Научная статья на тему 'Из истории советско-египетских отношении во 2-ой половине 50-х гг. ХХ века'

Из истории советско-египетских отношении во 2-ой половине 50-х гг. ХХ века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
862
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / РОССИЯ / СССР / СУЭЦКИЙ КАНАЛ / ДРУЖЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА / EGYPT / RUSSIA / SOVIET UNION / SUEZ CANAL / FRIENDLY RELATIONS / STRENGTHENING COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ибатуллин А.Ф.

В статье рассматриваются отношения Египта и России, бывших близкими союзниками на протяжении полутора десятилетий, в 50-70-х гг. ХХ века, но эти отношения были фактически прерваны в 1970 г. после смерти Насера. В настоящее же время эти отношения переживают подъем и тому есть как объективные, так и субъективные причины. Однако наше сотрудничество не всегда было столь теплым. Автор дает четкую позицию современных отношений Египта с Россией. Рассказывается об истоках сотрудничества и о перспективах, которые возможны между этими государствами. На документах и фактических материалах раскрывается позиция Египта и позиция России на международной арене. Рассматриваются последние события, в связи с которыми страны переживают то взлет, то падение отношений и сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF SOVIETEGYPT RELATIONSHIP IN THE SECOND HALF OF 50-S IN THE XX CENTURY

The article discusses the relationship of Egypt and Russia, who were close allies during the decade and a half, in the 50-70 years of the twentieth century, but these relations were in fact interrupted in 1970 after the death of Nasser. Now, these relations are experiencing the rise and there are both objective and subjective reasons. However, our cooperation has not always been so warm. The author gives a clear stance of modern Egypt's relations with Russia. It is told about the origins of cooperation and the prospects that are possible between these states. The documents and evidence materials revealed Egypt's position and the position of Russia in the international arena. Author consider the recent developments in connection with which the country is experiencing the rise, the fall of relationships and cooperation.

Текст научной работы на тему «Из истории советско-египетских отношении во 2-ой половине 50-х гг. ХХ века»

УДК 327

А.Ф. ИБАТУЛЛИН

аспирант, кафедра теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов

E-mail: moskva89rudn@maiI.ru

UDC327 A.F. IBATULLIN

Graduate student, Department of theory and history of international relations, Peoples' Friendship University of

Russia

E-mail: moskva89rudn@maiI.ru

ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКО-ЕГИПЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВО 2-ОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х ГГ. XX ВЕКА FROM THE HISTORY OF SOVIET-EGYPT RELATIONSHIP IN THE SECOND HALF OF 50-S IN THE XX CENTURY

В статье рассматриваются отношения Египта и России, бывших близкими союзниками на протяжении полутора десятилетий, в 50-70-х гг. XX века, но эти отношения были фактически прерваны в 1970 г. после смерти Насера. В настоящее же время эти отношения переживают подъем - и тому есть как объективные, так и субъективные причины. Однако наше сотрудничество не всегда было столь теплым.

Автор дает четкую позицию современных отношений Египта с Россией. Рассказывается об истоках сотрудничества и о перспективах, которые возможны между этими государствами. На документах и фактических материалах раскрывается позиция Египта и позиция России на международной арене. Рассматриваются последние события, в связи с которыми страны переживают то взлет, то падение отношений и сотрудничества.

Ключевые слова: Египет, Россия, СССР, Суэцкий канал, дружественные отношения, укрепление сотрудничества.

The article discusses the relationship of Egypt and Russia, who were close allies during the decade and a half, in the 50-70 years of the twentieth century, but these relations were in fact interrupted in 1970 after the death of Nasser. Now, these relations are experiencing the rise - and there are both objective and subjective reasons. However, our cooperation has not always been so warm.

The author gives a clear stance of modern Egypt's relations mth Russia. It is told about the origins of cooperation and the prospects that are possible between these states. The documents and evidence materials revealed Egypt's position and the position of Russia in the international arena. Author consider the recent developments in connection with which the country is experiencing the rise, the fall of relationships and cooperation.

Keywords: Egypt, Russia, the Soviet Union, the Suez Canal, the friendly relations, strengthening cooperation.

