УДК 296:177.7
Священник Андрей Андрианов,
кандидат богословия, проректор по учебной работе КоДС E-mail: [email protected]
ИУДЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПО ВОПРОСУ ЭВТАНАЗИИ
В статье излагаются мнения авторитетных раввинов касательно вопроса прерывания жизни тяжело болящего пациента. Специалистами отмечается отсутствие в Священном Писании указания на добровольный исход из жизни. Исключением, не являющимся примером для подражания, служит лишь самоубийства царя Саула (Шаула) и смерть Ахитофела. Этим историческим эпизодам противопоставляется жизнь царя Давида и других праведников. Попытка совершить самоубийство считается в иудаизме и прямым нарушением установлений Торы. Признавая бесспорную ценность жизни каждого человека, иудаизм считает умышленные деяния по умерщвлению безнадежно больных особой формой убийства.
Ключевые слова: иудаизм, Шаул, Ахитофел, Борух Горин, самоубийство, эвтаназия, прерывание жизни, закон.
Термину эвтаназия в иудейской традиции наиболее соответствует талмудическое понятие «мита яфа» («приятная смерть»). Его значение всегда связывается с обязанностью сократить до минимума мучения преступников, приговорённых к смертной казни перед их умерщвлением, и никогда — с умышленным приближением конца жизни человека, умирающего по естественным причинам.
В иудаизме жизнь понимается как непреходящая ценность, и в этом есть элемент творчества. То есть человек «был не соперником Богу, а скорее равноправным партнером в продолжающейся творческой работе»1. В этом контексте самоубийство выглядит как помеха, отвержение возможности творческого созидания жизни, которое категорически запрещено Торой. Сам библейский космогенез не даёт ни малейшей возможности говорить, что жизнь — это явление, имеющие серьёзные недостатки, которые свидетельствуют о необходимости её прекращения. «И ВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЁ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ ВЕСЬМА ХОРОШО» (Берешит 1, 31). Только Творец, создавший жизнь, может её остановить. Согласно представлениям иудаизма, жизнь есть высший дар Божий, благословение Божие: «В СВИДЕТЕЛИ ПРИЗЫВАЮ Я НА
1 Липич О., Самсонова О., Хруль В. Религиозные деятели в «юбилей» эвтаназии рассказали, чем она опасна // Сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/ society/20120330/610116370.html (дата обращения: 2012-03-30).
ВАС СЕГОДНЯ НЕБО И ЗЕМЛЮ — ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ПРЕДЛОЖИЛ Я ТЕБЕ, БЛАГОСЛОВЕНИЕ И БЫ ЖИЛ ТЫ И ПОТОМСТВО ТВОЕ, ПРОКЛЯТЬЕ, - ИЗБЕРИ ЖЕ ЖИЗНЬ,...» (Деварим 30, 19). Следствием установленного Богом порядка и Его прямого запрета на убийство «НЕ УБИВАЙ» (Шемот 20,30) стало почти полное отсутствие среди народа Божия самоубийства. В священных книгах упоминаются редчайшие случаи суицида. Так, известен героический подвиг Самсона, принуждавшегося филистимлянами к идолопоклонству; первого царя народа Божия, Саула, и его оруженосца, которые при угрозе пленения врагом предпочли умертвить себя: «И сказал Шаул оруженосцу своему: обнажи меч свой и заколи меня им, а то придут эти необрезанные заколоть меня и будут издеваться надо мною. Но не согласился оруженосец его, ибо очень боялся. И взял Шаул меч свой, и пал на него. И увидел оруженосец его, что умер Шаул, и пал и он на меч свой, и умер вместе с ним» (II Шемуэйл1 31, 4-5); Ахитофела, предавшего своего повелителя царя Давида: «Ахитофэл же, увидев, что не исполнен совет его, оседлал осла, и встал, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание семье своей, и удавился, и умер, и был погребен в гробнице отца своего» (II Шемуэйл 17, 23)2.
