Научная статья на тему 'IV Международный форум студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»: основные итоги'

IV Международный форум студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»: основные итоги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Высшая школа народных искусств (академия) / научные исследования / традиционные художественные промыслы / традиционное прикладное искусство / молодые ученые / форум / культура России / Higher school of folk arts (academy) / scientific research / traditional artistic crafts / traditional applied art / young scientists / forum / culture of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куракина И.И.

В статье дается обзор основных событий, состоявшихся в Высшей школе народных искусств (академии) в рамках проведения IV Международного форума студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» 23-24 мая 2024 г. – выставок, мастер-классов, пленарного и секционных заседаний, паблик-токов. Выявлены ключевые направления дискуссий, сформулированы главные результаты работы Форума

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куракина И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IV International Forum of students, postgraduates, young scientists «Culture of Russia in the XXI century: past in the present, present in the future»: the main results

The article provides an overview of the main events held at the Higher school of folk arts (Academy) within the framework of the IV International Forum of Students, Postgraduates, Young Scientists «Culture of Russia in the XXI century: past in the present, present in the future» on May 23-24, 2024 – exhibitions, master classes, plenary and breakout sessions, public talks. The key areas of discussion have been identified, and the main results of the Forum's work have been formulated

Текст научной работы на тему «IV Международный форум студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»: основные итоги»

УДК 378:745

Куракина И.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, е mail: ladybug90@yandex.ru

Kurakina /./., PhD in Pedagogy, associate professor of the department of art history, Higher school of folk arts (academy), 191186, Saint-Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: ladybug90@yandex.ru

IV Международный форум студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»: основные итоги IV International Forum of students, postgraduates, young scientists «Culture of Russia in the XXI century: past in the present, present in the future»:

the main results

Аннотация. В статье дается обзор основных событий, состоявшихся в Высшей школе народных искусств (академии) в рамках проведения IV Международного форума студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» 23-24 мая 2024 г. - выставок, мастер-классов, пленарного и секционных заседаний, паблик-токов. Выявлены ключевые направления дискуссий, сформулированы главные результаты работы Форума.

Ключевые слова: Высшая школа народных искусств (академия), научные исследования, традиционные художественные промыслы, традиционное прикладное искусство, молодые ученые, форум, культура России.

Abstract. The article provides an overview of the main events held at the Higher school of folk arts (Academy) within the framework of the IV International Forum of Students, Postgraduates, Young Scientists «Culture of Russia in the XXI century: past in the present, present in the future» on May 23-24,2024 - exhibitions, master classes, plenary and breakout sessions, public talks. The key areas of discussion have been identified, and the main results of the Forum's work have been formulated.

Keywords: Higher school of folk arts (academy), scientific research, traditional artistic crafts, traditional applied art, young scientists, forum, culture of Russia.

В рамках Программы «Единое научно-образовательное и художественно-творческое пространство Высшей школы народных искусств (академии) как фактор сохранения, возрождения и развития традиционных художественных промыслов, соотнесенных с конкретными регионально-историческими центрами народного искусства» (2022-2024) и

инновационного образовательного проекта федеральной инновационной площадки Высшей школы народных искусств (академии) 23-24 мая 2024 г. в Санкт-Петербурге состоялся IV Международный форум студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем». Традиционно масштабное научное мероприятие стало площадкой для дискуссий о судьбах традиционных художественных промыслов, сущности их художественного своеобразия и возможных новациях, проблемах профильного профессионального образования в этой области с позиций тех, кто только начинает свой исследовательский путь в науке - молодежи.

Во время Форума состоялись выставки, мастер-классы, паблик-токи и работа по секциям - традиционное прикладное искусство было представлено в аспектах его теории и практики.

С приветственным словом к участникам и гостям IV

Международного форума обратились: академик Российской академии образования, доктор педагогических

профессор, Высшей народных (академии) Максимович;

Рис. 1. Приветственное слово ректора Высшей школы народных искусств (академии) О.П. Рыбниковой

наук, президент школы искусств В.Ф.

кандидат

педагогических наук, ректор Высшей школы народных искусств

(академии) О.П. Рыбникова; председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла» Санкт-Петербурга и Ленинградской области», Заслуженный работник культуры России В.П. Савченко; кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе Высшей школы народных искусств (академии) С.А. Тихомиров; директора институтов -филиалов Академии - кандидат педагогических наук, доцент О.В. Федотова (Москва), кандидат педагогических наук М.А. Салтанов (Федоскино), кандидат юридических наук, доцент В.М. Наумов (Богородское), кандидат педагогических наук О.В. Озерова (Сергиев Посад), С.Ю. Анисина (Рязань), член Союза художников России И.И. Юдина (Мстёра), кандидат химических наук И.М. Семенов (Холуй). Выступили и иностранные участники - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета эстетического образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка С.М. Кобачевская; учитель художественного труда, педагог-мастер государственного коммунального предприятия на праве хозяйственного

ведения «Школа-лицей № 89 им. Дулата Бабатайулы», акимата г. Астаны, Республики Казахстан А.К. Сулейманова; доктор философии в области культурной антропологии, преподаватель Болгарской национальной художественной академии, куратор магистерской программы «Мода» -направление «Старинные техники изготовления кружев», Софийский университет им. святого Климента Охридского (г. София, Болгария) Б. Писанчева; директор Творческого центра калоферского коклюшечного кружева (г. Калофер, Болгария) А. Прванова (рис. 1").

