Ракитин Антон Сергеевич
Российский государственный архив древних актов (РГАДА), Москва, Россия аМ-гакШп@уапёех. ги
УДК 929.05
ИЗ ИСТОРИИ РОДА КОЖЕМЯКИНЫХ (ПО МАТЕРИАЛАМ РГАДА XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ.)1
В статье приводятся родословные росписи представителей рода Кожемякиных (г. Данков, ХУП-ХУШ вв.). Автор рассматривает версии о происхождении фамилии. Статья основана на широком комплексе источников РГАДА (Российского государственного архива древних актов, г. Москва). Автор установил, что первым Кожемякиным в Данкове является стрелец Елистратко Семенов сын Кожемякин, внесенный в писцовую книгу 1627/28 гг. письмаГ.Ф. Киреевского и И. Рагозина. Можно предположить, что и его отец, Семен, также был стрельцом, однако подтвердить это (в то же время и опровергнуть) не представляется возможным. В самом раннем дошедшем до нас списке данковских служилых людей 1622 г. Кожемякины отсутствуют. В связи с этим предположим, что Елистрат Кожемякин появился в Данкове после поступившего царского указа о приборе в службу новых стрельцов (вследствие их сильного недобора в гарнизоне города). На момент составления писцовой книги 1627/1628 гг. Елистрат Кожемякин уже поставил свой двор. Сохранилось его описание: «двора и огороду, и гуменнику вдоль тритцать сажень, поперег двенатцать сажень».
В переписной книге 1641/1642 гг. писца И. Рагозина и подьячего А. Былева его сын, Лаврушка Кожемякин, записан как пасынок данковского стрельца Исая Юрьева сына Юракова девяти лет отроду. Мы можем только предполагать, что произошло с отцом Лавра Елистратом - умер ли он своей смертью или погиб в неравной схватке с татарами. Последняя версия, впрочем, кажется наиболее убедительной: в годы Смоленской войны 1632-34 гг. крымские татары не раз беспокоили Данковский уезд. Далее по источникам Лавр Кожемякин уже нигде не фигурирует.
1 Статья написана по материалам фондов № 210 и 1209 РГАДА.
124
Рассмотрены версии о происхождении фамилии и рода Кожемякиных, появление их первого представителя в Данкове и ветки, происходившей из Горной, Пруцкой, а также Стрелецкой слобод в XVII - начале XVIII вв. В дальнейшем Кожемякины в селе Требунки имели многочисленных потомков, некоторые представители этого рода в середине XIX столетия переселились в Томскую губернию.
Ключевые слова и фразы: служилые люди, генеалогия, родословные росписи, краеведение, история Липецкого края, казаки, Данков, РГАДА.
The article describes genealogical entries of Russian genus «Kozhemyakin» from Dankov town (modern Lipetsk region). This work is based on wide complex of the rare documents ofXVII-XVIII centuries from Russian state archive of ancient acts.
Key words and phrases: military people, genealogy, genealogical entries, local history, Lipetsk region history, Cossacks, Dankov, Russian state archive of ancient acts.
Моим прабабушке Марии Макаровне
Анохиной и прапрапрабабушке Екатерине
Никитичне Вешняковой, в девичестве Кожемякиным, посвящается.
Одной из самых распространенных фамилий в селе Требунки Данковского района Липецкой области являются Кожемякины. Как и большинство потомков коренных родов однодворцев и служилых людей юга России, они имеют весьма глубокие корни в далеком прошлом. Обращаясь к архивным источникам РГАДА XVII-XVIII вв., можно смело убедиться в этом и даже проследить родословную этой фамилии на несколько поколений назад. Данное просопографическое исследование продолжает серию статей по генеалогии коренных данковских родов.
Происхождение фамилии.Вполне вероятно, что фамилия «Кожемякин» имеет западнорусское происхождение. Кожемяками называли сыромятников в
западных регионах Московской Руси (к примеру, на Смоленщине, Псковщине), а также в восточнославянских землях Великого княжества Литовского. Одной из слобод центра древнего града Киева, а ныне его районом, являются Кожемяки. По преданию, именно здесь, между Старокиевской и Замковой горами, в слободе кожевников, некогда родился былинный богатырь Никита Кожемяка.Учитывая тот факт, что первые служилые люди Данкова могли происходить из совершенно разных этнокультурных регионов, не только с рязанской «украины», можно с большой осторожностью предположить, что первые Кожемякины происходили со Смоленщины, белорусских земель Речи Посполитой или западных уездов Московской Руси.
Поколенная роспись.Перед тем, как перейти непосредственно к поколенным росписям Кожемякиных, отметим, что род этот в XVII столетии был весьма не многочисленным и разветвился лишь после его переселения под Теребунский буерак - будущую деревню Теребунскую, а затем село Требунки Бигильдинской волости.
