Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ИЗ ИСТОРИИ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВА / АРАТЫ / НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ / СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / ШКОЛА / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Седен А.В.

Статья посвящена истории создания пионерской организации в Тувинской Народной Республике в 1921-1944 гг., изучению предпосылок создания и дальнейшего становления пионерского движения в Туве. Анализ процесса возникновения и деятельности пионерских организаций проведен на основе архивных документов, опубликованных воспоминаний ветеранов революционных преобразований в республике. При написании статьи применены такие методы исследования, как проблемно-хронологический, историкосистемный, историко-сравнительный. Отмечено, что пионерское движение с самого начала создавалось с целью коммунистического воспитания детей аратов и вовлечения их в строительство нового общества. По мнению автора, в первые годы существования пионерских отрядов следование жесткой регламентации содержания, форм и методов их деятельности в условиях кочевого образа жизни и поголовной неграмотности населения было оправданным, способствовало организационному становлению, расширению и активизации детского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE PIONEER ORGANIZATION PEOPLE’S REPUBLIC OF TUVA

The article is devoted to the history of the creation of a pioneer organization in the Tuvan people’s Republic in 1921-1944. The purpose of the research is to study the prerequisites for the creation and further development of the pioneer movement in Tuva. The analysis of the process of formation and activity of pioneer organizations was carried out on the basis of archival documents, published memoirs of veterans of the revolutionary transformations in the Republic. When writing the article, we used such research methods as problem-chronological, historical-system, historical-comparative. It is noted that the pioneer movement was created from the very beginning with the aim of Communist education of Arat children and involving them in the construction of a new society. According to the author, in the first years of the pioneer groups ‘ existence, following strict regulations on the content, forms and methods of their activities in the conditions of nomadic lifestyle and General illiteracy of the population was justified, contributed to the organizational formation, expansion and activation of the children’s movement.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.017 УДК 94(571.52)"1921/1944":371.8 ББК 74.273(253.5)61-4

А.В. СЕДЕН

A.V. SEDEN

ИЗ ИСТОРИИ ПИОНЕРСКОМ ОРГАНИЗАЦИИ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

FROM THE HISTORY OF THE PIONEER ORGANIZATION PEOPLE'S REPUBLIC OFTUVA

Статья посвящена истории создания пионерской организации в Тувинской Народной Республике в 1921-1944 гг., изучению предпосылок создания и дальнейшего становления пионерского движения в Туве. Анализ процесса возникновения и деятельности пионерских организаций проведен на основе архивных документов, опубликованных воспоминаний ветеранов революционных преобразований в республике. При написании статьи применены такие методы исследования, как проблемно-хронологический, историко-системный, историко-сравнительный. Отмечено, что пионерское движение с самого начала создавалось с целью коммунистического воспитания детей аратов и вовлечения их в строительство нового общества.

По мнению автора, в первые годы существования пионерских отрядов следование жесткой регламентации содержания, форм и методов их деятельности в условиях кочевого образа жизни и поголовной неграмотности населения было оправданным, способствовало организационному становлению, расширению и активизации детского движения.

The article is devoted to the history of the creation of a pioneer organization in the Tuvan people's Republic in 1921-1944. The purpose of the research is to study the prerequisites for the creation and further development of the pioneer movement in Tuva. The analysis of the process of formation and activity of pioneer organizations was carried out on the basis of archival documents, published memoirs of veterans of the revolutionary transformations in the Republic. When writing the article, we used such research methods as problem-chronological, historical-system, historical-comparative. It is noted that the pioneer movement was created from the very beginning with the aim of Communist education of Arat children and involving them in the construction of a new society.

According to the author, in the first years of the pioneer groups ' existence, following strict regulations on the content, forms and methods of their activities in the conditions of nomadic lifestyle and General illiteracy of the population was justified, contributed to the organizational formation, expansion and activation of the children's movement.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Тува, араты, народно-революционная партия, Советская Россия, школа, пионерская организация.

