Научная статья на тему 'Из истории отрасли искусственного жидкого топлива СССР'

Из истории отрасли искусственного жидкого топлива СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1374
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВО / ИСКУССТВЕННОЕ ЖИДКОЕ ТОПЛИВО / МОТОРОСТРОЕНИЕ / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УГЛЕХИМИЯ / НЕФТЕХИМИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фахреев Н. К.

В статье представлена история индустрии искусственного жидкого топлива СССР в 1930 1950-е гг.: дан анализ взаимодействия с отечественными отраслями моторостроения и нефтепереработки, родственной отраслью Германии; выявлены стратегические вопросы развития: выбор доминирующей технологии, сырьевой базы и географии размещения; показана закономерность эволюции от углехимии к нефтехимии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of artificial liquid fuel industry in the USSR

The article presents the history of artificial liquid fuel industry in the USSR in 1930-1950s: it gives the analysis of how this industry interacts with domestic engine-building and oil-processing ones as well as with those in Germany. Strategic points of development option of dominating technology, raw material source and geography of placing are displayed. Evolution of the industry from coal-chemistry to oil-chemistry is also shown.

Текст научной работы на тему «Из истории отрасли искусственного жидкого топлива СССР»

Н. К. Фахреев

ИЗ ИСТОРИИ ОТРАСЛИ ИСКУССТВЕННОГО ЖИДКОГО ТОПЛИВА СССР

Работа представлена отделом новейшей истории Башкортостана Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. Научный руководитель кандидат исторических наук профессор С. А. Халфин

В статье представлена история индустрии искусственного жидкого топлива СССР в 19301950-е гг.: дан анализ взаимодействия с отечественными отраслями моторостроения и нефтепереработки, родственной отраслью Германии; выявлены стратегические вопросы развития: выбор доминирующей технологии, сырьевой базы и географии размещения; показана закономерность эволюции от углехимии к нефтехимии.

The article presents the history of artificial liquid fuel industry in the USSR in 1930-1950s: it gives the analysis of how this industry interacts with domestic engine-building and oil-processing ones as well as with those in Germany. Strategic points of development - option of dominating technology, raw material source and geography of placing - are displayed. Evolution of the industry from coal-chemistry to oil-chemistry is also shown.

Начало XX в. характеризовалось бурным ростом автомобилестроения - в результате за 1900-1930 гг. потребление бензина в мире возросло в 800 раз1. Россия, США, Англия задачу его производства решали переработкой нефти: Россия и США из собственных месторождений, Англия пользовалась нефтью Ближнего и Среднего Востока, являвшегося сферой английского влияния2.

В Германии в 1930-е гг. добывалось 100 тыс. т нефти в год3, доступ ее к рынку нефти был стеснен. В результате в 1937 г. она переработала 2,4 млн т нефти, тогда как Франция, также не имеющая нефти -7,6 млн тА.

Запасы нефти в начале XX в. считались ограниченными, наука искала способ получения бензина из других горючих ископаемых. Прорыв осуществил академик В. Н. Ипатьев в 1908 г., показав возможность его производства гидрированием угля5. Открытие не нашло применения в России, так как потребность отечественного автомобилестроения покрывала нефтепереработка.

В 1910-е гг. патенты на получение бензина из угля гидрированием взял Ф. Бер-гиус6. Вклад немецкого ученого был отмечен Нобелевской премией с формулировкой «За заслуги по введению и развитию высокого давления в химии»7. Первая немецкая полупромышленная установка искусственного жидкого топлива (ИЖТ) была введена в эксплуатацию в 1922 г. в г. Рейнау8, первая промышленная - в 1927 г. в г. Мерзебург9. Индустрия развивалась на базе силезских и рурских углей, что определило географию отрасли: Саксония стала восточной, Рейн-Вестфалия - западной ветвями. Первый завод на западе был пущен в строй в 1935 г. в г. Кастрон-Раук-сель10. За четырехлетку автаркизации (1935-1939 гг.) в эксплуатацию ввели 12 заводов суммарной мощностью 3,3 млн т в год11. Как свидетельствует Н. К. Байбаков, «перед нападением на СССР Германия производила 8-9 млн т бензина и дизель -ного топлива в год в основном из бурого угля»12. Строительство заводов продолжа-лось также в ходе войны. В результате в

23 1

1944 г. отрасль включала 20 предприятий, Германия 85% потребности в топливе покрывала за счет ИЖТ.

