Научная статья на тему 'Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг.'

Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земский учитель / федеральная программа / педагогические кадры / анкетирование / zemsky teacher / federal program / teaching staff / survey

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаенко Анастасия Максимовна

Статья содержит информацию, собранную в ходе реализации программы «Земский учитель» за период 20202023 гг. на территории Калининградской области. Целью исследования является описание портрета среднестатистического «земского учителя» региона и представление мнения педагогов относительно опыта участия в программе с помощью методов анкетирования и сравнительного анализа, проводимого на массиве данных, полученных в ходе реализации программы. Также в статье описываются другие исследования, проведенные за годы существования проекта. Актуальность работы обосновывается решением о продлении сроков программы и необходимостью в анализе сложившегося опыта реализации программы в регионе с целью повышения эффективности работы «земских учителей». В исследовании приняли участие педагоги программы «Земский учитель» на территории Калининградской области (n = 35). Абсолютное большинство учителей являются лицами женского пола. Средний возраст педагога — 46 лет. При измерении уровня образования было выяснено, что большинство педагогов имеет высшее образование; 37 % учителей имеют первую квалификационную категорию, 54 % — высшую, 8 % соответствуют занимаемой должности. Наиболее многочисленная категория — учителя начальных классов. В целом, педагоги удовлетворены выбором региона и участием в программе. Практическая значимость проведенного анкетирования заключается в получении актуальных данных от педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаенко Анастасия Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the implementation of the program "Zemsky teacher" on the territory of the Kaliningrad region for the period from 2020 to 2023

The article contains information revealed during the implementation of the program "Zemsky teacher" for the period 20202023 in the territory of the Kaliningrad region. The aim of the study is to describe the portrait of an average "Zemsky teacher" of the region and to present the teachers' opinion on the experience of participation in the program with the help of the method of questionnaire survey and comparative analysis conducted on the data obtained during the implementation of the program. The article also describes other studies conducted by the authors over the years of the project's existence. The relevance of the work is justified by the decision to extend the terms of the program and the need to analyze the existing experience of the program implementation in the region in order to improve the effectiveness of the work of "Zemsky teachers". The study involved teachers who took part in the program on the territory of the Kaliningrad region (n = 35). The absolute majority of teachers are female. The average age of teachers is 46 years old. While measuring the level of education, it was clarified that the majority of teachers have got higher education, 37 % of teachers have got the first qualification category, 54 % of pedagogues have got the highest qualification category and 8 % of specialists have got the category of correspondence to the occupied position. The most numerous category is Primary school teachers. In general, teachers are satisfied with the choice of the region and participation in the program. The practical significance of the conducted survey is in obtaining relevant data from teachers.

Текст научной работы на тему «Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг.»

УДК 37.014+ 371.124.95

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Николаенко А. М. Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 15-24. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo202/

Николаенко Анастасия Максимовна | a.nikolaenko@koiro.edu.ru

Тьютор отдела тьюторского сопровождения педагогических работников центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг.

Аннотация. Статья содержит информацию, собранную в ходе реализации программы «Земский учитель» за период 2020-2023 гг. на территории Калининградской области. Целью исследования является описание портрета среднестатистического «земского учителя» региона и представление мнения педагогов относительно опыта участия в программе с помощью методов анкетирования и сравнительного анализа, проводимого на массиве данных, полученных в ходе реализации программы. Также в статье описываются другие исследования, проведенные за годы существования проекта. Актуальность работы обосновывается решением о продлении сроков программы и необходимостью в анализе сложившегося опыта реализации программы в регионе с целью повышения эффективности работы «земских учителей».

В исследовании приняли участие педагоги программы «Земский учитель» на

территории Калининградской области (п = 35). Абсолютное большинство учителей являются лицами женского пола. Средний возраст педагога — 46 лет. При измерении уровня образования было выяснено, что большинство педагогов имеет высшее образование; 37 % учителей имеют первую квалификационную категорию, 54 % — высшую, 8 % соответствуют занимаемой должности. Наиболее многочисленная категория — учителя начальных классов. В целом, педагоги удовлетворены выбором региона и участием в программе. Практическая значимость проведенного анкетирования заключается в получении актуальных данных от педагогов.

