С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 155 “
Б. Бабаев
ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛЯРНОГО ВОЙСКА В БУХАРСКОМ ЭМИРАТЕ ПРИ ЭМИРЕ НАСРУЛЛЕ /1827 - 1860. /
Ключевые слова: регулярные войска, новая история Таджикистана, военные подразделения, пленники, наёмники
Для исследования организации регулярной армии и военного дела в Бухарском эмирате в рассматриваемом нами периоде представляют интерес рассказы и записи русского офицера Ф. Ефремова, записки русских пленников, а также некоторые научные сочинения и письма эмиров Хайдара и Насруллы.
Филипп Ефремов в 1774 году был пленен казахами и продан, а затем был подарен правителю Бухары. Он начал службу сторожем во дворце, и дослужился до чина юзбаши (сотника). Воспользовавшись начавшимся походом бухарского эмира в Хиву, Ефремов бежал в Коканд, оттуда проник в Кашгар, Тибет и Индию, а затем возвратился в Россию. В своих записках Ефремов дает очень ценные сведения о войсках бухарских эмиров (2).
По словам Ефремова, во второй половине XVIII в. бухарское войско состояло только из конницы и формировалось из наувкаров и кара-чириков.
Ценные сведения по рассматриваемой нами проблеме приводятся в статье В. Л. Вяткина, где дается перевод писем эмира Хайдара, адресованных Мухаммаду Хакимбию, правителю Карши по вопросу организации войск в Каршинском округе (1, 44).
Другой не менее важной работой, которая дает более важные сведения о состоянии военного дела при эмире Насрулле, является
— 156~С НО МАИ донишгох 3
статья А.Л. Троицкой (6, 211-217).
Данная статья написана на основе рукописи (1859 г.) неизвестного автора, составленной со слов русских пленных, которые долгое время проживали в Бухарском эмирате, участвовали в походах и состояли на службе в регулярном войске эмира Бухарского.
Эти пленные были освобождены военно-политической миссией Н.Г. Игнатьева в Хиве и Бухаре и вывезены в Россию (6, 211-212).
По данным, опубликованным членами миссии, в 1858 г. было освобождено и вывезено в Россию 11 русских пленных, из них 8 человек служили в регулярном войске эмира Бухарского (3, 226).
Имеются сведения о том, что поводом к организации регулярного войска послужил приезд в Бухарский эмират русских солдат и казаков, сопровождавших в 1820 г. миссию Негри из России при эмире Хайдаре.
Процесс организации войска и военного дела в Бухарском эмирате в первой половине XIX в. можно разделить на два этапа.
Первый этап - с начала XIX в. (с приходом к власти эмира Хайдара) до середины 30-х годов XIX в., когда были заложены основы начала организации регулярных войск в Бухарском эмирате. Второй этап был завершен в 1837 г. эмиром Насруллой (1827-1860г.) (5, 75).
В 1837г. эмир Насрулло приступил к формированию регулярной армии и из собравшихся пленных был составлен батальон сарбазов в 800 человек, остальные / около 250 человек / были выделены в артиллерию - топчи. Прежде всего, была создана пехота (6,213). Батальон сарбазов был первым регулярным войском в Средней Азии, вооруженным огнестрельным оружием и живущим постоянно в своего рода казармах. Казармы были размещены в особой слободе, находившейся между воротами Углан и Таляпачь. Эмир Насрулло выстроил для каждой семьи особый домик, переженив всех сарбазов. В версте от городской стены образовалась слобода, так называемая Сарбазхана, которая вмещала до 800 домов (6, 212).
Как утверждают источники, ядром регулярного войска,
— 157 —
С
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
рассматриваемого периода были русские пленники - от восемнадцати до двадцати человек, которых эмир собрал по ханству, а владельцев их вознаградил деньгами или дал в замену русских и персидских невольников (6,212).
Обмундирование для сарбазов и отдельные атрибуты офицерской формы привозились бухарскими купцами из России и были устарелыми образцами, давно вышедшими из употребления в русской армии.
Как свидетельствуют изученные нами материалы, сарбазы периода правления эмира Насруллы в военное время носили форму / красная куртка, белые штаны и персидская шапка/, а в свободное от службы время они ходили в халатах(5,75).
