Холджураев Хабибулло Холджураевич,-
доктор исторических наук, профессор ТГУПБП,
Дехконов Норали, — ст. преподаватель ПИТУТ им М. Осими,
Таиров Кубаныч, —
преподаватель Баткентского государственного
университета
ИЗ ИСТОРИИ НАСЕЛЕНИЯ ЧАПКУЛЬДЫКСКОЙ ВОЛОСТИ ХУДЖАНДСКОГО УЕЗДА САМАРКАНДСКОЙ ОБЛАСТИ
В первой четверти ХХ века Чапкульдыкская волость была в составе Хужандского уезда: на побережье Ходжабакирган - сая (нынешный Лейлекский район Баткентской области Республики Киргизстан) жило полуоседлое население в таких кишлаках, как Эски овчи, Коринчи, Тагоб, Кайрагач, Лойли, Тозак, Шуро, Андархам, Чурбек, Маргум, Дархум, Дагоз, Маденган, Сегизтом, Арка, Максад, Достик.
Эски овчи - одно из древних поселений, находящихся на левом берегу Ходжабакирган-сая. Мы имеем множество исторических данных и версий об истории происхождения этого кишлака. Кишлак находится на границе Бободжангафуровского района и относится к Лейлекскому приграничному району Киргизстана. Находящийся на территории таджикского государства нынешний кишлак Овчи можно назвать продолжением поселения Эски Овчи. Овчи - дословно означает «охотник», название кишлака прямо указывает на то, что местное население занималось охотой, так как в прошлом эти места были покрыты лесами и горными рощами, где обитало множество видов животных и птиц. Для худжандских и кокандских беков и богачей в прошлом эти места были обычным местом охотничьего промысла, откуда они возвращались со своими подручными с богатой добычей. Даже есть сведения о том, что самаркандский принц охотился здесь на газелей.
Слово «Овчи», иначе «Обчи», трактуют и как «мироб». По таджикскому значению этой лексемы - «распределитель воды». Это объясняется тем, что текущий от кишлака сай здесь распределяется по разным руслам. Кишлак Эски Овчи состоит из нескольких кварталов под названиями собственно Эски Овчи, Кулунди, Чак, Угридиёр и т.п. В этом кишлаке во времена Кокандского ханства была построена большая крепость, она называлась Эски Овчи.
Коринчи. Наш информатор, живущий по правому берегу речки - сая, житель кишлака Коринчи Уразкулов Шамсиддин, сообщил, что их кишлак называется Эски Овчи, однако неделимая его часть, лежащая по правому берегу, называется Коринчи. В кишлаке Коринчи в основном проживают киргизы, относящиеся к чапкульдыкской этногруппе. Они состоят из потомков племён кесак, оват найман, дийдор, ажибой, жипар, калта той,
имамшик, тайлаки и китайцев. Представители названных племен проживают и в других киргизских кишлаках под названиями Маденгон, Маргум, Дархум, Даргоз, Бешкент, Лали и в других поселениях. С древних времён вместе с потомками киргизов в дружбе и родстве проживают узбеки и таджики.
Кайрагоч - об этом кишлаке дал подробную информацию в своей книге «Табаррук замин» («Святая земля») историк и литературовед Зокирджон Хакимов. В отношении топонима Кайрагоч на основе научных данных в его книге даны подробные исследования и факты. Кишлак, находящийся в десяти километрах от Овчикаълачи, завораживающий наблюдателя своей природной красотой, называется Кайрагоч. В этой местности сай протекает по двум руслам. Прежде оба побережья состояли из зарослей деревьев, называемых тукай.
