ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2015. № 3. С. 96-103.
УДК 001(470.67)+94(470.67)
ИЗ БИОГРАФИЧЕСКИХ ОЧЕРКОВ АЛИ КАЯЕВА О ДАГЕСТАНСКИХ УЧЕНЫХ (Ученые в области естественных наук - астрономии, космографии, хронологии)
Г.М.-Р. Оразаев Институт ИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала
Аннотация: Представлены очерки известного ученого-энциклопедиста Али Каяева из Казикумуха, посвященные кратким биографиям некоторых ученых-алимов средневекового Дагестана. Подборка материала об ученых, занимавшихся, кроме прочего, проблемами астрономии, космографии и хронологии, заимствованы из оригинального сочинения этого автора «Тераджим-и 'улема'-и Дагыстан», созданного на османско-турецком языке в I-й трети прошлого века.
Abstract: Presents essays famous polymath Ali Кaуаev from Casikumuke devoted to brief biographies of some scholars-ulama medieval Dagestan. A compilation of material about scientists, zanimaushihsya, among other things, problems of astronomy, cosmography and timekeeping, taken from original works by this author "Tarajim and 'Ulema'and Dagestan", created on the Ottoman-Turkish language I the first third of the last century.
Ключевые слова: Али Каяев, сочинения биографического жанра, дагестанские алимы, Махад-эфенди из Чоха, Лезги Сулейман, Иса-эфенди из Шамгоды, Исмаил-эфенди из Шиназа, Махди-Мухаммед из Согратля, Нурмухаммед-кади из Хунзаха.
Keywords: Ali Kayaev, compositions of the biographical genre, Dagestan ulama, Mahad-Effendi from Chokh, Lezgi Sulaiman, Isa Effendi from Samgoody, Ismail Effendi from Shinaz, Mahdi Mohammed from Sograts, Nurmuhammеd-Qadi from Khunzakh.
В ряду дагестанских исторических сочинений биографического жанра достойное место занимает труд ученого-энциклопедиста Али Каяева из Кумуха (1878-1943 гг.). Он был создан автором в конце 20-х и в 30-х годах прошлого столетия на османско-турецком языке и озаглавлен, как это часто делалось, по-арабски: «Тараджим-и 'улама'-и Дагистан», то есть «Биографии дагестанских ученых-алимов». Сочинение А. Каяева содержит сведения о 58-ми ученых родом из Дагестана.
В настоящей работе нами впервые публикуется несколько очерков из упомянутого сочинения. При этом подобраны некоторые (но далеко не все!) из очерков, в которых даются сведения об ученых, занимавшихся в области таких естественных научных дисциплин, как астрономия, космография, хронология. Хотя, надо отметить, многим ученым-алимам средневекового Дагестана, была характерна «энциклопедичность» в их научных или педагогических занятиях.
В нашей подборке речь идет о таких дагестанских алимах, как Садреддин Лезги Сулейман (XIV в.), Иса-эфенди из Шамгоды (XVII в.), Исмаил-эфенди из Шиназа ( XVIII в.), Махаде-эфенди из Чоха (кон.XVШ - нач. XIX в.), Махди-Мухаммеде из Согратля (нач. XIX в.), Нурмухаммед-кади из Хунзаха (нач. XIX в.). Очерки об этих персонах находятся на лл. 6, 7, 38, 43, 44, 47 оригинала рукописи, которая хранятся в Научном архиве Рукописного фонда нашего Института под шифром: РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 25. Оп. 1. Д. 1. Инв. № 1678.
Заметим, что настоящая публикация является третьей из серии наших одноименных статей, опубликованных ранее в двух предыдущих номерах (см.: № 1/37 за 2014 г. С. 56-67; № 1/41 за текущий год. С. 41-47).
Наши переводы снабжены соответствующими комментариями к именам, топонимам, названиям сочинений и терминам, встречающимся в тексте сочинения А. Каяева.
МАХАД-ЭФЕНДИ, СЫН АЮБА ИЛИ СЫН АЙГУНА, ИЗ ЧОХА1
Махад-эфенди2 происходит из селения Чох3, находящегося в Гунибском округе. Получив образование в области арабской филологии и богословия у дагестанских ученых, в том числе у известного Абубакра-эфенди из Аймаки4, впоследствии ушел в Карабаг и Иран, где обучался у учителей по арифметике (хесаб), геометрии, философии, космографии, астрономическим таблицам (зидж) и прочим наукам и отраслям знаний.
