УДК 78.072.3
Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2013. Вып. 4
З. М. Гусейнова
ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ОБ А. С. ДАРГОМЫЖСКОМ
Первая монографическая работа об А. С. Даргомыжском, 200-летие со дня рождения которого отмечается в 2013 г., была опубликована в начале 1894 г., и принадлежала Ивану Алексеевичу Корзухину1, имя которого сейчас мало кому известно. В четырех номерах московского журнала «Артист» 1894 г. было напечатано крупное по тому времени исследование, приуроченное к 25-летию со дня смерти великого композитора [1]. Еще одной публикацией Корзухина об А. С. Даргомыжском, появившейся чуть раньше, открывается первый номер только что разрешенной к изданию «Русской музыкальной газеты» Н. Ф. Финдейзена2 [2].
В «Артисте» исследованию предшествует предуведомление, где автор, И. А. Кор-зухин, отмечает: «Настоящий труд был предпринят по инициативе В. В. Стасова, который всеми бывшими в его распоряжении средствами помогал мне при моей работе. Только благодаря его неусыпным, смело могу сказать, беспримерным стараниям, удалось мне получить для биографии большую часть сведений, помещенных в ней» [1, № 33, с. 116]. Действительно, в планы В. В. Стасова в свое время входило создание большой работы о Даргомыжском, и для этого он собирал и издавал многочисленные материалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью композитора. Стасов опубликовал документы, объединенные названием «Александр Сергеевич Даргомыжский. Материалы для его биографии. 1813-1869 годы» [4]3, сопровождающиеся его примечаниями; в отдельных случаях при публикации сохранялись комментарии корреспондентов А. С. Даргомыжского.
В. В. Стасов не только передал Корзухину все имевшиеся в его распоряжении материалы, но и курировал работу. 17 декабря 1893 г. в письме известному музыкальному критику С. Н. Кругликову, заведующему музыкальным отделом журнала «Артист», В. В. Стасов пишет: «Я очень рад, что вы остались сколько-нибудь довольны биографией Даргомыжского, написанной И. А. Корзухиным. Я тут принимал изрядное участие, весь план — мой, многие строки — тоже, многое мною уничтожено еще в черновом виде, и, напротив, по моему указанию прибавлено или видоизменено, но все-таки не мое прямо» [5, с. 80]. Большую ценность представляла и одно-
Гусейнова Зивар Махмудовна — доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории русской музыки музыковедческого факультета, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; e-mail: zivar-g@mail.ru
1 Корзухиным был также написан ряд работ, связанных, например, с именем Р. Вагнера: «Драма-мистерия Р. Вагнера "Парсифаль"» (СПб.: Изд-е Музыкально-исторического об-ва. 1913. 24 с.); «Н. Римский-Корсаков и Рихард Вагнер» (Берлин: [б.и.], 1922. 121 с.).
2 Ранее, в 1886 г. в журнале «Вестник Европы» был опубликован очерк о Даргомыжском П. А. Трифонова [3].
3 Публикация этих материалов сыграла важную роль в изучении наследия А. С. Даргомыжского. В 1921 г. они были изданы отдельной книгой под редакцией и с примечаниями уже Н. Ф. Финдейзена (Даргомыжский А. С. (1813-1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников / ред. и прим. Н. Ф. Финдейзена. Пг.: Госиздат, 1921. 182 с.).
© З. М. Гусейнова, 2013
временная публикация всех установленных к тому времени писем Даргомыжского, список сочинений, библиографические сведения. I, II и IV части разделенной по номерам журнала публикации носили обзорный характер, в III части были представлены автобиография и письма композитора.
Естественно, что и в момент издания работы в журнале «Артист», и тем более сейчас отчетливо видны проблемы начинающего автора. В цитируемом письме к С. Н. Кругликову Стасов отмечает: «Всего более я недоволен тем, что почти нет всей надлежащей критики, а прибавить свою мне было уже некогда!» [5, с. 80]. К словам Стасова можно добавить еще ряд претензий, главная из которых, вероятно, — недостаточный профессионализм ее автора.
