Елизавета Мачеевска
Из истории
польской музыкальной фольклористики: от истоков
до первой трети XX века
В статье предлагается краткий обзор истории польской музыкальной фольклористики от XVII века до первых трех десятилетий XX века. Автор прослеживает процесс становления науки о польском музыкальном фольклоре, формирование методов исследования, этапы освоения фольклора различных регионов Польши. Рассматриваются сборники и издания, до настоящего времени не освещенные в российском музыковедении.
Ключевые слова: Польша, этнографические исследования, история музыкальной фольклористики, Кольберг, фольклор Подгалья.
Польский музыкальный фольклор отличается большим разнообразием жанров и выразительных средств; особенную ценность придает ему сравнительно хорошая сохранность и актуальность народного искусства в современной Польше. Причины такого разнообразия во многом связаны с особенностями географического положения и исторического развития страны, которая в течение многих веков вбирала и претворяла культуру соседних стран. Во времена своего расцвета в ХУ-ХУ11 веках Речь Поспо-литая занимала территории, населяемые литвинами, венграми, украинцами, белорусами, русскими, чья культура естественным образом влияла на польскую. После разделов страны в конце XVIII века австро-немецкое и русское влияние, хотя и воспринимаемое как чужеродное, также было воспринято польской культурой и проявилось в разных ее формах, начиная от фольклора и заканчивая произведениями профессиональных творцов. В польской народной музыке можно встретить как задумчивые, протяжные песни, напоминающие литовские и северно-русские мелодии,
так и энергичные, задорные чардаши, явственно родственные венгерскому фольклору.
Представление о том, что считать польской национальной музыкой, с течением времени существенно изменялось. Если в XIX веке слушатели, этнографы и композиторы как в самой Польше, так и за ее пределами, отводили эту роль мазуркам и полонезам — жанрам, связанным с центральными, низинными территориями страны, то с началом ХХ века главный интерес сосредоточился на фольклоре горных районов Польши, заселенных гуралями. Именно в нем многие творцы стали черпать вдохновение, подчеркивая его самобытность и непохожесть на «традиционную» польскую народную музыку. Обращение к гуральскому фольклору привело к созданию многих ярких произведений в области музыки, литературы, изобразительного искусства.
На протяжении долгого времени считалось, что планомерное собирание и изучение польского фольклора началось на рубеже XVIII-XIX веков, а наиболее плодотворным его периодом стала эпоха романтизма 1 О музыкальном фольклоре до XVII века можно судить лишь по случайным сохранившимся записям. Одним из наиболее ранних примеров является фривольная народная песенка, записанная францисканцем Мико-лаем из Козла в 1416 или 1417 году 2. Однако в середине ХХ века польский исследователь Чеслав Гернас обнаружил материалы, которые позволили перенести дату рождения польской фольклористики почти на сто лет назад. В своем двухтомном исследовании «В калиновом лесе» 3 Гернас, анализируя культурную ситуацию в Польше XVII-XVIII веков, рассматривает девять сборников этого времени, в которых представлены народные тексты (а изредка и мелодии 4).
По мнению Гернаса, в XVII веке в дворянской среде наблюдался живой интерес к народной культуре, чему способствовали, с одной стороны, невысокий уровень профессиональной поэзии, с другой — жизненный уклад, во многом определявшийся своего рода «культом свойскости», чувством рода. Благодаря этому к концу XVII века народные песни получили широкое распространение в различных кругах польского общества 5. Исследователь отмечает, что первые сборники народных текстов
1 См.: Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. Katowice, 2000. S. 58.
2 Ibid. S. 59.
3 Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 1. U zrodel folklorystyki polskiej. T. 2. Antologia polskiej piesni ludowej ze zbiorow polskich XVIII wieku. Warszawa, 1965.
4 Первым сборником, в котором появляется мелодия народной песни, считается анонимный сборник Piesni rozne («Разные песни», 1772-1792; см.: Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 2. S. 150).
5 Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 1. S. 137-138.
и мелодий отличаются разнообразием поставленных в них задач. Так, сборник «Минуты короткие» (Minuty krotkie) представляет собой не что иное, как своеобразную «шпаргалку» уличного артиста, в которой содержится около тридцати текстов песен, причем одна из песен, текст которой расписан по голосам, предполагает ансамблевое исполнение:
1: G^s, g^s, g^s.
Solo: A jaka?
Bas: Siodlata.
Omnes: Czerwone nozki miala, po Dunaju plywala 6.
1. Гусь, гусь, гусь.
Соло: А какой?
Бас: Оседланный.
