Научная статья на тему 'Из истории деятельности мужской гимназии Иркутского отдела Русского Собрания (начало XX В. )'

Из истории деятельности мужской гимназии Иркутского отдела Русского Собрания (начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕРНОСОТЕНЦЫ / МОНАРХИСТЫ / ПРАВЫЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / BLACK-HUNDREDERS / MONARCHISTS / THE RIGHTS / PATRIOTISM / ENLIGHTENMENT / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черепанов Тимофей Игоревич

Данная работа посвящена истории деятельности русской национальной мужской гимназии Иркутского отдела Русского собрания − политической организации, существовавшей в начале XX века, выступавшей в защиту неограниченного самодержавия, господства православной веры и державных прав русского народа, единства и неделимости Российской Империи, экономической и политической независимости, развития на русских самобытных исторических началах. Даны сведения об устройстве гимназии, рассказывается о предпосылках её возникновения, специфике деятельности. Отмечено общественно-политическое значение гимназии, отношение к ней общества. Также прослежены финансовые источники, изменение правового статуса, динамика роста численности учащихся, появления новых классов и преподаваемых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM HISTORY OF RUSSIAN ASSEMBLY IRKUTSK DEPARTMENT MEN’S GYMNASIUM (EARLY 20 th CENTURY)

The paper deals with the history of the Russian national men’s gymnasium of the Irkutsk Department of the Russian Assembly, which was a political organization, existed in the early 20 th century. It supported absolute tsarist autocracy, the rule of the Orthodox faith and the supreme rights of Russian people, the unity and indivisibility of the Russian Empire, the economic and political independence, the development based on Russian original historical fundamentals. The article informs about the gymnasium structure, describes its origination backgrounds and its activities. In addition it traces the sources of financing, changes in legal status, growth dynamics in the number of students, and the emergence of new classes and subjects being taught.

Текст научной работы на тему «Из истории деятельности мужской гимназии Иркутского отдела Русского Собрания (начало XX В. )»

УДК 947.1 (571.53) 4 46

ИЗ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ ИРКУТСКОГО ОТДЕЛА РУССКОГО СОБРАНИЯ (НАЧАЛО XX В.)

л

© Т.И. Черепанов1

Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.

Данная работа посвящена истории деятельности русской национальной мужской гимназии Иркутского отдела Русского собрания - политической организации, существовавшей в начале XX века, выступавшей в защиту неограниченного самодержавия, господства православной веры и державных прав русского народа, единства и неделимости Российской Империи, экономической и политической независимости, развития на русских самобытных исторических началах. Даны сведения об устройстве гимназии, рассказывается о предпосылках её возникновения, специфике деятельности. Отмечено общественно-политическое значение гимназии, отношение к ней общества. Также прослежены финансовые источники, изменение правового статуса, динамика роста численности учащихся, появления новых классов и преподаваемых дисциплин. Ил. 3. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: черносотенцы; монархисты; правые; патриотизм; просвещение; образование.

FROM HISTORY OF RUSSIAN ASSEMBLY IRKUTSK DEPARTMENT MEN'S GYMNASIUM (EARLY 20th CENTURY) T.I. Cherepanov

East Siberian State Academy of Education, 83 Nizhnyaya Naberezhnaya, Irkutsk, Russia, 664011.

The paper deals with the history of the Russian national men's gymnasium of the Irkutsk Department of the Russian Assembly, which was a political organization, existed in the early 20th century. It supported absolute tsarist autocracy, the rule of the Orthodox faith and the supreme rights of Russian people, the unity and indivisibility of the Russian Empire, the economic and political independence, the development based on Russian original historical fundamentals. The article informs about the gymnasium structure, describes its origination backgrounds and its activities. In addition it traces the sources of financing, changes in legal status, growth dynamics in the number of students, and the emergence of new classes and subjects being taught. 3 figures. 9 sources.

Key words: Black-Hundreders; monarchists; the Rights; patriotism; enlightenment; education.

В настоящее время деятельность первой правой организации начала XX в. уже достаточно исследована, однако деятельность Русского Собрания в сфере образования подрастающего поколения, в особенности на территории Восточной Сибири, мало представлена в работах, посвящённых правым организациям.

