Научная статья на тему 'Из истории создания советского государственного страхования: Д. И. Ефремов и Укргосстрах'

Из истории создания советского государственного страхования: Д. И. Ефремов и Укргосстрах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
483
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВОЕ ДЕЛО / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА СТРАХОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГОССТРАХ СССР / УКРГОССТАРАХ / Д.И. ЕФРЕМОВ / DOMINIC I. YEFREMOV / STATE INSURANCE / INSURANCE / STATE MONOPOLY IN INSURANCE / AGRICULTURE INSURANCE / SOVIET INSURANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Латышева Елена Владимировна

В статье на основе ранее неизвестных архивных документов Государственного Архива в Республике Крым рассматривается совершенно не изученный крымский период в биографии государственного служащего Наркомфина СССР, первого председателя Госстраха СССР Д.И. Ефремова (1881-1925). Особое внимание уделяется его плодотворной работе в Госстрахе, пропаганде страхового дела и реализации принципа государственной монополии страхования в СССР и особенно в Украине. Под его руководством Госстрах расширил виды сельского страхования, была заложена основа советского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dominic Ivanovich Hefremov a founder of the soviet insurance

In the article, on the basis of previously unknown archival documents of the State Archive of the Republic of Crimea, previously unexplored Crimean period in the biography of the state employee of USSR People’s Commissariat of Finances, the first chairman of the USSR State Insurance Dominic Ivanovich Yefremov is analyzed. The author comes to the conclusion that this man was at the forefront of the Crimean Autonomy and was directly involved in its formation. Particular attention is paid to his fruitful work in the State Insurance, insurance business and the promotion of the principle of state monopoly in insurance. Under his leadership, Gosstrakh expanded the types of agricultural insurance, and the foundation of the Soviet insurance was laid.

Текст научной работы на тему «Из истории создания советского государственного страхования: Д. И. Ефремов и Укргосстрах»

Е.В. Латышева

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ

СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ: Д.И. ЕФРЕМОВ И УКРГОССТРАХ

Доминик Иванович Ефремов родился в декабре 1881 г. в г. Вышки вблизи Двинска в семье мелкого кустаря, а в конце 80-х гг., когда семья переехала в Петербург, отец основал собственную мастерскую. Начиная с 8-летнего возраста, Доминик выполнял повседневные работы.

В 1892 г. его отдали в 4-х классное Владимирское городское училище, которое он с успехом окончил, а после успешных вступительных экзаменов в 1897 г. был зачислен в 4-й класс 2-го Санкт-Петербургского реального училища. Учеба давалась легко, в 1901 г. он стал студентом Горного института, где познакомился с идеями «революционного марксизма»1.

За участие в организации подпольной типографии был арестован в 1903 г. и отбывал заключение в одиночной камере Петропавловской крепости больше года (апрель 1903 - май 1905 гг.). Изучал общественные науки - философию, психологию, идеологию народничества, марксизм. Был приговорен к «вечному» поселению в Сибири и отправлен в Тобольскую губернию - г. Туринск, но ему удалось бежать. В августе 1905 г. оказался в Киеве и Одессе, основал там нелегальную типографию. Арестованный в Петербурге, он отбывал наказание в Архангельской губернии, в г. Кемский.

После Октябрьского переворота, уже в Москве, он входил в боевую пятерку Сокольнического района. С сентября 1919 по январь 1920 гг. работал секретарем Московского комитета партии большевиков.

После завершения Гражданской войны Ефремова мобилизовали на работу в Екатерининскую, а впоследствии Донецкую железную дорогу. Будучи комиссаром Донецкой железной дороги, он обратился с просьбой о переводе в Крым2. Он подал заявление в Крымский Областком РКП(б), выражая желание работать в Крыму3. Протокол заседания Крымобластко-ма РКП(б) от 22 ноября 1921 г. гласит: «Освободить от работы на один месяц и оставить в Красноармейске на лечение тов. Ефремова». Это свидетельствует о серьезных проблемах со здоровьем4.

