The Art Of Eurasia No. 4 (15) • 2019
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.017
УДК (72+73):24(571.54)
ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН: СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА, СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ
Бальжурова Арюна Жамсуевна Кандидат исторических наук, ученый секретарь,
Национальный музей Республики Бурятия. Россия, г. Улан-Удэ. aryunabalzh@mail.ru
Бороноева Татьяна Анатольевна
Кандидат искусствоведения, доцент,
директор, Национальный музей Республики Бурятия.
Россия, г. Улан-Удэ.
tatboronoeva@gmail.com
Статья посвящена успешному и плодотворному культурному диалогу религиозной и светской организаций в Республике Бурятия. Авторы описывают опыт реализации грантового проекта «Сохранение исторического памятника Иволгинский дацан "Хамбын хурээ" посредством создания Музея Иволгинского дацана». За 70 лет своей деятельности Иволгинский дацан стал местом исторического, духовного развития и культурного потенциала, а также местом, где хранится уникальное наследие буддизма Бурятии и произведения буддийского искусства. Проект решил проблему отсутствия музея для хранения, консервации и демонстрации памятников истории, культуры и искусства. Основным партнером выступил Национальный музей Республики Бурятия как специализированное учреждение с огромным опытом в деле сохранения, экспозиции и научного исследования объектов культуры. Исследователями было изучено более 600 экспонатов из коллекции дацана. Подготовлены описи всей коллекции музея, создана экспозиция, где представлено около 300 предметов (в том числе тхангка, буддийская храмовая скульптура и многое другое), что чрезвычайно важно для дальнейшего изучения коллекции исследователями, учеными, представителями музейного сообщества.
Ключевые слова: буддийское искусство; тхангка; буддийская храмовая скульптура; буддизм; Бурятия; музей; Иволгинский дацан; проект.
Библиографическое описание для цитирования:
Бальжурова А.Ж., Бороноева Т.А. Иволгинский дацан: сохранение исторического памятника, создание музея / / Искусство Евразии. — 2019. — № 4 (15). — С. 255-266. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.017. [Электронный ресурс] URL:
https://readymag.com/u50070366/1641189/26/.
Аннотация
Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культура в социальной жизни определяют возросшую роль музеев и храмов в формировании человека, этической ценности его личности, обусловливающей место в целостном бытии, неразрывно связанном с культурой [3].
На протяжении многих лет Буддийскую традиционную Сангху России и Национальный музей Республики Бурятия объединяет общая цель сохранения уникального наследия буддизма Бурятии (рис. 1).
Одсер Жалма, бур. Осор Жалма). Конец XIX — начало XX вв. Бурятия. Полотно грунтованное, краски минеральные. 39,5 х 29 см. Музей истории Иволгинского дацана.
«С 1933 г. в Бурят-Монгольском национальном музее был выделен специальный Антирелигиозный отдел, основной деятельностью которого были сбор и сохранение памятников религиозного искусства республики. В 1934 г. на базе данного отдела был создан Антирелигиозный музей, который разместился в здании Одигитриевского кафедрального собора г. Улан-Удэ. К 1940 г. в фондах музея насчитывалось более 10000 экспонатов, большую часть из которых составляли предметы буддийского культа» [1, с. 112-113]. Таким образом, именно в своих фондах музей сохранил памятники буддийской культуры, почти полностью уничтоженной в 1930-х гг. (рис. 2, 3, 4).