Русское Собрание с самого начала своего создания в 1900 г. было известно как просветительская организация, хотя с обострением социально-политического положения в стране, началом революции 1905 г. его члены стали уделять огромное внимание политическим проблемам и даже редактировали устав для участия в политической жизни страны. Однако по мере спада революционного движения Русское Собрание вновь сосредоточилось на просветительской деятельности, в частности, стало учреждать гимназии. Этому способствовал тот факт, что члены Русского Собрания прекрасно понимали, к чему может привести уничтожение в народном сознании идеалов, на которых строился русский традиционный общественно-политический уклад. В качестве одного из разрушающих факторов указывалась современная система школьного образования [6, с. 66, 67, 144-145, 150-151].

Стремление воспитывать молодёжь в русском национальном духе разделяли и в Иркутском отделе Русского Собрания (ИОРС). Члены последнего сразу после обретения правительством контроля над общественно-политической ситуацией начали работу по реализации означенных стремлений. По поручению ИОРС его активист П.А. Алексеев 5 сентября 1907 г. обратился с ходатайством к иркутскому генерал-губернатору А.Н. Селиванову о разрешении открыть с 1 октября 1907 г. частное учебное заведение первого разряда для детей мужского пола с программой Министерства народного просвещения (МНП). 7 сентября 1907 г. ходатайство было удовлетворено, и 5 октября состоялось торжественное открытие мужской гимназии при Иркутском отделе Русского Собрания (хотя занятия в учебном заведении начались уже с конца сентября 1907 г.) [2, л. 3 об. 4; 2, л. 51, 86]. В приготовительный класс открывающейся гимназии уже было принято 45 человек. На содержание были переданы пожертвования в размере 1500 руб., из них 600 руб. от местного благотворителя В.Г. Трапезникова [2, л. 4, 4 об.; 3, 86 об.; 7, с. 95].

Гимназия ИОРС первое время располагалась на Большой Трапезниковской улице в доме Лаврентье-

1Черепанов Тимофей Игоревич, аспирант, тел.: 89246066391, e-mail: akceptor44tim@rambler.ru Cherepanov Timofei, Postgraduate, tel.: 89246066391, e-mail: akceptor44tim@rambler.ru

вой (в настоящее время ул. Желябова, 3), где находился и сам ИОРС [1] (рис. 1).

Впоследствии место расположения гимназии менялось. Известно, что уже 1 июня 1909 г. гимназия помещалась в доме П.А. Алексеева на Преображенской

улице у хлебного базара (ныне ул. Тимирязева, 32) [8, с. 1] (рис. 2). В 1917 г. гимназия Русского Собрания переехала в собственное здание на Большой улице в дом № 51 [3, л. 3, 3 об.] (рис. 3).

Рис. 1. Дом Лаврентьевой на ул. Большой Трапезниковской (ул. Желябова, 3)

X

Рис. 2. Дом П.А. Алексеева на ул. Преображенской (ул. Тимирязева, 32)

Рис. 3. Дом Ф.А. Каршина (слева) на Большой улице (ул. Карла Маркса)[5]

Целью учебного заведения провозглашалось воспитание подрастающего поколения «на чисто русских национальных основах в почитании веры православной и преданности Царю и Отечеству». В гимназию должны были приниматься только русские. Что касается инородцев, то они могли быть допущены в учебное заведение только по разрешению Попечительного совета. Лицам иудейского происхождения доступ в гимназию был категорически запрещён [2, л. 3, об. 4; 3, л. 51, 86].

В прошении на имя иркутского генерал-губернатора объяснялось, что в рамках Русской национальной гимназии открывается возможность создания атмосферы, коей невозможно достичь в правительственных образовательных учреждениях. Преподаватель в таких учреждениях ощущает себя по-другому, поскольку он не озабочен боязнью уязвить чьё-либо национальное чувство, «отдавая дань уважения русским деятелям и внушая любовь и преданность к России и всему русскому», поскольку среди воспитанников не будет представителей нерусской народности, которые «в каждом слове, возвеличивающем чувства национального достоинства каждого из сынов великого русского народа» будут усматривать «оскорбление и унижение своей национальности» [2, л. 6, 6 об.]. При однородном русском составе учащихся «житейский уклад учебного заведения будет чисто русским без особых усилий и подчеркиваний» [2, л. 6, об.].

Специфика гимназии ИОРС выражалась также в наполнении образования национальным содержанием. Для патриотического и национального воспитания гимназия располагала специфической учебной литературой. Известно использование в гимназии хрестоматии Флегонта Мясникова «Светик» и хрестоматии под названием «Матушка Русь» [3, л. 28 об., 29].