31 января 1921 г. на заседании Крымского Областкома РКП(б) было принято решение ходатайствовать перед ЦК о командировке тов. Ефремова в распоряжение Крымского Областкома5. Впервые он появился в списках участников заседаний президиума Крымобласткома РКП(б) 31 мая 1921 г., где он был избран в президиум Областного комитета, и именно ему доверили представлять Крымский обком партии на Всероссийской конференции РКП(б)6, а также поручили представлять Крымский ЦК на Всеукраинском Съезде Советов7.

16 июня 1921 г. состоялось заседание I расширенного Пленума Крымского Областного Комитета РКП(б), на рассмотрение которого выносилось 8 вопросов. По второму вопросу «О работе Всероссийской партийной конференции» с подробным докладом выступил Ефремов, сделав основной акцент на продналог. Он озвучил некоторые цифры и внес ряд практических предложений8.

На этом заседании в докладе о задачах уполномоченного комиссии ЦК и ВЦИК ставилась задача превращения Крыма в республику. Причем четко говорилось об автономном характере республики в составе РСФСР, а также о тесных политических, военных связях с центром9. Ефремов был участником процесса подготовки признания Автономной Крымской Республики, принимал участие в дискуссии о широкой или обычной форме автономии. Он также входил в комиссию по разработке в недельный срок Конституции Крымской Республики10. Он являлся одним из основателей Крымской Автономии, принимая активное участие в ее формировании.

Д.И. Ефремов имел солидный партийный стаж с 1905 г.; в президиуме обкома партии кроме него такой опыт имело только двое: И.Я. Максимов -с 1903 г. и Ю.П. Гавен - с 1902 г.11 Он принимал активное участие в IV (ноябрь 1921 г.)12 и V Крымских областных партийных конференциях в качестве докладчика, вел заседание13. Его доклад был посвящен проведению новой экономической политики в Крыму14. В частности, он сказал: «Работа новой экономической политики требует большой гибкости, большого умения приспосабливаться к обстановке. Эта задача приспособления требует большого политического и экономического такта, ясной политической и экономической линии...»15.

Недавно прибывшего партработника назначили на должность Председателя Совета Народного Хозяйства Крыма16. В декабре 1921 г. Ефремов был делегирован в ЦК с докладом о положении Крыма и с ходатайством о признании его голодающей областью17.

Сохранился протокол № 13/16 Заседания Малого Пленума Крымского областкома РКП(б) от 21 января 1922 г., где под пунктом 8 значится, что тов. Ефремов откомандирован в распоряжение ЦК РКП(б)18. Следующий документ фиксирует отзыв его на работу в ЦК19.

6 марта 1922 г. ЦК партии выдвинул Д.И. Ефремова на должность председателя Госстраха, а на первом заседании его Главного правления, которое состоялось 10 марта, он взял на себя руководство основными отделами: Общим, Организационно-инструкторским, Финансовым. Он председательствовал на всех заседаниях Правления, а их за 9 месяцев 1922 г. было 6020. По сентябрь 1922 г. Госстрах направил на места 29 циркуляров, из них 17 по линии Общего и Финансового отдела21, которыми Ефремов руководил непосредственно. Они касались разных вопросов: биографических, организационных, возврата средств по окладному обязательному страхованию, отношений местных органов Госстраха с исполкомами и т.п.

Провозглашение НЭПа актуализировало проблему страхования государственного и кооперативного имущества. 6 июля 1922 г. Совнарком обязал государственные учреждения переходить на хозрасчет, поэтому местные страховые организации вышли из состава губфинотделов, где они находились на правах подотделов. Госстрах осуществлял работу на собственные средства, то есть с отчисления страховых поступлений. Стартовый капитал Госстраха составил 5 млн руб., которых не хватило даже на содержание аппарата, поэтому Ефремов «...выпросил у Наркомфина в счет основного капитала беспроцентный заем в 50 млн руб. (госзнаками) на 6 месяцев»22.