Все: С красными ножками, по Дунаю плавал (перевод наш. — Е. М.).
Иную цель преследовал первый известный собиратель народных песен, поэт Адам Кемпский (год рождения неизвестен, умер после 1766). Два собрания текстов, записанных Кемпским непосредственно от крестьян, нередко с сохранением некоторых черт диалекта — «Деревенские песни» (Piesni wiejskie), включающие 32 текста, и «Мазовецкие песни» (Piesni mazowieckie), содержащие 92 текста,— появились в двадцатых годах XVIII века. Сборники Кемпского не были опубликованы, но сохранились в рукописной копии Яцека Огродского 7.
Одним из важных источников XVIII века является анонимный сборник «Краковяк, или Деревенские краковские песенки. Центурия I» (Krakowiak w swojej postaci, czyli Spiewki wiejsckie krakowskie. Centuria I), опубликованный в Кёльне в 1754 году 8. В «Краковяке» приведен 101 народный текст. Обозначение «Центурия I», вероятно, указывало на планы по изданию следующих томов, что позволяет говорить о первом примере последовательного собирательства.
В конце XVII века на северной границе Речи Посполитой, в Крулев-це (Кенигсберге), появился труд под названием «Некоторые мировые
6 Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 2. S. 169.
7 См.: Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 1. S. 158.
8 Первый печатный вариант этого сборника дошел до нас лишь в рукописной копии, благодаря которой мы можем установить выходные данные этого издания: Krakowiak w swoiey Postaci czyli Spiewki Wieyskie Krakowskie. Centurya I. Wydrukowane nakladem Konserwatorow dobrego Gustu w Kolnie, 1754 (Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 2. S. 163). В 1820-1825 годах в Кракове появилось дополненное переиздание «Краковяка»: Spiewki wiejskie krakowskie. Krakow : Drukarnia Uniwersytecka, 1820-1825.
песни, писанные от Михала Томасика» с предисловием автора 9. В этой коллекции, в отличие от предыдущих, главное место занимают протяжные песни и баллады. Некоторые из них встречаются в позднейших записях фольклористов. Кроме того, в конце XVIII века в немецких газетах спорадически публиковались записи текстов силезских песен, иногда сопровождаемые описанием обрядов, как, например, песня о Мажанне, записанная Готлибом Фухсом в 1774 году 10. К сожалению, большинство сборников XVIII века не содержит нотных записей.
В эпоху Просвещения народные песни постепенно становятся предметом научных изысканий. Первую программу исследования фольклора представил в 1802 году выдающийся деятель польского просвещения Гуго Коллонтай 11, выдвинувший проект создания труда по истории Польши. Этот труд должен был стать своеобразной энциклопедией и предполагал разработку следующих тем:
• О географическом положении польских земель с картами и названиями;
• Об обычаях и традициях;
• О религии;
• О воспитании;
• О пастушестве и сельском хозяйстве;
• О городах;
• О формах правления в Польше;
• О военном искусстве поляков;
• О дипломатии;
• О праве;
• О казне;
• О полиции.
Особенное внимание Коллонтай уделил второму пункту, подчеркивая, что в предыдущие эпохи освещались лишь обычаи и традиции шляхты, а не простого народа, без изучения которых невозможно познать и понять специфические черты каждой нации. Чтобы собрать информацию о польских традициях, Коллонтай предлагал особенно пристально рассмотреть различия в говоре и диалектах народа, различия в одежде, при-
9 По свидетельству Гернаса, этот сборник представляет собой небольшую книжку, озаглавленную «Niektore swiatowe piesne piyszane od Mich. Tomasicka d~15 Januar 1798 w Krulewcu» (Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 2. S. 199).
10 Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 65.
11 Гуго Коллонтай (1750-1812) — польский политик, публицист и общественный деятель, один из авторов первой польской Конституции 1791 года.
чем не только в ее крое, но и цветах и тканях, дать описания семейных обрядов (свадьбы, рождения, похорон), игр и забав народа (соответственно времени года), музыки, музыкальных инструментов, песен, сказок и историй, магических обрядов, имеющих языческое происхождение,
1
народных ремесел и рукоделия .
Для сбора необходимых сведений Коллонтай предлагал, кроме тщательного изучения доступных источников и непосредственного наблюдения за жизнью народа, использовать анкеты для максимального охвата территории Польши. Впоследствии идею Коллонтая об анкетном способе собирания материала использовал великий польский этномузыколог Оскар Кольберг.
