Научная статья на тему 'Из истории издания учебной литературы по полиграфии (учебник П. П. Коломнина)'

Из истории издания учебной литературы по полиграфии (учебник П. П. Коломнина) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
444
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ / ШКОЛА ДЛЯ НАБОРЩИКОВ / ПОЛИГРАФИЧЕСКО-ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПРОЦЕССЫ / П. П. КОЛОМНИН / EDUCATIONAL EDITION / SCHOOL FOR COMPOSITORS / PRINTING INDUSTRY-PUBLISHING PROCESSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузьмина Нина Георгиевна

Статья посвящена одному из первых и наиболее востребованных учебников, предназначенных для учеников школы наборщиков при типографии А. С. Суворина «Новое время», а также для сотрудников типографий, издательств и книжных магазинов. Учебник представляет собой всеобъемлющее издание по наборным, печатным, переплетно-брошюровочным процессам с многочисленными иллюстрациями и справочным аппаратом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the publication of educational literature for polygraphy (tutorial by Petr P. Kolomnin)

Article is devoted to one of the first and most popular textbooks for pupils in schools with A. S. Suvorins' typography manuscript «New Time», as well as for commercial printers, publishers and bookshops. Tutorial is a comprehensive publication on typesetting, printing, binding processes with numerous illustrations and reference apparatus, Petr P. Kolomnin

Текст научной работы на тему «Из истории издания учебной литературы по полиграфии (учебник П. П. Коломнина)»

УДК 655"18/19"

Н. Г. Кузьмина

Из истории издания учебной литературы по полиграфии (учебник П. П. Коломнина)

Статья посвящена одному из первых и наиболее востребованных учебников, предназначенных для учеников школы наборщиков при типографии А. С. Суворина «Новое время», а также для сотрудников типографий, издательств и книжных магазинов. Учебник представляет собой всеобъемлющее издание по наборным, печатным, переплетно-брошюровочным процессам с многочисленными иллюстрациями и справочным аппаратом.

Ключевые слова: учебное издание, школа для наборщиков, полиграфическо-издательские процессы, П. П. Коломнин

Nina G. Kuzmina

From the history of the publication of educational literature for polygraphy (tutorial by Petr P. Kolomnin)

Article is devoted to one of the first and most popular textbooks for pupils in schools with A. S. Suvorins' typography manuscript «New Time», as well as for commercial printers, publishers and bookshops. Tutorial is a comprehensive publication on typesetting, printing, binding processes with numerous illustrations and reference apparatus, Petr P. Kolomnin

Keywords: educational edition, school for compositors, printing industry-publishing processes

До середины XIX в. подготовка работников печатного дела в России происходила главным образом путем передачи мастерами приобретенного опыта. Знания в наборных и других мастерских передавались из поколения в поколение.

К концу XIX в. с повсеместным распространением общего образования возникла острая потребность в квалифицированных наборщиках, получивших образование в специальных школах типографского мастерства. Особо ощущалась нехватка специальной учебной литературы.

Примечательно, что создание профессиональных учебных книг осуществлялось в самой сети профессиональных школ, входивших в систему низшего народного профессионального образования. Учебники типографского искусства создавались преподавателями школ типографского искусства на основе собственного опыта в типографском деле. Таким образом, созданию профессиональных учебных книг способствовало развитие сети профессиональных школ.

Одну из таких школ для наборщиков своей типографии 4 июня 1884 г. учредил А. С. Суворин. Школа была создана по инициативе и на средства Алексея Сергеевича Суворина при типографии газеты «Новое время» и просуществовала до 1914 г.

Это было первое в России частное учебное

заведение, в котором наряду с общим образованием учащиеся могли систематически получать специальную подготовку по типографскому делу. Наряду с общим образованием в объеме курса двухклассных училищ школа давала основательное знание технических приемов в наборно-типографском деле. Обучение в школе было бесплатным. Ученики обеспечивались также книгами, тетрадями, канцелярскими принадлежностями и форменной одеждой.

Курс обучения в школе осуществлялся на трех отделениях в течение четырех лет. Программа курса включала в себя следующие предметы: теорию типографского искусства, практические занятия, рисование, Закон Божий, русский язык, французский и немецкий языки, арифметику, географию, русскую историю, чистописание и чтение неразборчивых рукописей. Школа имела учебную наборную мастерскую с типографскими принадлежностями - шрифтами, кассами, реалами, образцами и прочим. Для обучения были приобретены наглядные пособия: карты, глобусы, меры, альбомы с образцами шрифтов1.