Экономическая ситуация в промышленности и сельском хозяйстве оказалась малоблагоприятной для организации государственного страхования: бездействие предприятий, засуха в южных губерниях, голод, заоблачная инфляция, коллапс денежной системы. 8 марта Ефремов впервые появился в коридорах Госстраха, а 25 марта предложил перейти к обязательному страхованию в тех губерниях, где сохранился бывший земский агентский аппарат. Реформаторский курс председателя правления Госстраха заключался в том, что именно он внедрил окладное страхование посевов, скота, чего не делали земства, а также дворовые нормы страхования от огня, хотя с 1 октября 1922 г. были признаны эффективными нормы страхования строений.

В архивах Украины сохранились протоколы заседания Госстраха при участии Ефремова и членов правления Укргосстраха. 31 мая 1922 г. Д.И. Ефремов председательствовал на заседании Госстраха, которое обсудило вопрос о государственной монополии на страхование, а также о введении окладного страхования от огня сельских строений23. При обсуждении вопроса об окладном страховании в сельских районах было решено ввести его с 1 июля в Полтавской, Киевской, Харьковской, Черниговской губерниях, а с 1 ноября Главное правление призвало Укргосстрах вести работу «в ударном порядке», чтобы на 1 января иметь 75 % окладных платежей. 2 сентября 1922 г. Ефремов выразил благодарность председателю Укргосстраха В.М. Богословскому и его заместителю С.А. Чередникову за организацию страхового дела в республике24. Вторая очередь применения окладного страхования сельских строений должна была начаться с 1 октября сроком на год в Кременчугской, Волынской, Подольской и Екатеринос-лавской губерниях. Окладное страхование проникло в города, но весомым источником поступления страховых взносов оставалось село. Участники совместного заседания Главного правления Госстраха согласовали срок введения обязательного окладного страхования скота от гибели, начиная с 1 октября, в четырех губерниях Украины, а с 1 ноября в Украине внедрялось добровольное страхование скота. Фактически Украина оказалась своеобразным испытательным полигоном деятельности системы государственного страхования, которую настойчиво внедрял Ефремов.

Государственное страхование имущества крестьянских хозяйств, особенно в условиях нестабильной советской денежной системы, обесценивания рубля, повального товарного дефицита и необъятной инфляции, имело признаки эксплуатации, поскольку страховые сборы значительно превышали расходы на компенсацию имущества, скота, посева. Председатель правления знал, что Госстрах на первых порах не способен дать крестьянству должное страховое обеспечение. Советский рубль падал невероятно быстро. «Сто рублей страхового обеспечения, провозглашенного в начале страхового года, - писал С.М. Розеноер,- превращались в конце в рубль или даже в 10 копеек. Получая страховое вознаграждение после пожара, крестьянин с полным правом возмущался Госстрахом: "Выдали страховку - даже на коробку спичек не хватает"»25. Зная о негативном отношении крестьян к советской страховой системе, Ефремов призвал местные органы упорно работать, убеждать население в целесообразности и важности страхования имущества, о чем писал в статье от 10 июля 1922 г.26 Крестьяне оплатили тогда 600 тыс. руб. золотом, а получили от Госстраха 100 тыс. руб. страхового вознаграждения, хотя содержание бюрократического аппарата (центрального и местного) стоило 500 тыс. руб.27

Политические убеждения Ефремова и организационные способности, а также большое желание выполнить поручение ЦК партии стимулировали его деятельность. Он не был профессиональным страховщиком, но советовался с квалифицированными и опытными специалистами. Правление Госстраха издавало двухнедельник «Вестник государственного страхования», вокруг которого формировалась группа теоретиков и практиков страхового дела: профессора С.А. Рыбников, А.Э. Вормс, М.Я. Пергамент, В.В. Свет-ловский. С ними советовался Ефремов, а также он постоянно обращался в Институт экономических исследований Наркомфина СССР за консультациями и с предложениями относительно обоснования норм, тарифов и принципов страхования. При непосредственном участии Ефремова и его коллег появилось «Положение о Главном управлении государственного страхования», утвержденное Наркомфином 27 ноября 1922 г. и определившее права и функции центрального органа государственного страхования28 поэтому и самого председателя Госстраха.