В эпоху романтизма усиление националистических тенденций влияло и на дальнейшее развитие интереса к фольклору, в котором романтики видели проявление «души» народа. На фоне возрастающих патриотических настроений, народно-освободительных идей фольклор становился знаменем древней, пранародной культуры. Ситуацию, наблюдавшуюся во всей Европе, охарактеризовал выдающийся историк европейской фольклористики Д. Коччиара: «Фольклор в эпоху романтизма стал орудием политики и борьбы за сохранение народного самосознания» 13. В этот период во многих европейских странах появились сборники народных песен и мелодий. Однако собиратели той эпохи не стремились к точному воспроизведению оригинала, зачастую «приглаживая» его и приближая к привычным эстетическим идеалам.
Я. Бобровская предлагает выделить два этапа в развитии «докольбер-говской» польской фольклористики — 1800-1831 и 1831-1863 Для первой трети XIX века характерно соединение черт эпохи Просвещения и идущего ей на смену романтизма. В это время раздавались призывы собирать народную литературу, сведения об обычаях и обрядах, однако народная музыка оставалась на периферии интересов исследователей. Во многом это было связано с тем, что исследователями фольклора в первое тридцатилетие XIX века в большинстве своем становились историки, такие как Гуго Коллонтай и Тадеуш Чацкий, или литераторы — Казимеж Бродзиньский и Стефан Витвицкий. Однако постепенно все большее внимание уделялось музыкальному фольклору, прежде всего, в контексте создания национального стиля в профессиональной музыке.
12 Эта подробная программа была составлена Коллонтаем в оломоуцкой тюрьме и выслана двум адресатам — краковскому издателю Яну Маю и историку и публицисту Тадеушу Чацкому (см.: Bobrowska ¡. Рокка 1Ык1о^1ука тигусгиа. 8. 68-69).
13 СоссШага О. Бг1е)е 6э1к1огу81ук1 w Еигор1е. Warszawa, 1971. 8. 205. 8. 83-84.
14 Bobrowska ¡. Рокка Ю1к1о^1ука тигусгиа. 8. 61.
В 1821 году в Познани появилась работа Юзефа Круликовского «Польская просодия, или о песенности и мере польского языка с нотными примерами» 15, где автор давал характеристику народной музыки, опираясь на нотные записи. Примерно в то же время, в 1820 году в Варшаве вышел труд выдающегося композитора Кароля Курпиньского «О песнях в общем» 16. Курпиньский впервые представил классификацию народных песен, в которой те или иные жанровые различия («оттенки») соотнесены с регионами происхождения этих жанров.
Согласно классификации Курпиньского, в самом общем плане все народные песни делились на религиозные и светские, а среди последних выделялись «припевки для танца», пастушеские сигналы и «исторические песни» ". В свою очередь, танцевальные припевки Курпиньский разделял на «веселые» и «печальные», ставя их характер в обратную зависимость от сельскохозяйственных условий тех регионов, где они звучали. Исследователь считал, что чем беднее земля, и чем больше труда она требует для возделывания, тем веселее и энергичнее характер человека, и наоборот. Поэтому «веселые» песни, по Курпиньскому, преобладают в неплодородных регионах центральной, западной и северной Польши, а «печальные» — на богатых восточных землях от Люблина до Львова и Волыни. По этому принципу он отмечал и преобладание мажорного или минорного лада в народных песнях. Курпиньский обратил внимание на территории распространения метра — двудольного в Кракове и горах и трехдольного на остальной территории Польши, он также указал на региональные различия в инструментальном составе аккомпанирующей капеллы. Можно сказать, что Курпиньский, имевший достаточно широкое представление о польской народной музыке, определил в своей работе направления дальнейшего развития польской этномузыкологии.
Активное развитие фольклористики наблюдалось не только в Варшаве, но и в двух важных центрах польской культуры XIX века — Вильне (Вильнюс) и Львове. В Вильне главная роль в собирании польских народных песен принадлежала историку Иоахиму Левелю, поэту Томашу Зану, а также Марии Чарнецкой, которые интересовались, прежде всего, обрядами, балладами и текстами народных песен. Во Львове главными фигу-
15 См.: Dzieje folklorystyki polskiej / Red. H. Kapelus i J. Krzyzanowskiego. T. 1. 1800-1863. Epoka przedkolbergowska. Wroclaw, 1970. S. 83-84.
I' Работа Курпиньского была опубликована в нескольких номерах журнала «Музыкальный еженедельник» (Kurpinski K. O piesniach w ogolnosci // Tygodnik Muzyczny. 1820. № 6. S. 21; № 7. S. 25-26; № 8. S. 29-30; № 9. S. 33-34; № 11. S. 41). Подробный ее анализ приведен в исследовании: Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 74-78. I7 См.: Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 76.