Ключевые слова: земский учитель, федеральная программа, педагогические кадры, анкетирование.

Введение

В настоящее время государственная политика в сфере образования находит

УДК 37.014+ 371.124.95

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Николаенко А. М. Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 15-24. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo202/

отражение в целях и задачах, направленных на модернизацию и повышение качества образования. Это обусловлено необходимостью ответа на происходящие общественные изменения и возрастающий дефицит педагогических кадров. Данные задачи призвана решить, в частности, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [9, с. 4-10]. Подзадачами программы являются усиление и поддержка кадрового потенциала педагогов путем внедрения целевых программ по финансовой поддержке специалистов на селе, а также совершенствование политики в сфере обеспечения своевременной ротации и пополнения образовательных организаций квалифицированными педагогическими кадрами. Целесообразность введения специальных программ по финансовой поддержке учителей подтверждают, например, исследователи С. И. Заир-Бек, Т. А. Мерцалова и К. М. Анчиков, указывающие, что с 2019 года дефицит кадров на селе стал выше, чем в городах [6, с. 70].

По предложению Президента Российской Федерации В. В. Путина, в 2020 году инициирована программа поддержки педагогов в небольших населенных пунктах. Основные положения государственной программы «Земский учитель» изложены в послании Президента Федеральному собранию от 20.02.2019 года [8], а также в перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 26.02.2019 года [7, № Пр-294 п. 2а-15]. Изначально сроки проекта должны были составлять

три года — до конца 2022-го. Однако, по словам Министра просвещения Российской Федерации С. С. Кравцова, первый год реализации программы оказался результативным, а программа — востребованной, в связи с чем было решено выделить дополнительные средства и на 2023-2024 гг. [11]. Всего в 2020-2024 гг. предусмотрено более 5,8 миллиардов рублей на обеспечение 6 319 вакансий.

В 2020 году в программе приняли участие 89 субъектов Российской Федерации. «Земские учителя» работают в сельских населенных пунктах (70 %), городах с населением до 50 тысяч человек (21 %), а также в поселках городского типа и рабочих поселках (9 %) [1]. Большинство преподает такие востребованные предметы, как «Английский язык», «Математика», «Русский язык» и «Литература» [Там же]. Отметим, что по инициативе Президента программа будет продлена до 2030 года, а с 2023 года программа стала реализовываться в новых регионах Российской Федерации.

За годы действия проекта были проведены различные исследования.

Например, исследователем М. А. Головчи-ным проведен контент-анализ нормативно-правовой документации в различных регионах, где реализуется программа [2]. Результаты исследования показали, что программное обеспечение проекта нуждается в более глубоком обсуждении. Видится, что кадровый дефицит специалистов в селах не может быть преодолен исключительно административными

УДК 37.014+ 371.124.95

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Николаенко А. М. Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 15-24. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo202/

мерами (т. е. предоставлением выплаты) [Там же].

Кроме того, ряд ученых исследовал этимологию понятия «земский учитель», исторические предпосылки появления программы. Данные аспекты описываются в работе Т. П. Сеппянена и Т. В. Луш-никовой, в которой также обозначены региональные особенности реализации программы [10].

Подробно процесс конкурсного отбора в разных регионах был описан Н. Ю. Жуковской и А. Г. Тонких. Авторами подчеркивается, что программа реализуется «несмотря на опасения», и происходит обмен педагогическими кадрами между регионами [5]. По мнению авторов, у программы, помимо преимуществ, существуют и недостатки: в некоторых регионах предлагается меньше вакансий, чем существует спрос на них. Тем не менее реализация программы продолжается. Тот факт, что регионы вправе вносить изменения в положение, может компенсировать управленческие несовершенства, которые стали видны за годы существования программы [Там же].

