Научная статья на тему 'Из истории создания высших учебных заведений на Дальнем Востоке России в 1930-е гг'

Из истории создания высших учебных заведений на Дальнем Востоке России в 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1545
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / СОЗДАНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ УЧАЩИХСЯ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / FAR EAST OF RUSSIA / ESTABLISHMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / NUMBER OF STUDENTS / ACADEMIC STAFF / FACILITIES AND RESOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федирко Оксана Петровна, Зайцев Роман Михайлович

В статье рассматривается история высших учебных заведений на Дальнем Востоке России, продолжающих деятельность в образовательном пространстве региона в настоящее время. Авторы вводят в оборот новые данные, позволяющие обобщить и проанализировать сведения о причинах, обстоятельствах и условиях их создания. Приводятся данные о численности студентов и профессорско-преподавательского состава, структуре и материально-технической базе образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Glimpses of history of higher schools'' founding in the Russian Far East in the 1930-s

The article deals with the history of higher educational institutions in the Russian Far East, which currently continue their activity in the educational environment of the region. The authors introduce new data allowing to generalize and analyse the reasons, circumstances and conditions of their establishment. The paper discusses the data on the number of students and academic staff, the structure, the facilities and resources of the universities.

Текст научной работы на тему «Из истории создания высших учебных заведений на Дальнем Востоке России в 1930-е гг»

УДК 93:378.1

Федирко Оксана Петровна

доктор исторических наук, профессор Департамента истории и археологии Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета

Зайцев Роман Михайлович

аспирант Дальневосточного федерального университета

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ В 1930-Е ГГ.

Fedirko Oksana Petrovna

D.Phil. in History, Professor, National History and Archival Science Department, Far Eastern Federal University

Zaytsev Roman Mikhailovich

PhD student, Far Eastern Federal University

GLIMPSES OF HISTORY OF HIGHER SCHOOLS' FOUNDING IN THE RUSSIAN FAR EAST IN THE 1930-S

Аннотация:

В статье рассматривается история высших учебных заведений на Дальнем Востоке России, продолжающих деятельность в образовательном пространстве региона в настоящее время. Авторы вводят в оборот новые данные, позволяющие обобщить и проанализировать сведения о причинах, обстоятельствах и условиях их создания. Приводятся данные о численности студентов и профессорско-преподавательского состава, структуре и материально-технической базе образовательных учреждений.

Ключевые слова:

Дальний Восток России, создание высших учебных заведений, численный состав учащихся, профессорско-преподавательский состав, материально-техническая база.

Summary:

The article deals with the history of higher educational institutions in the Russian Far East, which currently continue their activity in the educational environment of the region. The authors introduce new data allowing to generalize and analyse the reasons, circumstances and conditions of their establishment. The paper discusses the data on the number of students and academic staff, the structure, the facilities and resources of the universities.

Keywords:

Far East of Russia, establishment of higher educational institutions, number of students, academic staff, facilities and resources.

В 2015 г. Минобрнауки РФ объявило о начале второго этапа реформы высшего образования в регионах, который предполагает объединение вузов в многопрофильные университеты. Какую роль сыграли местные учебные заведения в развитии регионов? Как отразится ликвидация малых региональных вузов на сложившейся и успешно решающей региональные проблемы по насыщению рынка кадрами высшей квалификации системе высшего образования? Ответ на эти вопросы возможно получить, только проанализировав историю создания первых советских вузов, оценив их роль и место в региональной истории.

Высшее образование на Дальнем Востоке России в дореволюционный период было представлено единственным вузом - Восточным институтом (ВИ), открытым в 1898 г. В учебном заведении готовили специалистов-востоковедов узкой направленности, однако его выпускники были востребованы во всех сферах общественной и экономической жизни региона. Это позволяет нам заявить об универсальном характере образования, получаемого в данном учреждении. Хотя в дореволюционный период его окончило около 400 человек, именно оно стало фундаментом для развития образования в крае.