KEYWORDS: Tuva, araty, people's revolutionary party, Soviet Russia, school, pioneer organization.

ВВЕДЕНИЕ. Еще в 2005 году в Российской Федерации был принят национальный проект «Образование», направленный не только на обеспечение конкурентоспособности российского образования, но и воспитание гармонично развитой личности на основе духовных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Российской Федерации. Проект состоит из девяти федеральных проектов, включая и такой, как «Успех

каждого ребёнка», предполагающий цель — чем больше развивается в разных направлениях ребёнок, тем лучший результат будет у взрослого [6].

В связи с этим значительно активизировалась по всей стране и в отдельных регионах, в частности, в Республике Тыва, деятельность различных объединений, организаций и формирований, в своей совокупности представляющих детское движение. Возникнув еще в начале XX века, оно оказывало и ныне продолжает оказывать большое влияние на подрастающее поколение. Однако, как показала практика, нередко эта работа проводится без учёта опыта минувших лет, его положительных и некоторых негативных сторон, чтобы творчески его применить. Важна преемственность, и это подчеркивает определяет теоретического осмысления и обобщения всего, что связано с историей детских организаций, существовавших в конкретно-исторический период в том или ином регионе, многие аспекты развития которых еще не получили достаточного освещения у исследователей.

В связи с этим представляет интерес изучение истории возникновения конкретных детских объединений, что и предопределило тему данной статьи — «Из истории пионерской организации Тувинской Народной Республики».

ЦЕЛЬ — описать предпосылки создания и дальнейшее становление пионерского движения в Туве.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Данная статья охватывает конкретный период существования Тувинской Народной Республики, которая была образована в 1921 году и в октябре 1944 года добровольно вступила в состав СССР. Некоторые вопросы возникновения и развития детского движения в ТНР получили отражение в обобщающих трудах по истории региона [3], истории образования в Туве [2].

Вопросы партийного руководства молодежным движением, отдельные формы и методы работы с подрастающим поколением получили отражение в статье Д. К-Х. Ооржака [7]. Весьма ценны воспоминания к юбилейным датам пионерской организации А. Даржаа, М. Потылициной, В. Рачковского [9]. Один из участников многих начинаний в 20-30-е годы П. Филиппов писал: «Мне довелось быть в самой гуще событий, происходящих в Туве, так как был я одним из немногих в то время грамотных людей» [9, с. 194]. В целом публикации тех лет отличались парадностью и в них не рассматривались важнейшие проблемы формирования детского движения. Новейших работ, посвященных изучению пионерского движения в Туве, практически нет.

Базой зарождения и развития детского движения в Туве стали исторически сложившиеся русско-тувинские связи и образование в результате победы народной революции в 1921 году Тувинской Народной Республики (ТНР). Как следовало из резолюции Все-тувинского Учредительного Хурала (13-16 августа 1921 г.), ТНР, сохраняя суверенитет во внутренних делах, в международных сношениях действует под покровительством РСФСР. Исследуемый период охватывает 1921-1944 годы — годы образования и существования суверенного государства. Его дальнейшее развитие, создание институтов государственности и общественно-политической системы, преодоление социально-экономической отсталости аратских масс происходило под идейно-политическим влиянием Советской России. Органы народной власти молодого государства — Хуралы -строились по аналогии Советов, хотя по содержанию и характеру своей деятельности они отличались.

Основную массу населения Тувы составляли араты-кочевники (трудящиеся-скотоводы), подавляющее большинство которых было неграмотным, своей письменности у тувинцев не было, монгольскую и тибетскую письменность знали только нойоны, чиновники и ламы, они то и вошли в состав центральных органов власти и управления молодого государства. Реальную политическую силу представляли ламы, с которыми приходилось считаться, и первоначально они активно привлекались для государственного управления. Это было

продуманной мерой властей, руководимых из Советской России, что позволило выиграть время для формирования новой революционной политической элиты [4, с. 107].