Кроме того, существуют исследования мотивации участия в программе

педагогов и студентов педагогических направлений. К примеру, уровень удовлетворенности участием в программе исследовала А. В. Ерофеевская [3]. Автором было проведено анкетирование среди генеральной совокупности педагогов, прибывших в Иркутскую область по программе. Согласно данным опроса, намерение продолжить работать в школе высказала малая часть опрошенных [4, с. 22]. Учителя, не определившиеся с дальнейшей трудовой деятельностью, составляют более половины. По результатам опроса, проведенного С. Л. Талановым, Ф. Ю. Кушнаревым и Д. Т. Бере-зиным среди студентов педагогического профиля, которые планируют принять участие в программе «Земский учитель», ключевым фактором участия в программе респонденты называют рекомендации родителей или референтных личностей, а не финансовую выгоду [12, с. 227].

Результаты исследования

На территории Калининградской области реализация программы началась в 2020 году. За период с 2020 по 2023 гг. в Калининградскую область прибыло 38 «земских учителей». Самый масштабный конкурс был проведен в 2020 году: через информационный портал1 «Земский учитель» было подано 522 отклика на 18 вакансий из 12 образовательных

1 Информационный портал «Земский учитель» доступен по ссылке: https://zemteacher. apkpro.ru .

УДК 37.014+ 371.124.95

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Николаенко А. М. Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 15-24. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo202/

организаций. В 2021 году продолжили свою педагогическую практику 17 педагогов, конкурсных отборов по программе не проводилось. В 2022 году было оставлено 268 откликов на 14 вакансий. В 2023 году — 213 откликов на 9 вакансий. Стоит упомянуть, что одним из основных условий предоставления единовременной выплаты является критерий удаленности от места настоящего проживания учителя до места переезда. Оно должно находиться на расстоянии не менее 300 км от места настоящего проживания и / или работы педагога. В свою очередь, максимальная протяженность области с востока на запад составляет 205 км, с севера на юг — 108 км. Это означает, что, в отличие от других субъектов Российской Федерации, Калининградская область не может допускать к участию в программе педагогов, проживающих на территории региона. Примечательно, что для потенциальных «земских учителей» в качестве причин переезда выступают благоприятный климат и экологические условия, близость к Балтийскому морю, развитая образовательная экосистема, переезд к уже проживающим в регионе родственникам. Фактор близости стран Европы становится менее актуальным в связи с ограничением свободного проезда.

Описывая генеральную совокупность, можно составить усредненный портрет

«земского учителя» Калининградской области. Анализ гендерного состава показывает, что 99 % (п = 37) педагогов являются лицами женского пола. Средний возраст педагога составляет 46 лет. При измерении уровня образования было выяснено, что большинство педагогов имеет высшее образование (99 %). Анализируя результаты аттестации педагогов, можно утверждать, что 37 % имеют первую квалификационную категорию, 54 % — высшую, а 8 % соответствуют занимаемой должности. Среди «земских учителей» региона представлены следующие предметные области: учителя начальных классов (24 %), русского языка и литературы (21 %), иностранного языка (18 %), математики и информатики (18 %), физической культуры (5 %), физики (2 %), биологии (2 %), химии (2 %), технологии (2 %). Говоря о территориальном присутствии педагогов в Калининградской области, стоит упомянуть, что административно-территориально регион делится на 10 городских и 12 муниципальных округов. С целью наглядного отображения представленности педагогов в различных муниципалитетах (городских округах) региона была создана карта. На данной карте оттенок цвета является визуальной переменной — чем темнее цвет муниципалитета (городского округа), тем выше присутствие «земских учителей» в данной административной единице (рисунок 1).

УДК 37.014+ 371.124.95

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Николаенко А. М. Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 15-24. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo202/

Рисунок 1 — Территориальное распределение «земских учителей» в муниципалитетах Калининградской области

В ходе переезда и последующего трудоустройства педагогов проводилось онлайн-анкетирование. Анкета разрабатывалась на основе предварительных бесед с фокус-группой педагогов, выявивших «болевые точки» принятых на работу учителей.

