Научная статья на тему 'ИТОГИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2021 В ИРАНЕ'

ИТОГИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2021 В ИРАНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
90
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН / Х. РОУХАНИ / И. РАИСИ / КОНСЕРВАТОРЫ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дунаева Елена Викторовна

В данной статье анализируется обстановка в Иране накануне проведения президентских выборов 2021 г. Подготовка к выборной кампании проходила в условиях углубления экономического кризиса, вызванного введением США санкций после их выхода из СВПД, а также пандемией коронавируса. Ухудшение материального положения населения привело к отказу в доверии либеральным силам, усилению настроений безнадежности и политической индифферентности. Сложной ситуацией воспользовались консервативные силы, которые сумели за последние годы укрепить свои позиции во власти. Наблюдательный совет, не допустив к участию в выборах ряд известных политических лиц, фактически обеспечил главе судебной власти И. Раиси победу. Беспрецедентно низкая явка на выборы свидетельствует о росте недовольства иранцев исламским режимом, в котором наблюдается игнорирование заложенных конституцией демократических основ и усиление теократических принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2021 IRANIAN PRESIDENTIAL ELECTION

This article analyzes the situation in Iran on the eve of the presidential elections of 2021. Preparations for the election campaign took place in the context of the deepening economic crisis caused by the US sanctions after their withdrawal from the JCPOA, as well as the pandemic of coronavirus. The deterioration of the material situation of the population led to a denial of confidence in liberal forces, an increase in the mood of hopelessness and their political indifference. The difficult situation was taken advantage of by conservative forces, which have managed to strengthen their position in power in recent years. The Guardian Council, having prevented a number of well-known politicians to participate in the elections, actually ensured the victory of the Head of the Judiciary, E. Raisi. The unprecedented low turnout indicates an increase in Iranians’ dissatisfaction with the Islamic regime, which has ignored the democratic foundations laid down by the constitution and strengthened theocratic principles.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2021 В ИРАНЕ»

ПОЛИТИКА

Научная статья

DOI: 10.31696/2227-5568-2021-02-053-063

ИТОГИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2021 В ИРАНЕ

Елена Викторовна Дунаева a

a - Институт востоковедения РАН, Москва, Россия a - elena-vd@list.ru, ORCID: 0000-0002-4571-8206

Аннотация: В данной статье анализируется обстановка в Иране накануне проведения президентских выборов 2021 г. Подготовка к выборной кампании проходила в условиях углубления экономического кризиса, вызванного введением США санкций после их выхода из СВПД, а также пандемией коронавируса. Ухудшение материального положения населения привело к отказу в доверии либеральным силам, усилению настроений безнадежности и политической индифферентности. Сложной ситуацией воспользовались консервативные силы, которые сумели за последние годы укрепить свои позиции во власти. Наблюдательный совет, не допустив к участию в выборах ряд известных политических лиц, фактически обеспечил главе судебной власти И. Раиси победу. Беспрецедентно низкая явка на выборы свидетельствует о росте недовольства иранцев исламским режимом, в котором наблюдается игнорирование заложенных конституцией демократических основ и усиление теократических принципов.

Ключевые слова: Исламская республика Иран, Х. Роухани, И. Раиси, консерваторы, президентские выборы

POLITICS

Original article

2021 IRANIAN PRESIDENTIAL ELECTION

Elena Dunaevaa

a - IOS RAS, Moscow, Russia a - elena-vd@list.ru, ORCID: 0000-0002-4571-8206

Abstract: This article analyzes the situation in Iran on the eve of the presidential elections of 2021. Preparations for the election campaign took place in the context of the deepening economic crisis caused by the US sanctions after their withdrawal from the JCPOA, as well as the pandemic of coronavirus. The deterioration of the material situation of the population led to a denial of confidence in liberal forces, an increase in the mood of hopelessness and their political indifference. The difficult situation was taken advantage of by conservative forces, which have managed to strengthen their position in power in recent years. The Guardian Council, having prevented a number of well-known politicians to participate in the elections, actually ensured the victory of the Head of the Judiciary, E. Raisi. The unprecedented low turnout indicates an increase in Iranians' dissatisfaction with the Islamic regime, which has ignored the democratic foundations laid down by the constitution and strengthened theocratic principles.

