Научная статья на тему 'Из истории московского городского самоуправления'

Из истории московского городского самоуправления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1135
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградов Валерий Юрьевич

The paper reveals the main trends of Moscow municipal self-government development. It allows us to analyze the Moscow State Duma activity in the spheres of finances, education, health services, economy, organization of public services and amenities. The publication also covers various merits and dements of Moscow municipal self-government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Виноградов Валерий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of Moscow Municipal Government

The paper reveals the main trends of Moscow municipal self-government development. It allows us to analyze the Moscow State Duma activity in the spheres of finances, education, health services, economy, organization of public services and amenities. The publication also covers various merits and dements of Moscow municipal self-government.

Текст научной работы на тему «Из истории московского городского самоуправления»

История Москвы

ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В.Ю. ВИНОГРАДОВ

Префектура ЮЗАО г. Москвы 113209 Россия, Москва, Севастопольский просп., 28, корп. 4

В свете изучения истории местного самоуправления в России в целом исключительно важным представляется рассмотрение становления самоуправления в городе Москве. Исторически являясь одним из самых крупных городов России, центром развития Российской государственности, Москва всегда представляла собой показательный пример отношения муниципальной и государственной власти. Город с большим населением, развитой инфраструктурой, научный и культурный центр, Москва всегда нуждалась в отлаженной системе городского местного самоуправления. Городское управление Москвы складывалось постепенно. Первоначально, вплоть до XVII столетия, органы управления Москвой фактически не отделялись от общегосударственных. Власть и великих князей, и царей московских распространялась в первую очередь на столицу, в которой сам верховный правитель страны и был первым воеводой.

С XIV столетия основная часть населения города жила в слободах, располагавшихся вокруг Кремля и Китай-города. Жители «белых» слобод налогов не платили, жители «черных» слобод были основным тягловым сословием. Земский приказ, или двор, был центральным государственным учреждением России во второй половине XV-XVП вв., в ведении которого находились вопросы охраны порядка, городского благоустройства, осуществление дел гражданского и уголовного судопроизводства, а также сбор налогов с тяглого населения Москвы. Земский приказ следил за охраной улиц, пытался бороться с пожарами, в частности, путем запрещения топки бань летом. Среди руководителей Земского приказа были бояре Б.М. Хитрово, М.Н. Львов, Л.С. Плещеев. Непосредственное руководство делопроизводством приказа осуществляли дьяки: П.К. Вяземский, И. Насонов. Н. Софронов. Здание приказа находилось на Красной площади, на месте современного здания Исторического музея.

Реформы Петра I, имевшие всеобъемлющий характер, затронули и систему городского управления в Москве. В 1708 г. была образована Московская губерния. Столичные функции в это время все активнее переходили к Петербургу, значение Москвы как старой столицы значительно уменьшалось. В составе губернии было 39 городов. Просуществовала она с таким названием вплоть до 1929 г., когда была преобразована в Московскую область, границы которой не совпадали с прежними границами губернии. В 1782 г. губерния была преобразована в наместничество, во главе которого стоял наместник. Именно при Петре Великом началось разделение властей на законодательную и исполнительную. За образец Петр брал европейский принцип построения городского самоуправления. Во главе исполнительной власти любого западноевропейского города стояла Ратуша, а ее руководители, как правило, выбирались из представителей купеческого и ремесленного сословия.

Первоначально Петр 1 стремился устроить и московскую систему самоуправления в расчете на столичное купечество и фабрикантов, для того чтобы к городе активнее развивалось как производство, так и торговля, являвшиеся основой для налогообложения. В 1699 г. по указу Петра Великого в Москве была создана Бурмистрская палата, вскоре переименован-

ная на европейский манер в Ратушу. Бурмистр, или бургомистр, - глава исполнительной власти - одна из основных должностей самоуправления посадского населения города. Должность эта была выборной, но жалование бурмистры получали из городских доходов. Бурмистры производили раскладку налогов на все население посадов города и следили за соблюдением государственных монополий.

В 20-х годах XVIII столетия Ратуша была преобразована в городской Магистрат. Город-ское общественное управление осуществляла Московская Городская дума, которая являлась распорядительным органом городского самоуправления.