Введение

Проблемы, связанные с отношением между СССР и Россией со странами Африки, всегда имели и имеют большое значение в развитии международных отношений. По истории отношений между СССР и африканскими странами написано немало работ, книг, брошюр и статей. Однако со времени опубликования ряда работ по этим вопросам прошло много времени. За это время произошли большие изменения в международной жизни, изменились взгляды и подходы ко многим вопросам, касающимся политических, экономических и других проблем. В связи с изменениями на мировой арене изменились и оценки по отношению к работам, касающимся интересующих нас проблем.

Во многих странах Африки, и в Египте в том числе, произошли и происходят значительные изменения в политической и экономической областях. В этой связи появилась необходимость проанализировать и с современных позиций подойти к рассмотрению и оценке ряда работ, касающихся внутренней и внешней политики стран Африки, их положения как внутри страны, так и на международной арене.

Большие изменения произошли и в нашей стране. Изменились оценки и подходы в нашей внешней политике в целом, политике в Африке и к ее отдельным странам, таким как Египет. Как уже было отмечено, за последнее время произошли большие изменения: нет Советского Союза, но в известной мере такую же политику продолжает проводить и Россия, правопреемница СССР. Но все так же как и раньше, западные державы используют в своих целях Турцию.

К этому надо добавить и необходимость в оценке подходов и значений политики к отдельным африканским странам со стороны Советского Союза и России. В связи с рассекречиванием архивов появляется возможность узнать, какую помощь оказывал СССР африканским странам и какие предпосылки для сотрудничества были заложены в отношениях с Египтом, какую роль СССР занимал на мировой арене.

Стоит сказать, что за последнее время в Египте, как и в России, прошли важные общественно-политические изменения, однако взаимное доверие и уважение всегда занимали решающее значение в отношениях между Москвой и Каиром. Как в двусторонних делах, так и

© А.Ф. Ибатуллин © A.F. Ibatullin

на международной арене, эти государства остаются партнерами. И это понятно: если вспомнить страницы взаимовыгодного сотрудничества как в политической, так и в экономической областях, а также в области культурных отношений, то все встает на свои места.

Новые страны, новые государства, новый мировой порядок

Демократические державы Запада перестали быть главной внешней силой, определяющей характер политических перемен в странах мира. Сегодня возник новый мировой рынок политических изменений, в рамках которого на направленность переходных явлений влияет целый ряд различных стран, в том числе недемократические государства и незападные демократии. Политические руководители Запада слишком медленно осознают реалии и последствия этой новой ситуации.

За последние пятьдесят лет целый ряд стран обрел независимость. Войны, социально-политические конфликты и распад СССР привели к тому, что количество независимых стран увеличилось в период с 1965 по 2015 г. со 139 до 204. Эти новые страны быстро заняли свое место на между народной арене.

Ближний Восток

Десятилетиями Ближний Восток был самым политически стабильным регионом за пределами Северной Америки и Западной Европы. Однако последние несколько лет там наблюдается крайне высокий уровень политической изменчивости: смена режимов в Египте и Тунисе, крах режимов и гражданская война в Ливии и Йемене, катастрофическая гражданская война в Сирии, продолжающийся вооруженный конфликт в Ираке, массовые народные протесты и их жесткое подавление в Бахрейне. Даже те арабские государства, где в этот новый период потрясений сохраняется относительная стабильность (такие как Иордания, Ливан и Марокко), пережили масштабные акции протеста и другие формы напряженности.

В этом необычайно переменчивом контексте проявляются как минимум пять четких и зачастую вступающих в столкновение друг с другом векторов внешнего влияния.

Первый представлен Соединенными Штатами и их основными европейскими союзниками. Второй вектор влияния - иранский. Третий вектор: после начала «арабской весны» почти во всех странах региона, переживающих фундаментальные политические изменения, влиятельными внешними игроками стали Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты [17, с. 70-84]. Четвертый вектор представляет собой поддержка исламистских акторов Катаром и Турцией. Пятый вектор: наряду с государствами в переходных процессах в регионе участвуют мощные негосударственные акторы, так называемое «Исламское государство.»

Количество этих векторов и чрезвычайно сложный характер сочетаний и напряженности между ними просто поражают. Столь же удивительна активность различных государств в попытках повлиять на результат

процессов, а также уровень конфликтности и насилия, сопровождающих политические перемены в регионе.

Если вспомнить события, происходившие полвека тому назад, то можно проследить аналогию нынешней обстановки.