В годы Гражданской войны на Дальний Восток хлынул большой поток беженцев, среди которых были ученые и преподаватели высших учебных заведений. Это в свою очередь инициировало создание в крае новых вузов и частных факультетов. Другим стимулом для развития высшего образования стала либеральная образовательная политика Дальневосточной республики и буржуазных правительств, действовавших в регионе [1]. Однако в апреле 1920 г. Восточный институт и все вновь созданные институты и частные факультеты были объединены и вошли в состав единого учреждения высшего образования - Государственного Дальневосточного университета (ГДУ). Таким образом, к моменту вхождения Дальневосточной республики в состав РСФСР в 1922 г. здесь вновь действовал один вуз.

В результате процессов «советизации» образования, осуществляемой Аппаратом уполномоченного по делам высшей школы в 1923 г., к ГДУ был присоединен Читинский университет. Эти мероприятия не привнесли в работу вуза качественных изменений.

С конца 1920-х гг. Дальний Восток рассматривался советской властью как форпост СССР в Тихоокеанском регионе и территория ускоренного экономического развития. Огромные масштабы хозяйственного строительства в годы первых пятилеток и чрезвычайно слабая насыщенность региона квалифицированными кадрами с высшим образованием требовали увеличения выпуска дипломированных специалистов на месте [2]. С этой целью были приняты меры по реформированию сложившейся системы высшего образования в крае, которое заключалось в разукрупнении вузов и создании специализированных отраслевых учебных заведений с подчинением их соответствующим наркоматам.

Для этого в 1930 г. ГДУ был реорганизован и на базе его факультетов были созданы девять вузов: в Хабаровске - Дальневосточный коммунистический университет (Далькомвуз), медицинский институт и институт народного хозяйства; во Владивостоке - политехнический (ДВПИ), рыбопромышленный (Дальрыбвтуз), дальневосточный лесотехнический, дальневосточный индустриальный педагогический институты, Тихоокеанский институт социалистического сельского хозяйства (ТИССХ); в Благовещенске Амурской области - аграрный педагогический институт. Однако уже в 1931 г. СНК РСФСР принял постановление о восстановлении расформированных учебных заведений. В октябре 1931 г. ДВГУ (директор А.В. Пономарёв) во Владивостоке возобновил деятельность в составе трех отделений: физико-математического, химического и восточного [3].

В результате реформ на территории Дальнего Востока в рассматриваемый период было создано всего два новых педагогических вуза, которые находились в подчинении Наркомпроса. Перед государством стояли грандиозные задачи в области образования и просвещения, и, естественно, силами этих образовательных учреждений было невозможно преодолеть огромный дефицит педагогических кадров в регионе, но их выпускники, став преподавателями в учебных заведениях разного уровня, создали основу для дальнейшего развития дальневосточной системы образования.

Благовещенский агропединститут [4]

В целях реализации постановления ЦИК СССР «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» 10.07.1930 г. в Благовещенске был создан агропедагогический институт. Организовать новый вуз было поручено В.И. Харченко, деятельному и волевому руководителю, который задал темп работы. Первыми факультетами в институте стали общественно-литературный, физико-технический и химико-биологический. В первый год сюда поступили 73 человека, в том числе на общественно-литературное отделение - 20, физико-техническое - 27, химико-биологическое - 26. Всего приступили к учебе 37 женщин и 36 мужчин [5, с. 41].

Часть преподавателей была привлечена в вуз из местных техникумов и школ, другая часть была направлена по путевкам Наркомпроса РСФСР. Материальная база института на этапе становления представляла собой восемь комнат в одной из школ Благовещенска, а весной 1931 г. учреждению было полностью передано здание одной из школ. Для проживания студентов выделено несколько коммунальных квартир в разных районах города.