Благодаря тому, что Махад-эфенди обладал большой сообразительностью и исключительной старательностью, он заслужил благосклонное расположение и уважение со стороны своих учителей. Так, один из его наставников по имени Мухаммед бин Усман ад-Дерджези отметил в авторском предисловии к своему философскому сочинению по космографии «ал-Ишрак» о том, что он написал его в честь (намына) Махада-эфенди.
Возвратившись в Дагестан после полного завершения своей учебы в Иране, он начал преподавать и распространять затем в Дагестане тому, чему обучался там. В том числе он начал обучать «Астрономическим таблицам» («Зиджи») Улугбека5, которые оставались как бы [в стороне] из-за отсутствия учителей в Дагестане [по астрономии] после Дамаданаб. Имел множество учеников. В их числе, учениками Махада-эфенди Чохского были двое - известные [впоследствии] Согратлинские Шайтан Абдуллах7 и Махди-Мухаммед-эфенди8.
Год смерти Махада-эфенди мне не известен9.
(Далее в рукописи А. Каяева следуют два коротких предложения на турецком языке, выполненные другим почерком10, но касающиеся по своему содержанию биографии Махада-эфенди):
«Дибир-кади11 и Нурмухаммед ал-Авари12 были в числе учеников Махада». (М. Саййид).
«Известно, что Махад-эфенди получил совершенное образование в Египте (Мисир)». (М. С ).
ЛЕЗГИ СУЛЕЙМАН13
Знаменитый путешественник, его превосходительство (дженаблери) Ибн Баттута14, посетивший известный город Сарай15 - столицу известного татарского правителя Узбека16 - в 733/4 (1332/3)-м году, перечисляя увиденных им в том городе алимов и преподавателей, описывает упомянутого Лезги Сулеймана [такими словами на арабском языке]: «Ва биха мин мадраса аш-Шафи'ийа ал-факйх ал-имам ал-фадл Садраддйн Сулайман ал-Лакзй ахад ал-фудала'», то есть, «из числа шафиитских преподавателей был там, то есть в Сарае, знаток шариата (факых), имам, достойный ученый (фазыл) Садреддин Лезги Сулейман», тем самым подтверждая наличие в восьмом веке хиджры17 в числе дагестанских ученых упомянутого Лезги Сулеймана.
В наших руках отсутствуют, кроме вот этого, иных сведений и дат из биографии Сулеймана-эфенди.
ИСА-ЭФЕНДИ ИЗ ШАМГОДЫ18
Иса-эфенди, будучи родом из аула Шамгода (Шамгуда)19, находящегося на западной границе Лакского округа, предпринимал путешествие (сефер) в Азербайджан и Иран, с целью получить образование в науках и специальных отраслях знаний. Он учился у Фейзуллаха-эфенди из Агдаша20 и встречался (мулакат) со знаменитым Бахаэддином Амили, которые были учеными эпохи шаха Аббаса21. Затем он возвратился в Дагестан и старался распространять и популяризировать полученные [им] знания среди дагестанцев. И оставил после себя много научных произведений.
Дата кончины Иса-эфенди не известна, однако известно, что он был ровесником Мала-Мухаммеда из Голоды и современником Али-эфенди из Келеба (Кылылы)22, с которым вместе учился.
ИСМА'ИЛ-ЭФЕНДИ ИЗ ШИНАЗА23
Исмаил-эфенди был из села Шиназ24 Самурского округа, он считался первым астрономом Дагестана. Хотя до него дагестанские ученые пользовались известным сочинением
«Квинтэссенция арифметики» («Хуласат ал-хисаб»), в котором имеются сведения по астрономии, и использовали их в измерении высот гор и других предметов с помощью астролябии, созданной им, стали пользоваться позднее, когда он написал о правилах её использования в своей книге.
Исмаил-эфенди, кроме астрономии, преподавал и по другим наукам - инженерии, философии. Он написал много трудов и по этим наукам.
Не известно, у кого обучался Исмаил-эфенди этим наукам, очевидно, однако, что он получил свои знания у своих соседей из [числа алимов] Ширвана и Азербайджана.