Со строительства Иволгинского дацана в 1945 г. началась история возрождения буддийской традиции в России. Возрождение стало возможным благодаря усилиям освободившихся в это время из сталинских лагерей буддийских священнослужителей, которые добились разрешения открыть храм в с. Верхняя Иволга. В Бурятии, несмотря на уничтожение буддийской церкви, сохранялось определенное число последователей буддизма. В 1944 г. в г. Улан-Удэ была создана инициативная группа из бывших лам и мирян, которая обратилась с призывом «Все для фронта!» к верующим об оказании
материальной помощи Родине и фронту. В инициативную группу входили: Хайдап Галсанов — Дид Хамбо Лама, габжа лама Агинского дацана, Чагдар Лхасаранович Тасарунов — габжа лама дацана Балдан Брэйбун, Ринчин-Доржи Жамьянов — габжа лама Янгажинского дацана, Данзан Халудоров — лама Кыренского дацана, Шойсорон Цыбенов — габжа лама и Доржи Цыбиков — мирянин Заиграевского района Бурят-Монгольской АССР. Был «начат сбор средств в Фонд обороны. Согласно архивным материалам и данным Госбанка СССР, от бурятских буддистов и духовенства в Фонд обороны поступило около полумиллиона рублей» [5, с. 8-12].
Рис. 3. Скульптура. Архат Бакула. XVII — XVIII вв. Тибет. Латунь, медь, дерево, краски; литье частичное, чеканка, позолота, резьба, раскраска. 34 х 39 х 18 см. Музей истории Иволгинского дацана.
Рис. 4. Гуу. Амулетница нагрудная с цаца
(барельефом) «Будда Шакьямуни с архатами».
Конец XIX — начало ХХ вв. Бурятия.
Металл, глина, краски минеральные, стекло;
чеканка, пайка, штамповка, раскраска.
10,5 х 8,5 х 4 см. Музей истории Иволгинского
дацана.
Усилия буддийских лам по сбору средств в Фонд обороны заслужили высокую оценку со стороны Советского правительства. Более 10 лам получили благодарность от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. 3 мая 1945 г. вышло Постановление об открытии первого послевоенного буддийского храма — Иволгинского дацана. Создание дацана явилось духовным подвигом бурятских лам, которые сумели сохранить веру и монашескую общину, традиции буддийской этики и мировоззрения (рис. 5).
Рис. 5. Иволгинский дацан. Фото. 1950-е гг. Музей истории Иволгинского дацана.
Рис. 6. Первая ступа (бурят. субурган) в Иволгинском дацане. Фото. 1965 г. Музей истории Иволгинского дацана.
11 декабря 1945 г. состоялась церемония освящения Иволгинского дацана. 12 декабря был проведен первый официальный молебен «Сахюусан хурал» во главе с Дид Хамбо Ламой Х. Галсановым. В молебне приняли участие первые штатные ламы — габжа лама Л.Н. Дармаев, габжа лама Янгажинского дацана Ш.Ж. Доржиев и первый Ширээтэ Лама Иволгинского дацана, габжа лама Р.Д. Жамьянов (рис. 6). Таким образом, был учрежден первый послевоенный буддийский религиозный центр в 38 км от г. Улан-Удэ — Иволгинский монастырский комплекс «Хамбын Хурээ» [5, с. 13].
21-23 мая 1946 г. в г. Улан-Удэ было проведено совещание представителей верующих буддистов и лам «Бурят-Монгольской АССР, Читинской, Иркутской областей и Тувинской автономной области. Съезд обсудил и утвердил "Положение о Буддийском духовенстве в СССР"» [2, с. 16], избрал центральный исполнительный орган — Временное Центральное духовное управление буддистов СССР в составе 7 членов: Л.Н. Дармаев, Х. Галсанов, Д. Доржиев, Р.Д. Жамьянов, С. Жигжитов, Ш. Тасарунов, Амурта Хомушку и 3 кандидатов: Б. Жалсанов, Д. Цыренжапов, Даваа Хазага Монгуш. Председателем ВЦДУБ и XVII Пандито Хамбо Ламой был избран Лубсан Нима Дармаев. «Заместителями председателя — Дид Хамбо Ламами были выбраны Дагба Доржиев (Иркутская область), Самбу Жигжитов (Читинская область), Амурта Хомушку (Тыва) и Ринчин Доржо Жамьянов (Бурят-Монгольская АССР)» [4, с. 303].
