Рецензии
Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021. № 1 (13). Dostoevsky and World Culture. Philological journal, no.1 (13), 2021.
Рецензия / Review УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2)6
https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-1-244-254
© 2021. H.H. Подосокорский Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
Из истории достоевистики. Наследие В.Л. Комаровича
Комарович В.Л. «Весь устремление»: Статьи и исследования о Ф.М. Достоевском / сост., отв. ред. и автор вступит. статьи О.А. Богданова; подгот. текста и коммент. О.А. Богдановой, А.Г. Гачевой, Т.А. Кошемчук, А.Б. Криницына, Г.И. Романовой, Б.Н. Тихомирова; пер. с нем. А.Б. Криницына. М.: ИМЛИ РАН, 2018. 927 с.
© 2021. Nikolay N. Podosokorsky Novgorod National University Yaroslav Mudryi
From the History of the Research on Dostoevsky. The Legacy of Vasily Komarovich
Komarovich, V.L. "Ves'ustremlenie":Stat'iiissledovaniiaoF.M.Dostoevskom ["All Aspiration": Articles and Research about Fyodor Dostoevsky]. Ed. by O.A. Bogdanova et al. Moscow, IWL RAS Publ., 2018. 927 p.
Информация об авторе: Николай Николаевич Подосокорский, кандидат филологических наук, помощник ректора Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41, 173021, г. Великий Новгород, Россия. http://orcid.org/0000-0001-6310-1579 E-mail: [email protected]
Аннотация: Рецензия посвящена сборнику научных работ выдающегося исследователя жизни и творчества Ф.М. Достоевского, литературоведа, текстолога, фольклориста В.Л. Комаровича (1894-1942), а также материалов о нем. Большая часть включенных в книгу статей была опубликована в малотиражных изданиях при жизни автора и с тех пор никогда не перепечатывалась.
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
Ключевые слова: Василий Комарович, достоевистика, Наполеон, Борис Садовский, Аркадий Долинин, Ольга Богданова, достоевсковеды, текстология, Братья Карамазовы, Достоевский.
Для цитирования: Подосокорский Н.Н. Из истории достоевистики. Наследие В.Л. Комаровича. // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021. № 1 (13). С. 244-254. https://doi. org/10.22455/2541-7894-2021-1-244-254
Information about the author: Nikolai N. Podosokorsky, Ph.D. in Philology, Adviser for the Rector of Novgorod National University Yaroslav Mudryi, 41 Bolshaya Sankt-Peterburgskaya st., Veliky Novgorod 173021, Russia.
http://orcid.org/0000-0001-6310-1579
E-mail: [email protected]
Abstract: The review is devoted to the edition of collected works by the outstanding scholar Vasily Komarovich (1894-1942), researcher of the life and work of Fyodor Dostoevsky, philologist, textual critic, and folklorist. Most of the articles included in the book were published in small editions during the author's lifetime and have never been reprinted since then. The book also contains materials on Vasily Komarovich.
Keywords: Vasily Komarovich, Dostoevsky studies, Napoleon, Boris Sadovsky, Arkady Dolinin, Olga Bogdanova, Dostoevsky scholars, Textual criticism, The Brothers Karamazov, Dostoevsky.
For citation: Podosokorsky, N.N. "From the History of Research on Dostoevsky. The Legacy of Vasily Komarovich". Dostoevsky and World Culture. Philological journal, no. 1 (13), 2021, pp. 244-254.
https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-1-244-254 (In Russ.)
Ведущий научный сотрудник Отдела русской литературы конца XIX - начала XX века ИМЛИ РАН, доктор филологических наук Ольга Богданова делает чрезвычайно важное для достоевистики дело, занимаясь научной публикацией полузабытого и не до конца освоенного наследия выдающихся исследователей творчества Ф.М. Достоевского первой половины XX века. Мне уже доводилось отмечать высокий уровень подобной работы О.А. Богдановой, её большой и кропотливый труд применительно к изданию биографической книги Г.И. Чулкова (1879-1939) о Ф.М. Достоевском [Подосокорский, 2019, с. 286], всё это в еще большей степени относится и к без малого тысячестраничному тому, впервые объединяющему под одной обложкой все известные работы о жизни и творчестве Достоевского, написанные литературоведом, текстологом, фольклористом В.Л. Комаровичем (1894-1942), умершим от истощения в блокадном Ленинграде.