Среди деревьев явно отличался своей высотой, размахом и пышностью, красотой и тенистостью могучий карагач (вяз). Под этим деревом располагалась обширная площадь, которая была излюбленным местом отдыха путешественников, торговцев и воинов. Несколько холмов, находящихся в Кайрагаче, притягивали внимание учёных своими необычными свойствами. Московский археолог Ю.А. Заднепровский в течение 1969 - 1985г.г. под руководством учёного Т.А. Брыкиной вел исследовательские работы в окрестностях и в самом Кайрагаче. Несмотря на то, что здесь имелись именитые исторические сооружения, такие как «Откават» (сокращённое от узбекского слова «олтикават» - дословно «шестислоистое или шестислойное», о чём свидетельствует многослойность одноимённой постройки), исторические места «Тошкурган» и «Теванда», где велись многолетние археологические исследования, за кишлаком закрепилось название Кайрагоч по названию одноимённого дерева, росшего когда-то в этих местах. Население кишлака жило в махаллях Курган, Улус, Девбанд, Бохча, Чаккатентак. По этническому составу население кишлака состояло из узбеков - потомков Хожимата, таджиков и киргизов. Таджики были переселенцами из кишлака Пуличукур, находящегося рядом с Худжандом, узбеки и киргизы являлись потомками кипчаков; жили также в кишлаке и турки, переселившиеся из Чорбога. Следует отметить особый вклад историков Кайрагача и Кулунди в объективное исследование истории этой местности. По их исследовательским материалам можно предположить, что в Кайрагаче издревле проживали китайцы, калмыки, монголы, киргизы, узбеки и таджики. В этой части мы можем предоставить ценный историко-этнографический материал о совместной этнической жизни узбекской, киргизской и таджикской народностей, питавшихся водой одного сая и живших в родстве с единством и дружбой.1
Лойлик - по сведениям наших информаторов-старожилов, ранее этот кишлак именовался «Мойлик». Очевидно, речка-сай, протекающая по
1 Зокиров Хакимжон. Табарук замин. -Хужанд, 2007. - С.123-126.
кишлаку, имела когда-то примеси нефти, так как «мойлик» означает «масляный». Впоследствии за кишлаком, в котором в основном жили киргизские этнические группы, закрепилось название Лойлик, которое в дословном переводе с узбекского языка означает «грязевой, грязный». О происхождении названия Лойлик наши информаторы, Саидаббос Махсумхонов и житель этого кишлака Хурсандбой, убеждённо сообщили о том, что из-за грязевых потоков, протекающих в сае-речке, в русле накапливалась липкая грязь, которая создавала препятствия для переправы через сай как пешим, так и всадникам, поэтому кишлак называли Лойлик. В кишлаке в основном проживают этнические группы киргизов и 4 - 5 семейств узбеков.
Тагоб - является одним из древних кишлаков Бешкентского массива. В действительности слово «кент» означает городок и большое селение. Топоним Бешкент дословно означает «пять городов или пять больших селений». Одним из больших поселений этой пятёрки является кишлак Тагоб. Топоним Тагоб состоит из двух таджикских слов - «таг» и «об», дословно означающих «низ и вода». По преданиям, название произошло благодаря подводному течению, протекающему под кишлаком. И ныне по кишлаку протекают связанные с Ходжабакирган - саем арыки Тозак, Ходжагум, Дам, Бог и Тез.
Кишлак Тагоб состоит из четырёх кварталов: Кургон-махалла, Паст-куча, Урта-махалла, Юкори-махалла. Тагоб имеет древнюю историю, в нём проживали представители разных этнических групп. Основным населением являются узбеки разних этногрупп. Они принадлежат к группе Ходжа Ахрора, Матчинским галча и к группе кора. Члены группы Ходжа присвоили земли, относящиеся к «вакфу». Вакфом именуют земли и недвижимость, принадлежащие мечетям, медресе и другим религиозным учреждениям. Вакфы появились на заре появления халифата и нашли распространение во многих мусульманских странах. Вакф являлся имуществом религиозного учреждения и не облагался государственным налогом. На землях вакфов эксплуатировались дехкане и ремесленники под руководством мутавалли и надзирателей. В кишлаке Тагоб имелись также посевные земли худжандских богачей, на которых выращивались разные сельхозкультуры.
Тозак - один из древних кишлаков, находящийся на востоке Тагоба и ныне являющийся его неделимой частью. По своему этническому составу он также состоит в основном из узбеков группы Ходжа и группы Фукаро (чёрные). В настоящее время эти два кишлака слиты и между жителями нет разнородности. Об этом кишлаке имеется множество архивных и других историко-этнографических материалов.
