28
art / «©0ll@@uaum=j®yrnal» 2024
УДК 745/749
Намиг Захид оглу Мамедов,
Заслуженный художник Азербайджана, доцент, заведующий кафедрой «Академическая живопись и композиция», Азербайджанская Государственная Академия Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2024-9202-28-31 ИЗ ИСТОРИИ АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ
Namig Zahid oglu Mamedov FROM THE HISTORY OF ABSTRACT PAINTING
Аннотация.
Абстрактная живопись — это новый подход к цвету, как форме художественного выражения в современном искусстве и дизайне. Цель этого процесса — отделить цвета от конкретных объектов, форм и областей, а также освободить цвет от его естественной формы. Абстрактная живопись стремится достичь эффективного и духовного выражения цветов, отделиться от классической живописи и изобразительного искусства.
Abstract.
Abstract painting is an advanced approach to color as a form of artistic expression in contemporary art and design. The purpose of this process is to separate colors from specific objects, shapes and areas, and to free the color from its natural form. Abstract painting seeks to achieve an effective and spiritual expression of colors, setting itself apartfrom classical painting and fine art.
Abstract painting is an art form that comes with a way of using color, freed from formal objects and forming sensitive, sad or colder expressions.
Ключевые слова: Абстрактная живопись, искусство, дизайн, живопись, изобразительное искусство.
Key words: Abstract painting, art, design, painting, fine arts
Абстрактная живопись — это форма искусства, которая сопровождается способом использования цвета, освобожденного от определенных форм объектов и формирующего чувствительные, грустные, радостные или более холодные выражения (1, 2). Основы абстрактной живописи:
- субъективный эффект цвета. В абстрактной живописи цвет может иметь субъективный и личный эффект. Это означает, что цвет сложнее объяснить и сравнить. Из изображения определенного предмета или пейзажа удаляется цвет, а на его место ставятся чувства и впечатления художника;
- геометрическое и неоформленное выражение. В абстрактной живописи цвет может сочетаться с формальными и геометрическими элементами, но иногда можно наблюдать и бесформенные и случайные комбинации. Это дает художнику большую творческую свободу, менее подверженную влиянию и освобождению от естественных форм;
- дизайн и композиция цвета. В абстрактной живописи определение и расположение цвета определяются воображением художника и художест-венным подходом к определенным цветовым сочетаниям. Цвет, дизайн и композиция работают вместе, создавая самобытные и независимые работы современных художников-абстракционистов;
- психологический эффект цвета. Психологический эффект цвета является одной из основ абстрактной живописи. Абстрактное использование цвета создает для зрителя независимый эффект. Психологическое воздействие цвета и обеспечение
чувств - один из основных элементов абстрактной живописи (3). Например, для некоторых небесно -голубой цвет может означать тишину и покой, а красный - энергию и волнение;
- эффект цветовых сочетаний - цветовые сочетания являются основой абстрактной живописи (4). Художник пытается произвести на зрителя независимое впечатление, выбирая разные цветовые тона и описательные сочетания;
- создание впечатления на зрителя. Основная цель абстрактной живописи - создать независимое впечатление и воздействие на зрителя. Чтобы добиться этого независимого эффекта цвета и формы, художник может использовать разные техники (5) и эффекты.
Последовательность в абстрактной живописи:
• Снижение воображения и все становится холоднее.
• Субъективная передача цвета и создание эффекта на зрителя.
• Композиция и проект уже креативны и лишены воображения.
Абстрактная живопись - это вид искусства, который ищет различные выражения в области современного искусства и обеспечивает независимое выражение цвета. Субъективное и эмоциональное воздействие цвета на зрителя - одна из его наиболее естественных особенностей.
Абстрактная живопись и импрессионизм - два художественных выражения, возникшие в разные исторические периоды, но кроме того, они также во многом отражают связь друг с другом. Сначала
вкратце уточним импрессионизм, а затем рассмотрим примеры импрессионизма в абстрактной живописи. Импрессионизм - направление в искусстве, возникшее во Франции во второй половине XIX века. Этому движению удалось отойти от содержания формальных образов и сосредоточиться на динамике воздуха, света и жизни. Художники-им -прессионисты пытались выразить свое воображение и чувства, изображая предметы и пейзажи. Художники-импрессионисты использовали изображение света в сочетании с цветовыми тонами и сумели передать действие каждого нюанса. Это движение открыло двери более субъективному подходу к искусству, подчеркнув важность независимого выражения цвета и света.
