Научная статья на тему 'Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников'

Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическая олимпиада / допрофессиональная подготовка / психолого-педагогический класс / psychological and pedagogical Olympiad / pre-professional training / psychological and pedagogical class

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несына Светлана Вадимовна

Цель данной статьи — определить «точки роста» школьников и их наставников для более результативной подготовки к психолого-педагогической олимпиаде О. С. Гребенюка (далее — Олимпиада). На основе анализа результатов выполнения участниками олимпиадных заданий обозначаются аспекты, требующие пристального внимания наставников на этапе подготовки школьников к Олимпиаде. Во-первых, следует обратить внимание на то, что выполнение заданий предполагает смену социальной позиции (ученик встает на новую позицию — педагога). Во-вторых, успешное выполнение заданий повышенной сложности требует сформированности начальных психолого-педагогических компетенций, связанных с возможностью восприятия и понимания психолого-педагогических особенностей учеников в образовательной среде школы. В-третьих, «точкой роста» учащихся психолого-педагогических классов является речевая культура, проявляющаяся при выполнении заданий в письменной и устной форме. В-четвертых, результаты свидетельствуют, что существует необходимость развития критического мышления (в частности, логичности рассуждений, обоснованности выводов, аргументации). И, наконец, в-пятых, важным направлением в работе с учащимися психолого-педагогических классов является развитие дивергентного мышления. В статье также определены перспективные задачи для более качественной подготовки школьников к третьей психолого-педагогической олимпиаде О. С. Гребенюка в 2024/2025 учебном году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несына Светлана Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the psychological and pedagogical Olympiad named after O. S. Grebenyuk: "growth points" for schoolchildren and mentors

The purpose of this article is to identify "growth points" for schoolchildren and their mentors for more effective preparation for Psychological and Pedagogical Olympiad named after O. S. Grebenyuk. We have analyzed the results of participants completing Olympiad tasks and identified aspects that require close attention from mentors at the stage of preparing schoolchildren for the Olympiad. Firstly, we should pay attention to the fact that completing tasks involves a change in social position (the student takes a new position — that of a teacher). Secondly, the successful completion of complex (difficult) tasks requires the formation of initial psychological and pedagogical competencies associated with the ability to perceive and understand the psychological and pedagogical characteristics of students in the educational school environment. Thirdly, "the point of growth" for students in psychological and pedagogical classes is speech culture; it manifests itself when schoolchildren complete written and oral assignments. Fourthly, the results indicate that there is a need to develop critical thinking (in particular, logical reasoning, validity of conclusions, argumentation). And finally, fifthly, an important direction in working with students in psychological and pedagogical classes is the development of divergent thinking. The article identifies long-term tasks for better preparation of students for the third psychological and pedagogical Olympiad named after O. S. Grebenyuk in the 2024/2025 academic year.

Текст научной работы на тему «Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников»

УДК 371.384+ 37.048.45

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 25-34. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2024/09juL2024/kvo203/

Несына Светлана Вадимовна | SNesyna@kantiana.ru

Кандидат психологических наук, доцент Доцент ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников

Аннотация. Цель данной статьи — определить «точки роста» школьников и их наставников для более результативной подготовки к психолого-педагогической олимпиаде О. С. Гребенюка (далее — Олимпиада). На основе анализа результатов выполнения участниками олимпи-адных заданий обозначаются аспекты, требующие пристального внимания наставников на этапе подготовки школьников к Олимпиаде. Во-первых, следует обратить внимание на то, что выполнение заданий предполагает смену социальной позиции (ученик встает на новую позицию — педагога). Во-вторых, успешное выполнение заданий повышенной сложности требует сформированности начальных психолого-педагогических компетенций, связанных с возможностью восприятия и понимания психолого-педагогических особенностей учеников в образовательной среде школы. В-третьих, «точкой роста» учащихся психолого-педагогических классов является речевая культура, проявляющаяся при выполнении заданий в письменной и устной форме. В-четвертых, результаты свидетельствуют, что

существует необходимость развития критического мышления (в частности, логичности рассуждений, обоснованности выводов, аргументации). И, наконец, в-пятых, важным направлением в работе с учащимися психолого-педагогических классов является развитие дивергентного мышления. В статье также определены перспективные задачи для более качественной подготовки школьников к третьей психолого-педагогической олимпиаде О. С. Гребенюка в 2024/2025 учебном году.