Сам же Давид, несмотря на все жизненные испытания, придерживался оптимистической позиции, согласно которой, как на общенациональном, так и на индивидуальном уровне жизнь в страданиях была предпочтительнее так называемой славной. Это чувство побудило царя Давида благодарно воскликнуть: «Наказать наказал меня Господь, но смерти не предал» (Теиллим3 118, 16). «По той же причине мученическая смерть, как отмечает главный раввин Калининградской области Давид Шведик, позволена лишь при самых исключительных обстоятельствах; отдать свою жизнь, даже ради исполнения божественных законов, когда такая жертва не требуется законом, считается смертельным преступлением»4.
Попытка совершить самоубийство считается в иудаизме и прямым нарушением установлений Торы. Признавая бесспорную ценность жизни каждого человека, иудаизм считает умышленные деяния по умерщвлению безнадежно больных особой формой убийства. В книге Вайикра (19, 16) написано буквально следующее: «Не стой над кровью ближнего своего», иными словами, не будь пассивным свидетелем чужой беды. Понятно, что для любого человека нет большей беды, чем опасность для жизни, поэтому прежде всего данный запрет касается того, кто недостаточно ревностно участвует в спасении жизни другого еврея. Само собой разумеется, что по отношению к больному недопустимы какие бы то ни было активные действия, способные приблизить его кончину: запрет Торы «не убей» общеизвестен. В связи с бесспорным принятием иудеями положения о том, что страдания в этом мире как нельзя лучше
1 «II Шемуэйл» - в христианской традиции - «Вторая книга Царств». Здесь и далее текст Священного Писания приводится по изданию: Невиим ришоним и ахроним (Первые и последние пророки): Текст сверен с рукописью и масорой Кэтэр Арам Цовы и сходных с ней рукописей Мордехаем Броером. Ред., пер. Йосифон Д. - Иерусалим: Мосад Арав Кук, 1975. - 992 с.
2 Там же.
3 Теиллим - в христианской традиции «Псалтирь».
4 Эвтаназия // Юристы и недвижимость. Калининград. - 2010. - №4 (126). - С. 11.
очищают душу человека, имеет «...смысл повлиять на больного с тем, чтобы он согласился на сохранение всех процедур, пусть даже ценой сильных мучений», - замечает известный религиозный авторитет Шломо-Зелман Ойербах1 (1910-1995).
Несмотря на предложенные выше умозаключения, принято считать, что позиция иудаизма в вопросе об эвтаназии не однозначна, и по многим граням проблемы высказываются различные точки зрения2. (См.: таблицу № 1. «Позиции раввинов в отношении эвтаназии»).
Иудаизм категорически отвергает активную эвтаназию, то есть преднамеренное создание смертельного исхода (даже если умирающий просит об этом), рассматривая этот акт как убийство. С другой стороны, в некоторых отдельных случаях пассивная эвтаназия (например, отказ от дальнейшего подключения больного, находящегося в вегетативном состоянии, к аппаратам искусственного поддержания жизни; или предоставление возможности безнадежно больному, по его просьбе, умереть, не подключая его в ситуации обострения болезни к этим аппаратам) может быть разрешена, так как в этой ситуации не врач убивает пациента, а невыносимая бо-лезнь3. В некоторых случаях разрешено также давать те или иные лекарства или средства и назначать медицинские процедуры, если они необходимы для облегчения болей или страданий больного, даже если побочным следствием их может быть приближение смерти пациента. Однако, поскольку данный вопрос является очень сложным, в конкретной ситуации необходимо проконсультироваться с раввином, являющимся специалистом именно в этой области.
Что касается ребенка с врожденным дефектом, то прийти к заключению, что его жизнь есть что-то менее значимое, чем жизнь здорового, означает попрать важнейший принцип безусловной ценности человеческой жизни. Поэтому иудаизм предписывает применять все доступные для современной медицины мероприятия, не только для спасения, но и для излечения4.
В возможной ситуации, при которой новорожденный страдает атрези-ей заднего прохода и болезнью Дауна, рекомендуется хирургическое вмешательство для спасения его жизни. Если учитывать его будущее существование в пределах двадцати лет и остановку умственного развитии на уровне четы-
1 Цит. по: Суперфин У. Эвтаназия через призму законов Торы // Сайт Иудаизм и евреи. [Электронный ресурс]. - URL: http://toldot.ru/tora/articles/articles_275.html. (дата обращения: 2013-09-23).