Основные черты импрессионизма: описание момента. Художники-импрессионисты изображают изображаемые предметы сразу или под влиянием момента. Это особенность, с помощью которой художники стараются создать независимую и эффектную атмосферу. Важная роль света и цвета: Свет и цвет - основные элементы импрессионизма. Художники подчеркивают влияние света и цвета при изображении изображаемых ими предметов. Естественное и свежее описание цвета - одна из наиболее отличительных черт импрессионизма. Меньше внимания к форме: художники-импрессионисты уделяют меньше внимания форме и деталям. Формы описаны менее подробно, технологически. Это позволяет зрителю легче выражать свои чувства и впечатления. Живопись на открытом воздухе: художники-импрессионисты изображали предметы на открытом воздухе, а не в закрытых студиях Это позволило им более точно отразить влияние, которое они взяли от природы.
Описание Fast Life: Работы импрессионистов известны своим быстрым и динамичным стилем жизни. Все постоянно меняется, и художники пытались это уловить.
Независимый эффект: художники-импрессионисты больше полагались на силу цвета и света для создания независимого эффекта и чувства, чем на формальное представление зрителю. Сосредоточьтесь на городской жизни: художники-импрессионисты сосредоточили свое внимание на городской жизни, включая работы, изображающие городские пейзажи, (6) такие места, как парки и кафе. Совместное движение художников: Импрессионизм был совместным движением, которое позволяло художникам делиться разными идеями и работать с разными художниками.
Импрессионизм повлиял на основы абстрактной живописи и развил это направление искусства. В абстрактной живописи примеры импрессионизма трудно определить, поскольку оба направления искусства имеют большое разнообразие стилей и подходов. Однако многие современные художники-абстракционисты благодарны импрессионистским влияниям и включают в свои работы основные принципы импрессионизма (7). Давайте теперь попытаемся лучше понять, как импрессионистические влияния были интегрированы в абстрактную живопись, используя в качестве примеров работы
нескольких современных художников-абстракционистов:
Герхард Рихтер - немецкий художник Герхард Рихтер известен своим сочетанием абстрактного и фотореалистичного искусства. «Абстрактная живопись» (1979) отдает дань влиянию импрессионистов своими абстрактными цветами, написанными красками и кистью. Меняющиеся тона красок и хриплый вид картин помогают импрессионизму найти себя.
Джоан Митчелл - американская художница -абстракционистка, известная, прежде всего своим абстрактным экспрессионистским стилем. Энергию его красок и особую манеру письма можно сравнить с кластерной манерой письма художников-импрессионистов и меняющимся атмосферным эффектом. Такие работы, как «Городской пейзаж» (1955) и «Подсолнухи» (1990), демонстрируют адаптацию эстетики импрессионизма к абстрактной живописи.
Сай Твомбли - художник, создающий интересные и трогательные работы в стиле абстрактного экспрессионизма. Цвета и эффект не формальности, представленные в его работах, могут напоминать атмосферные эффекты художников -импрессионистов. В таких работах, как «Цветение» (2001) и «Без названия (Вакх)» (2006), можно выделить мысли импрессионистических влияний смешением красочных и графических элементов. Эти примеры призваны показать, что влияние импрессионизма можно наблюдать в работах современных художников-абстракционистов. Точки, где соединяются два художественных направления, позволяют создавать независимое выражение обеих сторон.
Среди основных представителей импрессионизма немало интересных и талантливых художников и поэтов (8). Некоторые из наиболее известных представителей, отразивших основные принципы импрессионизма и укрепивших это движение:
Клод Моне - французский художник, известный как один из главных представителей импрессионизма. Сам импрессионизм имеет свою основу в творческой работе, такой как изображение цвета и света от первого лица, меняющаяся атмосфера в разные погодные условия и часы, а также печальные детали. Моне был художником, который использовал цвет и световые эффекты для выражения своих и независимых впечатлений. Влияние импрессионизма можно также найти в работах Моне с абстрактной живописью. Несколько особенностей абстрактной живописи, которые мы можем увидеть в работах Моне:
1. Эффекты на воде: Моне применил принципы импрессионизма в некоторых своих работах, таких как серия «Водяные лилии», изображая эффекты цвета и света на воде. Смешение цветов представляет собой форму абстракции, при которой видимая ситуация вызывает у зрителя дискомфорт.
