Научная статья на тему 'Из истории первых публикаций об А. С. Даргомыжском'

Из истории первых публикаций об А. С. Даргомыжском Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
618
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. С. ДАРГОМЫЖСКИЙ / И. А. КОРЗУХИН / Н. Ф. ФИНДЕЙЗЕН / ПИСЬМА / НАСЛЕДИЕ / A. C. DARGOMYZHSKY / I. A. KORZUKHIN / N. F. FINDEJZEN / LETTERS / HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гусейнова Зивар Махмудовна

И. А. Корзухин был одним из первых исследователей творчества выдающегося русского композитора А. С. Даргомыжского. Его первые публикации о композиторе появились в 1894 г. Геолог по образованию, любитель музыки, Корзухин начал свою музыкально-исследовательскую деятельность под руководством выдающегося художественного критика В. В. Стасова одновременно с другим исследователем Н. Ф. Финдейзеном. В статье на основе хранящейся в Российской национальной библиотеке неопубликованных писем Корзухина к Финдейзену рассматривается процесс изучения материалов Даргомыжского и его современников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the first publications about A. S. Dargomyzhsky

I. A. Korzukhin was one of the first researchers who studied creative works by an outstanding Russian composer A. S. Dargomyzhsky. His first publications about the composer appeared in 1894. A geologist by training, music lover, Korzukhin started his musical research under the guidance of the eminent art critic V. V. Stasov with another researcher N. F. Findejzen. The article is based on the unpublished letters from Korzukhin to Findejzen (Russian National Library) and discusses the process of studying the documents of both Dargomyzhsky and his contemporaries.

Текст научной работы на тему «Из истории первых публикаций об А. С. Даргомыжском»

УДК 78.072.3

Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2013. Вып. 4

З. М. Гусейнова

ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ОБ А. С. ДАРГОМЫЖСКОМ

Первая монографическая работа об А. С. Даргомыжском, 200-летие со дня рождения которого отмечается в 2013 г., была опубликована в начале 1894 г., и принадлежала Ивану Алексеевичу Корзухину1, имя которого сейчас мало кому известно. В четырех номерах московского журнала «Артист» 1894 г. было напечатано крупное по тому времени исследование, приуроченное к 25-летию со дня смерти великого композитора [1]. Еще одной публикацией Корзухина об А. С. Даргомыжском, появившейся чуть раньше, открывается первый номер только что разрешенной к изданию «Русской музыкальной газеты» Н. Ф. Финдейзена2 [2].

В «Артисте» исследованию предшествует предуведомление, где автор, И. А. Кор-зухин, отмечает: «Настоящий труд был предпринят по инициативе В. В. Стасова, который всеми бывшими в его распоряжении средствами помогал мне при моей работе. Только благодаря его неусыпным, смело могу сказать, беспримерным стараниям, удалось мне получить для биографии большую часть сведений, помещенных в ней» [1, № 33, с. 116]. Действительно, в планы В. В. Стасова в свое время входило создание большой работы о Даргомыжском, и для этого он собирал и издавал многочисленные материалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью композитора. Стасов опубликовал документы, объединенные названием «Александр Сергеевич Даргомыжский. Материалы для его биографии. 1813-1869 годы» [4]3, сопровождающиеся его примечаниями; в отдельных случаях при публикации сохранялись комментарии корреспондентов А. С. Даргомыжского.

В. В. Стасов не только передал Корзухину все имевшиеся в его распоряжении материалы, но и курировал работу. 17 декабря 1893 г. в письме известному музыкальному критику С. Н. Кругликову, заведующему музыкальным отделом журнала «Артист», В. В. Стасов пишет: «Я очень рад, что вы остались сколько-нибудь довольны биографией Даргомыжского, написанной И. А. Корзухиным. Я тут принимал изрядное участие, весь план — мой, многие строки — тоже, многое мною уничтожено еще в черновом виде, и, напротив, по моему указанию прибавлено или видоизменено, но все-таки не мое прямо» [5, с. 80]. Большую ценность представляла и одно-

Гусейнова Зивар Махмудовна — доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории русской музыки музыковедческого факультета, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; e-mail: zivar-g@mail.ru

1 Корзухиным был также написан ряд работ, связанных, например, с именем Р. Вагнера: «Драма-мистерия Р. Вагнера "Парсифаль"» (СПб.: Изд-е Музыкально-исторического об-ва. 1913. 24 с.); «Н. Римский-Корсаков и Рихард Вагнер» (Берлин: [б.и.], 1922. 121 с.).

