Научная статья на тему 'Из истории факультета портовой техники и электромеханики'

Из истории факультета портовой техники и электромеханики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / PORT HANDLING EQUIPMENT AND ELECTROMECHANICS FACULTY / TRAINING OF SPECIALISTS / ELECTROMECHANIC DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианов Евгений Николаевич

В статье рассматриваются основные вехи истории становления и развития факультета портовой техники и электромеханики, приводятся хронологические даты образования ведущих кафедр, освещена их научно-производственная и учебная деятельность, рассказано об ученых, внесших значительный вклад в развитие факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of port handling equipment and electromechanics faculty

The article presents the main stages of establishing and developing the Port handling equipment and Electromechanics faculty, chronological dates of founding the leading departments, their scientific-business and educational activities. The article introduces the main scientists who contributed very much to the development of the faculty.

Текст научной работы на тему «Из истории факультета портовой техники и электромеханики»

привлекать больше специалистов из ведущих организаций как для проведения научных исследований совместно с преподавателями университета, так и для преподавательской деятельности на различных договорных условиях. Данные центры смогут стать базой по подготовке кадров высшей профессиональной квалификации через аспирантуру и докторантуру.

В настоящее время судомеха-ническому факультету удалось сохранить практически все свои лучшие педагогические кадры. Возрождается система подготовки специалистов высшей квалификации из молодежи. Каждый прошедший учебный год либо подтверждает правильность решений в области совершенствования подготовки специалистов, либо ставит новые задачи. Полученный опыт вселяет уверенность в том, что все они будут решены.

В европейской части страны СПГУВК является единственным университетом в системе Министерства транспорта РФ, где ведется подготовка кадров для флота. Солидный профессорско-преподавательский состав, уникальная лабораторная и тренажерная база, широкий спектр специальностей сделали университет известным не только в России, но и за рубежом.

KUZMINA. BOATMECHANICAL FACULTY - THE FORGE FOR TRAINING THE FLEET PERSONNEL

The article presents the main stages of establishing and developing the boatmechanical faculty, its part in university structure. The article considers questions of training of personnel for fleet and shipbuilding industry.

Keywords: boatmechanical faculty, fleet personnel training, university complex.

Е.Н. АНДРИАНОВ, доцент, декан факультета портовой техники и электромеханики

Из истории факультета портовой техники и электромеханики

В статье рассматриваются основные вехи истории становления и развития факультета портовой техники и электромеханики, приводятся хронологические даты образования ведущих кафедр, освещена их научно-производственная и учебная деятельность, рассказано об ученых, внесших значительный вклад в развитие факультета.

Ключевые слова: подготовка специалистов портового оборудования, электромеханический факультет, электротехнические дисциплины.

При образовании в 1930 г. Ленин- циалистов по эксплуатации и проекти-

градского института инженеров вод- рованию портового перегрузочного

ного транспорта был создан механи- оборудования, а также технологов за-

ческий факультет для подготовки спе- водов и судовых энергетиков.

В связи с бурным развитием этих специальностей и резким увеличением количества студентов в 1938 г. из состава механического факультета выделяется механизаторский факультет. Новый факультет механизации перегрузочных работ был призван готовить инженерные кадры по оснащению портов современными высокопроизводительными машинами, а также по решению задач механизации трудоемких и тяжелых физических работ. На факультете в рамках учебных программ широко развивались и преподавались не только чисто технические, но и электротехнические дисциплины.

Первым деканом факультета стал известный ученый в области портовой перегрузочной техники профессор П.С. Козьмин, работавший в ЛИИВТ с 1933 г. На его плечи легли все тяготы организации учебной, методической и воспитательной работы, развертывания лабораторной базы и научных исследований, проведения практик. Непосредственно им были подготовлены базовые учебники по машинам непрерывного транспорта для студентов-механизаторов.

Значительный вклад в подготовку кадров инженеров-механизаторов внес работавший в ЛИИВТ с 1932 г. профессор А.И. Дукельский, подготовивший фундаментальные учебники по грузоподъемным машинам, подвесным канатным дорогам, по механизации портовых перегрузочных работ.

Большой вклад в организацию и развитие факультета внес профессор Н.Н. Емцов. Его книга «Портовые и судовые грузоподъемные машины » являлась учебником для всех институтов водного транспорта страны в предвоенный период. Профессором Н.Н. Ем-цовым также заложены основы технической эксплуатации и ремонта портовых перегрузочных машин.