рами были историк, археолог и этнограф Зориан Доленга-Ходаковский (Адам Черноцкий) и графиня Эмилия Плятер, собиравшие польские, украинские и белорусские песни.
После поражения ноябрьского восстания 1830 года романтические идеи собирания фольклора оставались актуальными. Популярными в это время стали групповые выезды в деревни, организованные писателями, художниками и музыкантами. Это также было время первых публикаций сборников народных мелодий. В 1833 году во Львове увидел свет наиболее полный докольберговский сборник народных песен «Песни польские и русские галицийского народа», собранные Вацлавом Залеским 1®.
«Песни польские и русские...» содержат 1496 текстов и 160 мелодий, изданных в отдельном томике. Залеский разделил все песни на две группы: лирические — женские и эпические — мужские, причем к первым ученый отнес 1459 песен из 1496. Лирические песни Залеский сгруппировал следующим образом:
• Песни, исполняемые при различных праздниках (помолвка, свадьба);
• Обрядовые песни;
• Рабочие песни;
• Песни для танца и забавы;
• Любовные песни, думки.
Мужские песни в свою очередь делятся на:
• Касающиеся событий в стране (исторические);
• Касающиеся отдельных людей (баллады).
Мелодии, опубликованные в сборнике Залеского, были представлены в обработке для голоса и фортепиано известного скрипача Кароля Ли-пиньского.
Через три года после выхода коллекции Залеского свой сборник польских народных песен опубликовал Казимеж Вуйчицкий — литератор, архивист, публицист, этнограф, тесно связанный с Варшавой. В 1836 году появился его двухтомник «Песни белохорватов, мазуров и русских с Буга с дополнением подходящих песен русских, сербских, чешских и славянских» 19. В этом сборнике находятся 642 текста польских и 84 иностранных
18 Wactaw z Oleska. Piesni polskie i ruskie ludu galicyjskiego. Lwow : Nakladem F. Pillera, 1833 (подробно см. в: Dzieje folklorystyki polskiej. T. 1. 1800-1863. Epoka przedkolbergowska. S. 345-351).
i® Репринтное издание двух томов труда Вуйчицкого вышло в 1976 году под редакцией Х. Капелусь: Wojcicki K. Wt. Piesni ludu Bialochrobatow, Mazurow i Rusi znad Bugu. Wyd.
песен. Тексты были поделены на следующие группы: песни исторические, провинциальные, обрядовые, думы, свадебные, любовные, краковяки, мазурки, войсковые, народные поговорки и легенды. Народные тексты и мелодии у Вуйчицкого, по свидетельству Я. Бобровской 2о, довольно далеки от оригинала, что несколько снижает значимость этого труда.
В тридцатилетие между восстаниями 1830 и 1863 годов появились также сборники Жигота Паули, Йозефа Конопки и других любителей фольклора. Однако особо стоит выделить изданный в 1842 году сборник рождественских песнопений, собранных священником Михалом Мёду-шевским — «Пасторали и колядки с мелодиями, или веселые песни народа, петые в домах во время Рождества» 21. Этим сборником пользовался впоследствии Оскар Кольберг, до сих пор он остается важным фольклорным источником.
К этому же времени относятся и первые упоминания о фольклоре польских горцев. Северин Гощиньский в 1835 году издал свой «Дневник путешествия в Татры» 22, в котором упоминается и о музыкальном фольклоре гуралей. Гощиньский перечислил музыкальные инструменты гуралей, описал танцы и песни пастухов, привел несколько текстов под-гальских песен. Под влиянием Гощиньского татранской культурой заинтересовался Людвиг Зейшнер, профессор геологии Ягеллонского университета, который занимался геологическими исследованиями в Татрах. Итогом его собирательства стала коллекция «Песни подгальского народа», изданная в 1845 году 23. В этом сборнике помещено 740 текстов песен без мелодий, систематизированных следующим образом:
• Любовные песни;
• Свадебные песни;
• Пастушеские песни;
• Разбойничьи и солдатские песни.
Fototypiczne pierwodruku z 1836 r. Pod red. H. Kapelus. T. 1-2. Wroclaw : Ossolineum, 1976 (см.: Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 85-86).
20 Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 86.
21 Mioduszewski M. Pastoralki i kol^dy z melodyjami czyli piosnki wesole ludu w czasie swi^t Bozego Narodzenia po domach spiewane. Krakow : W drukarni S. Gieszkowskiego, 1843 (подробно см. в: Dzieje folklorystyki polskiej. T. 1. 1800-1863. Epoka przedkolbergowska. S. 280).