Занятия начались 16.10.1930 г. Учебный процесс вуза строился на основе бригадно-лабо-раторного метода. В учебном плане на специальные дисциплины отводилось до трети учебного времени, общественные дисциплины - 20 %, а педагогическая практика занимала до 40 % [6, с. 43]. Общая продолжительность обучения составляла 3 года. В апреле 1931 г. проведен второй набор в институт, в результате которого принято 67 человек. Также в новом учебном году открылись новые отделения: агрономическое и общественно-литературное с преподаванием на украинском языке.

Первый выпуск института состоялся в 1933 г., вуз дал путевки в жизнь 44 учителям средней школы. В этот же год учреждение получило статус государственного педагогического института с 4-летним сроком обучения. Появились новые факультеты: естественно-географический и русского языка и литературы.

Хабаровский педагогический институт [7]

Решение об открытии в Хабаровске педагогического института было принято постановлениями ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 15.07.1934 г. «О просвещении на Дальнем Востоке», которые предусматривали грандиозную программу культурного строительства в регионе. Первым директором строящегося в Хабаровске пединститута был назначен В.Н. Вишняков. Здание учебного корпуса и общежитие были построены к 1938 г.

В 1936 г. впервые проведен набор студентов только на вечернее отделение учительского института. На физико-математическое, историческое, географическое отделения и факультет русского языка и литературы было принято 92 человека [8].

К началу Великой Отечественной войны Хабаровский государственный педагогический институт представлял собой сложившееся высшее учебное заведение. В 1940 г. открылся факультет иностранных языков. В 1940/41 учебном году здесь насчитывалось 582 студента, из них на педагогическом отделении обучалось 342 человека, на учительском - 240. Значимым событием в жизни вуза стало открытие 01.02.1943 г. северного отделения, на которое была возложена задача подготовки учителей русского языка и литературы для чукотских, корякских, эвенкийских и нанайских школ края.

Высокие темпы промышленного развития, определенные центром, порождали множество проблем. Одной из них стало обеспечение региона людьми рабочих профессий и специалистами средней и высшей квалификации. По насыщенности инженерами и техниками в расчете на 100 рабочих Дальний Восток отставал от союзных показателей в 2 раза [9]. Руководство края при поддержке центральных органов власти проделало большую работу для ликвидации данного отставания. На территории Дальнего Востока России были созданы три технических института.

Дальневосточный политехнический институт им. В.В. Куйбышева (ДВПИ) [10]

Как и многие вузы Владивостока, ДВПИ ведет свою историю с образования Восточного института в 1899 г., хотя некоторые краеведы считают, что датой его формирования следует считать 01.11.1918 г., когда в ходе реорганизации ВИ был создан Владивостокский высший политехникум, переименованный через год во Владивостокский политехнический институт. Он был объединен с Уральским горным институтом, что сыграло огромную роль в развитии высшего образования на Дальнем Востоке. В это же время разрабатывался проект объединения ГДУ и политехнического института в одно учреждение, что и свершилось после прихода советской власти. В 1923 г. политех был объединен с ГДУ и Пединститутом им. Ушинского. Ректором был назначен В.П. Вологодин [11].

В это время в институте был выполнен значительный объем исследовательских работ. В 1928 г. спроектирован первый в СССР сварной мост, а в 1929 г. - первое цельносварное судно [12]. В конце 1920-х гг. объединенный вуз переименован в Дальневосточный политехнический институт. Его директором стал В.И. Абрамович. Среди вузов Владивостока ДВПИ имел одну из лучших материально-технических баз, полученных после реорганизации ГДУ: архив, библиотеку, здание ВИ и основную часть преподавательского состава [13].

В 1930-е гг. в ДВПИ возникло новое направление в науке - теория тепловых процессов в сварке, у истоков которой стоял академик Н.Н. Рыкалин. Политические изменения 1930-х гг. перенесли акцент с фундаментальных исследований на прикладные. В это же время активно развивалось горное направление. Практически все крупные месторождения Приморского края были разработаны учениками ДВПИ.