Осуществляя национально-патриотическое воспи-

тание, гимназия ИОРС в образовании учащихся следовала программе МНП. Известно, что в гимназии в 1910 г. преподавались такие предметы, как словесность, русский язык, всеобщая история, русская история, всеобщая география, русская география, литература, арифметика, Закон Божий, латинский, французский и немецкий языки, природоведение, пение. В появившихся со временем старших классах преподавали алгебру и геометрию [2, л. 8, 8 об.; 3, л. 5, 5 об., 6, 28 об., 29].

Управлением гимназии занимался Попечительский совет, состоящий из Совета ИОРС, в ведении которого находилась хозяйственная часть. В докладе ревизионной комиссии, проводившей проверку с 11 по 25 апреля 1917 г., сообщается, что в Попечительский совет, председателем которого являлся П.А. Алексеев, в то время входило 10 членов Совета ИОРС и 3 избранных им попечителя. Заседания педагогического совета проводились достаточно регулярно. На этих заседаниях разбирались обычные вопросы школьной жизни: приём новых учеников, обсуждение достижений и поведения воспитанников, перевод в следующие классы, различные жалобы. Что касается директора гимназии, то он избирался Попечительским советом и утверждался учебным начальством. Однако, как сообщал сам директор, никто и никогда на утверждение не представлялся [3, л. 51, 51 об., 86 об., 88, 88 об., 89, 89 об.].

Представление об отношении к гимназии Русского Собрания со стороны общества даёт письмо его членов. В нём сообщалось, что первый год существования гимназии приходился на время, близкое к революционным событиям 1905-1907 гг. Тогда «русское, национальное подвергалось осмеянию и издевательству; природные же русские, смущённые этим, боялись поместить своих детей в гимназию Русского Собрания, чтобы тем самым не признать себя русским,

коих прогрессивные газеты писали в кавычках, называя черносотенцами». Это, по мнению членов Русского Собрания, являлось причиной небольшого числа поступающих в первый год работы гимназии. Также указывалось на то обстоятельство, что на окраине, в Иркутске, укрепила свои позиции «печать, обслуживавшаяся преимущественно политическими ссыльными, среди которых лучшие - космополиты, а большинство отрицало государственность вообще и русскую государственность и русский национализм в особенности». Абсолютное доминирование этой печати привело к внедрению в сознание читающей части населения отрицательного отношения к русскому национализму. «При таких обстоятельствах люди, выделяющие себя в обособленную русскую национальную группу, считались отсталыми, неразвитыми». Между тем, констатируют члены Русского Собрания, понадобилось всего лишь три года, чтобы Русская национальная гимназия наполнилась учащимися. На четвертом году своей деятельности гимназия ИОРС проявила «жизненную силу и устойчивость», а рост числа обучающихся указывал на рост числа сочувствующих. Более того, положительное отношение стало наблюдаться не только со стороны простых русских семей, но даже и со стороны представителей прогрессивно-мыслящей русской общественности, выражавших сочувствие революционному беспорядку 1905 г. Поместив своих детей в гимназию ИОРС, они одобрительно отнеслись к установленным в ней порядкам. Данное отношение проявлялось на праздничных мероприятиях, устраиваемых в гимназии [2, л. 5, 5 об., 6 об., 7].

Об успехе гимназии Русского Собрания косвенно свидетельствует динамика увеличения числа её учеников. В первый год работы гимназии должны были быть открыты приготовительный и первый классы. Остальные классы должны были открываться по мере потребности в них. Тем не менее, в первый год был открыт только приготовительный класс [3, л. 51, 51 об., 86 об.]. Существование только одного класса послужило причиной получения отказа на прошение, возбуждённое учредителями в апреле 1908 г. перед МНП о предоставлении их учебному заведения статуса «частной мужской гимназии» [3, л. 86 об., 87]. В следующем, 1908/1909 учебном году, был открыт первый класс. Число учащихся к 1 января 1909 г. составляло 78 человек. В 1909/1910 учебном году был открыт 2-й класс, и общее число учащихся достигло 130. Ко дню окончания занятий 27 мая 1910 г. в младшем отделении подготовительного класса состояло 32 человека, в старшем отделении - 40, в первом классе -29, во втором - 15. Таким образом, общее число учащихся составляло 116 детей. В 1910 г. был открыт третий класс, а количество обучающихся достигло 149 [2, л. 4 об.; 2, л. 87]. В 1917 г. в гимназии действовало 8 классов, из которых два было приготовительных. Общее количество учеников составляло 260 человек [3, л. 3]. Видно, что число учащихся в четвёртый год существования гимназии увеличилось, при этом рост числа учащихся происходил не столько от увеличения числа классов, сколько от притока учеников в младшие классы [2, л. 5].