В формировании центральных органов власти активно участвовала Тувинская народно-революционная партия (ТНРП), которая была образована на первом съезде 29 февраля — 1 марта 1922 г. при поддержке райбюро РКП (б). Ее примеру ТНРП следовала во всем. Уже на II съезде ТНРП, состоявшемся 6-7 июля 1923 г. в г. Кызыле, были внесены изменения в устав партии, из которых следовало, что ЦК руководит работой и государственных органов, и общественных организаций. Реализация данного положения в партийном и государственном строительстве очень скоро привела к тому, что «партия взяла в свои руки руководящую роль в Республике», об этом было отмечено на конференции ТНРП (1924 г.) [5, д. 33]. На усиление роли партии в жизни тувинского общества было направлено и постановление Политбюро ЦК ТНРП (1925 г.): «правительство должно работать под руководством ЦК, регулярно сообщать в Политбюро о своей работе, получать указания и директивы для исполнения» [3, с. 140]. Как и в Русской самоуправляющейся трудовой колонии (РСТК) — форма автономии русского населения в 1920-30-е годы, где проживали советские граждане, в ТНР стали создаваться профсоюзная, молодежная, женская и детская организации, деятельность которых в духе советской практики была направлена на воспитание различных слоев населения преданности идеям революции и классовой непримиримости к ее врагам.

Первый пионерский отряд был организован в 1923 году при Кызылской начальной школе и был назван именем Карла Либкнехта. Среди первых пионеров были граждане РСТК Ю.П.Губанова, Т.М.Петрунек, А. Ф. Сухорукова, М.Д.Черноусова, Д.Д.Уюсова, желающих вступить в группу было немного. Позже работа пионерской группы приобрела некоторую определенность, следовала заветам «Пионер — всем ребятам пример», «Будь готов к обороне Родины», «Будь первым в борьбе с неграмотностью» [1, с. 27].

Пионерское движение с момента своего возникновения было направлено на достижение конкретной политической цели — коммунистическое воспитание детей аратов, их вовлечение в строительство нового общества. Об этом свидетельствовала деятельность первого пионерского отряда, который к 1925 году насчитывал около сорока человек. В то время в Туве было всего три школы, в которых обучалось 60 учащихся. При таком малом количестве школ и обучающихся важен был сам факт создания общественного детского объединения, и, как показала практика, пионеры могут и оказывали существенную помощь учителям в укреплении дисциплины, повышении успеваемости и общественной активности школьников-пионеров. Эта небольшая группа была активно вовлечена в общественную жизнь молодого государства, принимала участие в её преобразовании.

С учетом опыта пионерского движения в Советском Союзе пионерская организация в Туве была создана по решению II съезда Тувинского революционного союза молодежи (ТРСМ) осенью 1926 года [5, д. 13]. Было рекомендовано создать при ЦК ТРСМ бюро по работе среди детей, организовать курсы для подготовки пионерских работников, проводить разъяснительную работу среди молодежи о роли и значении пионерского движения, оказывать практическую помощь в

формировании отрядов. Решения съезда ТРСМ ориентировали ревсомольские организации на создание пионерских отрядов в школах и в крупных сумонах.

Постановление II съезда Тувинского ревсомола о создании пионерской организации, работающей под непосредственным руководством ТРСМ, имеющей своей задачей оказание ему помощи в обучении и воспитании детей трудовых аратов, имело большое политическое значение.

На пути развития пионерского движения встретились серьезные трудности, связанные с отсутствием национальной письменности, системы народного образования, кадров пио-

нерских работников, а также красных уголков, клубов и других помещений. Сказывалось и то, что абсолютное большинство населения Тувы продолжало вести кочевой образ жизни. Поэтому создание пионерских отрядов в первые годы шло медленно, а воспитательная работа находилась на низком уровне.

Важным событием в жизни тувинского народа стало создание в 1930 году национальной письменности на латинском алфавите. Стали строиться школы, клубы, избы-читальни, красные юрты, стадионы, пионерские лагеря. На этих простых спортивных площадках люди играли в совершенно новые игры — волейбол, футбол, занимались легкой атлетикой (бегом, прыжками в высоту и длину), лыжными соревнованиями. Дети отдыхали в пионерских лагерях и укрепляли здоровье.

