Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ'

ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народное искусство / народные инструменты Узбекистана / исполнительское искусство на народных инструментах / национальное исполнительское искусство / folk art / folk instruments of Uzbekistan / performing arts on folk instruments / national performing arts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каримов Файзулла Убайдуллаевич

в статье автор освещает основные этапы пройденного исторического пути, отбор, систематизацию и обобщение материалов, посвящённых становлению исполнительского искусства на узбекских народных инструментах от истоков до настоящего времени. Исполнительство на народных инструментах составляет важную и неотъемлемую часть музыкальной культуры Узбекистана. Оно опирается на многовековые традиции, которые непрерывно развиваются и совершенствуются. Его современное состояние отличается многообразием исполнительских школ и локальных особенностей интерпретации. Необходимость обращения к данной теме продиктована тем обстоятельством, что до недавнего времени вопросы истории и теории исполнительства на узбекских народных инструментах не получали должного освещения и, фактически, оставались вне поля зрения системы обучения в музыкальных ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF PERFORMING ON THE UZBEK PEOPLE'S INSTRUMENTS

the author of the article highlights the main stages of the historical path, selection, systematization and generalization of the materials devoted to the development of performing arts on Uzbek folk instruments starting from the roots to the present time. Performing folk instruments is an important and integral part of the musical culture of Uzbekistan. It is based on centuries-old traditions that are constantly developing and improving. Its current state is distinguished by a variety of performing schools and local features of interpretation. The need to address this topic is dictated by the fact that, until recently, the history and theory of performance on Uzbek folk instruments did not receive proper coverage and, in fact, remained outside the field of vision of the educational system in music universities.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

историком, государственным деятелем и основоположником династии Великих Моголов. Он с большим уважением относился к культуре и искусству многих народов и тем самым внес огромный вклад в культурное развитие многих народов Центральной Азии, Афганистана и Индии.

Список литературы / References

1. Achar'ya Brikhaspati. «Muzyka musul'man i Indiyskogo poluostrova» (sokrashchennyy perevod s urdu na uzbekskiy). Perevodchik Z. Nasullayev. T., 2009.

2. Bobur Zakhiriddin Mukhammad. «Boburnoma». T., 1989.

3. Radzhabov Iskhak. «Statusy». T., 2006.

ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ

ИНСТРУМЕНТАХ Каримов Ф.У. Email: Karimov17157@scientifictext.ru

Каримов Файзулла Убайдуллаевич - старший преподаватель, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье автор освещает основные этапы пройденного исторического пути, отбор, систематизацию и обобщение материалов, посвященных становлению исполнительского искусства на узбекских народных инструментах от истоков до настоящего времени.

Исполнительство на народных инструментах составляет важную и неотъемлемую часть музыкальной культуры Узбекистана. Оно опирается на многовековые традиции, которые непрерывно развиваются и совершенствуются. Его современное состояние отличается многообразием исполнительских школ и локальных особенностей интерпретации. Необходимость обращения к данной теме продиктована тем обстоятельством, что до недавнего времени вопросы истории и теории исполнительства на узбекских народных инструментах не получали должного освещения и, фактически, оставались вне поля зрения системы обучения в музыкальных ВУЗах.

Ключевые слова: народное искусство, народные инструменты Узбекистана, исполнительское искусство на народных инструментах, национальное исполнительское искусство.

FROM THE HISTORY OF PERFORMING ON THE UZBEK PEOPLE'S

INSTRUMENTS Karimov F.U.

Karimov Fayzulla Ubaydullaevich - Senior Teacher, DEPARTMENT PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the author of the article highlights the main stages of the historical path, selection, systematization and generalization of the materials devoted to the development of performing arts on Uzbek folk instruments starting from the roots to the present time.

Performing folk instruments is an important and integral part of the musical culture of Uzbekistan. It is based on centuries-old traditions that are constantly developing and improving. Its current state is distinguished by a variety of performing schools and local features of interpretation. The need to address this topic is dictated by the fact that, until recently, the history and theory of performance on Uzbek folk instruments did not receive proper coverage and, in fact, remained outside the field of vision of the educational system in music universities.

Keywords: folk art, folk instruments of Uzbekistan, performing arts on folk instruments, national performing arts.

УДК 078

Особенно ясно этот недостаток ощущался при подготовке кадров по специальности «Народные инструменты». История исполнительского искусства на народных инструментах в

Узбекистане включает несколько этапов, соответствующих следующей периодизации: -исполнительство на народных инструментах от возникновения до ХХ века; - развитие исполнительского искусства на народных инструментах в ХХ веке; - исполнительское искусство на народных инструментах в годы обретения Узбекистаном независимости (с 1991 г. до настоящего времени). Современное исполнительское искусство на народных инструментах в своем развитии унаследовало многовековые традиции музицирования, которые уходят своими корнями в глубокую древность. Археологические материалы, древние литературные источники позволяют более определенно говорить о существовании различных музыкальных инструментов и своеобразной манеры игры на них.