Офицеры, топчи, нижние чины и сарбазы обмундирование получали каждые три года из казны эмира; им выдавались куртки, брюки, шапки, а пара сапог выделялось на каждый поход. Вещи, прослужившие положенный срок, назад не отбирались.
Как видим, обмундирование и вооружение вновь формируемого войска, включая офицерский состав, производились на средства эмира Бухарского. Ни один рядовой или офицер регулярного войска не имел своего личного оружия.
В снабжении оружием, как свидетельствуют материалы, имелись большие затруднения. Ружей с замками, собранных по средствам строгой реквизиции во всем ханстве, оказалось далеко недостаточно для вооружения полного батальона. Более года шло снабжение сарбазов ружьями, которые выделывали бухарские оружейники под руководством иноземного мастера. Кремни для ружей, пистонные ружья доставались контрабандным путем (6,214).
Структура регулярного войска при эмире Насрулле была следующей: батальон в 700 человек был разделёных на семь рот / даста /. Каждая рота подразделялась на две полуроты / нимдаста /, четыре взвода / расад / и восемь полувзводов / бара /. Ротой командовал юз-боши, помощник его имел чин караулбеги: взводом командовал пенджа-боши, которому подчинялся пенджабоши хурд (6,214). Таким образом, в каждой роте насчитывалось десять офицеров и столько же унтер-офицеров / дах-боши /; рядовых сарбазов в роте было 80, а всего в роте насчитывалось 104 человека,
— 158-С НО МАИ донишгох 3
в том числе 2 барабаищикав и 2 флейтиста.
При армии были войсковые музыканты. Они в Бухарском эмирате были введены с появлением сарбоза и первыми учителями в этом деле были пленники Исмаил и Трофим.
В число войсковых музыкантов входили 14 барабанщиков и 14 флейтистов, распределенных по ротам. При батальоне сарбозов имелись также 2 турецких барабана и 4 горниста; еще 6 трубачей находились при артиллерийском отряде. Все эти сорок человек музыкантов состояли под особой командой капельмейстера в чине юзбоши (6,214-215).
Сарбазы и топчи служили бессрочно. В мирное время они жили со своими семьями в слободке в отведенных им домах. Не слишком занятые военным учением, они занимались ремеслами и торговлей. Войско состояло исключительно из пленных и не пользовалось доверием эмира. Недоверие эмира было настолько сильно, что в мирное время его сарбазы и топчи фактически были безоружными.
По поводу недоверия эмира русские пленники, которые служили у эмира, рассказывали, что по возвращении из похода вся артиллерия, как тяжелая, так и легкая, снимается с лафетов и складывается у ворот дворца, где остается на открытом воздухе до следующего похода. Причина этого странного распоряжения заключается в недоверии, которое эмир питает к своему регулярному войску, набранному из пленных (4,95). Как доверить им арсенал и содержание караулов во дворце и в городе в такое время, когда остальная армия распущена по домам. Охрана городских ворот и других важных постов вверено избранной страже, которая не ходит в поход.
Как отмечает А.Л. Троицкая, во владениях эмира при эмире Насрулле насчитывается 50 орудий разного калибра, годных к употреблению и снабженных всем необходимым для похода и орудия эти распределены следующим образом: 32 находятся в самой Бухаре, 2 - в Джизаке, 1 - в Керках, 10 - в Ура-Тюбе, 1 - в Чорджуе. Во всех упомянутых городах, кроме Бухары, прислуга к орудиям набрана из местных жителей. Число этих городских артиллеристов в точности неизвестно, они получают содержание и вместе со своим орудиями не покидают те города, к которым
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 159 “
причислены. Регулярные же топчи в полном своем комплекте всюду следует за эмиром (6,215).
Далее они рассказывали, что в это время все работы по материальному обеспечению армии исполнялись вольнонаемными мастерами, а в Бухаре до сих пор не заведено особых мастерских как для литья пушек и артиллерийских снарядов, так для кузнечных, плотничных и других работ, потребных для содержания артиллерии в надлежащем виде. Все потребные работы исполняются здесь вольнонаемными мастерами, из казенного материала и за хорошую плату.
Далее они рассказывали, что литейные работы производятся теперь в Самарканде, казенных пороховых заводов здесь тоже нет, а есть много частных пороховых мельниц и в г. Карши и в других местах, ибо сера и селитра добываются в разных местностях ханства, свинец преимущественно получается из Гузара /Хузар/(6, 215).
