Научная статья на тему 'Из истории распространения ислама на территории Восточной Африки'

Из истории распространения ислама на территории Восточной Африки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арабы / Восточная Африка / Маскат-Оман / ислам / Занзибар / Саид Саи / Arabs / East Africa / Muscat-Oman / Islam / Zanzibar / Saeed Sayi

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мадлуме Рехам Машари

Статья посвящена рассмотрению роли, которую сыграли арабские купцы и миссионеры в распространении ислама на восточном побережье Африки. История этого процесса насчитывает более тысячи лет. В данной работе особое внимание уделяется изучению периода маскатского правления Занзибаром, влиянию арабов на экономическую, социальную, политическую, культурную (особенно языковую) сферы жизни различающихся между собой африканских племен, что обусловило некоторые сложности протекания процесса исламизации. Актуальность темы обусловлена тем, что на данный момент в мире насчитывается около двух миллиардов мусульман, что делает самую молодую из мировых религий второй по численности приверженцев, после христианства, количество последователей ее растет, и, возможно, некоторые закономерности прошлого будут полезны для понимания процессов наших дней или грядущих. Истоки распространения ислама до сих пор вызывают интерес ученых арабского мира, а также исследователей мирового сообщества. Этим объясняется выбранный автором круг источников и литературы – труды арабских, англоязычных и российских деятелей науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мадлуме Рехам Машари

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of the Spread of Islam in the Territory of East Africa

The article examines the role played by Arab traders in the spread of Islam on the east coast of Africa in the 19th century. The impact of Arab culture on the modern life of the people of East African States is also being considered. The history of the spread of Islam is more than a thousand years old; in this work, special attention is paid to the study of the period of the Muscat rule of Zanzibar, the influence of the Arabs also on the economic, social, political, cultural (linguistic) spheres of the local population (African tribes). It also examines the impact of Arab culture on the modern life of the population of East African states. The relevance of the topic is based on the fact that at the moment there are about two billion Muslims, which makes the youngest of the world’s religions the second largest adherents, after Christianity; the origins of the spread of Islam are still of interest to scholars of the Arab world, as well as researchers of the world community. This explains the range of sources and literature chosen by the author – the works of Arab, English-speaking and Russian scientists.

Текст научной работы на тему «Из истории распространения ислама на территории Восточной Африки»

ИСТОРИЯ

ИЗ ИСТОРИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ

О 2022 Р. Мадлуме

МАДЛУМЕ Рехам Машари, магистр, аспирантка Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9, e-mail: rehammagloume@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли, которую сыграли арабские купцы и миссионеры в распространении ислама на восточном побережье Африки. История этого процесса насчитывает более тысячи лет. В данной работе особое внимание уделяется изучению периода маскатского правления Занзибаром, влиянию арабов на экономическую, социальную, политическую, культурную (особенно языковую) сферы жизни различающихся между собой африканских племен, что обусловило некоторые сложности протекания процесса исламиза-

Актуальность темы обусловлена тем, что на данный момент в мире насчитывается около двух миллиардов мусульман, что делает самую молодую из мировых религий emopoti по численности приверженцев, после христианства, количество последователей ее растет, и, возможно, некоторые закономерности прошлого будут полезны для понимания процессов наших дней или грядущих. Истоки распространения ислама до сих пор вызывают интерес ученых арабского мира, а также исследователе ft мирового сообщества. Этим объясняется выбранный автором круг источников и литературы - труды арабских, англоязычных и российских деятелей науки.

Ключевые слова: арабы. Восточная Африка, Маскат-Оман, ислам, Занзибар, Сайд Сан

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-58-1-101-106

Связь африканской истории с арабской миграцией основывается на том факте, что арабы первыми из представителей не автохтонного населения прибыли на Африканский континент с целью торговли. Восточная Африка в силу своего географического положения на побережье напротив Аравийского полуострова представляла собой жизненно важный и доступный район для арабских мигрантов. Новые отношения между пришлыми арабами и коренным африканским населением развивались успешно не только для первой стороны, но порой и взаимовыгодно для обеих, миграции бурно росли. Купцы, путешественники, которые прибывали на земли Африки, в итоге становились проводниками культурных влияний. Вместе с ними получил распространение ис-

Эта религия пришла в Африку через «ворота» с востока и с севера. В обоих направлениях носители ислама двигались через бескрайние пространства, воды Индийского океана и пески Сахары. И океан, и пустыни являлись масштабными преградами для пе-

реселенцев, однако их пересекали с помощью соответствующих транспортных средств и навигации, освоенной арабскими путешественниками к тому времени. Эти миграции упоминаются в книгах таких арабских историков, как Аль-Табари, Аль-Масуди, Саиф бен Ди Язан аль-Хумаири, Ибн Халдун и других [1, с. 73].