Из истории Египта и России, правоприемницы СССР

Сотрудничество двух стран началось с подписания в марте 1948 г. первого экономического соглашения о поставках из Египта хлопка в обмен на зерно, лесоматериалы и другую продукцию из СССР. Апогеем двусторонних отношений стали 50-60-е гг. XX века [11]. Еще в 1955 г. Заместитель Министра иностранных дел СССР B.C. Семенов на приеме с послом Египта в СССР Эль Куни сказал, что «Советский Союз неоднократно оказывал поддержку Египту». И что «было бы хорошо, если бы между Египтом и СССР установились счастливые и дружественные отношения» |5|.

Наблюдая события, которые происходят сегодня на Ближнем Востоке, невольно вспоминается то, что происходило чуть более полувека тому назад. В те годы, после приходя к власти Гемаль Абден Насера, Египет стал ликвидировать последствия колониального режима и поднимать свою экономику.

Чтобы усилить свое влияние и повысить роль Египта, была предпринята попытка объединения с Сирией. Однако это объединение просуществовало недолго.

Важнейшее решение того времени было направлено Египтом на национализацию Суэцкого канала, который был построен египетским народом на деньги французских и английских банкиров.

Известно, что против национализации канала выступили Англия, Франция и Израиль.

Так постепенно усиливалось давление западных стран на Египет в целях заставить отказаться от национализации. Они задерживали вывод своих войск из Сирии и Ливана и оказывали постоянное давление на Египет.

Англичане строили свой расчет на том, что пока дело дойдет до практических шагов, им удастся вынудить египетское правительство пойти на подписание нового военного соглашения. Согласие на вывод войск правящие круги Англии рассчитывали использовать и в демагогических целях. «Выход из Суэца,- писал английский буржуазный автор Гудсон,- был игрой, рассчитанной на улучшение отношений с Египтом» [18. с. 117].

Правительство Англии в том же 1954 г. стало принимать меры к заключению нового военного соглашения сроком на 25 лет. Но английские колонизаторы просчитались. «Восток уже не являлся заповедником Запада, в котором западные страны могли диктовать свои условия... Советский Союз предлагает выбор, который, если не прибегать к войне, интервенции и оккупации, арабам нельзя запретить» [21, с. 292],- писал сотрудник Совета по вопросам планирования внешней политики госдепартамента США, специалист по арабским странам Уильям Полк.

В 1954 г. египетский народ после трудной и длительной борьбы одержал очень важную победу. Речь идет об англо-египетском соглашении от 19 октября 1954 г. о выводе английских войск из зоны Суэцкого канала.

В те годы газета «Аль-Акбар» писала, что «сирийский, ливанский народы и все арабы никогда не забудут, что если бы не поддержка Советского Союза, то вывод иностранных войск с территории арабских стран не был бы осуществлен.»

Особенно острая борьба развернулась вокруг Суэцкого канала. Его национализация была необходима Египту, чтобы начать осуществление подъема экономики своей страны.

В те годы западные державы использовали Турцию против борьбы арабских стран за свое экономическое развитие.

Так весной 1955 г., под нажимом американской дипломатии, против Сирии и Египта резко выступила Турция. Чтобы предотвратить расширение борьбы арабского народы за самостоятельное развитие, США, вместе с Англией и Францией систематически обостряли обстановку на арабском Востоке, добиваясь создания империалистическими державами военного блока на Ближнем и Среднем Востоке.

Французский буржуазный публицист позднее писал в газете «Le Monde", что "Советский Союз готов развивать отношения с арабскими странами в районе Ближнего и Среднего Востока на основе взаимовыгоды и невмешательства во внутренние дела, в то время как США и другие западные страны, настаивая на своем господствующем положении, стремились включить эти страны в антисоветские блоки" [19].

В то время Советский Союз заключил ряд соглашений и договоров с рядом арабских стран о дружбе и равноправном экономическом сотрудничестве.

В 1955 г. между Москвой и Каиром достигнуто соглашение о поставках советского оружия [11].

Россия, как и Советский Союз, в отличие от капиталистических держав, везде и всегда оказывала поддержку и помощь народам Африки в борьбе против порабощения, в борьбе за независимость и свободу, против колониализма.

Именно так и поступили арабские страны, взяв курс на развитие дружественных экономических и культурных связей с СССР.