Большинство включенных в книгу статей и материалов были опубликованы в малотиражных изданиях конца 1910-х - 1920-х гг., никогда с тех пор не перепечатывались и до последнего времени были малодоступными для исследователей. Главный же труд Ко-маровича - объемное предисловие к первой публикации рукописей романа «Братья Карамазовы» и три его обзора, выпущенные на немецком языке, впервые переведены на русский А.Б. Криницыным для настоящего сборника. Фрагменты из книги уже публиковались в журнале «Достоевский и мировая культура» в 2018 году [Богданова, 2018], а ее составитель, ответственный редактор и автор вступительной статьи О.А. Богданова, начавшая заниматься Комаровичем в конце 1980-х годов, опубликовала целый ряд работ о Комаровиче в ведущих филологических журналах. В 2012 году в одной из таких статей она отмечала:
После окончания филологического факультета МГУ в середине 1980-х годов я стала работать экскурсоводом в московском музее Ф.М. Достоевского, где была собрана неплохая библиотечка дореволюционных и довоенных исследований о писателе; там я впервые и натолкнулась на статьи Василия Леонидовича Комаровича (1894-1942). Никто из старых работников музея, людей, защитивших по творчеству Достоевского диссертации, не мог сказать ничего определенного
об авторе этих глубоких, ярких, запоминающихся работ. К тому же выяснилось, что большинство статей В.Л. Комаровича практически недоступны даже заинтересованному читателю: разбросанные по малотиражным изданиям 1910-1920-х гг., которые давно стали библиографической редкостью, они никогда не издавались отдельной книгой. Замечу, что положение с тех пор практически не изменилось. И всё же достоевсковеды той поры не совсем забыли о своем предшественнике. В сентябре 1986 г. состоялась очередная конференция Международного общества Достоевского (IDS) в Ноттингеме, в которой впервые приняли участие советские исследователи. Каково же было мое удивление, радость, когда, пересказывая свое выступление там, Г.М. Фридлендер, руководитель группы по изданию Полного собрания сочинений Достоевского в 30 томах (Л., 1972-1990), назвал три крупнейших, по его мнению, имени в отечественной науке о Достоевском: М.М. Бахтина, Л.П. Гроссмана и В.Л. Комаровича. Первые два в представлении не нуждаются. О последнем нам известно до обидного мало. Попробуем восполнить этот пробел [Богданова, 2012, с. 134-135].
Добавим, что о большом значении исследований В.Л. Комаровича для советских достоевистов говорит хотя бы тот факт, что в библиографии произведений писателя и литературы о нем 1917-1965 годов имя Комаровича упоминается 27 раз [Ф.М. Достоевский. Библиография, 1968, с. 387], а в полном собрании сочинений писателя в 30 томах - более 60 раз [Достоевский 1972-1990, т. 30, кн. II, с. 237]. Попытки издать наследие В.Л. Комаровича предпринимали, как пишет Богданова, в 1960-е годы Д.С. Лихачев (1906-1999), считавший себя его другом и учеником [Комарович, 2018, с. 6], а в 1980-е годы - Т.И. Орнатская (1935-2016), входившая в Группу по изданию Полного собрания сочинений Достоевского ИРЛИ РАН. Отдельные работы перепечатывались в различных сборниках с 1990-х годов. Тем не менее, только сейчас полный корпус текстов исследователя о Достоевском стал широко доступен1. Причем его подготовка и выход почти совпали с републикацией других работ Комаровича, не связанных с Достоевским2, что лишь доказывает актуальность наследия ученого в целом.
