Научная статья на тему 'Из истории польской музыкальной фольклористики: от истоков до первой трети XX века'

Из истории польской музыкальной фольклористики: от истоков до первой трети XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2475
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛЬША / POLAND / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬ НОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ / THE HISTORY OF FOLK MUSIC STUDIES / КОЛЬБЕРГ / ФОЛЬКЛОР ПОДГАЛЬЯ / FOLK MUSIC OF THE PODHALE REGION / FOLK MUSIC STUDIES / HENRYK OSKAR KOLBERG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мачеевска Елизавета Сергеевна

В статье предлагается краткий обзор истории польской музыкальной фольклористики от XVII века до первых трех десятилетий XX века. Автор прослеживает процесс становления науки о польском музыкальном фольклоре, формирование методов исследования, этапы освоения фольклора различных регионов Польши. Рассматриваются сборники и издания, до настоящего времени не освещенные в российском музыковедении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of folk music studies in Poland from the beginning to the first one-third of the 20th century

This is an overview of the history of folklore studies in Poland from the 17th century to the 1930s. The author describes of the establishment of folk music studies as an academic discipline in Poland, the development of its methods, stages the study of folk music went through in different parts of Poland and reviews folk music collections and folk music studies previously neglected in Russian musicology.

Текст научной работы на тему «Из истории польской музыкальной фольклористики: от истоков до первой трети XX века»

Елизавета Мачеевска

Из истории

польской музыкальной фольклористики: от истоков

до первой трети XX века

В статье предлагается краткий обзор истории польской музыкальной фольклористики от XVII века до первых трех десятилетий XX века. Автор прослеживает процесс становления науки о польском музыкальном фольклоре, формирование методов исследования, этапы освоения фольклора различных регионов Польши. Рассматриваются сборники и издания, до настоящего времени не освещенные в российском музыковедении.

Ключевые слова: Польша, этнографические исследования, история музыкальной фольклористики, Кольберг, фольклор Подгалья.

Польский музыкальный фольклор отличается большим разнообразием жанров и выразительных средств; особенную ценность придает ему сравнительно хорошая сохранность и актуальность народного искусства в современной Польше. Причины такого разнообразия во многом связаны с особенностями географического положения и исторического развития страны, которая в течение многих веков вбирала и претворяла культуру соседних стран. Во времена своего расцвета в ХУ-ХУ11 веках Речь Поспо-литая занимала территории, населяемые литвинами, венграми, украинцами, белорусами, русскими, чья культура естественным образом влияла на польскую. После разделов страны в конце XVIII века австро-немецкое и русское влияние, хотя и воспринимаемое как чужеродное, также было воспринято польской культурой и проявилось в разных ее формах, начиная от фольклора и заканчивая произведениями профессиональных творцов. В польской народной музыке можно встретить как задумчивые, протяжные песни, напоминающие литовские и северно-русские мелодии,

так и энергичные, задорные чардаши, явственно родственные венгерскому фольклору.

Представление о том, что считать польской национальной музыкой, с течением времени существенно изменялось. Если в XIX веке слушатели, этнографы и композиторы как в самой Польше, так и за ее пределами, отводили эту роль мазуркам и полонезам — жанрам, связанным с центральными, низинными территориями страны, то с началом ХХ века главный интерес сосредоточился на фольклоре горных районов Польши, заселенных гуралями. Именно в нем многие творцы стали черпать вдохновение, подчеркивая его самобытность и непохожесть на «традиционную» польскую народную музыку. Обращение к гуральскому фольклору привело к созданию многих ярких произведений в области музыки, литературы, изобразительного искусства.

На протяжении долгого времени считалось, что планомерное собирание и изучение польского фольклора началось на рубеже XVIII-XIX веков, а наиболее плодотворным его периодом стала эпоха романтизма 1 О музыкальном фольклоре до XVII века можно судить лишь по случайным сохранившимся записям. Одним из наиболее ранних примеров является фривольная народная песенка, записанная францисканцем Мико-лаем из Козла в 1416 или 1417 году 2. Однако в середине ХХ века польский исследователь Чеслав Гернас обнаружил материалы, которые позволили перенести дату рождения польской фольклористики почти на сто лет назад. В своем двухтомном исследовании «В калиновом лесе» 3 Гернас, анализируя культурную ситуацию в Польше XVII-XVIII веков, рассматривает девять сборников этого времени, в которых представлены народные тексты (а изредка и мелодии 4).

По мнению Гернаса, в XVII веке в дворянской среде наблюдался живой интерес к народной культуре, чему способствовали, с одной стороны, невысокий уровень профессиональной поэзии, с другой — жизненный уклад, во многом определявшийся своего рода «культом свойскости», чувством рода. Благодаря этому к концу XVII века народные песни получили широкое распространение в различных кругах польского общества 5. Исследователь отмечает, что первые сборники народных текстов

1 См.: Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. Katowice, 2000. S. 58.