Ключевые слова: психолого-педагогическая олимпиада, допрофессиональная подготовка, психолого-педагогический класс.

На современном этапе развития общества решение проблемы дефицита педагогических кадров и повышения престижа педагогической профессии не представляется возможным без внимания педагогического сообщества к этапу допро-фессиональной подготовки школьников. В настоящее время серьезное внимание

УДК 371.384+ 37.048.45

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 25-34. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2024/09juL2024/kvo203/

уделяется психолого-педагогическим классам. В Калининградской области в таких классах обучается более тысячи школьников. Важным этапом допрофес-сиональной подготовки для них является участие в психолого-педагогических олимпиадах. Олимпиада представляет собой соревнование участников на лучшее выполнение заданий в какой-либо области знаний [2, с 378]. В 2022 году, в честь 85-летия О. С. Гребенюка, в профессиональном сообществе региона было принято решение о проведении психолого-педагогической олимпиады школьников. Олег Семенович Гребенюк (1937-2003) — профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии Калининградского государственного университета (в настоящее время это Балтийский федеральный университет им. И. Канта), основатель научной школы «Педагогика индивидуальности».

Основными целями Олимпиады являются:

а) развитие у обучающихся, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования, творческих способностей и интереса к педагогической деятельности;

б) обеспечение условий для самореализации личности обучающегося и развития талантов;

в) распространение научных знаний среди молодежи;

г) профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности в области педагогики;

д) привлечение талантливой молодежи к продолжению обучения в высших

педагогических учебных заведениях Российской Федерации [3].

Организатором Олимпиады является Балтийский федеральный университет им. И. Канта, операторами выступают два структурных подразделения университета: образовательно-научный кластер «Институт образования и гуманитарных наук» и Центр развития современных компетенций детей. В олимпиаде принимают участие школьники 9-11 классов образовательных организаций Калининградской области.

Олимпиада включена в перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2023/24 учебный год [4].

Психолого-педагогическая олимпиада О. С. Гребенюка включает три этапа.

Школьный (отборочный) этап проводится в ноябре в форме тестирования. В режиме онлайн участники отвечают на вопросы, направленные на определение общего уровня их осведомленности в области педагогики, психологии и информированности об основных тенденциях

УДК 371.384+ 37.048.45

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 25-34. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/kvo203/

в развитии современного образования. В 2022/2023 учебном году в отборочном этапе приняли участие 252 человека, в 2023/2024 учебном году — 161.

Примерно треть участников (в 2022/2023 учебном году — 78 учеников, в 2023/2024 учебном году — 59) выходят во второй этап, который длится до середины декабря. Школьники готовят творческое задание по заданной теме (так, в этом учебном году творческие задания были связаны с темой развития способностей школьников). Участники второго этапа могут выбирать формат выполнения творческого задания: эссе, видеоролик или стендовый доклад. Второй этап проходит в дистанционной форме, каждую работу по определенным критериям оценивают независимо друг от друга два эксперта. В число экспертов входят преподаватели Балтийского федерального университета им. И. Канта, Калининградского государственного технического университета, сотрудники Калининградского областного института развития образования, а также преподаватели педагогики и психологии других университетов Российской Федерации.

По итогам первых двух этапов происходит отбор финалистов, которые приглашаются на заключительный этап в Балтийский федеральный университет им. И. Канта (в 2022/2023 учебном году

— 59 учеников, в 2023/2024 учебном году

— 26). Заключительный этап проходит в конце января очно, включает письменный и устный туры. Старшеклассники выполняют тест, решают психолого-педагогическую задачу и готовят эссе по заданной теме. Устный тур организован как защита подготовленного на письменном туре эссе.

Обратимся к анализу результатов второго и третьего этапа Олимпиады. На втором этапе большинство участников Олимпиады выбирают форму эссе: в 2022/2023 учебном году — 80 % участников, в 2023/2024 учебном году — 78 %. Гораздо реже школьники выбирают форму стендового доклада (в 2022/2023 учебном году — 10 % участников, в 2023/2024 учебном году — 17 %) и видеоролика (в 2022/2023 учебном году — 10 % участников, в 2023/2024 учебном году — 5 %). Важно отметить, что творческие работы в форме эссе получают более высокие оценки экспертов (таблица 1).