Кто же такой Иван Алексеевич Корзухин, в связи с чем В. В. Стасов доверил ему публикацию материалов по Даргомыжскому? Н. Д. Свиридовская, автор исследования «Музыкально-критическое наследие Серебряного века: самоинтерпретация эпохи», указывает его в числе молодых авторов, пишущих о музыке в конце XIX — начале XX в.: Н. Финдейзен, Ю. Энгель, В. Коломийцов, А. Оссовский, Е. Петровский; И. Липаев, Я. Витол, М. Иванов-Борецкий, В. Вальтер и других, называя их «творческими детьми» таких корифеев, как В. Стасов, Ц. Кюи, Г. Ларош, Н. Кашкин, С. Кру-гликов [6, с. 114]. Свиридовская отмечает и наличие почти у всех новых авторов технического и гуманитарного образования, «что в значительной мере расширяло их творческие интересы, влияло на манеру письма, позволяло сблизить музыку с другими видами искусства и точными науками» [6, с. 114].
В крайне скудных справочных материалах об И. А. Корзухине отмечаются два существенных момента: он был, во-первых, сыном выдающегося художника-передвижника, академика живописи Алексея Корзухина и братом Федора Корзухина, известного архитектора, профессора Санкт-Петербургского университета; во-вторых, горным инженером. По материалам словаря «Деятели горной службы дореволюционной России...» Е. М. Заблоцкого, И. А. Корзухин — выпускник Горного института 1896 года [7]. Когда создавалось исследование о Даргомыжском (1893), ему было 22 года, он состоял студентом этого института. Избрание своей профессией горнодобывающей промышленности не было случайным: отец художника Корзухина и дед «музыковеда» Корзухина был крепостным, мастеровым Уральских заводов, связанным с переработкой золота. После окончания Горного института И. А. Корзухин состоял на службе в ведомстве Главного горного управления, работал на Дальнем Востоке, участвовал в открытии золоторудных ископаемых на Чукотке. Он — автор ряда сугубо научных работ в этой области4, редактор горнопромышленного отдела журнала «Вестник финансов, промышленности и торговли»5, чиновник по особым поручениям Министерства финансов. В профессиональных кругах Корзухина считают крупным геологом, внесшим значительный вклад в географическое и геологическое исследование России. Весной 1917 г. он уехал из России, в 1921 был организатором экспедиции на Чукотку уже как один из владельцев Горнопромышленного общества
4 «Об оловянных и других месторождениях по реке Онону» (СПб., 1899), «Месторождения и разведка полезных ископаемых» (СПб., 1900), «Чукотский полуостров» (СПб., 1907), «Механическая обработка (обогащение) полезных ископаемых» (СПб., 1908), «Горноразведочное дело» (СПб., 1908) и др.
5 «Вестник финансов, промышленности и торговли» — журнал Министерства финансов России. Издавался в Петербурге в 1885-1917 гг.
«Корзухин и Фукуда» (Япония). С 1923 г. он жил и работал в Мексике, был профессором Национального университета в Мехико. По последним сведениям, его архив хранится в Библиотеке Конгресса [8, с. 13]. Его жена Мария Александровна Корзу-хина-Докушевская, дочь известного петербургского архитектора, врач6, в некоторых документах значится как автор работ о музыке, но подтверждения этим сведениям пока не найдены.
Имя И. А. Корзухина начинает активно появляться в материалах В. В. Стасова весной 1893 г., предположительно, его Стасову представил Н. Ф. Финдейзен. В письме к архитектору Ивану Павловичу Ропету7 от 27 мая того же года Стасов пишет в постскриптуме: «Со мной работают целых два новых проявившихся у меня "ученика", оба юноши, оба ретивые, оба способные: Финдейзен (о нем Вы, кажется, уже слышали) и Корзухин — сын живописца известного. Я их направляю, воспитываю, указываю, советую им — и они идут крупной рысью» [9, т. 2, с. 93]. Спустя некоторое время, 28 сентября 1893 г. он обращается к редактору журнала «Исторический вестник» С. Н. Шубинскому8: «5 декабря 1894 [года] будет чествоваться 25-летие со времени смерти Даргомыжского. К тому времени я затеял издать полную его биографию (в 1-й раз у нас еще в таком удовлетворительном виде появляющуюся). Она теперь почти уже готова, не мною самим написанная, но моим "учеником", по моему плану, указаниям, материалам, под моим смотрением и надзором — одним словом, почти что мною самим. Не согласитесь ли Вы напечатать ее в январской книжке Вашего журнала и с небольшим портретом? Дайте, пожалуйста, ответ» [9, т. 2, с. 292].