Ал-Масуди был первым, кто зафиксировал присутствие мусульман среди населения «Алзанджа» (с арабского языка переводится как Африка) [2, с. 49]. Он писал, в частности, что в городе Канбалу мусульмане составляли большинство населения в VIII веке, там мусульмане и «неверные» (то есть язычники) жили бок о бок. Подобные данные можно было встретить в сообщениях Ибн Сайда в XIII веке и Ибн Баттута в XIV веке, касаемо суданского Билад аль-Судана (с арабского языка переводится тоже как Африка) [3, с. 252].

Вскоре ислам быстро распространился среди жителей восточноафриканского полуострова. Поскольку пророк Мухаммед объединил враждующие племена Аравийского полуострова под знаменем ислама, мусульманские торговые караваны начали перемещаться между югом и севером Аравийского полуострова (Левант и Ирак) в безопасности и мире и начали контролировать торговые пути. Расширяя сферу торговли, корабли оманских арабов ходили по Индийскому океану, его заливам и Красному морю, доставляя товары из торговых центров, основанных купцами и арабскими иммигрантами вдоль восточного побережья Африки и Южной Азии, и торгуя ими на рынках известного в то время мира. Арабы были мастерами торговли и мореплавания в Индийском океане с VI и до XVI века.

Поселения, основанные арабами вдоль восточного побережья Африки и островов напротив него, имели большие рынки, на которые африканцы приезжали из внутренних районов с целью торгового обмена. Такие поселения простирались до Мозамбика и острова Мадагаскар. Из-за смешения арабских и других мусульманских коммерсантов с местным населением, в частности благодаря бракам мусульманских купцов с африканскими женщинами с VII века ислам пустил в этих местах крепкие корни.

Во время правления династии Омейядов (662-750 гг.) мусульманские корабли плыли по Индийскому океану в Занзибар и восточноафриканские порты за слоновой костью, золотом, медью и специями. После основания халифата Аббасидов (750-1517 гг.) численность мусульман, как отметил Аль-Масуди, увеличилась на острове Мадагаскар [4, с. 98].

В IX веке исламская торговля достигла своего пика. Мусульманские купцы везли из Восточной Африки товары, которые были желанными во дворцах мусульман в эпоху государства Аббасидов. Для этого многие мусульманские негоцианты переселялись в Восточную Африку, где природные богатства и плодородные земли были источником этих товаров. В результате были основаны большие города, которые стали торговыми центрами, управляемыми мусульманами - арабами, персами или представителями народа суахили, как упоминал арабский историк Аль-Якуби, - которые, помимо ведения экономических дел, привнесли с собой ислам, культуру и традиции [5, с. 218].

Богатые торговцы - представители исламской цивилизации контролировали экономическую жизнь и захватили бразды правления торговым движением в Индийском океане, его заливах и в Красном море. Почти все порты и основные сухопутные дороги, соединяющие внутренние районы с побережьем, перешли под их контроль. Соответственно все более сильными становились позиции ислама на континенте.

Мусульманские коммерсанты содействовали постройке мечетей и медресе, где население могло изучать Коран, и обучали исламской культуре детей (кстати, мусульмане и язычники учились вместе [6, с. 145]). Более того, лучших учеников отправляли в мечети и научные школы в Каире, Мекке, Дамаске и других крупных мусульманских центрах.

Поскольку одним из правил мусульманской религии является защита ислама, мусульманский купец сочетал в себе торговлю с призывом к исламу, являясь миссионером, что встречало одобрение местного населения [7, с. 524].

Время с X по XV век стало периодом устойчивого мирного расширения сферы арабских миграций на юг. К 1500 г. в нескольких местах ислам стал религией большинства у прибрежных народов. Арабские, персидские и даже принявшие ислам индийские иммигранты сыграли свою роль в этом процессе. Таким образом он был воспринят и адаптирован как прибрежная «африканская» религия [8, с. 101].