В торжественной части Форума приняла участие Е.В. Афанасьева - сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по международным делам,

Председатель Попечительского совета Высшей школы народных искусств (академии). В своем выступлении она подчеркнула уникальность произведений

традиционного прикладного

искусства, создаваемых студентами

- будущими художниками, значимость поддержки и развития центров традиционных художественных промыслов и художников не только в перспективе, но и в настоящее время. Е.В. Афанасьева вручила благодарность Председателя Совета Федерации директору Института традиционного прикладного искусства О.В. Федотовой и благодарственные письма от своего имени студентам, принимавшим наиболее активное участие в организации и работе Форума (рис. 2).

Торжественная часть продолжилась пленарным заседанием (модератор

- С.А. Тихомиров), на котором были заслушаны доклады, раскрывающие результаты научных исследований Академии на всех уровнях: от студентов («Стратегия развития студенческого паблика Вести ВШНИ в социальной сети

Рис. 2. Выступление сенатора Российской Федерации, члена Комитета Совета Федерации по международным делам, Председателя Попечительского совета Высшей школы народных искусств (академии) Е.В. Афанасьевой

6 Рис. 1-11 - фото из архива Высшей школы народных искусств (академии).

Вконтакте» Р. Ефремовой) и аспирантов («История

искусств: как сделать обучение современным и интересным?»

Е.И. Семеновой) - до ученых, которые не первый год посвятили работе в области теории и практики традиционных

художественных промыслов («Научно-педагогическая школа В.Ф. Максимович: основные идеи, достигнутые результаты, потенциал

развития» С.А. Тихомирова и «Научно-исследовательская деятельность - фактор формирования

профессиональных и универсальных компетенций у студентов в области традиционного прикладного искусства» П.Е. Серова) (рис. 3). Таким образом, были намечены основные векторы научных обсуждений на секционных заседаниях - продолжение и развитие идей научно-педагогической школы В.Ф. Максимович в исследованиях аспирантов и преподавателей вуза; популяризация и продвижение традиционных художественных промыслов в современном социуме, в том числе, посредством информационных технологий; совершенствование опыта профессиональной подготовки студентов в области научно-исследовательской деятельности и профильных дисциплин.

В первый день Международного форума состоялись дискуссии в рамках секций «Уникальные традиционные художественные промыслы - уникальное профессиональное образование» (модераторы - к. п. н., член Союза художников России, доцент кафедры рисунка и живописи, куратор СНО Высшей школы народных искусств (академии) П.Е. Серов, к. п. н., член Творческого союза художников России, зав. кафедрой рисунка и живописи Института традиционного прикладного искусства Ю.И. Кривозубова); «Традиционные художественные промыслы - национальное культурное достояние» (модераторы - к. п. н., зав. кафедрой языковой подготовки, начальник международного отдела Высшей школы народных искусств (академии) Е.А. Николаева, к. п. н., зам. директора по учебной и воспитательной работе Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи М.Н. Мочалова). Особый интерес гостей вызвала секция «Научные дебюты: результаты научных исследований в области традиционных художественных промыслов студентов среднего профессионального образования» (модераторы - к. п. н., доцент кафедры лаковой миниатюрной

Рис. 3. Выступление на пленарном заседании студентки II курса Высшей школы народных искусств (академии) У. Ефремовой с докладом

живописи Высшей школы народных искусств (академии) И.В. Костычева, к. п. н., член Союза художников России, доцент кафедры рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (академии) М.О. Ломакин), в ходе которой были раскрыты вопросы не только изучения и сохранения исторического опыта традиционных художественных промыслов, но и потенциал современных цифровых технологий и искусственного интеллекта в их продвижении.

Второй день

Международного Форума был насыщен различными событиями. Продолжили работу секции. Результаты разработки и апробации идей диссертационных исследований были

представлены на

аспирантской педагогической секции

«Методология и технология про фессионального образования в области традиционных художественных промыслов» (модераторы - д. п. н., профессор, зав. кафедрой теории и методики про фессионального образования Высшей школы народных искусств

(академии) Н.М. Александрова и к. культурологии, доцент, проректор по научной работе Высшей школы народных искусств (академии) С.А. Тихомиров).

На секциях «Уникальные художественные промыслы: культурный код, наследие, стиль» (модераторы - к. п. н., доцент кафедры художественного кружевоплетения, зав. художественно-творческой лабораторией Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов Высшей школы народных искусств (академии) Ю.Е. Лапина, к. п. н., зав. кафедрой ювелирного и косторезного искусства Высшей школы народных искусств (академии) М.В. Чуракова) и «Традиционные художественные промыслы - основа культурной идентичности» (модераторы - к. п. н., доцент кафедры истории искусств, начальник управления аспирантуры Высшей школы народных искусств (академии) И.И. Куракина и к. п. н., директор Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи М.А. Салтанов)

Рис. 4, 5. Работа секций

участники выступили с докладами по проблемам реновации и совершенствования технологических аспектов выполнения произведений декоративно-прикладного искусства и традиционных художественных промыслов, возможностей использования классических техник в современным изделиях, осмысления исторической логики бытования центров традиционных художественных промыслов (рис. 4, 5).