Дальневосточный рыбный институт [14]

В конце 1920 - начале 1930-х гг. рыбное хозяйство страны требовало интенсивного развития, поскольку грамотность рыбаков и руководящих кадров находилась на низком уровне. Поэтому 08.04.1930 г. в Хабаровске на заседании президиума Далькрайисполкома рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов было принято решение об открытии во Владивостоке Дальневосточного рыбного института в составе двух факультетов - рыбохозяйственного и рыбопромышленного.

Всего через месяц, 09.05.1930 г., Наркомат торговли издал приказ о создании института рыбной промышленности во Владивостоке, рассчитанного на обучение 120 студентов на четырех факультетах: организационно-экономическом, промыслово-биологическом, механики добывающего флота, технологическом с двумя отделениями - консервным и технологии. Для подготовки к началу учебного года был создан отдел по организации института рыбного хозяйства, который возглавил Г.У. Линдберг, он же был назначен проректором по учебной части. Исполняющим обязанности директора стал М.И. Чесноков [15].

Первые годы работы институт не имел помещений, их приходилось арендовать у других заведений, что затрудняло организацию образовательного процесса: учиться приходилось в две смены, оборудования катастрофически не хватало. Остро стояла проблема с учебной литературой, так как Москва не наладила поставку учебно-методических пособий. Большим подспорьем для студентов были работы преподавателей. В 1930/31 учебном году в вузе было 12 кафедр, на которых трудилось 32 педагога, а для полноценной работы не хватало 22, да и сам состав оставлял желать лучшего. Необходимо отметить, что в институте преподавали и известные ученые, например А.Н. Державин [16].

В первый год работы вместо планируемого набора в 120 человек принято всего 97. Осенью 1932 г. для увеличения количества учебных мест были открыты два учебных факультета, также активно развивалась система заочного обучения, но наборы на эти отделения были небольшими.

Вместо 130 руководителей высшего звена пришло всего 35, вместо 150 бухгалтеров - 16, а подготовительные курсы вообще не открылись из-за отсутствия слушателей. В 1933 г. состоялся первый выпуск экономистов - всего 16 человек [17].

Наркомторг из-за отсутствия средств на развитие материально-технической базы института принял решение о переводе студентов для дальнейшего обучения в рыбвтузы а Москве и Астрахани, а также во Владивостокский рыбохозяйственный техникум. Попытка создать базу по подготовке кадров для рыбной промышленности Дальнего Востока не удалась, государство пошло по пути наименьшего сопротивления, хотя данное учебное заведение было необходимо рыбной промышленности Дальнего Востока. Возрождение вуза началось через 13 лет в 1946 г.

Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта [18]

Особое значение для Дальнего Востока приобретала транспортная система. Регион переживал настоящий железнодорожный бум. Строились вторые пути Транссиба, дополнительные железнодорожные линии, а вместе с этим возникали новые предприятия: крупные станции, вагонные и локомотивные депо. Везде нужны были люди с глубоким знанием железнодорожного дела. Если квалифицированных рабочих и техников уже готовили на Дальнем Востоке железнодорожные училища, то дефицит инженерных кадров ощущался все острее [19].

Институт инженеров железнодорожного транспорта в Хабаровске основан приказом НКПС № 232/Ц от 08.09.1937 г., изданным в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17.08.1937 г. В период с 1937 по 1949 г. вуз возглавлял начальник строительства, в последующем начальник института, Тимофей Александрович Павленко.

Первыми специальностями были «Движение и грузовая работа», «Паровозное хозяйство», «Постройка железных дорог и путевое хозяйство». Начало занятий было назначено на 01.09.1939 г. с набором первого курса в количестве 300 человек. К этой дате помещения института не были готовы, поэтому 106 студентов первого курса были направлены в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. Второй учебный год в сентябре 1940 г. вуз встретил уже в собственном помещении (310 студентов первого и второго курсов). Обучение проходило на трех факультетах: движенцев, строителей и механиков-водителей.