2. Деревья и цветы: Моне использует влияние импрессионистов, чтобы изобразить природу . Цветовые и световые эффекты, переплетение деревьев
30
лят / «шишфушм-лушаи» 2024
и цветов, а также точность деталей представляют собой скорее абстракцию, чем точность.
3. Городские пейзажи. В городских пейзажах, таких как «Рю Монторгей», Моне применяет принципы импрессионизма к изображению городской жизни. Работа включает абстрактные изображения, передающие разнообразие цветовых и световых эффектов, а также динамизм города.
4. Клод Моне, как главный представитель импрессионизма, показал в своих работах способность создавать самостоятельный эффект, используя элементы абстрактной живописи. Его работы демонстрируют сочетание абстрактных элементов в выражении цвета и света с импрессионистической эстетикой.
Винсент Ван Гог - художник, известный своим интересом к абстрактной живописи и импрессионизму, но в основном связан со своим постимпрессионистским стилем. Давайте проясним разницу между импрессионизмом и постимпрессионизмом:
Импрессионизм: Импрессионисты использовали эффекты цвета и света главным образом для создания сиюминутного образа и ощущения окружающего мира. Свободные эмоции, яркие цвета и независимые образы составляли работы художников-импрессионистов. Художники-импрессионис-ты обычно писали «на открытом воздухе» (стоя) и создавали яркие образы с натуры.
Постимпрессионизм: Постимпрессионистам удалось смягчить влияние импрессионистов и создать свои самостоятельные образы. Художники больше экспериментировали с цветами, формами и композициями и создали уникальный стиль.
Винсент Ван Гог - художник, известный своим стилем постимпрессионизма, сумевший создать свой уникальный цветовой эффект.
Интерес Ван Гога к абстрактной живописи и импрессионизму стал более очевидным в период постимпрессионизма, когда ему пришлось создать свой собственный независимый стиль. Его работы сочетаются с необычными цветовыми эффектами, техникой письма и стилем Ван Гога, позволяющим выразить в изображениях его независимые чувства. Такие работы Ван Гога, как «Звездная ночь» и «Юбки луны», являются великими достижениями благодаря своим бесцветным эффектам, абстрактным элементам и независимым выразительным эффектам.
Пьер-Огюст Ренуар - французский художник, живший между 1841 и 1919 годами, является одним из самых известных представителей движения импрессионизма, которое связывало свою аудиторию с независимыми влияниями и личными чувствами. Его творчество широко известно пейзажными и портретными работами, которые содержат позитивную атмосферу, эффектные цветовые эффекты и прекрасное изображение человеческой фигуры. Однако его работы в целом далеки от типичного влияния абстрактной живописи.
Основные принципы импрессионизма - мгновенное изображение цвета и света, пленэрная живо-
пись, расширенное применение субъективных деталей. Ренуар был мастером изображения автопортретов, независимых влияний и радости жизни людей, используя естественные цвета и световые эффекты. Абстрактная живопись, напротив, предлагает произвольное выражение цвета и представление реальных объектов в упрощенных, стилизованных формах Это приводит к уменьшению объективного эффекта и более прохладному и публичному выражению цвета и формы.
Камиль Писсарро - один из самых известных представителей направления импрессионизма XIX века. Как французский художник, он представил свое видение своей аудитории, придерживаясь многих принципов этого движения, основанных на мгновенном изображении цвета и света, пленэрной живописи и продвинутом применении субъективных произведений. Однако, в отличие от других импрессионистов, он предъявлял меньшие претензии к своей живописи, а также интересовался худо -жественными направлениями, представлявшими разные стили. Его работы в целом были далеки от абстрактной живописи, поскольку оставались в более широком диапазоне импрессионизма.