С этого года Иволгинский дацан становится резиденцией Пандито Хамбо Лам России, являющимися также председателями Центрального духовного управления буддистов СССР [5, с. 14].
С 1956 г. ламы начинают восстанавливать международные связи с буддийскими странами Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и стали одними из организаторов движения Азиатской буддийской конференции за мир (1970 г.). Благодаря восстановленным международным связям с буддийскими странами стали возможны посещения СССР крупнейшими иерархами буддизма: в 1967 г. дацан посетила индийская делегация, в составе которой были директор Международной Академии индийской культуры доктор Локеш Чандра, сотрудники Шарада Рени и Кайлаш Чандра, представитель Камбоджи — проректор Буддийского университета в г. Пномпень монах Пон Сампхеан, сиккимская делегация во главе с королевой княжества Куанзанг Тшомо, делегация из Шри-Ланки в составе Достопочтенного доктора Мапалагама Випуласара Тхеро — буддийского монаха традиции Тхеравада, знаменитого художника и скульптора (рис. 7).
Рис. 7. XIX Пандито Хамбо Лама Ж -Д. Гомбоев с индийской делегацией во главе с доктором Локешем Чандрой в Иволгинском дацане. Фото. Июнь 1967 г. Музей истории Иволгинского дацана.
Рис. 8. Его Святейшество XIV Далай-лама с XIX Пандито Хамбо Ламой Ж.-Д. Гомбоевым во время его первого визита в Бурятию. Иволгинский дацан. Фото. 1979 г. Музей истории Иволгинского дацана.
В 1968 г. Иволгинский дацан посетила индийская делегация во главе с Учителем Кушок Бакула Ринпоче, затем первый визит в 1979 г. и последующие визиты Его Святейшества Далай Ламы XIV Тензин Гьятцо и других крупных буддийских учителей и делегаций (рис. 8). Кроме того, усилиями лам Иволгинского дацана была
возрождена традиция духовного просвещения. В 1991 г. при нем был открыт единственный в России Буддийский институт «Даши Чойнхорлин», с 2004 г. — Буддийский университет им. Первого Пандито Хамбо Ламы России Д.Д. Заяева.
В настоящее время Иволгинский дацан является резиденцией двух Пандито Хамбо Лам: действующего, XXIV главы буддистов России Д.Б. Аюшеева и XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржи Итигэлова (Этигэлова), чье Драгоценное Неиссякаемое тело находится с 2002 г. в монастыре.
Музей также сыграл важную роль в организации деятельности Иволгинского дацана, Центрального духовного управления буддистов СССР (с 1996 г. Буддийская традиционная Сангха России). В 1957 и в 1990-х гг. музеем была осуществлена передача музейных предметов из коллекций «Буддизм», «Быт. Этнография» и фонда редких книг. Всего за эти годы по приказам Министерства культуры РСФСР, Министерства культуры Бурятской АССР было передано «в безвозмездное пользование» около 4000 предметов, в том числе уникальная святыня буддийского мира — статуя Будды Зандан Жуу в Эгитуйский дацан.
За более чем 70 лет Иволгинский дацан стал местом исторического, духовного развития и культурного потенциала, где пересекаются традиционный и современный буддизм. Активная миротворческая деятельность глав Центрального духовного управления буддистов СССР, восстановленные международные связи с буддийскими странами, посещение Иволгинского дацана крупнейшими иерархами буддизма создали интереснейшую историю деятельности буддийского центра в СССР.
В последние годы остро стоял вопрос о создании музея Иволгинского дацана, где были бы отмечены роль и значение буддийского монастыря в советский период. Музейное сообщество и священнослужители понимали, что именно создание музея специалистами позволит сохранить редкие архивные документы, фотографии, памятники буддийской культуры, дары — подношения Хамбо Ламам, подарки делегаций из буддийских стран, так как такого материала не хранит ни один музей в России.