2 Ibid. S. 59.

3 Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 1. U zrodel folklorystyki polskiej. T. 2. Antologia polskiej piesni ludowej ze zbiorow polskich XVIII wieku. Warszawa, 1965.

4 Первым сборником, в котором появляется мелодия народной песни, считается анонимный сборник Piesni rozne («Разные песни», 1772-1792; см.: Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 2. S. 150).

5 Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 1. S. 137-138.

и мелодий отличаются разнообразием поставленных в них задач. Так, сборник «Минуты короткие» (Minuty krotkie) представляет собой не что иное, как своеобразную «шпаргалку» уличного артиста, в которой содержится около тридцати текстов песен, причем одна из песен, текст которой расписан по голосам, предполагает ансамблевое исполнение:

1: G^s, g^s, g^s.

Solo: A jaka?

Bas: Siodlata.

Omnes: Czerwone nozki miala, po Dunaju plywala 6.

1. Гусь, гусь, гусь.

Соло: А какой?

Бас: Оседланный.

Все: С красными ножками, по Дунаю плавал (перевод наш. — Е. М.).

Иную цель преследовал первый известный собиратель народных песен, поэт Адам Кемпский (год рождения неизвестен, умер после 1766). Два собрания текстов, записанных Кемпским непосредственно от крестьян, нередко с сохранением некоторых черт диалекта — «Деревенские песни» (Piesni wiejskie), включающие 32 текста, и «Мазовецкие песни» (Piesni mazowieckie), содержащие 92 текста,— появились в двадцатых годах XVIII века. Сборники Кемпского не были опубликованы, но сохранились в рукописной копии Яцека Огродского 7.

Одним из важных источников XVIII века является анонимный сборник «Краковяк, или Деревенские краковские песенки. Центурия I» (Krakowiak w swojej postaci, czyli Spiewki wiejsckie krakowskie. Centuria I), опубликованный в Кёльне в 1754 году 8. В «Краковяке» приведен 101 народный текст. Обозначение «Центурия I», вероятно, указывало на планы по изданию следующих томов, что позволяет говорить о первом примере последовательного собирательства.

В конце XVII века на северной границе Речи Посполитой, в Крулев-це (Кенигсберге), появился труд под названием «Некоторые мировые

6 Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 2. S. 169.

7 См.: Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 1. S. 158.

8 Первый печатный вариант этого сборника дошел до нас лишь в рукописной копии, благодаря которой мы можем установить выходные данные этого издания: Krakowiak w swoiey Postaci czyli Spiewki Wieyskie Krakowskie. Centurya I. Wydrukowane nakladem Konserwatorow dobrego Gustu w Kolnie, 1754 (Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 2. S. 163). В 1820-1825 годах в Кракове появилось дополненное переиздание «Краковяка»: Spiewki wiejskie krakowskie. Krakow : Drukarnia Uniwersytecka, 1820-1825.

песни, писанные от Михала Томасика» с предисловием автора 9. В этой коллекции, в отличие от предыдущих, главное место занимают протяжные песни и баллады. Некоторые из них встречаются в позднейших записях фольклористов. Кроме того, в конце XVIII века в немецких газетах спорадически публиковались записи текстов силезских песен, иногда сопровождаемые описанием обрядов, как, например, песня о Мажанне, записанная Готлибом Фухсом в 1774 году 10. К сожалению, большинство сборников XVIII века не содержит нотных записей.

В эпоху Просвещения народные песни постепенно становятся предметом научных изысканий. Первую программу исследования фольклора представил в 1802 году выдающийся деятель польского просвещения Гуго Коллонтай 11, выдвинувший проект создания труда по истории Польши. Этот труд должен был стать своеобразной энциклопедией и предполагал разработку следующих тем:

• О географическом положении польских земель с картами и названиями;

• Об обычаях и традициях;

• О религии;

• О воспитании;

• О пастушестве и сельском хозяйстве;

• О городах;

• О формах правления в Польше;

• О военном искусстве поляков;

• О дипломатии;

• О праве;

• О казне;

• О полиции.

Особенное внимание Коллонтай уделил второму пункту, подчеркивая, что в предыдущие эпохи освещались лишь обычаи и традиции шляхты, а не простого народа, без изучения которых невозможно познать и понять специфические черты каждой нации. Чтобы собрать информацию о польских традициях, Коллонтай предлагал особенно пристально рассмотреть различия в говоре и диалектах народа, различия в одежде, при-

9 По свидетельству Гернаса, этот сборник представляет собой небольшую книжку, озаглавленную «Niektore swiatowe piesne piyszane od Mich. Tomasicka d~15 Januar 1798 w Krulewcu» (Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 2. S. 199).