Андархам - (на таджикском языке дословно «находящийся в низменности») - кишлак Бешкентского массива, имеющий древнюю историю. По поводу названия кишлака и истории происхождения этого топонима нашими учёными и информаторами предоставлено много
интересных данных. Так, именитый житель Андархама Абдугани Сулаймонов сообщил: «Кишлак расположен на обоих берегах Ходжа-бакирган - сая. С севера и юга кишлачная низменность, постепенно спускаясь, касается берегов сая, поэтому, очевидно, кишлак и назван Андархам - (находящийся в низменности). Во-вторых, кишлак также называют Андархон, вероятнее всего это связано с тем, что здесь проживали и ныне проживают потомки ходжа ( их в народе называют «оксуяклар», то есть «белокостные», и «хонами»). Население кишлака распределено на левом берегу в махаллях Чигатой и Кизил, на правом - в махаллях Джар боши и Кент боши. По этническому составу основное население составляли узбекоязычные мусульмане, потомки ходжа и использовавшиеся на тяжёлых работах из этногруппы Фукаро. В нынешнее время эти группы живут в добрососедских отношениях и в родстве. Земледелие является основным занятием жителей кишлака, на берегах сая выращивают рис, другие зерновые культуры, развито садоводство и бахчеводство, виноградарство, имеются грецкие орехи, которые везут на продажу в дальние регионы.
Шуро - древнее селение, расположившееся на севере Тагоба. Имеет свою общественно-экономическую и политическую историю, по географическому месторасположению находится на высоте относительно сая Ходжабакирган. По причине того, что когда-то вода в селении была солёная, за ним сперва закрепилось название Шуроб (досл. шур - солёная, об - вода), впоследствии без произношения последней буквы его стали именовать Шуро. В настоящее время в этой местности проживают киргизы китайского происхождения, узбеки и немного таджиков.
Чорбог (Чорбек) - один из древних кишлаков, находящихся на побережье Ходжабакирган - сая. На проточных водах родников и ключей, выбивавшихся в межгорной боковой долине, справа от речки Ходжа-бакирган, образовался оазис и поселение, называемое Чорбог (по - таджикски означает «четыре сада»), в киргизском говоре это название произносят как Чорбек (букв. «четыре бека») или Чурбек. Родники и ключи назывались Бугсай, Урта булок, Ходжимат мазар и Чиймон. Об этом кишлаке довольно много историографических материалов, о нём упоминается в произведении известного советского писателя Рахима Джалила «Пулот и Гулру». О происхождении топонима кишлака мы имеем важные материалы по информации многих старожилов и по сведениям учёных. В частности, по сведениям образованных и авторитетных коренных жителей Мухаммада Юлдошева и Ходжи Саттора, эти места впервые обживали четверо братьев-беков, поэтому местность стали называть Чорбек. По поводу именования этого кишлака впоследствии как Чорбог можно привести цитату из «Толкового словаря узбекского языка» филолога З.М. Маруфова, в котором он пишет: «Чорбог - таджикское слово, означающее (чор - четыре) бог - сад четыре сада, ограждённых стенами и находящихся за пределами города». Однако по преданиям коренных старожилов, первыми в этом кишлаке поселились братья - беки, один из которых болел туберкулёзом и чистый
воздух, девственная природа местности способствовали его излечению, после этого братья решили остаться здесь насовсем. И в нынешнее время этот кишлак имеет чистый воздух и благодатную природу, куда часто приходят на отдых, используя природу этой местности как санаторий и лечебницу. Издревле в Чорбоге росло множество садовых деревьев, историки указывали на действительное существование четырёх садов. По преданиям, в этих местах побывал знаменитый узбекский писатель, поэт, учёный и правитель Бобур. В кишлаке образованы кварталы Курган махалля, Офтобру, Тутбош, Досвон и Чуянчи. Жители в основном состоят из представителей двух этнических групп - из ялпокбашев - тюрков, переселившихся из кишлаков Булок боши и Хожиобод нынешней Андижанской области, и из семейства кунаков, переселившихся из селения Курик, находящегося рядом с Худжандом. По материалам архивных данных Всероссийской переписи населения 1896 года (стр. 54-68), мы имеем следующие сведения о ряде кишлаков, расположившихся на побережьях Ходжабакирган-сая: Название кишлаков: кол-во хозяйств мужчины женщины
1. Чорбог 73 180 170
2. Андархам 52 115 110
3. Тозак 59 130 75
4. Тагоб 59 140 80
5. Кайрагоч 40 100 80
6. Овчи 38 90 100
7. Калача 31 90 80
Нужно отметить, что в Бешкентском аксакальстве на побережьях Ходжабакиргана, по материалам переписи 1896 года, в кишлаках проживало названное количество мужчин и женщин.