В учебной наборной мастерской, которая входила в состав типографии А. С. Суворина «Новое время», ежедневно два учителя знакомили учеников с теорией и практикой типографского искусства»2. С 1899 г. основным учебным пособием, которым могли пользоваться как учителя, так и ученики школы, был учебник П. П. Ко-

ломнина «Краткие сведения по типографскому делу».

Петр Петрович Коломнин (1849-1915) являлся заведующим типографией А. С. Суворина «Новое время»3 и одновременно руководителем школы печатного дела. В предисловии к учебнику П. П. Коломнин так охарактеризовал свою миссию: «Я поставил себе скромную задачу: облегчить, по возможности, русским наставникам преподавание в школах теории типографского дела и дать ученикам и малосведущим наборщикам такого рода справочную книгу, которая помогла бы им избегать, при самостоятельных работах, крупных промахов и не обращаться ежеминутно за указаниями к метранпажу»4.

«Краткие сведения по типографскому делу», были изданы в 1899 г. и отпечатаны в типографии А. С. Суворина «Новое время» на Эртеле-вом пер. (ныне ул. Чехова, д.13). Несмотря на название, увесистый том составил 40 авторских листов текста, 450 иллюстраций и краткий толковый словарь наборщика. Учебное пособие было выполнено на высоком полиграфическом уровне. Общий объем издания составил 612 страницы, из которых 421 посвящена наборным процессам.

Именно набор вызывал самые большие сложности у учеников типографии. В связи с этим П. П. Коломнин писал: «Современный молодой наборщик (русский) ограничивается лишь знанием самого простого - „сплошного" набора, да и то зачастую не может выполнить его как следует, благодаря своей поразительной безграмотности и невежеству. Я вовсе не упрекаю наборщиков за их плохое знание дела и безграмотность - им негде учиться!»5.

Для составления своего пособия П. П. Ко-ломнин пользовался книгами и периодическими изданиями, выпущенными во второй половине XIX в. как на русском, так и на иностранных языках. Все используемые им источники можно условно разделись на три группы: первая -общеисторические труды (история развития письменности в мире); вторая - книги по правописанию; третья - издания по истории книги, а также вышедшие к тому времени учебники для наборщиков.

Для описания истории письменности, например, П. П. Коломнин использовал труды таких выдающихся историков, как В. М. Андреевский, К. Ф. Беккер, О. Вильчинский, А. И. Кель-сиев, Дж. Леббок, Р. И. Минцлов6.

Для отражения в учебнике основных правил русского языка П. П. Коломнин пользовался следующими трудами М. Бродовского, Я. К. Грота, В. А. Даля, К. Козьмина, В. Крылова, П. Перевлесского, Ф. Толя7.

Чтобы рассказать ученикам школы о значении книги как общекультурном явлении, об истории книгоиздания, об основах типографского производства П. П. Коломнин изучил «Очерк истории книги» А. И Кирпичникова, «Руководство для типографщиков» Н. Флиге и Р. Нипперта, «Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России» В. Е Румянцева, «Историю книги от ее появления до наших дней» Е. Эггера8.

В типографиях часто печатали книги по математике, физике, химии, поэтому ученикам надо было объяснить основы их набора. С этой целью П. Коломнин проанализировал учебник А. Д. Путяты «Математические знаки и формулы»9, выбрав из него необходимый для обучения материал. Таким образом, Петром Петровичем были подобраны самые необходимые сведения для включения их в учебник для учеников школы при типографии «Новое время».

Структура учебника очень логична и удобна для пользования, хотя деление на главы, части и параграфы отсутствует. Весь объем текста условно можно разделить на 4 главы: 1-я - история, 2-я - наборные процессы, 3-я - печать, 4-я - приложения (краткие сведения о знаменитых типографах), образцы различного набора и словарь наборщика.