Однако материалы о Даргомыжском были напечатаны не в «Историческом вестнике», а, как было сказано, у С. Н. Кругликова в «Артисте». Необходимо остановиться на двух «учениках» В. В. Стасова, названных им в письме — И. А. Корзухи-не и Н. Н. Финдейзене. Их судьбы оказались на какое-то время связаны и в чем-то схожи. Даты их рождения и смерти разделяются тремя годами (Финдейзен — 18681928; Корзухин — 1871-1931), Финдейзен окончил Санкт-Петербургское коммерческое училище, Корзухин — Горный институт. Оба в самом начале своей деятельности занимались изучением музыки, но Корзухин, в отличие от Финдейзена, не оставил своей основной работы, продолжая быть в первую очередь горным инженером. В своем Дневнике Финдейзен, делая записи о событиях 30 мая 1893 г., в том числе отмечает: «Новости от Стасова. В четверг был у него — представил Корзухина» [13, с. 136]. В «связке» Стасов продолжал рассматривать Корзухина и Финдейзена и позднее; 9 сентября 1894 г. Финдейзен в Дневнике отмечает: «Вчера Стасов сообщил, что предложил меня (и Корзухина) в работники для предполагаемого Словаря "Исторического общества"» [13, с. 144].
Любопытно, что Финдейзен с самого начала работал над материалами по Даргомыжскому параллельно с Корзухиным и, более того, претендовал на помещение в первом номере Русской музыкальной газеты своей статьи о композиторе. Пока не найдено связанного с этим письма Финдейзена к Стасову, но ответное письмо хоро-
6 В 1915 г. — ассистент Императорского повивально-гинекологического института Д. О. Отта в Петрограде.
7 Ропет Иван Павлович (наст. Петров Иван Николаевич) [1845—1908], русский архитектор, действительный член Петербургской Академии художеств. Основоположник одного из направлений псевдорусского стиля.
8 Шубинский Сергей Николаевич (1834-1913), историк, редактор журналов «Древняя и новая Россия» (1875-1880) и «Исторический вестник» (1880-1913).
шо известно. 5 июня 1893 г. Стасов пишет в ответ, вероятно, на притязания Финдей-зена: «Поговорим об общем деле. Мне мудрено присоветовать или отсоветовать Вам что-либо насчет Даргомыжского. Затея-то Ваша отличная, и, конечно, я могу только на нее радоваться, потому что меня всегда восхищает каждая инициатива (первое, что я выше всего ценю в каждом человеке!!, так как инициативу всего реже встречаешь, даже в молодых людях, именно у нас в России); но какое же я имел бы право лишать Корзухина возможности продолжать начатое им дело? Если он окажется неспособным или малоспособным — о, тогда другое дело, и я не поцеремонюсь сказать человеку, сколько бы это ни было неприятно для человека: "Вот это-то и то-то Вам не по силам, и я бы Вам советовал: бросьте лучше!" Но как же я, еще ничего не видевши, да стану вдруг запрещать, мешать?! Во-первых, это вовсе не годится, а, во-вторых, — кто же бы меня послушался? Всякий скажет мне: "Вы там говорите, что хотите, а я затеял, хочу и буду продолжать!..", поэтому-то возьмемте да подождемте. Что скажет август или сентябрь месяцы, то увидим. А после того еще времени останется довольно до января или февраля, и всегда еще его хватит на вещь, сравнительно небольшую, какова может быть статья о Даргомыжском, даже со всеми критическими и художественными соображениями, какие угодно» [9, т. 2, с. 212].
В результате статья «А. С. Даргомыжский (двадцатипятилетие со дня его кончины)» Финдейзена была опубликована в журнале «Живописное обозрение» (1894, № 29). Конечно, Финдейзен был задет подобным отношением к себе, не случайно 29 декабря 1893 г. в его Дневнике появляется запись: «[Стасов] получил от Кругли-кова (свиньи) письмо, в котором тот пишет, что моя биография слаба и несвязна и не может быть сравнима с биографией Даргомыжского — Корзухина (кстати, ему заплатят 100 целковых за лист, а мне бросят заказанную библиографию и за библиографическую работу дадут 250 оттисков» [10, с. 147].