УДК 371.384+ 37.048.45

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 25-34. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/kvo203/

Таблица 1 — Результативность выполнения творческих заданий на втором этапе Олимпиады (в %)

№ п/п Критерии оценивания 2022/2023 учебный год 2023/2024 учебный год

Результативность творческого задания в формате эссе

1. Соответствие теме 95,0 90,5

2. Педагогическая направленность содержания 87,5 70,5

3. Логичность изложения 78,0 78,5

4. Широта мышления и самостоятельность суждений 72,5 71,0

5. Речевая культура, грамотность 84,5 75,0

Общая результативность 83,5 77,1

Результативность творческого задания в формате стендового доклада

1. Соответствие теме 78,0 75,0

2. Педагогическая направленность содержания 72,0 55,0

3. Наличие и обоснованность выводов 44,0 40,0

4. Четкость структуры (наличие разделов: введение, основная часть, заключение) 39,5 35,0

5. Визуальное представление материалов 72,0 70,0

Общая результативность 61,0 55,0

Результативность творческого задания в формате видеоролика

1. Соответствие теме 78,0 83,5

2. Педагогическая направленность содержания 56,5 83,5

3. Логичность и законченность сюжета 75,0 83,5

4. Оригинальность замысла 69,0 66,5

5. Художественный и эстетический уровень 72,0 41,5

Общая результативность 70,1 71,7

УДК 371.384+ 37.048.45

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 25-34. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/kvo203/

В процессе подготовки творческих заданий школьникам и их наставникам следует обратить внимание на педагогическую направленность содержания, предъявляемого для оценивания на втором туре. Выполнение творческого задания с педагогической позиции является определенной «точкой роста» для участников Олимпиады и входит в зону ближайшего развития участников. Результаты свидетельствуют о том, что при подготовке эссе следует обратить внимание на широту мышления и самостоятельность суждений, логику изложения и речевую культуру. В подготовке стендового доклада школьникам и наставникам важно обратить внимание на структурирование содержания (выделение разделов), обоснованность выводов и общее визуальное оформление. Самые неудачные варианты выполнения задания

представляют собой подготовленную сотрудниками образовательной организации презентацию определенных проектов школы (в этих докладах отсутствует точка зрения участника, не виден вклад ученика). «Точками роста» при подготовке видеороликов являются оригинальность замысла, художественный и эстетический уровень исполнения задания (так, видеоролик, на котором школьник зачитывает текст с листа, получает невысокие баллы).

На заключительном этапе школьники наиболее успешно справляются с тестовыми заданиями. Полученные результаты показывают значительное повышение результативности подготовки и защиты эссе. По результатам Олимпиады выявлена низкая результативность решения психолого-педагогической задачи (таблица 2).

Таблица 2 — Результативность выполнения заданий заключительного этапа Олимпиады (в %)

Задания заключительного этапа Результативность в 2022/2023 учебном году Результативность в 2023/2024 учебном году

Тестовые вопросы 91,8 75,0

Решение психолого-педагогической задачи 43,5 30,5

Подготовка и защита эссе 64,8 74,2

Общая результативность 66,7 59,9

УДК 371.384+ 37.048.45

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 25-34. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/kvo203/

Для решения психолого-педагогической задачи требуется понимание того, какие индивидуальные особенности, представленные в тексте психолого-педагогической характеристики, относятся к интеллектуальной сфере, какие — к мотивационной и т. д. Для выполнения данного задания необходимо понимание основных психолого-педагогических особенностей, проявляющихся в учебной деятельности в образовательной среде школы. Дополнительная сложность при выполнении задания состоит в том, что ряд особенностей можно отнести не к одной, а к двум (в редких случаях — к трем) сферам индивидуальности. Без понимания основных положений педагогики индивидуальности довольно сложно получить высокие результаты по данному заданию, которое, безусловно, относится к заданиям повышенной сложности. На наш взгляд, успешное его выполнение свидетельствует о готовности к психолого-педагогической деятельности и формировании способностей, необходимых в работе педагога или психолога. Решение психолого-педагогической задачи имеет развивающее значение для финалистов, побуждает их обращать внимание на проявление индивидуальных

особенностей в поведении, деятельности, общении.

