Научная статья на тему 'Итоги Всероссийской научной конференции «Институциональные практики межэтнического и межрелигиозного взаимодействия в контексте становления российской гражданской нации»'

Итоги Всероссийской научной конференции «Институциональные практики межэтнического и межрелигиозного взаимодействия в контексте становления российской гражданской нации» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги Всероссийской научной конференции «Институциональные практики межэтнического и межрелигиозного взаимодействия в контексте становления российской гражданской нации»»

Итоги Всероссийской научной конференции «Институциональные практики межэтнического и межрелигиозного взаимодействия в контексте становления российской гражданской нации»

21-22 декабря 2017 г. в Ростове-на-Дону на базе Института социологии и регионоведения Южного федерального университета состоялась Всероссийская научная конференция «Институциональные практики межэтнического и межрелигиозного взаимодействия в контексте становления российской гражданской нации». Конференция проводилась при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-03-00545 «Институциональные практики в межэтническом и межрелигиозном взаимодействии на Юге России: междисциплинарный анализ и оценка потенциала использования в укреплении общероссийской идентичности».

Работа конференции была представлена пленарными докладами и тремя секционными заседаниями: секция 1 - «Региональные особенности становления гражданской нации в России», секция 2 - «Механизмы и инструменты конструирования и концептуализации российской идентичности», секция 3 - «Общественно-политические институты в консолидации российского общества».

С пленарными докладами выступили участники гранта Российского гуманитарного научного фонда, представив результаты пилотного социологического исследования, проведенного в рамках реализации проекта № 16-03-00545 «Институциональные практики в межэтническом и межрелигиозном взаимодействии на Юге России: междисциплинарный анализ и оценка потенциала использования в укреплении общероссийской идентичности». Опрос проводился в четырех регионах Юга России (Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область). В каждом из регионов методом анкетирования были опрошены учителя старших классов, большая часть которых ведут гуманитарные и социально-исторические дисциплины и выполняют функции классных руководителей.

Так, руководитель проекта, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Ю.Г. Волков представил вниманию слушателей и

участников конференции доклад «О возможности синтеза российской идентичности, патриотизма и гражданской автономии в процессе формирования российской гражданственности современной

молодежи», в котором показана многоаспектность проблемы формирования общероссийской (национально-государственной) идентичности, которая не сводится к идентичности на основании юридической причастности индивида к государству. Данный вид идентичности включает формирование приверженности к России как многонациональному государству, объединяющему культурно разнообразное население; при этом данная приверженность предполагает развитое эмоционально-чувственное и рациональное отношение.

Не менее значимым выступает такой аспект, как формирование политической культуры активистского типа, основанной на ценностях и знании гражданских прав, установки на социальный активизм -включение в политическую жизнь современного общества и практики волонтерского движения. Проведенные опросы пилотного типа среди учителей как основного актора социализации молодежи и учащихся в различных регионах показывают уже реализующиеся практики синтеза гражданского активизма и патриотизма как приверженности государственным ценностям. Бесспорно, этот процесс далек от завершения, но собранные материалы дают основания для оптимистических ожиданий развития такого синтеза на основе российской культурной традиции культивирования патриотического чувства как любви к Отечеству и защиты государства.

Доктор социологических наук, профессор, профессор Института истории и международных отношений Г.С. Денисова выступила с пленарным докладом «Эффективность деятельности школы в сфере формирования российской идентичности глазами учителей». В

рамках выступления она отразила противоречивую ситуацию. Основное большинство учителей соглашаются с необходимостью формирования общероссийской идентичности как функции школы, заданной законом «Об образовании». Вместе с тем эта задача учителями не рассматривается как актуальная. В среднем около 60 % всего массива опрошенных учителей считают, что процесс формирования российской нации не завершен, а около пятой части вообще его не наблюдают. Однако своей роли в этом процессе основное большинство опрошенных учителей не видят, так как рассматривают его как стихийный. Полученные в процессе пилотного исследования результаты требуют детального анализа методической проработанности задачи конструирования национально-гражданской идентичности в образовательных курсах школы средней ступени, особенно по направлению представленности в них проблем межкультурной интеграции и роли различных народов в формировании Российского государства.

В пленарном докладе доктора философских наук, профессора, профессора Института социологии и регионоведения Южного федерального университета А.В. Лубского «Конструирование российской идентичности: промежуточные результаты» было отмечено, что в современном российском обществе наряду с доминирующей национально-государственной идентичностью существуют национально-гражданская и этнонациональные идентичности. Если национально-гражданская идентичность характерна для незначительной части россиян, то этнонациональная идентичность является преобладающей в национальных республиках среди представителей титульных этносов. Национально-государственная идентичность как коллективная идентичность («Мы - граждане России»), сформировавшаяся в результате складывания полиэтнической политической нации, является универсальной в политическом и этнокультурном российском ландшафте. Национально-гражданская как социальная идентичность индивидов и этнонациональные идентичности как коллективные идентичности этнонаций, носящие соответственно «искусственный» и «естественный» характер, являются одними из наиболее значимых партикулярных идентичностей в современном российском обществе.

Несмотря на определенную совместимость универсальной (национально-государственная) и приватных (этнонациональные, национально-гражданская и национально-цивилизационная) идентичностей, придающую им зачастую гибридный характер, этого оказалось недостаточно для снижения дезинтеграционного потенциала этнических, гражданских и цивилизационных различий в российском обществе. В связи с этим в государственной политике идентичности в России актуализировался интерес к формированию российской идентичности как основы укрепления единства многонационального народа Российской Федерации.