Регулярное войска эмира сначала получало содержание натурой из казны. Затем, до 1856 г., сарбазы и топчи получали жалование, выдаваемое раз в три месяца, а именно: рядовые - по тилле /4руб. серебром/ в месяц, унтер-офицеры по полторы тилли (6,214).
В 1856г. на содержание этого регулярного войска были определены доходы с земель двух туманов / округов / - Зандани и Кишти. По рассказам пленников, офицеры получают следующие оклады: юз-боши - 6 тилля /24 рубля серебром/ в месяц; караулбеги - 4/2 тилля /18 р.с./; панджа-боши - 85 тенег/17 р.с/ и пенджа-боши хурд - 50 тенег/10 р.с/ в месяц. Все поземельные доходы тумана Кишти были назначены на содержание 30 офицеров - пехотных и артиллерийских. Сарбазам выдавалось жалованье из казны по 3 рубля серебром в месяц (5,76).
Из дохода тумана Кишти главнокомандующий бухарских войск Шорух-хан получал ежегодно 2 тыс. тилля, кроме того, он получал по 700 тилля с земель Бустана и доходы с 20 мельниц в деревне Каля-Сиях /в 8 верстах от Бухары/, отдаваемых в аренду за 34 тилля в месяц.
Он получал жалование более 12 тыс. руб. серебром в год и пользовался государственным фуражом для своих лошадей. Доходы с 12-ти мельниц Занданинского округа, предназна-
— 160"< НО МАИ донишгох )
чавшиеся для содержания нижних чинов, также были присвоены Шорух-хан юз-башием (6,214).
Во время походов регулярные и нерегулярные войска получали своего рода подъемные деньги - по 1 тилле на человека, независимо от его чина и должности. Кроме этого, сарбазы и артиллеристы во все продолжение похода получали кормовые деньги: рядовые сарбазы и артиллеристы получали по 1 теньге / 20 к.с/ на 3 дня, унтер-офицеры или дах-боши по столько же на 2 дня, младший пенджа-боши по 1, а старший по 1,5 теньги в сутки, караулбеги - по 2, а юзбоши по 4 теньги в день.
Музыканты тоже получали наравне с сарбазами.
Один очевидец в своих записках о военной силе Бухарского эмирата во время правления эмира Насруллы пишет, что в Бухаре не было регулярной кавалерии, но иррегулярное конное войско постоянно находилось в готовности и насчитывало до 13 тыс человек. Кавалеристы жили в своих городских домах и в мирное время, как пехотинцы, занимались хозяйством, не получая из казны содержания.
В военное время им платили жалованье по 2-3 тилли в месяц кроме того, в случае падежа собственной лошади взамен давали новую за счет казны. Кавалеристы назывались «алабатырами» и «кассабадорами». Они были вооружены длинной пикой, саблей и винтовкой. Во время войны собиралось еще конное ополчение. Каждая область высылала свой контингент и глава племени был командующим отрядов. Эти ополченцы получали жалованье наравне с постоянной кавалерий и в случае падежа собственной лошади взамен получали казенную (5,76).
Кремневые ружья, взятые в поход, укреплялись по несколько штук на одной аробе и с аробы же из них стреляли. Несмотря на трудность перевозки, эмир в каждой поход брал с собою до 500 снарядов на каждое орудие, ибо встречающиеся на пути города не имели никаких запасных магазинов. Снаряды и патроны для сарбазов везли «во вьюках», артиллерийский парк, или «кур-ханс». обыкновенно помещали в центре армии (6, 215-216).
Огнестрельными оружием были вооружены только сарбазы и топчи. У первых были ружья со штыками, у вторых — пистолеты
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 161 “
и русские кавалерийские сабли в железных ножках. Офицеры регулярных войск / без унтер-офицеров, вооруженных, как рядовые / были вооружены ружьями без штыков, у юзбоши были ружья двуствольные, пистолеты и бухарские сабли в деревянных ножках, оклеенных черной кожей и оправленных в серебро (6,216).
Во время походов эмира его армию сопровождали безоружные рабочие, исполнявшие во время следования и на местах сражений саперные работы. Например, во время похода на Коканд в 1844 г. с. Бухарской армией шло 2000 рабочих, которые должны были расчистить дороги и наводить мосты для прохода артиллерии.