Исмаил-эфенди, будучи из числа ученых двенадцатого века хиджры, был еще жив около 1195 (1780) г.
МАХДИ-МУХАММЕД ИЗ СОГРАТЛЯ25
Махди-Мухаммед происходил из известного селения Согратль26, находящегося в составе Гунибского округа. А обучался он наукам и разным отраслям знаний у Старшего Хасана-эфенди27 из Кудали и у Махада-эфенди28 из Чоха.
Махди-Мухаммед, будучи в числе самых лучших и деятельных (чалышан) дагестанских преподавателей, является одним из первых, которые старались, чтобы в Дагестане принимать и популяризовать такие науки и отрасли знаний, как греческая философия, логика (диалектика), космография Птолемея29 (Битлймус хей 'эти).
Сделанные Махди-Мухаммедом работы в этой области настолько велики и важны, что, оценивая его труды, известный Халиль-эфенди из Караха сказал следующее: «Не будь Махди-Мухаммеда, такого влияния философии и не было бы в Дагестане».
Написав прекрасную книгу под названием «Введение к наукам» («Темхид эл-'улум»), содержащую в себе объяснения предметов и их важных особенностей, а также других, связанных с ними сведений в науках и отраслях знаний, тем самым, ознакамливал дагестанцев с их целями и значениями.
Кроме [своего трактата] «Введение к наукам», Махди-Мухаммед оставил после себя еще множество трудов, написанных по философии, диалектике (логике), богословию и арабской филологии.
Махди-Мухаммед большой частью времени вел преподавание на своей родине - в Согратле, однако некоторое время он преподавал также в Акуше и Цудахаре30, занимая должность учителя по договоренности, и воспитал там немало учеников.
Махди-Мухаммед и Саид-эфенди31 из Аракани являлись современниками и между ними часто происходили дискуссии и полемики. Рассказывают, что в словесных диспутах [обычно] побеждал Саид-эфенди, а в письменных дискуссиях одерживал верх Махди-Мухаммед.
Махди-Мухаммед умер в 1253/1837-м г.32 в Казикумухе, но перенесен и похоронен был на своей родине - в Согратле.
НУРМУХАММЕД-КАДИ, СЫН МАКСУДА ИЗ ХУНЗАХА33
Нурмухаммед-кади был родом из городка (касаба) Хунзах34, являющегося [административным] центром Аварского округа. Он был одним из воспитанников Старшего Хасана-эфенди35 из Кудали.
У него были прекрасные доли [в познаниях] каждой из наук и разных отраслей знаний, употребительных в Дагестане, то есть, в арифметике, геометрии, алгебре, космографии, астрономических таблицах, хронологии, медицине. Как рассказывают, когда его наставник Старший Хасан-эфенди отправлялся для паломничества в Мекку, он, обратившись к Нурмухаммеду-эфенди со словами: «Теперь нет в Дагестане человека, который был бы более компетентным в обращении за помощью [к применению] научных инструментов (приборов)», тот вручил, говорят, Нурмухаммеду-эфенди свои научные приборы, именно - глобус (куре), квадрант36 (рубу') и другие.
Кроме этих наук и отраслей знаний, Нурмухаммед-эфенди обладал большими способностями в арабском языке, а также владел в совершенстве персидским и тюркским языками.
У Нурмухаммеда-эфенди имеется много научных произведений37. В их числе, он является -автором известной среди мусульманских ученых [своего рода] упорядоченной книги, написанной в области науки по искусству ведения диспута, которая называется «Редкостная жемчужина» («Эд-дуррет эс-семине»)3. Кроме того, он осуществил прекрасный перевод с персидского на
кумыкский язык известную книгу по медицине «Подарок для правоверных» («Тухфет эл-му'минйн»)39. Кстати, говорят, что один из списков этого перевода имеется в книжной коллекции одного аварского лекаря по имени Умар сын Вели из Хунзаха.
Являясь кадием (казы) при аварских ханах, в то же время Нурмухаммед-кади был часто
«40
замечен в связах с государственными делами ханов и с политикой .
Когда во времена Нурмухаммеда-кади известный дагестанский имам Газимухаммед41 объявил шариатское имамство (статус шариатского имама. - Пер.), Нурмухаммед-кади утверждал и заявлял о том, что имамство того не является истинным с точки зрения шариата. Поэтому между ними завязалось письменное дискутирование по этому вопросу, который (этот спорный вопрос. -Пер.) существует и поныне.