По историко-этнографическим данным Н.С. Лыкошина, в 1905 году количество полуоседлого населения Чапкулдыкской волости, проживавшего в ниженазванных кишлаках, составляло:
Название кишлака кол-во хозяйств население
1. Сулюкта 93 610
2. Эски овчи 74 449
3. Шуро-Лойли 80 495
4. Моргум 146 853
5. Дахгоз 102 639
6. Мадингон 75 454
7. Дархум 99 621
8. Сегизтом 537 307
Всего: 1206 4428
Маргум - древний кишлак, имеющий свою особую историю; находится на севере Ходжабакирган-сая, в нём проживают представители нескольких этнических киргизских групп. Однако относительно топонима Маргум мы считаем, что нужно дать некоторые пояснения о его происхождении и передать народные поверья и причитания, касающиеся
данного топонима. Это название по-таджикски означает «потерявшаяся змея», так как мор по-таджикски - змея, а гум - потерянный. Источником этих поверий и верований служат бытующие и поныне легенды о том, что в давние времена в этот кишлак приехали мужчина и женщина и стали гостями в одном из домов. В этом доме им предложили ужин, была доставлена дыня и нож для её разрезания. На лицевой стороне ножа была надпись « Кто этим ножом разрежет дыню и съест её, превратится в змея». После того, как они съели дыню, оба стали похожими на змеев. По преданию, эти гости направились к местности Кизил танги, для переплывания через сай, мужчина затерялся, направляясь на юг, а женщина затонула в водах сая. Из этой истории мы можем сделать вывод, что когда-то эти места, очевидно, были обжиты таджиками. В настоящее время этнический состав этого кишлака состоит в основном из киргизов Чапкулдыкской этногруппы из числа групп ажибека, дусмата, ок жул, кенжа, ойвош, темир. Основное занятие населения - животноводство. В настоящее время население кишлака составляет более 500 хозяйств.
Дархум - (дах хум, по-таджикски означает «десять больших глиняных кувшинов»). Название кишлака служит подтверждением того, что раньше киргизов здесь обосновались таджики. В кишлаке ныне проживают разные этнические группы, принадлежащие к киргизскому этносу. Чапкульдыкские этнические группы являются потомками имама Салимбека, имама Шохтуя, групп Шах Тупа, Кутмат Тупа. Большую роль в развитии животноводства сыграли площади, богатые травами и растениями, способствующие развитию скотоводства. Имелись большие скотоводческие поля под названиями Мадиген, Кора бошат, Беш кул, Тахтавоз и Куюк булок. Если посмотреть на известную нам историю, то жители Дархума в основном занимались скотоводством и полукочевым образом жизни.
Дахгоз - (по - перс. дах гоз - десять гусей) несомненно, название этого кишлака имеет таджикское происхождение. И это указывает на то, что издревле здесь проживали таджики. Предполагается, что когда-то в этих местах обитали десять гусей. По своему этническому происхождению основная масса населения состоит из семейств хожибоя, боки, тулки тупи, беварака, суюндик, уразбая и др. В данное время в этом кишлаке имеются 52 хозяйства.
Сегизтом - (саккиз том - восемь домов). Кишлак имеет древнюю историю и богат легендами о своём происхождении. Бытует в народном сказании легенда о том, что когда-то завоеватели захватили в плен восемь девиц этого поселения и потребовали, чтобы жители сдались, угрожая им смертью пленниц. Узнав об этом, девицы каким-то образом превратились в камни. Население кишлака было полуоседлым и занималось, в основном, скотоводством. По этническому составу население состоит из чапкольдыкской группы, а также семейств джапар, тоштокби и других этногрупп. У них было много скота, и они имели отдельные пастбища. В нынешнее время в кишлаке ведётся восемнадцать хозяйств.