Помимо О.А. Богдановой, в работе над книгой приняли участие такие исследователи как Б.Н. Тихомиров, А.Г. Гачева, А.Б. Кри-ницын, Т.А. Кошемчук и Г.И. Романова. По объему проделанной работы это издание можно сравнить с другим «фолиантом» - новой «Хроникой рода Достоевских», вышедшей под редакцией И.Л. Волгина в 2012 году [Хроника рода Достоевских, 2012], о котором мне тоже довелось писать для журнала «Вопросы литературы» [Подосо-корский, 2014].
В весьма содержательной вступительной статье к книге «В.Л. Комарович - исследователь Ф.М. Достоевского» Богданова перечисляет разнообразные заслуги ученого перед достоевистикой. Комарович стоял у истоков текстологии писателя и во многом определил ее принципы. Также он открыл несколько ранее неизвестных текстов Достоевского, таких как фельетон «Петербургские сновидения в стихах и прозе», «петербургский» вариант второй части неизданной главы романа «Бесы» - «У Тихона», части «Дневника писателя» за 1876 год - май, главы второй «Одна несоответственная
1 Важно, чтобы эта книга появилась и в свободном доступе в Интернете. Например, на сайте электронной библиотеки ИМЛИ РАН: http://biblio.imli.ru/
2 Например, работа В.Л. Комаровича «Китежская легенда: опыт изучения местных легенд» была переиздана сперва издательством "Дмитрий Буланин" в 2013 году, а затем Нижегородской историко-этнологической лабораторией в 2016 году.
идея». Кроме того, он атрибутировал ранее неизвестную публицистическую статью Достоевского во «Времени» - «Ответ "Русскому вестнику"» и еще три статьи из отдела «Смесь».
В этой же объемной статье предпринята попытка восстановить по крупицам биографию В.Л. Комаровича, сведения о котором крайне скупы. Выходец из Нижегородской губернии, он в 1912 году переехал в Петербург. Там стал студентом историко-филологического факультета университета, занимался в Пушкинском семинарии С.А. Венгерова, в семинарии по изучению творчества Достоевского А.К. Бороздина, в текстологическом семинарии Н.К. Пиксанова. Среди участников семинария С.А. Венгерова (1855-1920) тех лет были многие другие начинающие достоевисты - Б.М. Энгельгардт, А.Л. Бем, А.С. Долинин и др. В рамках этого семинария была написана первая статья Комаровича «Достоевский и "Египетские ночи" А.С. Пушкина» (1915). Как считает О.А. Богданова, именно «Вен-геров передал ученику традиции культурно-исторической школы, демократические симпатии, интерес к революционному течению в русской литературной и общественной мысли, прежде всего к Белинскому и М.В. Петрашевскому, текстологический опыт» [Комаро-вич, 2018, с. 10].
О другом учителе Комаровича, историке литературы и члене-основателе петербургской масонской ложи «Полярная звезда» [Серков, 2020, т. 1, с. 269-271] А.К. Бороздине (1863-1918) Богданова пишет следующее:
Надолго главная, магистральная линия интересов - Достоевский, увлечение которым Комарович в студенческие годы делил со своим рано умершим другом Никольским. Анализируя книгу Никольского «Тургенев и Достоевский. История одной вражды» (София, 1921), Комарович заметил, что рассматриваемое «исследование Ю. Никольского, а также работы Л. Коварского ("Достоевский и Диккенс") и Л. Першица ("Достоевский и Белинский"), в печати не появившиеся, наконец и моя... работа "Юность Достоевского" ("Былое", №23) своим возникновением обязаны историко-литературному семинарию ныне покойного профессора А.К. Бороздина. Его семинарий, посвященный изучению Достоевского, существовал от 1912 г. по 1917 г.». Обе первые публикации Комаровича относятся к 1916 г., обе - о творчестве автора «Братьев Карамазовых»: «Неизвестная статья Ф.М. Достоевского "Петербургские сновидения в стихах и прозе"», «Достоевский и Гейне». Студенческий состав
Венгеровского и бороздинского семинариев был практически идентичен [Комарович, 2018, с. 10].