Инициативность Ефремова не совпадала с реалиями социально-экономического развития страны, но просматривалось желание предотвратить беду, сократить потери. «Страховщик-коммунист», как его называл С.М. Розеноер, искал универсальную форму страхования крестьянских хозяйств, не ограничиваясь только посевами, а стремился достичь страхования от неурожая. Он мало писал, заботясь о конкретных вопросах страховых операций, особенно о тарифах, которые оказались достаточно высокими для начала этого дела: 3 % страхование от огня, а страхование транспортных средств в 10 раз превышало тарифы предыдущих лет.

В течение 1922-1925 гг. Ефремов опубликовал в печати около десятка статей, в которых осветил не только собственную позицию относительно принципов советского страхования, но и изложил историю его становления. Она предстает в статьях «Три года госстрахования»29, «11 ноября 1924 г.»30, «Красный страховщик»31. Он уделял большое внимание пропаганде страхового дела, разрешил печать агитационной брошюры «Беседа страхагента с крестьянином» миллионным тиражом, а также страхового календаря «Помощь», лично их редактировал. По его ходатайству газеты «Беднота», «Крестьянская газета» печатали страницы, которые касались государственного страхования.

Монопартийная система функционирования советских органов власти и унитарный принцип государства делали невозможным любой «номенклатурный сепаратизм» республик, усиливали централизм. Председатель правления Госстраха СССР выполнял все пункты «Положения» от 27 ноября 1922 г. и принципы государственной страховой монополии. «Иметь ли для осуществления государственного страхования на территории Союза единое ведомство в той форме, как выстроен и действует Госстрах, или отказаться от "централизованного" единого ведомства, - писал он в одной из статей, - создать пять (после национального размежевания в советской Средней Азии - даже семь) полностью самостоятельных или хотя бы до некоторой степени зависимых, но организационно отдельных Госстраха -по одному в каждой союзной республике и один всесоюзный. Последнее предлагалось правительством одной союзной республики»32. Этим правительством был Совнарком УССР, судя по письму председателя Укргосстра-ха П.К. Солодуба. 23 мая 1924 г. Солодуб писал главе правительства Украины В.Я. Чубарю: «К большому сожалению, вся подготовительная работа о выяснении взаимоотношений с Госстрахом в Москве, а также о выделении Укргосстраха в автономную хозяйственную единицу вновь встретила на своем пути много препятствий. Несмотря на то, что Госстрах в лице тов. Ефремова обещал предоставить целый ряд прав операционной самостоятельности Укргосстраха, сейчас Госстрах попал в положение вполне

33

централизованного учреждения»33.

Централизация страхового дела в пределах СССР ущемляла полномочия республик, их конституционные права, учитывая завершение в некоторых из них процесса кодификации законов, в частности, Гражданского кодекса в УССР. Несмотря на юридические тонкости, которые вызвали определенные коллизии, союзные тарифы и правила государственного страхования не учитывали специфики социально-экономического развития республик, особенно в сельских районах. Имущественные вопросы решали местные суды, а оценку имущества устанавливала Москва, забирая значительную часть страхового сбора, обязав Укргосстрах перечислять средства.

Споры существовали, и украинская сторона пыталась их решить с Госстрахом путем разграничения регулятивных полномочий. «Дело в

том, - писал 27 мая Солодуб Чубарю, - что работать в условиях взаимоотношений с Главным Правлением совершенно невозможно. От тов. Ефремова получено сообщение, что проект организационного декрета в нашей редакции (украинской) законодательной Комиссией отклонен»34. Он подчеркивал «централистское направление московских настроений», игнорирование предложений Укргосстраха и договоренностей, которые «вместе с тов. Ефремовым были осуществлены». Циркуляры, приказы, распоряжения Госстраха СССР постоянно поступали в Харьков, и Укргосстрах оказался как бы посредником между Главным правлением и губконторами, что вызывало возмущение Солодуба.