После войны Германия получила выход на рынок нефти. ИЖТ способно конкурировать с бензином, когда тонна угля дешевле тонны нефти в шесть раз13. Таким образом, немецкая индустрия искусственного жидкого топлива была свернута под влиянием дешевых импортных углеводородов.

В России в 1913 г. насчитывалось 9 тыс. автомашин, в 1927 г. - 21 тысяча14. Первым пятилетним планом намечался дальнейший рост автопарка СССР. Для этого также требовалось развить топливную промышленность.

В 1930-е гг. нефтяная база СССР расширилась за счет «Второго Баку». Моторное топливо однако и после этого осталось дефицитом: «Снабжение автопарка Союза ССР горючим в первом полугодии 1940 г. производилось с перебоями и в количестве, не удовлетворяющем потребность... В хозяйствах имеет место применение суррога-тов и заменителей бензина»15.

В 1929 г. ВСНХ решил организовать производство моторного топлива из угля16. Данный курс был подтвержден XVI съездом ВКП (б) 17. В результате в Московском химико-технологическом институте начали опыты по гидрированию углей18, в Ленинграде в 1932 г. прошла научная конференция19, Наркомтяжпром приказом № 767 от 31 августа 1933 г. для руководства отраслью организовал Главное управление газовой промышленности и промышленно-

Оборудование заводов ИЖТ Герма

сти искусственного жидкого топлива (Глав-газ)20. Главгаз принял задание по проектированию Гусино-озерского комбината ИЖТ, рассмотрел вопрос строительства заводов в Комсомольске-на-Амуре, на Колыме21. Все ограничилось однако созданием в г. Харькове опытного производства22.

К концу 1940-х гг. нарастание «военной тревоги»23 обострило уязвимость кавказской нефтяной базы. XVIII съезд ВКП (б) решил придать новый импульс развитию отрасли ИЖТ24. Опираясь на его решения, было намечено строительство 8 заводов: на Колыме, в Приморье, в Амурской, Ивановской, Иркутской, Куйбышевской, Московской, Псковской областях25. Ни одно из них однако не было пущено в строй26, в результате главк был расформирован27.

С началом войны положение с топливом в СССР было следующим: обострилась потребность в бензинах ввиду роста производства военной техники; произошло снижение добычи нефти с 29,4 до 19,8 млн т; была утрачена часть нефтеперерабатывающих мощностей - в Одессе, Херсоне, Бердянске, Краснодаре, Туапсе28. В результате правительство 19 июля 1943 г. восстановило индустрию ИЖТ, образовав Главное управление искусственного жидкого топлива и газа при СНК СССР (Главгазтоппром).

Решения Ялтинской конференции стали юридической основой послевоенного вывоза в СССР оборудования ряда немецких предприятий, в том числе ИЖТ. Таким образом, мотивом создания главка также было освоение репараций.

Таблица 1

[, вывезенное для Главгазтоппрома

Местонахождение и наименование завода Технология Год пуска Мощность, т в год Технологическое сырье Применяемое давление, атм.

Блехгаммер, «Обершлезише Гидрирверке» гидрирование 1944 600000 каменный уголь 700-300

Пелитц, «Гидрирверке ПелитцАГ» гидрирование 1940 600000 каменный уголь 700-300

Магдебург, «Ротензее Брабаг» гидрирование 1936 300000 смола, лёгкое масло, полукокс. 300

Одерталь, «Шафтгошт бензин ГмбХ» синтез 1938 34000 кокс икокс. газ 10

Источник: РГАЭ. Ф. 8829. Оп. 1. Д. 278. Л. 28, 30.

