Научная статья на тему 'Из истории становления и развития Коми кадрового центра'

Из истории становления и развития Коми кадрового центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КАДРОВЫЙ ЦЕНТР / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / RETRAINING / PUBLIC AUTHORITY / LOCAL AUTHORITY / STAFF CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаева Наталья Владимировна

Статья посвящена становлению подготовке и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления. Автор анализирует историю становления Коми республиканского межотраслевого кадрового центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF STAFF CENTER

This article is devoted to formation professional development and retraining system of personnel for public and local authorities. The authour analyzes confor-mation history of The Komi republic staff interdisciplinary center.

Текст научной работы на тему «Из истории становления и развития Коми кадрового центра»

Н.В. МИНАЕВА

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМИ КАДРОВОГО ЦЕНТРА

Ключевые слова: подготовка кадров, переподготовка кадров, органы государственной власти, местное самоуправление, кадровый центр.

Статья посвящена становлению подготовке и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления. Автор анализирует историю становления Коми республиканского межотраслевого кадрового центра.

N.V. MINAEVA

FROM HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF STAFF CENTER

Key words: professional development, retraining, public authority, local authority, staff center.

This article is devoted to formation professional development and retraining system of personnel for public and local authorities. The authour analyzes conformation history of The Komi republic staff interdisciplinary center.

Вопросы истории формирования и развития системы подготовки управленческих кадров для Республики Коми до настоящего времени не являлись предметом специального изучения; в монографиях Ф.Н. Безносикова и О.В. Золотарева данная тема рассматривается в общем контексте развития народного образования республики [1].

В предлагаемой статье мы рассмотрим формирование системы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления посредством создания в республике нового учебного заведения -Коми республиканского межотраслевого кадрового центра (далее - Коми кадровый центр). Коми кадровый центр, таким образом, был создан как профильное образовательное учреждение, и в этом смысле изучение истории его формирования и содержания образования представляется практически значимым.

В России периода формирования рыночной экономики стали требоваться специалисты, обладающие новым мышлением, психологией, способные проявлять себя хорошими управленцами и организаторами дела. Между тем прежняя система подготовки управленческих кадров была разрушена, а новая только начала складываться. Очевидно, что имевшаяся сеть учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников уже не могла удовлетворить потребности в новых знаниях ни по масштабу, ни по качеству обучения. В связи с этим стали предприниматься попытки реформировать систему дополнительного профессионального образования.

В научной литературе утвердилось мнение, что государственная кадровая политика - «это выражающая волю народа стратегия формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов страны; это система официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и обращений» [2]. В основе государственной кадровой политики должна лежать концепция, которая является своего рода философией и научным фундаментом кадровой политики. Однако в России к середине 1990-х годов не было утвержденной концепции государственной кадровой политики, хотя по поручению Администрации Президента Российской Федерации в начале 1990-х годов коллективом Российской академии государственной службы проект концепции был подготовлен. Некоторые субъекты Российской Федерации, не дожидаясь программных документов федерального центра, стали решать многие кадровые вопросы самостоятельно.

Укажем также, что еще в 1991 г. было принято решение о создании системы специализированных учебных заведений - кадровых центров, которые

были в дальнейшем преобразованы в образовательные учреждения высшего профессионального образования - академии государственной службы. Главной задачей данных учреждений были определены подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. В соответствии с установленной системой профильных образовательных учреждений в 1991 г. в Республике Коми был создан Коми республиканский центр повышения квалификации и переподготовки кадров, преобразованный затем в Республиканский межотраслевой кадровый центр.

Основной задачей центра на первоначальном этапе было осуществление организационно-методической, координационной и исследовательской работы по подготовке и переподготовке кадров государственных и муниципальных органов власти и управления, а также управленцев в области рыночной экономики. С этой целью на базе центра были открыты очно-заочные одногодичные курсы повышения квалификации по программе «Теория и практика управления производством», первыми слушателями которых стали педагоги-новаторы, социологи, политологи, школьные психологи, хозяйственные руководители. На краткосрочных курсах в центре прошли обучение директора средних школ, начальники детских оздоровительных лагерей, женщины-руководители, сотрудники Министерства здравоохранения Коми АССР, руководители кооперативных предприятий и организаций.