К 1500 г. ислам стал центральным элементом суахилийского общества, своего рода маркером идентичности. Истинность последнего утверждения наиболее очевидна в том первостепенном значении, которое было отдано религии в борьбе народа суахили против колонизации португальскими католиками в средний период прибрежной истории, с 1500 по 1800 гг. Прибрежным мусульманам не только удалось изгнать своих христианских врагов, но они сформировали новые основы своей веры.

На восточноафриканском побережье ислам столкнулся с вызовом христианства между XVI и XVIII веками. Религия играла важную роль в борьбе арабов и мусульман суахили. Борьба завершилась уходом португальцев с побережья к северу от Мозамбика после 1698 г. Однако мусульмане потеряли контроль над морской торговлей в Индийском океане, где прежде доминировали на протяжении более семи веков, хотя и сталкивались с конкуренцией со стороны персов и индийцев. Теперь среди конкурентов появились и европейцы, хотя последние вмешались в торговлю в Сахаре лишь косвенно после XV века, когда начали переправлять часть золота на побережье.

Укреплявшиеся связи с Ближним Востоком привели к тому, что грамотность среди местного населения заняла беспрецедентно важное положение, и в это время началась мода на арабизацию. Эти тенденции одновременно усилились и изменились к XIX веку, когда султанат Занзибар придал новый блеск всему арабскому. Кроме того, все султаны, особенно Баргаш, проявляли большой интерес к усилению роли религии, назначив кади (мусульманский судья-чиновник, вершащий правосудие на основе шариата). При этом зафиксировано укрепление связей с сердцевиной ислама. В частности, отмечается, что все больше людей отправлялись в паломничество по святым для мусульман местам [9, с. 14].

Несмотря на то, что истории присутствия арабов на восточноафриканском побережье более тысячи лет, султанат Занзибар, который в течение XIX века стал доминировать во всем регионе, рассматривается как отдельное проявление миграций, и, следовательно, он имел менее древнее происхождение. Сейид Сайд стал султаном (или имамом) Омана в 1806 г. и перенес столицу из Маската в Занзибар в 1832 г. После смерти Сейида в 1856 г. Занзибар стал юридически независим от Омана. Оманские арабы возглавили мусульманскую коалицию, которая вынудила португальцев покинуть северную часть побережья еще в XVII веке. И с тех пор они стали ведущей военно-морской и торговой державой в Индийском океане [10, с. 50].

Остров Занзибар был лишь форпостом Оманской империи в период завоеваний, до правления Сейида Сайда его военная мощь была незначительной, а после Сейид Сайд создал свою столицу там, но уже как процветающий центр работорговли, а также стратегическую точку для контроля над караванными маршрутами, которые вели вглубь страны из различных точек вдоль побережья [11, с. 119].

Сейид Сайд в конечном итоге установил по крайней мере номинальную власть над населением суахили вдоль всего восточноафриканского побережья и планировал несколько еще более амбициозных кампаний. В его планы входило военно-морское нападение на Мозамбик в 1828 г., целью которого было изгнание португальцев. Он просил американского торговца оружием Эдмунда Робертса предоставить ему для этой опера-

ции тяжелую артиллерию, ио британские дипломаты сорвали эту сделку. Экономическая мощь Англии в мире в целом и в Африке в частности набирала обороты, и к середине XIX века Занзибар фактически был подчинен британскому государству [12, с. 86]. А в 1890 г. немцы заняли большую часть владений султана на материке, город и весь остров стали формальным британским протекторатом.

Арабское культурное влияние на современную жизнь населения восточноафрикан-ских государств проявляется в культуре, традициях, обычаях и языковой схожести. Особенно ярко это видно в архитектуре мечетей, дворцов и общественных построек, а также многих частных домов. Пример - затерянный в пустыне Занзибара заброшенный город Гиди с его великолепием и блеском выдающейся исламской архитектуры.

Одежда народов, проживающих в Восточной Африке, демонстрирует арабо-ислам-ское влияние. Например, широко распространенное в африканских городах и областях канзо, которую носят мужчины, представляет собой белые одежды с шелковым шитьем. Очевидно, что при изготовлении этой мантии в арабских странах были внедрены некоторые орнаменты с изощренным арабским традиционным рисунком, несмотря на то что ее производили люди суахили.

Влияние арабских народов в Восточной Африке сказывалось даже на произношении и использовании алфавита. Так было до середины XX века. В языке суахили использовалась арабская графика в течение нескольких столетий, до того, как в колониальный период в XX веке стал применяться латинский шрифт.

