^ИЗ^ИСТОРИИ ИДЕИ ЛИБЕРАЛИЗМА В ЯКУТИИ
Зоя Ильинична Петухова,
редактор якутского выпуска историко-культурологического журнала «Илин»
При анализе деятельности М. М. Сперанского (1772 - 1839 гг.) исследователи фокусируют своё внимание на первых попытках конституционного преобразования России, которые были предприняты в высших эшелонах власти. Как известно, в первой половине правления Александра I (1777 - 1825 гг.) новации, вводимые на окраинах Российской империи, были более значительными, чем в центре. Вспомним режим беспошлинной торговли, установленный в Одессе, активную деятельность Российско-Американской компании на северо-востоке Сибири и в Русской Америке, сохранение парламентаризма в Финляндии и в Польше и т.п. В один ряд с этими примерами можно поставить и сибирские реформы М. М. Сперанского, связанные с внедрением «Сибирского уложения». Отсутствие в Сибири поместного дворянства и помещичьих владений, её огромные природные ресурсы, а также связанная с ними капитализация сибирской экономики были теми объективными предпосылками, которые допускали проведение здесь самых смелых экспериментов. В наших современных условиях особый интерес представляют идеи либерализма, изложенные в «Уставе об управлении инородцев» - одном из составляющих
З. И. Петухова
«Сибирского уложения», а также вопросы его реализации.
Распространение идей либерализма в Якутии справедливо связывается с именем выдающегося государственного реформатора М. М. Сперанского. Вся деятельность этого сибирского губернатора (и исполнительная, и законотворческая) подтверждает верность опального придворного идеологии российского либерализма.
Из десяти законов «Сибирского уложения», утверждённого императором Александром I в 1822 г., «Устав об управлении инородцев» и примыкающий к нему «Устав об управлении киргиз-кайсаков» наиболее ярко раскрывают прогрессивный и либеральный характер преобразовательских планов М. М. Сперанского в Сибири. Соавтором «Устава», по мнению многих исследователей, был будущий декабрист, знаток сибирских реалий Г. С. Батеньков (1793 - 1863 гг.). Он был назначен председателем Сибирского комитета по проведению реформ. Это обстоятельство сыграло определяющую роль в том, что «Устав» стал законодательной базой не только для упорядочения системы управления, но и распространения, и реализации либеральных идей в Сибири.
На фото вверху - Якутск XVII в. - комплекс острожных изб
Михаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839 гг.) - общественный
и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основоположник российской юридической науки и теоретического правоведения, сибирский губернатор в 1819 - 1821 гг.
Как сторонник федеративного устройства России, Г С. Батеньков считал, что власть должна учитывать своеобразие каждой области и строить свою деятельность в полном соответствии с ней, поскольку «местные реалии всегда важнее в таком обширном государстве, как Россия» [1, с. 93]. С этих позиций он инициировал кодификацию «Свода степных законов», основанных на местных обычаях и составленных при активном участии самих инородцев. Такой подход предполагал предоставление инородцам широкого самоуправления. При утверждении Сенатом степные законы получили бы юридическую силу.
Впервые в России инородцам предоставлялось право обустраивать жизнь по собственным законам и осуществлять управление своими силами. Следует подчеркнуть, что в этих законодательных актах отразилось влияние русского права. Распространение вышеприведённых законодательных актов («Устава» и «Уложения») гарантировало бы сибирским инородцам расширение гражданских прав (на образование, избирать и быть избранным, на словесный суд и т.д.) в Российской империи.
Сами якуты в 1832 г в коллективном письме на имя М. М. Сперанского в защиту отозванного областного начальника Н. И. Мягкова особо подчёркивали это обстоятельство: «Установил постепенно порядок инородческого управления на основании... "Устава об управлении инородцев"., что послужило вящим восстановлением прав наших» [2, л. 1 - 8].
Таким образом, утверждение «Устава» и составление «Свода степных законов» являлись той законодательной базой, на основании которой стала возможной реализация либеральных идей в Якутии.
Преобразования в административном обустройстве Сибири, установление законности и порядка, введение принципов разделения властей, коллегиальности и гласности М. М. Сперанский собирался осуществить силами бюрократии. Других возможностей для постепенного (не революционного) внедрения реформ не было. Революционер-демократ Н. Г. Чернышевский находил в этом слабость идей М. М. Сперанского: «Он совершенно забыл о характере и размере сил, какие были нужны для задуманных им преобразований, поэтому он не успел исполнить ровно ничего и оказался мечтателем» [3, с. 811]. Однако у исследователей по поводу реформ, проводимых относительно инородческого населения Сибири, существуют и другие мнения.
