Научная статья на тему 'Итоговая оценка медиакомпетентности студентов: анализ результатов тестирования'

Итоговая оценка медиакомпетентности студентов: анализ результатов тестирования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
210
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНАЛИЗ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров А. В.

В статье анализируются итоги формирующего эксперимента по выявлению уровней медиакомпетентности студентов в рамках исследования по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоговая оценка медиакомпетентности студентов: анализ результатов тестирования»

ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

The practice of media education

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ *

А. В. Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова.

[email protected]

Аннотация. В статье анализируются итоги формирующего эксперимента по выявлению уровней медиакомпетентности студентов в рамках исследования по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами»

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпе-тентность, анализ, студенты.

* Написано при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров», «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук.проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров).

The final score of media competence of university students: analysis of tests' results

Prof. Dr. Alexander Fedorov, president of Russian Association for Film and Media Education, pro-rector of Anton Chekhov's Taganrog State Pedagogical Institute, [email protected]

Abstract. This article analyzes the results of the experiment to identify levels of media competence of university students in a study entitled "Analysis of the effectiveness of the Russian scientific-educational centers in the field of media education in comparison with the leading foreign counterparts".

Key words: Media education, media literacy, media competence, analysis, universities, students, media studies.

Итоги формирующего эксперимента по выявлению уровней ме-диакомпетентности аудитории (студентов Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова), прошедших трехлетний курс обучения в рамках специализации «Медиаобразование» (03.13.30), были подведены нами в 2011/2012 учебном году (констатирующий эксперимент по составленным нами тестам и анкетам проводился Е.В.Мурюки-ной). Общее число опрошенных составило 52 человека (40 - женского пола и 12 - мужского пола).

Тестирование по блоку вопросов для выявления уровня мотива-ционного показателя медиакомпе-тентности аудитории выявило, что по сравнению с результатами первоначального констатирующего эксперимента до обучения по курсам специализации «Медиаобразова-ние» [Федоров, 2011] произошли позитивные изменения в выборе студентами предпочтительных для них жанров прессы, теле/радиопередач, интернет-сайтов. Так суще-

ственно (на 10%-30%) возрос выбор студентами аналитических, публицистических, литературных жанров медиатекстов, резко уменьшилась популярность рекламы.

Увеличилась (на 7%-10%) популярность у учащихся таких неразвлекательных жанров фильмов/телесериалов как драма и притча, в то время, как привлекательность зрелищных жанров видео/компьютерных игр, как action сократилась на 13%.

Аналогичные изменения произошли и в предпочтениях студентов относительно тематики медиа-текстов прессы, радио/телепередач, интернет-сайтов, компьютерных игр: увеличился интерес к исторической (на 12%), нравственной (на 34%), педагогической, школьной (на 13%), экологической (на 5%) темам.

В целом стремление студентов к развлечению, к рекреации, отдыху (к виртуальному уходу от проблем реальной жизни), желание просто занять свободное время уменьшилось на 17% - 18%.

В то же время значительно увеличилось стремление студентов к

интеллектуальному, эстетическому, творческому контакту с медиа: стремление к идентификации, к сопереживанию, к отождествлению себя с персонажем/ведущим меди-атекста (на 17%), к эстетическим впечатлениям, к наслаждению мастерством авторов медиатекста (на 17%), желание научиться создавать и распространять медиатексты самому, изучая конкретные примеры творчества профессионалов (на 18%), подтвердить собственную компетентность в различных сферах жизни и медиакультуры (на 19%), стремление к философскому/интеллектуальному спору/диалогу с создателями медиатекста (на 25%), получить новую информацию (на 30%).

Мы условились считать, что

- высоким уровнем мотивационно-го показателя медиакомпетентно-сти обладают респонденты, которые дали утвердительные ответы на 80% -100% вариантов своих жанровых, тематических, психологических, рекреационных, компенсаторных, эстетических и иных мотивов контактов с медиа, медиатекстами;

- средним уровнем мотивационно-го показателя медиакомпетентно-сти обладают респонденты, которые дали утвердительные ответы на 50% - 79% вариантов своих жанровых, тематических, психологических, рекреационных, компенсаторных, эстетических и иных мотивов контактов с медиа, медиатекстами;

- низким уровнем мотивационного показателя медиакомпетентности обладают респонденты, которые дали утвердительные ответы менее чем на 50% вариантов своих жанровых, тематических, психологических, рекреационных, компенсаторных, эстетических и иных мотивов

контактов с медиа, медиатекстами.