В своей агрессивной политике западные державы неоднократно использовали Израиль. Совершенно не заботясь об интересах еврейского народа, империалистические круги Запада в политике на Ближнем Востоке опирались на реакционные силы Израиля. Таким образом, западные страны использовали в своих целях арабско-израильские противоречия, усиленно подталкивая Израиль на выступления против Египта, Сирии и других арабских государств.

Однако некоторые буржуазные юристы считали, что Египет имеет право национализировать Суэцкий канал, использовать полученные от этого материальные выгоды по своему усмотрению и на подъем национальной экономики.

5 июня 1955 г. израильские войска напали на Объединенную Арабскую Республику Египет.

В защиту народов арабских государств, за ликвидацию опасности на Ближнем и Среднем Востоке, за установление и развитие дружественных отношений со странами этого района выступил Советский Союз. В 1955 г. между СССР и арабскими странами был заключен ряд соглашений экономического, культурного и политического характера.

Огромное значение для арабских государств, прежде всего для Египта, имела помощь Советского Союза в укреплении национальной обороны. Оказав помощь Египту в подготовке к борьбе против империалистической экспансии. Советский Союз тем самым помог египетскому народу отстоять и укрепить революционные завоевания.

Бывший государственный министр Англии Антони Наттинг писал в конце мая 1967 г., за несколько дней до нападения Израиля на ОАР, что арабо-израильский кризис - прямой результат попытки колониальных кругов Запада "использовать Израиль в качестве Stalking-horse - прикрытия для нападения на Египет" [20].

Приветствуя в Порт-Саиде 15 мая 1967 г. советскую правительственную делегацию во главе с А.Н. Косыгиным, президент ОАР Г. А. Насер сказал, что народ Объединенной Арабской Республики, особенно население Порт-Саида, никогда не забудут позиции, занятой Советским Союзом в 1956 г., и оказанной им в те дни поддержки. Президент подчеркнул, что эта поддержка вселила в египетских патриотов уверенность в победе и дала возможность прогрессивным силам выступить против империализма [2].

Первый секретарь ЦК Иорданской компартии Фуад Нассар в октябре 1967 г. писал, что "арабские народы с признательностью вспоминают о решающей роли, которую сыграл Советский Союз в деле прекращения тройственной агрессии против Египта в 1956 г." "В настоящее время,- продолжал он,- когда арабские народы оказались в трудном положении вследствие вероломной израильской агрессии, для всех стало очевидно огромное значение и жизненная важность великой дружбы и сотрудничества между арабскими народами и их национальными и прогрессивными правительствами, с одной стороны, и Советским Союзом и социалистическими странами - с другой" [3].

И наконец, следует особо отметить заключенное 12 июля 1956 г. в Каире важное для египетской экономики соглашение между СССР и Египтом об использовании атомной энергии в мирных целях [16, с. 140-142]. Советский Союз принял на себя обязательства оказывать египетскому народу помощь в создании научных учреждений, лабораторий, а также поставить аппаратуру, оборудование, расщепляющиеся материалы, дать необходимые консультации по вопросам специального проектирования и строительства. Соглашение имело огромное значение не только для Египта, но и для СССР.

Поддержка и помощь, оказанные египетскому народу, и усилия, предпринятые Советским Союзом для пре-

кращения англо-франко-израильской агрессии, явились основой для установления дружественных отношений.

В свете сегодняшних событий, происходящих на Ближнем и Среднем Востоке, особенно видна роль и значение Советского Союза в помощи египетскому народу за осуществление своих прав.

Ныне хорошо известно, какую роль сыграл СССР в те годы, открыто выступив против агрессии трех стран в отношении Египта.

Советский Союз обратился к США с предложением о совместном выступлении против агрессивных действий трех стран. И когда США отказались, СССР решил оказать помощь Египту самостоятельно. Именно это решительное действие советского правительства спасло Египет от крупномасштабной войны с тремя западными странами.

В то время как египетское правительство предпринимало большие усилия для обеспечения работы Суэцкого канала, Англия и Франция, при поддержке США, делали все возможное для затруднения судоходства через Суэцкий канал.

Надо отметить деятельность Индии во время обсуждения положения на Ближнем и Среднем Востоке. Среди ряда предложений Индией были выдвинуты и такие, как признание суверенитета прав Египта, а Суэцкого канала неотъемлемой его частью.

