ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
УДК 321.2
ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ВОСПРИЯТИИ МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)
И.А. Батанина, А.В. Понеделков, Т.В. Игнатова, С.А. Воронцов
Представлен анализ результатов социологического опроса учащейся молодежи г. Москвы и Тульской области о восприятии итогов Великой Отечественной войны в контексте задач молодежной политики и патриотического воспитания учащейся молодежи. Рассматривается структура источников информации об итогах Великой Отечественной войны, используемых школьниками и студентами. Проведенный сравнительный анализ сопровождается экспертной рефлексией по вопросам проведения общественно-патриотических мероприятий. Статья подготовлена на основании эмпирической информации межрегионального социологического исследования.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, молодежь, историческая память, политическое восприятие, Тульская область, Москва, социологический опрос.
Каждый народ может называться народом лишь тогда, когда жива его историческая память. О событиях военного времени написано множество книг и воспоминаний очевидцев, научных и публицистических статей, отсняты сотни художественных и документальных фильмов. Еще пару десятков лет назад оценки данного исторического события и в нашей стране, и за рубежом были в основном похожими. Можно было спорить о характеристике отдельных аспектов (типа пакта «Молотова-Риббентропа»), но общее восприятие итогов войны 1941-1945 гг. было тождественным: Германия - агрессор, СССР - освободитель.
Однако в последние годы представители политического руководства ряда государств предпринимают попытки обвинить Россию в развязывании Второй мировой войны. Искажение объективных сведений о военно-политических событиях 1941-1945 годов целенаправленно формируется на государственном уровне США, Польши, Украины, республик Балтии исключительно ввиду геополитических и идеологических задач этих государств [6].
В нашей стране, хранящей память о Великой Победе, грубые искажения исторических событий воспринимаются критически, так как значительная часть населения воспитана на документальных материалах военного периода, на встречах с ветеранами, на книгах, фильмах, песнях того
времени. Президент России В. Путин в Обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации с ежегодным Посланием 15 января 2020 года призвал «защитить правду о Победе, это наш долг как страны-победительницы и ответственность перед будущими поколениями».
Однако с каждым годом участников Великой Отечественной войны становится все меньше, объективно снизился объем книг и фильмов по данной тематике. Поэтому накануне 75-летнего юбилея Великой Победы, представляет интерес, как современная молодежь, на плечи которой в ближайшие годы ляжет ответственность за будущее нашего государства и общества, воспринимает этот сложный, трагический и одновременно великий период в нашей отечественной истории.
В год 75-летия победы СССР в Великой Отечественной войне учеными Южно-Российского института управления РАНХиГС при Президенте России, Тульского государственного университета, Пятигорского государственного университета и других вузов в 10 субъектах федерации: в г. Москве, в Волгоградской, Ростовской, Свердловской, Тульской, Челябинской областях, в Ставропольском крае, в республиках Карелии, Коми, Северной Осетии - Алании проведен социологический опрос молодых людей, школьников, учащихся колледжей и студентов в возрасте от 16 до 30 лет по вопросам восприятия ими итогов Великой Отечественной войны [5].
28 - 29 февраля 2020 года в Южно-Российском институте РАНХиГС проведена Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Восприятие итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде современной России» в г. Ростове-на-Дону, на которой обсуждались результаты аналитических исследований по итогам проведенного опроса [6].
Социологический опрос показал, что более двух третей молодых людей расценивают Великую Отечественную войну как войну за существование нашей Родины, за свободу и демократию во всем мире. Более 80 % молодых людей считают, что знание истинных фактов и результатов Великой Отечественной войны необходимо для современной молодежи. И лишь 4 % считают, что позитивного эффекта от подобных знаний нет, «что было, то прошло».