2 Ранее, в 1886 г. в журнале «Вестник Европы» был опубликован очерк о Даргомыжском П. А. Трифонова [3].

3 Публикация этих материалов сыграла важную роль в изучении наследия А. С. Даргомыжского. В 1921 г. они были изданы отдельной книгой под редакцией и с примечаниями уже Н. Ф. Финдейзена (Даргомыжский А. С. (1813-1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников / ред. и прим. Н. Ф. Финдейзена. Пг.: Госиздат, 1921. 182 с.).

© З. М. Гусейнова, 2013

временная публикация всех установленных к тому времени писем Даргомыжского, список сочинений, библиографические сведения. I, II и IV части разделенной по номерам журнала публикации носили обзорный характер, в III части были представлены автобиография и письма композитора.

Естественно, что и в момент издания работы в журнале «Артист», и тем более сейчас отчетливо видны проблемы начинающего автора. В цитируемом письме к С. Н. Кругликову Стасов отмечает: «Всего более я недоволен тем, что почти нет всей надлежащей критики, а прибавить свою мне было уже некогда!» [5, с. 80]. К словам Стасова можно добавить еще ряд претензий, главная из которых, вероятно, — недостаточный профессионализм ее автора.

Кто же такой Иван Алексеевич Корзухин, в связи с чем В. В. Стасов доверил ему публикацию материалов по Даргомыжскому? Н. Д. Свиридовская, автор исследования «Музыкально-критическое наследие Серебряного века: самоинтерпретация эпохи», указывает его в числе молодых авторов, пишущих о музыке в конце XIX — начале XX в.: Н. Финдейзен, Ю. Энгель, В. Коломийцов, А. Оссовский, Е. Петровский; И. Липаев, Я. Витол, М. Иванов-Борецкий, В. Вальтер и других, называя их «творческими детьми» таких корифеев, как В. Стасов, Ц. Кюи, Г. Ларош, Н. Кашкин, С. Кру-гликов [6, с. 114]. Свиридовская отмечает и наличие почти у всех новых авторов технического и гуманитарного образования, «что в значительной мере расширяло их творческие интересы, влияло на манеру письма, позволяло сблизить музыку с другими видами искусства и точными науками» [6, с. 114].

В крайне скудных справочных материалах об И. А. Корзухине отмечаются два существенных момента: он был, во-первых, сыном выдающегося художника-передвижника, академика живописи Алексея Корзухина и братом Федора Корзухина, известного архитектора, профессора Санкт-Петербургского университета; во-вторых, горным инженером. По материалам словаря «Деятели горной службы дореволюционной России...» Е. М. Заблоцкого, И. А. Корзухин — выпускник Горного института 1896 года [7]. Когда создавалось исследование о Даргомыжском (1893), ему было 22 года, он состоял студентом этого института. Избрание своей профессией горнодобывающей промышленности не было случайным: отец художника Корзухина и дед «музыковеда» Корзухина был крепостным, мастеровым Уральских заводов, связанным с переработкой золота. После окончания Горного института И. А. Корзухин состоял на службе в ведомстве Главного горного управления, работал на Дальнем Востоке, участвовал в открытии золоторудных ископаемых на Чукотке. Он — автор ряда сугубо научных работ в этой области4, редактор горнопромышленного отдела журнала «Вестник финансов, промышленности и торговли»5, чиновник по особым поручениям Министерства финансов. В профессиональных кругах Корзухина считают крупным геологом, внесшим значительный вклад в географическое и геологическое исследование России. Весной 1917 г. он уехал из России, в 1921 был организатором экспедиции на Чукотку уже как один из владельцев Горнопромышленного общества

4 «Об оловянных и других месторождениях по реке Онону» (СПб., 1899), «Месторождения и разведка полезных ископаемых» (СПб., 1900), «Чукотский полуостров» (СПб., 1907), «Механическая обработка (обогащение) полезных ископаемых» (СПб., 1908), «Горноразведочное дело» (СПб., 1908) и др.

5 «Вестник финансов, промышленности и торговли» — журнал Министерства финансов России. Издавался в Петербурге в 1885-1917 гг.

«Корзухин и Фукуда» (Япония). С 1923 г. он жил и работал в Мексике, был профессором Национального университета в Мехико. По последним сведениям, его архив хранится в Библиотеке Конгресса [8, с. 13]. Его жена Мария Александровна Корзу-хина-Докушевская, дочь известного петербургского архитектора, врач6, в некоторых документах значится как автор работ о музыке, но подтверждения этим сведениям пока не найдены.