В 1917 году Комарович был командирован в Московский Исторический музей для исследования хранившихся там рукописей Достоевского, в это же время завязывается его переписка с вдовой писателя А.Г. Достоевской (1846-1918). Последняя приветствовала его научную работу и распорядилась ему выдать «на просмотр все те бумаги и записные книжки из собрания памяти моего незабвенного мужа, которые недоступны для посторонней публики» [Комарович, 2018, с. 14]. В круг друзей и коллег Комаровича также входили Б.М. Эйхенбаум, Н.П. Анциферов, К.В. Мочульский и др.; в новооткрытом Нижегородском университете он одно время вместе работал и плотно общался с философом А.Ф. Лосевым (1893-1988), там же читал различные учебные курсы, в том числе «Достоевский, его жизнь и произведения».
В 1920-е годы Комарович приступил к исследованию и опубликованию материалов архива Достоевского, хранившегося в Пушкинском Доме, читал курс по Достоевскому в Ленинградском университете, вел семинар по Достоевскому в Государственном институте истории искусств, активно публиковал статьи о творчестве писателя. К сожалению, выход многих книг и статей Комаровича о Достоевского сильно задерживался, а то и вовсе срывался сперва, главным образом, из-за финансовых и бытовых проблем в годы Гражданской войны, а затем и по причинам цензурно-идеологи-ческого характера. Как отмечает Богданова, к 1930-м годам «само имя Достоевского становится едва ли не запретным в СССР. В итоге крупнейший российский достоевсковед так никогда и не увидел задуманной книги о писателе» [Комарович, 2018, с. 17].
В 1930-е годы, после трехлетней ссылки в Нижний Новгород, Комарович был вынужден почти отказаться от работы над Достоевским, переключившись на подготовку собраний сочинений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Стендаля и др. Драматичную историю так и несостоявшейся публикации Комаровичем романа «Братья Карамазовы» с приложением рукописей, сопроводительными статьями и академическим комментарием, можно восстановить по его переписке с В.Д. Бонч-Бруевичем и Л.П. Гроссманом и устным свидетельствам Д.С. Лихачева и И.Г. Ямпольского [Комарович, 2018, с. 23]. В них также отмечается неблаговидная роль филолога
А.С. Долинина (1880-1968), с которым у Комаровича были враждебные отношения ввиду научной нечистоплотности первого.
О.А. Богданова отмечает влияние на мировоззрение и научный метод Комаровича таких авторов как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вяч. И. Иванов, Г. Риккерт и др. По ее наблюдению, «Комарович существенно раньше Бахтина выдвинул концепцию романной формы Достоевского как полифонической» [Комарович, 2018, с. 31], а его брошюра «Достоевский. Современные проблемы историко-литературного изучения» (1925) «стала соединительным мостом между двумя эрами достоевсковедения: изучением "идеологии" (Мережковский, Волжский <А.С. Глинка>, И.Ф. Анненский, А.Л. Волынский и др.) и изучения поэтики (Бахтин, Комарович, Тынянов, Виноградов, Энгельгардт и др.)» [Комарович, 2018, с. 32].
Все работы Комаровича о творчестве Достоевского объединены общим подходом. «Каждая из почти двух десятков статей ученого о Достоевском, - пишет Богданова, - этап на пути к обобщающему труду - "одновременно и очерку биографическому, и очерку по истории религиозно-философских воззрений, и очерку художественной формы Достоевского". Это не разрозненные исследования - все они пронизаны центростремительной волей их автора. Очевидно стремление Комаровича к универсальному подходу в изучении творчества писателя» [Комарович, 2018, с. 35]. Форма произведения, по мнению ученого, непосредственное и наиболее искреннее выражение «духовного строения» писателя, она «менее всего произвольна, всегда предусматривается не сознанием, а как бы инстинктом художника» [Комарович, 2018, с. 6].