Обратимся к результативности подготовки и защиты эссе. В 2022/2023 учебном году учащимся было предложено, во-первых, выбрать одну сферу индивидуальности, которую особенно важно развивать в старших классах школы; во-вторых, обосновать выбор именно этой сферы; в-третьих, предложить средства (способы, приемы) развития данной сферы для старшеклассников; в-четвертых, предложить рекомендации для учителей и / или родителей по созданию условий для развития данной сферы индивидуальности в старшем школьном возрасте.

В 2023/2024 учебном году перед финалистами стояла задача, во-первых, подготовить не менее пяти тезисов о том, в чем заключается смысл педагогической деятельности; во-вторых, к каждому тезису представить аргументы (суждения, которые подтверждают истинность заявленного тезиса); в-третьих, ответить на вопрос «Меняется ли смысл педагогической деятельности в современном мире?»; в-четвертых, предложить свои аргументы в поддержку предложенного варианта ответа (таблица 3).

УДК 371.384+ 37.048.45

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 25-34. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/kvo203/

Таблица 3 — Результативность подготовки и защиты эссе на заключительном этапе Олимпиады (в %)

Критерии оценивания 2022/2023 учебный год Критерии оценивания 2023/2024 учебный год

Выбор сферы индивидуальности 100 Наличие пяти тезисов о смысле педагогической деятельности 85,0

Обоснование выбора определенной сферы 78,0 Наличие аргументов и их обоснованность 71,0

Наличие адекватных средств (способов, приемов) развития сферы индивидуальности старшеклассника 58,0 Наличие ответа на вопрос «Меняется ли смысл педагогической деятельности в современном мире?», наличие аргументов в поддержку высказанной точки зрения 75,0

Наличие рекомендаций для педагогов и / или родителей по созданию условий для развития сферы индивидуальности 49,0

Общая культура, грамотность 69,0 Общая культура, грамотность 88,0

Результаты Олимпиады 2022/2023 учебного года показали, что почти каждый второй ученик испытывает затруднения в определении средств развития индивидуальности, которые может использовать сверстник, еще большее количество старшеклассников не смогли дать рекомендации для взрослых (педагогов и родителей) по созданию условий для развития индивидуальности; большинство старшеклассников просто не знают, как можно осуществить развитие и саморазвитие компонентов сфер индивидуальности. В 2023/2024 учебном году результативность подготовки и защиты эссе возросла, но среди «точек роста» школьников — умение аргументировать

свою точку зрения. Важно отметить, что ученики, принимавшие участие в Олимпиаде в прошлом (2022/2023 учебном году) и вышедшие в финал, в этом 2023/2024 учебном году более успешно справились с заданиями.

Подготовка и защита эссе является заданием повышенной сложности для финалистов, но самостоятельный поиск ответов на подобного рода вопросы отвечает возрастным задачам старших школьников, развивает дивергентное мышление. Размышление о развитии индивидуальности, о смысле профессиональной деятельности активизирует процесс жизненного, личностного и профессионального самоопределения.

УДК 371.384+ 37.048.45

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 25-34. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/kvo203/

При разработке заданий мы опирались на рекомендации коллег, разрабатывающих задания для Российской психолого-педагогической олимпиады К. Д. Ушинского из Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Согласно их позиции, в содержании заданий, во-первых, должны отражаться общие профессиональные компетенции педагога. Однако — и это вторая рекомендация — при этом не должно быть дублирования содержания, которое осваивают студенты педагогических колледжей и вузов. В-третьих, задания должны быть практико-ориен-тированными, прикладного характера, предусматривающими решение актуальных и реальных педагогических проблем. В-четвертых, «необходимо обеспечить развитие системного гуманистического мышления учащихся, обучая их, смотреть на проблемную ситуацию с разных сторон и позиций, обращая их внимание на различные точки зрения, побуждая применять приобретенные знания и навыки в различных ролевых позициях и ситуациях» [Цит. по: 1, с. 95].

Результаты двух Олимпиад показывают, что подготовка школьников к психолого-педагогической олимпиаде О. С. Гребенюка требует сопровождения. На слете психолого-педагогических классов, который проходил 19 апреля 2024 года в Балтийском федеральном университете им. И. Канта, наставниками школьников — участников Олимпиады — было предложено создать сайт Олимпиады. На наш взгляд, для более качественной подготовки к

психолого-педагогической олимпиаде О. С. Гребенюка имеет значение подготовка методических материалов для наставников и рабочей тетради для учащихся. Также считаем необходимым проведение ориентационных сессий в режиме вебинаров для участников и наставников с разбором заданий прошлых лет и подробным объяснением критериев оценивания олимпиадных работ.