После реформирований Петра I, Екатерина П (в 1770-1780-х гг.) провела свою реформу местного управления («Учреждения для управления губернией Всероссийской империи от 7 ноября 1775 г.»). В апреле 1785 г. было изменено и городское управление. «Грамота на права и выгоды городам России» (Жалованная грамота городам, или Городовое положение 1785 г.) впервые провозгласила единый порядок самоуправления и стала основой русского городского законодательства. Городское положение 1785 г. определяло город как юридическое лицо, как особую местную общину, имеющую свои, «особые интересы и нужды» и вводило следующую систему органов городского самоуправления: Общая городская дума; Шестигласная дума; Градское общество. Наряду с Общей городской думой был создан еще один орган общественного самоуправления -Градское общество. Участвовать в собраниях Градского общества могли все горожане, но право голоса получали лишь достигшие 25 лет и владевшие капиталом, приносящим не менее 50 руб. дохода в год. Общая городская дума в Москве была торжественно открыта 15 января 1786 г. в присутствии московского губернатора В.П. Лопухина, городского головы С.Д. Ситникова и 78 гласных. Во главе Думы стоял городской голова. Должность эта была учреждена императрицей Екатериной Великой в связи с предполагавшимся избранием в Комиссию для составления нового Уложения представителей городов. Первым городским головой Москвы был князь А.А. Вяземский, позднее руководивший ведомствами юстиции, внутренних дел и финансов страны.

Официально Московская городская Дума была упразднена указом Павла 1 от 17 января 1799 г. В апреле того же года вступил в силу «Устав столичного города Москвы», который для хозяйственного управления городом учреждал ратгауз, состоявший из коронных и выборных чиновников во главе с президентом, назначенным указом императора. Однако уже в 1801 г, Александр I Манифестом от 2 апреля восстановил действие Городового положения 1785 г. и тем самым подтвердил его «непреложность и неприкосновенность». Положением от 1785 г. Начальник Москвы и Московской губернии стал именоваться главнокомандующим, который в начале XIX столетия был переименован в военного генерал-губернатора. При нем был еще и гражданский губернатор, который вплоть до начала XIX столетия носил звание начальствующего гражданской частью в Москве и Московской губернии.

Централизация императорской власти была столь значительна, что без указа из Петербурга за подписью царя нельзя было открыть в городе училище, построить общественное здание. Императорскими указами утверждались планы городов. На местах, в губерниях и уездных городах, власть также была централизована. Она принадлежала генерал-губернаторам или просто губернаторам, то есть государственным чиновникам, которых назначал . царь для управления определенной территориальной единицей. Все вопросы местного самоуправления, вплоть до середины XIX столетия, единолично решались на местах губернаторами. Исполнением принятых решений занималась небольшая группа чиновников губернского правления, которая полностью была подотчетна губернатору. Так что такое управление можно назвать только прообразом исполнительной власти.

Не была исключением и Москва. Более того, на вторую столицу обращалось особое внимание Петербурга. Москва считалась городом оппозиционным, поэтому городское общественное самоуправление всегда имело очень ограниченные полномочия. К XVIII в. в Москве сложилась следующая властная система. Во главе города стоял генерал-губернатор, имевший значительные полномочия, но в своих действиях подчинявшийся как министерству внутренних дел, так и непосредственно самому царю. Первым московским генерал-губернатором был Иван Федорович Ромодановский (1727-1729 гг.). На должности генерал-губернаторов Москвы назначались люди не только имеющие опыт военной жизни, но и та-

лантливые, инициативные администраторы. Генерал-фельдмаршал Иван Петрович Салтыков, сын московского главнокомандующего генерал-фельдмаршала П.С. Салтыкова, занимал должность московского военного губернатора и начальствующего в Москве и губернии по гражданской части (1797-1804), то есть две должности эти совмещал.

Первый военный губернатор Москвы И.П. Салтыков был кроме того президентом Департамента Комиссии по снабжению столичного города Москвы припасами. По его инициативе начались работы но возобновлению земляного вала вокруг Кремля и Китай-города, прокладка Водоотводного канала - очень полезного для города гидротехнического сооружения, регулирующего весенние паводки. Салтыков соорудил в Москве значительное число общественных зданий, имевших определенную социальную направленность - главная госпиталь в Лефортове, Вдовий дом, Екатерининский институт благородных девиц. Только тяжелое состояние здоровья заставило Салтыкова покинуть городское хозяйство.

