Научная статья на тему 'Из истории формирования компетентностного подхода при обучении специалистов среднего звена в образовательных учреждениях юга России во второй половине ХХ века (на примере Северной Осетии)'

Из истории формирования компетентностного подхода при обучении специалистов среднего звена в образовательных учреждениях юга России во второй половине ХХ века (на примере Северной Осетии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / VOCATIONAL PEDAGOGY / ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / PSYCHOLOGY OF TEACHING / HIGHER EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеджемов С. Р., Петренко Д. А.

В статье предпринимается попытка проанализировать историю формирования компетентностного подхода при обучении в образовательных учреждениях юга России во второй половине ХХ века (на примере Северной Осетии). Авторы выделяют формирование компетенций как основу образовательного процесса. В результате авторы делают вывод о том, что задолго до того, как в мировой общественно-педагогической лексике появилось понятие «компетентностный поход», его сущностные характеристики учитывались при подготовке специалиста высокой квалификации путем организации производственной практики. Это была ведущая часть подготовки специалистов, в её основе лежало стремление научить обучающихся на практике применять полученные знания, умения и навыки по избранной ими специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеджемов С. Р., Петренко Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN TEACHING MIDDLE-LEVEL PROFESSIONALS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SOUTH OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY (WITH THE REFERENCE TO NORTH OSSETIA)

The researchers analyze history of formation of competence-based approach in teaching in educational institutions of the South of Russia in the second half of the 20th century with special regard to North Ossetia. The authors distinguish the formation of competences as a basis of the educational process. As a result the authors conclude that long before the notion of “competence” began to be used in the vocabulary of the world socio-pedagogical knowledge, its essential characteristics were taken into account in the preparation of specialist high skills by organizing professional practice at organizations. In the above mentioned educational establishments it was an integral part of the educational process and organically introduced into the curriculum. It was a leading part of the training and taught students to use the received knowledge and skills in the sphere of their specialization.

Текст научной работы на тему «Из истории формирования компетентностного подхода при обучении специалистов среднего звена в образовательных учреждениях юга России во второй половине ХХ века (на примере Северной Осетии)»

Таблица 3

Числовые характеристики распределения случайных величин

Дискретная случайная величина Линии сравнения Непрерывная случайная величина

Формула для вычисления математического ожидания

Формула для вычисления среднего квадратического отклонения

Формула для вычисления дисперсии

В процессе образовательной деятельности более успевающим курсантам педагог может предлагать задания на составление концептуальных и сводных таблиц по различным изучаемым темам.

Использование приёмов составления концептуальных и сводных таблиц активизирует индивидуальную познавательную

Библиографический список

деятельность курсантов, обеспечивает потребность в поиске дополнительной информации.

Рассмотренные методические приёмы технологии ТРКМ дадут необходимый эффект при их системном применении, при этом у курсантов будут вырабатываться навыки критического подхода к изучаемым объектам и явлениям, навыки систематизации информации и системного анализа.

1. Цветкова Т.Д. Педагогическое обеспечение индивидуализации обучения курсантов в процессе изучения математики в военном вузе. Актуальные вопросы военной теории и практики, результаты исследований по важнейшим проблемам военной науки в области радиационной, химической и биологической защиты: сборник докладов научной конференции научно-педагогического состава академии. Кострома: ВА РХБЗ. 2014: 144 - 149.

2. Стил Дж.Л., Мередит К.С., Темпл Ч., Скотт У. Популяризация критического мышления. Обучение чтению и письму в рамках проекта «Чтение и письмо для Критического мышления». Москва: Издательство «ИОО», 1997.

3. Андронова О.В. Некоторые приёмы развития критического мышления учащихся на уроках математики. Математика, физика, экономика и физико-математическое образование: материалы конференции «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. Ярославль: Издательство ЯГПУ.

4. Андронова О.В. Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования критического мышления учащихся на уроках математики. Ярославский педагогический вестник. 2009; 3: 7-12.

5. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Образовательные технологии: учебно-методическое пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005.

References

1. Cvetkova T.D. Pedagogicheskoe obespechenie individualizacii obucheniya kursantov v processe izucheniya matematiki v voennom vuze. Aktual'nye voprosy voennojteoriiipraktiki, rezul'tatyissledovanijpo vazhnejshim problemam voennojnauki voblastiradiacionnoj, himicheskoj ibiologicheskojzaschity: sbornik dokladov nauchnoj konferencii nauchno-pedagogicheskogo sostava akademii. Kostroma: VA RHBZ. 2014: 144 - 149.