Первый выпуск инженеров пришел-

ся на начало Великой Отечественной войны. В довоенный период с 1938 по 1941 гг. было выпущено 290 инженеров-механизаторов. В годы войны основная часть факультета была эвакуирована сначала в Минеральные Воды, а затем переведена в Горький. В трудных условиях блокады небольшая оставшаяся часть факультета продолжала работать, и с 1942 по 1945 гг. было выпущено 17 инженеров. Активная работа факультета возобновилась в полной мере в 1944 г. после возвращения института в Ленинград из эвакуации.

С 1945 по 1949 гг. факультет возглавлял доцент Ю.А. Рейнгольд, который много сделал для восстановления учебной и методической работы, для подготовки и развития электротехнического направления в рамках факультета. Его усилиями был организован широкий прием молодежи на подготовительное отделение, и тем самым была обеспечена подготовка кадров в послевоенный период. Многие из тех студентов стали ведущими работниками факультета и отрасли.

С 1949 по 1959 гг. факультет последовательно возглавляли проф. А.А. Долголенко (1949-1955) и проф. В.Ф. Сиротский (1955-1959), которые активно продолжали развитие базовых

дисциплин механизаторских специальностей. Профессором А.А. Долголен-ко был подготовлен ряд учебников по грузоподъемным машинам и машинам непрерывного транспорта, а профессором В.Ф. Сиротским - учебники по эксплуатации портов и организации и планированию их работы.

С 1945 г. на факультете работал Совет по общим вопросам, а с 1950 г. стал действовать Совет по защите кандидатских диссертаций, через который прошли десятки воспитанников факультета, производственников отрасли. В послевоенный период факультет получил название «Механизация и оборудование портов». Здесь велась подготовка инженеров по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование». Тогда же на факультете было подготовлено 85 кандидатов технических наук. Докторские диссертации защитили 9 сотрудников.

В 1955 г. из состава факультета механизации и оборудования портов на базе кафедры электротехники выделился электромеханический факультет, на котором началась подготовка специалистов по проектированию и эксплуатации электрооборудования объектов водного транспорта; в первые годы она велась по специальности «Электрификация промышленных предприятий и установок». Первым деканом факультета стал доцент Ю.А. Рейнгольд. В 1974 г. факультет был переименован в электротехнический, что было связано с резким возрастанием потребности в инженерах-электромеханиках широкого профиля на предприятиях и объектах водного транспорта.

В разные годы деканами электромеханического факультета были профессора В.П. Шорин (1963-1968 и 19811986), доцент П.И. Гриценко (19681973), профессор В.В. Тихонов (19731978), доцент К.Т. Витюк (1978-1981),

профессора А.А. Ишимикли (19861995), Ю.М. Кулибанов (1995-2001).

С 1959 по 1969 гг. факультет механизации и оборудования портов возглавлял известный специалист в области подъемно-транспортного оборудования доцент П.А. Самойлович. Им были подготовлены учебники по технической эксплуатации и монтажу подъемно-транспортных машин, по расчету и проектированию металлоконструкций портовых кранов.

С 1969 по 1976 гг. деканом факультета был доцент П.П. Артемьев. Являясь представителем школы проф. П.С. Козьмина, он продолжил развитие дисциплин механизаторского профиля, таких как портовые машины безрельсового транспорта, пневмотранс-портные установки, грузоподъемные машины. В настоящее время его учебник «Грузоподъемные машины на речном транспорте»,изданный в соавторстве с проф. В.И. Брауде и проф. Н.П. Гараниным, является базовым при подготовке инженеров по механизаторской специальности.

В 1974 г. факультет изменил свое название и стал называться факультетом портовой подъемно-транспортной техники. С 1976 по 1980 гг. его возглавлял доцент А.К. Миненко, под руководством которого получили дальнейшее развитие базовые дисциплины факультета. В связи с изменением названия появились новые дисциплины, которые преподавались на других технических факультетах института. Доцентами А.К. Миненко и П.П. Онохо-вым была проделана значительная работа по подготовке курса «Строительные машины» для гидротехнической специальности.

С 1980 по 1994 гг. факультетом руководил профессор Ю.В. Силиков. Продолжая традиции по развитию базового образования, он значительно усилил проектную и конструкторскую

подготовку выпускников, подготовил ряд учебников и учебных пособий по расчетам механизмов и металлоконструкций ПТМ.