В 2018 г. после продолжительной исследовательской работы священнослужителей и сотрудников музея был подготовлен проект на грант Президента Российской Федерации «Сохранение исторического памятника Иволгинский дацан "Хамбын ХYрээ" как объединяющего фактора традиционного и современного российского буддизма через создание музея Иволгинского дацана». Совместный проект был рассчитан не только на сохранение уникальных памятников, но и на актуализацию и популяризацию значения Иволгинского дацана как места сохранения исторической памяти в период с 1945 г. по настоящее время.
Важным моментом в успешной реализации проекта было то, что руководителем проекта выступил сам настоятель Иволгинского дацана Ширээтэ Лама Аюр Цырендылыков, основными участниками — проректор Буддийского университета Жаргал багша Дугданов, преподаватель буддийской живописи Буддийского университета Чимит багша Доржиев, приглашенными — музейные специалисты, эксперты из института монголоведения и буддологии БНЦ СО РАН, Федеральной службы «Росохранкультура». Это дало возможность всестороннего и качественного исследования всей коллекции будущего музея — историко-культурных памятников Иволгинского дацана. Исследователями были изучены более 600 экспонатов из коллекции дацана. Подготовлены описи всей коллекции музея с подробной
справочной информацией и фотографиями, что чрезвычайно важно для сохранения и консервации исторического наследия и дальнейшего изучения коллекции исследователями, учеными, представителями музейного сообщества и многими другими.
Для полного раскрытия темы исследователи дополнительно изучили материалы Государственного архива Республики Бурятия, Национального музея Республики Бурятия. Из большого количества материала были выделены наиболее важные факты, которые в полной мере раскрывают основную тему музея. На информационных стендах были размещены восстановленные фотографии и архивные документы из коллекции Иволгинского дацана. Всего в экспозиции музея представлено около 300 уникальных памятников буддийской культуры и искусства. В том числе скульптуры выдающегося бурятского скульптора, основателя первой профессиональной школы бурятской буддийской деревянной скульптуры Санжи-Цыбик Цыбикова.
Отдельным блоком шли работы по подготовке экспозиционного зала. Предварительно по концепции музея дизайнер и музейные сотрудники подготовили дизайн интерьера помещения и экспозиции музея, макеты витрин, подиумов и т. д. Заказаны и установлены специальная система кондиционирования для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима и система охранно-пожарной сигнализации.
17 сентября 2019 г. был открыт музей истории Иволгинского дацана, новый туристический культурный объект, который будет способствовать этнокультурному, духовно-нравственному, толерантному становлению устоев в обществе. В настоящее время музей истории Иволгинского дацана полноценно дополняет экскурсионный маршрут по монастырскому комплексу для раскрытия истории буддизма Бурятии и России (рис. 9).
Рис. 9. Церемонию торжественного разрезания ленты в честь открытия музея истории Иволгинского дацана проводят XIV Иандито Хамбо Лама Д. Люшеев, эксперт по буддийскому искусству С. Б. Бардалеева. Фото. 17 сентября 2019 г. Источник: muzeyrb.ru.
Для актуализации и популяризации значения Иволгинского дацана как места сохранения исторической памяти в рамках проекта были запланированы пресс-конференции, круглый стол с приглашением ведущих специалистов по буддийской культуре и искусству из российских музеев.
В круглом столе «Изучение роли и значения памятников Иволгинского дацана "Хамбын Хурээ" в контексте развития культуры Российской Федерации» приняли участие ведущие специалисты из семи российских регионов, в том числе
из Государственного Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного музея истории религии, Российской академии наук и др. Проведение круглого стола имело большое значение для расширения осведомленности академического сообщества о культурном и духовном наследии Иволгинского дацана и Буддийской традиционной Сангхи России в целом. Многие ученые оставили положительные комментарии о значении как самого музея, так и о наследии Иволгинского дацана (рис. 10).
