Научная статья на тему 'ИТОГИ XII ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА МОЛОДЫХ ЛЕКСИКОЛОГОВ, ЛЕКСИКОГРАФОВ И ЛИНГВОГЕОГРАФОВ: «АНАЛИЗ СЛОВА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»'

ИТОГИ XII ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА МОЛОДЫХ ЛЕКСИКОЛОГОВ, ЛЕКСИКОГРАФОВ И ЛИНГВОГЕОГРАФОВ: «АНАЛИЗ СЛОВА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКОЛОГИЯ / ЛЕКСИКОГРАФИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильина Е. Н., Крылова О. Н., Драчева Ю. Н., Колесова И. Е., Мельникова Н. Г.

Публикация подводит итоги проведения XII Всероссийской школы-семинара молодых лексикологов, лексикографов и лингвогеографов. Работа школы была посвящена проблемам анализа слова с применением традиционных и новаторских методик в исследованиях по региональной лингвистике, лингвокультурологии, лингвистике художественного текста и массовых коммуникаций, а также в практике составления словарей различных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ильина Е. Н., Крылова О. Н., Драчева Ю. Н., Колесова И. Е., Мельникова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE XII ALL-RUSSIAN SCHOOL AND SEMINAR FOR YOUNG LEXICOLOGISTS, LEXICOGRAPHERS AND LINGUOGEOGRAPHERS “WORD ANALYSIS: TRADITIONS AND INNOVATIONS”

The article summarizes the results of the 12th school and seminar for young lexicologists, lexicographers and linguogeographers. The sessions of the school and seminar considered the problems of word analysis by means of the traditional and innovative methods in the fields of regional linguistics, cultural linguistics, linguistics of literary text and mass media, as well as in compiling different types of dictionaries.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ XII ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА МОЛОДЫХ ЛЕКСИКОЛОГОВ, ЛЕКСИКОГРАФОВ И ЛИНГВОГЕОГРАФОВ: «АНАЛИЗ СЛОВА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 6 (105). С. 188-193. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 6 (105), pp. 188-193.

Научный отчет УДК 811.161.1

Итоги XII Всероссийской школы-семинара молодых лексикологов, лексикографов и лингвогеографов: «Анализ слова: традиции и инновации»

Елена Николаевна Ильина1, Ольга Николаевна Крылова2, Юлия Николаевна Драчева3, Ирина Евгеньевна Колесова4, Наталия Георгиевна Мельникова5^

1 3Вологодский государственный университет,

Вологда, Россия,

1filfak@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1797-8959 3yulia.dracheva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8709-3470 2Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург, Россия, 2krylova_olga2004@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6887-4316 ^Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина,

Вологда, Россия,

4wgunis@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3677-7551 5Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия,

5mihovang@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0003-0108-9206

Аннотация. Публикация подводит итоги проведения XII Всероссийской школы-семинара молодых лексикологов, лексикографов и лингвогеографов. Работа школы была посвящена проблемам анализа слова с применением традиционных и новаторских методик в исследованиях по региональной лингвистике, лингвокультурологии, лингвистике художественного текста и массовых коммуникаций, а также в практике составления словарей различных типов.

Ключевые слова: лексикология, лексикография, лингвистическая география, молодые ученые

Для цитирования: Ильина Е. Н., Крылова О. Н., Драчева Ю. Н., Колесова И. Е., Мельникова Н. Г. Итоги XII Всероссийской школы-семинара молодых лексикологов, лексикографов и лингвогеографов: «Анализ слова: традиции и инновации» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 6 (105). С. 188-193.

© Ильина Е. Н., Крылова О. Н., Драчева Ю. Н., Колесова И. Е., Мельникова Н. Г., 2021

1 88

Results of the XII All-Russian school and seminar for young lexicologists, lexicographers and linguogeographers "Word analysis: Traditions and innovations"

Elena N. Ilyina1, Olga N. Krylova2, Iuliia N. Dracheva3, Irina E. Kolesova4, Nataliya G. Melnikova5H

1 3Vologda State University, Vologda, Russia,

1filfak@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1797-8959

3yulia.dracheva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8709-3470 2The Institute for Linguistic Studies, Russian Academy of Sciences,

St Petersburg, Russia,

2krylova_olga2004@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6887-4316 4Vologda Regional Universal Scientific Library named after I. V. Babushkin,

Vologda, Russia,

4wgunis@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3677-7551 5Cherepovets State University, Cherepovets, Russia,

5ngmelnikova@chsu.ruH, https://orcid.org/0000-0003-0108-9206

Abstract. The article summarizes the results of the 12th school and seminar for young lexicologists, lexicographers and linguogeographers. The sessions of the school and seminar considered the problems of word analysis by means of the traditional and innovative methods in the fields of regional linguistics, cultural linguistics, linguistics of literary text and mass media, as well as in compiling different types of dictionaries.

