Научная статья на тему 'Из истории чешской музеологии'

Из истории чешской музеологии Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
465
77
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЕОЛОГИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ЗБЫНЕК СТРАНСКИЙ / ЧЕХИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Некужа Петр

После создания независимой Чехословакии 28 октября 1918 г. недавно созданная Ассоциация чехословацких музеев попыталась развить наследие выдающегося музейного деятеля, Климента Чермяка. Решающим фактором в этом отношении стала горячая поддержка со стороны тогдашнего директора Моравского музея, Ярослава Гельферта, который добился того, чтобы декретом министерства образования от 13 декабря 1921 г. в ново созданном университете Масарика в Брно была учреждена лекторская должность по музеологии. В 1965 г. в Брно состоялся и первый симпозиум по музеологии, на котором З. Странский представил свои новые разработки относительно учебного курса по теоретической музеологии. В том же году были открыты учебные программы для сотрудников музеев и галерей. В 1967 г. состоялся международный съезд преподавателей музеологии со всей Европы, который стал стимулом к созданию Международного комитета по подготовке персонала при Международном совете музеев. Можно утверждать, что именно Збынек Странский сыграл самую важную роль в развитии преподавания теоретической музеологии в Чехии. Сейчас в Чехии есть две университетских кафедры, на которых преподается теоретическая музеология, еще на 12 кафедрах в программу обучения входят различные разделы музеологии, например, в виде семинаров в рамках других образовательных программ.

From the History of Czech Museology

After the creation of independent Czechoslovakia on 28th October 1918 the newly established Association of Czechoslovak Museums tried to carry the legacy of Kliment Čermák. The decisive factor in this regard was determination on the side of the then-director of the Moravian Museum, Jaroslav Helfert, who enforced the foundation of a lectorate of museology at the newly-founded Masaryk University in Brno, via a ministerial decree of the Ministry of Education dated 13th December 1921. In 1965 a first Museology symposium took place where Zbyněk Stránský explained his new idea for theoretical museology curricula. In the same year postgraduate programmes for professional employees of museums and galleries were opened. In 1967 an international convention of teachers of museology from European countries took place, which was an impetus to the foundation of the International Committee for Training of Personnel (ICTOP). Therefore, we can say that Zbyněk Stránský played the most important role in the quality of theoretical museology instruction in the Czech lands. For the time being there are two university departments in the Czech Republic that teach theoretical museology as a field of study; and there are 12 other university departments that teach selected chapters from museology as seminars that are included in the curricula of other fields of study.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Из истории чешской музеологии»

УДК 069.01(162.3)

Петер Некужа

ИЗ ИСТОРИИ ЧЕШСКОЙ МУЗЕОЛОГИИ

Музеи играли значительную роль в истории чешской культуры со времен процесса национального возрождения в XIX - начале XX вв.1 Уже тогда существовали определенные намеки на взаимное влияние музейной практики и теоретических концепций, о чем впервые заявил Климент Чермяк2 После создания независимой Чехословакии (28 октября 1918 г.) недавно созданная Ассоциация чехословацких музеев попыталась развить наследие ученого. Уже тогда начали высказываться мысли о создании самостоятельного института - кафедры музеологии. Решающим фактором в этом отношении стала горячая поддержка со стороны тогдашнего директора Моравского музея, Ярослава Гельферта, который добился того, чтобы декретом министерства образования от 13 декабря 1921 г. в ново созданном университете Масарика в Брно была учреждена лекторская должность по музеологии. Лекции начали читаться в 1922 г. и продолжались вплоть до нацистской оккупации. Они возобновились после освобождения Чехословакии Красной Армией в 1945 г. и продолжались еще три года, вплоть до 1948 г.3 В это время инициативу в данной области попытались перехватить пражские музейщики. Профессор Иржи Неуступный защитил свою диссертацию в Карловом университет по «археологии с особым акцентом в области музеологии»4. В 1948 г. преподавал там и Збынек Странский. Однако вскоре он оставил Карлов университет, переехав в Жихлаву. Вскоре ему помог тогдашний директор Моравского музея в Брно, Ян Елинек. Благодаря влиянию Я. Елинека в университете Брно была создана внешняя кафедра музеологии. В 1965 г. состоялся и первый симпозиум по музеологии, на котором З. Странский представил свои новые разработки относительно учебного курса по теоретической музеологии. В том же году были открыты учебные программы для сотрудников музеев и галерей. В 1967 г. состоялся международный съезд преподавателей музеологии со всей Европы, который и стал стимулом к созданию Международного комитета по подготовке персонала (ИКТОП) при Международном совете музеев.

В 1973 г. по политическим причинам самостоятельная кафедра музеологии в университете Брно была упразднена и стала частью кафедры археологии факультета искусств. Теоретическая музеология оставалась частью ее учебной программы. В 1980-е гг. З. Странский весьма активно занимался проведением Международных летних школ по му-

1 См.: Spet J. Prehled vyvoje cesskeho muzejnictvi. Brno, 2004. I. (do roku 1945). S. 10-45.