Нурмухаммед-кади был предан смерти во время известного события, связанного с убийством детей аварских ханов (ханзаде) в 1834-м г.42, в период второго дагестанского имама Гамзата43 (Хемзет), находясь на стороне ханских отпрысков.
КОММЕНТАРИИ
1. Имя в турецкой транскрипции: Чоклы Махад-эфендй Эйуб оглы, вейахуд Айгун оглы.
Этот ученый остается относительно малоизвестным. В библиографическом труде Назира Дургелинского, например, нет об этом лице почти никаких сведений, имеется лишь очень короткое его упоминание: Назир ад-Дургели, 2012. С. 95; Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 124 (Сих Mahad).
2. Эфенди (перс.) - почтительное прозвание, с которым произносятся имена представителей турко-татарской культурной общности к уважаемым ученым-алимам.
3. Аварский аул Чох (ав. Ч1укъ) входит ныне в состав Гунибского района РД.
4. Об Абубакаре-хаджи из Аймаки (1711-1791 гг.) см.: Абдуллаев М.А., 2007. С. 141-146; Гизбулаев Ш.А, 2006. №№ 4-6; Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 63, 65, 72, 74, 80, 87, 88, 97, 199, 200, 249; Назир ад-Дургели, 2012. С. 17, 56-58, 63, 65, 72-74, 76, 128, 150.
5. Улугбек (1394-1449 гг.), внук Тимура, был известным средне-азиатским государственным деятелем (правителем Самарканда), ученым и просветителем. Главный труд его всемирно известен и называется «Новые астрономические таблицы» («Зидж-и джедид-и Гурагони»). Труд его был в весьма частом употреблении у тех дагестанских ученых, которые занимались практической астрономией, вплоть до начала ХХ столетия.
6. Об ученом Дамадане-эфенди, сыне Якуба из с. Мегеб (Мемухе), который умер в 1726 г., см.: АбдуллаевМ.А., 2007. С. 120-127.
7. О нем см.: KayayevA., 2012. S. 37, 48, 51, 52, 54, 56, 60, 67, 112, 113, 126.
8. О Махди-Мухаммеде из Согратля (ум. в 1837 или в 1840 г.) см.: Абдуллаев М.А., 2007. С. 370-372: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 150, 209-210; Назир ад-Дургели, 2012. С. 134.
9. По контексту очерка ясно, однако, что Махад-эфенди жил во II половине XVIII - начале XIX в.
10
. Судя по известному мне почерку и имеющимся в конце этих предложений сокращению «М. Саййид» и инициалам «М.С.» ясно, что эти дополнительные записи в конце очерка инкорпированы в рукописи А. Каяева Магомед-Саййидом Джамалутдиновичем Саидовым (19021985 гг.), который долгое время работал в секторе (ныне Отделе) востоковедения ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР (ныне ИИАЭ ДНЦ РАН) в качестве старшего научного сотрудника.
11. О Дибир-кади (Мухаммедшафи) из Хунзаха см.: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 10, 74, 187-188; Назир ад-Дургели, 2012. С. 14, 121-123; Алибекова П.М., 2001; Алибекова П.М., 2009; Шихсаидов А.Р, 1999. С. 96-104; СаидовМ., 1960. С. 7-9; Гамзатов Г.Г, 1996. С. 25, 33, 43, 79-80, 83, 85, 87, 128, 407, 408, 428-429, 434, 435, 459, 498, 534.
12. О нем см. основную литературу: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 88, 114, 188-189, 212; Назир ад-Дургели. Услада. С. 122, 123-124; Алибекова П.М, 2001. С. 44-48; Гамзатов Г.Г, 1996. С. 80, 85, 89, 407, 436.
13. В строго арабской транскипции: Лазки Сулайман. В турецком произношении: Лазги Сулейман. О нем см.: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 9, 43; Назир ад-Дургели, 2004. С. 13, 36; Аликберов А.К, 2003. С. 677.
14 Ибн Баттута (1304-1377 гг.) - знаменитый арабский путешественник. Широко известны его путевые описания по южным областям нынешней России - Золотой Орды, а также по территории Крыма, Египта, Аравии, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Ирану, Средней Азии, Индии, Китаю, Испании, Судану.