10 Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 65.

11 Гуго Коллонтай (1750-1812) — польский политик, публицист и общественный деятель, один из авторов первой польской Конституции 1791 года.

чем не только в ее крое, но и цветах и тканях, дать описания семейных обрядов (свадьбы, рождения, похорон), игр и забав народа (соответственно времени года), музыки, музыкальных инструментов, песен, сказок и историй, магических обрядов, имеющих языческое происхождение,

1

народных ремесел и рукоделия .

Для сбора необходимых сведений Коллонтай предлагал, кроме тщательного изучения доступных источников и непосредственного наблюдения за жизнью народа, использовать анкеты для максимального охвата территории Польши. Впоследствии идею Коллонтая об анкетном способе собирания материала использовал великий польский этномузыколог Оскар Кольберг.

В эпоху романтизма усиление националистических тенденций влияло и на дальнейшее развитие интереса к фольклору, в котором романтики видели проявление «души» народа. На фоне возрастающих патриотических настроений, народно-освободительных идей фольклор становился знаменем древней, пранародной культуры. Ситуацию, наблюдавшуюся во всей Европе, охарактеризовал выдающийся историк европейской фольклористики Д. Коччиара: «Фольклор в эпоху романтизма стал орудием политики и борьбы за сохранение народного самосознания» 13. В этот период во многих европейских странах появились сборники народных песен и мелодий. Однако собиратели той эпохи не стремились к точному воспроизведению оригинала, зачастую «приглаживая» его и приближая к привычным эстетическим идеалам.

Я. Бобровская предлагает выделить два этапа в развитии «докольбер-говской» польской фольклористики — 1800-1831 и 1831-1863 Для первой трети XIX века характерно соединение черт эпохи Просвещения и идущего ей на смену романтизма. В это время раздавались призывы собирать народную литературу, сведения об обычаях и обрядах, однако народная музыка оставалась на периферии интересов исследователей. Во многом это было связано с тем, что исследователями фольклора в первое тридцатилетие XIX века в большинстве своем становились историки, такие как Гуго Коллонтай и Тадеуш Чацкий, или литераторы — Казимеж Бродзиньский и Стефан Витвицкий. Однако постепенно все большее внимание уделялось музыкальному фольклору, прежде всего, в контексте создания национального стиля в профессиональной музыке.

12 Эта подробная программа была составлена Коллонтаем в оломоуцкой тюрьме и выслана двум адресатам — краковскому издателю Яну Маю и историку и публицисту Тадеушу Чацкому (см.: Bobrowska ¡. Рокка 1Ык1о^1ука тигусгиа. 8. 68-69).

13 СоссШага О. Бг1е)е 6э1к1огу81ук1 w Еигор1е. Warszawa, 1971. 8. 205. 8. 83-84.

14 Bobrowska ¡. Рокка Ю1к1о^1ука тигусгиа. 8. 61.

В 1821 году в Познани появилась работа Юзефа Круликовского «Польская просодия, или о песенности и мере польского языка с нотными примерами» 15, где автор давал характеристику народной музыки, опираясь на нотные записи. Примерно в то же время, в 1820 году в Варшаве вышел труд выдающегося композитора Кароля Курпиньского «О песнях в общем» 16. Курпиньский впервые представил классификацию народных песен, в которой те или иные жанровые различия («оттенки») соотнесены с регионами происхождения этих жанров.

Согласно классификации Курпиньского, в самом общем плане все народные песни делились на религиозные и светские, а среди последних выделялись «припевки для танца», пастушеские сигналы и «исторические песни» ". В свою очередь, танцевальные припевки Курпиньский разделял на «веселые» и «печальные», ставя их характер в обратную зависимость от сельскохозяйственных условий тех регионов, где они звучали. Исследователь считал, что чем беднее земля, и чем больше труда она требует для возделывания, тем веселее и энергичнее характер человека, и наоборот. Поэтому «веселые» песни, по Курпиньскому, преобладают в неплодородных регионах центральной, западной и северной Польши, а «печальные» — на богатых восточных землях от Люблина до Львова и Волыни. По этому принципу он отмечал и преобладание мажорного или минорного лада в народных песнях. Курпиньский обратил внимание на территории распространения метра — двудольного в Кракове и горах и трехдольного на остальной территории Польши, он также указал на региональные различия в инструментальном составе аккомпанирующей капеллы. Можно сказать, что Курпиньский, имевший достаточно широкое представление о польской народной музыке, определил в своей работе направления дальнейшего развития польской этномузыкологии.