Губернаторский пост в Москве дважды за свою жизнь занимал граф Александр Борисович Бутурлин, при котором в Москве состоялась коронация императрицы Екатерины Великой. Бутурлин прославился как полководец во время победоносной Семилетней войны. Среди наиболее известных деятелей отечественной истории, занимавших должность московского генерал-губернатора, можно выделить В.М. Долгорукова-Крымского, П.Д. Еропкина и Ф.В. Ростопчина, при котором Москва значительно украсилась и благоустроилась после нашествия наполеоновских войск, а также Д.В. Голицына, без малого четверть века занимавшего свой почетный пост, А.Л. Закревского, получившего за свое самодурство прозвище «московский паша», В.А. Долгорукова, одного из создателей системы городского самоуправления, занимавшего должность более 25 лет и пользовавшеюся большой любовью и уважением москвичей, великого князя Сергея Александровича, павшего от рук революционера И. Каляева.

Штат чиновников-исполнигелей при генерал-губернаторе составляло губернское правление, при котором по мере надобности создавались различного рода комитеты и комиссии, занимавшиеся рассмотрением отдельных вопросов. Некоторые из них работали весьма продолжительное время и вполне сопоставимы с постоянно действующими исполнительными органами. Решение об их образовании принимало, как правило, правительство. Оно подтверждалось императорским указом.

Комиссия для устройства городов С.-Петербурга и Москвы, в частности, занималась определением причин частых пожаров в Москве. Комиссия, учрежденная для предохранения и врачевания от моровой заразительной язвы, боролась в Москве с чумой. Комиссия для строения казарм для войск Москвы освободила городских обывателей от постоя солдат. Комиссия для «исследования поведения некоторых их числа тамошних жителей и поступков их во время занятия столицы неприятелем» выявляла агентов Наполеона в Москве. Комиссия для рассмотрения прошений обывателей Московской столицы и губернии, потерпевших разорение от нашествия неприятельского, оказывала москвичам помощь при восстановлении домов после пожара 1812 г. Комиссия для строения Москвы, действовавшая с 1813 по 1843 гг., способствовала восстановлению не только частных, но и общественных зданий в городе после наполеоновского нашествия. Следственная комиссия для открытия лиц, занимающихся в Москве торговлей рекрутами, упорядочивала призыв в русскую армию. Высочайшая комиссия, учрежденная в Москве для приведения в порядок счетов Московской городской думы о недоимках и невыполненных расходах, пыталась в XIX в. привести в порядок городской бюджет. Комиссия для исследования подделки виноградных вин в Москве занималась улучшением качества поставляемого в город спиртного.

В середине XIX в. экология Москвы находилась в таком тяжелом состоянии, что была создана комиссия для осмотра береговых земель и устроенных на них фабрик. Комиссия исследовала стоки от частных домов и фабрик, расположенных по берегам Москвы-реки и Яузы. Позднее она была преобразована в комиссию, учрежденную для сопоставления проектов об уничтожении причин, способствующих порче воды в реках, протекающих по Москве. Комиссии занимались и вопросами жизни общества, различных социальных групп населения. Так, действовала временная комиссия для словесной расправы между нанимателями и рядчиками и рабочими или мастеровыми в Москве. Решения комиссий носили рекомендательный характер. Обязательными для исполнения они становились только после утверждения генерал-губернатором, если это решение входило в круг его полномочий и не требовало императорского указа.

Комитетов в Москве действовало сравнительно немного. Все они существовали в XIX - начале XX вв. Комитет для уравнения городских повинностей занимался проблемами упорядочения системы городских налогов. Московская городская дума требовала к себе непрестанного внимания. Для нее создавались комитет для рассмотрения доходов и расходов Московской городской думы, комитет для отвращения расстройства в хозяйстве Московской городской шестигласной думы. Комитетам отводилась важная роль в решении вопросов здравоохранения жителей города. Так, действовал временный комитет для Принятия мер против эпидемической холеры. Более полувека здоровьем московских дам легкого поведения занимался московский врачебно-полицейский комитет, созданный «для надзора за состоянием публичных женщин».

Московский комитет о просящих милостыню на протяжении почти шести десятилетий решал вопросы содержания нищей братии столицы в работных домах и богадельнях. Ряд комитетов был создан в городе в период между Февральской и Октябрьской революциями 1917г.

Аппарат Московского генерал-губернатора был сравнительно невелик. В его распоряжении были Управление московского генерал-губернатора, в состав которого входили офицеры и чиновники по особым поручениям, и Канцелярия. Существовала также служба гражданского губернатора и вице-губернатора, но на них были возложены исключительно исполнительные функции, а также все канцелярские вопросы и замещение генерал-губернаторов во время их отпусков или служебных командировок в Петербург. Так же в подчинении генерал-губернатора находилась московская полиция - общегородской исполнительный орган, функции которого были сравнительно узки, однако значительно шире, нежели у современной московской милиции всех ее видов.