С развитием промышленного строительства усилился приток населения на Дальний Восток. Среди прочих мер, направленных на закрепление переселенцев в крае, была необходима организация медицинского обеспечения дальневосточников. Между тем «наследство», доставшееся от царской России в том числе в области здравоохранения, было нищенским. На огромной территории, где сейчас размещаются Республика Саха, два края, пять областей и два автономных округа, в 1913 г. насчитывалось только 72 врача и около 300 средних медицинских работников. На оздоровление трудящихся правительство отпускало менее одного рубля в год на человека. Особенно неблагополучно обстояло дело с охраной здоровья коренного населения Дальнего Востока [20].

Дальневосточный (Хабаровский) государственный медицинский институт [21]

Дальневосточный (с 1939 г. - Хабаровский) государственный медицинский институт был создан на основании постановления СНК РСФСР от 24.05.1929 г. № 65. В соответствии с ним 07.12.1929 г. Президиум краевого исполнительного комитета вынес решение о строительстве высших учебных заведений в Хабаровске, в том числе медицинского института [22]. Первым директором и организатором медицинского вуза был профессор Николай Дмитриевич Бушмакин, анатом по специальности, приехавший в Хабаровск из Иркутска по направлению Наркомздрава.

Институт разместился в двухэтажном здании бывшей средней школы им. В.И. Ленина, в котором до революции была женская гимназия. К плановым занятиям в институте 106 студентов первого курса приступили 02.10.1930 г.

На первых порах наблюдалось немало трудностей. Сложно было организовать набор студентов из-за того, что среди жителей территории было очень мало молодежи со средним образованием. Количество обучающихся в институте, как отмечал секретариат Далькрайкома ВКП(б) в январе 1932 г., значительно отставало от потребности края во врачах. В 1931 г. при вузе организован рабочий факультет (рабфак), который просуществовал до 1938 г. В 1932 г. открыто заочное отделение, преобразованное затем в вечернее, действовавшее до 1935 г. [23].

Объемы наборов в институт в 1930-1935 гг. были следующими: 1930 г. - 106 человек; 1931 - 111; 1932 - 105; 1933 - 146 (вместе с вечерним отделением); 1934 - 114; 1935 г. - 200 человек. В первые годы существования вуза не хватало нужного оборудования, учебных пособий, не было читального зала. Базой для клиник служили 150-коечная краевая больница, железнодорожная больница на 50 коек, психиатрическая больница на 75 коек, окружной военный госпиталь на 150 коек. На одной клинической базе обычно работало несколько кафедр. Так, на базе кафедры факультетской хирургии находилась и кафедра госпитальной хирургии. Обе возглавлял профессор С.В. Гейнац.

Однако все трудности становления были успешно преодолены. В 1935 г. в институте работало уже 23 кафедры, число студентов превысило 500. В том же году состоялся первый выпуск, дипломы получили 70 человек. Остальные 36 обучающихся, поступивших в вуз в 1930 г., получили дипломы средних медицинских работников после окончания третьего курса [24]. Укрепилась и материальная база учреждения. Если в 1930 г. его бюджет составлял 800 тыс. р., то в 1940 г. -6 млн 145 тыс. [25].

Таким образом, в 1930-е гг. в результате разукрупнения вузов была организована сеть мелких, но четко специализированных высших учебных заведений Дальнего Востока. Создание вузов, обучение по профилям которых ранее в регионе не велось, позволило заполнить лакуны в системе подготовки кадров высшей квалификации. Часть вузов приостановила деятельность, но в целом эта реформа оказалась удачной, так как даже уменьшение количества вузов в это время не влекло сокращения контингента студентов, наоборот, увеличивало его. Например, если в 1933 г. в Приморье было восемь вузов и в них насчитывалось 2 637 обучающихся, то через 2 года в шести вузах края числилось 3 070 человек.