Важным подспорьем в практической работе с пионерами и основой дальнейшей деятельности пионерских отрядов стало принятое 1 января 1931 года ЦК ТРСМ Положение об организации пионеров Тувы, которое определило задачи, организационную структуру и формы работы пионерских организаций. Документ гласил, что самодеятельная организация детей аратов носит имя В. И. Ленина и создана с целью революционного воспитания будущих строителей социалистического общества. Главным для пионеров Тувы стал призыв «К революционной борьбе будь готов!».

Знаменатыльным событием стал первый республиканский слет пионеров Тувы и Русской самоуправляющейся трудовой колонии. Он состоялся в 1931 году, были подведены итоги проделанной работы и наме-чены очередные задачи пионерского движения. Позже такие слеты стали проводиться и в хошунах (сельских районы).

Пионерским организациям Тувы оказывалась большая практическая помощь со стороны Исполкома Коммунистического Интернационала молодежи и ЦК Ленинского комсомола в обеспечении пионерской атрибутикой, как галстуки, одежда, барабаны, горны. В Москву для ознакомления с опытом пионерской работы в СССР направляются ревсомольские работники [5, д. 80]. Летом 1933 года первая группа пионеров и пионерских вожатых посетила Советский Союз, где они знакомились с успехами социалистического строительства и жизнью советских пионеров и школьников [5, д.212].

15 июля 1932 года на заседании Международного детского бюро (МДБ) при Исполкоме КИМа был рассмотрен вопрос о деятельности Тувинской пионерской организации. Были отмечены первые успехи пионерского движения в Туве, быстрый численный рост пионеров, усиление массовой работы среди детей, охват их школьным обучением, участие отрядов в хозяйственной работе (шефство над молодняком, устройство показательных пришкольных огородов и др.) [5, д. 257]. Вместе с тем были высказаны ценные советы и пожелания. Постановление МДБ было изложено в форме дружественного письма-рекомендации Центральному Комитету ТРСМ.

Работа пионерской организации постоянно находилась в центре внимания ревсомола, его съездов. Так, на III съезде ТРСМ (1927 г.) обсуждался вопрос о состоянии пионерской работы [5, д. 24]. Съезд отметил, что деятельность ЦК в этой области идет правильно и признал необходимым дальнейшее расширение и углубление пионерского движения. Съезд поручил ревсомольским организациям усилить вовлечение детей аратов в ряды пионеров, создать пионерские отряды в каждом хошуне. IV съезд ревсомола (декабрь 1928 г.) обратил серьезное внимание на вопросы подготовки пионерских работников, расширения численности пионерских отрядов и охвата ими возможно большего количества детей. Съезд рекомендовал для работы с детьми использовать взрослых пионеров из кызылского отряда. В 1931 году на курсах была подготовлена новая группа пионерских вожатых.

Ha V съезде ревсомола (1931 г.) были подведены итоги пятилетней деятельности пионерской организации и принята резолюция «Пионерское движение в Туве». В ней указы-

валось, что основной задачей детского движения является коммунистическое воспитание детей рабочих и крестьян на основе их практического участия в жизни страны, строящей социализм [5, д. 169]. На съезде отмечалось о росте числа пионерских рядов, активном участии пионеров в ликвидации неграмотности детей, не охваченных учебой, в распространении печати, в субботниках по заготовке дров для школы, закладке пришкольных огородов, ремонте опросительных канав и др.

В работе с пионерами серьезное внимание уделялось интернационально-патриотическому воспитанию. Для этого использовались самые разнообразные формы работы, но наиболее востребованными оказались кружки по изучению русского языка, проведение массовых мероприятий совместно с советскими пионерами. Большой отклик среди пионеров получили такие формы работы, как проведение спортивных состязаний, экскурсий, разучивание революционных песен.