Не более половины участников опроса указали, что информацию о событиях Великой Отечественной войны они получили при освоении школьных и университетских курсов отечественной и зарубежной истории. От 10 до 20 % отметили, что получили интересующую их информацию в результате участия в общественных тематических мероприятиях. Чуть более 20 % указали компьютерные игры. Свыше 50 % отметили роль музеев и мемориальных комплексов. Остальные черпали знания из популярных курсов в Интернете и дискуссий в социальных сетях. В результате часть молодых людей вынуждена принимать на веру изложение историче-
ских событий, приводимое в отечественных и зарубежных сериалах сомнительного качества, в пропагандистских публикациях геополитических противников нашей страны, антироссийских материалах в социальных сетях.
В статье представлены некоторые итоги анализа результатов социологического опроса, проведенного в двух субъектах Федерации Центрального федерального округа. В ноябре 2019 г. - январе 2020 г. в Тульской области опрошено 150 респондентов, в г. Москве - 600. Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам. Данные приведены в процентах от реального количества ответов [5].
Ответы на первый вопрос и их распределение (табл. 1) показывает, что молодежь в большинстве своем является хранителем исторической памяти, при этом более 60 процентов респондентов из Тульской области считает Великую Отечественную войну самым главным событием XX века для россиян и жителей бывших республик СССР; это самый высокий показатель по данному варианту ответа среди всех субъектов РФ, участвовавших в опросе. Хотя 8 % респондентов из Москвы ответили, что события военной поры сейчас не актуальны, данное распределение ответов нехарактерно для большинства других субъектов Федерации (в среднем 2-3 %), только в Волгоградской области таких ответов была также значительная доля - 7,84 %.
Таблица 1
Ответы респондентов на вопрос: «Что для Вас значит Великая _Отечественная война?» (%)__
Варианты ответа г. Москва Тульская область
1.1. Событие, которое во многом определило современную расстановку сил мирового сообщества 31,5 6,82
1.2. Самое главное событие XX века для россиян и жителей бывших республик СССР 22,1 64,09
1.3. Огромный жизненный и нравственный урок будущим поколениям 30,2 29,09
1.4. Это история нашей семьи 4,4 0,00
1.5. Для меня ВОВ - далёкое прошлое, события военной поры сейчас не актуальны 8,0 0,00
1.6. Другое 1,8 0,00
1.7. Затрудняюсь ответить 2,0 0,00
Личный интерес в изучении событий Великой Отечественной войны проявляют 89,2 % респондентов в г. Москве и 82,71 % - в Тульской области (табл.2).
Таблица 2
Ответы респондентов на вопрос: «Интересуетесь ли Вы лично событиями Великой Отечественной войны?» (%) _
Варианты ответа г. Москва Тульская область
2.1. Да, интересуюсь 45,7 21,82
2.2. Отчасти интересуюсь 43,5 60,91
2.3. Нет, не интересуюсь 8,4 17,27
2.4. Другое 0,6 0,00
2.5. Затрудняюсь ответить 1,8 0,00
Учитывая, что респонденты могли выбрать до пяти вариантов ответов об источниках информации (табл.3), а также дать и свой вариант, при анализе распределения и удельных весов вариантов ответов можно сделать вывод, что количество вариантов ответов в среднем по респонденту в Тулькой области составляло половину от количества ответов в г. Москве, т. е. тульская молодежь указывала меньшее число источников. При этом удельный вес упоминаний интернет-источников, соцсетей и компьютерных игр равен нулю (как в Республике Северная Осетия - Алания), а художественные и документальные фильмы упоминаются в 2,5 раза реже, чем в Москве, что, возможно, объясняется финансовыми и территориальными ограничениями по самостоятельному пользованию инфраструктурой массового досуга (кинотеатры, музеи, мемориальные комплексы). Такое технологически-ориентированное распределение используемых источников может объясняться и большим удельным весом лиц мужского пола, а также жителей мегаполиса среди московских респондентов.