Активное развитие фольклористики наблюдалось не только в Варшаве, но и в двух важных центрах польской культуры XIX века — Вильне (Вильнюс) и Львове. В Вильне главная роль в собирании польских народных песен принадлежала историку Иоахиму Левелю, поэту Томашу Зану, а также Марии Чарнецкой, которые интересовались, прежде всего, обрядами, балладами и текстами народных песен. Во Львове главными фигу-

15 См.: Dzieje folklorystyki polskiej / Red. H. Kapelus i J. Krzyzanowskiego. T. 1. 1800-1863. Epoka przedkolbergowska. Wroclaw, 1970. S. 83-84.

I' Работа Курпиньского была опубликована в нескольких номерах журнала «Музыкальный еженедельник» (Kurpinski K. O piesniach w ogolnosci // Tygodnik Muzyczny. 1820. № 6. S. 21; № 7. S. 25-26; № 8. S. 29-30; № 9. S. 33-34; № 11. S. 41). Подробный ее анализ приведен в исследовании: Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 74-78. I7 См.: Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 76.

рами были историк, археолог и этнограф Зориан Доленга-Ходаковский (Адам Черноцкий) и графиня Эмилия Плятер, собиравшие польские, украинские и белорусские песни.

После поражения ноябрьского восстания 1830 года романтические идеи собирания фольклора оставались актуальными. Популярными в это время стали групповые выезды в деревни, организованные писателями, художниками и музыкантами. Это также было время первых публикаций сборников народных мелодий. В 1833 году во Львове увидел свет наиболее полный докольберговский сборник народных песен «Песни польские и русские галицийского народа», собранные Вацлавом Залеским 1®.

«Песни польские и русские...» содержат 1496 текстов и 160 мелодий, изданных в отдельном томике. Залеский разделил все песни на две группы: лирические — женские и эпические — мужские, причем к первым ученый отнес 1459 песен из 1496. Лирические песни Залеский сгруппировал следующим образом:

• Песни, исполняемые при различных праздниках (помолвка, свадьба);

• Обрядовые песни;

• Рабочие песни;

• Песни для танца и забавы;

• Любовные песни, думки.

Мужские песни в свою очередь делятся на:

• Касающиеся событий в стране (исторические);

• Касающиеся отдельных людей (баллады).

Мелодии, опубликованные в сборнике Залеского, были представлены в обработке для голоса и фортепиано известного скрипача Кароля Ли-пиньского.

Через три года после выхода коллекции Залеского свой сборник польских народных песен опубликовал Казимеж Вуйчицкий — литератор, архивист, публицист, этнограф, тесно связанный с Варшавой. В 1836 году появился его двухтомник «Песни белохорватов, мазуров и русских с Буга с дополнением подходящих песен русских, сербских, чешских и славянских» 19. В этом сборнике находятся 642 текста польских и 84 иностранных

18 Wactaw z Oleska. Piesni polskie i ruskie ludu galicyjskiego. Lwow : Nakladem F. Pillera, 1833 (подробно см. в: Dzieje folklorystyki polskiej. T. 1. 1800-1863. Epoka przedkolbergowska. S. 345-351).

i® Репринтное издание двух томов труда Вуйчицкого вышло в 1976 году под редакцией Х. Капелусь: Wojcicki K. Wt. Piesni ludu Bialochrobatow, Mazurow i Rusi znad Bugu. Wyd.

песен. Тексты были поделены на следующие группы: песни исторические, провинциальные, обрядовые, думы, свадебные, любовные, краковяки, мазурки, войсковые, народные поговорки и легенды. Народные тексты и мелодии у Вуйчицкого, по свидетельству Я. Бобровской 2о, довольно далеки от оригинала, что несколько снижает значимость этого труда.

В тридцатилетие между восстаниями 1830 и 1863 годов появились также сборники Жигота Паули, Йозефа Конопки и других любителей фольклора. Однако особо стоит выделить изданный в 1842 году сборник рождественских песнопений, собранных священником Михалом Мёду-шевским — «Пасторали и колядки с мелодиями, или веселые песни народа, петые в домах во время Рождества» 21. Этим сборником пользовался впоследствии Оскар Кольберг, до сих пор он остается важным фольклорным источником.

К этому же времени относятся и первые упоминания о фольклоре польских горцев. Северин Гощиньский в 1835 году издал свой «Дневник путешествия в Татры» 22, в котором упоминается и о музыкальном фольклоре гуралей. Гощиньский перечислил музыкальные инструменты гуралей, описал танцы и песни пастухов, привел несколько текстов под-гальских песен. Под влиянием Гощиньского татранской культурой заинтересовался Людвиг Зейшнер, профессор геологии Ягеллонского университета, который занимался геологическими исследованиями в Татрах. Итогом его собирательства стала коллекция «Песни подгальского народа», изданная в 1845 году 23. В этом сборнике помещено 740 текстов песен без мелодий, систематизированных следующим образом:

• Любовные песни;

• Свадебные песни;

• Пастушеские песни;

• Разбойничьи и солдатские песни.