Идея создания ведомственного Госстраха при соответствующих наркоматах и одного межведомственного - при Наркомфине, - которая бытовала тогда в коридорах и прессе, не находила поддержки со стороны председателя правления Ефремова. Он считал, что такая позиция превратит «общесоюзный Госстрах» в «перестраховочный орган для республиканских или ведомственных Госстрахов». Позиция Ефремова, которую он изложил на страницах профессионального издания, была однозначной и категоричной. «Основной аргумент, использованный в пользу самостоятельности республиканских Госстрахов, - отмечал он в 1924 г.,- необходимость теснее увязывать страховую политику, особенно в области сельского страхования, с национально-бытовыми условиями отдельных союзных республик. В аргументации за ведомственные Госстрахи выдвигалось - удешевление страхования и использование страховых капиталов для ведомственных интересов. Наша аргументация за сохранение централизации всего дела в едином общесоюзном ведомстве заключалась в следующем: чем мельче будет организовано советское страхование, тем в большей степени оно будет зависеть от иностранного страхового капитала, а общесоюзный "перестраховочный" Госстрах будет играть роль посредника перестрахования за рубежом - наоборот, чем более объединенной и мощной в финансовом отношении будет советская организация, тем меньше потребности в перестраховании за рубежом»35.

Внешнеполитический фактор, особенно в 1922-1924 гг., к которому апеллировал Ефремов, выполнял идеологическую функцию, поскольку западные страны не проявляли тогда особой активности в экономико-финансовом сотрудничестве с СССР, даже в области страхования, так как для них актуальным был вопрос возвращения долгов царской России.

Единый Госстрах, по убеждению Ефремова, не означал «бюрократической централизации», потому что «...мы предлагаем единство кассы, единство системы тарифов и правил, единство страховой политики, но децентрализацию управления и размещения оборотных средств в интересах отдельных союзных республик, мы предлагаем обеспечить решающее влияние ряда союзных республик на страховую политику вообще - через Страховой Совет - и на политику сельского страхования в частности -

через Межсоюзную конференцию по сельскому страхованию»36. Высказывания Ефремова отличались лаконичностью и конструктивизмом фразы, над которыми он мог долго работать, редактируя много раз текст; очевидно, сказалась прежняя революционная деятельность в типографии. Он дипломатично вел переговоры, обещал республиканским Госстрахам оперативную самостоятельность, но был непоколебим в отношении принципов главкизма и центризма.

Принципиальность, организационные способности, фантастическое трудолюбие и безграничная преданность делу Ефремова подчеркивали партийные и советские высокие должностные лица, которые знали его. Так, заместитель наркома финансов СССР М.П. Брюханов выделил в Ефремове важную черту характера: «непреклонную волю для достижения однажды поставленной цели», а заместитель председателя РПО А.М. Лежава говорил о нем так: «Мне приходилось видеть его в тех сложных условиях, но я никогда не замечал за ним ни капли растерянности или отчаяния»37. Нарком здравоохранения Н.А. Семашко также удивлялся энергии, с которой Ефремов защищал дело страхования, будто «родился страховщиком»38, хотя некоторые из этих деятелей не верили в перспективу развития советской страховой системы.

Итогом активной организационной деятельности Ефремова стал созыв первого Всесоюзного съезда страховых работников, состоявшегося 17-25 марта 1925 г. в Москве39. В президиум съезда избрали А.М. Лежаву, наркома финансов СССР Г.Я. Сокольникова, М.П. Брюханова, наркома финансов РСФСР Н.А. Милютина, глав Госстраха Белоруссии, Закавказья, Украины и России. Они передали поздравления от правительственных органов. На съезде выступил председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, а рядом с ним сидел Ефремов. От Укргосстраха прибыл его новый председатель М.В. Левицкий.