Слишком большое внимание Комаровича к рукописям изучаемых произведений имело и свою ограничительную сторону. Так, Богданова замечает, что поскольку рукописи Достоевского 1840-х годов исчезли после его ареста в 1849 году в недрах III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, то «поэтикой ранних произведений Достоевского Комарович, как приверженец телеогенетического метода, практически не занимается» [Комарович, 2018, с. 38].
Структура книги, помимо основательной вступительной статьи и подробного изложения принципов подготовки издания, которые можно назвать образцовыми, состоит из двух больших блоков: 1) «Статьи. Исследования. Обзоры» (всего 16 работ ученого с подробным современным комментарием), 2) «Приложение» (переписка
Комаровича, его лекции, автобиографии, а также мемуарные свидетельства о нем и хронологический список трудов ученого).
В данной рецензии нет никакой возможности откликнуться на каждый из многочисленных материалов этой книги, отмечу лишь, что работы Комаровича приятно поражают эрудицией, творческой смелостью и, главное, тоном автора. Нет необходимости спорить с отдельными кажущимися спорными или ошибочными суждениями почти столетней давности, но важно, что из каждой работы можно извлечь немало полезного и сейчас, поскольку тексты Кома-ровича прямо-таки изобилуют различными наблюдениями и историко-литературными деталями. Например, мне, как исследователю наполеоновского мифа в творчестве Достоевского, было любопытно прочесть про сравнение наполеонизма «Записок из подполья» с наполеонизмом из «Путешествия в Икарию» Этьена Кабе. Как пишет в примечаниях к статье «Юность Достоевского» Комарович: «Вся история Икара и созданного им государства Икарии построена автором (Кабе) по аналогии с историей Наполеона. Филантроп-преобразователь у Кабе разбивает коалицию королей-ретроградов тоже в битве при Аустерлице. - И Достоевский (на самом деле, конечно, не писатель, а его герой - Н. П.) в своих мечтах, подобно этому идеализированному Наполеону, идет «босой и голодный проповедывать новые идеи и разбивает ретроградов под Аустерлицем» [Комарович, 2018, с. 229]. Удивительно, но это наблюдение не попало в комментарий к тексту «Записок из подполья» в полном собрании сочинений Достоевского в 30 томах [Достоевский 1972-1990, т. 5] и было учтено лишь в комментарии к новому 35-томному полному собранию сочинений [Достоевский, 2013, т. 5, с. 527-528], что свидетельствует о важности републикации этой и других статей Комаровича. А подобных наблюдений и сопоставлений по самым разным проблемам достоевистики в его текстах рассыпано большое количество.
Кстати, в качестве эпиграфа к «Юности Достоевского» Комаро-вич неожиданно использовал строфу из посвященного ему стихотворения поэта Б.А. Садовского (1881-1952), написанного в 1919 году и при его жизни не публиковавшегося. В этой книге оно приводится по недавнему изданию наследия поэта [Садовский, 2010, с. 305]. Позволю себе привести его здесь полностью:
В тебе слились два лика. Первый лик -
Дней пушкинских. Аи, чубук и тахта,
Гвардейский строй, дуэли, гауптвахта И Германна полубезумный вскрик.
Второй твой лик: в нем оживает шляхта, Разгул войны, мазурок переклик, Охота, сейм. И всё сгорает в миг, Встречая взор самоубийцы Крафта.
Ночь белая болезненно бледна.
Вот юный Достоевский у окна,
Пред ним в слезах Некрасов, Григорович.
Всё это пролетает надо мной В часы, когда беседую с тобой, Когда со мной сидишь ты, Комарович.