Таблица 3
Ответы респондентов на вопрос: «Из каких источников Вы узнаёте о событиях Великой Отечественной войны?» (разрешалось выбрать не
более 5 вариантов) (%)
Варианты ответа г. Москва Тульская область
3.1. Школьный и университетский курсы отечественной и зарубежной истории 75,8 75,91
3.2. Популярных курсов по телевидению и в интернете 33,6 0,00
3.3. Дискуссий в социальных сетях 14,5 0,00
3.4. Сюжетов компьютерных игр 23,0 0,00
3.5. Художественных фильмов 65,4 24,09
3.6. Документальных фильмов. 70,6 29,09
3.7. В результате посещения музеев и мемориальных комплексов 58,7 40,45
3.8. Семейных историй 41,7 0,00
3.9. В процессе общения с друзьями 11,0 0,00
3.10. В результате участия в общественных тематических ме-
роприятиях 13,9 50,45
3.11. Другое 2,1 0,00
Тот факт, что значительная часть молодых людей в крупных городах формирует своё представление о Великой Отечественной войне, базируясь на фильмах, подтверждает тезис о роли кинематографа в освещении итогов войны и привлечении внимания к ее героическим событиям. Следующие ранговые позиции заняли посещения музеев и мемориальных комплексов и семейные истории. В Тульской области второй по значимости вариант ответа представляет участие в общественных тематических мероприятиях: 50,45 % ответивших против 13,9 % в г. Москве, почти в четыре раза больше. На наш взгляд, межрегиональные сопоставления могут показать, какой опыт соседних регионов следует учитывать в военно-патриотическом воспитании учащейся молодежи [3].
Современная учащаяся молодежь считает в большинстве своем, что советские солдаты шли в бой прежде всего за страну, за родных и близких (81,4 % в г. Москве и 48,18 % в Тульской области). При этом ответы москвичей, на наш взгляд, больше показывают «патриотическую» мотивацию, а ответы туляков - «идеологическую»: 51,82 % в совокупности ответили: за советский строй, за Коммунистическую партию, за Сталина, во имя воинского долга и по приказу командира. Отметим, что распределение ответов респондентов из Москвы аналогично ответам респондентов из Ростовской области.
Таблица 4
Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, во имя чего _шли в бой советские солдаты ?» (%)__
Варианты ответа г. Москва Тульская область
9.1. За страну, за родных и близких 81,4 48,18
9.2. За советский строй, Коммунистическую партию 3,9 18,18
9.3. За Сталина 8,7 11,37
9.4. Во имя воинского долга и по приказу командиров 5,0 22,27
9.5. Другое 0,2 0,00
9.6. Затрудняюсь ответить 0,8 0,00
В вопросе о существовании проблем в преподавании истории Великой Отечественной войны в современных образовательных учреждениях (табл. 5) мнения респондентов в Тульской области разделились почти поровну: 55,45 % считают, что такой проблемы нет, а 40,00 % полагают, что проблема отчасти существует. С последними солидарны еще 4,55 % респондентов, указавших, что они почти не получали знаний о Великой Отечественной войне в рамках образовательного процесса. Вызывает обеспокоенность, что только треть респондентов из столичных учебных заведений считают, что информация о Великой Отечественной войне в рамках основных образовательных программ общеобразовательных учреждений пре-
подается качественно и в полном объеме, а подавляющее большинство на эту проблему указывает (59,1 %).