Для всех малых региональных вузов Дальнего Востока были характерны несколько особенностей: становление вузов происходило в условиях дефицита материально-технической базы и профессорско-преподавательского состава. Если в первом случае проблема решалась за счет строительства новых и приспособления под учебные заведения других зданий, то во втором необходимо было осуществить более широкий спектр мероприятий. Профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений формировался из представителей еще дореволюционной высшей школы, за счет командированных работников из центральных регионов СССР и совместителей из других вузов. Однако и этих ресурсов не хватало. Были привлечены практические работники, сотрудники партийных органов и люди с высокой эрудицией, не имеющие высшего образования. Лишь после того как состоялись первые выпуски из дальневосточных вузов, начала складываться собственная система восполнения педагогических кадров. Тем не менее недостаток квалифицированных преподавателей в вузах Дальнего Востока сохранялся до начала 1980-х гг.

Одной из наиболее общих проблем развития высшего образования в крае был низкий уровень образования абитуриентов. Для того чтобы подготовить их к обучению по программе высшего образования, во всех вузах были организованы подготовительные курсы, но этого оказалось недостаточно. Даже поступив, такие студенты не заканчивали учебу. Доля отчисленных из дальневосточных вузов достигала 70 %. В связи с этим образовательные учреждения постепенно стали делать акцент на вечерней подготовке рабочей молодежи. Высокая заинтересованность в результатах обучения этой категории слушателей позволила оживить жизнь вузов. К тому же к середине 1930-х гг. была завершена реформа школьного образования и институты стали получать более подготовленных абитуриентов.

Для 1930-х гг. были характерны постоянные организационные эксперименты в деятельности вузов - тестировались новые подходы к учебному процессу. Эти особенности связаны с попытками государства создать собственную революционную систему образования, которая бы отвечала грандиозным задачам, стоявшим перед советским обществом. Кроме того, огромное влияние на развитие высшей школы оказали общественно-политические процессы, проходившие в СССР в 1930-е гг.

Специфической особенностью дальневосточной системы образования стала и география возникновения вузов. Новые советские учебные заведения в 1930-х гг. чаще всего создавались в городах, расположенных по Транссибирской магистрали. Таким образом, вузы Дальнего Востока были сосредоточены преимущественно в трех городах: Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске. С одной стороны, это объяснялось доступностью институтов для дальневосточников - в города, находящиеся у железной дороги, было проще добраться, с другой - в этих населенных пунктах, появившихся в середине XIX в., проживала интеллигенция, способная организовать обучение в вузах.

Работа по упорядочению сети высших учебных заведений и налаживанию массового выпуска специалистов была завершена на Дальнем Востоке к концу 1930-х гг. Малые региональные вузы удачно вписались в общественно-экономическую жизнь отдельных территорий и оперативно решали проблемы подготовки квалифицированных кадров, возникающие на местах. Большинство вузов, созданных в регионе в 1930-е гг., успешно развивались в советский период, их выпускники были востребованы в областях и краях Дальнего Востока. Их исчезновение было связано с очередной реформой, направленной на укрупнение высших учебных заведений. Потеря малых региональных вузов часто оказывалась невосполнимой для экономики и общественно-политической жизни рассматриваемых территорий.

Ссылки и примечания:

1. Федирко О.П. Революционные преобразования в образовании и просвещении на российском Дальнем Востоке (1917-1918 гг.) // Национально-государственное строительство в СССР: уроки истории : материалы круглого стола, посвященного 90-летию образования СССР. Владивосток, 2013. С. 187-196.

2. Федукова А.М. Деятельность Дальневосточной партийной организации по укреплению материальной базы высшей и средней технической школы (1933-1937 гг.) // Ученые записки ДВГУ. Владивосток, 1969. С. 41.

3. Макаренко В.Г. Новые возможности высшего образования на Дальнем Востоке России: от Восточного института к Дальневосточному федеральному университету // Известия Восточного института. 2014. № 1. С. 11-12.

4. Современное название вуза - Благовещенский государственный педагогический университет.

5. Справочник для поступающих в БГПИ. Благовещенск, 1980. 112 с.

6. Там же. С. 43.

7. Современное название - Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета.

8. Никитина Л.И. Научная жизнь педвуза // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 40.