В 1926 году председателем совета пионерского отряда, членом райбюро пионеров был Павел Филиппов. По его вопоминаниям, «большой вклад в крепкую дружбу тувинцев и русских внесли организуемые совместно пионерские лагеря тувинских и русских детей. Пребываение в пионерских лагерях помогало установлению хороших взимоотношений между детьми, это общение воспитывало между русскими и тувинскими детьми уважение друг к другу, и не случайно в годы Великой Отечественной войны тувинские трудящиеся послали на фронт 200 добровольцев. Среди них было много и бывших пионеров. Мне лично пришлось быть вожатым, начальником таких совместных пионерских лагерей. В 1929 году был вожатым, а в 1931 — начальником пионерских лагерей в районе Элегеста, в 1934 и 1935 годы начальником совместных пионерских дагерей на Серебрянке» [9, с. 194-195]. Большое воспитательное значение имели вечера, посвященные памятным датам, как годовщина Великого Октября, народная революция в Туве. Интересно проходили рассказы о В.И.Ленине, о ТНРП и ТРСМ, беседы о пионерских традициях.

По воспоминаниям Арбычыга Даржаа, в 1924 году в Кызыле был открыт первый городской клуб, построенный на средства РСТК и ТНР. Кинотеатр привлек к себе тувинцев, больше всех полюбила смотреть «живые» картины молодежь. Тогда показывали фильмы «Празднование первого мая в Минусинске», «Приезд тувинской делегации в СССР», «Место ссылки В.И.Ленина». В середине 30-х годов очень любили смотреть фильмы «Чапаев», «Трактористы», «Мы из Кронштадта». Поэтому, когда мы выросли, перед нами не стоял вопрос: «Служить или не служить в Советской Армии?» Конечно, служить!» [9, с. 106-107].

Примером усиления партийного руководства ревсомолом, внимания к воспитанию подрастающего поколения явилось постановление ЦК ТНРП от 24 июля 1934 года о пионерском движении в Туве [5, д. 461]. В постановлении отмечалось, что пионерское движение еще не достигло необходимого уровня в своем развитии. В деятельности ревсомола отмечалось, что не везде еще он нашел правильный подход в руководстве пионерскими отрядами, были выявлены нарушения при приеме в пионеры, когда «записывали» всех школьников. Ревсомольским организациям было рекомендовано повседневно вникать в деятельность пионерских отрядов, заниматься подготовкой пионерских работников, в помощь вожатым издавать литературу на тувинском языке. ЦК поручил общественным организациям, включая кооперативные, профсоюзные и другие, оказывать всемерную помощь работе с пионерами, полнее и оперативнее удовлетворять их запросы. Данное постановление ЦК партии имело большое значение в дальнейшем развитии пионерского движения в ТНР.

Несмотря на определенные трудности, пионерское движение в ТНР было создано. После введения в 1930 году тувинской национальной письменности и с организацией школьного образования пионерское движение становится шире, а сама работа с детьми стала более содержательной. За этим стояла большая кропотливая работа комсомольских

и партийных организаций. По воспоминаниям ветерана П. Филиппова «нужно было не просто научить читать и писать, необходимо было их убедить в том, что нужно обязательно посещать школы по ликвидации неграмотности, так как не каждый понимал, зачем ему нужно учиться» [9, с. 196].

В начале 1930-х годов в работе республиканской пионерской организации утверждаются командно-приказная система, администрирование, основной базой детского движения становится школа. В результате отмечается рост числа и пионеров, и пионерских отрядов. Так, если в 1926-1927 годы пионерский отряд был только при начальной школе в Кызыле, то в 1931 году в республике насчитывалось 8 отрядов и 300 пионеров, в 1937 году стало уже 117 отрядов [5, д. 276]. К 1940 году в рядах пионерской организации состояло 4146 пионеров [8, д. 599].

В целях улучшения работы среди пионеров в 1934 году в ряде хошунов (сельские районы) — Улуг-Хемском, Тес-Хемском, Барун-Хемчикском и Дзун-Хемчикском, при комитетах ревсомола были образованы бюро пионеров, а в остальных эти обязанности выполняли сами секретари хошкомов ТРСМ.