2 См.: Euthanasia: A Jewish View // Сайт; Myjewish learning. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.myjewishlearning.com/beliefs/Issues/Bioethics/Euthanasia.shtml (дата обращения: 201309-20).
3 См.: Hemel D.J., Modern Jewish, Christian, and Muslim Perspectives on Death, Pain and Suffering, and the Ethics of Euthanasia. Williamstown, Massachusetts.: Williams college, 2005. P. 45 Эфтаназия // Сайт: Церковь сегодня. [Электронный ресурс]. - URL: http://churchtoday.ru/ biblioteka/slovari-i-spravochniki/iudaizm-i-hristianstvo/yeftanazija.html. (дата обращения: 2011-08-02).
4 См. Ефимова О. Иудаизм и этические проблемы медицины // Сайт: МАХАНАИМ — еврейский культурно-религиозный центр. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.machanaim. org/tor&life/medetica/efimova.htm. (дата обращения: 2013-11-10).
рехлетнего ребенка, иудаизм настаивает, что такой человек также, как и здоровый, имеет право на жизнь1.
Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин сообщил, что в своде законов «Шульхан Арух» есть предписание очень бережно обращаться с тем, кто находится при смерти, в состоянии агонии: «Нельзя ни переворачивать его, ни переносить в другое помещение, поскольку эти действия могут приблизить момент его смерти. Активные действия, способные приблизить его кончину, по отношению к такому больному недопустимы: есть абсолютный запрет Торы «не убий», - подчеркнул Горин2.
Если прерывание жизни недопустимо, то разумно ли продлевать её тем, кто испытывает тяжелые мучения от болезни? Ответом на данный вопрос может стать рассуждение рабби Иегуды Благочестивого, который постановил, что следует устранять препятствия, которые мешают смерти3. Решение о прекращении специальных медицинских процедур в таком случае «должно быть результатом самой тщательной оценки состояния больного лечащим врачом и компетентным раввином»4.
Традиционно иудеи руководствуются основными двумя принципами в проблематике окончания жизни: ничего не предпринимать по отношению к умирающему, что смогло бы ускорить наступление его смерти, и не прилагать нецелесообразные усилия, направленные на устранение неизбежной кончины.
Итак, иудаизм отрицает эвтаназию, даже если об этом имеется соответствующая просьба больного. В то же время по вопросу относительно того, когда прекращать реанимационные мероприятия, мнения ведущих религиозных общин расходятся. Ортодоксальные раввины считают, что нужно поддерживать жизнь любой ценой, неортодоксальные считают, что в ряде случаев можно дать возможность свободно умереть, если продолжение жизни связано с существенными физическими страданиями, которые не могут прекратиться. Во всех случаях врач должен бороться за жизнь до последнего вдоха. Лечение при невозможности полного физического выздоровления должно быть направлено на уменьшение страданий больного5.
1 Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям А/О ИГ. Пер. с фр. Гаровникова Г. Д. - М.: «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1992. - С. 91.
2 Липич О. Религиозные деятели в «юбилей» эвтаназии рассказали, чем она опасна... [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/society/20120330/610116370.html.
3 См. Euthanasia: A Jewish View // Сайт: My jewish learning. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.myjewishlearning.com/beliefs/Issues/Bioethics/Euthanasia.shtml. (дата обращения: 201309-20).
4 Липич О. Религиозные деятели в «юбилей» эвтаназии рассказали, чем она опасна. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/society/20120330/610116370.html.
5 Жарова М. Этические проблемы окончания жизни человека / Relga. — №10 (208). — 2010 (электронный документ) // Сайт: Relga. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.relga.ru/ Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2668&level1=main &level2=articles (дата обновления: 15. 07. 2010.)
Основные положения иудаизма можно выразить следующим образом:
1. Еврейская традиция рассматривает сохранение человеческой жизни как одну из высших нравственных ценностей и запрещает делать что-либо, что может привести к сокращению жизни.
2. От врачей не требуется продлевать естественный процесс умирания.
3. Жизнь бесконечно ценна, независимо от её продолжительности и качества, потому что все люди созданы по образу Божию.
4. Боль - это не повод для умерщвления пациента1.