Первым Кожемякиным в Данкове является стрелец Елистратко Семенов сын Кожемякин, внесенный в писцовую книгу 1627/28 гг. письма Г.Ф. Киреевского и И. Рагозина. Можно предположить, что и его отец, Семен, также был стрельцом, однако подтвердить это (в то же время и опровергнуть) не представляется возможным. В самом раннем дошедшем до нас списке данковских служилых людей 1622 г. Кожемякины отсутствуют. В связи с этим предположим, что Елистрат Кожемякин появился в Данкове после поступившего царского указа о приборе в службу новых стрельцов (вследствие их сильного недобора в гарнизоне города). На момент составления писцовой книги 1627/1628 гг. Елистрат Кожемякин уже поставил свой двор. Сохранилось его описание: «двора и огороду, и гуменнику вдоль тритцать сажень, поперег двенатцать сажень».
В переписной книге 1641/1642 гг. писца И. Рагозина и подьячего А. Былева его сын, Лаврушка Кожемякин, записан как пасынок данковского стрельца Исая Юрьева сына Юракова девяти лет отроду. Мы можем только предполагать, что произошло с отцом Лавра Елистратом - умер ли он своей смертью или погиб в неравной схватке с татарами. Последняя версия, впрочем, кажется наиболее убедительной: в годы Смоленской войны 1632-34 гг. крымские татары не раз беспокоили Данковский уезд [2, 42]. Далее по источникам Лавр Кожемякин уже нигде не фигурирует.
Еще один сын Елистрата - Лазарь Кожемякин- среди служилых людей Данкова появляется в самом начале 50-х гг. XVII столетия. Судьба его любопытна. Впервые он записан в переписной книге 1653 г. среди монастырских крестьян данковского Покровского монастыря, живших на посаде. Однако в более раннем источнике 1646 г. среди крестьян того же монастыря Лазаря Кожемякина (или Лазаря Елистратова сына) не встречается [1, с. 403].
В 1661 г. впервые в источниках появляется еще один сын Елистрата -Матвей Кожемякин, когда он с братом Лазарем вместе с другими стрельцами и казаками Данкова пытались самовольно поверстаться в дети боярские. Однако вскоре все эти ратные люди были возвращены в разряд служилых «по прибору».
К 1669 г. братья Кожемякины переселяются в казачью Горную слободу. В следующем году Лазарь и Матвей были прибраны в новую солдатскую службу в Белгородский полк1. Далее сведений о Матвее Кожемякине не встречается. Вероятно, он погиб в одном из походов полка или был взят в плен.
В 1682 г. Лазарь Кожемякин вместе с полковыми казаками и солдатами Горной и Пруцкой слобод получает землю под Теребунским буераком (в нескольких верстах севернее Данкова по р. Дон). Сюда же переселяются два его сына Тимофей и Лукьян (Лука), также солдаты Белгородского полка.
Требунская ветка Кожемякиных. Итак, как мы убедились выше, Кожемякины села Требунки происходят от солдата Лазара Елистратовича, переселившегося сюда в 1682 г. Именно от двух его сыновей - Тимофея и Лукьяна - род разветвился на многочисленных однодворцев и государственных крестьян.
Некоторые родословные записи.Приведем некоторые сведения по первым представителям этого рода из села Требунки.
Тимофей Лазарев сын Кожемякин, солдат Белгородского полка, 1690-е гг. У него брат Лукьян в возрасте (т.е. старше 16 лет - прим. автора), Аким - 9 лет, да сын Архип - 7 лет, да племянник Никита - 6 лет.
«Села Теребунского салдацкой службы отставной» Лукьян Лазарев сын Кожемякин - 70 лет. Дети: Никита - 45 лет (глух), Гаврила - 19 лет, внук Ларион - полугоду (1719 г.). В деле 1721 г. Лукьян по какой-то причине записан «козачей службы» по селу Требунки. В другой ревизской сказке того же года у
1 Белгородский полк - крупное воинское соединение частей и гарнизонов всех укреплений Белгородской черты, способное вести наступательные боевые действия. Комплектовался преимущественно служилыми людьми «иноземного строя».
127
него во дворе еще два внука - Григорий Никитин сын, в возрасте 5 лет и Петр Никитин сын - 2 лет, не отмеченные ранее. Также появляется еще один сын Лукьяна - Мартин - 40 лет. У Мартина сын Прокофий - 2 лет.
По второй ревизии 1748 г.в Требунках проживали следующие Кожемякины.