Наряду с объективными трудностями, связанными с формированием российской идентичности, существуют трудности интеллектуального характера, обусловленные тем, что в дискурсивных научных практиках предлагаются различные варианты конструирования российской идентичности в рамках реализации тех или иных проектов нациестроительства.

Во-первых, это проект, связанный с формированием полиэтнической гражданской нации и национально-гражданской идентичности как основы национальной интеграции и консолидации российского общества. Этот проект предполагает переход в России от государственно-организованного общества к гражданскому, базирующемуся на либеральных принципах правового государства, ценностях гражданской и политико-правовой культуры. Во-вторых, это проект, связанный с формированием трансэтнической нации-цивилизации и конструированием, соответственно, национально-цивилизационной идентичности как основы национальной интеграции и консолидации российского общества на основе представлений о России как особом государстве-цивилизации, его национальных интересах и специфике куль-

турных кодов жизнедеятельности. В-третьих, это проект, связанный с формированием трансэтнической российской нации как многонационального народа России и, соответственно, российской идентичности на основе идей и ценностей, консолидирующих российское общество.

Реализация проекта, связанного с формированием трансэтнической российской нации как многонационального народа России и, соответственно, российской идентичности, в условиях уже существующей полиэтнической политической нации и доминирования национально-государственной идентичности возможна в результате их гибридизации путем «прививок» элементов моделей полиэтнической гражданской нации и национально-гражданской идентичности, базирующейся на ценностях гражданского общества, трансэтнической нации-цивилизации и национально-цивилизационной идентичности, основанной на общности цивилизационных ценностей и культурных кодов жизнедеятельности, а также трансэтнической идеологической нации и национально-идеологической идентичности, основой которой является общность государственных интересов и идеологических ценностей. Такая гибридизация позволит трансформировать полиэтническую политическую нацию в современной России в трансэтническую российскую нацию, а национально-государственную идентичность - в многосоставную российскую идентичность как основу национальной интеграции и консолидации российского общества.

Доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, профессор Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова К.В. Воденко выступил с пленарным докладом «Единство духовных ценностей народов России - общая платформа конструирования российской идентичности».

ТЛ С С _

В российской ментальности представление о духовных ценностях неразрывно связано с нравственностью и моралью, суть которых в наибольшей степени воплощена в православном вероучении. В русской истории православие с его системой норм, традиций и символов достаточно длительный период выполняло функцию идентификационного маркера, консолидирующего людей на единой духовной основе.

ТЛ С С

В условиях современного кризиса российской идентичности именно история «становится тем экзистенциальным пространством, в котором личность находит свою идентичность, смысл своего существования, основу для объединения с общностью». Именно образ прошлого формирует образ будущего, объясняющий массовому сознанию суть про-

исходящих процессов. Это обусловлено тем, что героическое прошлое страны представляется более привлекательным, чем настоящее, что заставляет людей искать духовную опору исключительно в сюжетах российской истории.

Второй вектор ориентирован на поиск идеологического основания для формирования общероссийской идентичности. Оценивая состояние сегодняшнего идеологического пространства современного российского общества, исследователи отмечают, что оно «мозаично и фрагментированно, что связано с отсутствием механизмов социального контроля и выработки социальных интересов, маргинализацией части социально активного населения и замкнутостью элитных слоев по отношению к социальному самочувствию населения». Сложившаяся в стране идеологическая ситуация является следствием глубокого разрыва внутренней социальной коммуникации, конструированием абсолютно несовместимых и противоречащих друг другу образов России.

Важно отметить, что сегодня попытки конструирования российской идентичности на основе выработки общей идеологии носят исключительно прагматический характер и направлены либо на легитимацию существующего политического режима, либо на обоснование своих политических притязаний определенной личностью или группой.

Кандидат философских наук, старший преподаватель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета В.П. Войтенко представила доклад на тему «Эффективность деятельности школы в сфере формирования российской идентичности глазами учителей». В докладе были представлены результаты пилотного социологического опроса, свидетельствующие о наличии

проблем не только в поддержании этнокультурного образования, но и в переориентации содержания федерального образовательного стандарта по гуманитарным дисциплинам на ценности поликультурного общества и формирование ценностного отношения к уникальности исторического формирования России как полиэтничного и поликонфессионального общества. Иными словами, содержание образовательных гуманитарных дисциплин должно быть переосмыслено с позиции освещения в них достижений разных народов в формировании российской государственности, выделения имен великих представителей различных народов в истории России, включения в общую историю России страниц великих подвигов разных народов, а также героических страниц их совместной истории.

Кандидат социологических наук, преподаватель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Ю.С. Панфилова в докладе «Роль семьи в формировании ценностей этнической культуры и гражданственности» констатировала, что семья, являясь уникальным социальным институтом и важнейшим агентом социализации, обеспечивает первичное включение человека в систему социальных связей путем трансляции ценностей из поколения в поколение. При этом положение семьи как канала воспроизводства ценностей двойственно. С одной стороны, институт семьи одним из последних подвергается модернизационному влиянию, в связи с чем можно говорить о том, что традиционные ценности чаще передаются именно в семейно-бытовой сфере. С другой - семья подвержена воздействию макросреды, находясь в зависимости от характера развития общества и его отдельных институтов. Именно семья во многом готовит индивида к приобретению определенного социально-профессионального статуса и характеру внепроизводственной деятельности, закладывает общесоциальные ценности и основу гражданской идентичности. Нельзя говорить о широком распространении гражданских практик как способа самореализации и паттернов поведения молодежи этнических республик Юга России, что косвенно свидетельствует о достаточно низком потенциале традиционной семьи в конструировании гражданственности. В то же время следует отметить, что более аргументированное подтверждение данного вывода требует проведения специальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.