2 CermakK. Vychova v muzeologii // V5stnik ceskoslovanskych muzei a spoUrn archeologickych. 1901. № 4. S. 173-176.

3 Holman P. The Paths of Museology in Brno // Museology at the Beginning of the 3rd Millenium. Brno, 2009. P. 204.

4 Neustupny J. Lektorat muzejnictvi // V5stnik Moravskeho zemskeho muzea v Втё. 1924. N° 4.

зеологии, первая из которых состоялась в 1986 г5. В 1990 г., после Бархатной революции, самостоятельная кафедра музеологии была восстановлена, и З. Странский стал ее заведующим. Он оставил эту должность в 1995 г. в связи с преклонным возрастом. Таким образом, определенно можно утверждать, что именно Збынек Странский сыграл самую важную роль в развитии преподавания теоретической музеологии в Чехии6. Его ученики и последователи продолжают дело всей его жизни.

Однако из-за кадровых сокращений кафедра музеологии вскоре вновь была объединена с кафедрой Археологии, вместе они составили кафедру археологии и музеологии7. Ее учебная программа состояла из двух уровней: трехгодичной программы бакалавриата и двухгодичной магистерской. Можно сказать, что программа бакалавров в первую очередь была сконцентрирована на музеографии, а магистров - на музеологии. Глава музеологиче-ского отделения - Павел Гольман. В конце 1990-х гг. делались попытки создать в университете Масарика новые программы по дополнительному образованию в области музеологии, но они не увенчались успехом. В результате соглашения между ЮНЕСКО и университетом Масарика в 1994 г. при университете была создана кафедра ЮНЕСКО по музеологии и мировому наследию. До того в мире была всего лишь одна подобная кафедра. Спектр ее деятельности охватывает различные проекты, связанные с культурным и мировым наследием в контексте развивающейся глобализации8. Проекты, связанные с кафедрой, охватывают философские, теоретические и практические аспекты мирового наследия, его сущность, защиту, хранение, использование и т.д. Г лава этой кафедры - Ян Долак. Еще один институт, занимающийся музеологией в современной Чехии, - это Силезский университет в Опаве. Институт исторических наук был создан там при активной поддержке университета Масарика в 1990 г. Уже в осеннем семестре 1990 г. здесь начались занятия, и была создана кафедра истории. В марте 1992 г. она была преобразована в Институт истории и музеологии. В 2008 г. институт переименовали в Институт исторических наук, при нем существуют сектор истории, сектор музеологии и охраны памятников и сектор археологии.

Следует сказать несколько слов и о наиболее значительных конференциях, которые проходили в Чехии в последние годы. Ассоциация музеев и галерей Чешской республики проводит в Праге регулярные конференции под названием «Музей и перемены», на которых эксперты встречаются и обсуждают различные проблемы музеографии. Теоретические аспекты музеологии ими чаще всего игнорируются. Международная конференция под названием «Музеология в начале третьего тысячелетия - теория и практика» проходила в Техническом музее Брно в октябре 2008 г. В ее ходе была предпринята попытка ответить на вопросы, связанные со значением теоретической музеологии и ее приминением к повседневной музейной жизни. Целью конференции был взаимный обмен результатами, полу-

5 UNESCO International Summer School of Museology / Ecole Internationale d’Ete de Museologie UNESCO. Brno, [б. д.].

6 О нем см.: DolakJ., Vavrikova J. Muzeolog Z. Z. Stransky. Zivot a dilo. Brno, 200б.

7 Holman P. The Paths of Museology in Brno. P. 20б.

8 См.: Doldk J. Museums in Modern Era // Museums in Transformation Process. Brno, 2004. P. 11-1б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бб

ченными в процессе научного исследования музеологии, обмен опытом, применение музео-логии в повседневной работе и методологические проблемы, связанные с преподаванием музеологии9. Конференция еще раз подтвердила основные идеи, высказанные на предыдущей весьма успешной встрече чешских и словацких музейщиков, проходившей в 2007 г., в ходе которой была предпринята попытка собрать информацию обо всех ныне существующих в Чехии и Словакии учебных заведениях, предлагающих в числе преподаваемых дисциплин музеологию. Еще раз подтверждены были и идеи проводившихся в последнее время семинаров, посвященных документации нынешней ситуации, а также созданных в последние годы ассоциаций. Сотрудничество Технического музея и кафедры ЮНЕСКО по музео-логии и мировому наследию помогает найти такое пространство, в котором могли бы встречаться музейщики из самых разных учреждений со всего мира.