Keywords: lexicology, lexicography, linguistic geography, young scientists

For citation: Ilyina E. N., Krylova O. N., Dracheva Iu. N., Kolesova I. E., Melnikova N. G. Results of the XII All-Russian school and seminar for young lexicologists, lexicographers and linguogeographers "Word analysis: Traditions and innovations". Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 6 (105), pp. 188-193. (In Russ.).

Введение

По инициативе Словарного отдела Института лингвистических исследований РАН и кафедры русского языка Вологодского государственного педагогического университета около пятнадцати лет назад начала свою деятельность Школа-семинар молодых исследователей, чьи научные интересы сосредоточены в области лексикологии, лексикографии и лингвистической географии. Следует отметить широкую проблематику работы Школы-семинара: заседания разных лет посвящаются определенной проблеме: так, в 2017 г. обсуждался феномен русской языковой личности1, в 2019 г. проблемы работы со словом рассматривались в контексте диалога культур2, в

1 Ганичева С. А., Ильина Е. Н., Колесова И. Е., Королькова М. Д., Мельникова Н. Г. Х Всероссийская школа-семинар молодых лексикографов, лексикологов и лингвогеографов: итоги и перспективы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 1 (94). С. 230-234.

2 Ильина Е. Н., Крылова О. Н. Всероссийская школа-семинар молодых лексикографов и

лингвогеографов: итоги и перспективы // Вестник Череповецкого государственного универси-

тета. 2017. № 4 (79). С. 154-157._

2021 г. ключевой проблемой Школы-семинара стало обсуждение традиций и инноваций в практике анализа слова.

Основная часть

Подготовка молодых исследователей, гармонично сочетающих в своей практике традиционные подходы и инновационные методики, формирование научной смены составляет одну из актуальных проблем педагогики высшей школы1, решению которой способствует знакомство начинающих лингвистов с практикой анализа слова в процессе составления словарей и лингвистических карт, осмысление аналитических процедур в контексте традиций и инноваций. В течение полутора десятилетий эту работу осуществляет Школа-семинар молодых лексикологов, лексикографов и линг-вогеографов, а заседание 2021 г. было специально посвящено практике анализа слова на пересечении традиций и инноваций.

Пленарное заседание Школы-семинара традиционно выстраивается как серия мини-лекций известных ученых. В разные годы состоялось более двадцати лекций известных российских филологов: Ю. Д. Апресяна (Москва), А. А. Бурыкина (Санкт-Петербург), А. С. Герда (Санкт-Петербург), М. А. Кронгауза (Москва), К. Р. Галиул-лина (Казань), Л. Я. Костючук (Псков) и др. В 2021 г. лекторами Школы-семинара стали известные российские диалектологи С. А. Мызников (Санкт-Петербург) и Т. Н. Бунчук (Сыктывкар), а также специалист по стилистике немецкого языка и методике его преподавания как иностранного Н. Л. Фишер (Гейдельберг, Германия). При всем разнообразии подходов к практике анализа слова в тексте и в словаре лекторы Школы-семинара продемонстрировали как образцовое владение методиками данного анализа, так и выдающееся мастерство публичного выступления.

Доклады секции «Анализ слова в региональном аспекте» были посвящены проблемам анализа слова в локальном речевом контенте. Материалом для исследования стали записи архангельских (Л. С. Валиева), астраханских (Е. Б. Миронова), вятских (М. М. Сандалова, А. С. Фалеева), псковских (И. Р. Галимзянов), смоленских говоров (О. А. Королева, А. С. Савушкина), говоров республики Коми (Е. А. Арзубова, С. И. Ивонина), а также сводной системы русских диалектов (Н. В. Шевченко). Авторы докладов обратили внимание на грамматику диалектной речи (Л. С. Валиева, М. М. Сандалова), осмысление семантики и внутренней формы имен собственных (И. Р. Галимзянов, О. А. Королева), этнолингвистический комментарий слова (С. И. Ивонина, А. С. Фалеева), анализировали лексику растительного и животного мира (Е. Б. Миронова, Н. В. Шевченко), лексикон промыслово-ремесленной и бытовой культуры (Е. А. Арзубова, А. С. Савушкина). Серьезную дискуссию вызвал доклад Е. А. Арзубовой, посвященный диалектной лексике тематической группы «Охота». С. А. Мызников в процессе обсуждения данного доклада отметил необхо-

1 Крылова О. Н., Ильина Е. Н. Научно-методическое обеспечение профессиональной преемственности в области лексикографии и лингвогеографии // И. А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика: IV Бодуэновские чтения: труды и материалы Международной конференции (г. Казань, 18-21 октября 2017 г.): в 2 т. / под редакцией К. Р. Галиуллина и др. Казань: Издательство Казанского университета, 2017. Т. 2. С. 116-117.

