Научная статья на тему 'Итоговый индивидуальный проект - новая форма аттестации в 9 классе согласно требованиям ФГОС ООО'

Итоговый индивидуальный проект - новая форма аттестации в 9 классе согласно требованиям ФГОС ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5860
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ООО / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левахина Елена Павловна

В статье рассматриваются основы реализации индивидуального проекта новой необходимой составляющей части государственной итоговой аттестации обучающихся при окончании основного общего образования согласно ФГОС ООО. Определены варианты продуктов проектной деятельности и состав материалов для защиты проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левахина Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоговый индивидуальный проект - новая форма аттестации в 9 классе согласно требованиям ФГОС ООО»

ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - НОВАЯ ФОРМА АТТЕСТАЦИИ В 9 КЛАССЕ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ООО Левахина Е.П.

Левахина Елена Павловна - заместитель директора, учитель информатики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 36, г. Казань

Аннотация: в статье рассматриваются основы реализации индивидуального проекта - новой необходимой составляющей части государственной итоговой аттестации обучающихся при окончании основного общего образования согласно ФГОС ООО. Определены варианты продуктов проектной деятельности и состав материалов для защиты проекта.

Ключевые слова: ФГОС ООО, основное общее образование, метапредметные результаты, итоговая аттестация, индивидуальный проект.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) инструментом достижения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной Образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) являются универсальные учебные действия (УУД).

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет итоговый индивидуальный проект, выполняемый в 9 классе. Он представляет собой «самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года»1. В ходе такой работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник. Невыполнение итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Темы проектов утверждаются директором гимназии. Обучающиеся сами выбирают как тему из предложенного перечня, так и руководителя проекта. План реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

22

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов - описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины.

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии школы или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Оценка проектной деятельности входит в систему оценки планируемых результатов (целевой раздел ООП) и указывается в характеристике обучающегося.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.