Итак, попытка совершить самоубийство, даже по причине наступления мучительного заболевания, считается в иудаизме и прямым нарушением установлений Торы. Признавая бесспорную ценность жизни каждого человека, иудаизм считает умышленные деяния по умерщвлению тяжелобольных особой формой убийства.
Таблица 1.
Позиции раввинов в отношении эвтаназии
Ортодоксальный раввин Элиэзер Вальденберг Консервативный раввин Авраам Рейснер Либеральный взгляд раввина Кнобеля
Говорит о возможности применения сильнодействующих лекарств, которые могут облегчить боль Позволяет лечение препаратами; возможно отключение от аппарата искусственного дыхания, но не прекращение искусственного питания и гидратации. Предполагает допустимым умерщвление человека даже в тех случаях, когда неизлечимо больной пациент испытывает очень сильные страдания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Невиим ришоним и ахроним (Первые и последние пророки): Текст сверен с рукописью и масорой Кэтэр Арам Цовы и сходных с ней рукописей Морде-хаем Броером. Ред., пер. Йосифон Д. - Иерусалим: Мосад Арав Кук, 1975. - 992 с.
2. Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям А/О ИГ. Пер. с фр. Гаровникова Г. Д. - М.: «Прогресс», «Прогресс-Ин-тер», 1992.
3. Эвтаназия // Юристы и недвижимость. Калининград. - 2010. - №4 (126).
4. Жарова М. Этические проблемы окончания жизни человека / Яе^а. — №10 (208). - 2010 (электронный документ) // Сайт: Яе^а. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid=2668&level1=main &^е12=аШс^ (дата обновления: 15.07. 2010.)
5. Липич О., Самсонова О., Хруль В. Религиозные деятели в «юбилей» эвтаназии рассказали, чем она опасна // Сайт РИА Новости. [Электронный ре-
1 См.: Там же.
сурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/society/20120330/610116370.html (дата обращения: 2012-03-30).
6. Суперфин У. Эвтаназия через призму законов Торы // Сайт Иудаизм и евреи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://toldot.ru/tora/articles/ articles_275.html. (дата обращения: 2013-09-23).
7. Ефимова О. Иудаизм и этические проблемы медицины // Сайт: МАХА-НАИМ — еврейский культурно-религиозный центр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.machanaim.org/tor&life/medetica /efimova.htm. (дата обращения: 2013-11-10).
8. Эфтаназия // Сайт: Церковь сегодня. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://churchtoday.ru/biblioteka/slovari-i-spravochniki/iudaizm-i-hristianstvo/yeftanazija.html. (дата обращения: 2011-08-02).
9. Euthanasia: A Jewish View // Сайт: My jewish learning. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myjewishlearning.com/beliefs /Issues/ Bioethics/Euthanasia.shtml. (дата обращения: 2013-09-20).
10. Hemel D.J., Modern Jewish, Christian, and Muslim Perspectives on Death, Pain and Suffering, and the Ethics of Euthanasia. Williamstown, Massachusetts.: Williams college, 2005. P. 45
11. Эфтаназия // Сайт: Церковь сегодня. [Электронный ресурс] - URL: http://churchtoday.ru/biblioteka/slovari-i-spravochniki/iudaizm-i-hristianstvo/ yeftanazija.html. (дата обращения: 2011-08-02).
Priest Andrey Andrianov, candidate of theology, vice-rector for academic affairs E-mail: [email protected]
JEWISH TRADITION ON THE QUESTION OF EVANTANUSIA
The article sets forth the views of authoritative rabbis regarding the question of interrupting life of seriously ill patients. Specialists note that the Holy Scripture does not contain any indications of a voluntary outcome from life. As an exception but not as an example for imitation there is mentioned only about King Saul (Shaula)'s suicide and the death of Ahitophel. These historical episodes contrast with the life of King David and other righteous people. Judaism considers an attempt to commit suicide as a direct violation of the Torah ordinances. Recognizing the indisputable value of life of a person Judaism identifies deliberate deeds of killing hopelessly sick people as a special form of murder.
Key words: Judaism, Shaul, Ahithophel, Borukh Gorin, suicide, euthanasia, interruption of life, law.