Всего в анкетировании приняли участие 35 педагогов, доверительная вероятность — 95 %. На вопрос «Какова Ваша учебная нагрузка в неделю?» ответы распределились следующим образом: 95 % респондентов утверждают, что их учебная нагрузка в неделю составляет более

18 часов, 5 % — менее 18 часов2. Далее был задан вопрос о текущих жилищных условиях: 86 % респондентов утверждают, что получили служебное жилье или компенсацию аренды жилья. Остальным респондентам на момент прохождения опроса не было предоставлено жилье или компенсация. На вопрос «Как складываются отношения между Вами и руководством школы?» респондентам необходимо было оценить свой ответ по шкале от 1 до 5, где 1 — «мне очень сложно работать при нынешнем руководстве», 5 — «отношения складываются отлично». Результаты ответов представлены в таблице 1.

2 По условиям программы «Земский учитель» в течение пяти лет нагрузка не может превышать 18 часов.

УДК 37.014+ 371.124.95

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Николаенко А. М. Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 15-24. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo202/

На похожий вопрос «Как складываются отношения между Вами и другими учителями в Вашей школе?» необходимо было оценить свой ответ по шкале от 1 до 5, где 1 — «мне очень сложно работать в коллективе», 5 — «отношения складываются отлично» (таблица 2).

Можно отметить, что педагоги оценивают сложившиеся отношения с коллективом лучше, чем с руководством школы.

Еще один вопрос касался удовлетворенности выбором места переезда. Так, 71 % от общего числа респондентов полностью

удовлетворен своим выбором, а 28 % — удовлетворены частично.

При ответе на вопрос «Удовлетворены ли Вы школой, в которую трудоустроены в рамках программы "Земский учитель"?» 52 % ответили, что полностью удовлетворены школой, 38 % — удовлетворены частично, 14 % затруднились ответить.

Распределение ответов на вопрос «Могли бы Вы порекомендовать переезд в Калининградскую область другим учителям, принимающим участие в программе "Земский учитель"?» представлено в таблице 3.

Таблица 1 — Распределение ответов «земских учителей» на вопрос «Как складываются отношения между Вами и руководством школы?»

Вариант ответа 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Распределение ответов в % 1 4 8 35 52

Таблица 2 — Распределение ответов «земских учителей» на вопрос «Как складываются отношения между Вами и другими учителями в Вашей школе?»

Вариант ответа 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Распределение ответов в % 1 2 0 17 80

Таблица 3 — Распределение ответов «земских учителей» на вопрос «Могли бы Вы порекомендовать переезд в Калининградскую область другим учителям, принимающим участие в программе "Земский учитель"?»

Вариант ответа Затрудняюсь ответить Однозначно нет Скорее нет Скорее да Однозначно да

Распределение ответов в % 4 0 9 54 33

УДК 37.014+ 371.124.95

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Николаенко А. М. Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 15-24. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo202/

Наиболее часто встречающимся ответом на открытый вопрос «Каковы Ваши пожелания и предложения по улучшению реализации программы "Земский учитель" в Калининградской области?» стало пожелание, чтобы в первое время на этапе устройства и адаптации на новом месте «земским учителям» оказывалось больше внимания и участия: «Руководителям программы задействовать администрацию того поселения, куда отправляется учитель. Тогда проблем с жильем будет меньше». Также было выдвинуто предложение заниматься мониторингом уровня заработной платы и социальной адаптации переехавших педагогов. Были выдвинуты различные методические предложения: «Было бы здорово организовать семинар об особенностях проживания в Калининградской области, о региональных и муниципальных льготах, субсидиях на покупку жилья»; «Очень важно, чтобы учителя знали реальную ситуацию в муниципалитете, куда они едут (наличие служебного жилья, наличие работы для супруги(-а), социально-экономическое положение населенного пункта, куда собирается учитель)». Кроме того, для респондентов актуальным является создание педагогических ассоциаций, а также вступление в уже существующие: «Нужно создать объединение "земских учителей" и уставить "земские встречи" раз в год, с привлечением новых учителей»; «Это учителя — победители серьезного конкурса. Предлагаю включить их в сообщество "Янтарный пеликан". Сейчас такое предложение пришло от бывшего региона, а узнав, что переехала, потеряли ко мне интерес. Учителя-победители

много побед принесут и новому региону, находясь в таком сообществе».