15. Речь идет о Сарай-Берке (Новом Сарае), столичном с 1-й половины XIV века городе Золотой Орды.
16. Узбек - хан Золотой Орды в 1313-1342 гг. Ввёл ислам в качестве государственной религии.
17. Соответствует XIV веку по христианскому летосчислению.
18. Имя в турецкой транскрипции: Шймгбдалы Иса эфенди. В биографическом труде Назира из Дургели отсутствуют сведения об этом ученом.
19. Ныне аварское село Шангода в Гунибском районе РД.
20. Агдаш - город, ныне центр одноименного района Азербайджанской Республики.
21. Аббас I (1571-1629 гг.) - шах Сефевидского Ирана с 1587 г.
22. Об упомянутых двух современниках Иса-эфенди - Мала-Мухаммед-эфенди Голодинском и Али-эфенди из Келеба - см.: Kayayev A., 2012. S. 44, 52, 55, 125, 135-137; 44, 125, 135, 137.
23. Имя в турецком прочтении: Шиназлы Исма 'ил-эфенди. В биографическом труде Назира из Дургели отсутствуют сведения об этой персоне.
24. Шиназ - ныне село в Рутульском районе РД. На рутульском языке: Сыназыр(ад).
25. Имя в турецкой транскипции: Суграклы Мехди-Мехмед. О Махди-Мухаммеде см. осн. литературу: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 150, 209, 210; Назир ад-Дургели, 2012. С. 134; Абдуллаев М.А., 2007. С. 370-372; Гамзатов Г.Г, 1996. С. 407-408, 534.
26. Согратль (ав. Сугъралъ) - аварский аул в составе современного Гунибского района РД, в 35 км от Гуниба. Автор рукописи употребил для передачи специфического аварского звука лъ, имеющегося названии аула, арабскую букву кяф, снабдив её тремя точками снизу.
27. О нем см.: Kayayev A, 2012. S. 127-128.
28. О нем см. выше - в очерке: «Махад-эфенди, сын Аюба, или сын Айгуна, из Чоха».
29. Клавдий Птолемей (ок. 90 - ок. 160 гг.) - древнегреческий астроном, создатель теории геоцентрической системы мира. Главный его труд - «Альмагест» служит энциклопедией астрономических знаний древних. Этот труд был известен среди средневековых ученых Дагестана под названием «Ал-Мажиста».
30. Акуша и Цудахар - названия двух даргинских сел; они находятся ныне в Акушинском и Левашинском районах соответственно.
31. О Саиде-эфенди: Kayayev A., 2012. S. 35, 52, 58, 61, 69, 96, 106, 113, 115, 127, 143, 144.
32. По данным А.Р. Шихсаидова, однако, год кончины Махди-Мухаммеда: 1255/1840 г. (См.: Назир ад-Дургели, 2012. С. 134. Коммент. 3).
33. Имя в турецкой транскрипции: Аварлы Нурмехмед-казы Максуд оглы. Присутствующая при этом имени нисба, данная по-турецки как Аварлы (из Авара, т.е. из Хунзаха) образована с помощью турецкого постфикса -лы, который служит для образования нового слова со значением «уроженец или житель местности, названной исходной основой», в данном случае - основой Авар. Последняя является старым кумыкским наименованием аварского аула Хунзах.
Нурмухаммед ал-Авари был младшим братом известного лексикографа и поэта Мухаммедшафи ал-Хунзахи ал-Авари. У него учились Юсуф-кади Яхсайский, Абдулгалим из Цыйша и другие персоны, ставшие впоследствии известными в Дагестане алимами.
О нем см. осн. литературу: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 189-190; Назир ад-Дургели, 2012. С. 123124; Алибекова П.М, 2009. С. 44-48. Гамзатов Г.Г, 1996. С. 80, 85, 89, 407, 436; Абдуллаев М.А., 1995. С. 40-42; Штанчаев С.П., № 103.
34 Хунзах (ав. Хунзахъ) - административный центр ныне Хунзахского района РД.
35. О нем см.: Kayayev A, 2012. S. 127-128.
36. Глобус в современном турецком языке назывют: еркюре (yerküre). Квадрант - старинный угломерный астрономический инструмент для измерения высоты небесных светил над горизонтом и угловых расстояний между светилами.
37. Известно, что Абдуррахман сын шейха Джамалуддина из Газикумуха называл его в списке «вершин ученых» Дагестана.