Анализируя с позиции сегодняшнего дня положение на Ближнем и Среднем Востоке полувековой давности, просматриваются те же методы для подрыва нормального существования арабских стран и давления, оказываемого в отношении России. Методы, применяемые Соединенными Штатами и Европой, хорошо известны: это смесь инструментов жесткой политики, например военной силы, военной помощи, дипломатического давления и экономических санкций, которые как и тогда они активно используют.

Россия после распада СССР

Ситуация в 2000 году следующая: правит миром США, в Европе ведущие позиции занимает Германия, Великобритания и Франция. Если быть абсолютно честными, то никто из этой четверки не хочет, чтобы Россия стала вновь сильной страной. Наоборот. Западу выгодно, чтобы Россия была слабой, зависимой и послушной. Чтобы давала нефть, газ и все остальные природные ресурсы, давала и молчала, ничего не требуя взамен. Обидно, но правда, а правде нужно уметь смотреть в глаза.

За что же нас так не любят? На мой взгляд, ответ есть.

Россия решительно выходит из подписанного Горбачевым договора ДОВСЕ, который ограничивал Россию в передвижении войск на своей собственной территории, и подписанного Ельциным договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-3. Другими словами, Россия развязала связанные самой себе руки для возрождения собственной военной мощи. Начинается медленное, но целенаправленное возрождение и модернизация армии, брошенной, как и многое другое, на произвол судьбы в 90-ые гг.

Мир меняется, невозможно уже руководствоваться схемами, которые сложились после Второй мировой войны, даже с союзниками уже по-старому невозможно разговаривать. Появляются новые угрозы, новые центры силы. Все это нужно учитывать. И если Россия будет учитывать эти изменения и будет на них реагировать, то сможет создавать более устойчивую ситуацию, а если не будет, то будут постоянно возникать конфликты.

За последние пятнадцать лет из деградирующей, на грани развала страны, к которой относились с плохо скрытым пренебрежением, Россия вновь превращается в важнейшего политического игрока на мировой арене наряду с США. Китаем и Западной Европой [4].

И это. как мы знаем, никому не нужно, особенно США и странам Запада.

Россия и Египет: наши дни

Египет остается влиятельным государством в арабском мире и на африканском континенте. Следовательно, для России отношения с этой страной имеют как двустороннее, так и региональное значение.

Для России Египет - ведущий торгово-экономический партнер в Северной Африке.

Тем не менее, несмотря на все усилия, которые Египет и Россия прикладывают для улучшения отношений, все же происходят и такие события, которые нельзя предсказать. Сегодня существует такая угроза, которая способна не просто усугубить сотрудничество, но и уничтожить всю дружественную обстановку между государствами. В свете последних событий, которые происходят в нынешнем 2015 г., появившаяся угроза в лице террористической организации, действующей на территории Ирака и Сирии, - «Исламское государство», также известное как «Исламское государство Ирака и Леванта» - ИГИЛ. представляет собой угрозу не только для Египта и России, но и для всего мира.

Если вновь обратиться к истории и вспомнить события, происходившие чуть более полвека тому назад, то нельзя забыть о Германии, о фашизме, который стал причиной Второй мировой войны. ИГИЛ, на мой взгляд, некая аналогия фашизму, так сказать современный «фашизм,» но только на Востоке.

«Исламское государство» - запрещенная в России организация, которая в 2014 г. захватила часть территории Сирии и Ирака и провозгласила там халифат. Так, 30 сентября 2015 г. президент Сирии Башар Асад обратился к РФ с просьбой об оказании военной помощи. Таким образом, можно констатировать, что соблюдая нормы международного права, президент Сирии обратился за помощью к России для борьбы с терроризмом. И в тот же день 30 сентября, «в соответствии с решением Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ Владимира Путина самолеты российских Воздушно-космических сил (ВКС) приступили к проведению воздушной операции с нанесением точечных ударов по наземным целям террористов группировки ИГИЛ на территории Сирийской Арабской Республики» [7].

Можно смело сказать, что активные действия России

повлекли за собой ответные действия со стороны ИГИЛ. Самолет А321 с российскими туристами, направлявшийся из Египта в Петербург, упал на Синайском полуострове утром 31 октября 2015 г., через 23 минуты после вылета. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли. Ответственность на себя взяла террористическая группировка «Исламское государство.» Пока же вероятной причиной трагедии является взрыв бомбы, подложенной в самолет во время погрузки багажа.