Председатель Госстраха произнес приветствие и выразил благодарность уральским рабочим за вручение Красного знамени, сделал два доклада, выступил с заключительной речью, а также принимал активное участие в дискуссиях. Его базовым докладом была статья «Три года работы Госстраха», которую он тщательно доработал и изложил в ней основные положения перед делегатами съезда. Ефремов остро критиковал белоэмигрантскую прессу за ее нападки на Советскую власть и деятельность системы страхования. Доклад длился три часа, а затем было обсуждение, во время которого было задано 50 вопросов. Его речь стала определенным итогом достижения конкретной цели, которую Ефремов поставил перед собой и членами правления: доказать возможность реализации принципа государственной монополии страхования; устранить дореволюционные формы страхования и создать новую систему - советскую; адаптировать новые методы работы в условиях НЭПа. Он говорил о фактах, а за теоретико-правовые аспекты становления государственной монополии страхования благодарил профессора А.С. Рыбникова. Ефремов с гордостью говорил о

том, что в 1922 г., не испугавшись экономической разрухи, Госстрах ввел обязательное страхование сельских строений в 50 губерниях, посевных культур - в 13, а еще в 14 - обязательное страхование скота. «На четвертом году работы, - отмечал Ефремов, - мы внедрили в сельских обязательных тарифах принцип классовых льгот или, как выражаются инспекторы, социальный принцип скидок для малопрочных и полное освобождение бедняцких хозяйств»40. Он призвал низовой аппарат, особенно страховых агентов, соблюдать законность и поддерживать высокие моральные ценности. Ведомственная борьба за принципы и формы страховой деятельности, по убеждению Ефремова, завершилась 11 ноября 1924 г., то есть с изданием постановления СНК СССР «О государственном страховании в сельских местностях»41.Председатель Укргосстраха М.В. Левицкий предложил создать при республиканских страховых органах Бюро из 3-х человек для координации работы, а также Центральное бюро при Госстрахе СССР, однако его предложение было отклонено.

Второй доклад Ефремова, посвященный организационным и общим проблемам государственного страхования, касался и участия крестьянства в страховании.

Предложения, высказанные Ефремовым относительно организации страхового дела в сельских районах, были реализованы после его неожиданной смерти летом 1925 г. Он не дожил также до утверждения ЦИК и СНК СССР «Положения о государственном страховании СССР» 18 сентября 192542, которое было его детищем, образцом унификации и централизации системы страхования.

10 сентября 1926 г., то есть спустя год после смерти Д.И. Ефремова, СНК РСФСР принял постановление «О привлечении местного населения к страховому делу»43, которое отменяло постановление от 11 ноября. Идеи и принципы организации страхования в сельских районах, которыми занимался Ефремов, фактически были реализованы. Общее собрание села выбирало страховых уполномоченных, которые вместе со страховыми агентами занимались регистрацией, оценкой имущества и ликвидацией страховых случаев, а также вместе с сельскими Советами принимали участие в распределении льгот при окладном страховании крестьянских дворов. При волостных исполкомах создавались секции по страховым вопросам, а при уездных губерниях - советы.

Крымский период в жизни Ефремова оказался ярким и насыщенным. Перелистывая страницы архивных документов, поражаешься уровню его компетенции, который прекрасно понимал суть экономического хозяйствования, разбирался в климатических особенностях полуострова, имел свое четкое видение проведения новой экономической политики в Крыму. Именно благодаря его активности, ответственности и настойчивости можно утверждать, что он стоял у истоков Крымской автономии и принимал непосредственное участие в ее формировании.