Первая глава представляет собой исторические данные по истории письменности с древнейших времен до развития типографского искусства в Европе и на Руси. История развития письма включает в себя повествование о фигурном, картинном, узловом письме, о символических и фонетических знаках, египетских иероглифах, здесь же приводится азбука египетского языка, финикийский алфавит и кириллица. Затем описывается история развития бумаги, начиная с египетского папируса и малоазиатского пергамена до начала изготовления бумаги. Далее дается краткий обзор рукописной книги и гравюры на дереве. В продолжении исторического экскурса рассказывается об изобретении книгопечатания, первом печатном станке, о жизни и деятельности Иоганна Гутенберга и значении его изобретения, а также о распространении книгопечатного искусства в XV в. Первая историческая глава учебника «Краткие сведения типографского искусства» заканчивается повествованием о развитии письменности на Руси, славянской азбуке, о святых Кирилле и Мефодии, а также об основании Московской книгопечатни и работе первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца.

Во второй главе, составляющей основу книги (на 418 страницах), детально описывается теория типографских работ, устройство типографии и последовательность наборных

Н. Г. Кузьмина

операций, начиная с описания разных видов наборных касс: русской, французской, немецкой, латинской, славянской, греческой, еврейской, сборной, математической, кассы для музыкальных знаков, кассы для линеек, для дробей и пробельного материала и касс для титульных шрифтов. Затем описываются реалы различных видов. Особое внимание автор пособия уделил описанию классификации шрифтов, а также системе Фурнье и Дидо. Подробно описан типографский материал и инструменты наборщика; раскрывается значение корректуры и приводятся образцы корректурных знаков; представлено описание различных способов набора: математических, стихотворных, музыкальных и других видов сложных текстов; даются указания по оформлению обложек, предисловий, посвящений, выводов, таблиц и сокращений. Основательное знакомство с наборными процессами завершается описанием значения верстки набранных полос. Все операции наборщика иллюстрируются небольшими рисунками в тексте, облегчающими усвоение сложного материала.

В третьей главе в исторической последовательности рассматривается процесс печати, начиная с ручных печатных станков до изобретения скоропечатной машины. Описание сопровождается изображениями печатной техники различных конструкций и разных производителей. Дается краткое раскрытие способов печати; представлено много качественно исполненных рисунков печатных машин.

В четвертой, завершающей главе приводятся краткие биографические сведения о выдающихся деятелях книгопечатного искусства, о некоторых знаменитых типографах, словолитчиках и резчиках пунсонов. Даны образцы смешанного набора, уставного письма. Сообщается о способах отливки литер. В заключении прилагается «Краткий толковый словарь наборщика», где объясняются самые сложные термины и понятия. Этот словарь стал первым в России глоссарием полиграфической тематики.

Таким образом, учебник П. П. Коломнина являлся первым учебным изданием, дающим подробное описание наборных и печатных процессов.

Несмотря на то, что учебнику уже более ста лет, интерес к нему не утрачен и в наши дни. Об этом свидетельствуют многочисленные объявления во Всемирной сети. Интернет-магазины помещают информацию о продаже этого учебника в разделе «Антикварные и подарочные издания».

В электронном книжном магазине «Озон» выставленный на продажу учебник П. П. Колом-нина характеризуется как «оригинальное изда-

ние» и сопровождается подробным описанием, содержащим сведения, о внешнем облике книги и ее цене («в твердом владельческом переплете, на уголках выполнено золотое тиснение. Продается по цене 17 000». То же издание в оригинальном типографском переплете с кожаным корешком «с золотым тиснением» стоит 33 150 руб.»). О ценности и редкости книги говорит также указание в каталожной аннотации: «Издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации. Федеральный Закон РФ „О вывозе и ввозе культурных ценностей"»10.

Именно учебник П. П. Коломнина «Краткие сведения по типографскому делу» в 2008 г. переиздала дизайн-студия Артемия Лебедева в Москве («Графдизайн»). Репринтное издание книги продается в интернет-магазинах. Цена книги ощутимо меньше, чем у антикварного издания. Издано оно в твердом переплете с кругленным корешком и в суперобложке. В аннотации репринтного издания учебника особо отмечено значение книги для подготовки полиграфистов не только прошлого, но и настоящего времени11.

№ Название интернет-магазина Цена в рублях

1 BS-in dex market 1 400

2 My shop 2 308

3 Лабиринт 4336

4 BS-oljus 4400

5 Sprinter 2389

6 Библион 2 224

7 Озон 2 555

Представленный перечень интернет-мага-зинов12, выставивших на продажу книгу П. П. Коломнина, и цены на нее показывают, что книга востребована и сегодня. По прошествии более чем 100 лет она остается образцом качественного учебного пособия для специалистов полиграфического профиля всех специальностей.