Силы, куда более заинтересованные в преобразованиях, были привлечены для проведения реформ со стороны кочевых инородцев. Предположения реформаторов о наличии положительной обратной связи со стороны инородческой знати в вопросе расширения самоуправления себя оправдали. Аборигены Сибири были разделены на разряды «по степени гражданского их образования и по настоящему образу жизни». В соответствии с присвоенным разрядом определялся их общественный и правовой статусы, устанавливалась форма правления. По «Уставу» якуты были отнесены к разряду кочующих. Как подчёркивает Г. П. Башарин,
Гавриил Степанович Батеньков (1793 - 1863 гг.) - декабрист, писатель, участник Отечественной
войны 1812 г., председатель Сибирского комитета по проведению реформ
Якутск конца XVII в. Гоавюра
кочевые составляли «одинаковое с русскими крестьянами сословие, отличающееся от них "в образе управления"» [4, с. 160]. Дело в том, что русскими крестьянами управляли государственные органы, а у кочевых инородцев сохранилась и совершенствовалась существующая у них система органов самоуправления. Особенность существенная, ибо на органы самоуправления инородцев и Степную Думу, как на инородческую бюрократию, опирались в своей деятельности реформаторы в Якутии (развитие системы органов самоуправления, как исконно демократического института власти, было прерогативой либеральной концепции последователей М. М. Сперанского в Сибири).
В марте 1827 г. в Якутске была учреждена новая административная единица - Якутская Степная Дума -орган самоуправления инородцев Якутского округа, охватывающий семь улусов. Дума подчинялась непосредственно Якутскому областному правлению. По существу, была создана параллельная Земскому суду, ведавшему делами инородцев, административная единица. В документах об учреждении инородческой Степной Думы Якутского округа, относящихся к 1825 - 1827 гг., подчёркивалось: «Дабы уменьшить сколь можно влияние Земского суда на управление инородцев с злоупотреблением властью сопрягающиеся» [5, л. 2] или «На основании Устава о инородцах учредить в г. Якутске, как в центре всех сношений якутов, Степную Думу. Главнейший предмет учреждения оной есть ограждение... якутов от терпимых ими ныне отягощений» [6, л. 55].
Степная Дума Якутского округа состояла из семи временных заседателей (избирались ежегодно), семи непременных заседателей в лице голов инородных управ (избирались на два года) и одного главного родо-
начальника, избираемого раз в три года. К функциям Якутской Степной Думы относились дела, обычно составлявшие компетенцию государственных органов управления, воевод, городничих и земских исправников, а именно: перепись населения, раскладка и сбор налогов, «учёт всех сумм и общественного имущества», организация грузоперевозок на дальневосточные окраины, «распространение земледелия». В то же время подчёркивалось, что Степная Дума «имеет одни хозяйственные обязанности, подобно как градские думы». Указывалось, что Степная Дума представляет собой общественное собрание. Получается, что функции органов государственного управления были делегированы органу местного самоуправления. При этом достигался не только административный эффект. Важно было также то, что это отвечало либерально-демократической сути «Устава об инородцах», и в этом заключался один из секретов успеха проведённых реформ. Следует подчеркнуть, что сама Степная Дума была учреждена в рамках «Устава» - одного из наиболее прогрессивных российских законодательных актов, не имеющих в то время мировых аналогов.
