1бб
Мулукаев Яоланд сергеевич,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
Епифанов Александр Егорович,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: mvd_djaty@mail.ru
Научная специальность: 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки
УДК 342.51
DOI 10.24412/2072-9391-2023-266-166-172
Дата поступления: 20 февраля 2023 г.
Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2023 г.
Из истории организации и деятельности полицейской стражи Саратовской губернии в начале ХХ в.
From the History of the Organization and Activities of the Police Guard of the Saratov Province in the Early Twentieth Century
Roland Sergeevich Muliikaev,
Doctor of Law, Professor,
Chief Researcher of the Research Center,
Management Academy of the Ministry
of Interior of Russia,
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh St., 8
Alexander Egorovich Epifanov,
Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Research Center, Management Academy of the Ministry of Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: mvd_djaty@mail.ru
Scientific specialty:
5.1.1. Theoretical and Historical Legal Sciences
Аннотация
Актуальность: по мнению авторов, глубокое и всестороннее изучение истории и правового положения отечественных органов внутренних дел актуально по многим основаниям. Вместе с тем, несмотря на проведенные многочисленные исследования, до настоящего времени ряд ее аспектов остаются малоизученными, в том числе это касается дореволюционного периода и региональных аспектов их становления и развития.
Постановка проблемы: затронутая авторами проблема свидетельствует о том, что многие вопросы, связанные с формированием и функционированием уездной полицейской стражи, относились к компетенции губернаторов и соответственно к местному нормотворчеству.
Abstract
Relevance: according to the authors, a deep and comprehensive study of the history and legal status of domestic internal affairs bodies is relevant for many reasons. At the same time, despite numerous studies, a number of its aspects remain poorly understood to date, including the pre-revo-lutionary period and regional aspects of their formation and development.
Problem statement: the problem raised by the authors testifies that many issues related to the formation and functioning of the county police guard were within the competence of the governors and, accordingly, local rule-making. In this regard, there is a need to analyze the experience of its organization and activities accumulated at the regional level, to extract useful lessons that
В связи с этим возникает необходимость анализа опыта ее организации и деятельности, накопленного на региональном уровне, извлечения полезных уроков, которые могут иметь значение на современном этапе.
Цель исследования: при достижении поставленной цели в статье была предпринята попытка скорректировать и дополнить представления, уже сложившиеся в изучаемой сфере, использовав при этом впервые вводимые в научный оборот архивные материалы, касающиеся регламентации и практики действовавшей на территории Саратовской губернии уездной полицейской стражи.
Методы исследования: сравнительно-исторический, статистический, источниковедческий, структурно-диахронный и системного анализа.
Результаты и основные выводы: проведенное авторами исследование позволило прийти к выводу о том, что в начале ХХ в. в Саратовской губернии проводилась активная работа по формированию обученной и эффективной уездной полицейской стражи. Саратовский губернатор, соединявший в своем лице общее руководство стражей, проявил творческий подход к развитию организационных и правовых основ ее деятельности. Основным содержанием введенных им преобразований являлось сплочение чинов полицейской стражи в духе законности, строгого исполнения долга и служения интересам порядка и права.
may be important at the present stage.
The purpose of the study: when achieving this goal, the article attempted to correct and supplement the ideas already established in the field under study, using archival materials introduced into scientific circulation for the first time concerning the regulation and practice of the district police guard operating on the territory of the Saratov province.
Research methods: comparative-historical, statistical, source studies, structural-diachronic and system analysis.
Results and main conclusions: the research conducted by the authors allowed us to conclude that at the beginning of the twentieth century, active work was carried out in the Saratov province to form a trained and effective county police guard. The Saratov governor, who represented the general leadership of the guards, showed a creative approach to the development of the organizational and legal foundations of its activities. The main content of the reforms introduced by him was the consolidation of the ranks of the police guard in the spirit of legality, strict fulfillment of duty and service to the interests of order and law.
Ключевые слова: уездная полицейская стража; Департамент полиции; Саратовская губерния.
Keywords: district police guard; Police department; Saratov province.
Организация и деятельность уездной полицейской стражи, без сомнения, относятся к числу наиболее разработанных тем в истории отечественных органов внутренних дел. Опубликованные по данной проблематике научные работы, на первый взгляд, не оставляют никаких шансов внести что-то новое по этому поводу.
В основанных на конкретном материале архивных документов работах С. А. Невского [9; 10], А. В. Елизарова [4; 5], О. В. Коноваловой [7], А. П. Нахимова [8], А. В. Перегудова [11], Е. И. Степановой [14], Ю. В. Сорокиной [13], Ю. В. Сидоркина [12], А. Ю. Климова [6] и других исследователей детально раскрываются организационные и правовые основы деятельности уездной полицейской стражи, подготовки ее кадров как в пределах Российской империи в целом, так и особенности применительно к некоторым губерниям Российской империи.
Проведенные исследования показали, что многие принципиальные вопросы, связанные
с формированием и функционированием подразделений уездной полицейской стражи, действовавшим на тот момент законодательством были отнесены к компетенции губернаторов и соответственно к местному нормотворчеству. В этой связи имеются основания предположить, что значительное количество источников по истории и правовому положению полицейской стражи до настоящего времени остаются на местах, в региональных архивах и до настоящего времени еще не подверглись исследованию.
В настоящей статье с использованием архивных материалов, касающихся правового регулирования и практики деятельности пока еще оставшейся без внимания исследователей уездной полицейской стражи Саратовской губернии, предпринята попытка скорректировать и дополнить представления, уже сложившиеся в изучаемой сфере. Названный регион традиционно был подвержен массовым аграрным беспо-
рядкам и иным антиправительственным выступлениям, потребовавшим от властей больших усилий по противодействию подобным проявлениям. Одним из наиболее действенных инструментов в сложившейся ситуации, особенно характерной для революции 1905—1907 гг., стала полицейская стража. Что касается Саратовской губернии, то она представляет особый интерес еще и потому, что некоторое время ее возглавлял будущий министр внутренних дел П. А. Столыпин, выдающиеся профессиональные качества которого сформировались в том числе и при рассматриваемых обстоятельствах. Как это станет видно далее, им был предложен и воплощен на практике ряд новаторских идей, касающихся организации и деятельности полицейской стражи на вверенной территории, которые и предопределили их развитие в последующем.
В изучаемый период организация и деятельность созданной в 1903 г. для пресечения на местах антиправительственных выступлений уездной полицейской стражи подверглись существенным преобразованиям. Как это следовало из циркуляра Департамента полиции № 6091 от 7 декабря 1905 г., накопленный опыт функционирования уездной полицейской стражи позволил выявить ряд характерных для нее недостатков. В основном они касались нерационального размещения стражников, слабости их подготовки и вооружения, отсутствия конного состава, что практически в каждом случае беспорядков вызывало острую необходимость дополнительного привлечения войск [12, л. 86].
Насколько позволяли средства государственного казначейства, отмеченные недостатки были устранены в законодательном порядке уже в декабре 1905 г., когда действие закона от 5 мая 1903 г. было распространено на все губернии европейской части России. При этом, наряду с пешими формированиями, образовывались особые конные команды, составлявшие четвертую часть всех стражников. Министерством внутренних дел полицейская стража расценивалась в качестве средства силового воздействия в руках губернаторов и уездных исправников, предназначенного для подавления беспорядков и прекращения разбоя в губерниях и уездах, позволяющего избегать привлечения войск и не отрывать их от исполнения своих прямых обязанностей [13, с. 263].
Жандармским офицерам Саратовской губернии обучение полицейской стражи военному строю и стрельбе, надзор за соблюдением ее личным составом воинского порядка, а также непосредственное командование ею при наступлении экстраординарных обстоятельств были поручены согласно телеграмме министра внутренних дел от 6 января 1906 г. Казенные конно-полицей-ские команды, предназначенные для противодействия беспорядкам и захватам чужих земель, по распоряжению саратовского губернатора стали формироваться уездными исправниками в феврале того же года [2, л. 18—19]. По распоряжению саратовского губернатора П. А. Столыпина команды полицейской стражи были переведены на казарменное положение и размещены в определенных пунктах [2, л. 27об.] (см. табл.).
Места дислокации полицейской стражи
Таблица
Наименование команды Города дислокации Общее количество стражников Обслуживаемые уезды и количество стражников на каждый
Аткарско-Саратовская Аткарск 100 Аткарский 60 Саратовский 40
Балашовско-Камышинская Балашов 110 Балашовский 70 Камышинский 40
Вольско-Хвалынская Вольск 50 Вольский 30 Хвалынский 20
Петровско-Кузнецкая Петровск 80 Петровский 50 Кузнецкий 30
Царицынская Царицын и с. Ольховка 25 Царицынский 25
168
Согласно установленному порядку, все отряды уездной полицейской стражи (как конные, так и пешие) были единообразно пронумерованы. Их перечень с определением состава и места дислокации был закреплен 29 апреля 1906 г.
в приказе по Саратовской полицейской страже № 1 [2, л. 28]. Характерно, что губернатор ревностно подошел к разделению полицейской стражи (особенно конной) на отряды, а также к ее распределению по пунктам. Соответст-
вующие мероприятия санкционировались им лишь после получения от губернского инспектора полицейской стражи донесения о том, что стражники вполне обучены, дисциплинированы и уже могут быть вверены надлежащим старшим [2, л. 27об.].
Учитывая первостепенное государственное значение, которое придавалось делу организации и деятельности уездной полицейской стражи, помощникам начальника Саратовского губернского жандармского управления в названных уездах было предписано безотлагательно принять на себя обязанности по приданию страже «вида, вполне соответствующего воинским частям». С этой целью совместно с соответствующими уездными исправниками надлежало осмотреть казармы ее команд, а также личный состав, лошадей, вооружение и воинские припасы на предмет приведения их в надлежащее состояние [2, л. 21—21об.].
Саратовский губернатор, обращаясь к руководившим стражей чинам полиции, выразил надежду, что стражники будут «приохочены» к службе заботливостью начальства о мельчайших их нуждах. Размещение, приобретение «сообща» фуража и продуктов, «постройку» форменного платья для стражников он объявил вопросами первостепенной важности. П. А. Столыпин справедливо полагал, что забота начальства, несомненно, привяжет их к своей части и сформирует благоприятные репутацию и традиции [2, л. 27об.].
14 апреля 1906 г. губернатор по результатам осмотра вверенной полицейской стражи распространил уездным исправникам и помощникам губернского инспектора свой циркуляр № 1005 [2, л. 26—27об.]. Согласно ему сложившаяся в Саратовской губернии схема уездной полиции включала подразделения полицейской стражи в качестве неотъемлемой составной части. При этом в каждой волости стражу представлял конный урядник. При становых квартирах имелись отряды из 10 пеших стражников во главе со старшими. В наиболее опасных местах уезда размещались отряды конной стражи, в основном, из 10 всадников также во главе со старшими. В уездных городах в распоряжении исправников оставались конные резервные отряды, находившиеся на казарменном положении.
П. А. Столыпин рассматривал сложившуюся структуру полицейской стражи губернии вполне достаточной, но лишь в «обыкновенное время» и при «совершенном устройстве» сельской полиции. Последняя была призвана своевременно осведомлять общую полицию не только о каждом происшествии, но и любом признаке тревоги среди сельского населения. Однако реальное состояние дел внушало ему опасения, что при наступлении массовых беспоряд-
ков сельская местность будет оголена и останется без постоянного полицейского надзора. При этом о происходящем в селениях урядники в достаточной степени осведомлены не будут. Становые приставы, даже при наличии в их распоряжении постоянной вооруженной силы, за отсутствием должного осведомления окажутся на месте происшествия с опозданием, уже после того как злоумышленники совершат преступление [2, л. 26]. С тем чтобы устранить недостатки новой организации полицейской стражи, губернатор предложил внести в ее устройство 2 нововведения. Одно из них касалось разумного использования одиночных конных стражников, другое — правильной организации обходов пешими стражниками вверенных им участков.
Важное значение П. А. Столыпин придавал полицейскому надзору, причем определяющая роль в нем отводилась одиночным конным стражникам. Поскольку соответствующая должность регламентировавшими организацию и деятельность полицейской стражи временной инструкцией от 13 февраля 1906 г. [2, л. 24—24об.] и Положением Государственного совета от 18 февраля 1906 г. [2, л. 25] предусмотрена не была, губернатор решил воспользоваться разрешением министра внутренних дел заменить половину пеших стражников конными. С тем чтобы преодолеть оставление сельских местностей без надлежащего полицейского надзора, П. А. Столыпин распорядился выбрать в каждом из станов губернии определенные пункты для постановки там на постоянное жительство одиночных конных стражников на предмет обслуживания прилегающего района и поддержания связи урядников с отрядами пешей и конной стражи [2, л. 26].
Названные одиночные стражники подбирались из числа лучших, наиболее развитых чинов и включались в состав ближайших конных отрядов по территориальности. По мысли П. А. Столыпина, подобные подвижные, расторопные «низшие полицейские агенты» окажутся не только полезными помощниками урядников, но и, располагая лошадью, при необходимости всегда смогут оперативно истребовать помощь ближайшего отряда.
Исправникам было предписано составить точный план действий на случай беспорядков, на основании которого урядники и одиночные конные стражники могли оперативно определить, к кому им надлежит обращаться в случае тревоги — к воинской части, конному или пешему отряду полицейской стражи, в зависимости от места их расположения.
Во время своих объездов губернии, П. А. Столыпин тщательно проверял подготовку полицейской стражи на случай беспорядков, не допуская в этом деле ни малейшей растерянно-
170
сти с ее стороны. Обнаружив в некоторых станах факты использования одиночных конных стражников становыми приставами в качестве конвоя и посыльных, он категорически запретил подобную практику и предупредил названных чинов полиции о строгих взысканиях за подобные проявления [2, л. 26].
Другой предложенный П. А. Столыпиным способ полицейского наблюдения в селах заключался в регулярных обходах патрулей, состоящих из пеших стражников. Согласно действовавшим установлениям, названые низшие полицейские чины сосредотачивались отрядами при становых квартирах с целью обучения их строевым приемам, стрельбе, а также совместным мерам по противодействию беспорядкам. В процессе обучения они сводились в так называемые «уездные роты», иногда совместно с конными отрядами [2, л. 27].
Губернатор настойчиво разъяснял становым приставам и исправникам, что подавление беспорядков представляет собой лишь одну из сторон деятельности стражников. Основным же предназначением полицейской стражи являлось их предупреждение. С этой целью названным чинам местной полиции П. А. Столыпиным было предписано составление детальных планов обхода территории стана. При этом для каждых двух стражников отводился свой участок, который они должны были посещать только совместно. Для того чтобы стражники могли появляться в населенных пунктах своих участков внезапно, предписывалось составлять несколько маршрутов. Стражникам вменялось в обязанность знать подозрительных лиц своего участка, а также добросовестно освоить согласно инструкции все тонкости полицейской службы. Кроме того, им было предписано осуществлять сбор предварительных сведений относительно происшествий и проступков, имевших место в окрестностях. Согласно рекомендаций П. А. Столыпина, обходы организовывались таким образом, чтобы одновременно в них было задействовано не более половины отряда. В период проведения ярмарок, базаров и иных сопровождавшихся скоплением народа мероприятий стражники сосредотачивались по их месту вплоть до минования надобности.
По требованию губернатора надзорно-про-филактическая служба стражников была организована таким образом, чтобы конные и пешие стражники имели возможность дублировать и взаимно проверять полученную в ходе патрулирования информацию. Так, прежде всего, каждая местность подвергалась регулярным обходам пеших стражников, которые обязаны были заносить свои наблюдения в специальные записные книжки. Маршруты их составлялись таким образом, чтобы в пути следования они
встречались с одиночными конными стражниками или урядниками и имели возможность передать им лично или через сельских старост свои замечания [2, л. 27].
Одиночные конные стражники, со своей стороны, проверяли и дополняли добытые пешими стражниками сведения и держали в курсе всего происходящего своего урядника. Дополнительная информация стекалась последнему и от конных разъездов, которые были командированы с отдельными поручениями на его участок исправником по представлению станового пристава. Независимо от регулярных донесений урядников, пристав имел непосредственное представление о событиях и настроениях в деревне благодаря отчетам возвратившихся из обходов пеших стражников.
Если какое-либо селение требовало особого надзора, то с разрешения исправника временно в нем могли быть размещены не менее двух стражников для специального наблюдения за определенным районом. При первой же тревоге они обязаны были незамедлительно присоединиться к своему отряду.
Отряды конной стражи по указанию П. А. Столыпина размещались практически в каждом стане. Учитывая их значимость как «крайне подвижной» вооруженной силы, к ним губернатором предъявлялись особые требования. Дробление их на мелкие части категорически запрещалось. Высылаемые отрядами конной стражи разъезды могли состоять не менее чем из 3—4 человек и употреблялись в основном для «отдельных розысков» и поручений. В случае опасности разъезды должны были незамедлительно прибыть к своему отряду.
Согласно установленному губернатором порядку, после получения сведений об угрозе поджога, разгрома, либо выдвижения крестьянами коллективных требований к землевладельцам в соответствующий населенный пункт без промедления выдвигался конный разъезд стражников. На него возлагалась обязанность дать первый отпор грабителям и бунтовщикам, а также в случае необходимости запросить подмогу у основного отряда. Необходимо отметить, что в Саратовской губернии на тот момент большое распространение приобрели поджоги поместий («экономий») «пришлыми странствующими людьми», то есть разного рода бродягами. В таких случаях конным разъездам стражников предписывалось устраивать на них засады и вылавливать виновных поджигателей.
По требованию А. П. Столыпина «на зарево пожаров» без промедления скакали несколько стражников, которые уже одним своим видом призваны были внушить населению, что на каждый поджог или грабеж всегда вовремя подоспеет конная полицейская стража. Губернатор су-
дил о служебных качествах исполнительных чинов полиции по тому, насколько рационально и эффективно им удавалось использовать отряды конных стражников. При этом он справедливо полагал, что каждый урядник при исполнении своих служебных обязанностей будет чувствовать себя иначе, если будет уверен, что в нужную минуту его поддержит, а если понадобится, выручит расположенный в районе вверенного ему участка конный отряд стражников.
П. А. Столыпин ставил состояние дисциплины среди стражников в зависимость от исправников и помощников губернского инспектора. От них он требовал строго следить за тем, чтобы полицейская стража не позволяла себе никакого насилия, ни одного незаконного проступка в отношении населения. Последнее должно было видеть в стражниках исключительно защитников законности и порядка, но никак не своих врагов, которые были наняты его притеснять [2, л. 27].
По мнению губернатора, было бы несправедливо утверждать, что деревня оголена и беззащитна перед злоумышленниками. При необходимой сноровке и умении распоряжаться наличными силами местная полиция была вполне в состоянии предупредить и пресечь любое правонарушение. Однако необходимым условием для этого признавалось своевременная осведомленность чинов полиции обо всем происходящем на вверенной им территории.
По мысли П. А. Столыпина, установленный им порядок служил населению гарантией защиты не только от крупных беспорядков, но и общеуголовных преступлений. «По успокоении губернии», он был призван обеспечить всем слоям населения возможность мирного труда и спокойствия. Основным залогом успеха в превращении новой организации уездной полицейской стражи в совершенный и безукоризненно действующий аппарат, по справедливому замечанию П. А. Столыпина, являлся удачный подбор личного состава стражи. На первых порах набор ее из числа казаков осуществлялся с излишней поспешностью, сразу целыми командами, что не позволило по понятным при-
чинам провести надлежащим образом их предварительное испытание. При дальнейшем, уже единичном пополнении стражи, губернатор категорически запретил принимать в ее состав людей, не испытав предварительно их общего развития, степени грамотности и способности к строевым приемам [2, л. 27].
Согласно установленному порядку набор стражников производился совместно исправниками и помощниками инспектора (либо офицерами стражи). По общему требованию, лица, принадлежавшие по месту приписки или постоянного жительства к местным жителям, в полицейскую стражу не принимались. Исключение (лично губернатором) делалось лишь для уроженцев уездов по месту расположения стражи, а именно старых испытанных служащих, но при условии, если они не будут состоять в отрядах, расположенных вблизи от их родных селений.
Помимо подбора личного состава стражи, П. А. Столыпин весьма важное значение придавал устным занятиям с ее личным составом. Обучение отрядов пеших стражников было поручено становым приставам. С конными отрядами в городских казармах занимались специально привлекаемые лица, но под наблюдением исправника. Учитывая наличие свободных мест в городских казармах летом, на период откомандирования конных стражников на пункты, П. А. Столыпин предложил местным полицейским властям воспользоваться этим обстоятельством и вызывать по очереди из спокойных местностей в уездные города пеших стражников для обучения. При этом в первую очередь освоению подлежали совместные действия конной и пешей стражи на случай беспорядков. После этого следовали устные занятия по чисто полицейской проблематике [2, л. 27об.].
Прилагая все силы к формированию обученной и эффективной уездной полицейской стражи во вверенной губернии, П. А. Столыпин стремился к тому, чтобы исправники в полном согласии с помощниками губернского инспектора сплотили ее в духе законности, строгого исполнения долга и служения интересам порядка и права.
Список литературы:
References:
1. Вестник юстиции. 1910. № 10.
2. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 6. Оп. 1. Д. 98.
3. ГАВО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 109.
4. Елизаров А. В. Общие черты уездной полицейской стражи Ярославской губернии в 1907 г. (на примере Рыбинского уезда) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С. 161-163.