димость дальнейшего изучения рукописных дневниковых записей и выявления промысловой лексики, еще не зафиксированной в диалектных словарях. Интересные работы А. С. Фалеевой и И. Р. Галимзянова отразили глубину исследований ученых, сопровождались комментариями и пожеланиями научной аудитории.

В центре внимания второй секции «Анализ слова в тексте и в словаре» были динамические явления лексической системы русского языка (Т. С. Власова, Н. А. Зюзькова, Е. Д. Костина, В. А. Ложкина, Ю. С. Локалина, А. С. Семехина), а также проблемы отображения структурно-семантической характеристики слова в различных типах лингвистических словарей (Е. Э. Базаров, А. Р. Пестова, А. В. Кро-това-Гарина). Источниками информации для докладов стали словари и справочные издания (Е. Э. Базаров, Т. С. Власова, Е. Д. Костина, А. В. Кротова-Гарина, А. Р. Пе-стова), а также тексты разных форм современной массовой коммуникации (А. Д. Базаржапова, Н. А. Зюзькова, В. А. Ложкина, Ю. С. Локалина, А. С. Семехи-на). Очень широким оказался и хронологический охват исследований: доклад Т. С. Власовой касался анализа языковых фактов XIX в., Е. Д. Костина рассматривала явления, развивающиеся в УШ-ХХ вв., а выступления Н. А. Зюзьковой, А. С. Се-мехиной, А. Д. Базаржаповой, Ю. С. Локалиной и В. А. Ложкиной затрагивали новейшие образования в языке, формирующиеся в наши дни. Участники секции не обошли своим вниманием и практические вопросы современной лексикографии, связанные с составлением диалектных и общеязыковых словарей, этой проблематике посвятили свои работы Е. Э. Базаров, А. Р. Пестова, А. В. Кротова-Гарина. В целом все доклады секции были актуальны и подготовлены на высоком научном уровне.

Ученые, выступавшие на секции «Анализ слова в контексте культуры», затронули проблемы выражения эстетических смыслов художественного текста (Чжан Сяо, Е. А. Оборина, А. А. Шубейкина, Е. И. Ягин), представили опыт этнолингвистического комментария слова (К. А. Козлова, С. В. Милюкова), а также обратили внимание на вербализацию социальных проблем современности (М. М. Бинштейн, А. Н. Кислицына), в том числе в практике преподавания русского языка в средней школе (А. Т. Колесник). Авторы докладов исследовали речевые произведения различных форм речевой культуры: локальной бытовой и фольклорной речи (Е. А. Вое-нушкина, К. А. Козлова, А. Т. Колесник, С. В. Милюкова), авторской художественной литературы (Чжан Сяо, А. А. Шубейкина, Е. И. Ягин), тексты современной рок-поэзии (Е. А. Оборина) и современных медиа (М. М. Бинштейн, А. Н. Кислицына). Докладчики продемонстрировали высокий уровень владения навыками анализа слова, причем как в рамках традиционных аспектов лингвистики, так и в русле новых, междисциплинарных подходов к изучаемому материалу.

Выводы

Подводя итоги работы Школы-семинара молодых лексикологов, лексикографов и лингвогеографов 2021 г., следует отметить, что состав ее участников претерпел значительные изменения. Все лекторы пленарного заседания впервые приняли участие в работе данного мероприятия. Большую часть выступающих в секционных заседа-

ниях составили студенты российских вузов из Архангельска, Волгограда, Вологды, Вятки, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Саратова, Смоленска, Сыктывкара, Томска. Традиционно среди студентов - участников Школы-семинара проводился конкурс на лучший доклад. В 2021 г. лучшими были названы работы Алтаны Базаржа-повой (Санкт-Петербург), Маргариты Бинштейн (Нижний Новгород), Ильяса Га-лимзянова (Санкт-Петербург), Анны Кислицыной (Екатеринбург) и Анны Фалеевой (Киров).

Список источников

Ганичева С. А., Ильина Е. Н., Колесова И. Е., Королькова М. Д., Мельникова Н. Г. Х Всероссийская школа-семинар молодых лексикографов, лексикологов и лингвогеографов: итоги и перспективы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 1 (94). С. 230-234.