Keywords: Islamic Republic of Iran, Hassan Rouhani, Ebrahim Raisi, conservatives, presidential election

© Дунаева Е. В.

Политическая система ИРИ, функционирующая на основе сочетания религиозных и республиканских принципов, при превалировании первых, предусматривает всеобщие выборы главы исполнительной власти (президента), которые проводятся раз в четыре года. Официально кандидатов на выборы утверждает Наблюдательный совет1 и негласно сам духовный лидер. За последние 25 лет в разрешении на участие в выборах отказывали даже известным политическим фигурам2. Несмотря на этот фильтр, предвыборные кампании получали широкий отклик в обществе, характеризовались активной пропагандистской кампанией, высоким уровнем противостояния политических фракций, что соответственно отражалось в жесткой конкуренции их кандидатов. Порой итоги выборов не соответствовали прогнозируемым результатам. Так, в 1997 г. власть сделала ставку на спикера меджлиса А. Натег Нури, а население оказало поддержку малоизвестному директору Национальной библиотеки М. Хатами, выступившему под лозунгами социально-политической модернизации. Основным итогом этих выборов стало формирование широкого фронта прореформаторских сил. Результаты президентских выборов 2009 г., на которых вопреки ожиданиям представителей нового среднего класса страны, активно поддерживающего либерали-зационные тенденции, повторно победил М. Ахмадинежад, оспаривались лидерами либеральных сил. По всей стране почти полгода не утихали про-тестные выступления, получившие название «зеленое движение». Разразился глубокий политический кризис, последствия которого не исчерпаны до сих пор. На выборах 2017 г. соперником действующего президента Х. Роу-хани был попечитель крупнейшего шиитского вакфа имама Резы (Астан-е годс-е Резави) И. Раиси, на которого делали ставку представители радикально консервативного духовенства, мобилизовав в его поддержку через религиозные каналы традиционные слои населения в провинции. Только поддержка реформаторского лагеря и мобилизация ими своего электората в поддержку умеренно настроенного Х. Роухани обеспечили его повторную победу.

Однако второй президентский срок Х. Роухани вызвал разочарование у его сторонникам. Выход США из СВПД, введение ими жестких санкций вызвали сокращение валютных доходов, отток иностранных капиталов, рост инфляции, усилили безработицу, что привело к резкому спаду

1 Орган в структуре государственной власти, в состав которого входят шесть знатоков религиозного права — факихов, назначаемых духовным лидером, и шесть светских законоведов, избираемых меджлисом. Согласно Конституции, он проверяет соответствие законов, принимаемых меджлисом, Корану и исламскому праву, утверждает кандидатуры на выборы.т. е. контролирует таким образом выборные структуры и лиц, назначаемых на государственные посты.

2 В 2013 г. Наблюдательный совет не допустил к выборам бывшего президента ИРИ, главу Совета по определению целесообразности принимаемых решений аятоллу А. А. Хашеми Рафсанджани. В 2017 г., зарегистрировавшись для участия в выборах, бывший президент ИРИ М. Ахмадинежад не получил одобрения этого совета.

в экономике: минус 6,5% в 2019/2020 г.3 Наблюдалось усиление неравенства. Дважды, в начале 2018 и осенью 2019 г. страну потрясли масштабные протестные акции, прокатившиеся по всей стране. Эпидемия коронавируса усугубила социально-экономический кризис. Хотя правительство даже при дефиците бюджета принимало меры социальной поддержки, в условиях постоянного роста цен дополнительные выплаты не смогли компенсировать материальные потери низших и даже средних слоев населения4.