Резюмируя сказанное выше, можно выделить ряд проблем, выявленных в ходе реализации программы на территории Калининградской области. Во-первых, территориальное присутствие педагогов в муниципалитетах региона не является равномерным. Это обуславливается тем, что не каждая административная единица проходит предварительный конкурс. В конкурсе участвуют только вакансии тех школ, чей муниципалитет сможет обеспечить педагога служебным жильем и иными льготами. Тем не менее, даже при условии соответствия выставляемой вакансии требованиям, она может оказаться невостребованной среди соискателей. Во-вторых, территориальная отдаленность региона создает трудности для переезда. Существующее положение о проведении конкурсного отбора может быть дополнено пунктами, которые бы ликвидировали управленческие недостатки при проведении данного конкурса (например, усиление сопровождения педагога на первых порах после переезда, реализация мер материальной поддержки, проведение методических встреч и организационных собраний). Кроме того, полученные в рамках анкетирования ответы могут послужить основой для корректировки существующего порядка проведения конкурсных процедур и увеличения числа педагогов в отдаленных муниципалитетах области.

Благодаря получению обратной связи от «земских учителей» Калининградским

УДК 37.014+ 371.124.95

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Николаенко А. М. Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 15-24. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo202/

областным институтом развития образования в рамках методической поддержки был организован ряд выездов на открытые уроки педагогов с последующей обратной связью и профессиональной рефлексией. Учителя поделились опытом участия в реализации программы «Земский учитель» в рамках выступлений на различных медиапло-щадках: например, в газете «Вестник» г. Советска и в тематических репортажах на ГТРК «Калининград». Согласно пожеланиям педагогов, в 2023 году впервые был проведен фестиваль «Земский учитель», ставший площадкой «погружения» в региональную систему образования, а также знакомства с профессиональным сообществом и возможностями карьерного роста «земских учителей». Коллеги положительно оценили опыт участия в данном мероприятии, поэтому оно было организованно повторно — уже в 2024 году. Фестиваль «Земский учитель: новые идеи для развития региона» объединил педагогов-участников федеральной программы, которые переехали в Калининградскую область из разных регионов в 2020-2023 гг. В первый день фестиваля состоялась открытая дискуссия с участием министра образования региона. Коллеги обсудили перспективы развития программы, планируемые мероприятия и меры социальной поддержки педагогов, а также познакомились с опытом учителей, которые работают в регионе уже несколько лет. Также в рамках фестиваля состоялась образовательно-просветительская поездка, в ходе которой педагоги познакомились с образовательным кластером востока области.

Выводы

Таким образом, реализация программы на территории Калининградской области проходит достаточно результативно. Говоря о портрете среднестатистического победителя конкурсного отбора, можно сказать, что участник является представителем женского пола, средний возраст которого составляет 46 лет; имеет высшее образование, первую или высшую квалификационную категорию. Можно утверждать, что педагоги удовлетворены выбором переезда по программе. По вопросу рисков реализации программы существует несколько точек зрения, которые можно свести к нескольким основным: во-первых, ресурс проекта не сможет в полной мере решить проблему дефицита педагогических кадров; во-вторых, с целью повышения эффективности некоторые пункты положения проекта могут быть пересмотрены (например, важным становится повышать размер выплаты).

Подводя итог сказанному, можно сказать, что программа обладает высоким потенциалом и актуальна для педагогов из разных субъектов Российской Федерации.

Список литературы

1. Андрей Милехин: «Благодаря земским учителям закрываются вакансии по самым востребованным предметам в сельской местности» [Электронный ресурс] // Вестник образования. — URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/andrei-milekhin-blaqodaria-zemskim-uchiteUam-zakryvaiutsia-

УДК 37.014+ 371.124.95

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Николаенко А. М. Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 15-24. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo202/

vakansii-po-samym-vostrebovannym-predmetam-v-selskoi-mestnosti (дата обращения: 15.05.2024).

2. Головчин, М. А. Оценка институциональных условий реализации программы «Земский учитель» в регионах России [Электронный ресурс] / М. А. Головчин // Управление образованием: теория и практика. — 2021. — Т. 11. — № 4 (44). — С. 83-98. — URL: https://emreview.ru/index.php/ emr/article/view/129 (дата обращения: 27.05.2024).