22 Фрагменты «Дневника путешествия в Татры» появились в журнале Muzeum Domowe в 1835 году, а полностью он был издан в 1853 году в Петербурге. В ХХ веке книга была переиздана: Goszczynski S. Dziennik podrozy do Tatrow (1853). Oprac. St. Sierotwinski. Wroclaw : Ossolineum, 1958.
23 Zejszner L. Piesni ludu Podhalan, czyli Gorali tatrowych polskich. Warszawa : J. Kacza-nowski, 1845 (см.: Dzieje folklorystyki polskiej / Red. H. Kapelus i J. Krzyzanowskiego. T. 1. 1800-1863. Epoka przedkolbergowska. S. 282-283).
В истории польской фольклористики период с 1800 по 1863 год был временем кристаллизации исследовательских программ и методов собирания фольклора. Большинство исследователей фольклора не были профессиональными музыкантами, что отразилось на принципах фиксации материала. Особенное внимание обращалось на тексты песен, прежде всего, балладных и исторических, в которых исследователи искали праславянские черты. Текст песен чаще всего становился и основой их классификации.
В статьях и научных трудах того времени подчеркивалась важность мелодии, ее неразрывная связь с текстом, однако в сборниках эта позиция чаще всего не находила отражения. В большинстве изданий мелодии были представлены в обработке для голоса и фортепиано, то есть в приближении к возможностям любительского исполнения. Всего из этого периода сохранилось около 800 народных мелодий.
Кроме того, в первой половине XIX века были собраны многочисленные сведения о народных танцах, музыкальных инструментах, певцах и инструменталистах. Коллекции, собранные в 1800-1863 годах, способствовали сохранению определенной части польского фольклора, развили интерес к этой сфере народного творчества и подготовили почву для трудов величайшего польского исследователя фольклора Оскара Кольберга.
Итогом жизни и творчества Кольберга стал монументальный исследовательский труд «Народ. Его обычаи, образ жизни, язык, предания, поговорки, обряды, суеверия, игры, песни, музыка и танцы» 24. Кольберг отказался от первоначальной идеи тематических сборников в пользу регионального разделения материала, поэтому «Народ... » представляет собой отдельные монографии, посвященные фольклору разных регионов Польши. Исследователь считал необходимым публикацию всех возможных вариантов текста и мелодии, чтобы впоследствии можно было аналитически вывести общие черты каждого жанра, а также выявить иностранные влияния, что должно было стать следующей задачей фольклористов после собирания максимального количества материала. Особое внимание Кольберг уделял точности записи текста и музыки, указаниям на место и время записи.
Коллекция включает в себя не только материалы польской народной культуры, но и фольклора белорусов, карпатских горцев, гуцулов, лем-ков, словенцев, лужицких сербов, чехов, словаков. В своем труде Коль-
24 При жизни Кольберга в 1857-1890 годах вышло 33 тома «Народа...»: Kolberg O. Lud. Jego zwyczaje, sposob zycia, mowa, podania, przyslowia, obrzçdy, gusla, zabawy, piesni, muzyka i tance. T. 1-33. Krakow, 1857-1890. В XX-XXI веке польские фольклористы издали Полное собрание сочинений Кольберга в восьмидесяти четырех томах: Kolberg O. Dziela wszystkie. T. 1-84. Wroclaw-Poznan : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1961-2002.
берг охватил не только территории, когда-либо принадлежавшие Польше, но и граничащие с ней.
В настоящее время издано 57 томов «Народа...», тридцать три из них были опубликованы в XIX веке. Анализируя эти материалы, можно проследить динамику взглядов исследователя. Поначалу Кольберг был в большей степени сконцентрирован на записи народных песен, но постепенно его внимание стали все больше занимать другие элементы народной культуры. К моменту подготовки Пятого тома Кольберг выработал схему этнографической монографии, которая должна была заключать в себе следующие разделы:
• Край — географическое описание территории, исторические данные о его прошлом, сведения о народных легендах и преданиях;
• Народ — жители региона, их внешний вид, вера, черты характера, костюм, питание, строительство, орудия труда, работа и служба;
• Годовые обычаи — описание обычаев, игр и забав с сопровождающими их песнями и танцами;
• Песни (кроме обрядовых). Кольберг не ограничивался только деревенскими песнями, включая в этот раздел и городские, а также песни религиозного содержания;
• Танцы (или песни и танцы) — инструментальные мелодии и танцевальные «припевки»;
• Мир верований, суеверий, демонологии, колдовства; народная медицина;
• Народная литература — сказки, предания, легенды, пословицы, загадки;
• Игры.