2. Stil Dzh.L., Meredit K.S., Tempi Ch., Skott U. Populyarizaciya kriticheskogo myshleniya. Obuchenie chteniyu i pis'mu v ramkah proekta «Chtenie ipis'mo dlya Kriticheskogo myshleniya». Moskva: Izdatel'stvo «IOO», 1997.

3. Andronova O.V. Nekotorye priemy razvitiya kriticheskogo myshleniya uchaschihsya na urokah matematiki. Matematika, fizika, 'ekonomika i fiziko-matematicheskoe obrazovanie: materialy konferencii «Chteniya Ushinskogo» fiziko-matematicheskogo fakul'teta. Yaroslavl': Izdatel'stvo YaGPU.

4. Andronova O.V. 'Eksperimental'naya proverka 'effektivnosti tehnologii formirovaniya kriticheskogo myshleniya uchaschihsya na urokah matematiki. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2009; 3: 7-12.

5. Bajborodova L.V., Belkina V.V. Obrazovatel'nye tehnologii: uchebno-metodicheskoe posobie. Yaroslavl': Izdatel'stvo YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2005.

Статья поступила в редакцию 31.10.16

УДК 378

Chedzhemov S.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetin State University n.a. K.L. Hetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]

Petrenko D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Faculty of Professional Studies, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

FROM THE HISTORY OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN TEACHING MIDDLE-LEVEL PROFESSIONALS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SOUTH OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY (WITH THE REFERENCE TO NORTH OSSETIA). The researchers analyze history of formation of competence-based approach in teaching in educational institutions of the South of Russia in the second half of the 20th century with special regard to North Ossetia. The authors distinguish the formation of competences as a basis of the educational process. As a result the authors conclude that long before the notion of "competence" began to be used in the vocabulary of the world socio-pedagogical knowledge, its essential characteristics were taken into account in the preparation of specialist high skills by organizing professional practice at organizations. In the above mentioned educational establishments it was an integral part of the educational process and organically introduced into the curriculum. It was a leading part of the training and taught students to use the received knowledge and skills in the sphere of their specialization.

Key words: vocational pedagogy, psychology of teaching, higher education, competence.

С.Р. Чеджемов, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]

Д.А. Петренко, канд. пед. наук, нач. курса факультета заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации, ФГКОУ ВО Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЮГА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ)

В статье предпринимается попытка проанализировать историю формирования компетентностного подхода при обучении в образовательных учреждениях юга России во второй половине ХХ века (на примере Северной Осетии). Авторы выделяют формирование компетенций как основу образовательного процесса. В результате авторы делают вывод о том, что задолго до того, как в мировой общественно-педагогической лексике появилось понятие «компетентностный поход», его сущностные характеристики учитывались при подготовке специалиста высокой квалификации путем организации производственной практики. Это была ведущая часть подготовки специалистов, в её основе лежало стремление научить обучающихся на практике применять полученные знания, умения и навыки по избранной ими специальности.

Ключевые слова: профессиональная педагогика, психология обучения, компетенции.

Проблема формирования компетентностного подхода в образовательных организациях является весьма актуальной, поскольку в современных условиях экономики ощущается серьезная нехватка специалистов среднего звена. В интервью крупнейшему периодическому изданию России - газете «Аргументы и Факты» - академик РАН Абел Аганбегян отметил то обстоятельство, что в условиях экономического кризиса и введённых против России санкций «сокращаются вложения в экономику знаний, образование» [1]. В этих условиях необходимо использовать наработанный нашей педагогической наукой и практикой опыт подготовки специалистов со средним специальным профессиональным образованием, которых в современных условиях мы предлагаем именовать кадрами среднего звена и возродить престиж этих профессий.

Уже в 1920 году молодая Советская власть предприняла попытку создания единой системы профессионального технического образования в стране для подготовки квалифицированных рабочих кадров. Второе рождение профессионально-технической школы в стране и в нашей республике начинается в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года об образовании Государственных трудовых резервов, главной задачей которых становилась подготовка квалифицированных рабочих кадров. После Великой Отечественной войны в Северной Осетии началась систематическая и планомерная подготовка квалифицированных рабочих кадров. В этих условиях была создана целая система профессионально-технических училищ. Это - железнодорожное училище, ремесленное училище № 1, специальное ремесленное училище № 4, школа Фабрично-заводское училище № 1 на базе управления «Осетин-строй», Фабрично-заводское училище-2, действовавшее на Са-донском рудоуправлении.

Профессионально-технические училища республики продолжали успешно действовать и в 50-70 годы ХХ века, когда начался бурный рост профессионально-технического образования в Осетии. К концу 70-х годов их насчитывалось 17 с контингентом обучающихся свыше 10 тысяч человек.