С течением времени ИОРС озаботилось приобретением для своей частной гимназии прав правительственных учебных заведений. В письме от 9 октября 1910 г. иркутскому генерал-губернатору указывалось, что успешному развитию гимназии препятствует отсутствие у её учащихся прав, которые имеются у воспитанников правительственных гимназий, что гимназия вынуждена учитывать взгляды родителей учащихся на её правовой статус. Следовало пояснение, что в представлении рядового обывателя совершенно необъяснимо и недопустимо то обстоятельство, что учебное учреждение, задавшееся миссией воспитания подрастающего поколения «в преданности отеческим идеалам и чаяниям», не имело одобрения со стороны правительства. Излагая это генерал-губернатору, ИОРС подводил к необходимости признания высшей властью русской национальной гимназии, ставящей себе цели с государственным и общественным значением, предоставить её воспитанникам права, которыми они были бы наделены при обучении в правительственных гимназиях [2, л. 5 об.; 3, л. 86 об., 87]. Ход прошению был дан. А 27 января 1911 г. последовало письмо исполняющего обязанности попечителя учебного округа к управляющему МНП, содержащее ходатайство о присвоения гимназии ИОРС статуса частной мужской гимназии и предоставлении учащимся гимназии ИОРС таких же прав, какими пользуются учащиеся правительственных мужских гимназий, в том числе прав по воинской повинности. Мотивы, изложенные ИОРС, признавались заслуживающими внимания. Отмечалось, что данное учебное заведение «ныне привлекло к себе благожелательное отношение значительной части местного населения и обеспечило себе вполне прочное положение на будущее время, что преподавание в нём происходит по одобренным МНП учебникам, учителя допускаются к преподаванию учебно-окружным начальством и вообще учебно-воспитательное в нём дело поставлено вполне удовлетворительно» [2, л. 9, 9 об.]. Министр народного просвещения разрешил присвоить частному мужскому учебному заведению 1 -го разряда ИОРС наименование частной мужской гимназии с предоставлением учащимся в нём права по окончании полного курса поступать в университет, но с тем: «1. Чтобы программы сего учебного заведения были не ниже курса соответствующих классов правительственных мужских гимназий; 2. Чтобы испытания производились при участии и под надзором депутатов от учебного округа и 3. Чтобы число учащихся в каждом классе не превышало сорока [2, л 11, 11 об., 12; 3, л. 87]. Известно также, что содействие Иркутскому отделу Русского Собрания в предоставлении его гимназии прав оказывал Главный совет Собрания в Петербурге [9].

С началом войны в 1914 г. Совет ИОРС открыл в гимназии вакансии для детей военных и русских беженцев из Польши и Галиции [9].

После февральской революции 1917 г. гимназия ИОРС продолжала существовать. В докладе от 2 мая 1917 г. начальника Иркутской учительской семинарии главному инспектору училищ Восточной Сибири сообщалось, что гимназия состояла в это время из

восьми классов, включая два приготовительных. Общее количество учеников составляло 260 человек [3, л. 3].

В послереволюционных условиях 7 марта 1917 г. руководством гимназии был поднят вопрос о сохранении или изменении названия гимназии. Восемь из пятнадцати его членов проголосовало за сохранение старого названия. Было решено, что и в настоящее время название гимназии не является предосудительным. Однако данный вопрос определили как преждевременный впредь до выяснения делегатом Русского Собрания в Комитете Общественных организаций вопроса об отношении Комитета к самому обществу [3, л. 89 об.].

Нужно отметить, что правые и в новых условиях стремились укрепить правовой статус своей гимназии. 21 марта 1917 г. председатель родительского комитета мужской гимназии при ИОРС инженер П.М. Соколов, исполняя постановление родительского комитета, обратился с письмом к комиссару учебных заведений Восточной Сибири, в котором просил предоставить полные права гимназии, поскольку к тому времени она пользовалась лишь правами для учащихся. Он отмечал, что отсутствие полных прав у гимназии заставляет родителей забирать своих учеников, начиная с четвёртого класса [3, л. 3, 3 об.]. Председатель ИОРС П.А. Алексеев 30 марта 1917 г. также ходатайствовал перед комиссаром учебных заведений Восточной Сибири дать ход прошению П.М. Соколова [3, л. 7]. Для выяснения вопроса о возможности предоставления просимых прав 23 марта 1917 г. по предложению главного инспектора училищ Восточной Сибири В.Г. Архангельского была организована ревизионная комиссия, которая проводила проверку с 11 по 25 апреля. Преподавателям Иркутской мужской гимназии Д.З. Белкину В.П. Старостину и В.В. Жуковскому было поручено дать заключение о состоянии учебного дела гимназии Русского Собрания [3, л. 4, 82, 87 об., 88)].