В фонде Финдейзена в Отделе рукописей Российской национальной библиотеке сохранились автографы весьма содержательных писем к нему И. А. Корзухина: 15 посланий в период с мая 1893 по март 1894 г. и несколько последующих писем, написанных с разрывами в несколько лет [11]. В них в значительной мере нашел отражение процесс работы Корзухина над материалами о Даргомыжском, которым он сначала охотно делился с Финдейзеном и не менее охотно принимал от того помощь. Выделим некоторые моменты.
В предисловии к своей публикации о Даргомыжском в «Артисте» Корзухин перечисляет материалы, использованные им в работе: письма, воспоминания, рассказы о композиторе. Из писем же Корзухина к Финдейзену мы узнаем, что материалы Кюи и само общение с ним было весьма интенсивным. В первом из сохранившихся писем от 28 мая 1893 г. Корзухин пишет: «Не знаю, как и благодарить Вас за Ваше любезное внимание к моей начатой работе. Я присланными материалами воспользовался <...> Биографические сведения о Даргомыжском весьма и весьма
9 «Живописное обозрение» — еженедельный иллюстрированный журнал «для семейного чтения», издавался в Петербурге в 1872-1905 гг. (до 1874 г. под названием «Живописное обозрение стран света»). В 1890-е годы беллетристический отдел журнала становится ведущим. Здесь печатались Н. С. Лесков, Я. П. Полонский, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Н. Гиппиус, а также переводы иностранных писателей. С 1882 г. выходило ежемесячное литературное приложение к «Живописному обозрению». С 1892 г. в приложении печатались произведения В. И. Немировича-Данченко, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, стихи И. А. Бунина и др., литературно-критические и научно-популярные статьи и библиографии. Финдейзен сотрудничал в журнале в 1892-1893 гг.
немногочисленны. Из всех пересмотренных мною словарей и энциклопедий лучшей является: "Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором Санкт-Петербургского университета И. Н. Березиным"10. Отдел II и III. Выпуск V тетрадь I стр. 122. Биография составлена Кюи, остальные же биографии не заслуживают внимания как биографии» [11].
Уже начиная с сентября 1893 г. Корзухин все время возвращается к Кюи — в письме от 14 сентября он пишет: «Когда я вышел от Кюи, было уже так поздно, что я не решился беспокоить кого бы то ни было <...> и потому свез все, что достал от Кюи, себе домой. Завтра, часов в 11-11 1/2 доставлю Вам на дом. Достал следующее: 1) рецензии, 2) книгу d'Argenteen11, 3) всю оперу Flibustier12 для пения и фортепиано, а также и комедию, на текст которой он написан, 4) рукопись Argenteen о Flibustier, 5) выправил вполне каталог его сочинений (есть несколько неизданных). Вообще узнал еще кое-что, об чем писать теперь некогда: нужно записать, пока свежо в памяти» [11].
В письмах Корзухина к Финдейзену есть записи о его встречах с людьми, воспоминания которых о Даргомыжском были включены в работу. Например, в конце августа 1893 г. он пишет Финдейзену: «Сердечно благодарю Вас за Ваше участие в моих делах. Со Щиглевым13 мы разговаривали сегодня довольно долго и, хотя существенно важного и не добились от него, но все-таки кое-что узнали. Сейчас сижу и записываю то, что он говорил сегодня. При свидании покажу Вам. Кое-что очень интересно» [11]. Несмотря на то что письма и воспоминания Щиглева уже были известны, Корзухин считает необходимым услышать все из первых уст. Из писем Корзухина становится известно, что им в процессе работы выявлен ряд важных документов. 4 октября 1893 г. он пишет Финдейзену: «Прибавлю еще самую горячую новость: сегодня в письмах у Кашкарова14 нашел несколько писем Кармалиной15 к Даргомыжскому (есть интересные вещи), и одно письмо Николая Рубинштейна [11], кроме
10 Березин Илья Николаевич (1818-1896) — русский востоковед. В 1846-1855 гг. — профессор Казанского, с 1855 г. — Петербургского университетов. В 1873-1879 гг. Березин осуществил издание «Русского энциклопедического словаря» (в 16 т. СПб.).