Непосредственно генерал-губернатору подчинялись и органы городского самоуправления. Во главе Городской думы от распорядительного, выборного органа городского самоуправления, стоял выборный городской голова. Он утверждался на своей должности императорским указом. Исполнительным органом городского самоуправления была городская Управа во главе с председателем, которая заменила собою Распорядительную думу. В функции городской Управы входило непосредственное заведование делами городского хозяйства и управление. В 1802 г. императором Александром I наместничество было преобразовано в губернию в составе 13 уездов и города Москвы. Губернией управляла губернская администрация. Во главе ее стоял генерал-губернатор, назначавшийся императорским указом и лично ему подчинявшийся. Генерал-губернаторская должность была высшей в городской и губернской администрации.

Императорская власть все время старалась ограничить муниципальные свободы, так что «война с Петербургом» то затихала, то обострялась вплоть до дня свержения самодержавия. Городское самоуправление Москвы лишь с принятием «Городового положения» 1862 г. получило определенные права, позволявшие реально руководить сложным городским хозяйством.

Русские города юридически управлялись на принципах общественного самоуправления, однако в действительности самостоятельность городской представительной власти была сведена до возможного минимума. Соответственно и городские головы в жизни второй столицы вплоть до середины XIX в. были фигурами не особенно влиятельными. Первым был избран на эту должность именитый гражданин, коллежский асессор Д.Д. Мещанинов. Городовое положение 1862 г. заменило Шестигласную думу на распорядительную, которой предоставлялись большие полномочия, Распорядительная дума была органом исполнительной власти, тогда как вопросы законодательства, то есть принятия общих решений по тем или иным вопросам, отнесены были к ведению Общей думы как высшего звена общественного управления.

Городовые положения 1862 и 1870 гт. значительно изменили статус не только Думы, но и городского головы. Голова избирался сроком на 4 года из двух кандидатов от лица всех городских сословий. Был установлен высокий имущественный и возрастной ценз для выборщиков. К выборам допускались лица, платившие в городскую казну налоги и сборы - Городовое положение 1892 г, резко ограничило круг лиц, допущенных к выборам городского головы и гласных Думы. Был поднят имущественный ценз, который заменил ценз налоговый.

С 1872 г. главным распорядительным органом московского городского самоуправления стала Городская дума, при которой был создан исполнительный орган - городская Управа. Московское губернское по городским и земским делам присутствие, во главе которого стоял губернатор, осуществляло надзор за законностью деятельности городского самоуправления.

Городовое положение 1892 г. (действовавшее до 1917 г.) значительно урезало права городского самоуправления и в очередной раз резко сузило круг избирателей. Над городским самоуправлением был учрежден жесткий государственный контроль. Кандидатура московского городскою головы после выборов утверждалась самим императором. Городской голова считался государственным служащим. В его обязанность входило ведение заседаний Думы. Контроль за выполнением решений и многочисленные представительские функции.

Во второй половине XIX столетия должность городского головы считалась почетной. Ее занимали такие выдающиеся общественные деятели, как князь В.А. Черкасский, профессор Б.Н. Чичерин. С 1876 по 1882 гг. городским головой был Сергей Михайлович Третьяков - один из братьев-основателей знаменитой Третьяковской галереи. Среди самых ярких представителей городскою управления можно назвать князя Владимира Михайловича Голицына, который занимал многие должности в системе городской власти. Он был московским губернатором, но прежде чем занять столь ответственную должность, прошел все ступени городской бюрократической лестницы. В 1897 г. он был выбран на должность московского городского головы и оставался в ней два срока - вплоть до 1905 г. Среди немногих жителей Белокаменной ему было дано звание Почетного гражданина Москвы, а Городская дума заказала его портрет В.А.Серову для украшения зала заседаний. Среди немногих научных источников по истории городского управления Москвы XIX - начала XX вв. его мемуары являются самыми важными как по полноте, так и по точности изложения. Современники оставили такое определение деятельности князя В.М. Голицына на посту московского городского головы: «Он принял город с керосиновыми фонарями и водоразборными фонтанами, а оставил с телефоном и водопроводом». Городская дума содействовала развитию московского хозяйства, общего благоустройства города. На эти цели выделялись весьма значительные суммы. Как вспоминал князь В.М. Голицын, городское самоуправление постоянно подвергалось мелочным придиркам со стороны чиновников из Петербурга, нападкам демократических изданий.