Fototypiczne pierwodruku z 1836 r. Pod red. H. Kapelus. T. 1-2. Wroclaw : Ossolineum, 1976 (см.: Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 85-86).

20 Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 86.

21 Mioduszewski M. Pastoralki i kol^dy z melodyjami czyli piosnki wesole ludu w czasie swi^t Bozego Narodzenia po domach spiewane. Krakow : W drukarni S. Gieszkowskiego, 1843 (подробно см. в: Dzieje folklorystyki polskiej. T. 1. 1800-1863. Epoka przedkolbergowska. S. 280).

22 Фрагменты «Дневника путешествия в Татры» появились в журнале Muzeum Domowe в 1835 году, а полностью он был издан в 1853 году в Петербурге. В ХХ веке книга была переиздана: Goszczynski S. Dziennik podrozy do Tatrow (1853). Oprac. St. Sierotwinski. Wroclaw : Ossolineum, 1958.

23 Zejszner L. Piesni ludu Podhalan, czyli Gorali tatrowych polskich. Warszawa : J. Kacza-nowski, 1845 (см.: Dzieje folklorystyki polskiej / Red. H. Kapelus i J. Krzyzanowskiego. T. 1. 1800-1863. Epoka przedkolbergowska. S. 282-283).

В истории польской фольклористики период с 1800 по 1863 год был временем кристаллизации исследовательских программ и методов собирания фольклора. Большинство исследователей фольклора не были профессиональными музыкантами, что отразилось на принципах фиксации материала. Особенное внимание обращалось на тексты песен, прежде всего, балладных и исторических, в которых исследователи искали праславянские черты. Текст песен чаще всего становился и основой их классификации.

В статьях и научных трудах того времени подчеркивалась важность мелодии, ее неразрывная связь с текстом, однако в сборниках эта позиция чаще всего не находила отражения. В большинстве изданий мелодии были представлены в обработке для голоса и фортепиано, то есть в приближении к возможностям любительского исполнения. Всего из этого периода сохранилось около 800 народных мелодий.

Кроме того, в первой половине XIX века были собраны многочисленные сведения о народных танцах, музыкальных инструментах, певцах и инструменталистах. Коллекции, собранные в 1800-1863 годах, способствовали сохранению определенной части польского фольклора, развили интерес к этой сфере народного творчества и подготовили почву для трудов величайшего польского исследователя фольклора Оскара Кольберга.

Итогом жизни и творчества Кольберга стал монументальный исследовательский труд «Народ. Его обычаи, образ жизни, язык, предания, поговорки, обряды, суеверия, игры, песни, музыка и танцы» 24. Кольберг отказался от первоначальной идеи тематических сборников в пользу регионального разделения материала, поэтому «Народ... » представляет собой отдельные монографии, посвященные фольклору разных регионов Польши. Исследователь считал необходимым публикацию всех возможных вариантов текста и мелодии, чтобы впоследствии можно было аналитически вывести общие черты каждого жанра, а также выявить иностранные влияния, что должно было стать следующей задачей фольклористов после собирания максимального количества материала. Особое внимание Кольберг уделял точности записи текста и музыки, указаниям на место и время записи.

Коллекция включает в себя не только материалы польской народной культуры, но и фольклора белорусов, карпатских горцев, гуцулов, лем-ков, словенцев, лужицких сербов, чехов, словаков. В своем труде Коль-

24 При жизни Кольберга в 1857-1890 годах вышло 33 тома «Народа...»: Kolberg O. Lud. Jego zwyczaje, sposob zycia, mowa, podania, przyslowia, obrzçdy, gusla, zabawy, piesni, muzyka i tance. T. 1-33. Krakow, 1857-1890. В XX-XXI веке польские фольклористы издали Полное собрание сочинений Кольберга в восьмидесяти четырех томах: Kolberg O. Dziela wszystkie. T. 1-84. Wroclaw-Poznan : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1961-2002.

берг охватил не только территории, когда-либо принадлежавшие Польше, но и граничащие с ней.