Все это положительно сказывалось на содержании и результатах деятельности пионерских организаций. Повысилась активность пионеров, их ведущая роль в учебе, общественной работе и укреплении сознательной дисциплины. На страницах ревсомольской газеты «Ре-ванэ Шыны» стала широко освещаться жизнь пионерских организаций, на ее страницах был специальный «Пионерский уголок», где учителя, ревсомольские и пионерские работники делились опытом работы среди детей. Для детей стала выпускаться литература и на тувинском языке. Так, ЦК ТРСМ издавал журнал «Пионер». На тувинском языке было издано также Обращение II Всемирного конгресса пролетарских детей, состоявшегося в июле 1930 года в Берлине [10, с. 108]. В брошюре в популярной форме говорилось о положении детей в СССР и капиталистических странах, о задачах международного пролетарского детского движения, о том, как советские дети готовятся стать помощниками большевистской партии и комсомола. В пионерских отрядах было организовано изучение этого важного документа. Газета «Реванэ Шыны» публиковала материалы из опыта работы советских и монгольских пионерских отрядов. В помощь работы с пионерами в тувинских школах в 1931 году была разработана и одобрена Методическим советом Центриздата СССР «Пи-онернин дептержии», что в переводе означает «Пионерская книжка». В доступной форме в ней излагались рекомендации для учащихся о поведении в школе и дома, требования к учебе, правила соблюдения санитарно-гигиенических норм [5, д. 599].

В 1933 году ЦК ТРСМ утвердил новое Положение о пионерской организации Тувы. С учетом опыта пионерского движения в СССР и уже накопленного опыта в ТНР были более конкретно сформулированы задачи, формы и методы работы пионерских организаций.

Под руководством ЦК ТНРП ревсомол усилил внимание к организации летнего отдыха детей. В первое время в Туве действовал один Кызылский пионерский лагерь, где вместе отдыхали тувинские и русские ребята. В 1937 году открылся второй лагерь около города Чадана. ЦК ТРСМ для работы с детьми в лагерях направлял лучших учителей и ревсомоль-цев, утверждал план воспитательных и оздоровительных мероприятий, чтобы они были содержательными и интересными. Начиная с 1935 года устанавливаются дружеские связи между пионерами Тувы, Ленинского района Москвы, а затем и Харькова.

Постепенно удалось решить и такую проблему, как недостаток в кадрах, которая остро стояла в первые годы становления пионерского движения в Туве. При ЦК ТРСМ были организованы различные курсы пионервожатых, пионерские работники готовились в Кы-зылском учебном комбинате. Большую роль в совершенствовании работы Тувинской пионерской организации сыграли активисты молодежного движения А.Г.Тока, К. Кундуп, Т. Анайбан, М. Момбужай и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Особенностью общественной жизни в Туве того периода как и в Советской России было то, что молодежные и даже детские организации вовлекались в политический процесс. По примеру СССР, пионерские отряды создавались со строго централизованным руководством в школе, в городе и в целом в масштабах всей республики. Вся деятельность пионерских организаций осуществлялась революционным Союзом Молодежи (ТРСМ), который, в свою очередь, работал под руководством Тувинской народно-революционной партии (ТНРП). Это способствовало тому, что в дальнейшем была сформирована четкая структура и каждой пионерской организации, и в целом всего детского движения, расширения и укрепления его рядов, политизации и идеологизированности его деятельности. Об этом отмечалось на заседании ЦК ТНРП 6 января 1940 года. Начиная с 1941 года, крупные пионерские отряды были реорганизованы, больше внимания уделялось тому, чтобы работа с пионерами велась через звено пионерских отрядов, поднять в воспитательном процессе организующую роль звена. Затем, с 1941-1942 учебного года, стали создаваться пионерские дружины, объединившие пионерские отряды.