В течение только первого года Коми республиканского центра повышения квалификации и переподготовки кадров существования здесь прошли переподготовку депутаты, члены постоянных комиссий Верховного Совета Коми АССР, народные депутаты Сыктывкарского городского Совета народных депутатов, председатели местных Советов народных депутатов по земельной реформе, председатели постоянных комиссий гор(рай) Советов по вопросам культуры и народного образования, заведующие организационными отделами гор(рай) Советов. В 1991 г. был также образован филиал центра в г. Усинск.

Уже 3 февраля 1992 г. Постановлением Совета Министров Коми АССР вслед Указа Президента РФ «О создании кадровых центров на базе высших партийных школ, правительственных структур по подготовке госслужащих» был создан Коми республиканской межотраслевой кадровый центр при Совете Министров Коми АССР [6]. В постановлении были определены основные задачи кадрового центра, а именно: «обучение, переподготовка, повышение квалификации и оперативное консультирование управленческих кадров республиканских и муниципальных органов власти и управления Коми АССР, специалистов в области рыночной экономики...» [7].

Итак, потребность республики в новых управленческих кадрах стала реализовываться на базе созданного Коми республиканского межотраслевого кадрового центра. Кадровый центр учреждался Советом Министров Коми ССР как государственная хозрасчетная образовательная структура, осуществляющая организационно-методическую и, в определенной степени, координационную работу по обеспечению политики правительства республики в области переподготовки и повышения квалификации действующих и новых управленческих кадров. Центр стал основным республиканским звеном общероссийской системы подготовки и переподготовки кадров для государственной службы в Коми ССР, наделенным в этой области своей деятельности правами филиала СевероЗападного кадрового центра при Главном управлении по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации.

В период создания кадрового центра за счет целевого бюджетного финансирования была сформирована его материально-техническая база; центру пре-

доставлялась организационно-методическая и финансовая самостоятельность в рамках утвержденного устава. Деятельность кадрового центра строилась на договорных отношениях с приоритетом правительственного заказа на обучение, повышение квалификации и переподготовку работников аппарата исполнительной власти, депутатского корпуса, персонала управления экономикой республики.

К числу крупных образовательных программ кадрового центра следует отнести создание системы экономического всеобуча и переподготовки для населения и заботу о переподготовке (адаптации к рынку) социально слабо защищенных категорий населения.

Основной задачей Коми кадрового центра на первом этапе (1992-1994 гг.) стала деятельность по ликвидации функциональной неграмотности руководителей всех уровней власти и управления. Для этого необходимо было создать новую систему обучения, разработать технологии, которые бы позволили уже работающим в структурах власти и управления специалистам оперативно приобрести некоторый «стандарт управленческого минимума» [4], а именно:

- знание основ политологии, позволяющей свободно ориентироваться в социально-политическом пространстве;

- знание основ государственного права;

- знание экономических основ администрирования, финансового управления;

- владение техникой административной работы, методами выработки управленческих решений, руководством персонала.

На данном этапе основной формой обучения государственных служащих стали краткосрочные курсы повышения квалификации по 80- и 140-часовым программам. Первому этапу деятельности центра соответствовала его структура, все звенья которой способствовали получению государственными служащими знаний, навыков, позволяющих действовать в условиях происходящих в общества сложных процессах, принимать оптимальные решения в условиях кризиса и т.д.

В 1993 г. был заключен договор с Северо-Западным кадровым центром о сотрудничестве, в рамках которого был проведен первый набор студентов, имеющих среднее общее или высшее профессиональное образование, на республиканское отделение Северо-Западного кадрового центра. В этот же период была открыта специальность «Государственное и муниципальное управление» со специализациями, необходимыми для дальнейшего развития региона: экономическое регулирование и финансы, правовая работа в органах государственного и муниципального управления, управление персоналом. Начала складываться четкая система повышения квалификации и переподготовки кадров: на базе министерств, ведомств, администраций постоянно проводились методологические семинары.