Президент Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси и Правительство Египта выразили свои соболезнования и предложили сделать все возможное, чтобы провести совместное расследование [6]. 5 ноября 2015 г. по инициативе египетской стороны состоялся телефонный разговор Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Арабской Республики Египет С. Шукри. С. Шукри информировал C.B. Лаврова о ходе ведущегося в Египте расследования обстоятельств катастрофы российского авиалайнера. Он еще раз подчеркнул, что власти АРЕ продолжают в полном объеме оказывать необходимую помощь российским спасателям и экспертам [9].

В связи с крушением самолета 6 ноября 2015 г. президент России Владимир Путин согласился с рекомендациями Национального антитеррористического комитета приостановить все полеты российских авиакомпаний в Египет «до установления должного уровня безопасности авиационного сообщения» [10]

Прерванное авиасообщение с Египтом ухудшает и так непростое положение. На какой срок прервано авиасообщение, пока непонятно. Нестабильная террористическая ситуация в Египте пугает мировое сообщество. Вслед за Россией к запрету на полеты в эту страну присоединились Казахстан и Британия. Однако серьезные потери сейчас грозят Египту, так как туризм является одним из доходов государственного бюджета Египта.

Атака террористов на российский авиалайнер Airbus А321 в небе над Синайским полуостровом была направлена на подрыв российско-египетских отношений [8]. Как мне кажется, это трагическое событие не может помешать усилению и укреплению сотрудничества Египта с Россией и наоборот.

Однако события, которые последовали после крушения российского самолета, могут поспособствовать укреплению сотрудничества между Египтом и Российской Федерацией.

И опять же, как и в прошлом, на мировой арене возникает Турция, вставляющая «палки в колеса.» Остается только гадать о том, чьих советов она придерживается сейчас.

Так, фронтовой бомбардировщик Су-24 из состава российской авиагруппы в Сирии был атакован утром 24 ноября 2015 г. парой турецких истребителей F-16 и сбит ракетой «воздух-воздух». «Это событие выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом. Конечно, наши военные ведут героическую борьбу с террором, не жалея себя, не жалея своей жизни. Но сегодняшняя

потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину* пособники терроризма», - сказал президент РФ [1].

Таким образом, атака российского самолета со стороны Турции повлекла за собой ответные меры, которые будут иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений. Было принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» [12].

В соответствии с указом на территории РФ временно вводится запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию страны отдельных видов турецких товаров. Также вводится запрет или ограничение для турецких компаний и организаций на выполнение ими отдельных видов работ или оказание услуг на территории России.

Кроме того, вводится запрет для работодателей на привлечение с 1 января 2016 г. работников из числа граждан Турции.

Согласно документу, туроператорам надлежит воздерживаться от продажи путевок в Турцию, правительству было поручено принять меры по запрету на чартерные возду шные перевозки между Россией и Турцией.

Вследствие принятого постановления, Турция попадает под санкции со стороны России. Этим нельзя не воспользоваться правительству Египта для улучшения отношений с Россией. Так, Министр торговли и промышленности Египта Тарек Кабиль предложил своему российскому коллеге Денису Мантурову заменить турецкие продукты египетскими. Т. Кабиль призвал РФ предоставить Каиру список запрещённых к ввозу турецких товаров.

Спустя несколько дней после заявления Министра торговли и промышленности Египта Т. Кабиля, Министр иностранных дел России Сергей Лавров и глава МИД Египта обсудили вопросы дальнейшего укрепления сотрудничества между странами.

Россия планирует начать переговоры с Египтом о возобновлении авиационного сообщения между странами, заявил министр транспорта РФ Максим Соколов. «Мы можем об этом начать разговор, и даже сейчас, еще до Нового года, уже начнем совместную работу. Но эта работа непростая и очень ответственная», - сказал он. 1 декабря 2015 г. о том, что стороны находятся в постоянном диалоге и запрет на перелеты между странами может быть снят, говорил и посол Египта в Москве Мохамед Эль-Бадри [15].

Словом, несмотря на все события, которые могли подорвать установившиеся отношения Египта с Россией, правопреемницей СССР, хотелось бы, чтобы сотрудничество между странами усиливалось и укреплялось.