Вскоре стали появляться отчёты о постановке учебного дела в гимназии Русского Собрания. В докладе от 2 мая 1917 г. отмечалось, что программы Закона Божия, русского языка и литературы, истории и географии (русской и всеобщей) соответствовали программам мужской гимназии МНП или представляли по сравнению с ней незначительные изменения, которые согласовывались с позднейшими разъяснениями министерства. Учебный материал учениками гимназии был усвоен «в достаточной степени». Среди учеников гимназии не было выделяющихся своим развитием, знаниями, начитанностью, однако не имелось и слишком отстающих и неспособных. Письменные работы по большей части являлись удовлетворительными, «за общими исключениями». Ученики младших классов свои мысли излагали довольно грамотно. В старших классах работы выполнены также удовлетворительно и со стороны содержания, и со стороны изложения. Успешность обучающихся колебалась от 71 до 94%. Поведение в основном оценивалось как «хорошее» и «отличное». В среднем каждый ученик в год пропускал 54 урока. Занятия велись ежедневно с 9 часов утра до 2 часов 35 мин. при продолжительности

урока в 55 минут [3, л. 89, 89 об.].

В заключительной части доклада комиссии сообщалось, что ИОРС, согласно своему уставу, не имел права на открытие учебных заведений. Органы управления гимназии - Попечительский совет и директор, до сих пор не утверждены учебным начальством. Цели гимназии были определены как тенденциозные. Критике комиссия подвергла ограничение доступа инородцев и категорическое запрещение к поступлению в гимназию евреев. Также указывалось на ряд таких недостатков, как отсутствие физического кабинета, достаточного количества наглядных пособий, «порядочной» библиотеки; отсутствие у большей части преподавателей требуемого образовательного ценза; неудовлетворительное состояние хозяйственной части гимназии, недостаточная обеспеченность платой на содержание преподавателей, что являлось причиной затруднения поиска необходимого преподавательского состава. Что касается учебной части, то она был признана удовлетворительной [3, л. 91].

Сведений, касающихся дальнейшей судьбы гимназии и её персонала, нами пока не обнаружено. Известно лишь, что гимназия при Иркутском отделе Русского Собрания некоторое время сохранялась и после Октябрьской революции 1917 г. Так, в 1918-19 гг. гимназия выпустила 99 человек [6, с. 206.]. Более того, в описи дел гимназии Иркутского отдела Русского Собрания имеются классные журналы приготовительного класса за 1917/1918 и 1919/1920 учебные годы и шестого класса за 1919/1920, 1920/1921 годы [4].

Что касается финансового обеспечения гимназии ИОРС, то основным источником её существования являлась плата за обучение, которая в приготовительном классе составляла 45 рублей в год, в первом классе - 60 рублей, во втором и в третьем - 70 рублей [3, л. 83 об.]. Эти деньги шли на оплату жалованья учителям и прислуги. Оплата преподавателям составляла от 60 до 75 рублей за годовой урок, причем выплата производилась только за учебные месяцы. В летние же месяцы жалование получали надзиратель и учитель приготовительного класса [3, л. 87 об.]. Плата за обучение в военное время составляла 50-80 руб. в год, в 1917 г. предполагалось её повышение до 60100 рублей для выплаты жалования преподавателям и за летние месяцы.

Ежегодные взносы членов Попечительского совета гимназии в размере 25 рублей также составляли доходную часть бюджета гимназии [2, л. 4, 7; 2, л. 51, 51 об., 87], который еще, кроме того, пополнялся за счёт пожертвований (известно, что В.Г. Трапезниковым было выделено 650 руб. на выплату стипендии [3, л. 83 об.]).

Как упоминалось выше, в 1917 г. у гимназии и Иркутского отдела Русского Собрания появилось собственное здание (см. рис. 3), на содержание которого, согласно смете, требовалось 5000 руб. ежегодно. Некоторые свободные помещения в нём сдавались в аренду, вырученные средства направлялись на выплату стипендии ученикам и другие хозяйственные расходы. Кроме того, гимназия имела доход с капитала - 32 руб. 50 коп., который употреблялся на оплату

за обучение детей из малоимущих семей [3, л. 83 об., 84].