В некоторых томах, кроме вышеперечисленного, находятся словари диалектов и заметки о языке народа .
Кольберг использовал материалы как собранные лично им, так и присланные его сотрудниками, а также содержащиеся в ранее изданных сборниках народных текстов и песен. В своем труде он предложил некоторые формы фиксации, которыми пользовались и позднейшие исследователи, например, запись основной мелодии крупными нотами, а вариантов — мелкими. При записи он обращал особое внимание на вариантность ступеней в народных мелодиях и на их свободный метр.
В целом наследие Кольберга насчитывает 35 000 текстов песен, 18 000 поговорок, более 2000 сказок, многочисленные описания обрядов и игр.
25 См.: ВоЬто'лчка. ¡. Рокка Ю1к1огу81ука тигусгиа. 8. 108-109.
Его вклад в польскую фольклористику имеет непреходящую ценность. Вся последующая польская фольклористика, так или иначе, опиралась на открытия и собрания Оскара Кольберга 26.
Послекольберговские этнографы большее внимание стали уделять не собиранию, а анализу материалов и их сравнению. Однако продолжалась также и экспедиционная деятельность. На территории Белоруссии работал выдающийся фольклорист Михал Федеровский, итоговый многотомный труд которого — «Белорусский народ» 27 — стал важным источником польской и белорусской этнографии. В это же время был открыт фольклор кашуб, находившихся под немецким влиянием. Немецкие ученые полагали, что кашубы не имеют своих песен и танцев, однако польские фольклористы в результате своих исследований опровергли эти утверждения. В их числе был кашубский национальный деятель, писатель и фольклорист Флориан Ценова, издавший в 1867 году сборник «Сто светских песенок из южной части Кашубского Поморья» 2®.
Наступившая на переломе XIX-XX веков эпоха «Молодой Польши» не повлияла в значительной степени на методы работы этнографов, однако акцент исследований сместился на фольклор горных территорий Польши. Первые изданные подгальские мелодии появились в конце XIX века в сборнике музыковеда, пианиста Яна Клечиньского 29, который не только собирал мелодии, но и анализировал их, отмечая характерные ладовые и ритмические черты.
После обретения Польшей независимости в 1918 году началось быстрое развитие многих научных областей, в том числе и этнографии. В это время ученые систематизировали полученные сведения, обобщали их, создавая общий образ народной культуры. Появление новых записывающих устройств позволило фиксировать и сохранять народную музыку.
26 Свой вклад в изучение наследия Кольберга внесли и российские авторы. См., например: Утенкова-Шалапак И. Наследие Оскара Кольберга в истории славянской этному-зыкологии. СПб. : Северная звезда, 2014; Толстая С. М. Великое дело Оскара Кольберга // Живая старина. 2014. № 4. С. 48-49.
27 В настоящее время издано восемь томов исследования Федеровского. Первые три из них стали библиографической редкостью, они появились в Варшаве в 1897-1903 годах, еще при жизни собирателя. Остальные были изданы посмертно: Federowski M. Lud bialoruski. T. IV. Przyslowia. Warszawa : Towarzystwo Naukowe Warszawskie, 1935; T. V. Pies-ni. Warszawa : Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1958; T.VI. Piesni. Warszawa : Polskie Wydaw-nictwo Naukowe, 1960; T. VII. Komentarze. Warszawa : Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1969; T. VIII. Inedita. Piesni z archiwum zbieracza. Warszawa : Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1981 (см.: Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. S. 191-208).
2® Ceynowa F. Sto frantovek z poludnjovej cz^scj Pomorza Kaszubskjego. Svjecje nad Vjsl^: u xj^garza I. Hauffe, 1867 (См.: Bielawski L., Mioduchowska A. Kaszuby. Cz. I. Piesni obrz^-dowe. Warszawa, 1997. S. 18-19).
29 Kleczynski J. Melodye zakopanskie i podhalskie. Pam. Tow. Tatrz. XII, 1888.
К этому периоду также относится открытие кафедр этнографии в университетах Кракова, Львова и Познани.