Классификация уровней медиакомпетентности аудитории при ответах на вопросы блока мотивационного показателя медиакомпетентности показала, что средний уровень медиакомпетентности студентов по этому показателю увеличился на 21%, на столько же уменьшился низкий уровень.

Тестирование студентов по блоку вопросов для выявления уровня пользовательского/контактного показателя медиакомпетентности аудитории показало, что частота контактов аудитории по сравнению с результатами первоначального констатирующего эксперимента до обучения по курсам специализации «Медиаобразование» увеличилась с текстами прессы на 9% - 25%; с радиопередачами - на 8% - 31%; с телепередачами - на 3% - 17%; с Интернетом на 2% - 11%.

Возросло (на 7% - 18%) и число видов медийной аппаратуры, которыми умела пользоваться аудитория. Очень важным показателями медийной активности/деятельности студентов стало их возросшее (на 11% - 45%, в зависимости от степени сложности) умение создавать медиатексты, компьютерные тексты Word, Pdf и др., фотографии и др. статичные изображения, видео/кинофильмы, клипы, звуковые медиатексты, мультимедийные презентации, портфолио, компьютерные или видеоанимации (мультфильмы) тексты и изображения для интернет-страниц, порталов. Создание и последующее активное использование ящиков электронной почты, активное членство в интернет-группах, блогах по интересам, активное членство в авторской

группе периодического издания (включая интернет-прессу), в авторской группе радио/телепередач увеличение от 5% до 24%.

Мы условились считать, что

- высоким уровнем пользовательского показателя медиакомпетен-тности обладают респонденты, которые умеют пользоваться 80% -100% основных типов медийной аппаратуры; умеют создавать 80% -100% типов медийных текстов; заняты 80%-100% основных видов медийной активности.

- средним уровнем пользовательского показателя медиакомпетен-тности обладают респонденты, которые умеют пользоваться 50% -79% основных типов медийной аппаратуры; умеют создавать 50% -79% типов медийных текстов; заняты 50% - 79% основных видов медийной активности.

- низким уровнем пользовательского показателя медиакомпетент-ности обладают респонденты, которые умеют пользоваться менее 50% основных типов медийной аппаратуры; умеют создавать менее 50% основных типов медийных текстов; заняты менее 50% основных видов медийной активности.

Классификация уровней меди-акомпетентности аудитории при ответах на вопросы блока пользовательского/контактного показателя медиакомпетентности показала, что средний уровень медиакомпе-тентности по данному показателю увеличился на 9%.

Тестирование студентов по блоку вопросов для выявления уровня когнитивного/информационного показателя медиакомпетентности аудитории показало, что уровень знания студентами медийной, ме-

диаобразовательной терминологии возрос в среднем на 9% - 29%. При этом количество правильных ответов на вопросы о таких терминах, как «категории медиа», «ме-диатека», «медиакультура», «ме-диавосприятие» составило 100%.

Порадовали и ответы на вопросы, связанные с историческими фактами развития медиакультуры - по сравнению с первоначальным констатирующим экспериментом число правильных ответов возросло в пределах 7% - 35%.

Число верных ответов студентов на вопросы по теории медиа-культуры возросло в диапазоне от 18% до 66%.

Таким образом, средний процент верных ответов студентов на все 30 вопросов этого блока увеличился на 37%.

Проведение итогового цикла творческих заданий также показало, что уровень медиакомпетентности студентов существенно увеличился. Следовательно, разработанная нами модель развития медиа-компетентности подтвердила свою эффективность.

Литература Федоров А.В. Оценка медиакомпетентности студентов: анализ результатов тестирования // Magister Dixit - Научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. №1. http://md.islu.ru/sites/ md.islu. ru/files/rar/statya_fedorov. pdf

References Fedorov, A.V. (2011). Evaluation of media competence of students: an analysis of test results / / Magister Dixit - The scientific and pedagogical journal in Eastern Siberia. 2011. № 1. http:// md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/ statya_fedorov.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.