Как показывает таблица, для СССР демонтировались три завода гидрирования и один синтеза. По сочетанию износа, производительности, сложности предприятия являлись лучшими в отрасли. Из оборудования блехгаммерского завода планировалось построить комбинат № 16 в Иркутской обл.; одертальского — комбинат № 17 в Ростовской обл.; пелитцского — комбинат № 18, место размещения которого в документах главка не указано29.

В состав главка также входили заводы полукоксования в городах Ленинск-Кузнецкий, Черемхово, Углезаводск и Горно-заводск (о. Сахалин)30, а также в пос. Ред-кино Калининской области. Самостоятельной роли они не играли, так как производимая смола полукоксования требовала дальнейшей переработки.

В Германии предприятия ИЖТ размещались в регионах с развитой производственной инфраструктурой. В СССР в районе строительства ее предстояло создать. Структурная форма завода решение такой задачи не обеспечивала. В результате посредством включения предприятий энергетики, транспорта и др. заводы были преобразованы в комбинаты.

СССР с окончанием войны стал активным субъектом международной политики и Китай был одной из сфер его интересов. Для защиты которых необходимо было развивать экономику Восточной Сибири. Так географическое положение выдвинуло комбинат № 16 в число государственных приоритетов: «Возведение комбината № 16 было одна из важнейших, наиболее ответственных строек МВД, имевшей большое военно-промышленное значение»31. Данное обстоятельство явилось основанием увеличения мощности предприятия.

Повышение мощности комбината № 16 было обеспечено перераспределением репа -рационного оборудования. В результате две трети оборудования гидрирования отошли комбинату № 16, треть - комбинату

№ 18. Таким образом, стратегическое положение сделало комбината № 16 ведущим в отрасли.

Комбинат № 18 предполагалось возвести в Кемерово32: в 1941 г. здесь построили первый в СССР опытный завод гидрирования33; область являлась крупнейшим угледобывающим регионом. Предприятие однако построено не было ввиду дефицита трудовых ресурсов34. Новый выбор пал на Красноярский край: в 1946 г. в Черногор-ске была организована дирекция комбината, набраны штаты, начался завоз оборудования, велось строительство 35.

Проектные задания на строительство комбинатов остаются на специальном хранении, поэтому для определения срока строительства сошлемся на Н. К. Байбакова: «Сталин в беседе со мной сказал: "Надо использовать оборудование, поступающее из Германии, для создания промышленности синтетического моторного топлива"... На строительство Сталин отводил два года»36.

Подтверждающий источник имеется относительно комбината № 18: постановление Совета Министров СССР от 30 июля 1947 г. требовало «построить в 1948-49 гг. в БАССР на базе оборудования, вывезенного из Германии, завод по гидрированию сернистых мазутов»37. Таким образом, получение предприятиями первой продукции планировалось в Четвертой пятилетке.

Проектная мощность 1-ой очереди комбината № 16 составляла 560 тыс. т, комбината № 18 - 250 тыс. т в год38. Таким образом, предприятия в 1950 г. должны были выпускать 810 тыс. т топлива. Как известно, 4-м пятилетним планом было намечено «довести в 1950 г. выработку жидкого топлива из угля и сланцев до 900 тыс. га»39. Как видим, девять десятых производственной мощности отрасли ИЖТ СССР составляли комбинаты № 16 и 18.

Весной 1945 г. в Поволжье были обнаружены девонские месторождения нефти. Как вспоминает Н. К. Байбаков, «мы по-

лучили такие мощные пласты, которые могли давать из скважин по 300-400 тыс. т нефти в сутки. Я проинформировал Сталина об ошеломляющих открытиях в Куйбышевской обл. и в Башкирии»40. В результате произошел рост добычи нефти с 19,8 млн т в 1945 г. до 37,9 млн т в 1950 г. Страна стала испытывать нехватку перерабатывающих мощностей41. Обострилась также проблема переработки тяжелых фракций, о чем Н.К. Байбаков образно сказал: «Мы стали задыхаться от большого количества мазута»42. В результате было принято решение переориентировать комбинат № 18 на переработку тяжелых нефтяных фракций.