В межвоенное двадцатилетие созданы и опубликованы работы выдающегося этнографа и музыковеда Адольфа Хыбиньского 3о. Интерес Хы-биньского не ограничивался исключительно польской народной музыкой, однако его роль в польской этнографии трудно переоценить. Ученый предложил свой вариант классификации народных мелодий на основе их музыкальных особенностей — ритмики, строения мелодии и ладово-тональной структуры з\ Значительную часть его этнографических исследований занимают работы о музыке Подгалья и Оравы з2. * * *
Интенсивное развитие польской музыкальной фольклористики в XX веке и на современном этапе требует подробного и обстоятельного анализа. Эта тема не входит в задачу настоящей статьи. Поэтому в заключение хотелось бы обозначить лишь некоторые из тенденций этого времени, а также назвать отдельные основополагающие работы.
Разрушения, принесенные Второй мировой войной, не могли не отразиться и на польской этнографии. Были утрачены многие сведения и коллекции. В послевоенное время перед учеными встала проблема восстановления разрушенного. Сразу после войны были организованы многочисленные акции, направленные на собирание и сохранение исчезающего фольклора. С этим этапом связаны имена двух выдающихся по-знаньских этнографов супругов Мариана и Ядвиги Собеских, изучавших и собиравших фольклор многих регионов Польши зз.
30 Chybinski A. O muzyce gorali podhalanskich. Muzeum Tatrzanskie, Zakopane, 1927; Chybinski A. Instrumenty muzyczne ludu polskiego na Podhalu // Prace i Materialy Antropologicz-no-Archeologiczne i Etnograficzne. T. 3. 1924. S. 1-141; Chybinski A. O zrodlach i rozpowszech-nieniu dwudziestu melodii ludowych na Skalnym Podhalu // Kwartalnik Muzyczny. 1933. Zeszyt 17/18. S. 48-65; Chybinski A. Dzwony pasterskie ludu polskiego na Podhalu // Prace i Materialy Antropologiczno-Archeologiczne i Etnograficzne. Krakow. T. 4. Oz^sc 3. 1925. S. 29-57 и др.
31 Здесь и далее ссылки на работы Хыбиньского даны по изданию: Chybinski A. O pol-skiej muzyce ludowej. Krakow : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1961. S. 23-28.
32 См.: Chybinski A. O muzyce gorali tatrzanskich // Chybinski A. O polskiej muzyce ludowej. S. 93-99; Chybinski A. O muzyce gorali podhalanskich // Chybinski A. O polskiej muzyce ludowej S. 99-112; Chybinski A. Przegl^d dotychczasowych badan nad muzyk^ ludow^ na Podhalu // Chybinski A. O polskiej muzyce ludowej. S. 166-186; Chybinski A. Instrumenty muzyczne ludu polskiego na Podhalu // Chybinski A. O polskiej muzyce ludowej. S. 245-421; Chybinski A. Melodie podhalanskie // Chybinki A. O polskiej muzyce ludowej. S. 427-537.
33 См.: Sobiescy J. i M. Polska muzyka ludowa i jej problemy. Wybor prac pod red. J. Bielaw-skiego. Krakow : Polskie Wydawnictwo Muzycze, 1974; Sobieska J. Wielkopolskie spiewski
Во второй половине ХХ — начале XXI века происходит дальнейшее развитие этнографии в Польше. Значительными фигурами в польской музыкальной фольклористике этого времени являются Ян Стеншевский, Анна Чекановска, Богуслав Линетт, Ядвига Бобровская, Гражина Дом-бровская, Людвик Белявский. Главной заслугой этого поколения фольклористов является внимательный и всесторонний анализ музыкального фольклора. В кругу их интересов оказывается не только деревенский, но и городской фольклор. Аналитические работы часто бывают сконцентрированы на фольклоре одного региона с целью как можно более точного исследования его особенностей. Появились также обобщающие работы, касающиеся истории польской фольклористики, среди которых «История польской фольклористики» под редакцией Х. Капелусь и Ю. Кржижановского 34, фундаментальное исследование «Польская музыкальная фольклористика» Я. Бобровской з5. С 1974 года Институт искусств Польской академии наук издает серию трудов под названием «Польская песня и народная музыка. Источники и материалы» под общей редакцией Л. Белявского 3®. На настоящий момент в серии вышло пять томов, содержащих тексты и мелодии народных песен, снабженные подробными
ludowe. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1957; Sobieski M., Sobolewska M. Piesni ludowe Warmii i Mazur. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1955; Sobieski M. Z za-gadnien polskiego ludowego instrumentarium muzycznego // Studia Hieronymo Feicht septuagenario dedicata / Red. Z. Lissa. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1967. S. 24-34.