Имя И. А. Корзухина начинает активно появляться в материалах В. В. Стасова весной 1893 г., предположительно, его Стасову представил Н. Ф. Финдейзен. В письме к архитектору Ивану Павловичу Ропету7 от 27 мая того же года Стасов пишет в постскриптуме: «Со мной работают целых два новых проявившихся у меня "ученика", оба юноши, оба ретивые, оба способные: Финдейзен (о нем Вы, кажется, уже слышали) и Корзухин — сын живописца известного. Я их направляю, воспитываю, указываю, советую им — и они идут крупной рысью» [9, т. 2, с. 93]. Спустя некоторое время, 28 сентября 1893 г. он обращается к редактору журнала «Исторический вестник» С. Н. Шубинскому8: «5 декабря 1894 [года] будет чествоваться 25-летие со времени смерти Даргомыжского. К тому времени я затеял издать полную его биографию (в 1-й раз у нас еще в таком удовлетворительном виде появляющуюся). Она теперь почти уже готова, не мною самим написанная, но моим "учеником", по моему плану, указаниям, материалам, под моим смотрением и надзором — одним словом, почти что мною самим. Не согласитесь ли Вы напечатать ее в январской книжке Вашего журнала и с небольшим портретом? Дайте, пожалуйста, ответ» [9, т. 2, с. 292].

Однако материалы о Даргомыжском были напечатаны не в «Историческом вестнике», а, как было сказано, у С. Н. Кругликова в «Артисте». Необходимо остановиться на двух «учениках» В. В. Стасова, названных им в письме — И. А. Корзухи-не и Н. Н. Финдейзене. Их судьбы оказались на какое-то время связаны и в чем-то схожи. Даты их рождения и смерти разделяются тремя годами (Финдейзен — 18681928; Корзухин — 1871-1931), Финдейзен окончил Санкт-Петербургское коммерческое училище, Корзухин — Горный институт. Оба в самом начале своей деятельности занимались изучением музыки, но Корзухин, в отличие от Финдейзена, не оставил своей основной работы, продолжая быть в первую очередь горным инженером. В своем Дневнике Финдейзен, делая записи о событиях 30 мая 1893 г., в том числе отмечает: «Новости от Стасова. В четверг был у него — представил Корзухина» [13, с. 136]. В «связке» Стасов продолжал рассматривать Корзухина и Финдейзена и позднее; 9 сентября 1894 г. Финдейзен в Дневнике отмечает: «Вчера Стасов сообщил, что предложил меня (и Корзухина) в работники для предполагаемого Словаря "Исторического общества"» [13, с. 144].

Любопытно, что Финдейзен с самого начала работал над материалами по Даргомыжскому параллельно с Корзухиным и, более того, претендовал на помещение в первом номере Русской музыкальной газеты своей статьи о композиторе. Пока не найдено связанного с этим письма Финдейзена к Стасову, но ответное письмо хоро-

6 В 1915 г. — ассистент Императорского повивально-гинекологического института Д. О. Отта в Петрограде.

7 Ропет Иван Павлович (наст. Петров Иван Николаевич) [1845—1908], русский архитектор, действительный член Петербургской Академии художеств. Основоположник одного из направлений псевдорусского стиля.

8 Шубинский Сергей Николаевич (1834-1913), историк, редактор журналов «Древняя и новая Россия» (1875-1880) и «Исторический вестник» (1880-1913).

шо известно. 5 июня 1893 г. Стасов пишет в ответ, вероятно, на притязания Финдей-зена: «Поговорим об общем деле. Мне мудрено присоветовать или отсоветовать Вам что-либо насчет Даргомыжского. Затея-то Ваша отличная, и, конечно, я могу только на нее радоваться, потому что меня всегда восхищает каждая инициатива (первое, что я выше всего ценю в каждом человеке!!, так как инициативу всего реже встречаешь, даже в молодых людях, именно у нас в России); но какое же я имел бы право лишать Корзухина возможности продолжать начатое им дело? Если он окажется неспособным или малоспособным — о, тогда другое дело, и я не поцеремонюсь сказать человеку, сколько бы это ни было неприятно для человека: "Вот это-то и то-то Вам не по силам, и я бы Вам советовал: бросьте лучше!" Но как же я, еще ничего не видевши, да стану вдруг запрещать, мешать?! Во-первых, это вовсе не годится, а, во-вторых, — кто же бы меня послушался? Всякий скажет мне: "Вы там говорите, что хотите, а я затеял, хочу и буду продолжать!..", поэтому-то возьмемте да подождемте. Что скажет август или сентябрь месяцы, то увидим. А после того еще времени останется довольно до января или февраля, и всегда еще его хватит на вещь, сравнительно небольшую, какова может быть статья о Даргомыжском, даже со всеми критическими и художественными соображениями, какие угодно» [9, т. 2, с. 212].