Партийные и ревсомольские комитеты стали больше уделять внимания деятельности отрядов, укреплению материальной базы для расширения и углубления пионерской работы.

Когда в июне 1941 года немецко-фашистская Германии вероломно напала на СССР и весь советский народ встал на защиту своей Родины, трудящиеся ТНР направили все свои силы на оказание максимальной помощи героической Красной Армии. В массовом патриотическом движении тувинского народа приняли участие и пионеры.

ЦК ТНРП в 1942 году дважды (31 марта и 10 декабря) рассматривал вопросы о ходе перестройки работы ревсомольских и пионерских организаций в соответствии с требованиями военного времени. ЦК отмечал, что в школах и пионерских отрядах развернулась борьба за хорошую успеваемость, отличную дисциплину и активное участие в общественно-полезном труде, улучшилась постановка интернационального воспитания детей, окрепла дружба тувинских и советских школьников. Пионеры участвовали в сельскохозяйственных работах в колхозах, госхозах и тожземах, в уходе за молодняком, в сборе теплых вещей для воинов Красной Армии.

Пионеров и школьников знакомили с событиями на фронте, с международным положением, использовались различные формы совместной работы тувинских и советских отрядов: сборы пионерских дружин, звеньев по обмену опытом в учебе, в общественных делах, организация смешанных тимуровских команд, разучивание русских и ту-винских песен, военно-физкультурные игры и походы, постановка пьес. У школьников, особенно пионеров, повысилась ответственность за состояние работы школы, отряда и дружины.

Пионерка 1940-х годов Мария Потылицина вспоминана: «Сколько мы общественной работы переделали... Для клуба заготавливали дрова, пилили их, кололи, а деньги — в фонд обороны. В войну каждый старался по мере своих сил помочь стране» [9, с. 144].

По опыту советских пионеров, в Туве начали создаваться тимуровские команды в школах. У пионерской организации была общая, общественно значимая деятельность, вокруг которой и объединились тимуровцы, оказывая помощь семьям фронтовиков в период посевной, сено— и хлебоуборочной кампаний, в заготовке топлива, в уходе за больными, за стариками и малолетними детьми. Пионерами республики были выработаны тысячи трудодней, сотни тысяч рублей, собранных и перечисленных в Фонд обороны.

11 октября 1944 года Тувинская Народная Республика добровольно вошла в состав Советского Союза. 5 декабря 1944 года ЦК ВЛКСМ разрешил персональный прием членов ТРСМ в члены ВЛКСМ. С мая по октябрь 1945 года был проведен прием пионеров Тувы во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И.Ленина. В жизни пионеров Тувы наступил новый этап — жить, учиться и работать в единой семье народов страны победившего социализма.

ВЫВОДЫ. Таким образом, небольшая группа около сорока человек при Кызылской начальной школе послужила началом детского движения в Тувинской Народной Республике, практически сразу после установления национальной государственности. Становление проходило в сложных условиях, связанных с ведением кочевого образа жизни населения, его неграмотностью и отсутствием опытных партийных и комсомольских руководителей. Отсутствие подготовленных кадров по работе с детьми замедляло создание пионерского движения, особенно в сельской местности. Последовательное решение этих проблем на самом высоком уровне, внедрение новых форм и методов работы позволило пионерской организации Тувы не только преодолеть трудности становления, но и привлечь на свою сторону значительное количество ранее неорганизованных детей.

В своей работе республиканская пионерская организация не избежала утверждения командно-приказной системы, администрирования, увлечения парадными мероприятиями. Исследование показало, что на первых порах существования пионерских отрядов следование жесткой регламентации содержания, форм и методов деятельности при их определении было оправданным. Под руководством ТРСМ и ТНРП школьники, объединенные в пионерские отряды, получили первый опыт общения со сверстниками, участвуя в работе кружков и секций по интересам, оказывая помощь вожатым в общественных делах. ТРСМ и ТНРП сумели использовать такой резерв, как привлечь школьных учителей для обеспечения отрядов грамотными руководителями. Опыт подтверждает, что пионерская организация стала привлекательной и получила дальнейшее развитие, когда к ее работе были привлечены учителя, и основной базой организации дела воспитания детей стала школа. Активные действия ТНРП и ревсомола, школьных учителей позволили в кратчайшие сроки сделать пионерскую организацию массовой и эффективной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доржу З.Ю.Очерки истории Кызылской средней школы № 1 (1916-2016 гг.). Кызыл: РИО ТувГУ, 2016. 252 с.