38. Работа Нурмухаммеда-кади «Дуррат самйна» написана в 1224 (1813) году. Список 1306 (1888) года, переписанный в Казанище, имеется в Научной библиотеке Даг. гос. университета (г. Махачкала). См.: Каталог, 2004. С. 100. Оп. № 256.
39. Обширный труд по фармакологии и фармакогнозии, созданный на персидском языке выдающимся врачом турецкого султана Махмуда I-го - Мехмедом Мю'мином Хюсейни, сыном Мир-Мехмеда Замана Танакабуни Дайлами, под названием «Тухфат ал-му'минин» (в персидском
произношении: «Тохфат ал-Мо'минин»), во II-й половине XVII века, был посвящен (подарен) сефевидскому шаху Сулейману.
Впоследствии этот трактат был дополнен и комментирован другим автором - Ахмедом Сани ибн-и Хасаном-эфенди - в труде «Ганиет-ул-Михсалин фи терджемети Тухфет-ул-Му'минин» на османском языке, состоящем из 5 глав. (BursaliMehmet Tahir, 1975. S. 198; Каталог, 1988. С. 218).
Это сочинение считается энциклопедией мусульманской медицины. Написание его было окончено в 1669 году. Тут описано около 400 лекарств. В конце ХХ века издано в Иране и Пакистане. (Элекбзров Ф.У, 1992. С. 19-20).
Список этого сочинения в сокращении, переписанный дагестанцем по имени [Иса] из Шамгода, находится в коллекции М.-С. Саидова: РФ ИИАЭ. ФМС. № 10.
40. Интересен также тот факт, что кадий «Нур-Мухаммед» в 1830 году ездил в Российскую столицу С.-Петербург в качестве депутата во главе посольства от аварского Абунуцал-хана. Ему был пожалован царем майорский чин с жалованьем 500 р. (АКАК. Т. VII. С. 532).
41. Гази-Мухаммед из Гимры («Кази-Молла») - первый мюридистский имам Дагестана в 1829-1832 гг. Начало его проповеди мюридизма в Гимрах относится ещё к 1825 г. Воспитанник тарикатского шейха Мухаммеда Ярагского. (См.: Газимухаммед, 1997; Бобровников В.О., 2001. С. 29-32; Batirhan B., 1970; Доного Х.М., 2007; Пружановский, 1847. №№ 30-31; Алферьев П., 1904; Берже А., 1886; МугуевХ.-М, 1937. С. 70-91.
42. О кровавых событиях в Хунзахе, связанных с августом 1834 года, см.: Неверовский, 1848. С.1-36.
В сентябре того же 1834 года случилось убийство второго мюридистского имама Гамзатбека и его главных сообщников в Хунзахской мечети, от руки Османа и его брата Хаджимурада Хунзахского).
43. Гамзатбек (1789-1834 гг.) - второй мюридистский имам Дагестана в 1832-1834 гг. Он был сыном Али-Искандара из Гоцатля. (См.: Маклач, 1852. № 43; Гамзат-бек, 1911. С. 1-40; Бобровников В.О, 2002. С. 23-25; ДоногоХ.М., Касумов С., 2012.
ЛИТЕРАТУРА
Абдуллаев М.А. Арабо-мусульманские ученые и мыслители XVIII-XIX веков // «Возрождение». Махачкала, 1995. № 2. С. 40-42;
Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана. Махачкала: МРИП «Юпитер». 1993. - 352 с.
Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв. Махачкала: Дагучпедгиз, 1963. - 268 с.
Элекбзров Ф.У. Орта эсэр Азэрбаjчанында шэhрэт тапмыш тибб элjазмалары // Средневековые рукописи и проблемы истории культуры Азербайджана. Баку: «Орняк», 1992. (На азерб. яз.).
Алибекова П.М. «Джами' ал-лугатайн ли-та'лим ал-ахавайн» Дибир-кади из Хунзаха как памятник дагестанской лексикографии XVIII в. // Вестник Дагестанского научного центра. Вып. 10. Махачкала, 2001.
Алибекова П.М. Дибир-кади из Хунзаха. Собрание двух языков для обучения двух братьев. Персидско-арабско-тюркский словарь. Махачкала: АЛЕФ, 2014. - 588 с.