Рис. 10. Участники круглого стояа в рамках открытия музея истории Иволгинского дацана. Фото. 17 сентября 2019 г. Источник: ivobdatsan. т.
XIV Пандито Хамбо Лама Д. Аюшеев в своем выступлении отметил: «Сколько я служил в Иволгинском дацане — я видел эти экспонаты, а сегодня пришел — не узнаю их. Раньше они хранились в темном помещении... Здесь представлена история нашего дацана, деятельность наших Хамбо Лам, фотографии и подарки гостей... Я очень рад, что жители Бурятии и гости смогут приходить сюда».
Профессиональный подход отметила Юлия Елихина, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель монгольской, тибетской и хотанской коллекций, кандидат исторических наук: «Музей получился замечательным. Видна профессиональная работа: с грамотной подачей сложного материала». «Музей получился непревзойденным. Поскольку коллекция музея Иволгинского дацана состоит из даров, то был сильный риск, что получится некая сувенирная лавка, — отметила Светлана Батырева, ведущий научный сотрудник Калмыцкого научного центра РАН, доктор искусствоведения. — Но концепция музея построена правильно. Все предметы раскрывают историю мирового буддизма и историю развития регионального» (рис. 11).
Рис. 11. Новый музей истории Иволгинского дацана. 2019 г. Источник: egov-buryatia.ru.
Открытие музея Иволгинского дацана вызвало широкий резонанс в региональных СМИ. Пресс-конференции имели существенное значение для широкой общественности, так как эксперты и представители буддийского духовенства дали подробное разъяснение о том, что дацан является не только духовным центром, но с 1945 г. располагает уникальными историческими экспонатами. Музейные и научные сотрудники отметили также важность сохранения и консервации историко-культурного наследия, что нашло широкий отклик от зрителей в виде положительных комментариев к постам и репортажам региональных СМИ. На сегодняшний день на сайтах СМИ, Буддийской традиционной Сангхи России, Иволгинского дацана, Национального музея Республики Бурятия, в социальных сетях размещено более 5000 материалов о проекте.
Описанный проект представляет очень важный опыт взаимодействия религиозной и светской организаций. Идея Национального музея нашла поддержку у руководства Иволгинского дацана и благодаря гранту была осуществлена. Совместная работа музея и религиозной организации наглядно показывает возможность успешного взаимодействия в области сохранения, актуализации и популяризации уникального историко-культурного наследия, что подтверждается огромным интересом и большим количеством посетителей музея истории Иволгинского дацана. Всего за два месяца его работы музей посетило более 2500 гостей и жителей республики.
Литература
1. Бальжурова А.Ж. Бурятская буддийская иконопись конца XVIII — первой четверти ХХ вв. (по материалам фонда Национального музея Республики Бурятия). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Улан-Удэ, 2014. - 206 с.
2. Митыпов В.М. Государство и буддийская церковь в СССР/России: основные аспекты законодательных отношений // Власть. — 2011. — № 5. — С. 13-17.
3. Резник И.И. Музей и храм. Точки соприкосновения / / Национальные приоритеты России. — 2014. — № 4(14). — С. 61-63.
4. Цыренова З.Е. Традиционная культура коренных народов Восточной Сибири в советский период: опыт сохранения и развития. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — Улан-Удэ, 2007. — 478 с.
5. Чимитдоржин Г.Г. Иволгинский дацан «Гандан Даши Чойнхорлин» 1946—2001. История, события и люди. — Верхняя Иволга: Изд-во Буддийского института «Даши Чойнхорлин», 2001. — 80 с.