2. Доржу 3. Ю., Очур Н.М. История школьного образования в Туве в последней четверти XX — начале XXI вв. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2017. 169 с.

3. История Тувы: В 3 т.— Т. II / Под общ. ред. В.А.Ламина. Новосибирск: Наука, 2007. 430 с.

4. Москаленко Н.П. Этнополитическая история Тувы в ХХ веке. М.: Наука, 2004. 222 с.

5. Национальный архив Республики Тыва (НА РТ). Ф. 4, оп.1, д. д. 13, 24, 80, 212, 276, 279, 330, 461; ф.1, оп.2, д. 33.

6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 / URL: https://sn.ria. ru/20180731/1525638968.html. (Дата обращения: 08.01.2020)

7. Ооржак Д. К.-Х. Комсомолу — 100 лет. // Тувинская правда. 2018. 27 октября.

8. Рукописный фонд Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (ТИГПИ). Д. 599.

9. Тува. XX век. Народная летопись. Сборник статей. Кызыл, 2001. 310 с.

10. Харунов, Р. Информирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (1921-1944). Абакан: Изд-во ООО «Журналист», 2009. 144 с.

REFERENCES

1. Dorzhu Z.YU. Ocherki istorii Kyzylskoj srednej shkoly № 1 (1916-2016 gg.). [Essays on the history of the Kyzyl Secondary School No.1 (1916-2016)] Kyzyl: RIO TuvGU, 2016. 252 s. (In Russian).

2. Dorzhu 3. YU., Ochur N.M.Istoriya shkol'nogo obrazovaniya v Tuve v poslednej chetverti XX — nachale XXI vv. [History of school education in Tuva in the last quarter of the XX-beginning of the XXI centuries] Kyzyl: Izd-vo TuvGU, 2017. 169 s. (In Russian).

3. Istoriya Tuvy [History of Tuva]: V 3 t. T. II / Pod obshch. red. V.A. Lamina. Novosibirsk: Nauka, 2007. 430 s. (In Russian).

4. Moskalenko N.P. Etnopoliticheskaya istoriya Tuvy v XX veke [Ethnopolitical history of Tuva in the twentieth century] M.: Nauka, 2004. 222 s. (In Russian).

5. Nacional'nyj arhiv Respubliki Tyva [National Archive of the Republic of Tyva] (NA RT). F.4, op.1, d.d. 13, 24, 80, 212, 276, 279, 330, 461; f.1, op.2, d.33. (In Russian).

6. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 / URL: https://sn.ria. ru/20180731/1525638968.html. (Data obrashcheniya: 08.01.2020) (In Russian).

7. Oorzhak D. K.-H. Komsomolu —100 let [Komsomol — 100 years old] // Tuvinskaya pravda. 2018. 27 oktyabrya. (In Russian).

8. Rukopisnyj fond Tuvinskogo instituta gumanitarnyh i prikladnyh social'no-ekonomicheskih issledovanij [Manuscript Fund of the Tuva Institute of Humanities and Applied Socio-Economic Research] (TIGPI). D. 599. (In Russian).

9. Tuva. XX vek. Narodnaya letopis' [Tuva. XX century. Folk Chronicle] Sbornik statej. Kyzyl, 2001. 310 s. (In Russian).

10. Harunov, R.SH. Formirovanie intelligencii v Tuvinskoj Narodnoj Respublike (1921-1944) [Formation of the intelligentsia in the Tuva People's Republic (1921-1944)] Abakan: Izd-vo OOO «ZHurnalist», 2009. 144 s. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.