В начальный период перестройки продолжился количественный и качественный рост профессионально-технической школы Северной Осетии. В июне 1990 года было образовано учебно-производственное объединение профессионально-технического образования при Министерстве народного образования. Начавшееся с 1 января 1992 года проведение экономических реформ, нашло свое отражение и на состоянии всей системы народного образования Северной Осетии. Особенно ощутимыми стали изменения в деятельности системы профессионально-технического образования. Исчез государственный заказ на рабочие профессии, только налаживающиеся рыночные отношения не востребовали многих и многих квалифицированных рабочих.

В начале 90-х годов ХХ века в системе профессионально-технического образования республики наметились новаторские тенденции. Так, в СПТУ-4 директором, кандидатом педагогических наук Л.М. Лазаревой и заместителем директора по науке, кандидатом технических наук Н.В. Лазаревым совместно с учеными СОГУ имени К.Л. Хетагурова: доктором педагогических наук, профессором 3.К. Каргиевой и доцентами Т.Б. Кодзаевым, С.Р. Чеджемовым в 1992 году был организован первый выпуск учителей по специальности «Учитель обслуживающего труда 5-8 классов средней школы». Это стало возможным в результате новаторского эксперимента, когда лучшие выпускники этого училища проходили педагогическую специализацию по специально разработанному учебному плану включающему в себя теорети-

ческое и практическое изучение предметов психолого-педагогического цикла. Полученные теоретические знания закреплялись во время прохождения восьминедельной педагогической практики. Во всех 14-ти СПТУ Северной Осетии успешно действовала кабинетная система обучения, лаборатории, учебные мастерские и хозяйства. Это не только значительно повышало уровень теоретических знаний, но и помогало наладить основы компетентностного подхода в приобретении практических умений и навыков.

Особого разговора заслуживает анализ деятельности железнодорожного техникума. Он был открыт еще в 1902 году и в деле его открытия выдающуюся роль сыграли передовая интеллигенция Осетии и депутаты Владикавказской городской думы. К концу XX века Владикавказский техникум железнодорожного транспорта готовил специалистов по шести специальностям: «Техническая эксплуатация состава», «Организация перевозок и управление движением», «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «Экономика, бухгалтерский учёт и контроль на железнодорожном транспорте», «Технологическая связь на железнодорожном транспорте», «Строительство железнодорожном дорог и путевое хозяйство».

В январе 1924 года был открыт Северо-Осетинский педагогический техникум. План обучения был рассчитан на 4 года обучения. При техникуме действовали 2 подготовительных класса. Первый выпуск учителей начальных классов состоялся в 1928 году. В 1942 году техникум был переименован в Педагогическое училище. В его составе было два отделения - школьное и дошкольное, открытое в 1937 году; в 1946 году было открыто третье - художественно-графическое отделение. В конце ХХ века училище было переименовано в Педагогический колледж, в котором осуществлялась многопрофильная подготовка по пяти специальностям: «Преподавание в начальных классах», «Преподавание в начальных классах национальной школы», «Коррекционная педагогика», «Иностранный язык», «Воспитание детей дошкольного возраста». За годы своего существования учебным заведением подготовлено свыше 25 тыс. специалистов.

В 1920 году во Владикавказе были созданы Финансовый и Торговый техникумы, но их деятельность была малоэффективной и они вскоре были закрыты, но позднее, в период начала культурной революции, Горский финансово-экономический техникум был открыт во Владикавказе в сентябре 1930 года. В 1938 году он стал именоваться «Орджоникидзевский финансовый техникум». В техникуме осуществлялось обучение по двум специальностям: «Бухгалтерский учёт» и «Финансы и кредит».

В сентябре 1931 года во Владикавказе был открыт Горно-металлургический техникум, одно из немногих в СССР и единственное на Северном Кавказе учебное заведение, готовящее специалистов среднего звена для горнорудной и металлургической промышленности. К концу XX века им было подготовлено свыше 15 тысяч специалистов не только для предприятий бывшего СССР, но и для иных стран - Китая, Индии и др. Велась подготовка кадров по следующим специальностям: «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», «Металлургия цветных металлов», «Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования», «Охрана окружающей среды», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Техническая эксплуатация электромеханического оборудования» и др

31 декабря 1945 года во Владикавказе был открыт Севе-ро-Осетинский Нефтяной техникум. Для учащихся неполной средней школы, обучение велось по пятилетней программе. В 1950 году состоялся первый выпуск специалистов в количестве

120 человек. До 1957 года в техникуме действовало обучение по специальностям: «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин», «Оборудование нефтяных и газовых промыслов», «Промышленное и гражданское строительство». Первые две специальности послужили основой для создания в 1957 году Нефтяного техникума в г. Грозном. С этого же года на базе последней специальности, учебное заведение стало именоваться Северо-Кавказским строительным техникумом. За время прошедшее со дня первого выпуска, техникум окончило свыше 15 тысяч специалистов.