11 Мерси-Аржанто (МегсьАгдегЛо) Луиз де (1837-1890) — бельгийский музыкальный деятель, пианистка. В 1885 г. организовала в Брюсселе «Русские концерты», пригласив в качестве дирижера Н. А. Римского-Корсакова. Перевела на французский язык либретто опер «Псковитянка», «Снегурочка», отрывки из оперы «Князь Игорь» и опер Кюи, тексты русских романсов. Неоднократно бывала в России; поддерживала дружеские связи с А. П. Бородиным, М. А. Балакиревым, Ц. А. Кюи, И. Е. Репиным и др.
12 «Флибустьер» («У моря») — опера Ц. А. Кюи (1894).
13 Щиглев Михаил Романович (1834—1903) — хормейстер, композитор, пропагандист творчества и друг А. П. Бородина [12]. Участвовал в собраниях Балакиревского кружка (1860-е годы), Беля-евских пятницах (1884-1889 гг., исполнял в любительском квартете, организованном М. П. Беляевым, партию 2-й скрипки). С 1880 г. руководил хором Петербургского кружка любителей музыки. С 1887 г. преподавал в регентских классах Придворной певческой капеллы. Автор воспоминаний о Бородине.
14 Кашкаров (Кошкаров) Павел Александрович, коллежский советник (1819-1895). Зять А. С. Даргомыжского, муж его младшей сестры Эрминии (1827-1860). В 1863 г. и 1866 г. Даргомыжский продал Кашкарову значительную часть своих имений в Юхновском и Вяземском уезде Смоленской губернии. Кашкаров же стал опекуном наследников композитора.
15 Кармалина (урожд. Беленицына) Любовь Ивановна (1834-1903) — певица (сопрано). Воспитывалась в Екатерининском институте, где обучалась пению у Г. И. Ломакина. Музыкальным образованием Кармалиной руководил А. С. Даргомыжский. В 1875 г. она опубликовала воспоминания о Даргомыжском и М. И. Глинке (см.: [13]; о Кармалиной см. также: [14]).
того, есть маленькая и пустяшная записка Людмилы Ивановны [Шестаковой]16 (насколько я мог разобрать подпись)» [11].
Из писем Корзухина мы узнаем о том, что его интересовала не только фигура Даргомыжского: он приводит сведения о М. П. Мусоргском, В. В. Стасове, о выставках в Академии художеств, о концертах в Вильно и многом другом. Конечно, Консерватория также не была обойдена вниманием Корзухина. 22 марта 1894 г. он пишет Финдейзену: «.спешу передать Вам следующее радостное событие: Владимиру Васильевичу сообщили, что в зале Консерватории будет посередине поставлен бюст, а не то и статуя Чайковского; Глинки же и Даргомыжского бюсты, как лиц второстепенных, если и будут поставлены, то где-нибудь по углам17. Не правда ли, мило? Впрочем, от Консерватории — клоповника в искусстве — ничего другого и ожидать нельзя» [11].
В письмах Корзухина к Финдейзену нашли отражение и возникавшие сложности в их отношениях, когда Корзухин переходит на почти официальный тон, впрочем, уже в следующих письмах меняющийся на первоначальный, дружественный. В Дневниках же Финдейзена встречаются лишь предельно краткие упоминания о Корзухине, поскольку тот продолжал сотрудничать с «Русской музыкальной газетой» лишь какое-то время18. Вероятно, Корзухин очень хорошо владел немецким языком, поскольку в его переводе в «Русской музыкальной газете» были изданы некоторые статьи Р. Шумана, например, «Из записной книжки маэстро Раро, Фло-рестана и Эйзебия» (1894, с. 109-112, 127-130, 146-149), а также статья А. Г. Рубинштейна «Русские композиторы» (1896, стлб. 201-212), первоначально опубликованная в 1855 году в одной из венских газет19. О переводах Корзухина пишет и В. В. Стасов в письме М. А. Балакиреву в декабре 1895 г. [9, т. 1 с. 141].