Таблица 5
Ответы респондентов на вопрос: «Существуют ли, на Ваш
взгляд, проблемы в преподавании истории Великой Отечественной _войны в современных образовательных учреждениях?»_
Варианты ответа г. Москва Тульская область
16.1. Нет, такой проблемы нет. Информация о Великой Отечественной войне в рамках основных образовательных программ общеобразовательных учреждений преподается качественно и в полном объеме 29,7 55,45
16.2. Проблема отчасти существует. Это событие недостаточно полно рассматривается в стенах учебных заведений 47,8 40,00
16.4. Да, существует. Я почти не получаю знаний о Великой Отечественной войне в рамках образовательного процесса 11,3 4,55
16.5. Другое 1,0 0,00
16.6. Затрудняюсь ответить 10,2 0,00
При выборе вариантов ответа о главных итогах Второй мировой войны (табл. 6) тульские респонденты дали большее количество ответов, причем последовательно на первое место для обоих регионов на первое место вышла Победа над фашизмом. Анализ ответов на вопрос 20 показал, что для молодежи важна современная расстановка сил мирового сообщества, актуально создание систем международной безопасности [1-2], восстановлении национальной независимости и суверенности стран Европы. Выпадает из общего для всех субъектов РФ, участвовавших в опросе, вариант ответа «Рост международного авторитета США» - 18,0 %, тогда как, например, в Тульской области и в Республике Северная Осетия - Алания такого варианта ответа не было зафиксировано вообще. Рост международного авторитета СССР стабильно отмечается четвертью молодых граждан. Этому во многом способствуют различные формы воспитательной работы, литературные образцы, семейная память и реликвии [7].
Таблица 6
Ответы респондентов на вопрос: «Каковы главные итоги Второй мировой войны? (разрешалось выбрать не более 3 вариантов)» (%)
Варианты ответа г. Москва Тульская область
20.1. Победа над фашизмом 64,1 77,27
20.2. Рост международного авторитета СССР 28,7 25,45
20.3. Рост международного авторитета США 18,0 0,00
20.4. Создание системы международной безопасности 5,4 45,45
20.5. Создание ООН 11,1 8,64
Окончание табл. 6
Варианты ответа г. Москва Тульская область
20.6. Восстановление национальной независимости и суверенности стран Европы 11,0 54,55
20.7. Создание ядерного оружия 6,0 0,00
20.8. Другое 0,0 0,00
20.9. Затрудняюсь ответить 3,0 0,00
Большая часть респондентов проведенного опроса во всех субъектах РФ полагает, что следует проводить общественные мероприятия, связанные с памятными датами Великой Отечественной войны: патриотические фильмы с захватывающим сюжетом; интерактивные выставки с интересными фактами и анимацией; благотворительные акции, осуществлять совместную реальную помощь ветеранам и пожилым людям, посещение домов престарелых; театральные постановки и музыкальные концерты «Песни Войны» и, безусловно, проведение Парада Победы 9 мая в г. Москве и других городах страны.
Относительно объективности освещения событий Второй мировой войны и участия в ней Советского Союза в отечественных СМИ 40,6 % респондентов в Москве и 82,27 % респондентов в Тульской области считают, что они освещаются взвешенно и объективно, отражая реальный вклад стран-участников в происходившие события (табл. 7). Возможно, доступом к более широкому перечню изданий и интернет-источникам объясняется довольно распространенный вариант ответа москвичей, который свидетельствует о гражданской зрелости респондентов, о необъективности СМИ, в которых преувеличивается роль англо-американских союзников и принижается роль СССР.
Таблица 7
Ответы респондентов на вопрос: «Насколько, на Ваш взгляд, объективно освещаются события Второй мировой войны и участия в
ней Советского Союза в отечественных СМИ?» (%)
Варианты ответа г. Москва Тульская область
18.1. Они освещаются взвешенно и объективно, отражая реальный вклад стран-участников в происходившие события 40,0 82,27
18.2. Они необъективны, поскольку преувеличивается роль англоамериканских союзников и принижается роль СССР 26,6 0,00
18.3. Они необъективны, поскольку преувеличивается роль СССР и принижается роль англо-американских союзников 15,3 17,73
18.4. Они необъективны, поскольку принижается роль азиатских и европейских (кроме Великобритании) стран в войне 2,3 0,00
18.5. Другое 0,2 0,00
18.6. Затрудняюсь ответить 15,6 0,00
В целом итоги опроса показывают, что учащаяся молодежь г. Москвы и Тульской области обладает достаточно высоким уровнем гражданской зрелости, воспринимает методы патриотического воспитания, представляет собой совокупность потенциальных кадров для успешной реализации внешней и внутренней государственной политики России, является основой безопасности государства и общества, имеет значительный потенциал по вхождению в политическую, научную, культурную элиту России [4; 8].