Примечания

1 Школа при типографии газеты «Новое время» (А. С. Суворина). СПб., 1896. 15 с.

2 Училище при типографии газеты «Новое время» (А. С. Суворина). 1884-1899. СПб., 1900. 30 с.

3 Краткие сведения об учебном курсе школы при типографии газеты «Новое время» (А. С. Суворина). СПб., 1895. С. 15.

4 Коломнин П. П. Краткие сведения по типографскому делу. СПб., 1899. 612 с. с илл.

5 Там же. С. 4.

6 Андреевский В. М. Египет: Александрия, Каир и его окрестности. Саккара и берега Нила до первых порогов. СПб., 1884; Беккер К. Ф. Древняя история, обработанная

Вильгельмом Мюллером. СПб., 1890; Вильчинский О. О происхождении письма. СПб., 1892; Гау Дж. Минерва: пер. с фр. СПб., 1893; Кельсиев А. И. Фигурные письмена. СПб., 1880; Леббок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека. СПб., 1871; Материалы по истории письмен восточных, греческих, римских и славянских: изготовлены к столетнему юбилею Императ. моск. ун-та, трудами проф. и преподавателей П. Я. Петрова, Э. Ф. Клина и Ф. С. Буслаева. М., 1875; Путеводитель по Императорской Публичной библиотеке. СПб., 1860; Минцлов Р. И. Прогулка по С.-Петербургской императорской библиотеке. СПб., 1872; Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1890. Т. 1 -24.

7 Бродовский М. М. Руководство к стихосложению. 2-е изд. СПб., 1895; Грот Я. К. Русское правописание. СПб., 1885; Даль В. А. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. СПб., 1880; Козьмин К. Грамматика церковно-славянского языка. М., 1897; Крылов В. А. Полная практическая славянская грамматика с систематическими славянскими и русскими примерами и словарем для упражнений. 2-е изд., испр. и доп. М., 1887; Перевлесский П. Славянская грамматика с Изборником. 13-е изд. М., 1888; Словарь церковно-славянского языка / сос. вторым отд-нием Имп. Акад. наук: в 2 т. 2-е изд. СПб., 1867; Толь Ф. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания (справ. энцикл. лексикон): в 3 т. СПб., 1863.

8 Кирпичников А. И. Очерк истории книги: две публ. лекции, читан. в г. Одесса проф. А. И. Кирпичниковым. СПб., 1889; Руководство для типографщиков / сост. Н. Флиге и

Р. Нипперт: в 2 т. СПб.: Изд. Тов. «Общественная польза», 1874; 1880; Румянцев В. Е. Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России. Вып. 1. Издание Московской синодальной типографии. М., 1872; Эггер Е. История книги от ее появления до наших дней: пер. с фр. СПб., 1882.

9 Путята А. Д. Математические знаки и формулы: руководство для наборщиков I сост. А. Д. Путята, почет. попечитель Шк. печ. дела. СПб., 1895.

10 Озон: книж. интернет-магазин. URL: http: II www. ozon. ru (дата обращения 23.01.2012).

11 «Книга Петра Коломнина (?-1915), вышедшая в самом конце XIX в., до сих пор остается практически единственным примером оригинального русского издания, полностью посвященного набору, верстке и типографике. До середины XX в. почти все книги по типографскому делу, издававшиеся в СССР, заимствовали тексты и иллюстрации из Коломнина. Книга в твердом переплете с кругленным корешком и суперобложке. О самом авторе нам ничего не известно, мы даже не знаем, как он выглядел. Значительная часть книги посвящена ручному набору, тем не менее, издание от начала и до конца можно рекомендовать в качестве справочного и познавательного чтения любому современному дизайнеру, шрифтовику, типографу и редактору» (Репринт книги «Краткие сведения по типографскому делу» Петра Коломнина II Студия Артемия Лебедева: сайт. URL: http:IIwww.artlebedev.ru (дата обращения 23.01.2012).

12 Alib.ru - букинистические книги: сайт. URL: http: II www. Alib. ru (дата обращения 23.01.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.