Деятельность Д.И. Ефремова на посту председателя правления Госстраха регламентировалась «Положением ГПДС» от 27 ноября 1922 г., статусом государственного служащего Наркомфина СССР, то есть объединенного (союзного) наркомата, что и способствовало его номенклатурному давлению на «сепаратистские тенденции» Укргосстраха, сотрудники которого во главе с П.К. Солодубом добивались хозяйственно-финансовой и организационной автономии. Благодаря активности, ответственности и настойчивости первого председателя Госстраха СССР была в значительной степени сформирована советская система государственного страхования. Именно он вместе с профессиональными страховщиками отстроил организационную структуру, отстаивал государственную монополию страхования, расширил виды сельского страхования, разработал нормы, тарифы, правила, инструкции, принципы, которые впоследствии изменялись, дополнялись, но оставалась концепция, заложенная в течение первой половины 1920-х гг.

Примечания

1 Розеноер С.М. Д.И. Ефремов и советское страхование. М., 1925. С. 6.

2 Центральний державний архiв вищих оргатв влади та управлшня Украши (ЦДАВО Украши). Ф. 400. Оп. 1. Д. 15. Л. 38.

3 Государственный архив в Республике Крым (ГА в РК). Ф.П.-1. Оп. 1. Д. 60. Л. 15.

4 ГА в РК. Ф П. 1. Оп. 1. Д. 60. Л. 25.

5 Там же.

6 ГА в РК. Ф П. 1. Оп. 1. Д. 60. Л. 61.

7 ГА в РК. Ф П. 1. Оп. 1. Д. 59. Л. 71.

8 ГА в РК. Ф П. 1. Оп. 1. Д. 55. Л. 10.

9 ГА в РК. Ф П. 1. Оп. 1. Д.55. Л. 11.

10 ГА в РК. Ф П. 1. Оп. 1. Д. 55. Л. 12.

11 ГА в РК. Ф. П.- 1. Оп. 1. Д. 53. Л. 84.

12 ГА в РК. Ф. П.- 1. Оп. 1. Д. 53. Л. 6-9.

13 ГА в РК. Ф. П.- 1. Оп. 1. Д. 53. Л. 78-79.

14 ГА в РК. Ф. П.- 1. Оп. 1. Д. 53. Л. 71-74.

15 ГА в РК. Ф. П.- 1. Оп. 1. Д. 53. Л. 60.

16 ГА в РК. Ф. П.- 1. Оп. 1. Д. 53. Л. 84.

17 ГА в РК. Ф. П.- 1. Оп. 1. Д. 59. Л. 72.

18 ГА в РК. Ф. П.- 1. Оп. 1. Д. 53. Л. 84-84а.

19 ГА в РК. Ф. П.- 1. Оп. 1. Д. 124. Л. 1.

20 Розеноер С.М. Указ. соч. С. 18.

21 Перечень циркуляров Госстраха за сентябрь месяц 1922 г. // Вестник государственного страхования. 1922. № 7. С. 38-40.

22 Розеноер С.М. Указ. соч. С. 20.

23 ЦДАВО Украши. Ф. 400. Оп. 1. Д. 15. Л. 38.

24 ЦДАВО Украши. Ф. 400. Оп. 1. Д. 498. Л. 26.

25 Розеноер С.М. Указ. соч. С. 23.

26 Ефремов Д.И. Первые шаги государственного страхования // Вестник государственного страхования. 1922. № 2. С. 3-4.

27 Розеноер С.М. Указ. соч. С. 23.

28 Положение о Главном Правлении государственного страхования // Вестник государственного страхования. 1922. № 11-12. С. 26-28.

29 Ефремов Д.И. Три года госстрахования // Вестник государственного страхования. 1924. № 19. С. 9-12.

30 Ефремов Д. 11 ноября 1924 года // Вестник государственного страхования. 1924. № 23. С. 10-12.

31 Ефремов Д. Красный страховик // Вестник государственного страхования. 1925. № 1. С. 7-9.

32 Ефремов Д. 11 ноября 1924 года... С. 10.