Проведенное исследование показывает существование абсолютно четко понимаемого респондентами запроса на патриотическое политическое восприятие итогов Великой Отечественной войны и его экспертную интерпретацию, что является основой для обращения к лучшим качествам народа как гаранта целостности и стабильности Российского государства.
Список литературы
1. Аверин А. В., Игнатова Т. В., Кюрджиев С. П., Шхагошев Р. В. Методология и институциональные рамки обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 7 (110). С. 128 - 131.
2. Аверин А. В., Игнатова Т. В., Понеделков А. В., Голобородько А. Ю. Национальная безопасность Российской Федерации в условиях введения санкций //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 8 (111). С. 134 - 137.
3. Аствацатурова М. А., Понеделков А. В., Воронцов С. А., Игнатова Т. В. Императивы формирования гражданского единства: экспертные оценки // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. № 2. С.11 - 16.
4. Батанина И. А., Воронцов С. А., Понеделков А. В. О состоянии и механизмах рекрутинга современной российской политической элиты // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. Вып. 3. С. 3 - 15.
5. Восприятие итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде современной России. Информационно-аналитические материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 28-29 февраля 2020 г. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2020. 160 с.
6. Восприятие итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 28-29 февраля 2020 г. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2020. 352 с.
7. Отечество в Великой войне 1941-1945 годов. Образы и тексты / под общ. ред. А. К. Сорокина, А. Ю. Шутова; авт.-сост. К. М. Андерсон, З. Н. Вишнякова, Е. М. Мягкова, С. В. Перевезенцев, А. В. Репников, А. А. Ширинянц, А.Ю. Шутов. М.: Политическая энциклопедия. 2015. 279 с.
8. Понеделков А. В., Игнатова Т. В., Воронцов С. А., Васьков М. А. Социальные запросы и характер трансформации региональных политико-административных элит в условиях современных системных вызовов: по материалам межрегионального социологического исследования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. С.11 -20.
Батанина Ирина Александровна, д-р полит. наук, проф., директор, зав. кафед-poü,batamna@mailru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Понеделков Александр Васильевич, д-р полит. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
Игнатова Татьяна Владимировна, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, tignatova@aaanet. ru, Россия, Ростов-на-Дону, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
Воронцов Сергей Алексеевич, д-р юрид. наук, проф., [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
RESULTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE POLITICAL PERCEPTION OF THE YOUTH OF MOSCOW AND TULA REGION: ON THE MATERIALS OF THE SOCIOLOGICAL REVIEW
I. A. Batanina, A. V. Ponedelkov, T. V. Ignatova, S. A. Vorontsov
The article represents analysis of the results of the sociological review of studying youth of Moscow and Tula region about the results of the Great patriotic war within the context of the tasks of the youth policy and the patriotic learning of the youth. The structure of sources of information about the results of the Great patriotic war used by schoolchildren and students is considered. The comparative analysis carried out is accompanied by expert reflection onto the problems of social patriotic actions. The article was prepared on the basis of empirical information of interregional sociological research.
Key words: Great patriotic war, youth, historical memory, political perception, Moscow, Tula region, sociological review.
Batanina Irina Aleksandrovna, doctor of political sciences, professor, director, head of chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Ponedelkov Alexandr Vasilievich, doctor of political science, Professor, head of chair, [email protected], Russia, Rostov-na-Donu, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Ignatova Tatiana Vladimirovna, doctor of economic science, Professor, head of chair, [email protected], Russia, Rostov-na-Donu, South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Vorontsov Sergey Alexeevich, doctor of legal science, professor, [email protected], Russia, Rostov-na-Donu, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.