Запоминающимися событиями IV Международного форума и новой формой размышления о судьбах традиционного прикладного искусства в контексте современности стали паблик-токи: «Уникальное искусство художественной вышивки: культурный код, современный стиль, востребованное высшее образование» и «Для чего будущему художнику традиционного прикладного искусства участвовать в творческих конкурсах?» (модераторы - д. п. н., доцент, зав. кафедрой истории искусств Высшей школы народных искусств (академии) JIM. Ванюшкина и к. культурологии, доцент, проректор по научной работе Высшей школы народных искусств (академии) С.А. Тихомиров).

Спикеры - преподаватели Высшей школы народных искусств (академии) и филиалов. Опытом развития и продвижения художественной вышивки, источниками вдохновения при разработке и руководстве проектами учебных, курсовых и выпускных

квалификационных работ, возможностями интеграции ручной художественной и машинной вышивки,

взаимодействия Академии и предприятий

художественной вышивки поделились специалисты в этой области -

С.Ю. Анисина, И.А. Комиссарова, к. п. н. Е.В. Сайфулина, к. х. н. И.М. Семенов, И.И. Юдина (рис. 6).

О том, как и для чего участвовать в художественных конкурсах, какие стратегические и практические задачи, важные для профессионального становления и развития художников традиционных художественных промыслов, можно решать с помощью конкурсов, каким образом преодолеть страх и неуверенность и как создать произведение, которое способно поразить жюри и зрителей - обо всем этом говорили преподаватели и художники: к. иск. Н.Г. Кузнецов, к. п. н. Ю.И.Кривозубова, к. п. н. Е.А. Лапшина, к. п. н. П.Е. Серов, A.A. Поляков (рис. 7).

Рис. 6. Спикеры паблик-тока «Уникальное искусство художественной вышивки: культурный код, современный стиль, востребованное высшее образование»: И.М. Семенов, С.Ю. Анисина, Е.В. Сайфулина (слева направо)

Опыт проведения паблик-тока позволил гостям и участникам Форума принять участие в дискуссии и попробовать найти «рецепты», которые действительно работают и могут оказаться полезными в собственной художественно-творческой и

профессиональной деятельности.

Во время

Международного Форума участники могли ознакомиться с выставками Высшей школы народных

искусств (академии) и филиалов, которые демонстрировали великолепие

национального искусства нашей страны: художественного кружевоплетения («Рязанские мотивы», «Кружевной сувенир», «Галичское кружево в художественно-графических проектах студента кафедры художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (академии) Гутаровой Е.Р.») и художественной вышивки (плоскостных изделий Холуйского института лаковой миниатюрной живописи имени H.H. Харламова и магистерских выпускных квалификационных работ кафедры художественной вышивки «Наука в традиционной художественной вышивке»), косторезного и ювелирного искусства, жостовской и нижнетагильской декоративной росписи, лаковой миниатюрной живописи и иконописи, кукол в национальных костюмах, произведений живописи Н.Ф. Неонета, учебных и методических работ и пособий профессорско-преподавательского состава вуза.

Очень ценно, что традицией Форума стало не только создание площадок для дискуссий и теоретического осмысления проблем центров традиционных художественных промыслов, но и обеспечение возможности самим участникам прикоснуться к истокам художественных традиций в рамках мастер-классов, проводимых студентами Академии в соответствии с профилями подготовки. Так, гостям было предложено попробовать свои силы в области холуйской и федоскинской лаковой миниатюрной живописи, декоративной росписи по металлу в традициях Нижнего Тагила и «московского письма», сцепной и численной техниках художественного кружевоплетения, цветной перевити и владимирских верхошвов, выполнения тряпичной куклы «Куватка» и богородской игрушки «Сова» (рис. 8-11).

Рис. 7. Спикеры паблик-тока «Для чего будущему художнику традиционного прикладного искусства участвовать в творческих конкурсах?»: Е.А. Лапшина, Н.Г. Кузнецов, Ю.И. Кривозубова (слева направо)

Рис. 8-11. Участники мастер-классов по видам традиционных художественных

промыслов

Первый и второй день Форума завершала культурная программа - гости и участники совершили пешеходную экскурсию по историческому центру Санкт-Петербурга с зав. кафедрой философии, доктором философских наук, доцентом C.B. Лебедевым и посетили Музей Фаберже.

Отрадно, что IV Международный форум студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» стал ежегодным событием, объединяющим студентов и профессиональное сообщество России и других государств, в рамках которого решаются проблемные вопросы и намечаются перспективы нау чного диалога и творческого взаимодействия между представителями искусства, образования, государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.