В соответствии с новыми задачами изменилась и структура центра; теперь она включала следующие подразделения:

- отделение обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих (филиал Северо-Западного кадрового центра);

- отделение по обучению теории и практике депутатской деятельности;

- отделение подготовки специалистов для рыночной экономики, которое включало в себя вечерние курсы для хозяйственных руководителей; краткосрочные курсы по актуальным финансово-экономическим проблемам; очнозаочные курсы по обучению женщин и инвалидов малому бизнесу; модульную систему подготовки для женщин-руководителей.

В процессе становления и развития центра происходило расширение его структуры за счет создания новых хозрасчетных отделений и служб, их кадро-

вого обеспечения в соответствии с задачами и направлениями деятельности центра, интересами и запросами республики. Раз в месяц в центре собирались различные категории управленцев, особенно тесное сотрудничество сложилось в этот период с Министерством социальной защиты населения Республики Коми. Кроме того, в центре постоянно проводились 5-10-дневные курсы для различных категорий управленцев; так, в течение 1992 г. были проведены курсы для глав администраций поселковых советов, специалистов районных и городских администраций, государственных служащих, руководителей предприятий торговли и сферы снабжения.

Организационные мероприятия Центра по обеспечению политики Правительства Коми ССР в области подготовки и переподготовки кадров для государственных и муниципальных органов власти и управления основывались на решении Правительства Российской Федерации об осуществлении переподготовки государственных служащих в течение двух лет [8]. Такое решение определило следующую схему организации обучения.

Первый этап - первое полугодие 1992 г. Основная цель этого этапа - переосмыслить характер деятельности на своих должностных позициях с учетом направленности осуществляемых политической и экономической реформ. Реализован данный этап был посредством учебы на краткосрочных курсах -3-5-дневные модули в объеме 24-40 часов по программам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также с помощью участия в тематических семинарах по наиболее актуальным проблемам, связанным с исполнением должностных обязанностей (по утвержденному графику); индивидуальное самообучение посредством следующих форм: индивидуальные консультации, использование видеозаписей лекций и учебно-методических пособий, специально разработанных для обеспечения такой формы обучения.

Второй этап - с сентября 1992 г. по июнь 1994 г. Цель этапа - ознакомиться с основами современных научных представлений о процессах и механизмах, присущих рыночной экономике. Реализация цели происходила посредством обучения слушателей по направлениям организаций-заказчиков:

- на годичных очно-заочных курсах повышения квалификации руководящих работников управления по программе в объеме 120-140 часов; форма обучения - двухнедельная сессия два раза в год;

- на годичном вечернем отделении повышения квалификации служащих администраций г. Сыктывкара и Эжвинского района по программе в объеме 120-140 часов;

- по модульной системе (пять модулей по три дня или три модуля по пять дней в течение года) по программе с общим объемом 120-140 часов.

По итогам первичной подготовки на базе центра отдельные государственные служащие обучались на специальных факультетах Северо-Западного института государственного управления и политологии в г. Санкт-Петербурге («Психология управления», «Экономическая психология» и др.), Северо-Западной академии и других образовательных учреждений.

В 1993 г. в филиале Северо-Западного кадрового центра был организован первый набор слушателей, имеющих среднее профессиональное образование, на обучение по специальности «Государственное и муниципальное управление»; в этом же году в рамках указанной специальности была открытая новая востребованная специализация «Административный и экономический менеджмент». Учебный процесс был организован по сокращенным и ускоренным программам.

Таким образом, к началу 1994 г. Коми кадровый центр имел сложную структуру, которая включала подразделения, обеспечивающие образовательный процесс, начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации до программ,

реализуемым Коми филиалом Северо-Западного кадрового центра. В это время, напр., в центре были созданы такие подразделения, как учебно-методический кабинет, психолого-акмеологическая служба, отделение инновационных технологий.