В результате статья «А. С. Даргомыжский (двадцатипятилетие со дня его кончины)» Финдейзена была опубликована в журнале «Живописное обозрение» (1894, № 29). Конечно, Финдейзен был задет подобным отношением к себе, не случайно 29 декабря 1893 г. в его Дневнике появляется запись: «[Стасов] получил от Кругли-кова (свиньи) письмо, в котором тот пишет, что моя биография слаба и несвязна и не может быть сравнима с биографией Даргомыжского — Корзухина (кстати, ему заплатят 100 целковых за лист, а мне бросят заказанную библиографию и за библиографическую работу дадут 250 оттисков» [10, с. 147].

В фонде Финдейзена в Отделе рукописей Российской национальной библиотеке сохранились автографы весьма содержательных писем к нему И. А. Корзухина: 15 посланий в период с мая 1893 по март 1894 г. и несколько последующих писем, написанных с разрывами в несколько лет [11]. В них в значительной мере нашел отражение процесс работы Корзухина над материалами о Даргомыжском, которым он сначала охотно делился с Финдейзеном и не менее охотно принимал от того помощь. Выделим некоторые моменты.

В предисловии к своей публикации о Даргомыжском в «Артисте» Корзухин перечисляет материалы, использованные им в работе: письма, воспоминания, рассказы о композиторе. Из писем же Корзухина к Финдейзену мы узнаем, что материалы Кюи и само общение с ним было весьма интенсивным. В первом из сохранившихся писем от 28 мая 1893 г. Корзухин пишет: «Не знаю, как и благодарить Вас за Ваше любезное внимание к моей начатой работе. Я присланными материалами воспользовался <...> Биографические сведения о Даргомыжском весьма и весьма

9 «Живописное обозрение» — еженедельный иллюстрированный журнал «для семейного чтения», издавался в Петербурге в 1872-1905 гг. (до 1874 г. под названием «Живописное обозрение стран света»). В 1890-е годы беллетристический отдел журнала становится ведущим. Здесь печатались Н. С. Лесков, Я. П. Полонский, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Н. Гиппиус, а также переводы иностранных писателей. С 1882 г. выходило ежемесячное литературное приложение к «Живописному обозрению». С 1892 г. в приложении печатались произведения В. И. Немировича-Данченко, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, стихи И. А. Бунина и др., литературно-критические и научно-популярные статьи и библиографии. Финдейзен сотрудничал в журнале в 1892-1893 гг.

немногочисленны. Из всех пересмотренных мною словарей и энциклопедий лучшей является: "Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором Санкт-Петербургского университета И. Н. Березиным"10. Отдел II и III. Выпуск V тетрадь I стр. 122. Биография составлена Кюи, остальные же биографии не заслуживают внимания как биографии» [11].

Уже начиная с сентября 1893 г. Корзухин все время возвращается к Кюи — в письме от 14 сентября он пишет: «Когда я вышел от Кюи, было уже так поздно, что я не решился беспокоить кого бы то ни было <...> и потому свез все, что достал от Кюи, себе домой. Завтра, часов в 11-11 1/2 доставлю Вам на дом. Достал следующее: 1) рецензии, 2) книгу d'Argenteen11, 3) всю оперу Flibustier12 для пения и фортепиано, а также и комедию, на текст которой он написан, 4) рукопись Argenteen о Flibustier, 5) выправил вполне каталог его сочинений (есть несколько неизданных). Вообще узнал еще кое-что, об чем писать теперь некогда: нужно записать, пока свежо в памяти» [11].