Мадингон (тадж. маъдани кон - руда) - один из древних кишлаков. Скорее всего, название кишлака связано с тем, что в этих местах добывали металлическую руду. Есть информация о том, что ранее китайцы здесь добывали горнорудные богатства и увозили к себе на обработку. Кишлак имел обширные пастбищные поля, и поэтому основная масса населения занималась скотоводством и производством продуктов, связанных со скотоводством. Свои товары они выносили на рынок в разные края. По этническому составу население состоит из разных киргизских этногрупп: найманов, булисов и ишанов.1
Ключевые слова: побережье Ходжабакирган - сая, полуоседлое население, история происхождения, информатор, внимание учёных, этнический состав.
Key words: coast of Hojabakirgan lake, history of origin, informer, scientist's attention, ethnical composition.
Список использованной литературы:
1. Дехконов Н. Лейлек нохиясига карашли Хожа Бакирган сайи бойудаги кишлоклар тарихи. -Худжанд, 2009.
2. Закиров Х.Табарук замин. -Худжанд, 2007.
3. Мадаминов Г. Лейлек тарыхы. -Бишкек, 2004.
4. Турсунов Н.О. Сложение и пути развития городского населения Северного Таджикистана. -Душанбе, 1976.
5. Турсунов Н.О. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII-начале XX вв. -Душанбе, 1991.-545с.
6. Уразкулов Шамсиддин, житель кишлака Коринчи, 1945 г.р.
Холджураев Х.Х., Дехконов Н.,Таиров К.
Из истории населения Чапкульдыкской волости Худжандского уезда Самаркандской области
Авторы данной статьи излагают результаты исследования этнического состава полуоседлого населения Чапкульдыкской волости Худжандского уезда Самаркандской области, проживающего на побережье Ходжабакирган - сая (нынешный Лейлекский район Баткентской области Республики Киргизстан), в таких кишлаках, как Эски овчи, Коринчи, Тагоб, Кайрагач, Лойли, Тозак, Шуро, Андархам, Чурбек, Маргум, Дархум, Дагоз, Маденган, Сегизтом, Арка, Максад, Достик. Авторы излагают свои версии происхождения названий кишлаков, указывают род занятий жителей: этнических таджиков, киргизов, узбеков.
1 Дехконов Норали. Лайлак нохиясига карашли Хужа Бокирган сойи буйидаги кишлоклар тарихи. - Худжанд, 2009. - С. 9-21.
Kholjyraev H., Dehqonov N., Tairov K.
From the history of Chapkuldik volost of Khujand uezd Samarkand region
The authors of this article state the result of their research about ethnical composition of poor population of Chalquldiq volost of Khujand uezd of Samarkand region, living in the coast of Hajabakirgan Say (former Leilek district, Batkent region, republic of Kirghizistan), in such a villages as Eski Ovchi, Korinchi, Tagob, Kairagach, Loili, Tozak, Shuro, Andarkhan, Churbek, Margum, Darchum, Dagos, Madengan, Segiztom, Arka, Maqsad, Dostic. The authors express their own versions about the origin of villages, show profession of ethnical Tajik, Kirghiz and Uzbek people.
Ризоев Бурхонджон Мирзоевич,-
д.и.н., профессор, заведующий кафедрой МО ТГУПБП, Мирмаматова Райхона Абдурасуловна,-
соискатель ТГУПБП
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА КАК ПЕРВИЧНОГО СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Государство является бесспорным международным актором, отвечающим всем критериям этого понятия. Оно - основной субъект международного права. Внешняя политика государства во многом определяет характер международных отношений эпохи; оно оказывает непосредственное влияние на степень свободы, уровень благосостояния индивида, на саму человеческую жизнь. Деятельность и даже существование международных организаций, других участников международных отношений в значительной мере зависит от того, как к ним относятся государства. Кроме того, государство является универсальной формой политической организации человеческих общностей: в настоящее время практически все человечество, за небольшими исключениями, объединено в государства. Но процесс образования новых государств продолжается: если в V веке в мире существовало 5-6 государств, то в 1900 году их становится уже 30, в 1945 году членами Организации Объединенных Наций являлись 60 государств, в 1965 году в ней состоит уже 100, в 1990 - 160, а в 1992 году - 175 государств. Для того чтобы стать членом Организации Объединенных Наций и, следовательно, получить признание в качестве субъекта международного права, государство должно обладать независимым правительством, территорией и населением.
Происхождение государства связано с переходом человеческих общностей к оседлости, разделением труда, обособлением управленческих функций, сосредоточением их в руках особого социального слоя, установлением политической власти над населением в пределах