Никита Лукьянов сын Кожемякин - 70 лет. У него брат родной Гаврила
- 34 лет. У него, Никиты, сын Григорий - 28 лет, да племянник родной Прокофий Мартынов сын - 25 лет. У Гаврилы сын Федос - 24 года, у Никиты сын Осип - 22 лет. После переписи рожденные: у Гаврилы дети: Поликарп - 13 лет, Дмитрий - 8 лет. У Григория сын Никита - 10 лет, у Прокофия сын Егор - 5 лет. Умершего Мартина Лукьянова сын Илья - 20 лет. «Взятаго в лантмилицы» [3] Лариона Никитина сын Кондратий - 5 лет.
Трофим Тимофеев сын Кожемякин - 63 года. У него дети: Савелий - 16 лет, Федос - 9 лет.
Умершего Игната Архипова [сына Кожемякина] сын Афанасий - 10 лет.
Однодворцы Кожемякины по третьей (1763 г.) ревизии в селе Требунки.
Никита Лукьянов сын Кожемякин - умер в возрасте 90 лет в 1760 г. У него сын Григорий (вдов) - 48 лет. Дети Григория: Никита - (фрагмент текста с возрастом утрачен), Минай - (фрагмент текста с возрастом утрачен), дочь - девка
- Меланья - 20 лет. У Никиты дети: Архип - 19 лет, Иван - 9 лет. У Архипа жена Авдотья Маркова дочь (взята Лебедянского уезда села Остапово, однодворческая дочь) - 20 лет.
Гаврила Лукьянов сын Кожемякин - 52 лет. Его дети: Федос - умер в 1750 г. в возрасте 37 лет. Дмитрий - (фрагмент текста с возрастом утрачен). У Дмитрия жена Соломонида Григорьева дочь (того же села однодворческая дочь) - 30 лет.
Прокофий Мартинов сын Кожемякин (вдов) - 43 лет. У него сын Егор -умер в возрасте 25 лет в 1758 г. У Прокофия брат Илья - (фрагмент текста с возрастом утрачен, умер до третьей ревизии). У Ильи жена вдова Наталья Авдеева дочь (того же села однодворческая дочь) - 40 лет. У них сын Осип - (фрагмент текста с возрастом утрачен).
Осип Никитин сын Кожемякин - 42 года. У него жена Анна Семенова дочь (взятая из села Бигильдино, однодворческая дочь) - 40 лет. У них дети: Максим - (фрагмент текста с возрастом утрачен), Никифор - (фрагмент текста с
возрастом утрачен). Дочери девки: Авдотья - 17 лет, Федосья - 5 лет. У Максима жена Матрона Иванова дочь (взята из села Малиново, однодворческая дочь) - 20 лет.
Поликарп Гаврилов сын Кожемякин - 33 года. У него жена Аксинья Андреева дочь (того же села, однодворческая дочь) - 35 лет. У них дети: Сергей -(фрагмент текста с возрастом утрачен), Емельян - (фрагмент текста с возрастом утрачен), Трофим - (фрагмент текста с возрастом утрачен), Потап - (фрагмент текста с возрастом утрачен), Василий - (фрагмент текста с возрастом утрачен).
Кондратий Ларионов сын Кожемякин - 25 лет, у него жена Марья Пахомова дочь (взята из села Бигильдино, однодворческая дочь) - 30 лет.
Кожемякины из Стрелецкой слободы.В заключение стоит отметить еще одну ветку Кожемякиных, бесспорно связанную с требунской. На наш взгляд, веским аргументом, подтверждающим родство с веткой Лазаря, является общее происхождение из Стрелецкой слободы. Во второй половине XVII в. здесь проживали следующие Кожемякины.
Афанасий Кожемякин, впервые показан среди жителей Горной и Пруцкой слобод в 1674 г., однако не ясно, был ли он на тот момент в казачьей (или какой-либо иной) службе. Позднее значится среди данковских стрельцов.
В Разрядном приказе РГАДА хранятся два дела, в которых фигурирует стрелец Афанасий Кожемякин.
В первом случае (1686 г.) Афанасий выступает в качестве инициатора разорения хозяйства данковского сына боярского Парфена Петрова сына Реброва (Бородина тож). Суть дела в следующем.
23 июля 1686 г. упомянутый выше Ребров бил челом царевне Софье и царевичам Петру и Ивану о разорении его двора данковскими стрельцами Афанасием Кожемякиным, Антифеем Пересыпкиным, Федором Афанасьевым, Никифором Мироновым, Дементием Лобановым, а также дмитриевским дьячком Федором Поповым и казаком Максимом Ильиным. Данковцы, Афанасий сотоварищи, «надеясь на мочь свою», разобрали и свезли с двора Реброва две избы, конюшню, клеть, овин, повети, котух, «дворовую и огородную городьбу», а также платья (одежды) на 15 рублей 10 алтын.