Заключение

Существует мнение, что африканская цивилизация является своего рода оплотом первобытных культов. На самом деле значительная часть населения Африканского континента была включена в сферу влияния ислама. Этот процесс в Африке начался практически одновременно с формированием первых мусульманских общин в Аравии, а к началу новейшего периода мировой истории в африканских странах уже не осталось региона, не затронутого влиянием мусульманской цивилизации.

Арабы и африканцы поддерживали контакты, в основном торговые, и до появления ислама. Однако с первой массовой миграции мусульман в Эфиопию в истории восточного побережья Африки начался мусульманский период. В тот момент чернокожее языческое население позволило мусульманам остаться, и начался процесс этнокультурной ассимиляции арабов и африканцев. Важную роль в распространении ислама и внесении изменений в жизнь африканского общества сыграли арабские купцы, правители, религиозные деятели и путешественники.

Ислам привнес в жизнь африканцев достижения в области науки, образования, просвещения, то есть в целом культурное обогащение. Мусульманская религия нашла понимание среди африканских племен, ее традиции перекликались с традиционными африканскими культами (например, в обоих обществах нормой было многоженство, подчинение старшему мужчине в семье и выкуп невесты). Африканские правители стремились подражать арабским собратьям в одежде, образе жизни и правления.

Однако были и сложности во взаимовлиянии арабского и африканского миров: ислам как образ жизни строго регламентирован и требует от новообращенных отказа от ряда старых обычаев и привычек (например, ограничения употребления в пищу свинины, алкогольных напитков, свободы отношений между полами и др.).

Вместе с тем совершение ежедневной пятикратной молитвы, пост рамадан и ритуально-гигиенические предписания дисциплинировали верующих, внедрили в их сознание новые понятия о времени и пространстве. Комплекс правовых норм ислама (шариат) стал для народов Африки новым действенным средством социальной регуляции -

это нормы иерархии и управления (как в политике, так и в ведении экономических процессов, столь важных при зарождении государственности). То есть можно говорить о том, что в данных обстоятельствах развился афро-исламский синкретизм - мусульманская религия смогла дать племенам Африки то, что они, возможно, еще не сформулировали самостоятельно, но к чему стремились, к чему они были готовы на этапе становления самосознания и национальной идентификации. Институты государственности многих народов Восточноафриканского побережья на определенном этапе стали нуждаться в сплачивающем культурно-идеологическом факторе, и в этой роли предстал ислам, так как исповедуемые ранее традиционные африканские культы выполнить эту функцию не могли. Мусульманская религия оказалась подходящей по многим параметрам обществам, находящимся на стадии трансформации.

Любопытен и факт, который сложно отнести к позитивному или негативному ключу, к преграде во взаимодействии африканской и исламской культур или к его успехам - это сложный синтез двоеверия, когда новообращенные мусульмане продолжали совмещать веру в Аллаха с верой в собственных древних богов, а также сохраняли веру в колдовство. Однако эта тема представляет собой предмет отдельного исследования.

Источники

1. Ибн Халдун, Абдул Рахман, История Ибн Халдуна (Диван алъ-Муптда и Алъ-Хобар в истории арабов и берберов). Сухейл Закар, часть 2 (на араб. яз.). Бейрут, Дар аль-Фикр, 2000.

2. Кобищанов Ю.М. История распространения ислам в Африке. М., Наука. ГРВЛД987.

3. Levtzion Nehemia. The History> of Islam in Africa. Athens. Oxford, Ohio University Press, 2000.

4. Аль-Массуди, Аби аль-Хасан Али бин Аль-Хусейн. Золотые копи и россыпи самоцветов (ред. Мохаммед Мохи Алдень абид аль-Хамид), том 1 (на араб. яз.). Бейрут, Дар аль-Фикр, 1973.

5. Аль-Якуби, Аль-Балдан, Библиотека Аль-Муртава, Наджаф, т. 3 (на араб, яз.), 1918.

6. Аль-Накир Мохаммед Абдалла. Распространение ислама в Восточной Африке (на араб, яз.). Эр-Рияд, Дар аль-Марс, 1982.

7. Аль-Залканди, Аби аль-Аббас Ахмед, Собх аль-Аши в строительной индустрии, т. 3 (на араб. яз.). Каир, Дар аль-Книги, 1914.