Общая сумма дохода гимназии достигала 6840 рублей в год. Но, несмотря на это на протяжении всех лет работы гимназия испытывала финансовые трудности. Доказательством этого служит тот факт, что за второй год работы гимназия имела дефицит в 124 руб. 25 коп., в 4-ый год дефицит составил 715 руб. 25 коп. Смета на 1910/1911 г. была составлена с дефицитом в 2245 руб. Можно предположить, что этот дефицит складывался по ряду причин: несвоевременное поступление платы за обучение, платы за аренду помещений и др. В военные годы ситуация ещё более обострилась. ИОРС заложил собственный дом в Мед-ведниковский банк.

Из истории деятельности мужской гимназии Иркутского отдела Русского Собрания видно, что её открытие приходится на период спада революционного движения. Что касается времени закрытия гимназии, то оно произошло в 1921 г., то есть в период установления советской власти в Иркутске. Таким образом, гимназия просуществовала около 14 лет. Гимназия Русского Собрания имела своей целью образование подрастающего поколения на чисто русских национальных основах в почитании православной веры, преданности Царю и Отечеству, как государственников, будущую опору и оплот Русского государства. Данная цель достигалась специфической обстановкой в гимназии, особыми дисциплинами и учебными мате-

риалами. Гимназия ИОРС обнаруживала динамику постоянного развития. За время своего существования она открыла восемь классов, в числе которых два класса были приготовительными, а также добилась получения прав правительственных гимназий. Финансирование гимназии ИОРС осуществлялось за счёт платы за обучение, пожертвований и дохода от сдачи в наём некоторых помещений гимназии. Однако на протяжении всего периода своей деятельности гимназия постоянно испытывала финансовые трудности. Согласно приведённым данным, постановка учебного дела в гимназии Русского Собрания признавалась как удовлетворительная. Недостатки гимназии заключались в том, что большая часть её преподавателей не имела требуемого образовательного ценза и достаточной платы на содержание, а также в отсутствии в гимназии хорошей библиотеки, достаточного количества наглядных пособий и физического кабинета. Данные изъяны были вызваны неудовлетворительным состоянием хозяйственной части гимназии.

Таким образом, на основании представленных архивных документов можно заключить, что Иркутскому отделу Русского Собрания удалось создать полноценное образовательное учреждение, которое решало долгосрочную задачу - воспитание подрастающего поколения с развитым русским национальным сознанием. Кроме того, определённо указывается на стремление ИОРС в достижении своих целей идти эволюционным путём.

Библиографический список

1. Весь Иркутск с отделом Забайкальской области на 1908 год. Адресно-справочная и торгово-промышленная книга на 1908 г. Иркутск: Электро-типография С.А. Серебренникова, Изд-е Е.Р. Бендер, Первый отдел.

2. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 63. Главный инспектор училищ Восточной Сибири. Д. 170.

3. ГАИО. Ф. 63. Главный инспектор училищ Восточной Сибири. Д 883.

4. ГАИО. Ф. 378. Мужская гимназия Иркутского отдела Русского Собрания. Д. 378. Оп. 1. Д. 49.

5. Иркутск на почтовых открытках, 1899-1917: историко-библиографический альбом-каталог / авт.-сост. С.И. Медведев; Центр по сохранению ист.-культ. наследия ком. по куль-

туре администрации Иркутской области. М.: Галарт, 1996. 641 с.

6. Кирьянов Ю.И. Русское собрание 1900-1917. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. 352 с.

7. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. 560 с.

8. Русский Восток (Иркутск). 1909. 2 мая. № 11, суббота.

9. Рылов В. Ю. Деятельность правоконсервативной организации «Русское Собрание» (1901-1917 гг.) // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее: сб. науч. тр. Воронеж, 2001. Вып. 1. С. 159-174.

УДК 81.271.1

ГЕНДЕР В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ

© И.А. Якоба1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья посвящена теоретическому обзору и анализу особенностей речевого поведения коммуникантов разного пола в интернет-коммуникации. С распространением нового типа общения - интернет-коммуникации - возникла потребность исследований проявления гендера в этом виде дискурса. Свобода выбора человеком собственной модели гендерного поведения способствует возникновению «множественной идентичности» и виртуальной мультигендерной языковой личности. Автор описывает явления «играизации» и «карнавализации» интернет-

1Якоба Ирина Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89025699620, e-mail: irina_yakoba@mail.ru

Yakoba Irina, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89025699620, e-mail: irina_yakoba@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.