В настоящее время издано 57 томов «Народа...», тридцать три из них были опубликованы в XIX веке. Анализируя эти материалы, можно проследить динамику взглядов исследователя. Поначалу Кольберг был в большей степени сконцентрирован на записи народных песен, но постепенно его внимание стали все больше занимать другие элементы народной культуры. К моменту подготовки Пятого тома Кольберг выработал схему этнографической монографии, которая должна была заключать в себе следующие разделы:

• Край — географическое описание территории, исторические данные о его прошлом, сведения о народных легендах и преданиях;

• Народ — жители региона, их внешний вид, вера, черты характера, костюм, питание, строительство, орудия труда, работа и служба;

• Годовые обычаи — описание обычаев, игр и забав с сопровождающими их песнями и танцами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Песни (кроме обрядовых). Кольберг не ограничивался только деревенскими песнями, включая в этот раздел и городские, а также песни религиозного содержания;

• Танцы (или песни и танцы) — инструментальные мелодии и танцевальные «припевки»;

• Мир верований, суеверий, демонологии, колдовства; народная медицина;

• Народная литература — сказки, предания, легенды, пословицы, загадки;

• Игры.

В некоторых томах, кроме вышеперечисленного, находятся словари диалектов и заметки о языке народа .

Кольберг использовал материалы как собранные лично им, так и присланные его сотрудниками, а также содержащиеся в ранее изданных сборниках народных текстов и песен. В своем труде он предложил некоторые формы фиксации, которыми пользовались и позднейшие исследователи, например, запись основной мелодии крупными нотами, а вариантов — мелкими. При записи он обращал особое внимание на вариантность ступеней в народных мелодиях и на их свободный метр.

В целом наследие Кольберга насчитывает 35 000 текстов песен, 18 000 поговорок, более 2000 сказок, многочисленные описания обрядов и игр.

25 См.: ВоЬто'лчка. ¡. Рокка Ю1к1огу81ука тигусгиа. 8. 108-109.

Его вклад в польскую фольклористику имеет непреходящую ценность. Вся последующая польская фольклористика, так или иначе, опиралась на открытия и собрания Оскара Кольберга 26.

Послекольберговские этнографы большее внимание стали уделять не собиранию, а анализу материалов и их сравнению. Однако продолжалась также и экспедиционная деятельность. На территории Белоруссии работал выдающийся фольклорист Михал Федеровский, итоговый многотомный труд которого — «Белорусский народ» 27 — стал важным источником польской и белорусской этнографии. В это же время был открыт фольклор кашуб, находившихся под немецким влиянием. Немецкие ученые полагали, что кашубы не имеют своих песен и танцев, однако польские фольклористы в результате своих исследований опровергли эти утверждения. В их числе был кашубский национальный деятель, писатель и фольклорист Флориан Ценова, издавший в 1867 году сборник «Сто светских песенок из южной части Кашубского Поморья» 2®.

Наступившая на переломе XIX-XX веков эпоха «Молодой Польши» не повлияла в значительной степени на методы работы этнографов, однако акцент исследований сместился на фольклор горных территорий Польши. Первые изданные подгальские мелодии появились в конце XIX века в сборнике музыковеда, пианиста Яна Клечиньского 29, который не только собирал мелодии, но и анализировал их, отмечая характерные ладовые и ритмические черты.

После обретения Польшей независимости в 1918 году началось быстрое развитие многих научных областей, в том числе и этнографии. В это время ученые систематизировали полученные сведения, обобщали их, создавая общий образ народной культуры. Появление новых записывающих устройств позволило фиксировать и сохранять народную музыку.

26 Свой вклад в изучение наследия Кольберга внесли и российские авторы. См., например: Утенкова-Шалапак И. Наследие Оскара Кольберга в истории славянской этному-зыкологии. СПб. : Северная звезда, 2014; Толстая С. М. Великое дело Оскара Кольберга // Живая старина. 2014. № 4. С. 48-49.

27 В настоящее время издано восемь томов исследования Федеровского. Первые три из них стали библиографической редкостью, они появились в Варшаве в 1897-1903 годах, еще при жизни собирателя. Остальные были изданы посмертно: Federowski M. Lud bialoruski. T. IV. Przyslowia. Warszawa : Towarzystwo Naukowe Warszawskie, 1935; T. V. Pies-ni. Warszawa : Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1958; T.VI. Piesni. Warszawa : Polskie Wydaw-nictwo Naukowe, 1960; T. VII. Komentarze. Warszawa : Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1969; T. VIII. Inedita. Piesni z archiwum zbieracza. Warszawa : Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1981 (см.: Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 191-208).

2® Ceynowa F. Sto frantovek z poludnjovej cz^scj Pomorza Kaszubskjego. Svjecje nad Vjsl^: u xj^garza I. Hauffe, 1867 (См.: Bielawski L., Mioduchowska A. Kaszuby. Cz. I. Piesni obrz^-dowe. Warszawa, 1997. S. 18-19).

