Научная статья на тему 'Итоги Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых «Клиническая психология. Наука и практика: пути интеграции»'

Итоги Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых «Клиническая психология. Наука и практика: пути интеграции» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. НАУКА И ПРАКТИКА: ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ» / РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алехин Анатолий Николаевич, Глухова Елена Дмитриевна, Дубинина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых «Клиническая психология. Наука и практика: пути интеграции»»

направления «Блингвизм и детская речь» Берлинского Центра общего языкознания Н. В. Гагарина, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя комиссии по образованию, науке и культуре В. О. Нотяг. Участники конференции обсуждали вопросы государственной и городской языковой политики. В выступлениях отмечалось, что в Санкт-Петербурге сложилось тяжелое положение: почти все школы и детские сады современных крупных российских городов — многонациональны и многоязычны, однако квалифицированных специалистов, знающих, какими путями идет освоение первого и второго языка в условиях естественного общения, способных оказать квалифицированную помощь детям-мигрантам, умеющих организовать учебный процесс в полиязычном детском коллективе, остро не хватает. В связи с этим участники конференции согласились с тем, что необходимо возобновить магистерскую программу «Речевое развитие и языковое образование двуязычного ребенка», на протяжении многих лет успешно работавшую в РГПУ им. А. И. Герцена, участвовать в разработке учебных пособий по русскому языку для детей-мигрантов, работе волонтерских отрядов.

Закончилась конференция на берегу Финского залива, в Куоккале, куда гости отправились на экскурсию. «Онтолингвистические экскурсии» становятся доброй традицией. В прошлые годы магистранты Института детства РГПУ им. А. И. Герцена водили гостей по местам, где жили и работали И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба, Л. С. Выготский, и К. И. Чуковский — автор «От двух до пяти», книги, во многом опередившей современные онтолингвистические исследования. В 2013 году замечательная погода позволила гостям конференции не только посетить репинские «Пенаты», где часто бывал К. И. Чу-

и и и О тл О т т

ковский, но и пройтись дорогой, по которой много лет ходил Корней Иванович, направляясь в гости к И. Е. Репину, посмотреть на место, оставшееся от сгоревшей дачи Чуковских, и спуститься к берегу залива в том самом месте, где сбегали Лида и Коля Чуковские, отправляясь на купание или морскую прогулку.

Конференции по онтолингвистике, ежегодно проходящие в РГПУ, ежемесячные семинары, посвященные становлению речи на первом и втором языках, неизменно собирают увлеченных научным поиском единомышленников и всегда открыты для тех, кому не безразлична судьба русского языка в современном мире.

Литература

1. Проблемы онтолингвистики — 2013: Материалы международной научной конференции 2629 июня 2013, Санкт-Петербург / Редкол. Т. А. Круглякова (отв. ред.), М. А. Еливанова, М. Б. Елисеева. СПб.: Изд.-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.

А. Н. Алёхин, Е. Д. Глухова, Е. А. Дубинина

итоги всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых «клиническая психология. наука и практика: пути интеграции»

19 сентября — 20 сентября 2013 года в Российском государственном педагогическом университете состоялась первая Всероссийская (с международным участием) научнопрактическая конференция молодых ученых «Клиническая психология. Наука и практи-

ка: пути интеграции», организованная кафедрой клинической психологии и психологической помощи.

Идея конференции возникла в процессе регулярного обсуждения на кафедре научноисследовательских работ студентов, аспирантов и соискателей. Кафедра является молодой не только по собственному возрасту (фактически она возникла в 2013 году, объединив кафедру клинической психологии и кафедру психологической помощи), но и по составу коллектива: на её базе осуществляют научно-исследовательскую и педагогическую работу более 35 аспирантов. Кроме того, кафедра остается единственной на психологопедагогическом факультете, реализующей профессиональную подготовку в форме спе-циалитета, что связано с более глубокой (чем остальных отраслей психологии) укорененностью клинической психологии в естественно-научных знаниях, спецификой практических задач, решаемых клиническим психологом, типичностью междисциплинарного характера исследований в данной области. Профессорско-преподавательский состав кафедры представлен не только психологами (с разной специализацией), но и специалистами в области биологических, медицинских наук, поэтому неизменно на повестке дня стоят проблемы методологии, сформирована и поддерживается в рамках городского научно-методического семинара традиция научных дискуссий по самым разным аспектам человекознания.

Подготовка к конференции осуществлялась в течение года собственными силами и по личной инициативе сотрудников кафедры.

Конференция молодых ученых стала логическим продолжением профессионального диалога (полилога), инициированного кафедрой через организацию Международной научно-практической конференции «Клиническая психология: теория, практика, обучение» в 2009 году. Как и четыре года назад, нынешняя конференция стала местом встречи и взаимообогающего общения специалистов разных направлений, психологов, сочетающих научно-исследовательскую и практическую работу в системе здравоохранения, образования, социальной помощи населению.

«География» участников была представлена очень широко и разнообразно: от Владивостока до Калининграда, от Архангельска до Барнаула. В конференции приняли участие более 100 молодых ученых из Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Курска, Уфы, Саратова, Екатеринбурга, Новосибирска, Волгограда, Тулы и многих других городов.

По результатам конференции был издан сборник материалов (в двух частях).

