «Китайский музей» и Китайская музейная ассоциация, которые формулируют и распространяют новейшие идеи в области музейного дела, популяризируют достижения не только больших музеев, но рассматривают средние и малые музеи, укрепление которых имеет ключевое значение в совершенствовании музейной системы Китая. На рубеже 2010-х - 2020-х гг. в журнале «Китайский музей» вводятся рубрики «Фокус», «Теория», «Практика», «Исследование коллекций» и др., под которыми публикуются авторские и редакционные материалы по актуальным музееведческим проблемам, обсуждаются новые идеи, методики и технологии внутримузейной работы, сообщается информация о ключевых выставках, различных музейных мероприятиях, раскрываются научные достижения отечественных и зарубежных музееведов.

Заключение. Важным предварительным итогом истории музейного дела в Китае в XX в. стал выход в свет фундаментального труда Ван Хунцзюня «Основы китайского музееведения» [11]. Книга знакомит профессиональных музейщиков и студенческую молодёжь с культурными реликвиями Китая, рассказывает о социальных функциях музеев, об управлении музеями и о принципах их работы, обеспечивает базовую подготовку специалистов-музееведов в китайских университетах. И, следовательно, содействует развитию музееведения как комплекса научных знаний о музейном деле.

Благодарности и финансирование. Исследование выполнено в рамках международного российско-китайского научного проекта № 3395-23 «Сотрудничество музееведов в изучении музейного дела России и Китая».

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриенко Н.М., ЛозоваяЛ.А. Первый музейный съезд как фактор эволюции музейного дела России // Вестник Томского государственного университета. История. Томск, 2013. № 6 (26). С. 193-198.

2. Дмитриенко Н.М., Лозовая Л.А., Бутенко М.А., Глухов В.С. Музееведение как комплекс знаний о музейном деле: к историографии проблемы // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2015. № 399. С. 34-41.

3. Дмитриенко Н.М., Бутенко М.А., Глухов В.С., ЛозоваяЛ.А. Российское музееведение 1930-2010-х гг.: опыт историографического изучения // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2016. № 405. С. 70-81.

4. Паисов Н. Музеи Китая // Советский музей. М., 1939. № 4. С. 46-47.

5. Duan Y. The rise and fall of the gallery of ancient relics (Guwu Chenliesuo) and a discussion of its historical position // Palace Museum journal. Beijing, 2004. № 05. P. 14-39, 154.

6. Forewords // Museum. Beijing, 1984. № 01. P. 3-4.

7. Hu Q.M. The museum industry needs to gradually develop in a big way // Museum. Beijing. 1984. № 01. P. 5-7.

8. Liu S.G., An L.S. Follow the tide, carry forward the past and forge ahead into the future: review and prospect of Chinese museums association in the past 40 years // Chinese museum. Beijing, 2022. № 03. P. 9-13.

9. Ma Z.S. «Chinese museum» magazine and museological theoretical research // Chinese museum. Beijing, 2014. № 02. P. 5-6.

10. Su D.H. The birth of «Chinese Museum» magazine // Chinese museum. Beijing. 2014. № 02.

P. 4.

11. Wang H.J. The basis of Chinese museology. Shanghai, 2001. 597 p.

REFERENCES

1. Dmitrienko, N.M., Lozovaya, L.A., "First museum congress as a factor in the evolution of the museum science of Russia", Tomsk State University journal of history 6 (26), 193-198 (2013) (in Russian).

2. Dmitrienko, N.M., Lozovaya, L.A., Butenko, M.A., Glukhov, V.S., "Museum studies as a complex of knowledge about museum science: on the historiography of the problem", Tomsk State University J. 399, 34-41 (2015) (in Russian).

3. Dmitrienko, N.M., Butenko, M.A., Glukhov, V.S., Lozovaya, L.A., "Russian museum studies of the 1930s - 2010s: experience of historiographic study", Tomsk State University J. 405, 70-81 (2016) (in Russian).

4. Paisov, N., "Museums of China", Soviet Museum 4, 46-47 (1939) (in Russian).

5. Duan, Y., "The rise and fall of the gallery of ancient relics (Guwu Chenliesuo) and a discussion of its historical position", Palace Museum J. 05, 14-39, 154 (2004).

6. "Editors forewords", Museum 01, 3-4 (1984).

7. Hu, Q.M., "The museum industry needs to gradually develop in a big way", Museum 01, 5-7 (1984).

8. Liu, S.G., An, L.S., "Follow the tide, carry forward the past and forge ahead into the future: review and prospect of Chinese museums association in the past 40 years", Chinese museum 03, 9-13 (2022).

9. Ma, Z.S., "«Chinese museum» magazine and museological theoretical research", Chinese Museum 02, 5-6 (2014).

10. Su, D.H., "The birth of «Chinese Museum» magazine»", Chinese Museum 02, 4 (2014).

11. Wang, H.J., The basis of Chinese museology (Shanghai, 2001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.