Что же представляет собой наследие И. А. Корзухина как биографа Даргомыжского? Конечно, никаких художественных открытий мы с его именем не связываем, «вторичность» его взглядов и исследовательских методов очевидна (он этого и не пытается скрыть), у него нет специального образования, что не мешает ему относиться скептически к консерватории. Научно воспитанный В. В. Стасовым, он во многом перенял его взгляды и отношение к современной музыке, не всегда объективные. И все же мы отмечаем определенную роль Корзухина в истории изучения наследия Даргомыжского и других музыкантов: без таких, как он, история нашей музыки была бы явно неполной.
16 Шестакова (урожд. Глинка) Людмила Ивановна (1816-1906) — сестра М. И. Глинки, много сделавшая для увековечивания памяти брата.
17 Статуя П. И. Чайковского работы В. А. Беклемишева (1861-1919) была установлена в Консерватории в 1898 г. Памятник М. И. Глинке был открыт в 1906 г. (авторы — братья Р. Р. Бах и А. Р. Бах).
18 Среди публикаций — статьи в «Русской музыкальной газете»: «Лист и княгиня Витгенштейн» (1895. № 4, 5, 6); «Ференц Лист» (1896. № 8-11) и др.
19 Die Componisten Russland's // Blätter für Musik, Theater und Kunst. 1855. No 29, 33, 37.
Литература
1. Корзухин И. А. А. С. Даргомыжский (1813-1869) // Артист. 1894. № 33. С. 116-135; № 34. С. 136146; № 36. С. 54-62; № 38. С. 33-41.
2. Корзухин И. А. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) // Русская музыкальная газета. 1894. № 1. С. 5-10.
3. Трифонов П. А. Александр Сергеевич Даргомыжский по его автобиографии, письмам и произведениям // Вестник Европы. 1886. Т. 6, № 11. С. 195-225; № 12. С. 499-531.
4. Стасов В. В. Александр Сергеевич Даргомыжский: Материалы для его биографии. 18131869 годы // Русская старина. 1875. Февраль. С. 341-358; Март. С. 565-574; Апрель. С. 797-811; Май. С. 81-110; Июнь. С. 259-266; Июль. С. 416-435.
5. Письма В. В. Стасова С. Н. Кругликову / публ. В. Н. Римского-Корсакова и М. П. Блиновой // Советская музыка. 1949. № 11. С. 78-86.
6. Свиридовская Н. Д. Музыкально-критическое наследие Серебряного века: самоинтерпретация эпохи: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2010. 26 с.
7. Заблоцкий Е. М. Деятели горной службы дореволюционной России: краткий биографический словарь. СПб.: Гуманистика, 2004. 123 с.
8. Пивоваров Е. Г. Формирование коллекции славянских материалов Библиотеки конгресса США: к истории русско-американских культурных контактов: 1765 — середина 1950-х гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2007. 42 с.
9. Стасов В. В. Письма к деятелям русской культуры: в 2 т. / подготовка писем и комментарии Н. Д. Черникова; отв. ред. Ю. С. Калашников. М.: Изд. АН СССР. 1962-1967. Т. 1. 355 с.; т. 2. 320 с.
10. Финдейзен Н. Ф. Дневники 1902-1909 / вступ. статья, расшифровка рукописи, исследование, комментирование, подготовка к публикации М. Л. Космовской. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 392 с.
11. Письма И. А. Корзухина Н. Ф. Финдейзену (автографы). Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Фонд 816 (Н. Ф. Финдейзен) № 1496.
12. Щиглев М. Р. Воспоминания об А. П. Бородине // А. П. Бородин в воспоминаниях современников / сост., текстол. ред., вступ. статья и коммент. А .П. Зориной. М.: Музыка, 1985. 288 с.
13. Кармалина Л. И. Воспоминания Л. И. Кармалиной. Даргомыжский и Глинка // Русская старина. 1875. Т. 13, № 6. С. 267-271.
14. ПекелисМ. С. Русская певица Л. И. Кармалина // Советская музыка. 1972. № 11. С. 84-91.
Статья поступила в редакцию 15 мая 2013 г.