Два лика Комаровича - это исследуемые им художественные миры Пушкина и Достоевского, частью которых, по меткому наблюдению поэта, он отчасти стал сам. В начале первой из лекций о Ф.М. Достоевском, прочитанных в 1921-1923 годах в Нижегородском университете, Комарович заметил: «Достоевский - весь устремление» (именно эта фраза и вынесена в заголовок рецензируемого сборника) и там же добавил: «Рассматривая, например, Достоевского как восстановителя религиозных традиций народа, мы не можем окончательно восстановить его мировоззрение. Оно движется, течет и изменяется. <...> Достоевский-художник почти не разработан еще. Достоевский же мыслитель тесно связан с его биографией, так как свои мысли Достоевский изживал и переживал» [Комарович, 2018, с. 735]. Сейчас, по прошествии целого века, сложно сказать, что менее разработано - творчество Достоевского или его биография. Думается, что незнание или сознательное игнорирование некоторых событий из жизни писателя делает недоступным и понимание многих линий его произведений.
Конечно, такой огромный том не мог обойтись и без справочного аппарата - указателя имен, списков сокращений и иллюстраций. Всё это, за редкими исключениями, также выполнено на должном уровне. В качестве мелких огрехов выделю, к примеру, помещение в именном указателе писателя Андрея Белого под буквой «Б», хотя, очевидно, что это не отдельные имя и фамилия, а целостный творче-
ский псевдоним. Или в том же указателе упоминание в тексте первого президента Франции Луи-Наполеона Бонапарта (позднее ставшего императором Наполеоном III) отнесено к Наполеону I, хотя речь идет о событиях французской революции 1848 года [Комарович, 2018, с. 132, 914].
В заключение можно еще раз выразить благодарность всему коллективу авторов и персонально О.А. Богдановой за это важное для науки издание.
Список литературы
1. Богданова, 2012 - Богданова О. «Забытый» русский литературовед В.Л. Комарович // Вестник Московского университета, 2012. № 6. С. 134-143.
2. Богданова, 2018 - Богданова О. Комарович В.Л. Лекции о Достоевском, прочитанные в 1921-1922 гг. в Нижегородском университете // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, 2018. №1. С. 184-235.
3. Достоевский 1972-1990 - Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.
4. Достоевский 2013 - Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 35 т / гл. ред. В.Е. Багно. -2-е изд., испр. и доп. СПб.: Наука, 2013 (издание продолжается).
5. Комарович, 2018 - Комарович В.Л. «Весь устремление»: Статьи и исследования о Ф.М. Достоевском / сост., отв. ред. и автор вступит. статьи О.А. Богданова; подгот. текста и коммент. О.А. Богдановой, А.Г. Гачевой, Т.А. Кошемчук, А.Б. Криницына, Г.И. Романовой, Б.Н. Тихомирова; пер. с нем. А.Б. Криницына. М.: ИМЛИ РАН, 2018. 927 с.
6. Подосокорский, 2014 - Подосокорский Н.Н. Рецензия на книгу: Хроника рода Достоевских / под редакцией И. Л. Волгина (Руководитель проекта); Игорь Волгин. Родные и близкие: Историко биографические очерки. М.: Фонд Достоевского, 2012. 1232 с., илл. // Вопросы литературы, 2014. №3. С. 386-389.
7. Подосокорский, 2019 - Подосокорский Н.Н. Рецензия на книгу: Г.И. Чулков. Жизнь Достоевского / сост., подг. текста, коммент. и вступит. статья О.А. Богдановой. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 472 с. // Вопросы литературы, 2019. №1. С. 286-289.
8. Садовский, 2010 - Садовский Б. Морозные узоры: стихотворения и письма / сост., послесл., коммент. Т.В. Анчуговой. М.: Водолей, 2010. 565 с.
9. Серков, 2020 - Серков А.И. Российские масоны. 1721-2019. Биографический словарь. Век XX. Том I. М.: Ганга, 2020. 664 с.
