Научная статья на тему 'Из истории становления и развития народного образования на севере Томской области'

Из истории становления и развития народного образования на севере Томской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the foundation and development of public education in the North of the Tomsk region.

The author considers the history of 2 types of schools in the North of Siberia. Since the beginning of the XX century: parish and literacy schools. During the first years of the Soviet Power the development of national schools was widely practiced, but later the needs of Northern peoples were of no importance. And nowadays there is only one national school in the village Ivankino.

Текст научной работы на тему «Из истории становления и развития народного образования на севере Томской области»

И. В. Малиновский. Из истории становления и развития народного образования..

3. Большинство приходов, занятых своими прямыми обязанностями, не в состоянии в достаточной мере следить за школами.

4. Школы Министерства народного просвещения в большей степени удовлетворяют потребности земледельческого и промыслового населения, в то время как школы духовного ведомства не соответствуют потребностям края.

Этот вопрос долго обсуждался, и в ноябре 1895 г. обер-прокурор Святейшего Синода подписал документ «Об утверждении проекта Положения и штата управления церковными школами ведомства Православного Исповедания». В этом документе особая роль отводилась Училищному совету при Святейшем Синоде, который координировал всю работу по устройству и развитию церковных школ. Училищный совет разработал «Программы для церковноприходских школ», «Правила для уездных епархиальных училищных советов», «Правила школ грамоты» и другие документы. С 1895 г. ежегодно ассигно-

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

В начале XX в. на Севере Томской области в местах компактного проживания остяков действовали школы двух типов: церковноприходские и школы грамотности. Такие учебные заведения размещались в церквах или наемных домах. По I щиональному составу школы были в основном смешанными, но были и специализированные остяцкие школы первой ступени, например в 1896 г. открылась передвижная инородческая школа, обучение велось в Юртах Церковных, Калганак, Айполовых. Учителем был скупщик пушнины мещанин Рычков, попечитель -пристав Г. Плотников.

В Парабельском районе церковноприходские школы работали: в с. Тымском (учитель - меща-

вание из средств государственного казначейства составляло 3 279 145 р. на содержание церковноприходских школ и школ грамоты.

Таким образом, к концу исследуемого периода ситуация по повышению образовательного уровня сибирского населения меняется. В состав Томской епархии в этот период входили Томск, Каинск, Барнаул, Бийск, Кузнецк, Семипалатинск, Усть-Каменогорск. На этой территории действовали 616 школ различных ведомств. Однако 110 670 (78%) детей школьного возраста не получали никакого образования. Подобная картина наблюдалась и в других регионах Сибири. На территории епархии действовали 393 прихода и только в 9 не имелось никакой школы.

Несмотря на все сложности, успехи в повышении образовательного уровня сибирского населения наметились, и церковные школы в этом деле сыграли заметную роль. Но требовались еще значительные силы и средства, чтобы эту проблему разрешить окончательно.

нин Пегр Андреевич Белоусов), с. Каргасок (учитель - Никита Якимович Кодаков), д. Алатаево (учитель крестьянин Андрей Павлович Фадеев). Школы грамотности работали в с. Городище, д. Луговой, д. Толмачево, с. Парабель, д. Но-восельцево. В Кегской волости - с. Инкино, д. Волковой, д. Пановой, д. Атяевой, д. Курейс-кой. В Колпашеве был приют для детей-сирот инородцев. В 1909 г. в Нарыме в церковноприходской школе работала жена священника Елизавета Федоровна Никольская, окончившая гимназию, там же работало и городское училище (попечитель - Порфирий Агеев), учителями служили супруги Назаровы, окончившие Омскую учительскую семинарию.

Литература

Побединский М. Старинные Томские духовные школы (1746-1820 гг.). Томск,1896. С. 6.

Жеравина А.Г. Томск в XVIII веке // Томску 375 лет. Томск. 1979. С. 41.

Побединский М. Старинные Томские духовные школы (1746-1820 гг.). Томск, 1896. С. 41.

Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие. (1884-1809 гг.). Спб., 1909. С. 3.

Спасский А. К вопросу о народном образовании в Сибири // Сб. статей о Сибири и прилегающих к ней странах, Томск, 1898.