В рассматриваемый нами период в Бухарском эмирате применялись во время войны система окопов, искусственные наводнения и отводы рек от осажденных городов.
Таким образом, организация и создание регулярного войска в Бухарском эмирате стали яркой страницей в истории военного дела Средней Азии. Но эти нововедения вызывали недовольство в отдельных группах правящего класса, особенно у глав узбекских племен, не заинтересованных в укреплении центральной власти. Поэтому эмир Насрулло обошел их, набрав сарбазов из среды пленных и добровольцев из местных жителей.
Организация постоянного войска сыграла весьма существенную роль в борьбе центрального правительства с феодалами-сепаратистами, а Бухарский эмират стал при эмире Насрулле самым сильным и авторитетным среди других ханств в Средней Азии, а также с организацией регулярной армии в эмирате правящий класс получил постоянную вооруженную силу для подавления выступлений народных масс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вяткин В. Л. Карминский округ, организация в нем войска, события в период 1215-1217г. х. (1800 - 1803)
2. Ефремов Ф. Девятилетнее странствование. - М., 1952
3. Игнатьев Н. Миссия в Хиву и Бухару 1858г. СПБ 1897
4. Исмаилова Б.И. История Бухарского Эмирата (II пол XVIII -середины XIX в.в). Худжанд, 2005.
5. История таджикского народа, -Т.2.-Кн.2. М., 1964
— 162~< НО МАИ донишгох 3
6. Троицкая А.Л. Военное дело в Бухаре в первой половине XIX в.// Труды АН Тадж. ССР.-Т. 16, 1953
Из истории организации регулярного войска в Бухарском эмирате при эмире Насрулле /1827 -1860.
Б. Бабаев
Ключевые слова: регулярные войска, новая история Таджикистана, военные подразделения, пленники, наёмники
Статья основана на материалах рассказов и заметок, оставленных русским офицером Филиппом Ефремовым, который попал в плен к казахам , продавшим его в рабство, после чего покупатель преподнёс его в подарок бухарскому эмиру Материалом для статьи послужили также научные сочинения и письма эмиров Хайдара и Насрулло. Ефремову удалось бежать из плена через Кашгар, Тибет, Коканд, Индию, прежде чем он вернулся в Россию. В своих заметках русский офицер предстает интересные сведения о структуре бухарского войска.
В статье дан исчерпывающий анализ состава войск, системы подразделений, титулов командиров, отвечающих за определённые армейские участки. Приводятся также в подробностях данные о системе оплаты носителям разных армейских рангов.
Войско предназначалось для защиты Эмирата от внешних врагов. Автор подчёркивает тот факт, что армия состояла из наёмников, сюда входили также пленные и рабы. Своим воинам эмир не доверял. Войско состояло из представителей разных наций .
Организация постоянного войска сыграла большую роль в истории эмирата. Правящий класс получил защиту от гнева народных масс.
From the History of Regular Troops Organization in Bukhara Emir at under Emir Nasrullo (1827-1860)
B.Babayev
Key words: regular troops, new history of Tajikistan, military subdivisions, captives, hirelings
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ^-163-
The article proceeds from the stories and notes written by the Russian officer Phillip Yefremov who had been caught as a captive by Kazahhs after what he was sold as a slave, then his customer presented him to Bukhara emir as a gift.
Some scientific compositions and letters written by emirs Khaydar and Nasrullo also served as a part of the material for the article.
Yefremov managed to escape from captivity, he had traversed Kokand, Kashgar, Tibet and India before he reached Russia. In his notes the Russian officer presents valuable information about the structure of Bukhara military troops.
The article reproduces a full coverage of emir s army composition, the system of subdivision and subordination. The article abounds in military terms denoting the nominations for military units, the titles of chiefs being in charge for certain parts of the army. The data concerned with monetary payment to the chiefs of difficult ranks are adduced too in all particulars.
The army was predestined for defending the emir at from outward enemies. The author lays an emphasis upon the fact that the army consisted of hirelings; captives and slaves being an overwhelming quantum. Emir Nasrullo never trusted his warriors presented by the representatives of many nations.
The organization of the permanent army played a great role in the history of the emirat. The ruling class enjoyed a defense which allowed not to be afraid of people s wrath.