10. Ф.М. Достоевский. Библиография, 1968 - Ф.М. Достоевский. Библиография произведений Ф.М. Достоевского и литературы о нем. 1917-1965 / сост.: В.В. Акопджанова, С.В. Белов, Г.В. Коган, Г.Б. Пономарева; Под редакцией А.А. Белкина, А.С. Долинина, В.В. Кожинова. М.: Книга, 1968. 407 с.
11. Хроника рода Достоевских, 2012 - Хроника рода Достоевских / под редакцией И.Л. Волгина (Руководитель проекта). Игорь Волгин. Родные и близкие: Историко-био-графические очерки. М.: Фонд Достоевского, 2012. 1232 с., илл.
References
1. Bogdanova, O. "'Zabytyi' russkii literaturoved V.L. Komarovich" ["The 'Forgotten' Russian Critic V.L. Komarovich"]. Vestnik Moskovskogo universiteta, no. 6, 2012, pp. 134-143. (In Russ.)
2. Bogdanova, O. "Komarovich V.L. Lektsii o Dostoevskom, prochitannyie v 1921-1922 gg. v Nizhegorodskom universitete" ["Komarovich V.L. Lectures on Dostoevsky 1921-1922 in Nizhnyi Novgorod"]. Dostoevskii i mirovaia kul'tura. Filologicheskii zhurnal, no. 1, 2018, pp. 184-235. (In Russ.)
3. Dostoevskii, F.M. Polnoesobraniesochinenii: v301. [Complete Works: in 30 Vols]. Leningrad, Nauka Publ, 1972-1990. (In Russ.)
4. Dostoevskii, F.M. Polnoe sobranie sochinenii: v 351 [Complete Works: in 35 Vols.]. Ed. by V.E. Bagno. Saint Petersburg, Nauka Publ., 2013 - continuing publication. (In Russ.)
5. Komarovich, V.L. "Ves' ustremlenie": Stat'i i issledovaniia o F.M. Dostoevskom ["All Aspiration": Articles and Research about Fyodor Dostoevsky]. Ed. by O.A. Bogdanova et al. Moscow, IWL RAS Publ., 2018. 927 p. (In Russ.)
6. Podosokorskii, N.N. Review of Khronika roda Dostoyevskikh [Chronicle of the Dostoevsky Family], ed. by I.L. Volgin, Moscow, Dostoevsky Fund Publ., 2012. Voprosy literatury, no. 3, 2014, pp. 386-389. (In Russ.)
7. Podosokorskii, N.N. Review of Zhiz' Dostoevskogo [Dostoevsky's Life], by G.I. Chulkov, ed. by O.A. Bogdanova, Moscow, IWL RAS Publ., 2015. Voprosy literatury, no. 1, 2019, pp. 286-289. (In Russ.)
8. Sadovskii, B. Moroznye uzory: stikhotvoreniia i pis'ma [Frost Patterns: Verses and Letters]. Ed. by T.V. Anchugova. Moscow, Vodolei Publ, 2010. 565 p. (In Russ.)
9. Serkov, A.I. Rossiiskie masony. 1721-2019. Biograficheskiy slovar. Vek XX [Russian Masons. 1721-2019. Biographical Dictionary. 20th Century]. Vol. I. Moscow, Ganga Publ, 2020. 664 p. (In Russ.)
10. Belkin, A.A. et al., editors. Bibliografiia proizvedenii F.M. Dostoevskogo i literatury o nem. 1917-1965 [A Bibliography of Dostoevsky's Works and Literature About Him]. Moscow, Kniga Publ., 1968. 407 p. (In Russ.)
11. Volgin, I.L., editor. Khronika roda Dostoevskikh [Chronicle of Dostoevsky Family]. Moscow, Dostoevsky Fund, 2012. 1232 p. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 25.02.2021 Одобрена после рецензирования 28.02.2021 Принята к публикации 01.03.2021 Дата публикации: 25.03.2021
The article was submitted 25 Feb. 2021 Approved after reviewing 28 Feb. 2021 Accepted for publication 01 Mar. 2021 Date of publication: 25 Mar. 2021