29 Kleczynski J. Melodye zakopanskie i podhalskie. Pam. Tow. Tatrz. XII, 1888.

К этому периоду также относится открытие кафедр этнографии в университетах Кракова, Львова и Познани.

В межвоенное двадцатилетие созданы и опубликованы работы выдающегося этнографа и музыковеда Адольфа Хыбиньского 3о. Интерес Хы-биньского не ограничивался исключительно польской народной музыкой, однако его роль в польской этнографии трудно переоценить. Ученый предложил свой вариант классификации народных мелодий на основе их музыкальных особенностей — ритмики, строения мелодии и ладово-тональной структуры з\ Значительную часть его этнографических исследований занимают работы о музыке Подгалья и Оравы з2. * * *

Интенсивное развитие польской музыкальной фольклористики в XX веке и на современном этапе требует подробного и обстоятельного анализа. Эта тема не входит в задачу настоящей статьи. Поэтому в заключение хотелось бы обозначить лишь некоторые из тенденций этого времени, а также назвать отдельные основополагающие работы.

Разрушения, принесенные Второй мировой войной, не могли не отразиться и на польской этнографии. Были утрачены многие сведения и коллекции. В послевоенное время перед учеными встала проблема восстановления разрушенного. Сразу после войны были организованы многочисленные акции, направленные на собирание и сохранение исчезающего фольклора. С этим этапом связаны имена двух выдающихся по-знаньских этнографов супругов Мариана и Ядвиги Собеских, изучавших и собиравших фольклор многих регионов Польши зз.

30 Chybinski A. O muzyce gorali podhalanskich. Muzeum Tatrzanskie, Zakopane, 1927; Chybinski A. Instrumenty muzyczne ludu polskiego na Podhalu // Prace i Materialy Antropologicz-no-Archeologiczne i Etnograficzne. T. 3. 1924. S. 1-141; Chybinski A. O zrodlach i rozpowszech-nieniu dwudziestu melodii ludowych na Skalnym Podhalu // Kwartalnik Muzyczny. 1933. Zeszyt 17/18. S. 48-65; Chybinski A. Dzwony pasterskie ludu polskiego na Podhalu // Prace i Materialy Antropologiczno-Archeologiczne i Etnograficzne. Krakow. T. 4. Oz^sc 3. 1925. S. 29-57 и др.

31 Здесь и далее ссылки на работы Хыбиньского даны по изданию: Chybinski A. O pol-skiej muzyce ludowej. Krakow : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1961. S. 23-28.

32 См.: Chybinski A. O muzyce gorali tatrzanskich // Chybinski A. O polskiej muzyce ludowej. S. 93-99; Chybinski A. O muzyce gorali podhalanskich // Chybinski A. O polskiej muzyce ludowej S. 99-112; Chybinski A. Przegl^d dotychczasowych badan nad muzyk^ ludow^ na Podhalu // Chybinski A. O polskiej muzyce ludowej. S. 166-186; Chybinski A. Instrumenty muzyczne ludu polskiego na Podhalu // Chybinski A. O polskiej muzyce ludowej. S. 245-421; Chybinski A. Melodie podhalanskie // Chybinki A. O polskiej muzyce ludowej. S. 427-537.

33 См.: Sobiescy J. i M. Polska muzyka ludowa i jej problemy. Wybor prac pod red. J. Bielaw-skiego. Krakow : Polskie Wydawnictwo Muzycze, 1974; Sobieska J. Wielkopolskie spiewski

Во второй половине ХХ — начале XXI века происходит дальнейшее развитие этнографии в Польше. Значительными фигурами в польской музыкальной фольклористике этого времени являются Ян Стеншевский, Анна Чекановска, Богуслав Линетт, Ядвига Бобровская, Гражина Дом-бровская, Людвик Белявский. Главной заслугой этого поколения фольклористов является внимательный и всесторонний анализ музыкального фольклора. В кругу их интересов оказывается не только деревенский, но и городской фольклор. Аналитические работы часто бывают сконцентрированы на фольклоре одного региона с целью как можно более точного исследования его особенностей. Появились также обобщающие работы, касающиеся истории польской фольклористики, среди которых «История польской фольклористики» под редакцией Х. Капелусь и Ю. Кржижановского 34, фундаментальное исследование «Польская музыкальная фольклористика» Я. Бобровской з5. С 1974 года Институт искусств Польской академии наук издает серию трудов под названием «Польская песня и народная музыка. Источники и материалы» под общей редакцией Л. Белявского 3®. На настоящий момент в серии вышло пять томов, содержащих тексты и мелодии народных песен, снабженные подробными

ludowe. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1957; Sobieski M., Sobolewska M. Piesni ludowe Warmii i Mazur. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1955; Sobieski M. Z za-gadnien polskiego ludowego instrumentarium muzycznego // Studia Hieronymo Feicht septuagenario dedicata / Red. Z. Lissa. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1967. S. 24-34.