Недовольство иранцев положением дел в стране проявилось и в их индифферентности к прошедшей в феврале 2020 г. выборной кампании в парламент. Соцопрос, проведенный накануне выборов, показал, что 93% населения выражает недовольство, причинами которого назвали: неудовлетворительное управление экономикой, дороговизну, недостаточную борьбу с коррупцией, нехватку рабочих мест, отсутствие свободы слова и подходящего климата для развития общественного диалога5.

В результате выборы в парламент продемонстрировали беспрецедентно низкую явку граждан на выборы — в целом по стране проголосовало 42,6%, а по городу Тегеран — 25,4%6. Эти цифры явно показали разрыв между обществом и властью, что косвенно отражает реальную картину социальной поддержки режима.

Как и ожидалось, победу на выборах одержали представители течений консервативной ориентации (220 из 290). От либерального лагеря (сторонники Х. Роухани) было избрано только 19 человек. Остальные места получили независимые кандидаты. Спикером меджлиса был избран М. Б. Галибаф, тесно связанный с КСИР, резко критикующий политику Х. Роухани. Таким образом, консерваторы взяли под свой контроль судебную и законодательную власть. Перед ними встал вопрос о полном контроле всей государственной системы, то есть, и исполнительной власти.

Потеря поддержки высшего органа законодательной власти осложнила деятельность правительства и воспрепятствовала присоединению Ирана к резолюциям ФАТФ. Отсутствие единства действий двух властных структур привело к разработке и одобрению меджлисом «Стратегического плана противодействия санкциям», принятому в декабре 2020 г. Согласно этому документу, иранский парламент потребовал от США к 21 февраля 2021 г. снять санкции, угрожая тем, что ИРИ выйдет из Дополнительного протокола о гарантиях к Соглашению с МАГАТЭ и активизирует работы в ядерной сфере. Правительство, которое в это время осторожно налаживало

3 Chegune eqtesad-e iran roshd kard./ How Iran's economy developed. ISNA / URL: www.isna.ir/news/14. 2021, (дата обращения 12.07.2021) (на перс. яз.).

4 Подробнее о социально-экономической ситуации в Иране в 2020 г. см. Е. В. Дунаева, Н. М. Мамедова. Иран в 2020 году — под гнетом санкций и пандемии./Восток (Oriens) 2020, N6, с. 130-139.

5 Natije-ye yek nazarsanji./Results of one poll. Iran International/ URL: https://www.independentpersian. com/node/42431/ 2020, (дата обращения 10.07.2021) (на перс. яз.).

6 Iran elections: Record low turnout but hardliners set for win. BBC/ URL: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-516059422020,(дата обращения 12.07.2021).

каналы для взаимодействия с администрацией в США по восстановлению СВПД после прихода в Белый дом Дж. Байдена, было вынуждено действовать согласно этому решению.

Однако в условиях все нарастающей инфляции7 и роста дороговизны, а также неоднократно вводимых по стране запретов и ограничений некоторых видов деятельности из-за пандемии, большинство иранцев решение своих бытовых проблем увязывали со снятием санкций, в первую очередь, нефтяных и финансовых. Очевидно, осознание необходимости скорейшего снятия санкций утвердилось и в верхнем эшелоне власти. В результате, с апреля 2021 г. в Вене начались переговоры делегаций России, Китая, Франции, Германии, Великобритании и Ирана по восстановлению СВПД путем поиска компромиссов между ИРИ и США8. Несмотря на то, что руководители иранской делегации неоднократно подчеркивали, что видят возможность решить все проблемы и достичь соглашения, по мере приближения президентских выборов и усиления конфронтации политических элит стало ясно, что команде переговорщиков нынешнего правительства не позволят добиться победы. Радикально консервативные силы, стремившиеся захватить исполнительную власть, опасались, что даже небольшие успехи в деле снятия санкций могут усилить позиции либералов на выборах.