В Разряде прошение Реброва было рассмотрено, к воеводам Данкова (Григорию Шеншину) и Ельца (Иосифу Кондыреву) направили соответствующие грамоты. По ним велено было тех стрельцов, дьячка и казака сыскать и
немедленно выслать на Елец, где дать суд: «а по суду по уложенью да по статьям указ учинить». Однако из новой челобитной пострадавшего следовало, что данковский воевода Афанасия Кожемякина сотоварищи в Елец не отправлял «для своей бездельной корысти». Вскоре Григорий Шеншин был сменен на своем посту новым воеводой, и дело окончательно стало, конец его неизвестен.
Второе дело датировано 1691 г., сведения весьма противоречивы, поэтому мы ограничимся лишь общей интерпретацией. 11 июня 1691 г. данковский воевода Петр Колюбакин собрался ехать из города по своим делам. Подъезжая к городским («градцким») воротам, он увидел двух дерущихся людей. Это были голова таможенного и кружечного двора Федосей Харламов и лебедянец Антон Мальцев. Судя по дальнейшим расспросным речам, Мальцев за какие-то провинности должен был покинуть город и вернуться в Лебедянь, однако этого не сделал. Воевода приказал закрыть городские ворота, спешился и стал избивать Харламова плетью, грозя тюрьмой. Пушкарю Ивашке Никулину было приказано бить в набатный колокол. Тут на помощь Харламову подоспели целовальник Иван Смольянинов и стрелец Афанасий Кожемякин, которые помогли ему бежать. По словам же воеводы Петра Колюбакина, Смольянинов и Кожемякин пустили в ход камни - кидали их по городским воротам и даже зашибли его самого.
Было проведено расследование. В местной съезжей избе допросили Харламова, его сына Евстигнея (присутствовавшего на этом происшествии), Афанасия Кожемякина, Ивана Смольянинова и некоторых очевидцев из данковских служилых людей (казаков, пушкарей, стрельцов и тюремных сидельцев). Соотнеся все показания, можно сделать вывод, что Петр Колюбакин вынудил очевидцев дать ложные показания в угоду своим корыстным интересам. О том, были ли использованы камни Смольяниновым и Кожемякиным и был ли при этом травмирован воевода, сведения также разнятся. Специфика сохранности документации XVII в., к сожалению, не позволяет узнать продолжение дела.
Стрелец Федор Кожемякин (предположительно сын, с меньшей долей вероятности брат Афанасия), 1690-е гг.
Некоторым подтверждением родственной связи ветки Афанасия Кожемякина с веткой Лазаря и его сыновей может служить его присутствие среди «сторонних людей» (наблюдателей при межевании) во время отвода земли казакам и солдатам из Горной и Пруцкой слобод под Теребунским буераком.Итак, внастоящей статье мы
рассмотрели версии о происхождении фамилии и рода Кожемякиных, появление их первого представителя в Данкове и ветки, происходившие из Горной, Пруцкой, а также Стрелецкой слобод в XVII - начале XVIII вв. В дальнейшем Кожемякины в селе Требунки имели многочисленных потомков, некоторые представители этого рода в середине XIX столетия переселились в Томскую губернию.
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материалов для статьи Н.В. Межовой (Липецк) и О.С. Анохиной (Бийск)
Список литературы Spisok literatury
1. Клоков А.Ю., Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. - Липецк, 2011.
Klokov A. Ju., Najdenov A.A. Hramy i monastyri Lipeckoj i Eleckoj eparhii. Dankovksij rajon.- Lipeck, 2011.
2. Мизис Ю.А. Воевода Московского царства (Р.Ф. Боборыкин на государевой службе). Тамбов, 2012. Ракитин А.С. Служилый род Анохиных (г. Данков). Генеалогическое и просопографическое исследование по материалам XVII в. РГАДА // Российское государство: истоки, современность, перспективы: Материалы Межрегиональной историко-патриотической научной конференции. -Липецк, 8 июня 2012 года. - С. 64-77.
Mizis Ju.A. Voevoda Moskovskogo carstva (R.F. Boborykin na gosudarevoj sluzh-be). Tambov, 2012.Rakitin A.S. Sluzhilyj rod Anohinyh (g. Dankov). Genealogi-cheskoe i prosopograficheskoe issledovanie po materialam XVII v. RGADA // Ros-sijskoe gosudarstvo: istoki, sovremennost', perspektivy. Materialy Mezhregio-nal'noj is-toriko-patrioticheskoj nauchnoj konferencii.- Lipeck, 8 ijunja 2012 goda. - S. 64-77
3. Шпитальов Г. Украшьска ландмшщя. - Ки'в, 2013.
Shpital'ov G. Ukrain'ska landmilicija.- Kii'v, 2013.