Таким образом, подготовка и участие старшеклассников в психолого-педагогической олимпиаде выполняют ряд функций в допрофессиональной психолого-педагогической подготовке учащихся:

- диагностическую (помогает выявить личные достижения, определить склонности, интересы и т. д.);

- мотивационную (способствует формированию системы осознанных мотивов выбора психолого-педагогической профессии);

- стимулирующую (создает систему стимулов, обеспечивающих проявление профессионально важных качеств, активности, самостоятельности);

- образовательную (содействует формированию системы знаний, умений, навыков, компетенций);

- воспитательную (создает условия для формирования профессионально важных качеств);

- корректирующую (дает возможность вносить изменения в образовательный маршрут на основе промежуточных результатов);

- функцию самоопределения (создает для участника условия,

УДК 371.384+ 37.048.45

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 25-34. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/kvo203/

способствующие профессиональному и личностном самоопределению); - коммуникативную (способствует развитию отдельных компонентов коммуникативной культуры) [Там же].

Исходя из анализа содержания заданий Олимпиады и ее результатов, представления функций Олимпиады, основываясь на утверждении о том, что психолого-педагогическая олимпиада как один из видов соревнований позволяет учащимся получить уникальный опыт допрофессиональной деятельности [5], можно заключить следующее: психолого-педагогическая олимпиада

0. С. Гребенюка представляет собой эффективную модель допрофессиональной подготовки будущих специалистов.

Список литературы

1. Байбородова, Л. В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 5. — С. 93-99.

2. Большая советская энциклопедия: В 19 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 18. — 632 с.

3. Положение о проведении первой Российской психолого-педагогической олимпиады имени О. С. Гребенюка

[Электронный ресурс] // Администрация ГО «Город Калининград». — URL: https://www.klqd.ru/activity/ educatюn/news/files/Положение%20 психолого-педагогической%20 олимпиады.pdf (дата обращения: 15.04.2024).

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.08.2023 года № 649 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2023/24 учебный год» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. — URL: http://publication.pravo.qov. ru/document/0001202309290063 (дата обращения: 15.04.2024).

5. Яковлева, Ю. В. Психолого-педагогическая олимпиада школьников: проблемы и перспективы / Ю. В. Яковлева // Тенденции развития науки и образования. — 2022. — № 90-2. — С. 20-23.

УДК 371.384+ 37.048.45

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Несына С. В. Итоги психолого-педагогической олимпиады О. С. Гребенюка: «точки роста» для школьников и наставников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 25-34. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/kvo203/

Svetlana V. Nesyna

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Results of the psychological and pedagogical Olympiad named after O. S. Grebenyuk: "growth points" for schoolchildren and mentors

Abstract. The purpose of this article is to identify "growth points" for schoolchildren and their mentors for more effective preparation for Psychological and Pedagogical Olympiad named after O. S. Grebenyuk. We have analyzed the results of participants completing Olympiad tasks and identified aspects that require close attention from mentors at the stage of preparing schoolchildren for the Olympiad. Firstly, we should pay attention to the fact that completing tasks involves a change in social position (the student takes a new position — that of a teacher). Secondly, the successful completion of

Статья поступила в редакцию 13.05.2024; одобрена после рецензирования 05.06.2024; принята к публикации 05.07.2024.

complex (difficult) tasks requires the formation of initial psychological and pedagogical competencies associated with the ability to perceive and understand the psychological and pedagogical characteristics of students in the educational school environment. Thirdly, "the point of growth" for students in psychological and pedagogical classes is speech culture; it manifests itself when schoolchildren complete written and oral assignments. Fourthly, the results indicate that there is a need to develop critical thinking (in particular, logical reasoning, validity of conclusions, argumentation). And finally, fifthly, an important direction in working with students in psychological and pedagogical classes is the development of divergent thinking. The article identifies long-term tasks for better preparation of students for the third psychological and pedagogical Olympiad named after O. S. Grebenyuk in the 2024/2025 academic year.

Keywords: psychological and pedagogical Olympiad, pre-professional training, psychological and pedagogical class.

The article was submitted 13.05.2024; approved after reviewing 05.06.2024; accepted for publication 05.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.