В истории московского городского самоуправления был период (1912-1914 гг.), когда из-за противостояния Городской думы и центральной власти пост городского головы оставался вакантным. Последним городским головой Москвы был М.В. Челноков, занимавший эту должность с 1914 г. но 28 марта 1917 г. Он же был и первым комиссаром Временного правительства в Москве. Николай Иванович Астров, принявший у М.В. Челнокова должность городского головы в марте 1917 г., был избран на нее еще по старому городовому положению 1892 г., но Дума уже считалась новой, демократической. Февральская революция 1917 г. принесла с собой всеобщее избирательное право и пропорциональную систему выборов. В соответствии с «Временными правилами о производстве выборов летом 1917 г.» прошли выборы в демократическую Городскую думу, большинство на которых получили эсеры. Городским головой стал В.В. Руднев. В сентябре того же года впервые были организованы выборы районных дум Москвы, на которых большинство голосов получила партия большевиков. 8 ноября 1917 г. Городская дума была упразднена.

В период с февраля по октябрь 1917 г. в Москве установилось фактическое двоевластие. С одной стороны, городом руководили представителя Временною правительства - Комитет общественных организаций, районные и Городская дума, с другой - все большую силу набирали Советы - рабочих депутатов (создан 1 марта) и солдатских депутатов (создан 4 марта). Оба Совета первоначально располагались в здании Московской городской думы на площади Революции (затем музей В. И. Ленина), а позднее переехали в дом московского генерал-губернатора на Тверской. С осени 1917 г. началась планомерная подготовка к вооруженному восстанию, целью которого было свержение Временного правительства.

25 октября 1917 г. в Москве был создан партийный центр по руководству восстанием. Одновременно объединенное заседание Советов рабочих и солдатских депутатов образовало Военнореволюционный комитет (ВРК), который возглавил восстание. В свою очередь, сторонники

Временного правительства организовали Комитет общественной безопасности. В городе начались тяжелые бои, продолжавшиеся 7 дней и закончившиеся полной победой большевиков. Сразу же началось формирование новых органов власти. 7 ноября были объединены Советы рабочих и солдатских депутатов, а 14 ноября первым председателем Президиума Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был избран большевик, известный историк-марксист М.Н. Покровский. В Объединенный Исполнительный Комитет Совета вошло 90 человек: 63 большевика и 27 представителей других партий.

В 1918 г. столица была перенесена в Москву. В Кремль переехало правительство молодой советской республики, Так началась многолетняя история Москвы советской.

Большую роль в жизни города играла его партийная организация. Московский городской комитет партии постепенно возвышался не только как идеологическая, но и как основная управленческая структура города. В первые годы советской власти руководство горкома партии сменялось довольно часто. Сравнительно долгое время пост первого секретаря МГК КПСС занимали Л.М. Каганович, А.С. Щербаков и Н.С. Хрущев. Однако дольше всех на этой должности пребывал В.В. Гришин (1967-1985), которого сменил на этом посту будущий первый президент России Б.Н. Ельцин (1985-1987). Во главе городского комитета партии стояли только две женщины - Р.С. Землячка-Залкинд, причем она единственная занимала эту должность дважды, а также Е.А. Фурцева, позднее занимавшая должность одного из секретарей ЦК партии. Последним секретарем МГК КПСС и советское время был Ю.А. Прокофьев. С выходом Указа Президента РСФСР "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР" от 20 июля 1991 г. МГК КПСС прекратил свое существование.

Начавшая формироваться с 1917 г. новая городская власть - Московский Совет -получила статус высшего представительного органа по управлению Москвой. Изначально структура Совета была направлена на решение вопросов управления городским хозяйством, которое находилось в крайне тяжелом положении. 2 января 1921 г. пленум Московского и областного Советов образовал единый орган управления столицей и областью, который носил название Президиум Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов города Москвы и Московской области. С марта 1917 г. по июнь 1991 г. Московский Совет, его Президиум или Исполком возглавляло одно должностное лицо - председатель. Название высшего представительного органа государственной власти по управлению Москвой, каковым был Моссовет, менялось на протяжении всей его истории несколько раз.

Весной 1918 г. была утверждена следующая структура Моссовета. Высшим его органом являлся пленум. Пленум избирал из своего состава Президиум и Исполнительный комитет (Исполком Моссовета). 21 апреля 1920 г. было принято постановление МГК РКП (6) об объединении партийных и хозяйственных органов городского и Московского губернского Советов. В результате был создан Московский губернский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Мосгубисполком в качестве его постоянного рабочего органа. С 1929 г. он носил название Мособлисполком.