14-15 декабря 1994 г. в г. Сыктывкаре прошла международная научнопрактическая конференция, посвященная взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления. Её организаторами выступили Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми, Российская академия государственной службы, Коми кадровый центр. В конференции приняли участие депутаты Государственной думы, сотрудники российского министерства по делам национальностей и региональной политики, ученые из Великобритании, Германии, представители субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Башкортостан, Республики Калерия, Вологодской области, Архангельской области и др.

1995 г. ознаменован получением Коми кадровым центром первого государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих от Администрации Главы Республики Коми. В феврале 1995 г. открыто экономико-правовое отделение для обучения руководителей предприятий различных форм собственности, началась подготовка по специальности «Юриспруденция» (специализации «Правовое регулирование рыночных отношений»).

В целом структура центра соответствовала его основной задаче, которая состояла в необходимости подготовить для органов власти кадры, обладающие высоким уровнем управленческой культуры и профессионализма, сориентированным на инновационный и творческий подход к своим обязанностям [5]. Задача эта усложнялась тем, что ценности деятельности чиновника, его имидж, профессиональная культура за последние годы были разрушены.

Итак, за четыре года существования (1992-1996) Коми кадровый центр превратился в уникальное образовательное учреждение, которое готовило специалистов нового типа по широкому спектру специальностей и специализаций, обладало мощным кадровым потенциалом, современной материальнотехнической базой. Всё это позволило преобразовать Коми кадровый центр в Коми республиканскую академию государственной службы и управления при Главе Республики Коми [9].

Таким образом, потребность республики в новых управленческих кадрах была реализована в основном на базе созданного Коми республиканского межотраслевого кадрового центра. Создание кадрового центра не исключало возможности возникновения других государственных и негосударственных структур повышения квалификации, переподготовки и переобучения специалистов, как альтернативных и дополняющих форм, обеспечивающих развитие конкуренции на рынке знаний, однако такие учебные заведения, специализирующиеся на подготовке именно управленческих кадров для государственной и муниципальной службы, в республике не появились.

Основное отличие новой системы от системы подготовки и переподготовки номенклатурных кадров заключалось в том, что деятельность кадрового центра по подготовке специалистов для органов государственной власти и местного самоуправления была освобождена от любых форм прямого государственного регулирования; такое регулирование при необходимости осуществлялось косвенными методами посредством договорных отношений, согласования программ обучения, налоговых и кредитных льгот, механизма государственной экспертизы, аттестации и сертификации образовательных учреждений, конкурсных форм размещения государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров.

Литература и источники

1. Безносиков Я.Н. Развитие народного образования в Коми АССР / Я.Н. Безносиков. Сыктывкар, 1973. 56 с.

2. Государственная кадровая политика и механизм её реализации. М.: РАГС, 1998. С. 29.

3. Золотарев О.В. История народного образования в Республике Коми / О.В. Золотарев. Сыктывкар, 2002. 86 с.

4. Котельникова В.Н. Действует республиканский центр / В.Н. Котельникова // Служба кадров. 2001. № 6. С. 28-32.

5. Указ. соч. С. 28-32.

6. Постановление Совета Министров Коми АССР от 03.02.1992 № 46 «О мерах по подготовке руководящих работников и специалистов к управленческой деятельности в новых условиях».

7. Там же.

8. Постановление Совета Министров Коми ССР от 09.03.1992 № 112 «Об организации подготовки государственных служащих, руководящих работников и специалистов рыночной экономики в Коми ССР».

9. Указ Главы Республики Коми от 18.04.1996 № 107 «О Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми».

МИНАЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА родилась в 1971 г. Окончила Сыктывкарский государственный университет. Старший преподаватель кафедры документационного обеспечения управления и прикладной лингвистики Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми. Автор 7 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.