Алибекова П.М. Жизнь и творческое наследие Дибир-кади из Хунзаха. Махачкала, 2009. -252 с.
Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М.: «Восточная литература» РАН, 2003. - 847 с.
Алферьев П. Кази-Мулла и мюридизм в истории покорения Кавказа. Казань, 1904. - 46 с.
Batirhan B. Gazi Molla'nin Hayat ffikayesinden Par^alar // Kuzey Kafkasya Kültür Dergisi. Istanbul, 1970.
Берже А.П. Кази-Мулла. Тифлис, 1886.
Бобровников В.О. Гази-Мухаммад // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 3. М., 2001. (стр)
Бобровников В.О. Гамзат-бек // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 4. М., 2002.
Bursali Mehmet Tahiri Osmanli Müellifleri. 3.Cild. Istanbul, 1975. (На тур. яз.).
Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. Махачкала, 1997. С.
Гамзат-бек, второй имам Чечни и Дагестана // «Кавказский сборник». Т. XXXI. Тифлис, 1911. С.1-40.
Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: «Наследие», 1996. - 653 с.
Гизбулаев Ш.А. Жизнь и творческий путь Абубакара Гаджи Аймакинского // Наше культурное наследие. Махачкала, 2006. № № 4-6. (С)
Доного Х.М. Сверкающий газават. Имам Гази-Мухаммад. Махачкала, 2007. - 198 с.
Доного Х.М., Касумов С. Имам Гамзат. Махачкала: ИД «МавраевЪ», 2012. - 336 с.
Каталог арабских рукописей Научной библиотеки Дагестанского государственного университета. I. Махачкалаa, 2004.
Каталог восточных рукописей АН Таджикской ССР. Т. VI. Душанбе, 1988.
Kayayev Ali. Teräcim-i Ulemä-yi Dagistan: Dagistan Bilginleri Biyografileri / Hazirlayanlar -Hasan Orazayev, Tuba I§insu Durmu§. Ankara: Grafiker Yayinlari, 2012. - 160 s. (На турецком языке).
Комаров А. Списки населенных мест Дагестанской области // Сборник статистических сведений о Кавказе. Том I. Тифлис, 1869. Отд. I. Ч. II. С. 1-123 (отд. паг.).
Маклач. Гамзат-бек // «Кавказ». Тифлис, 1852. № 43
МугуевХ.-М. Кази-Мулла // Дагестанский альманах. Махачкала, 1937.
Nadir ad-Durgilis Nuzhat. - Muslim Culture in Russia and Central Asia. Vol. 4: Die islamgelehrten Daghestans und ihre arabischen Werke. Nadir ad-Durgilis (st. 1935) Nuzhat al-adhan fi tarägim 'ulamä' Dägistän / herausgegeben, übersetzt und kommentiert von Michael Kemper und Amri R. Sixsaidov. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2004. - 294, 165 s. (На нем. и араб. яз.).
Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых / Перевод с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. Отв. ред. А.Р. Шихсаидов. М.: ИД Марджани, 2012. - 207, 228 с. (На рус. и араб. яз.).
Неверовский. Об истреблении аварских ханов в 1834 г. // Военный журнал. СПб., 1848. С. 136. (Переизд. в журн.: «Наш Дагестан». Махачкала, 1993. №№ 163-164. С. 18-29).
Оразаев Г.М.-Р. Из биографических очерков Али Каяева о дагестанских ученых-алимах // Вестник Института истории, археологии и этнографии. Махачкала, 2014. № 1 (37). С. 56-67; 2015. № 1 (41). С. 41-47.
Оразаев Г.М.-Р. Исторические сочинения Дагестана на тюркских языках. Книга 1. Махачкала: ИД «Эпоха», 2003. - 332 с.
Пружановский. Кази-Мулла // «Кавказ». Тифлис, 1847. №№ 30-31.
Саидов М.-С. Дагестанская литература XVIII-XIX вв. на арабском языке. М.: Изд-во вост. л-ры, 1960. - 11 с.
Шихсаидов А.Р. Важный этап в изучении рукописного наследия народов Дагестана // Вестник ДНЦ. Махачкала, 1999. № 3. С. 96-104.
Штанчаев С.П. Нурмухаммад-эфенди сын Максуда Аварского (1744-1834) // РФ ИИАЭ. ФМС. № 103.