9. Кириллова С.А. Создание системы высшего образования на Дальнем Востоке России (30-е гг. XX в.) // Духовная жизнь Дальнего Востока России. Хабаровск, 2000. С. 115.

10. Современное название вуза - Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), один из четырех образовательных учреждений, в результате слияния которых был создан Дальневосточный федеральный университет.

11. Деревянко А.П. Деятельность КПСС по подготовке и использованию инженерно-технических кадров на Дальнем Востоке (1959-1965 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 1978. С. 113.

12. Там же.

13. Кочешков Н.В., Турмов Г.П. Из истории высшего образования на Дальнем Востоке России в 1920-е - 1930-е гг. К 100-летию высшего образования на Дальнем Востоке России // Вопросы научного коммунизма. Хабаровск, 1965.

14. Современное название - Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет.

15. Люди, наука, океан. Владивосток, 1975. С. 7.

16. За пролетарские кадры. 1931. 7 нояб.

17. Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет: история и современность. Владивосток, 2010. С. 15.

18. Современное название - Дальневосточный государственный университет путей сообщения.

19. Рожденный Транссибом. Хабаровск, 2007. С. 23.

20. Макаренко В.Г. Из истории высшего образования на Дальнем Востоке России в 1920-е - 1930-е гг. // Историческая наука и историческое образование на Дальнем Востоке : сборник научных статей. Владивосток, 2009. С. 240 ; Юбилейная книга: 75 лет Дальневосточному государственному медицинскому университету. Хабаровск, 2005. 326 с.

21. Современное название вуза - Дальневосточный государственный медицинский университет.

22. Деревянко А.П. Указ. соч. ; Юбилейная книга ...

23. Кочешков Н.В., Турмов Г.П. Указ. соч. ; Юбилейная книга ...

24. Там же.

25. За пролетарские кадры. 1931. 7 нояб. ; Юбилейная книга ...

References:

Anniversary Book: 75 years State Medical Academy 2005, Khabarovsk, p. 326, (in Russian).

Derevianko, AP 1978, The activities of the CPSU for the preparation and use of technical personnel in the Far East (19591965 gg.): PhD thesis, Vladivostok, p. 113, (in Russian).

Far Eastern State Technical Fisheries University: history and modernity 2010, Vladivostok, p. 15, (in Russian). Fedirko, OP 2013, 'The revolutionary changes in the education and enlightenment of the Russian Far East (1917-1918 gg.)', Natsional'no-gosudarstvennoye stroitel'stvo v SSSR: uroki istorii: materialy «Kruglogo stola», posvyashchennogo 90-letiyu obra-zovaniya SSSR, Vladivostok, pp. 187-196, (in Russian).

Fedukova, AM 1969, 'The activities of the Far Eastern Party organization to strengthen the material base of higher and secondary technical school (1933-1937 gg.)', Uchenyye zapiski DVGU, Vladivostok, p. 41, (in Russian).

Kirillova, SA 2000, 'Creating a system of higher education in the Far East of Russia (30-ies. The XX-th century.)', Dukhovnaya zhizn' Dal'nego Vostoka Rossii, Khabarovsk, p. 115, (in Russian).

Kocheshkov, NV & Turmov, GP 1965, 'From the history of higher education in the Russian Far East in 1920-1930. On the 100th anniversary of higher education in the Far East of Russia', Voprosy nauchnogo kommunizma, Khabarovsk, (in Russian).

Makarenko, VG 2009, 'From the history of higher education in the Russian Far East in 1920-1930', Historical science and history education in the Far East: collection of scientific articles, Vladivostok, p. 240, (in Russian).

Makarenko, VG 2014, 'New features of higher education in the Far East of Russia: from the Oriental Institute for Far Eastern Federal University', Izvestiya Vostochnogo instituta, no. 1, pp. 11-12, (in Russian).

Nikitina, LI 2004, 'Scientific life teacher training', Vyssheye obrazovaniye v Rossii, no. 11, p. 40, (in Russian). Reference for entering BSPU 1980, Blagoveshchensk, p. 112, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.