Мазут не являлся для оборудования ИЖТ необычным сырьем: немецкие заводы при возможности перерабатывали тяжелые фракции нефти. Выбор комбината № 18 диктовался тем, что комбинат № 16 в Приан-гарье уже закрепился: в 1947 г. здесь выросли жилые дома, общежития, бараки и др.43.

В 1947 г. на основании Постановления СМ СССР была создана комиссия по выбору площадки под строительство комбината № 18. По сумме преимуществ (запасы сырья, наличие трудовых ресурсов, развитие инфраструктуры) она остановила выбор на БАССР44. Комбинат № 18 в сроках строительства от Ангарского комбината не отстал. Дело в том, что ввиду размеров комбината № 16 и сложности погодно-кли-матических условий, в 1946-48-е гг. в При-ангарье осуществлялось создание производственной инфраструктуры и только в 1949 г. приступили к возведению технологических объектов45.

Следствием роста нефтедобычи в стране стала консолидация сил: 28 декабря 1948 г. Министерства нефтяной промышленности южных и западных районов, нефтяной промышленности восточных районов, Главгазтоппром и Главгазстрой слились в Министерство нефтяной промышленности СССР46. Вхождение Главгазтоппрома озна-

чало, что комбинат № 16 также начал движение от углехимии к нефтехимии.

Точка в истории отрасли была поставлена во второй половине 1950-х гг., когда произошел новый резкий рост добычи нефти, связанный с открытием месторождений Западной Сибири. Постановлением СМ СССР № 707-429с от 13 апреля 1955 г. было «принято решение об изменении профиля комбината № 16 и перевода его на топливно-химическое направление с переработкой нефти»47. Аналогичным было решение по комбинату № 18.

Как показывает исследование, создание отрасли ИЖТ СССР было вызвано необходимостью включения в хозяйственный оборот новых источников сырья. В тот период, когда страна испытывала дефицит углеводородного сырья (начало 1930-х гг., военный период), работа активизировались; открытие очередных нефтяных залежей ее приостанавливало.

В настоящее время в мире наблюдается дефицит углеводородного сырья. В результате происходит расширение сырьевой базы топливной индустрии. В нашей стране в рамках специальной комплексной программы ведутся исследования по получению моторного топлива из угля прямым его ожижением или путем предварительной газификации. Речь, таким образом, идет о третьем этапе истории отечественной индустрии ИЖТ.

ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», бывшие комбинаты № 16 и № 18, являются ведущими нефтехимическими предприятиями России. Они обладают крупным производственно-технологическим и кадровым потенциалом, развитой производственной и социальной инфраструктурой. В радиусе 100 км от них находятся значительные месторождения угля. Данные факторы делают предприятия вероятными участниками нового этапа истории отечественной отрасли ИЖТ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сергиенко С. Р. Очерк развития химии и переработки нефти. М.: Наука, 1955. С. 118.

2 Нефтяная промышленность стран Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Дальнего Востока, Канады и Латинской Америки. М.: Госинти, 1959. С. 88.

3 Там же. С. 68.

4 Федров В. С. Нефтеперерабатывающая промышленность: http:// www. cultinfo. ru / fulltext / 1 / 001 / 008 / 08 / 476. htm.

5К 35-летию научной деятельности акад. В.Н. Ипатьева. Л.: Научно-техническое управление В.С.Х.Н., 1929. С. 85.

6 Калечиц И. В. Роль химии в решении топливно-энергетической проблемы: Получение жидкого топлива из твердых горючих ископаемых // Новое в жизни, науке, технике. Химия. Подписная научно-популярная серия. № 7, 1986. С. 14.

7Зеленин К. П., Ноздрачев А. Д., Поляков Е. Л. Нобелевские премии по химии за 100 лет. СПб.: Гуманистика, 2003. С. 262.

8Розен Б. Я. Соперники нефти и бензина. М.: Недра, 1985. С. 16.

9Калечиц И.В. Указ. соч. С. 14.