Либеральный «Устав» предусматривал и расширение экономических свобод, например, участие якутов в развитии внутренней торговли и перевод на контрактно-договорную основу финансово-экономических взаимоотношений якутов как между собой, так и с русским населением. Более того, экономический либерализм распространился и на взаимоотношения царских властей и Степной Думы, т.е. центра и периферии (сбор ясака, грузоперевозки в пограничные города). Дело в том, что с XVIII в. якуты по труднопроходимому пути на вьючных лошадях осуществляли доставку казённых грузов, воинского снаряжения и провианта на Камчатку и тихоокеанское побережье России. Тем самым они вносили свой вклад в укрепление России на дальневосточных рубежах. Этот извоз с 1725 г. был установлен в качестве личной повинности якутов. По свидетельству бывшего областного начальника Якутской области М. И. Миницкого, «число вьючных лошадей, отправляющихся из Якутска в Охотск с 1809 по 1818 годы, простиралось ежегодно от 7 до 12 тысяч» [7, с. 153]. Из этого количества из-за трудного пути обратно возвращалась лишь десятая часть лошадей. Это обстоятельство самым трагическим образом отразилось на развитии производительных сил в области. Впоследствии, в целях оптимизации грузопоставок и учитывая
многочисленные ходатайства якутов, вышестоящее руководство приняло решение о доставке грузов на контрактной основе. М. М. Сперанский писал: «В 1810 году признано удобнее и полезнее как для казны, так и для якутов отправлять тягости посредством подряда на условиях, обеими сторонами утверждаемых. Порядок сей утверждён Высшим начальством» [8, л. 14]. Ещё в конце XVIII в. вышеупомянутый А. Аржаков организацию грузоперевозок тесно связывал с предоставлением самоуправления якутам. Он предлагал учредить должность областного якутского головы «с подобающим числом помощников», с которым «удобнее будет казённой палате соображаться о средствах к способнейшему доставлению поставки во все места, и, предоставив кредиты, их выдачу производить наперёд, но под расписку областного головы» [9, с. 50]. Предложения Аржакова были востребованы через двадцать лет и поддержаны М. М. Сперанским и Г. С. Батеньковым. Так, в соответствии с положениями «Устава», в 1823 г. был внедрён «Высочайше установленный порядок о выдаче аванса на перевозку казённых тягостей в Якутии». Но на практике эти деньги поступали в распоряжение окружного управления и разворовывались чиновниками, вследствие чего поставки срывались, а якуты разорялись. Поэтому оптимизация организации грузоперевозок стала актуальной задачей для якутских родоначальников, что явилось одной из причин создания в Якутске Степной Думы, через которую областное правление и казначейство могли иметь дело непосредственно с якутами, пресекая злоупотребления чиновников. Тем более, что относительно грузоперевозок в «Уставе» имелись параграфы: § 12 «О заключении контрактов со Степными Думами» и § 13 «О заключении контрактов только при наличии согласия голов и родовичей с условиями сделок». С учреждением в марте 1827 г. Степной Думы в Якутске, контракты и все расчёты по ним стали производиться там. По данным Второй ясачной комиссии, «приобретения от сей промышленности простираются ежегодно до 265 тыс. 851 рублей» [10, л. 411]. И это в то время, когда лошадь стоила в среднем 30 рублей.
Реализация этих положений «Устава» в Якутии имела далеко идущие благоприятные последствия. Во-первых, остались в денежном обороте области значительные финансовые средства, что способствовало оживлению внутреннего рынка и улучшению благосостояния якутов. Во-вторых, с извозных денег бездои-мочно удерживались, согласно раскладке, составленной Степной Думой, и казённые подати, и земские, и
Панорама города Якутска XVIII в. (автор неизвестен)
внутренние повинности. В-третьих, с возникновением экономической заинтересованности якуты от грузоперевозок уже не отказывались, поэтому Охотск и Камчатка бесперебойно снабжались жизненно важными грузами. Тем самым позиции России на дальневосточных рубежах расширялись и укреплялись.
Как особо подчёркивали советские исследователи, одной из целей проводящихся административных реформ в XIX в. было увеличение ясачных поступлений с инородцев Сибири. С 1828 по 1836 гг. в Якутии работала Вторая ясачная комиссия, которая в своей деятельности руководствовалась положениями «Устава об управлении инородцев». Комиссия требовала у Степной Думы внедрения классной системы землепользования, как наиболее оптимальной и либеральной в условиях Якутии.