Открытие конференции состоялось в Голубом зале Студенческого дворца культуры. В приветственном слове проректор по учебной работе Василий Антонович Рабош отметил возрастающую значимость клинико-психологического знания в связи с актуальностью проблем охраны психического здоровья населения. Со словами приветствия, а также докладами, посвященными фундаментальным проблемам современной клинической психологии, выступили ведущие специалисты Санкт-Петербурга и России — заведующие кафедрами, главные научные сотрудники учреждений, профилирующихся в области клинической психологии (проф. А. Н. Алёхин, проф. Л. И. Вассерман, проф. О. Ю. Щелкова, проф. Э. Г. Эйдемиллер, проф. С. Л. Соловьева, проф. И. М. Никольская, проф. Ю. К. Родыгина, проф. Е. В. Змановская и др.).

Работа в секциях под совместным председательством заслуженных профессоров и молодых ученых проходила в Голубом зале и аудиториях психолого-педагогического факультета. Тематика работы секций определялась ведущими направлениями деятельности и практическими задами клинической психологии в здравоохранении и образовании. Особое внимание в секционной работе первого дня конференции было уделено проблемам охраны психического здоровья детей и подростков. На конференции были

представлены и обсуждены доклады, посвященные теоретическому обоснованию и практике реализации программ профилактики и коррекции отклоняющегося психического развития и девиантного поведения. Как показала конференция, наибольший интерес молодых ученых привлекает сохраняющая свою высокую медико-социальную значимость проблема аддиктивного поведения и аддиктивных расстройств среди молодежи. Вопросам использования методов психологического вмешательства в процессе реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами был посвящен и один из мастер-классов второго дня конференции (ведущий — проф. С. А. Кулакова).

Первый день конференции завершился открытой лекцией Людвига Иосифовича Вассермана (доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики СПб НИПНИ им В. М. Бехтерева, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ), посвященной истории развития Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы медицинской психологии. Лекция содержала не только редкие и крайне интересные сведения о первых десятилетиях становления медицинской психологии в стенах Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, об идейных первопроходцах и организаторах науки, но и призыв к возрождению духа преемственности и традиций отечественной школы медицинской психологии, осмыслению и переосмыслению идей классиков, их научного и практического опыта.

Тема преемственности, необходимости методологической рефлексии и опоры на лучшие образцы естественнонаучного знания стала ключевой в лекции Анатолия Николаевича Алёхина — заведующего кафедрой клинической психологии РГПУ им. А. И. Герцена. Лекция открыла второй день конференции и вызвала живой отклик среди молодых исследователей. Работа продолжилась на мастер-классах ведущих специалистов и секционных заседаниях.

Результаты обсуждения итогов конференции были обобщены в резолюции.

Резолюция

Преамбула

Участники конференции единодушно заявляют, что значение клинической психологии в современной общественной практике чрезвычайно велико и будет возрастать. Задачи охраны психического здоровья населения, профилактики психогенных психических расстройств, нарушений психической адаптации, поведенческих отклонений и аномалий психического развития настоятельно требуют разработки современных технологий психологической помощи.

Вместе с тем теоретические основания такой помощи остаются недостаточно разработанными. Эклектичность, разобщенность, размытость границ между научным и псевдонаучным знанием препятствуют конструктивному взаимодействию специалистов и формированию адекватной профессиональной идентичности клинических психологов.

Участники отмечают слабую связь существующих теорий и практики клинической психологии, разрыв между тематикой и содержанием научных исследований и реальными задачами оказания психологической помощи в системе здравоохранения, образования, социальной помощи.

Развитию современной клинической психологии как науки и как практики препятствуют слабая ориентированность молодых исследователей на традиции и опыт, накопленный в сфере клинико-психологических исследований, недостаточные критичность, консерватизм и закрытость профессиональных групп. Слабо развита и оформлена про-

фессиональная коммуникация молодых ученых, обеспечивающая обмен опытом, в том числе в рамках реализации совместных (в том числе междисциплинарных) научных исследований.

Выводы

Первоочередными задачами профессионального сообщества клинических психологов являются:

— реализация мер интеграции, обеспечивающих профессиональное взаимодействие и обмен опытом среди молодых специалистов клинических психологов (организация семинаров и круглых столов по актуальным проблемам клинической психологии, использование профессиональных электронных ресурсов и специализированных печатных изданий, развитие профессионального общения и кооперации с использованием современных информационных технологий);

— сохранение и развитие традиций в сфере клинико-психологических исследований, обеспечение баланса преемственности и инновационности в данной области;

— систематическая работа по укреплению научного статуса клинической психологии, ее отмежеванию от псевдонаучных направлений, «поп-психологии»;

— интеграция теоретических и практических аспектов клинической психологии путем концептуального оформления накопленного практического опыта и обеспечения практического внедрения обоснованных концептуальных разработок.

Решение

— Учредить ежегодный статус конференции по проблемам клинической психологии в России, очередную конференцию организовать на базе ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского»;

е~\ «-» «-»

— Создать специальный сетевой ресурс для коммуникации молодых специалистов;

— Организовать и провести конкурс на лучшую теоретическую работу по клинической психологии в 2014 году. Срок — сентябрь 2014 года. Ответственный — кафедра клинической психологии и психологической помощи РГПУ им. А. И. Герцена.

В целом конференция прошла в атмосфере заинтересованного во многом неформального диалога, научного творчества. В ходе работы конференции были высвечены ключевые проблемы современной клинической психологии, наиболее актуальные направления исследований и, что представляется наиболее важным, определены пути интеграции как в науке, так и среди самих молодых исследователей, от профессионализма и личных качеств которых зависит будущее клинической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.