Проявившаяся в последние годы тенденция к радикализации внутренней и внешней политике, выражавшаяся в усилении позиций консервативных сил, столкнувшихся с развитием модернизационных тенденций в обществе, следствием чего стало усилившееся несоблюдение исламских норм, требования ослабления контроля власти над частной жизнью и гражданских свобод, показала, что консервативный лагерь намерен вытеснить либералов из всех властных структур. Этому способствовало падение доверия населения к правительству и лично Х. Роухани, сделавшему ставку на заключение СВПД, но столкнувшегося с непредвиденными трудностями из-за выхода США из договоренностей. Ему не удалось за два президентских срока улучшить экономическую ситуацию и решить проблемы в социально-культурной сфере, хотя первые четыре года президентства были достаточно оптимистичными. Электорат, поддержавший президента в 2013 и 2017 гг., оказался разочарован и отказал ему в доверии. Опыт последних двух десятилетий показал, что смена консервативной идеологии на либеральную без проведения реформ в системе власти не сможет вывести страну из глубокого внутриполитического и экономического кризиса. Практически все президенты ИРИ в той или иной форме заявляли об отсутствии достаточных полномочий для осуществления серьезных преобразований. Неоднократно поднимался вопрос о необходимости

7 За 2020 г. уровень инфляции достиг 36,5%, а в марте-апреле 2021 уже составлял 50%. — Iran's Inflation Rate Reaches An Alarming 50 Percent/ Iran International. URL: https://iranintl.com/en/iran-in-bnef/irans-inflation-rate-reaches-alarming-50-percent. 2021 (дата обращения 10.07.2021).

8 Подробнее о переговорах см. Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/author/show/262/1 (дата обращения 14.07.2021).

пересмотра Конституции страны. Об этом неоднократно заявлял и Х. Роу-хани и предлагал проведение общенародного референдума для решения наиболее наболевших вопросов, в частности, о полномочиях Наблюдательного совета, дальнейшей судьбе СПВД.

Отсутствие электоральной базы стало основной причиной того, что реформаторы не приложили серьезных усилий для участия в выборной кампании. Очевидно, в сложившейся ситуации они осознавали отсутствие перспектив. Несмотря на отдельные попытки согласовать свои действия, некоторые группы заявили о бойкоте выборов. Отсутствие лидеров и сильная разобщенность прореформаторских партий и организаций не способствовали выдвижению единого кандидата, хотя большинство политических групп поддержало бы вице-президента И. Джахангири. Руководство движением отказалось от коалиции с умеренными, как это было на выборах Х. Роухани. Однако часть организаций, например Каргозаран, заявили о поддержке кандидатуры А. Лариджани, представлявшего наиболее либеральный спектр консерваторов-прагматиков.

Реформаторское движение в Иране, бывшее лидером политического процесса в конце 90-х — начале 2000-х годов, переживает глубокий кризис. Очевидно, что без пересмотра ряда идеологических позиций, выработки новой стратегии, проведения реорганизации и повседневной работы в массах, это идеологическое течение не сможет вновь получить поддержку в обществе.

Консервативный лагерь также, как и после выборов 2013 и 2017 гг. продемонстрировал отсутствие единства. Уже на этапе начала предвыборной кампании проявилось соперничество трех организационных структур, продвигавших своих кандидатов. Всех наблюдателей озадачивало большое количество выдвиженцев, связанных напрямую с КСИР. Свои кандидатуры выдвинули Х. Дехган — министр обороны в первом правительстве Х. Роухани, С. Мохаммад — руководитель экономического конгломерата КСИР ставки «Хатем - оль-анбия», генерал М. Резаи, бывший командующий военно-воздушными силами КСИР М. Б. Галибаф и другие. Высказывались предположения, что новым президентом может стать бывший военный. Однако было ясно, что соперничество внутри консерваторов ослабит их позиции.

Большую активность проявило наиболее радикальное крыло консервативного лагеря — Фронт Пайдари. В начале 2021 г. после смерти аятоллы Месбаха Йазди, которого называли идеологом радикальных консерваторов, главой Пайдари стал ходжат-оль-эслам М. Ага Техрани, нынешний депутат меджлиса. