Научная статья на тему 'Из истории обучения африканских студентов в СССР (конец 1950 - первая половина 1960-х годов)'

Из истории обучения африканских студентов в СССР (конец 1950 - первая половина 1960-х годов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1860
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СССР / USSR / АФРИКА / AFRICA / АФРИКАНСКИЕ СТУДЕНТЫ / AFRICAN STUDENTS / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андросова Дарья Николаевна

В статье анализируется первый опыт помощи СССР африканским странам в подготовке кадров высшей квалификации. Рассматриваются цели Советского союза и его африканских партнеров, формирование правовой базы и развитие практики обучения африканских студентов в вузах СССР, а также дипломатические аспекты сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of education of African students in the USSR (end of 1950s - first half of 1960s)

The article deals with the first experience of Soviet assistance to African countries in training of high qualified personnel. It considers the objectives of the Soviet Union and its African partners, formation of the legal base and developing teaching practices of African students at Soviet universities, as well as the diplomatic aspects of cooperation.

Текст научной работы на тему «Из истории обучения африканских студентов в СССР (конец 1950 - первая половина 1960-х годов)»

Д.Н. Андросова

ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В СССР (конец 1950 - первая половина 1960-х годов)

В статье анализируется первый опыт помощи СССР африканским странам в подготовке кадров высшей квалификации. Рассматриваются цели Советского союза и его африканских партнеров, формирование правовой базы и развитие практики обучения африканских студентов в вузах СССР, а также дипломатические аспекты сотрудничества.

Ключевые слова: высшее образование, СССР, Африка, африканские студенты, обучение.

Крушение колониальной системы на африканском континенте поставило перед молодыми государствами Африки социально-экономические вопросы, требующие немедленного решения, в частности - вопрос подготовки кадров высшей квалификации для экономики и социальной сферы, прежде всего медицины. СССР, стремясь распространить свое влияние на континент, потеснить бывшие метрополии, старался оказывать поддержку новым независимым государствам, еще не определившимся в социально-политическом пути. Для решения этого комплекса задач в марте 1958 г. в Министерстве иностранных дел СССР было создано отдельное структурное подразделение, штат его поначалу составил 10 человек. С ростом объема этой работы были созданы Второй (октябрь 1960 г.), а затем и Третий (январь 1965 г.) африканский отделы1.

Высшее образование в африканских странах было доступно только местной элите, получавшей его в вузах метрополий. И, насколько можно судить, это было качественное образование. Посол СССР в Конго И.С. Спицкий (1964-1969 гг.) пишет: «Среди них было много способных, подготовленных людей. Не помню случая,

© Андросова Д.Н., 2012

чтобы президент, премьер, министр иностранных дел проявляли некомпетентность или неосведомленность в международных и других важных вопросах»2. Однако большинство стран не могли самостоятельно подготовить высококвалифицированные кадры. К 1960 г. во всей Африке насчитывалось всего 25 высших учебных заведения, из которых 13 находились в Египте и Алжире3.

«Международные контакты СССР в области высшего образования... носят прочный, стабильный и конструктивный характер, свободный от влияния каких бы то ни было конъюнктурных соображений и стремления к получению односторонних преимуществ. В этом их кардинальное отличие от того курса в сфере образования, которого придерживаются на международной арене определенные круги капиталистических государств»4, - писал позднее министр высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютин.

Такие оценки существенно отличаются от фактических данных, содержащихся в архивных документах министерства. Так, в проекте записки Министерства высшего образования СССР в ЦК КПСС «О развитии связей советской высшей школы с вузами зарубежных стран», подготовленной в первой половине 1959 г., говорилось: «Главнейшие империалистические государства достаточно широко привлекают студентов из колониальных и зависимых стран для обучения в своих университетах». Указывалось, что в 1958/59 учебном году в вузах СССР обучалось всего 211 студентов и аспирантов из стран Азии и Африки, в том числе из ОАР - 54, Судана - 27, Камеруна - 7, Уганды - 6, Алжира - 3, Марокко - 2, Нигерии - 1, Того - 3, Туниса - 1. В то же время, по данным ЮНЕСКО, в 1955/56 г. 932 человека только из Судана обучалось в капиталистических странах5. Для исправления ситуации требовалось установление правовой основы обучения африканских студентов, придание ей соответствующей политической и идеологической направленности.

Борьба африканских народов за независимость достигла апогея к 1960 г., который вошел в историю как «Год Африки». На карте мира появились 17 новых африканских государств. А с 1959 г. началось заключение межправительственных соглашений СССР с африканскими странами, определение планов обучения студентов.

Типичным можно назвать соглашение с Гвинейской Республикой от 26 ноября 1959 г. Договаривающиеся стороны выражали намерение осуществлять взаимный обмен опытом в области высшего образования, народного просвещения путем направления студенческих, молодежных и других делегаций (ст. 1); оказывать взаимную помощь в подготовке национальных специалистов для промышленности, науки и культуры как путем предоставления воз-

можности для обучения в высших и средних учебных заведениях, так и путем предоставления учебных стажировок (ст. 2); осуществлять взаимный обмен студентами, преподавателями высших и средних учебных заведений, равно как и других учебных заведений (ст. 3). Это соглашение было одним из первых, заключенных с африканскими государствами. Оно подлежало ратификации в соответствии с существующим конституционным порядком, вступало в силу с момента обмена ратификационными грамотами6.

Тексты соглашений с рядом других стран аналогичны. Таково содержание соглашения с Республикой Гана от 25 августа 1960 г.7, бессрочных соглашений с Сомалийской Республикой8 (2 июня 1961 г.).

Некоторые из соглашений, например, с Республикой Мали9 от 18 марта 1961 г., также бессрочные, вступали в действие с момента подписания. Такими же были соглашения от 22 марта 1963 г. с Республикой Камерун10, от 19 марта 1964 г. - с Республикой Конго11, от 11 мая 1964 г. - с Кенией12, от 2 октября 1964 г. - с Королевством Бурунди13.

В других случаях соглашения заключались на определенный срок с условием автоматического продления на тот же период, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении. В 1963 г. были заключены такие соглашения: 20 марта - с Республикой Дагомея14, 18 марта - с Республикой Нигер15, 10 декабря - с Народной Демократической Республикой Алжир16, 12 декабря - с Тунисской Республикой17.

Появление правовой базы способствовало быстрому росту численности африканских студентов в СССР. Если в 1960 г. в СССР обучалось 275 африканских студентов и аспирантов18, то 1961 г. их было около 500, к концу 1960-х годов - уже несколько тысяч19. Если сравнить данные только по Нигерии, то в 1960 г. в СССР обучалось всего 5 студентов из этой страны20, а на 1 января 1964 г. их численность превысила 100 человек (не считая студентов Университета Дружбы Народов). Студенты из Нигерии обучались в 27 высших и средних специальных образовательных учреждениях СССР: в Москве и других крупных центрах преимущественно европейской части СССР (Ленинград, Минск, Харьков, Киев, Калинин). В Москве учились 52 нигерийца; в Ленинграде - 18; в Калинине - 12; в Минске - 2; в Харькове - 7; в Киеве - 6; в Львове - 1; в Ташкенте - 221.

Африканские студенты обучались в крупнейших вузах страны. В Москве это были: МГУ (31 человек), Автодорожный институт (8), Инженерно-строительный институт (3), 1-й Московский медицинский институт (3), 2-й Московский медицинский институт (2), Институт геодезии и картографии (1), Химико-технологический инс-

титут (1), Институт нефтехимической и газовой промышленности (1), Экономико-статистический институт (1), Электротехнический институт связи (1). В Ленинграде - в ЛГУ (5), Педиатрическом институте (2), Медицинском (2), Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1), Политехническом (6), Финансово-экономическом (1), Электротехническом (1). В Калинине в Медицинском институте обучалось 12 студентов. В Минске в Политехническом техникуме - 2 студента. В Харькове в Государственном университете - 11, в Инженерно-строительном институте - 1. В Киеве в Медицинском институте - 5, в Государственном университете - 1. Во Львове в Медицинском институте - 1. В Ташкенте в Сельскохозяйственном техникуме - 222.

Показательны данные о специальностях, на которых они учились. Это - лечебное дело (21 студент), химия (17), машиностроение (12), биология (9), электротехника (7), градостроительство (3), педиатрия (2), история (2), агрономия (2), стоматология (2). Далее идут: инженерия проводной связи, картография, международное право, механико-математический факультет, промышленное и гражданское строительство, скульптура, статистика, радиофизика, химия нефти, экономика (по студенту). На подготовительных факультетах вузов обучалось 11 нигерийцев23.

Стратегия обучения нигерийцев несла в себе ориентацию на острейшие социальные проблемы: наибольшей популярностью пользовалась специальность «лечебное дело». Учитывалось состояние санитарных условий и медицинского обслуживания в стране. «Химия» и «Машиностроение» также были востребованы с целью поднять промышленное производство.

Важной задачей обучения иностранцев было воспитание их приверженцами социализма и друзьями СССР, формирование через них лояльных элит, выступающих проводниками просоветской ориентации своих государств.

На этой почве сразу же началась конкуренция между СССР и странами Запада. В 1964 г. посол Ганы в Москве Дж. Эллиот утверждал, что правительство страны рассматривало «ганских студентов за границей, а особенно в СССР и других странах социалистического лагеря, как главную надежду Ганы»24. Эти слова посол произнес через две недели после демонстрации протеста африканских студентов в Москве на Красной площади. Демонстрация получила освещение в западной прессе и стала одним из самых шумных скандалов, связанных с пребыванием в СССР африканских студентов.

Формальным поводом для выступлений стала смерть ганского студента Эдмундо Ассаре-Аддо 13 декабря 1963 г. вблизи Москвы. Проведенная судебно-медицинская экспертиза, в которой приняли

участие двое ганских студентов-медиков выпускных курсов 1-го Московского медицинского института, установила: смерть наступила «от действия холода (замерзание) в состоянии алкогольного опьянения». Расследование, проводившееся по делу о смерти Асса-ре-Аддо советскими следственными органами, подтвердило данное заключение.

19 декабря советский посол в Гане посетил президента Ганы Кваме Нкрума и подробно информировал его о происшествии. Президент квалифицировал происшествие как «обычный бытовой эпизод, на котором не стоит более останавливаться»25.

Однако «бытовой эпизод» имел продолжение. 18 декабря на Красной площади в Москве в манифестации участвовало по разным данным от 200 до 500 африканских студентов. В демонстрации приняли участия студенты не только из Ганы, но и из Кении, Танганьики и других африканских стран. Манифестанты утверждали, что смерть Эдмундо Ассаре-Аддо наступила в результате ножевых ранений, нанесенных ему советским студентом. Ганские студенты в количестве около 200 человек прибыли в посольство Ганы и в течение нескольких дней устраивали в посольстве беспорядки.

Комментируя на приеме у заместителя министра иностранных дел СССР Я.А. Малика произошедшее, посол Ганы в СССР Элиот заявил, что это дело инспирировано Западом: «Это постороннее влияние исходит от пяти западных посольств в Москве - США, Англии, Франции, ФРГ, а также Голландии». При этом Элиот подчеркнул аполитичность большинства ганских студентов, обучающихся в СССР.

На замечание Малика о том, что, по-видимому, студентов кто-то снабжал деньгами, посол дал понять, что в этом также стоит искать инициативу Запада. Студенты во время пребывания в Москве поддерживали контакты с посольствами и журналистами западных стран, о чем свидетельствуют, например, телефонные звонки в посольство Ганы с просьбой подтвердить, действительно ли в посольстве происходят беспорядки, о которых им, посольствам западных стран, стало известно. Информировать западных дипломатических работников о том, что происходит в посольстве Ганы, по мнению посла, могли только сами студенты, находившиеся на его террито-

рии26.

Естественно, посол был заинтересован в том, чтобы загладить инцидент и переложить ответственность на третью сторону. Но данные сведения вряд ли были совсем беспочвенные. Они свидетельствуют о том, что борьба за влияние на Африку между социалистическим и капиталистическим лагерем велась не только на африканском континенте, но и на территории СССР. Проводимая

кампания по разжиганию «нездоровых» настроений и недовольства у африканских студентов была частью антикоммунистической стратегии Запада. Тот же Элиот свидетельствовал, что на Западе крайне недовольны тем, что «в СССР обучается столь большое количество студентов из Ганы и других африканских стран»27.

При посольствах США, Англии и Франции в Москве были созданы специальные клубы, занимавшиеся фактически вербовкой африканских студентов. Они систематически устраивали для студентов-африканцев, говорящих на английском или французском языках, вечера с танцами, бесплатным угощением и спиртным, приглашали девушек. Посольства оповещали знакомых африканских студентов о месте и времени проведения вечера, предлагали привести с собой друзей - африканских студентов. Говоря о таких контактах, Элиот сетовал, что «на вечерах, организуемых Домом дружбы в Москве присутствует очень мало африканских студентов»28.

Это - не единственный случай сообщений африканских дипломатов о пропагандистской работе западных посольств среди африканских студентов в СССР. Еще 1 ноября 1960 г. в беседе с советником Отдела стран Ближнего Востока МИД СССР И. Бурцевым первый секретарь посольства Судана Мутааль говорил об активизации работы дипломатов западных стран. Он особенно выделил деятельность посольств ФРГ и США среди студентов из африканских стран, обучающихся в Москве. Они «пытаются склонить студентов к выезду из СССР в ФРГ и США на учебу, где они будут находиться в более лучших условиях и будут иметь больше "свобод", стремятся убедить, что они в Москве находятся в плохих условиях и что обучение их ведется плохо, без учета достижений современной науки и техники. В том же направлении ведут беседы с дипломатами африканских стран, подчеркивая, что студенты могут стать коммунистами, что опасно для существующих в этих странах политических режимов и религии»29. По мнению Мутааля, такая идеологическая обработка - часть плана западных держав по отрыву африканских стран от СССР.

Тем не менее, от проблемы западной пропаганды суданский дипломат перешел к бытовым делам, а именно - к жилищному вопросу одного из суданских аспирантов МГУ: в скором времени к тому должна была приехать его супруга, и речь шла о предоставлении семейной паре отдельной комнаты в общежитии. Сотрудник МИД СССР посоветовал Мутаалю обратиться напрямую в Министерство высшего и среднего специального образования СССР, и к январю того же года вопрос был решен положительно30.

Что характерно, в обоих описанных случаях африканские дипломаты использовали западную пропаганду в качестве инструмента

давления на советские власти для улучшения (зачастую неоправданного) условий пребывания студентов в стране, в частности, и получения материальных выгод в целом.

В действительности, африканские студенты, не только Ганы, но и других стран, часто выходили за рамки приличий. Дело доходило до исключений. Как следует из записки, поступившей от первого заместителя министра высшего и среднего специального образования СССР М.А. Прокофьева заместителю председателя КГБ СССР А.И. Перепелицыну, в 1964 г. с подготовительного факультета Белорусского государственного университета были исключены граждане Кении за аморальное поведение и провокационную деятельность среди африканских студентов31. Из Калининского медицинского института - гражданин Судана, из Харьковского медицинского института - двое граждан Танганьики. Доходило до того, что другие африканские студенты, серьезно подходившие к получению образования, писали просьбы об отчислении компрометирующих их соотечественников. Так поступили представители землячества конголезских студентов в Киеве32.

Нередко африканские студенты жаловались на недостойные условия быта, требовали повысить стипендию, обеспечить питание в ресторанах, даже перевести и оплатить их обучение в вузах Лондона или Парижа33.

Хотя пропагандистская деятельность западных посольств в Москве не прошла бесследно, официальные представители африканских стран после визитов в СССР, посещая общежития университетов и места отдыха студентов, нередко отмечали, что уровень их выше, чем на родине34.

Что касается академических успехов студентов, то официальные лица африканских стран признавала наличие серьезных проблем, большая часть которых была следствием низкого уровня подготовки на родине. В своем дневнике Малик приводит слова посла Ганы в Москве Элиота от 9 января 1964 г.: «Советские преподаватели прилагают большие усилия и проявляют прямо-таки нечеловеческое терпение. У меня даже иногда создается впечатление, что советские преподаватели и другие советские работники чрезмерно опекают ганских студентов и этим самым до некоторой степени даже портят их, создавая у студентов ложное впечатление, что им многое дозволено, и они могут требовать всего, что им заблагорассудится»35.

Таким образом, важными моментами, осложнявшими процесс обучения африканских студентов в СССР, были активная пропагандистская деятельность западных стран и неподготовленность самих студентов к жизни в условиях другой культуры, уровня развития, другого, что немаловажно, климата. Подобные различия часто

отрицательно сказывались на успеваемости студентов. Не лучшим образом отражались на них и местные традиции (употребление алкоголя, в первую очередь). Тем не менее обучение африканских специалистов высшей квалификации в СССР, начатое в конце 1950-х годов, быстро набирало обороты.

Примечания

1 Спицкий И.С. Образование африканских отделов в МИД и мой опыт работы в Народной Республике Конго в 1964-1969 гг. // Африка в воспоминаниях ветеранов дипломатической службы. М., 2001. C. 13-15.

2 Там же. С. 29.

Белов В.А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. Калининград, 2003. С. 87.

Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1980. C. 442. ГА РФ. Ф. 9396. Оп. 19. Д. 27. Л. 1-8.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 21. М., 1966. С. 438-440.

7 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 22. М., 1967. С. 489.

8 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 23. М., 1968. С. 627-629.

9 Сборник действующих договоров... Вып. 22. С. 501-503.

10 Сборник действующих договоров... Вып. 23. С. 614-616.

11 Там же. С. 618-620.

12 Там же. С. 616-618.

13 Там же. С. 602-604.

14 Там же. С. 608-610.

15 Там же. С. 623-625.

16 Там же. С. 600-602.

17 Там же. С. 630-631.

18 ГА РФ. Ф. 9606. Оп. 1. Д. 458. Л. 3.

19 Розовская Л. Они учились в СССР [Электронный ресурс] // BBC. Русская служба. [Б. м., 2011]. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/02/100204_peo-ples_friendship_lumumba.shtml

20 ГА РФ. Ф. 9606. Оп. 1. Д. 458.

21 Там же. Оп. 2. Д. 127. Л. 78-84.

22 Там же.

23 Там же.

24 Там же. Л. 35.

25 Там же. Л. 36.

26 Там же. Л. 32-35.

27 Там же.

28 Там же.

29 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 35. Д. 147. Л. 173-174.

30 Там же.

31 ГА РФ. Ф. 9606. Оп. 2. Д. 127. Л. 67.

32 Там же. Д. 78. Л. 13.

33 Там же. Д. 127. Л. 32-35.

34 Там же.

35 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.