Египет и Россия в последнее время активно восстанавливают отношения, пострадавшие в результате революции и последовавшей за ней сменой власти в этой стране, констатировал президент России Владимир Путин. «Мы восстанавливаем наши отношения в полном объеме. Наряду с интенсификацией политических контактов развивается экономика. Она растет, несмотря на сложности мировой экономики», - заметил российский президент [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такого же мнения придерживается и руководство Египта, которое озвучил посол Египта в России Мухаммед Эль-Бадри. заявив, что сегодняшние египетско-российские отношения находятся на подъеме. «Этот этап очень важен для нас. так как, говоря метафорой, самый трудный этап для самолета - это взлет. Сегодня наши отношения развиваются очень гармонично и являются многообещающими», - сказал посол [14].

Становится ясным то, что наши страны должны опираться на фундамент, который был заложен еще в годы советско-египетского сотрудничества. Россию в Египте рассматривают в качестве дополнительного источника вооружений, финансов, энергоносителей и технологий. Прежде всего, это энергетика. Следует также отметить и сферу торговли. Конечно, тут сотрудничество уже идет, но оно должно и дальше развиваться. Разумеется Египет демонстрирует симпатию к России и настрой на сотрудничество в разных сферах. Россия и Египет могут перейти к взаиморасчетам в рублях. Но все же главным вопросом двусторонней повестки Москва и Каир называют военно-техническое сотрудничество.

Заключение

Подводя итоги вышеизложенного, проследив всю полувековую историю сотрудничества Египта с Россией, можно сказать, что несмотря на все трудности с которыми столкнулись наши государства в столь непростое время, отношения Египта с Российской Федерации ждёт успех.

Египет готов к серьезному рывку в отношениях с Россией - речь идет не только в военных контактах, поставках газа или нашем участии в модернизации египетской экономики, а о политическом взаимодействии на региональном и мировом уровне.

Таким образом, для Египта, связи с Россией имеют не только двухстороннее, но и глобальное значение. За время сирийского кризиса Россия существенно укрепила свою репутацию в регионе. Доверие к Российской Федерации растет, а к США падает - и это дает России прекрасный шанс на возвращение в регион, в котором ее помнят и где ждут и практически требуют активного участия.

Сейчас Россия возвращается как на Ближний Восток, так и в целом в глобальную игру. При этом наша глобальная цель совпадает с устремлениями Египта -создать такой миропорядок, который минимизировал бы возможности англосаксонского гегемона провоцировать конфликты и войны, ставить эксперименты, пере форматируя в своих интересах жизненный уклад народов и их государства. Египет, через многое прошедший за свою многотысячелетнюю историю, хорошо понимает, о чем мы говорим.

Библиографический список

1. Встреча с Королем Иордании Абдаллой II. Официальные сетевые ресурсы Президента России, http://www.kremliii.ra/ events/president/news/50775

2. Газета «Правда», 16.5.1966.

3. Газета «Правда», 15.10.1967.

4. Документальный фильм. Холодная политика. http://www.ltv.ni/docunientary/fi=7435.

5. Из дневника B.C. Семенова. Прием посла Египта в СССР Эль- Куни. М.,1955. РГАНИ-Российский государственный архив новейшей истории. Ролик №4574. Ф. 5. Оп. 30. Д. 123.

6. Комментарий для СМИ Посла Российской Федерации в Египте C.B. Кирпиченко в связи с катастрофой российского самолета на территории АРЕ, Каир, 31 октября 2015 г. Министерство иностранных дел Российской Федерации, http://www.niid.rii/ foreignjohcy/news/-/assetjiibhsher/cKNoiikJE02Bw/content/id/1913294.

7. Минобороны подтвердило начало российских авиаударов по ИГ в Сирии, http://www.iiiterfax.ra/world/470311.

8. Минобороны РФ: Атака на А321 была призвана подорвать отношения России и Египта. littps://russian.rt.coni/article/l 32644.

9. О телефонном разговоре Министра иностранных дел России С .В. Лаврова с Министром иностранных дел Египта С .Шукри. Министерство иностранных дел РФ. http://www.mid.m/telefoimye-razgovoiy-mmista

id/1920229.

10. Президент согласился приостановить авиасообщение с Египтом до установления должного уровня безопасности авиаперелётов. Официальные сетевые ресурсы Президента России, http://www.kremlin.ra/events/president/news/50645.