8. Аттия Махзум аль-Фитури. Исследования по истории стран Восточной и Африки к югу от Сахары (Распространение ислама) (пер. с араб.). Бенгази, Университет Зар-Яниса, 1998.

9. Владимиров Л.С. Рожденная в огне: путь Кении к независимости. М., Политиздат, 1972.

10. Beatrice Nicolini. Makran, Oman and Zanzibar: Three-terminal culture corridor in the Western Indian Ocean (1799-1856), vol. 3. Boston, Brill Leiden, 2004.

11. Абдул Рахман бин Али ас-Садике, Оман и Исламский джихад в Восточной Африке (1624-1711 гг.) (на араб. яз.). Университет Умал Аль-Кура, Саудовская Аравия, 1993.

12. Lyne Robert Nunez. Zanzibar in contemporary times; a short history of the southern East in the nineteenth century. New York, Negro Universities Press, 1969.

FROM THE HISTORY OF THE SPREAD OF ISLAM IN THE TERRITORY OF EAST AFRICA

© 2022 Reham Madloume

MADLOUME Reham Mashari, M.Sc. 3rd year postgraduate student, Faculty of Oriental Studies, St. Petersburg State University. Russian Federation, 199226, St. Petersburg, Universitetskaya emb., 7-9, e-mail: rehammagloume@gmail.com

Abstract. The article examines the role played by Arab traders in the spread of Islam on the east coast of Africa in the 19th century. The impact of Arab culture on the modern life of the people of East African States is also being considered.

The history of the spread of Islam is more than a thousand years old; in this work, special attention is paid to the study of the period of the Muscat rule of Zanzibar, the influence of the Arabs also on the economic, social, political, cultural (linguistic) spheres of the local population (African tribes). It also examines the impact of Arab culture on the modern life of the population of East African states.

The relevance of the topic is based on the fact that at the moment there are about two billion Muslims, which makes the youngest of the world's religions the second largest adherents, after Christianity; the origins of the spread of Islam are still of interest to scholars of the Arab world, as well as researchers of the world community. This explains the range of sources and literature chosen by the author - the works of Arab, English-speaking and Russian scientists.

Keywords: Arabs, East Africa, Muscat-Oman, Islam, Zanzibar, Saeed Sayi

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-58-1-101-106

References

1. History of Ibn Khaldun (Diwan Al-Muptda and A1-Khobar in the history of the Arabs and Berbers), Suhejl Zakar, part 2. Bejrut: Dar al'-Fikr, 2000. (In Arab.)

2. Kobishchanov Yu. M. Istoriya rasprostraneniya islama v Afrike. (The History of the Spread of Islam in Africa) Moscow, Nauka. GRVL, 1987.

3. Levtzion Nehemia. The History of Islam in Africa. Athens, Ohio University Press; Oxford, 2000.

4. Al'-Massudi, Abi al'-Hasan Ali bin Al'-Husejn, Golden Meadows and Mines of Gems. Ed. Mohammed Mohi Alden' abid alHamid, vol 1. Bejrut: Dar al'-Fikr, 1973. (In Arab.)

5. Al'-Yakubi, Al'-Baldan, Al' Murtava library, Nadzhaf, vol. 3. (In Arab.)

6. Al'-Nakir Mohammed Abdalla. Spread of Islam in East Africa. Er-Riyad: Dar al' Mars, 1982. (In Arab.)

7. Al-Qalqashindi, Abi al-Abbas Ahmed, Subh al-Asha f al-Ansha industry, part 3. Cairo, Dar al-Kutub, 1914. (In Arab.)

8. Attiya Mahzum al'-Fituri. Research on the History of the East Africa and Sub-Saharan Africa (Spread of Islam). Bengazi, University of Zar-YAnisa, 1998. (In Arab.)

9. Vladimirov L. S. Rozhdyonnaya v ogne: put' Kenii k nezavisimosti (Fireborn: Kenya's Road to Independence). Moscow, Politizdat, 1972.

10. Beatrice Nicolini. Makran, Oman and Zanzibar: Three-terminal culture corridor in the Western Indian Ocean (1799-1856), vol. 3. Boston, Brill Leiden, 2004.

11. Abdul Rahman bin Ali as-Sadiks, Oman and Islamic jihad in East Africa (1624-1711). University of Umal Al'-Kura, Saudi Arabia, 1993. (In Arab.)

12. Lyne Robert Nunez. Zanzibar in contemporary times; a short history of the southern East in the nineteenth century. New York, Negro Universities Press, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.