На протяжении многих столетий народные музыкальные инструменты использовались в повседневной жизни человека - на охоте, в придворных и обрядовых церемониях, в народных праздниках и гуляниях. Эта музыка, направленная на удовлетворение духовных потребностей народа, постепенно обогащалась всё новыми жанрами и видами. Исполнительское искусство на всех этапах своей истории было неотделимо от процессов общественного развития и формирования национальной музыкальной культуры.

Отметим важные вехи этих взаимосвязей в виде тезисов:

1. Музыкальное искусство в первобытном обществе имело глубокие связи с народным бытом и трудовыми процессами, где активно применялись музыкальные инструменты. Формирование древнейшего изустного музыкально-поэтического творчества народов проходило в тесной связи с развитием народного инструментария;

2. Возникновение основных видов национальных музыкальных инструментов в период средневековья - результат высокого общественного развития, где исполнительство из прикладного сопровождения обрядов и ритуалов превращается в профессиональное музицирование;

3. Развитие исполнительского искусства на народных инструментах в конце XIX - в начале XX вв. связано с новой общественно-экономической формацией в регионе и, в частности, влиянием европейской культуры;

4. Исполнительское искусство в ХХ в. связано с формированием общегосударственной системы музыкального образования и наличием таких факторов как деятельность различных по составу исполнительских коллективов, организация музыкальных конкурсов и фестивалей, различных форм музыкальной жизни, в том числе культурно-просветительской работы;

5. В начале ХХ1 в. исполнительское искусство на узбекских народных инструментах приобретает широкую известность в мире, становится предметом повышенного внимания, серьезного и глубокого изучения крупнейшими учеными-востоковедами.

Таким образом, современная система воспитания высококвалифицированных кадров молодых исполнителей нуждается в дополнении и расширении знаний историческими и теоретическими материалами, как-то: сведения о существовании древних музыкальных инструментов, об истории формирования узбекского народного инструментария, о развитии выразительных, исполнительских и технических возможностей в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве.

Важнейшей вехой в развитии национального исполнительского искусства явился 1948 г., ознаменованный организацией отдела народных инструментов в составе оркестрового факультета Ташкентской государственной консерватории, а с 1949 г. - самостоятельного факультета народных инструментов. Впервые в истории исполнительства на узбекских народных инструментах началась профессиональная подготовка и воспитание инструменталистов, дирижеров оркестра узбекских народных инструментов и педагогов высшей квалификации. Рост исполнительской культуры на узбекских народных инструментах, освоение мировой музыкальной классики, активная творческая деятельность композиторов Узбекистана в создании произведений для народных инструментов выдвинули проблему организации и подготовки высококвалифицированных научно-педагогических и исполнительских кадров. Организация же самостоятельной кафедры помогла коренным образом перестроить обучение на народных инструментах [1, 80].

На кафедру возлагались следующие задачи:

- подготовка и воспитание исполнителей, дирижеров оркестра и педагогов высшей квалификации, обладающих широким кругозором и необходимыми знаниями национальной и мировой музыкальной культуры, обеспечение ими учреждений культуры и искусства, музыкальных учебных заведений;

- разработка учебников, учебно-методических пособий, программ для специальных классов, создание учебного и художественного репертуара для музыкальных учебных заведений;

- определение основных видов народных инструментов для обучения на них в музыкальных учебных заведениях;

- активизация как творческой, так и практической деятельности экспериментальной лаборатории по реконструкции и совершенствованию народных музыкальных инструментов и обеспечению музыкальных учебных заведений и оркестров инструментами улучшенного качества. Создание оркестров народных инструментов, как в музыкальных учебных заведениях, так и в коллективах художественной самодеятельности республики.

Трудно переоценить роль замечательной плеяды педагогов республики в становлении и развитии исполнительского искусства на народных инструментах. Многолетний опыт педагогов убеждает в том, что буквально к каждому ученику, независимо от степени одаренности, можно найти индивидуальный подход. Умение заниматься с исполнителем заключается, прежде всего, в способности педагогов пробуждать в студентах любовь к профессии музыканта. Перенимая лучшие традиции исполнительского искусства основателей исполнительской школы, новое поколение музыкантов развивает их дальше, обогащая новыми достижениями, новыми исполнительскими приёмами, решая современные художественные и технические задачи.

С начала 1990-х гг. в Узбекистане вслед за изменениями в общественно-политической жизни произошли радикальные перемены в сфере культуры. Обретение Узбекистаном независимости отразилось не только в политической и экономической жизни республики, но и в немалой степени в культуре и, в частности, в тенденциях развития исполнительства на узбекских народных инструментах. Благодаря исчезновению информационных границ, республика начала участвовать в культурном обмене со всем международным сообществом, включилась в мировой культурный процесс. В результате появились большие перспективы для раскрытия творческого потенциала музыкальной молодежи: возможность участия в международных конкурсах.