В письмах Корзухина к Финдейзену есть записи о его встречах с людьми, воспоминания которых о Даргомыжском были включены в работу. Например, в конце августа 1893 г. он пишет Финдейзену: «Сердечно благодарю Вас за Ваше участие в моих делах. Со Щиглевым13 мы разговаривали сегодня довольно долго и, хотя существенно важного и не добились от него, но все-таки кое-что узнали. Сейчас сижу и записываю то, что он говорил сегодня. При свидании покажу Вам. Кое-что очень интересно» [11]. Несмотря на то что письма и воспоминания Щиглева уже были известны, Корзухин считает необходимым услышать все из первых уст. Из писем Корзухина становится известно, что им в процессе работы выявлен ряд важных документов. 4 октября 1893 г. он пишет Финдейзену: «Прибавлю еще самую горячую новость: сегодня в письмах у Кашкарова14 нашел несколько писем Кармалиной15 к Даргомыжскому (есть интересные вещи), и одно письмо Николая Рубинштейна [11], кроме

10 Березин Илья Николаевич (1818-1896) — русский востоковед. В 1846-1855 гг. — профессор Казанского, с 1855 г. — Петербургского университетов. В 1873-1879 гг. Березин осуществил издание «Русского энциклопедического словаря» (в 16 т. СПб.).

11 Мерси-Аржанто (МегсьАгдегЛо) Луиз де (1837-1890) — бельгийский музыкальный деятель, пианистка. В 1885 г. организовала в Брюсселе «Русские концерты», пригласив в качестве дирижера Н. А. Римского-Корсакова. Перевела на французский язык либретто опер «Псковитянка», «Снегурочка», отрывки из оперы «Князь Игорь» и опер Кюи, тексты русских романсов. Неоднократно бывала в России; поддерживала дружеские связи с А. П. Бородиным, М. А. Балакиревым, Ц. А. Кюи, И. Е. Репиным и др.

12 «Флибустьер» («У моря») — опера Ц. А. Кюи (1894).

13 Щиглев Михаил Романович (1834—1903) — хормейстер, композитор, пропагандист творчества и друг А. П. Бородина [12]. Участвовал в собраниях Балакиревского кружка (1860-е годы), Беля-евских пятницах (1884-1889 гг., исполнял в любительском квартете, организованном М. П. Беляевым, партию 2-й скрипки). С 1880 г. руководил хором Петербургского кружка любителей музыки. С 1887 г. преподавал в регентских классах Придворной певческой капеллы. Автор воспоминаний о Бородине.

14 Кашкаров (Кошкаров) Павел Александрович, коллежский советник (1819-1895). Зять А. С. Даргомыжского, муж его младшей сестры Эрминии (1827-1860). В 1863 г. и 1866 г. Даргомыжский продал Кашкарову значительную часть своих имений в Юхновском и Вяземском уезде Смоленской губернии. Кашкаров же стал опекуном наследников композитора.

15 Кармалина (урожд. Беленицына) Любовь Ивановна (1834-1903) — певица (сопрано). Воспитывалась в Екатерининском институте, где обучалась пению у Г. И. Ломакина. Музыкальным образованием Кармалиной руководил А. С. Даргомыжский. В 1875 г. она опубликовала воспоминания о Даргомыжском и М. И. Глинке (см.: [13]; о Кармалиной см. также: [14]).

того, есть маленькая и пустяшная записка Людмилы Ивановны [Шестаковой]16 (насколько я мог разобрать подпись)» [11].

Из писем Корзухина мы узнаем о том, что его интересовала не только фигура Даргомыжского: он приводит сведения о М. П. Мусоргском, В. В. Стасове, о выставках в Академии художеств, о концертах в Вильно и многом другом. Конечно, Консерватория также не была обойдена вниманием Корзухина. 22 марта 1894 г. он пишет Финдейзену: «.спешу передать Вам следующее радостное событие: Владимиру Васильевичу сообщили, что в зале Консерватории будет посередине поставлен бюст, а не то и статуя Чайковского; Глинки же и Даргомыжского бюсты, как лиц второстепенных, если и будут поставлены, то где-нибудь по углам17. Не правда ли, мило? Впрочем, от Консерватории — клоповника в искусстве — ничего другого и ожидать нельзя» [11].

В письмах Корзухина к Финдейзену нашли отражение и возникавшие сложности в их отношениях, когда Корзухин переходит на почти официальный тон, впрочем, уже в следующих письмах меняющийся на первоначальный, дружественный. В Дневниках же Финдейзена встречаются лишь предельно краткие упоминания о Корзухине, поскольку тот продолжал сотрудничать с «Русской музыкальной газетой» лишь какое-то время18. Вероятно, Корзухин очень хорошо владел немецким языком, поскольку в его переводе в «Русской музыкальной газете» были изданы некоторые статьи Р. Шумана, например, «Из записной книжки маэстро Раро, Фло-рестана и Эйзебия» (1894, с. 109-112, 127-130, 146-149), а также статья А. Г. Рубинштейна «Русские композиторы» (1896, стлб. 201-212), первоначально опубликованная в 1855 году в одной из венских газет19. О переводах Корзухина пишет и В. В. Стасов в письме М. А. Балакиреву в декабре 1895 г. [9, т. 1 с. 141].