Авторы «Устава» адекватно оценивали активную феодализацию ранее патриархального уклада жизни кочевых инородцев и стремились привести её в соответствие с сибирскими реалиями. Установленный в Якутии ещё Первой ясачной комиссией принцип «ясак по земле» и практика земельного передела, когда землю должны были распределять старосты с депутатами, фактически закрепляли за тойонами право на исторически сложившуюся частную собственность на землю. Хотели ли впоследствии царские власти признать этот факт или нет, но «Устав» содержал такие параграфы: § 26 «Кочующие инородцы для каждого поколения имеют назначенные во владение земли» и § 27 «Подробное разделение сих земель зависит от самих кочующих по жеребью или другим их обыкновениям». При условии подробного описания и разграничения, т.е. проведения кадастровых работ, эти земли навсегда закреплялись за определённым хозяином (§ 28). В реестре дел Думы только за первый год её работы (1827) значатся дела «О разделении родовичей на 5 классов» на 775 листах
и «О разделении покосных мест по классам во всех управлениях» на 889 листах, свидетельствующие об активной деятельности Степной Думы по установлению классной системы землепользования. Эта система и, соответственно, новые ясачные оклады были установлены в 1836 г
Необходимо отметить, что решающим фактором внедрения реформ послужило назначение образованного и либерально мыслящего чиновника высокого ранга Н. И. Мягкова на должность начальника Якутской области и его опора на прогрессивных губернских чиновников А. Я. Уваровского и Ф. П. Булатова. Н. И. Мягков, принимавший у себя дома ссыльных декабристов А. А. Бестужева-Марлинского и М. И. Муравьёва-Апостола, разработал «Правила для единообразного учреждения порядка по управлению в родовых и инородных управлениях Якутского округа». Местные правила, в которых отразилась вся административная система области, имели более радикальный характер, чем «Устав». При этом, как видно из доноса шефу жандармов А. X. Бенкендорфу, «помощниками были у него бывший якутский родоначальник Мигалкин и староста Рыкунов». «Правила» и «Дополнительные правила» разрабатывались при непосредственном участии депутатов Степной Думы. Этим достигалась всё возрастающая степень соответствия документов конкретным и актуальнейшим проблемам области в духе проводившихся административных реформ. Эти программные документы, эффективно внедрённые в жизнь Степной Думой, действовали в Якутии вплоть до установления Советской власти.
Таким образом, предоставление органам инородческого самоуправления широких полномочий в адми-
нистративной, политической и экономической сферах деятельности и учреждение Степной Думы способствовали реализации либеральных принципов, заложенных в «Уставе об управлении инородцев» М. М. Сперанским, в отдельно взятом округе Якутской области, что, в свою очередь, стало прецедентом в истории Сибири XIX в.
Список литературы
1. Карцов, В. Г. Декабрист Батеньков / В. Г. Кар-цов. - Новосибирск: Наука, 1965. - С. 93.
2. РГИА, ф. 1264, оп. 1, д. 377, л. 1-8.
3. Чернышевский, Н. Г. Полное собрание сочинений : в 16 томах / Н. Г. Чернышевский. - М.: Госполитиздат, 1954. - Т. 7. - С. 811.
4. Башарин, Г. П. История аграрных отношений в Якутии : (60-е годы XVIII - сер. XIX в.) / Г. П. Башарин; [отв. ред. д.ист.н. М. К. Рожкова]; Акад. наук СССР, Ин-т истории. - М. : Изд-во АН СССР, 1956. - С. 160.
5. НА РС (Я), ф. 12, оп. 9, д. 22, л. 2.
6. Там же, ф.12, оп.1, д. 7517, л. 55.
7. Миницкий, М. И. Описание Якутской области, составленное контр-адмиралом Миницким / М. И. Ми-ницкий //Журнал МВД. - СПб. - 1830. - Кн. 6. - 153 с.
8. РГИА, ф. 1400, оп. 1, д. 89, л.14.
9. Фёдоров, М. М. Памятники права Саха (Якутия) : сборник документов и материалов в двух частях / Отв. ред. М. М. Фёдоров. - Якутск : Бичик, 1994. - С. 50.
10. РГИА, ф. 1264, оп. 6, д. 584, л. 411.
ххвъш тоотс
ЗТН0С0ЦИ0Л0ГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА(ЯКУТИЯ!
(Яоршч иршцснишей
Этносоциологические исследования в Республике Саха (Якутия).
Вып. 1. Сборник научных статей / В. Б. Игнатьева, Е. Г Маклашова, А. Г. То-маска, Я. М. Санникова, П. М. Егоров, Н. Д. Федотова. - Якутск, 2015. - 139 с.
Выпуск сборника научных статей приурочен к юбилейной дате: 40 лет назад, в 1974 г., в Институте языка, литературы и истории была создана лаборатория социологических исследований. В тесном сотрудничестве с новосибирскими коллегами здесь занимались комплексным анализом социальных проблем населения Якутии. Дифференцированные исследования жизнедеятельности социальных и этнических групп республики, проведённые первыми якутскими социологами, способствовали становлению этносоциологии в Якутии.
В настоящем сборнике, подготовленном сотрудниками сектора этносоциологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, нашли отражение результаты социологических исследований разнообразных эффектов экономических, политических, социальных и этнокультурных трансформаций новейшего времени.