Статья поступила в редакцию 13.11.2019 г.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.017
IVOLGINSKY DATSAN: PRESERVATION OF THE HISTORICAL MONUMENT, CREATION OF A MUSEUM
Balzhurova Aryuna Zhamsuevna Candidate of Historical Sciences, Scientific Secretary,
National Museum of the Buryat Republic. Russia, Ulan-Ude. aryunabalzh@mail.ru
Boronoeva Tatyana Anatolevna Ph.D. in History of Arts,
Director, National Museum of the Buryat Republic.
Russia, Ulan-Ude.
tatboronoeva@gmail.com
Abstract
The article is devoted to a successful cultural dialogue between religious and secular organizations in the Republic of Buryatia. The authors describe the experience of implementing the grant project «Preservation of the historical monument Ivolginsky datsan "Khambyn Khuree" through the creation of the Museum of Ivolginsky datsan». Over 70 years of its activity, the Ivolginsky datsan has become a place of historical, spiritual development and cultural potential, as well as a place where the unique heritage of Buddhism of Buryatia and works of Buddhist art are stored. The project solved such a problem as the lack of a museum for the storage, conservation and demonstration of historical, cultural and art monuments. he main partner was the National Museum of the Republic of Buryatia as a specialized institution with vast experience in the conservation, broadcasting and scientific research of cultural objects. Researchers studied more than 600 exhibits from the datsan collection. The authors prepared inventories of the entire museum collection, created an exposition, which presents about 300 objects (including Thangka, Buddhist temple sculpture, and much more), which is extremely important for further study of the collection by researchers, scientists, and representatives of the museum community.
Keywords: Buddhist art; Thangka; Buddhist temple sculpture; Buddhism; Buryatia; Museum; Ivolginsky datsan; project.
Bibliographic description for citation:
Balzhurova A.Zh., Boronoeva T.A. Ivolginsky datsan: preservation of the historical monument, creation of a museum. Iskusstvo Evrazji — The Art of Eurasia, 2019, No. 4 (15), pp. 255-266. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.017. Available at: https://readymag.com/u50070366/1641189/26/ (In Russian).
The Art Of Eurasia No. 4 (15) • 2019
References
1. Balzhurova A.Zh. Buryatskaya buddiiskaya ikonopis' kontsa XVIII — pervoi chetverti KhKh vv. (po materialam fonda Natsional'nogo muzeya Respubliki Buryatiya) [Buryat Buddhist icon painting of the late XVIII — first quarter of the twentieth centuries (based on the materials of the fund of the National Museum of the Republic of Buryatia). The dissertation for the degree of candidate of historical sciences]. Ulan-Ude, 2014. 206 p. (In Russian)
2. Mitypov V.M. Gosudarstvo i buddiiskaya tserkov' v SSSR/Rossii: osnovnye aspekty Zakonodatel'nykh otnoshenii [The state and the Buddhist church in the USSR / Russia: the main aspects of legislative relations]. Vlast' — The Power, 2011, No. 5, pp. 13-17. (In Russian)
3. Reznik I.I. Muzei i khram. Tochki soprikosnoveniya [Museum and temple. Points of contact]. Natsional'nyeprioritety Rossii — National Priorities of Russia, 2014, No. 4 (14), pp. 61-63. (In Russian)
4. Tsyrenova Z.E. Traditsionnaya kul'tura korennykh narodov Vostochnoi Sibiri v sovetskiiperiod: opyt sokhraneniya i razvitiya [The traditional culture of the indigenous peoples of Eastern Siberia in the Soviet period: the experience of conservation and development. The dissertation for the degree of Doctor of Historical Sciences]. Ulan-Ude, 2007. 478 p. (In Russian)
5. Chimitdorzhin G.G. Ivolginskii datsan «Gandan Dashi Choinkhorlin» 1946—2001. Istoriya, sobytiya i lyudi [Ivolginsky datsan «Gandan of Dasha Choinhorlin» 1946—2001. History, events and people]. Verkhnyaya Ivolga, Buddhist Institute «Dasha Choinhorlin», 2001. 80 p. (In Russian)
Received: November 13, 2019.