10 Российский государственный архив экономики, далее РГАЭ. Ф. 8829. Оп. 1. Д. 278. Л. 41.

11 Как ковался германский меч: Промышленный потенциал Третьего рейха / Пер. с нем. Г. В. Смирнова, В. М. Шастико. М.: Яуза, Эксмо, 2006. С. 78.

12 Из воспоминаний наркома нефтяной промышленности СССР военных лет Героя Социалистического Труда Н. К. Байбакова. Беседа Г. А. Куманева с Н. К. Байбаковым // Отечественная история. 2004. № 3. С. 53.

13 Розен Б. Я. Указ. соч. С. 36.

14Калечиц И. В. Указ. соч. С. 16.

15Мелия А. А. Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 // http: // militera.lib.ru / research / melia_aa / 10.html.

16 Розен Б. Я. Указ. соч. С. 21.

17 О выполнении пятилетнего плана промышленности. Резолюция XVI съезда ВКП(б). 1930 г. / / КПСС в резолюциях... Т. 4. 1927-1931. М.: Политиздат, 1970. С. 439.

18Розен Б. Я. Указ. соч. С. 21.

19 Там же. С. 23.

20 РГАЭ. Ф. 8086. Предисловие к описи № 1-е.

21 Там же. Оп. 2. Д. 65. Л. 1-202. Д. 146. Л. 1-154.

22Шаганский М. Е. Ангарск: Годы, люди. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1982. С. 18.

23 Мухин М. Ю. Авиапромышленность СССР в 1921-1941 годах / М.Ю. Мухин; [отв. ред. А. К. Соколов]; Ин-т рос. истории РАН. М.: Наука, 2006. С. 55.

24 Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938-1942 гг.). XVIII съезд ВКП(б) // КПСС в резолюциях... Т. 5. 1931-1941. М.: Политиздат, 1971. С. 345.

25Мелия А. А. Указ. соч.

26 Там же.

27 История государственного управления в России: Учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. Р. Г. Пихоя. М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 317.

28 Черныш М. Е. Развитие нефтеперерабатывающей промышленности в Советском Союзе: фрагменты истории / М.Е. Черныш. М.: Наука, 2006. С. 25.

29 РГАЭ. Ф. 8726. Оп. 1. Д. 1. Л. 33.

30Там же. Ф. 8829. Оп. 1. Д. 145. Л. 1.

31 Иванова Г. М. История ГУЛАГа, 1918-1958: социально-экономический и политико-правовой аспекты / Г. М. Иванова; Ин-т рос. истории РАН. М.: Наука, 2006. С. 381.

32Потеряхин В. А., Фахреев Н. К., Зыкина Р. Ф. Комбинат. Уфа: Автор, 1998. С. 16.

33 Черныш М. Е. Указ. соч. С. 180.

34Потеряхин В.А. и др. Указ. соч. С. 16.

35 РГАЭ. Ф. 8829. Оп. 1. Д. 70. Л. 4.

36Потеряхин В.А. и др. Указ. соч. С. 20.

37 Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан, далее ЦГА ОО РБ. Ф. 122. Оп. 27. Д. 3. Л. 180-181.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

38 Архивный отдел Ангарского муниципального образования, далее АО AMO. Ф. Р-43. Оп. 1. Историческая справка. С.1.

39 Четвертый пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1946-1950 гг.) // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. 1941-1952. М.: Политиздат, 1968. С. 259.

40Из воспоминаний Н.К. Байбакова // Отечественная история. 2004. № 3. С. 55-56. 41 Черныш М.Е. Указ. соч. С. 90. 42Потеряхин В.А. и др. Указ. соч. С. 20. 43 АО AMO. Ф. Р-43. Оп. 1. Д. 4. Л.21-23. 44РГАЭ. Ф. 8829. Оп. 1. Д. 70. Л. 4.

45 АО AMO. Ф. Р-43. Оп. 1. Историческая справка. С. 1.

46 РГАЭ. Ф. 8726. Оп. 1. Д. 221. Л. 3.

47 АО AMO. Ф. Р-43. Оп. 1. Историческая справка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.