3. Ерофеевская, А. В. Программа «Земский учитель» в Иркутской области 2020-2022 гг.: портрет современного среднестатистического педагога-победителя / А. В. Ерофеевская // Гуманитарный научный журнал. — 2022. — № 4-2. — С. 3-7.

4. Ерофеевская, А. В. Программа «Земский учитель» в Иркутской области: анализ мотивов участия, уровня удовлетворенности, проблем, рисков / А. В. Ерофеевская // Профессиональная ориентация. — 2024. — № 1-1. — С. 19-22.

5. Жуковская, Н. Ю. Программа «Земский учитель» и региональные особенности ее реализации / Н. Ю. Жуковская, А. Г. Тонких // Современное образование. — 2022. — № 1. — С. 39-49.

6. Мониторинг экономики образования: 2020: В 2 т. / сост. Н. Б. Шугаль; нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — Т. 1. — 256 с.

7. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию // Президент России. — URL: http://www.kremlin.ru/

acts/assignments/orders/59898 (дата обращения: 27.05.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России. — URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/59863 (дата обращения: 27.05.2024).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» [Электронный ресурс] // Минпросве-щения России. — URL: https://docs. edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec9 9c8b7020bd2e9761f/download/4444/ (дата обращения: 27.05.2024).

10. Сеппянен, Т. П. Программа «Земский учитель»: взгляд из прошлого / Т. П. Сеппянен, Т. В. Лушникова // Педагогика сельской школы. — 2020. — № 3 (5). — С. 5-19.

11. Сергей Кравцов: «Учителя получают возможность работать там, где в них особенно нуждаются, а в сельских школах появляется новый импульс для развития. Для нас это главный успех программы "Земский учитель"» [Электронный ресурс] // Вестник образования. — URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/ sergei-kravtsov-uchitelia-poluchaiut-vozmozhnost-rabotat-tam-gde-v-nikh-osobenno-nuzhdaiutsia-a-v-selskikh-shkolakh-poiavliaetsia-novyi-impuls-dlia-razvitiia-dlia-nas-eto-glavnyi-uspekh-programmy-zemskii-uchitel (дата обращения: 15.05.2024).

12. Таланов, С. Л. Отношение студентов вузов к профессии «учитель»

УДК 37.014+ 371.124.95

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Николаенко А. М. Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 15-24. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo202/

и программе «Земский учитель» / С. Л. Таланов, Ф. Ю. Кушнарев, Д. Т. Березин // Социальные и гуманитарные знания. — 2019. — № 3 (19). — С. 224-243.

Anastasia M. Nikolaenko

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Results of the implementation

of the program "Zemsky teacher"

on the territory

of the Kaliningrad region

for the period from 2020 to 2023

Abstract. The article contains information revealed during the implementation of the program "Zemsky teacher" for the period 2020-2023 in the territory of the Kaliningrad region. The aim of the study is to describe the portrait of an average "Zem-sky teacher" of the region and to present the teachers' opinion on the experience of participation in the program with the help of the method of questionnaire survey and comparative analysis conducted on the data obtained during the implementation

of the program. The article also describes other studies conducted by the authors over the years of the project's existence. The relevance of the work is justified by the decision to extend the terms of the program and the need to analyze the existing experience of the program implementation in the region in order to improve the effectiveness of the work of "Zemsky teachers". The study involved teachers who took part in the program on the territory of the Kaliningrad region (n = 35). The absolute majority of teachers are female. The average age of teachers is 46 years old. While measuring the level of education, it was clarified that the majority of teachers have got higher education, 37 % of teachers have got the first qualification category, 54 % of pedagogues have got the highest qualification category and 8 % of specialists have got the category of correspondence to the occupied position. The most numerous category is Primary school teachers. In general, teachers are satisfied with the choice of the region and participation in the program. The practical significance of the conducted survey is in obtaining relevant data from teachers.

Keywords: zemsky teacher, federal program, teaching staff, survey.

Статья поступила в редакцию 20.05.2024;The article was submitted 20.05.2024; одобрена после рецензирования 10.06.2024;approved after reviewing 10.06.2024; принята к публикации 05.07.2024. accepted for publication 05.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.