Ильина Е. Н., Крылова О. Н. Всероссийская школа-семинар молодых лексикографов и лингвогеографов: итоги и перспективы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 4 (79). С. 154-157.

Крылова О. Н., Ильина Е. Н. Научно-методическое обеспечение профессиональной преемственности в области лексикографии и лингвогеографии // И. А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика: IV Бодуэновские чтения: труды и материалы Международной конференции (г. Казань, 18-21 октября 2017 г.): в 2 т. / под редакцией К. Р. Галиуллина и др. Казань: Издательство Казанского университета, 2017. Т. 2. С. 116-117.

References

Ganicheva S. A., Il'ina E. N., Kolesova I. E., Korol'kova M. D., Mel'nikova N. G. Х Vserossiiskaia shkola-seminar molodykh leksikografov, leksikologov i lingvogeografov: itogi i perspektivy [X All-Russian school and seminar for young lexicographers, lexicologists and linguogeographers: Outcomes and prospects]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 2020, no. 1 (94), pp. 230-234.

Il'ina E. N., Krylova O. N. Vserossiiskaia shkola-seminar molodykh leksikografov i lingvogeografov: itogi i perspektivy [All-Russian school and seminar for young lexicographers and linguogeographers: Outcomes and prospects]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 2017, no. 4 (79), pp. 154-157.

Krylova O. N., Il'ina E. N. Nauchno-metodicheskoe obespechenie professional'noi preemstvennosti v oblasti leksikografii i lingvogeografii [Scientific and methodological support for professional continuity in the field of lexicography and linguogeography]. I. A. Boduen de Kurtene i mirovaia lingvistika: IV Boduenovskie chteniia: trudy i materialy Mezhdunarodnoi konferentsii (g. Kazan', 18-21 oktiabria 2017 g.): v 2 t. [I. A. Baudouin de Courtenay and world linguistics: IV Baudouin readings: Proceedings of the International Conference (Kazan, October 18-21, 2017): in 2 vols.; ed. by K. R. Galiullin et al.]. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2017, vol. 2, pp. 116-117.

Сведения об авторах

Елена Николаевна Ильина - доктор филологических наук, профессор; https://orcid.org/0000-0002-1797-8959, filfak@list.ru, Вологодский государственный универси-

тет (д. 15, ул. Ленина, 160000 г. Вологда, Россия); Elena N. Ilyina - Doctor of Philological Sciences, Professor; https://orcid.org/0000-0002-1797-8959, filfak@list.ru, Vologda State University (15, ul. Lenina, 160000 Vologda, Russia).

Ольга Николаевна Крылова - кандидат филологических наук, ученый секретарь; https://orcid.org/0000-0002-6887-4316, krylova_olga2004@mail.ru, Институт лингвистических исследований РАН (д. 9, Тучков переулок, 199053 г. Санкт-Петербург, Россия); Olga N. Krylova - Candidate of Philological Sciences, Scientific secretary; https://orcid.org/0000-

0002-6887-4316, krylova_olga2004@mail.ru, The Institute for Linguistic Studies, Russian Academy of Sciences (9, Tuchkov pereulok, 199053 St Petersburg, Russia).

Юлия Николаевна Драчева - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка, журналистики и теории коммуникации; https://orcid.org/0000-0001-8709-3470, yulia.dracheva@mail.ru, Вологодский государственный университет (д. 15, ул. Ленина, 160000 г. Вологда, Россия); Iuliia N. Dracheva - Doctor of Philological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of the Russian Language, Journalism and Theory of Communication; https://orcid.org/0000-0001-8709-3470, yulia.dracheva@mail.ru, Vologda State University (15, ul. Lenina, 160000 Vologda, Russia).

Ирина Евгеньевна Колесова - кандидат филологических наук; https://orcid.org/0000-

0003-3677-7551, wgunis@mail.ru, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина (д. 1, ул. Марии Ульяновой, 160000 г. Вологда, Россия); Irina E. Kolesova - Candidate of Philological Sciences; https://orcid.org/0000-0003-3677-7551, wgunis@mail.ru, Vologda Regional Universal Scientific Library named after I. V. Babushkin (1, ul. Marii Ul'yanovoy, 160000 Vologda, Russia).

Наталия Георгиевна Мельникова - кандидат филологических наук; https://orcid.org/0000-0003-0108-9206, ngmelnikova@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Nataliya G. Melnikova -Candidate of Philological Sciences; https://orcid.org/0000-0003-0108-9206, ngmelnikova@chsu.ru, Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.