34 Dzieje folklorystyki polskiej / Red. H. Kapelus i J. Krzyzanowskiego. T. 1. 1800-1863. Epo-ka przedkolbergowska. Wroclaw : Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1970; T. 2. 18641918. Warszawa : Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1982.

35 Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. Katowice : Akademia Muzyczna im. Karola Szymanowskiego w Katowicach, 2000.

3® Polska piesn i muzyka ludowa. Zródla i materialy. T. 1. Kujawy / Red. B. Krzyzaniak, A. Paw-laka, J. Lisakowskiego. Cz^sc 1: Teksty. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1974; cz^sc 2: Melodie. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1975. T. 2. Kaszuby / Red. L. Bielawskie-go, A. Mioduchowskiej. Cz^sc 1: Piesni obrzedowe. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydaw-niczy, 1997; cz^sc 2: Piesni powszechne. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1998; cz^sc 3: Piesni powszechne i zawodowe. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1998. T. 3 Warmia i Mazury / Red. B. Krzyzaniak, A. Pawlaka i innych. Cz^sc 1: Piesni doroczne i weselne. Warszawa: Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2002; cz^sc 2: Piesni balladowe i spo-leczne. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2002; cz^sc 3: Piesni zalotne i milosne. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2002; cz^sc 4: Piesni rodzinne i taneczne. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2002; cz^sc 5: Piesni religijne i popularne. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2002. T. 4 Lubuskie / Red. J. Bartminskiego, A. Kusto i innych. Cz^sc 1: Piesni i obrz^dy rodzinne. Lublin : Polihymnia, 2011; cz^sc 2: Piesni i obrz^dy doroczne. Lublin : Polihymnia, 2011; cz^sc 3: Piesni i teksty sytuacyjne. Lublin : Polihymnia, 2011; cz^sc 4: Piesni powszechne. Lublin : Polihymnia, 2011; cz^sc 5: Piesni stanowe i zawodowe. Lublin : Polihymnia, 2011; cz^sc 6: Muzyka instrumentalna. Lublin : Polihymnia, 2011. Tom 5 Podlasie / Red. J. Szymanskiej i B. Falinskiej. Cz^sc 1: Teksty piesni obrz^dowych. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2012; cz^sc 2: Teksty piesni powszechnych. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2012.

этнографическими, языковедческими и музыковедческими комментариями, а также описания обрядов, народных инструментов и сведения о выдающихся исполнителях польской народной музыки. Основой для создания серии послужили послевоенные экспедиционные записи Института искусств, дополненные более ранними публикациями. По широте охвата материала серия «Польская песня и народная музыка» может сравниться с «Народом...» Кольберга, а точная фиксация мелодий, возможная благодаря современным способам звукозаписи, обуславливает особую ценность этого труда для польской этнографии.

Необходимо также отметить, что на протяжении второй половины XX века, а также и в настоящее время в Польше последовательно проводится работа по популяризации фольклора. Ее итогом стало появление большого числа любительских ансамблей песни и танца, которые довольно точно передают черты польского фольклора и активно привлекают молодежь к сохранению фольклорных традиций.

Литература

1. Bielawski L., Mioduchowska A. Kaszuby. Cz. I. Piesni obrz^dowe. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1997. 277 s.

2. Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. Katowice : Akademia Muzyczna im. Karola Szymanowskiego w Katowicach, 2000. 347 s.

3. Bobrowska J. Zbiory piesni ludowych z Zagl^bia D^browskiego w XIX stuleciu. Przegl^d i charakterystyka zródel // Zeszyty Naukowe Wyzszej Szkoly Pedagogicznej. Seria A. Filologia polska. № 20. Opole, 1981. S. 191-208.

4. Chybinski A. O polskiej muzyce ludowej. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1961. 539 s.

5. Cocchiara G. Dzieje folklorystyki w Europie. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1971. 690 s.

6. Dzieje folklorystyki polskiej / Red. H. Kapelus i J. Krzyzanowskiego. T. 1. 1800-1863. Epoka przedkolbergowska. Wroclaw : Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1970. 528 s.

7. Dzieje folklorystyki polskiej / Red. H. Kapelus i J. Krzyzanowskiego. T. 2. 1864-1918. Warszawa : Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1982. 666 s.

8. Górski R. Oskar Kolberg. Zarys zycia i dzialalnosci. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1974. 285 s.

9. Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 1. U zródel folklorystyki polskiej. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1965. 286 s.

10. Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 2. Antologia polskiej piesni ludowej ze zbiorów polskich XVIII wieku. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1965. 264 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.