11. Проект постановления ЦК КПСС, записки и информация Президиума Верховного Совета и СМ СССР, Министерства иностранных дел и др. об улучшении советско-египетских отношений. 1955-1957. РГАНИ-Российский государственный архив новейшей истории. Ролик № 4574. Ф. 5. Оп. 30. Д. 123.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015. http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201512010026.

13. Россия-Египет: отношенияразвиваютсяпо восходящей. Портал "Путинсегодня", http://www.putin-today.rii/archives/8677.

14. Россию ждутв Египте. Российско-Арабский дел овойсовет. http: //www.russarabbc .ru/rusarab/index.php?ELEMENT_ID=34771

15. Россия начинает переговоры о возобновлении полетов в Египет, http://www.news-egypt.ru/rossiya-nacliinaet-peregovory-o-vozobiiovlenii-poletov-v-egipet.html.

16. СССР и арабские страны. 1917-1960.

17. F. Wehrey, The Authoritarian Resurgence: Saudi Arabia's Anxious Autocrats. J. of Democracy, 2015.

18. G.F. Hudson, The Great Catastrophe.

19. "Le Mont", 10.6.1967.

20. "Times", 30.5.1967.

21. W. Polk, The United States and the Arab World.

References

1. Meeting with King of Jordan Abdullah II. Official network resources of the Russian President, http://www.kremlin.ru/events/ president/news/50775

2. The newspaper "Pravda", 05.16.1966.

3. The newspaper "Pravda", 15.10.1967.

4. Documentary. Cold policy. http://www.ltv.ru/docimientary/fi=7435.

5. From the diary of VS Semenova. Receiving the Ambassador of Egypt in the USSR El Cooney. M., 1955. RGANI-Russian State Archive of Contemporary History. Roller № 4574. F. 5.1. 30. F. 123.

6. Note for the media of the Russian Federation Ambassador in Egypt SV Kirpichenko in connection with the crash of the Russian aircraft in the territory of Egypt, Cairo, 31 October 2015. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, http://www.mid.ni/ foreignjohcy/news/Vassetjubhsher/cIQSioiikJE02Bw/content/id/1913294.

7. Defense Ministry confirmed the beginning of the Russian air strikes on IG in Syria, http://www.interfax.ni/world/470311.

8. Defense Ministry of the Russian Federation: Attack on the A321 was designed to undermine the relations between Russia and Egypt, https://mssian.rt.eom/article/l32644.

9. A telephone conversation between Minister of Foreign Affairs of Russia Sergey Lavrov and Minister of Foreign Affairs of Egypt S.Shukri. The Ministry of Foreign Affairs. http://www.mid.ni/telefoimye-razgovory-miiiista/-/assetjublisher/KLX3tiYzsCLY/content/ id/1920229.

10. The President agreed to suspend air traffic with Egypt to establish a proper level of safety of air travel. Official network resources of the Russian President, http://www.kremlin.ni/events/president/news/50645.

11. The draft resolution of the CPSU Central Committee, notes and information of the Presidium of the Supreme Soviet and the USSR, the Ministry of Foreign Affairs et al. On the improvement of Soviet-Egyptian relations. 1955-1957. RGANI-Russian State Archive of Contemporary History. Roller № 4574. F. 5.1. 30. F. 123.

12. Russian Federation Government Resolution dated November 30, 2015. http://publication.pravo.gov.ni/Document/ View/0001201512010026.

13. Russia - Egypt relations are on the rise. Portal "Putin today." http://www.putin-today.ni/archives/8677.

14. Russia is expected inEgypt. Russian-Arab Business Council. http://www.nissarabbc.ni/msarab/index.php?ELEMENT_ID= 34771

15. Russia starts talks on the resumption of flights to Egypt, http://www.news-egypt.ni/rossiya-naclnnaet-peregovory-o-vozobnovlenii-poletov-v-egipet.html.

16. The Soviet Union and the Arab countries. 1917-1960.

17. F. Welirey, The Authoritarian Resurgence: Saudi Arabia's Anxious Autocrats. J. of Democracy, 2015.

18. G.F. Hudson, The Great Catastrophe.

19. "Le Mont", 10.6.1967.

20. "Times", 30.5.1967.

21. W. Polk, The United States and the Arab World.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.