1. Vestnik yusticii. 1910. № 10.
2. GAVO. F. 6. Op. 1. D. 98.
3. Gosudarstvennyj arhiv Volgogradskogo oblasti (GAVO). F. 6. Op. 1. D. 109.
4. Elizarov A. V. General features of the district police guard of the Yaroslavl province in 1907 (case study of Rybinsk district) // Theory and Practice of Social Development. 2014. № 17. P. 161-163.
172
5. Елизаров А. В. Создание уездной полицейской стражи согласно закону 5 мая 1903 г. // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2015. Вып. 4 (144). С. 192-195.
6. Климов А. Ю, Климова В. О. Создание полицейской стражи в Смоленской губернии // Закон и право. 2019. № 4. С. 23-26.
7. Коновалова О. В. История создания полицейской стражи в Енисейской губернии в начале ХХ в.: организационно-правовые аспекты // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46).
8. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Воронежская учебная команда-школа в системе профессионального обучения уездной полицейской стражи Российской империи в начале ХХ в. // Вестник Воронежского института МВД России. 2017. № 1. С. 7-16.
9. Невский С. А. О работе комиссий по рассмотрению отчетов о проверке организации и деятельности уездной полицейской стражи в 1906 году // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 3 (35). С. 97-100.
10. Невский С. А, СычевЕ. А., Можаев С. Ю. Уездная полицейская стража в России в начале ХХ в. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26). С. 342-346.
11. Перегудов А. В., Страхов Л. В. Уездная полицейская стража Воронежской губернии, формирование и взаимодействие с Жандармским управлением // Вестник Воронежского института МВД России. 2017. № 1. С. 17-23.
12. Сидоркин Ю. В. Образование уездной полицейской стражи и ее реорганизация после русской революции 1905-1907 гг. // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 3. С. 47-53.
13. Сорокина Ю. В., Ситников К.. А. В. М. Леван-довский как организатор профессиональной подготовки полицейской стражи Воронежской губернии // Вестник Воронежского института МВД России. 2019. № 3. С. 9-20.
14. Степанова Е. И. К вопросу о становлении полицейской стражи Курской губернии // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 3-1 (15). С. 68-74.
Для цитирования:
Мулукаев Роланд Сергеевич, Епифанов Александр Егорович. Из истории организации и деятельности полицейской стражи Саратовской губернии в начале ХХ в. // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 2 (66). С. 166-172.
5. Elizarov A. V. Creation of county police guards according to law of 5 may 1903 // Tambov University Review: Series Humanities. 2015. Issue 4 (144). P. 192-195.
6. Klimov A. Yu., Klimova V. O. The establishment of police guards in Smolensk province // Education and Law. 2019. № 4. P. 23-26.
7. Konovalova O. V. History of establishment of the police guards in Yenisei province at the beginning of XXth century: organizational and legal aspects // Proceedings of the Management Academy of the Ministry of Interior of Russia. 2018. № 2 (46).
8. Nahimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Voronezh squad training school in professional education of the Russian empire county police guards in the early 20th century // Vestnik of Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia. 2017. № 1. P. 7-16.
9. Nevskij S. A. On the work of the commission on the review of audit reports of organization and activity of the county police in the year 1906 // Bulletin of the Advanced Training Institute of the MIA of Russia. 2015. № 3 (35). P. 97-100.
10. Nevskij S. A., Sychev E. A., Mozhaev S. Yu. Uezdnaya policejskaya strazha v Rossii v nachale XX v. // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014. № 4 (26). S. 342-346.
11. Peregudov A. V., Strahov L. V. District police guard, formation and interaction with the Gendarme service in Voronezh province // Vestnik of Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia. 2017. № 1. P. 17-23.
12. Sidorkin Yu. V. Establishment of a regional police guard and its reorganization after the Russian revolution of 1905-1907 // Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 3. P. 47-53.
13. Sorokina Yu. V., Sitnikov K. A. V. M. Levan-dovskiy as a organizer of professional training of police guards of the Voronezh province // Vest-nik of Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia. 2019. № 3. P. 9-20.
14. Stepanova E. I. On the question of the formation of the police guard of the Kursk province // Scientific notes. Electronic Scientific Journal of Kursk State University. 2010. № 3-1 (15). P. 68-74.
For citation:
Mulukaev Roland Sergeevich, Epifanov Alexander Ego-rovich. From the History of the Organization and Activities of the Police Guard of the Saratov Province in the Early Twentieth Century // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 2 (66). P. 166-172.