33 ЦДАВО Украши. Ф. 400. Оп. 1. Д. 513. Л. 13.

34 Там же. Л. 16.

35 Ефремов Д. 11 ноября 1924 года. С. 11.

36 Там же.

37 Розеноер С.М. Указ. соч. С. 10.

38 Там же.

39 Труды Первого Всесоюзного съезда страховых работников, 17-25 марта 1925. М., 1925.

40 Там же. С. 29.

41 Собрание законов Союза ССР. 1924. № 26. Ст. 225.

42 Собрание законов Союза ССР. 1925. № 73. Ст. 537.

43 Собрание законов РСФРР. 1925. 1926. № 6. Ст. 41.

1 Rozenoer S.M. D.I. Efremov i sovetskoe strahovanie. M., 1925. S. 6.

2 Central'nij derzhavnij arhiv vishhih organiv vladi ta upravlinnja Ukra'ini (CDAVO Ukra'ini). F. 400. Op. 1. D. 15. L. 38.

3 Gosudarstvennyj arhiv v Respublike Krym (GA v RK). F.P.-1. Op. 1. D. 60. L. 15.

4 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 60. L. 25.

5 Tam zhe.

6 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 60. L. 61.

7 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 59. L. 71.

8 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 55. L. 10.

9 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 55. L. 11.

10 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 55. L. 12.

11 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 53. L. 84.

12 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 53. L. 6-9.

13 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 53. L. 78-79.

14 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 53. L. 71-74.

15 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 53. L. 60.

16 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 53. L. 84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 59. L. 72.

18 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 53. L. 84-84a.

19 GA v RK. F. P.-1. Op. 1. D. 124. L. 1.

20 Rozenoer S.M. Ukaz. soch. S. 18.

21 Perechen' cirkuljarov Gosstraha za sentjabr' mesjac 1922 g. II Vestnik gosudarstvennogo strahovanija. 1922. № 7. S. 38-40.

22 Rozenoer S.M. Ukaz. soch. S. 20.

23 CDAVO Ukraïni. F. 400. Op. 1. D. 15. L. 38.

24 CDAVO Ukraïni. F. 400. Op. 1. D. 498. L. 26.

25 Rozenoer S.M. Ukaz. soch. S. 23.

26 EfremovD.I. Pervye shagi gosudarstvennogo strahovanija Il Vestnik gosudarstvennogo strahovanija. 1922. № 2. S. 3-4.

27 Rozenoer S.M. Ukaz. soch. S. 23.

28 Polozhenie o Glavnom Pravlenii gosudarstvennogo strahovanija Il Vestnik gosudarstvennogo strahovanija. 1922. № 11-12. S. 26-28.

29 Efremov D.I. Tri goda gosstrahovanija Il Vestnik gosudarstvennogo strahovanija. 1924. № 19. S. 9-12.

30 Efremov D. 11 nojabrja 1924 goda Il Vestnik gosudarstvennogo strahovanija. 1924. № 23. S. 10-12.

31 Efremov D. Krasnyj strahovik II Vestnik gosudarstvennogo strahovanija. 1925. № 1. S. 7-9.

32 Efremov D. 11 nojabrja 1924 goda... S. 10.

33 CDAVO Ukraïni. F. 400. Op. 1. D. 513. L. 13.

34 Tam zhe. L. 16.

35 Efremov D. 11 nojabrja 1924 goda. S. 11.

36 Tam zhe.

37 Rozenoer S.M. Ukaz. soch. S. 10.

38 Tam zhe.

39 Trudy Pervogo Vsesojuznogo s#ezda strahovyh rabotnikov, 17-25 marta 1925. M., 1925.

40 Tam zhe. S. 29.

41 Sobranie zakonov Sojuza SSR. 1924. № 26. St. 225.

42 Sobranie zakonov Sojuza SSR. 1925. № 73. St. 537.

43 Sobranie zakonov RSFRR. 1925. 1926. № 6. St. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.