Что же представляет собой наследие И. А. Корзухина как биографа Даргомыжского? Конечно, никаких художественных открытий мы с его именем не связываем, «вторичность» его взглядов и исследовательских методов очевидна (он этого и не пытается скрыть), у него нет специального образования, что не мешает ему относиться скептически к консерватории. Научно воспитанный В. В. Стасовым, он во многом перенял его взгляды и отношение к современной музыке, не всегда объективные. И все же мы отмечаем определенную роль Корзухина в истории изучения наследия Даргомыжского и других музыкантов: без таких, как он, история нашей музыки была бы явно неполной.

16 Шестакова (урожд. Глинка) Людмила Ивановна (1816-1906) — сестра М. И. Глинки, много сделавшая для увековечивания памяти брата.

17 Статуя П. И. Чайковского работы В. А. Беклемишева (1861-1919) была установлена в Консерватории в 1898 г. Памятник М. И. Глинке был открыт в 1906 г. (авторы — братья Р. Р. Бах и А. Р. Бах).

18 Среди публикаций — статьи в «Русской музыкальной газете»: «Лист и княгиня Витгенштейн» (1895. № 4, 5, 6); «Ференц Лист» (1896. № 8-11) и др.

19 Die Componisten Russland's // Blätter für Musik, Theater und Kunst. 1855. No 29, 33, 37.

Литература

1. Корзухин И. А. А. С. Даргомыжский (1813-1869) // Артист. 1894. № 33. С. 116-135; № 34. С. 136146; № 36. С. 54-62; № 38. С. 33-41.

2. Корзухин И. А. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) // Русская музыкальная газета. 1894. № 1. С. 5-10.

3. Трифонов П. А. Александр Сергеевич Даргомыжский по его автобиографии, письмам и произведениям // Вестник Европы. 1886. Т. 6, № 11. С. 195-225; № 12. С. 499-531.

4. Стасов В. В. Александр Сергеевич Даргомыжский: Материалы для его биографии. 18131869 годы // Русская старина. 1875. Февраль. С. 341-358; Март. С. 565-574; Апрель. С. 797-811; Май. С. 81-110; Июнь. С. 259-266; Июль. С. 416-435.

5. Письма В. В. Стасова С. Н. Кругликову / публ. В. Н. Римского-Корсакова и М. П. Блиновой // Советская музыка. 1949. № 11. С. 78-86.

6. Свиридовская Н. Д. Музыкально-критическое наследие Серебряного века: самоинтерпретация эпохи: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2010. 26 с.

7. Заблоцкий Е. М. Деятели горной службы дореволюционной России: краткий биографический словарь. СПб.: Гуманистика, 2004. 123 с.

8. Пивоваров Е. Г. Формирование коллекции славянских материалов Библиотеки конгресса США: к истории русско-американских культурных контактов: 1765 — середина 1950-х гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2007. 42 с.

9. Стасов В. В. Письма к деятелям русской культуры: в 2 т. / подготовка писем и комментарии Н. Д. Черникова; отв. ред. Ю. С. Калашников. М.: Изд. АН СССР. 1962-1967. Т. 1. 355 с.; т. 2. 320 с.

10. Финдейзен Н. Ф. Дневники 1902-1909 / вступ. статья, расшифровка рукописи, исследование, комментирование, подготовка к публикации М. Л. Космовской. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 392 с.

11. Письма И. А. Корзухина Н. Ф. Финдейзену (автографы). Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Фонд 816 (Н. Ф. Финдейзен) № 1496.

12. Щиглев М. Р. Воспоминания об А. П. Бородине // А. П. Бородин в воспоминаниях современников / сост., текстол. ред., вступ. статья и коммент. А .П. Зориной. М.: Музыка, 1985. 288 с.

13. Кармалина Л. И. Воспоминания Л. И. Кармалиной. Даргомыжский и Глинка // Русская старина. 1875. Т. 13, № 6. С. 267-271.

14. ПекелисМ. С. Русская певица Л. И. Кармалина // Советская музыка. 1972. № 11. С. 84-91.

Статья поступила в редакцию 15 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.