С. 480.

Краткий историко статистический очерк Томской епархии, Томск, 1897. С. 73.

Отчет Епархиального Училищного Совета о церковных школах епархии за 1892-1893 учебный год. Томск, 1894. С.53. Там же. С. 59. Там же. С. 61.

И. В. Малиновский

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Томский государственный педагогический университет

Вестник ТГПУ, 2000. Выпуск 4 (20). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (СПЕЦВЫПУСК)

Обучение в школах шло неуспешно, инородцы детей отпускали неохотно, сказывалось и крайнее обнищание, духовенство не содействовало активно просвещению края.

Установление Советской власти на Севере, организация национальных Советов способствовали осуществлению обширной программы культурного строительства в местах расселения аборигенов Сибири. Большое внимание уделялось ликвидации неграмотности среди коренного населения, важным шагом явилось открытие школ в каждом национальном Совете. Первая школа-интернат на севере Томской области была открыта в с. Максимояровском Колпашевской волости. В течение 1925-1930 гг. из Нарымского края было направлено на учебу в высшие и средние специальные учреждения страны 26 человек. В 1926 г. организована школа-интернат для остя-ко-самоедов «Верте-кос» (Красный мыс). Выбрали место на высоком берегу, лучший строительный материал использовали при строительстве школы, отвели «пески» для промысла. Первый пионерский туземный отряд носил имя П.Г. Бо-гораз-Тана, который, находясь в ссылке, вел неустанную работу по просвещению остяков. Дети

два раза в неделю занимались промыслом. Уже в 1928 г. в школе занималось 56 человек - сироты или полусироты. Первым директором интерната был назначен Иван Кириллович Любимов, направленный из Ленинграда Комитетом содействия малым народом Севера при Президиуме ВЦИК. В октябре 1932 г. из Томска в Колпаше-во было переведено «остяцкое» отделение педтех-никума, реорганизованное в национальное педучилище. В 1938 г. в Нарымском крае имелось 19 национальных школ, две семилетние школы и школа повышенного типа с годовым интернатом и числом учащихся в количестве 90 человек. В школах работали 52 учителя, из которых 16 являлись выпускниками Колпашевского педучилища, пять - окончили Институт народов Севера в Ленинграде.

В последующие десятилетия нужды северных народов отодвинулись на второй план. В сфере народного образования это выразилось в ликвидации школ-интернатов, прекращении обучения детей остяков на родном языке. В настоящее время на всей территории Томского Севера работает одна национальная школа в п. Иванкино Колпашевского р-на.

Литература

1. Этнопедагогика Сибирского Севера. Томск, 1996.

2. ГАТО. Ф. 3. Оп. 56. Д. 129. Л. 2, 166-169.

3. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 5858.

4. Архив Ленинградского отделения Института истории АН СССР. Ф. 250. Оп. 1. Д. 181.

В. П. Бойко

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОСИБИРСКОГО КУПЕЧЕСТВА В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX ВЕКЕ

Томский государственный педагогический университет

Благотворительность как феномен общественного сознания и форма деятельности отдельных людей и социальных групп начала изучаться сравнительно недавно. В дореволюционной периодической печати и публицистике говорилось преимущественно о суммах благотворительных взносов, их количестве и общественном резонансе, произведенными отдельными актами благотворительности. В советской историографии обычно принижали значение добровольных пожертвований на благие общественные дела. Как правило, основной причиной таких действий считалось «замаливание собственных грехов» и отмечалось, что состоятельные люди жертвовали средства прежде всего на церковные нужды. Не-

обходим более детальный анализ мотивов и причин благотворительности, характеристика как отдельных фактов пожертвований, так и всей системы общественной жизни, которая порождала это явление.

Целью данной работы является изучение благотворительности западносибирского купечества в области народного образования. Это связано как с малоизученное гыо темы, так и с сильным влиянием этой сферы благотворительности на становление начального, среднею, среднего специальною и даже высшего образования в Сибири. Купечество Западной Сибири являлось самым крупным жертвователем в крае, играло видную роль в общественной жизни региона. В связи с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.