Сейчас в Чехии есть две университетских кафедры, на которых преподается теоретическая музеология, еще на 12 кафедрах в программу обучения входят различные разделы музеологии, - например, в виде семинаров в рамках других образовательных программ. Среди этих кафедр, кафедры Карлова университета, Технического университета в Остраве, Пардубицкого университета и т.д. Музеология преподается также и в некоторых высших профессиональных школах Чехии. Там программы сфокусированы в основном на му-зеографии, в частности, на охране культурного наследия, связях с общественностью, правилах и методологии документации, администрации и работе с коллекциями и т.д. Одна из таких школ - пражская Высшая профессиональная школа информационных служб. Последний пример для знакомства с музеологической парадигмой - Школа музейной пропедевтики при Ассоциации музеев и галерей Чешской республики, поддерживаемая Министерством культуры. Среди ее преподавателей - опытные эксперты из музеев и преподаватели музеологии из различных учебных заведений. Студенты могут выбирать здесь между базовым и продолжающимся курсами, которые ведутся в дистанционном режиме. Базовый семинар Школы музейной пропедевтики рассчитан на музейных работников, связанных с изучением и сохранением коллекций, уже имеющих музеологическое образование. Семинар также посещают представители местных властей, являющихся создателями музеев (муниципалитетов, региональных властей). Члены семинара приобретают базовые знания о многочисленных проблемах связанных, с музеями в Чехии, и актуальными направлениями европейского музейного управления. Они знакомятся с проблемами развития и специфических миссий музея, созданием и хранением коллекций, управлением коллекциями, музейным пиаром и менеджментом и т.д. Получив эти знания, выпускники семинара могут видеть проблемы практики в более широком контексте и продолжать свою будущую учебу.

Перевод с английского Ананьева В. Г.

9 См.: Ананьев В. Г. Музеология в начале третьего тысячелетия [Рец. на книгу: Muzeologie na zacatku 3. tisicileti/ Museology at the Beginning of the 3rd Millennium: Sbornik s mezinarodniho seminare Teorie a praxe 2008. Brno: Tech-icke Muzeum v Brne, 2009. 230 pp. ISBN 978-80-8б413-б1-7] // Музей. 2G1G. № 10. С. 48-50.

б7

Информация о статье

Автор: Некужа Петр - магистр, зав. отделом документации науки и техники, Чехия, Технический музей г. Брно. nekuza@technicalmuseum. cz Заглавие: Из истории чешской музеологии.

Абстракт: После создания независимой Чехословакии 28 октября 1918 г. недавно созданная Ассоциация чехословацких музеев попыталась развить наследие выдающегося музейного деятеля, Климента Чермяка. Решающим фактором в этом отношении стала горячая поддержка со стороны тогдашнего директора Моравского музея, Ярослава Гельферта, который добился того, чтобы декретом министерства образования от 13 декабря 1921 г. в ново созданном университете Масарика в Брно была учреждена лекторская должность по музеологии. В 1965 г. в Брно состоялся и первый симпозиум по музеологии, на котором З. Странский представил свои новые разработки относительно учебного курса по теоретической музеологии. В том же году были открыты учебные программы для сотрудников музеев и галерей. В 1967 г. состоялся международный съезд преподавателей музеологии со всей Европы, который стал стимулом к созданию Международного комитета по подготовке персонала при Международном совете музеев. Можно утверждать, что именно Збынек Странский сыграл самую важную роль в развитии преподавания теоретической музеологии в Чехии. Сейчас в Чехии есть две университетских кафедры, на которых преподается теоретическая музеология, еще на 12 кафедрах в программу обучения входят различные разделы музеологии, - например, в виде семинаров в рамках других образовательных программ.

Ключевые слова: музеология, университет, Збынек Странский, Чехия.

On article

Author: Nekuza Petr - Mgr, The head of the detachment of the Documentation of Science and Technology, Czech Republic, Technical museum, Brno. nekuza@technicalmuseum.cz Title: From the History of Czech Museology.

Abstract: After the creation of independent Czechoslovakia on 28th October 1918 the newly established Association of Czechoslovak Museums tried to carry the legacy of Kliment Cermak. The decisive factor in this regard was determination on the side of the then-director of the Moravian Museum, Jaroslav Helfert, who enforced the foundation of a lectorate of museology at the newly-founded Masaryk University in Brno, via a ministerial decree of the Ministry of Education dated 13th December 1921. In 1965 a first Museology symposium took place where Zby^k Stransky explained his new idea for theoretical museology curricula. In the same year postgraduate programmes for professional employees of museums and galleries were opened. In 1967 an international convention of teachers of museology from European countries took place, which was an impetus to the foundation of the International Committee for Training of Personnel (ICTOP). Therefore, we can say that Zby^k Stransky played the most important role in the quality of theoretical museology instru c-tion in the Czech lands. For the time being there are two university departments in the Czech Republic that teach theoretical museology as a field of study; and there are 12 other university departments that teach selected chapters from museology as seminars that are included in the curricula of other fields of study.

Key words: museology, university, Zbynek Stransky, Czech Republic.