Мы считаем, что в деятельности данных учебных заведений реализовывался компетентностный подход, основанный на выдвинутой ещё в 1946 году выдающимся отечественным педагогом и психологом С.Л. Рубинштейном концепции. Её суть хорошо просматривается в следующей цитате: «Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями, как «техническими компонентами», той или иной жизненной профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучение какой-либо деятельности, человек достигает, не просто лишь обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность». [2, с.б0].

Таким образом, ещё задолго до того, как в педагогической лексике появилось понятие «компетентностный поход», его сущностные характеристики учитывались при подготовке специалиста высокой квалификации путем организации производственной практики. В названных выше учебных заведениях

Библиографический список

она являлась неотъемлемой частью учебного процесса и органически вписывалась в учебный план. Это была ведущая часть подготовки специалистов, в ее основе лежало стремление научить обучающихся на практике применять полученные знания, умения и навыки по избранной ими специальности. Например, будущие педагоги проходили практику в школах в качестве учителей-практикантов. Они не только выступали в качестве преподавателей-предметников, но и осуществляли воспитательную работу с классом, что способствовало закреплению теоретических знаний и практических умений.

Резюмируя вышеизложенное, следует признать, что в указанное выше время в республике, как и в стране в целом сложился единый и непрерывный образовательный процесс, соединивший в себе теоретические знания и практические навыки [3; 4]. Начавшиеся в конце ХХ века процессы дезинтеграции науки и производства во многом затормозили, а в некоторых случаях и уничтожили тенденцию связи науки и производства с ориентацией на подготовку выпускников к реальной деятельности. Анализ соответствующих материалов показал, что образовательный уровень населения Северной Осетии характеризуется довольно высокими и прогрессирующими показателями. Это касается как мужчин, так и женщин. В 90-е годы ХХ века основными направлениями образовательной политики в республике являлись обеспечение запросов граждан в деле образования в рамках государственного стандарта среднего образования и разработка национально-регионального компонента.

1. Аганбегян А. Подтолкнуть рост. Аргументы и Факты. 2016; № 42: 9.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, 1946.

3. Петренко Д.А. Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров МВД по физической подготовке. Краснодарский университет МВД РФ, Ставропольский филиал; Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Москва, 2015.

4. Петренко Д.А. Формирование профессиональной компетентности инструкторско- педагогических кадров по физической подготовке для органов внутренних дел Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51): 98 - 100.

References

1. Aganbegyan A. Podtolknut' rost. Argumenty iFakty. 2016; № 42: 9.

2. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Moskva, 1946.

3. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov MVD po fizicheskoj podgotovke. Krasnodarskij universitet MVD RF, Stavropol'skij filial; Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova. Moskva, 2015.

4. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko- pedagogicheskih kadrov po fizicheskoj podgotovke dlya organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51): 98 - 100.

Статья поступила в редакцию 01.11.16

УДК 378

Chomaeva L.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Physics, Mathematics and Biotechnology, Stavropol State Medical University of the Ministry of Healthcare of RF (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Tolmacheva E.I., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior teacher, Department of Physics, Mathematics and Biotechnology, Stavropol State Medical University of the Ministry of Healthcare of RF (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

TECHNOLOGIES OF PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING MATHEMATICS IN A MODERN UNIVERSITY. The article gives a specificity of technologies of professionally-oriented teaching math in a modern university. The authors note that the realization of task and objectives of the educational process depends on the effectiveness of pedagogical technologies. The technological approach and innovative teaching technologies, developed on its basis, is an important means of organization of the educational process at the university. The article concludes that technologies of professionally-oriented mathematical training of modern teachers are based on teaching with the help of software, where teaching itself is based on joint activities of a teacher and a student, and the tasks of a course are to explore mathematics through information and communication technologies. The result of such activity is that students know their theoretical course and can apply their skills in future professional activities. Key words: technology of professionally-based teaching, mathematics, university students.

Л.Х. Чомаева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физики, математики и биотехнологии, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

Е.И. Толмачева, канд. физ.-мат. наук, ст. преп. каф. физики, математики и биотехнологии,

ФГБОУ ВО «(Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

В статье показана специфика технологии профессионально-ориентированного обучения математике в современном вузе. Авторы отмечают, что реализация поставленных целей и задач учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от эффективности педагогической технологии. Технологический подход и разработанные на его основе инновационные пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.