34 Dzieje folklorystyki polskiej / Red. H. Kapelus i J. Krzyzanowskiego. T. 1. 1800-1863. Epo-ka przedkolbergowska. Wroclaw : Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1970; T. 2. 18641918. Warszawa : Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1982.
35 Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. Katowice : Akademia Muzyczna im. Karola Szymanowskiego w Katowicach, 2000.
3® Polska piesn i muzyka ludowa. Zródla i materialy. T. 1. Kujawy / Red. B. Krzyzaniak, A. Paw-laka, J. Lisakowskiego. Cz^sc 1: Teksty. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1974; cz^sc 2: Melodie. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1975. T. 2. Kaszuby / Red. L. Bielawskie-go, A. Mioduchowskiej. Cz^sc 1: Piesni obrzedowe. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydaw-niczy, 1997; cz^sc 2: Piesni powszechne. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1998; cz^sc 3: Piesni powszechne i zawodowe. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1998. T. 3 Warmia i Mazury / Red. B. Krzyzaniak, A. Pawlaka i innych. Cz^sc 1: Piesni doroczne i weselne. Warszawa: Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2002; cz^sc 2: Piesni balladowe i spo-leczne. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2002; cz^sc 3: Piesni zalotne i milosne. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2002; cz^sc 4: Piesni rodzinne i taneczne. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2002; cz^sc 5: Piesni religijne i popularne. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2002. T. 4 Lubuskie / Red. J. Bartminskiego, A. Kusto i innych. Cz^sc 1: Piesni i obrz^dy rodzinne. Lublin : Polihymnia, 2011; cz^sc 2: Piesni i obrz^dy doroczne. Lublin : Polihymnia, 2011; cz^sc 3: Piesni i teksty sytuacyjne. Lublin : Polihymnia, 2011; cz^sc 4: Piesni powszechne. Lublin : Polihymnia, 2011; cz^sc 5: Piesni stanowe i zawodowe. Lublin : Polihymnia, 2011; cz^sc 6: Muzyka instrumentalna. Lublin : Polihymnia, 2011. Tom 5 Podlasie / Red. J. Szymanskiej i B. Falinskiej. Cz^sc 1: Teksty piesni obrz^dowych. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2012; cz^sc 2: Teksty piesni powszechnych. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 2012.
этнографическими, языковедческими и музыковедческими комментариями, а также описания обрядов, народных инструментов и сведения о выдающихся исполнителях польской народной музыки. Основой для создания серии послужили послевоенные экспедиционные записи Института искусств, дополненные более ранними публикациями. По широте охвата материала серия «Польская песня и народная музыка» может сравниться с «Народом...» Кольберга, а точная фиксация мелодий, возможная благодаря современным способам звукозаписи, обуславливает особую ценность этого труда для польской этнографии.
Необходимо также отметить, что на протяжении второй половины XX века, а также и в настоящее время в Польше последовательно проводится работа по популяризации фольклора. Ее итогом стало появление большого числа любительских ансамблей песни и танца, которые довольно точно передают черты польского фольклора и активно привлекают молодежь к сохранению фольклорных традиций.
Литература
1. Bielawski L., Mioduchowska A. Kaszuby. Cz. I. Piesni obrz^dowe. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1997. 277 s.
2. Bobrowska J. Polska folklorystyka muzyczna. Katowice : Akademia Muzyczna im. Karola Szymanowskiego w Katowicach, 2000. 347 s.
3. Bobrowska J. Zbiory piesni ludowych z Zagl^bia D^browskiego w XIX stuleciu. Przegl^d i charakterystyka zródel // Zeszyty Naukowe Wyzszej Szkoly Pedagogicznej. Seria A. Filologia polska. № 20. Opole, 1981. S. 191-208.
4. Chybinski A. O polskiej muzyce ludowej. Kraków : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1961. 539 s.
5. Cocchiara G. Dzieje folklorystyki w Europie. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1971. 690 s.
6. Dzieje folklorystyki polskiej / Red. H. Kapelus i J. Krzyzanowskiego. T. 1. 1800-1863. Epoka przedkolbergowska. Wroclaw : Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1970. 528 s.
7. Dzieje folklorystyki polskiej / Red. H. Kapelus i J. Krzyzanowskiego. T. 2. 1864-1918. Warszawa : Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1982. 666 s.
8. Górski R. Oskar Kolberg. Zarys zycia i dzialalnosci. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1974. 285 s.
9. Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 1. U zródel folklorystyki polskiej. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1965. 286 s.
10. Hernas Cz. W kalinowym lesie. T. 2. Antologia polskiej piesni ludowej ze zbiorów polskich XVIII wieku. Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1965. 264 s.