Работы Камиля Писсарро были в основном выполнены в стиле импрессионизма, но в более поздний период видно, что он перешел в сторону абстрактной живописи. На этапе импрессионизма он следовал принципам этого движения, известного мгновенным изображением цвета и света, пленэрной живописью и поощрением субъективных чувств. Но в период 1890-1900 годов некоторые его работы начали отражать более абстрактные и современные влияния. Этот период проложил путь к более абстрактным формам, цветовым блокам и композиционным исследованиям в творчестве Пис-сарро. Его работы, такие как серия «Стог сена», украшены эффектом цвета и света, не зависящим от предметов, и применяют принципы абстрактной живописи. Однако он имел широкий девиз к абстрактному выражению, не оставляя своей основной воли в изображении таких объектов, как природная культура, городские и сельские пей-зажи.Тем не менее, Камиль Писсарро всегда был известен как художник-импрессионист, а интерес к абстрактной живописи у него появился позже.
Эдгар Дега - один из французских художников-импрессионистов 19-го века и художник, известный своим профессионализмом, но не приближающийся к стилю абстрактной живописи. Дега наиболее известен своими пейзажами и портретами, в которых основное внимание уделяется всему: от балета до учебников, поэтапным наблюдениям в театре и повседневной жизни тех, кто ему дорог. Работы Дега следуют принципам импрессионизма, то есть мгновенному изображению цвета и света, субъективных ощущений и пленэрной живописи. Однако Дега сосредоточился на объективных изображениях и деталях, а не на более современном абстрактном стиле живописи. В очень немногих своих работах он придал импульс цветам и формам предметов или пейзажей крупным планом и абстрактно. Работы Дега подчеркивают независимые
образы и оригинальную композицию, но это больше соответствует принципам импрессионизма и постимпрессионизма, а не абстрактному стилю живописи. Знаменитые работы Дега, такие как «Уроки балета», «Театральный служитель» и «Скачки», демонстрируют его импрессионистический стиль и уникальные образы. В основном они относятся к воздействию цвета и света на публику, женщин из балета или других сцен. До начала ХХ века доминирующее положение в мировом изобразительном искусстве занимали классическая (академическая) живопись, графика и скульптура. Однако в самом конце Х1Х века в ряде европейских странах, прежде всего во Франции и Германии, а вскоре и в России, получил общее название модернизм . Это символическое название должно было говорить о возникновении чего -то нетрадиционного, новаторского и предвещало появление модерна - нового современного искусства. Различные школы, течения и направления модернистского изобразительного искусства, возникшие в разных странах, как правило, независимо друг от друга, имели одно общее, наряду с существенными различиями - отход от академических канонов классического изобразительного искусства. реализм. В то же время различные модернистские движения достаточно глубоко отличались друг от друга. Основные отличия заключаются в разной степени отхода от реалистического (в том числе фигуративного1) изображения окружающего мира, в разных отношениях между созданными произведениями модер-
нистского искусства и окружающей их действительностью, в разных концепциях соотношения формы и содержания, в разных способах достижения коммуникативной модернистского произведения, главным образом в передаче зрителю идеи живописи или скульптуры.
Не все модернистские направления выдержали испытание временем за время своего активного существования. Но те, кто сумел доказать свою жизнеспособность и реальный новаторский прогресс, нашли свое место в культуре многих стран мира как новое направление в изобразительном искусстве
Литература
1. Стефани, С. Абстрактное искусство. Москва: Издательство Ад Маргинем, 2021, 176 стр.
2. Msmmsdov, N. Dszgah rengkarliginda kompozisiya. Baki: 2022, 112 s. (на азербайджанском языке)
3. Волков, Н.Н. Цвет и живопись. Москва: Искусство, 1985.
4. Смирнов, Г.Б. Живопись. Москва: Просвещение, 1975
5. Киплик, Д.И. Техника живописи. Москва: ЗАО Сварог и К, 2002
6. Габибов, Н. Искусство Советского Азербайджана. Москва: Советский художник,1960
7. Супрун, Л. Новая встреча с искусством / / газета Баку, 1969, 2 сентября, с. 4
8. Розенсток, Б. Услышать цвет. Цвета и звуки абстрактной живописи Василия Кандинского. Москва: Издательство Карьера Пресс, 2019