Московская городская и областная администрации разделились лишь в 1931 г. С 1931 по 1991 гг. действовала следующая схема административного управления Москвой. Во главе города стоял Московский городской Совет, из числа членов которого избирались Президиум и малый Совет. Во главе Моссовета стоял избранный председатель и его заместители. За время деятельности Моссовета выборы в него проводились 21 раз. В различных созывах количество депутатов Моссовета составляло от 800 до 1400 человек. Значительным изменениям подвергалась структура московского городского управления после принятия Конституции 1936 г. Роль Моссовета была значительно усилена, ему были даны дополнительные полномочия. Была установлена сессионная форма деятельности Советов. В соответствии с Конституцией Моссовет стал именоваться Московским Советом депутатов трудящихся.

Во время Великой Отечественной войны выборов в Моссовет не проводилось. Депутаты Московского городского и районных Советов работали с 1939 по 1947 гг. В этот сложный

период Моссовет и его рабочие органы занимались подготовкой города к обороне, решением социальных и хозяйственных проблем жителей столицы.

В октябре 1977 г. в соответствии с новой Конституцией Моссовет получил иное наименование - Московский городской Совет народных депутатов. Общая структура Моссовета сохранялась. Последние выборы состоялись в марте 1990 г. В разные годы исполнительные органы Московского Совета возглавляли многие известные деятели. В их числе: Л.Б. Каменев (Розенфельд), Н.А. Булганин, В.П. Пронин, М.А. Яснов, В.Ф. Промыслов.

В марте 1991 г. - по итогам референдума были учреждены должности Мэра и Вице-мэра Москвы. Мэром стал Г.Х. Попов, а Вице-мэром - Ю.М. Лужков. Исполнительную власть стала осуществлять Мэрия Москвы. В июне 1992 г. после ухода в отставку Г.Х. Попова на посту Мэра его сменил Ю.М. Лужков. С июня 1991 г. Моссовет был определен как высший представительный орган государственной власти в Москве.

7 октября 1993 г. Моссовет был распущен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О прекращении полномочий Московского городского Совета народных депутатов, Зеленоградского городского совета народных депутатов, районных Советов народных депутатов, поселковых и сельских Советов народных депутатов в городе Москве». 24 октября 1993 г. была учреждена Московская городская Дума, как представительный и законодательный орган власти города. В годы пика общегосударственных реформ (1983-1993) наиболее характерным фактором, влияющим на развитие системы самоуправления, было т.н. «двоевластие». В Москве это проявилось значительными кадровыми перестановками, хаосом в формах и методах муниципального управления, и одновременно - в возникновении многочисленных (нежизнеспособных без государственной поддержки) попыток общества самоорганизоваться в различные формы, например, типа территориальных общин.

В заключение необходимо отметить, что в период самодержавия городское самоуправление являлось подконтрольным и ограниченным в правах. Российские Императоры, руководствуясь собственным мнением, сами решали, какие функции и полномочия забрать, а какие оставить на откуп городской власти. Особое положение Москвы, как крупного оппозиционного Петербургу города, вызывало ужесточение контроля со стороны самодержавия. Но даже здесь можно было говорить о полноценном функционировании органов городской власти - выразителе интересов граждан города. Благодаря талантливым людям, стоявшим во главе городского самоуправления, Москва имела возможности решения собственных городских проблем. В советский период Московское самоуправление характеризовалось большой статичностью и жесткой подчинённостью центральной власти. Большинство прав и полномочий оставались на бумаге и были формальными.

Изменения стали происходить в период «перестройки» и распада СССР. Получив невиданную свободу, местные власти далеко не всегда знали, как ей распорядиться, что зачастую приводило к печальным последствиям. Городское самоуправление столицы меняло свои формы и методы работы, а равно и названия своих органов на протяжении XVIII-XIX вв. с завидным постоянством. Тем не менее, в Москве, был накоплен большой опыт по развитию наиболее жизнеспособных моделей самоуправления при самых различных государственных катаклизмах.

THE HISTORY OF MOSCOW MUNICIPAL GOVERNMENT

V.YU. VINOGRADOV

Prefecture of South Western District of Moscow 28/4 Sevastopolski Ave., Moscow, 113209 Russia

The paper reveals the main trends of Moscow municipal self-government development. It allows us to analyze the Moscow State Duma activity in the spheres of finances, education, health services, economy, organization of public services and amenities. The publication also covers various merits and demerits of Moscow municipal self-government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.