С 1995 г. факультет возглавил проф. Е.Н. Андрианов, который провел большую организаторскую и методическую работу по подготовке новых образовательных стандартов механизаторской специальности. С 2001 г. в связи с реорганизацией структуры и возвращением в состав электротехнической специальности факультет изменил название и стал называться факультетом портовой техники и электромеханики.

Создание новых образовательных стандартов подготовки специалистов определило развитие новых дисциплин на факультете. Большое внимание было обращено на решение проблем надежности подъемно-транспортных машин, развитие перегрузочных комплексов и гидрокомплексов, проектирование и эксплуатацию современных систем электроприводов портовых кранов.

После объединения ЛИИВТ и ЦНИ-ИРФ в 1959 г. и создания отраслевого учебно-научного комплекса ЛИВТ на специальных кафедрах факультета появились научные подразделения (лаборатории и секторы), в задачу которых входит выполнение исследований, опытно-конструкторских работ, разработка нормативных документов для речных портов. Полученные научные результаты были опубликованы в трудах института и использованы при подготовке учебников и учебных пособий для студентов.

С учётом сложности решаемых проблем и в соответствии с приказом Мин-

речфлота на институт и факультет были возложены функции головной организации по созданию и совершенствованию технических средств комплексной механизации и автоматизации перегрузочных работ в портах. Кроме того, был образован Координационный Совет, который последовательно возглавляли профессор В.Ф. Сиротский и доцент П.П. Артемьев.

Факультет портовой техники и электромеханики в настоящее время осуществляет подготовку специалистов по двум специальностям: «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов» и «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов ».

В составе факультета две общеинженерные и три специальные кафедры. Общеинженерную подготовку ведут кафедры: «Основы инженерного проектирования» (заведующий кафедрой - профессор С.О. Барышников), «Теоретическая и общая электротехника» (заведующий - профессор В.В. Сахаров). Специальную подготовку осуществляют кафедры: «Подъемно-транспортные машины» (заведующий - профессор Е.Н. Андрианов), «Технология, эксплуатация и автоматизация работы портов» (заведующий -

профессор П.А. Головачев), «Электропривод и электрооборудование береговых установок» (заведующий -профессор В.А. Шошмин).

Ученые кафедр активно участвуют в решении основных задач, стоящих перед отраслью. Научная работа, направленная на совершенствование технологии перегрузочных работ и средств механизации, становится все более эффективной.

За время подготовки инженеров-механиков портов и инженеров-электриков береговых объектов водного транспорта выпущено около 8 тысяч специалистов. В их числе участник Великой Отечественной войны Герой Советского Союза М.Н. Тургель и Герой Социалистического труда К.Ф. Реквава, член Союза писателей, автор романов и повестей Н.Е. Дементьев.

ANDRIANOV E. THE HISTORY OF PORT HANDLING EQUIPMENT AND ELECTROMECHANICS FACULTY

The article presents the main stages of establishing and developing the Port handling equipment and Electromechanics faculty, chronological dates of founding the leading departments, their scientific-business and educational activities. The article introduces the main scientists who contributed very much to the development of the faculty.

Keywords: Port handling equipment and Electromechanics faculty, training of specialists, electromechanic disciplines.

К.В. СЛАТИН, доцент, декан факультета

Судоводительский факультет.

Историческая справка

В статье изложена история создания и развития судоводительского факультета. Даны краткие сведения о наиболее видных руководителях, преподавателях и выпускниках факультета.

Ключевые слова: судоводительский факультет, подготовка инженеров-судоводителей..

Первый официальный набор студентов на эксплуатационный факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта был проведён в июле 1930 г. В ноябре 1935 г. он был преобразован в эксплуатационно-судоводительский факультет. Его деканом стал З.А. Шашков, будущий министр речного и морского флота СССР. В 1938 г. деканом эксплуатационно-судоводительского факультета был утвержден В.Г. Бакаев, впоследствии министр морского флота СССР.

В 1939 г. эксплуатационно-судоводительский факультет разделился на эксплуатационный и судоводительский (СВФ). Деканом СВФ стал К.В. Будников. Заведующим кафедрой навигации и мореходной астрономии в то

время был профессор Б.П. Хлюстин (1884-1949). Последний предвоенный набор на судоводительский факультет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.