Развивается музыкальная наука, о чем свидетельствует появление ряда монографий, учебных пособий, школ игры на узбекских народных инструментах, методической литературы, проведение научно-практических конференций. За эти годы в Узбекистане произошли колоссальные преобразования, связанные с построением независимого, демократического государства, активным вхождением искусства республики в широкое мировое пространство. Узбекские музыканты получили благодатную реальную возможность показать свое мастерство в различных международных конкурсах и фестивалях, поднять музыкальную культуру Узбекистана на качественно новый уровень своими успехами и достижениями.

Современное музыкальное исполнительское искусство на народных инструментах живет полнокровной жизнью. Оно развивается, обретает новые формы, отвечает на духовные запросы времени. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, узбекское исполнительское искусство является одним из путей общения с мировым культурным пространством, и народные инструменты играют в этом процессе основополагающую роль.

Основными этапами дальнейшего совершенствования методики обучения игре на народных инструментах можно считать следующие:

1. Глубокое изучение современной общей и музыкальной педагогики, психологии и дидактики, позволяющих прийти к теоретическому обобщению и выводам по выработке основных положений методики обучения игре на народных инструментах.

2. Изучение и обобщение положительного опыта преподавания, дающего эффективные результаты в практике обучения оптимальными методическими средствами в соотношении с положениями и установками частных методик.

3. Критический анализ различных методических школ и направлений прошлого и настоящего с целью выявления прогрессивных тенденций, которые можно было бы успешно использовать в современном обучении и развитии студента.

Именно на этих основах, думается, можно вырабатывать научно-обоснованные и подтвержденные опытом работы, методические положения и концепции, которые в практике обучения дали бы положительный результат с минимальной затратой времени и оптимальными усилиями обучающегося и обучающего.

Следуя по сформулированным выше этапам, можно реализовать главную задачу, продиктованную временем и современными требованиями, то есть, создать такую методику обучения игре на народных инструментах, в которой наблюдалось бы движение от учета общей направленности к особенностям обучения игре на отдельных группах и семействах инструментов. Только на основе такой методики, дифференцирующей различные этапы

обучения (начальный, средний, высший) в системе профессиональной подготовки, можно прогнозировать ее высокое качество.

Только наличие единой методики, рассчитанной на непрерывную систему образования, поможет преподавателям всех звеньев добиться преемственности, избежать ошибок и издержек обучения, повысить результативность своей деятельности, что, конечно же, положительно скажется и на качестве подготовки исполнителей на народных инструментах, и на уровне преподавания по специальностям.

Словом, подводя итог, хотелось бы отметить, что обучение на узбекских народных инструментах имеет общие точки соприкосновения с общей методикой обучения исполнительству на других инструментах. Вместе с тем эти учебно-воспитательные постулаты необходимо адаптировать к условиям и национальным традициям музыкальной культуры каждого народа. Без такого синтеза добиться полноценного художественного результата невозможно. А вот какой путь предпочтёт педагог - вопрос творчески-индивидуальный, ибо залог его успеха в плодотворном поиске и самосовершенствовании.

Список литературы / References

1. ОдиловА. История исполнительства на узбекских народщх инструментах. Т., 1996.

ЖАНР ПРЕЛЮДИИ В ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКЕ УЗБЕКИСТАНА Садыкова З.С. Email: Sadykova17157@scientifictext.ru

Садыкова Зухра Сатвалдиевна — старший преподаватель, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется история жанра «прелюдия», даётся краткий исторический очерк развития и становления данного жанра в музыкальном искусстве. Рассматривается влияние классического жанра прелюдии на музыкальное исполнительство в ХХ веке. В частности, анализируется жанровая сущность прелюдии в джазовой музыке, тенденция цикличности в современном композиторском творчестве, создание цикла фортепианных прелюдий джазовым композитором Узбекистана В.И. Сапаровым. Также рассматриваются стилистические особенности в средствах выразительности двух прелюдий из данного цикла.

Ключевые слова: прелюдия, жанр, форма, джаз, музыка, цикл, фортепиано, творчество.

PRELUDE GENRE IN POP MUSIC OF UZBEKISTAN Sadykova Z.S.

Sadykova Zukhra Satvaldievna — Senior Lecturer, DEPARTMENT POP INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the history of the "prelude " genre and gives a brief historical sketch of the development and formation of this genre in the musical art. The article examines the influence of the classical prelude genre on musical performance in the twentieth century. In particular, the author analyzes the genre essence of preludes in jazz music, the tendency of cyclicity in modern composer's work, and the creation of a cycle of piano preludes by the jazz composer of Uzbekistan V.I. Saparov. Stylistic features in the means of expression of two preludes from this cycle are also considered. Keywords: prelude, genre, form, jazz, music, cycle, piano, creativity.

DOI: 10.24411/2304-2338-2020-11202

Прелюдия - универсальный жанр в инструментальной музыке, преимущественно культивированный в творчестве музыкантов и композиторов связанных в основном с органной и клавирной музыкой эпохи барокко, французских клавесинистов, а в дальнейшем уже и в фортепианной музыке романтизма, импрессионизма, и других последующих направлений музыкального искусства. Особенно популярны прелюдии Фридерика Шопена, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.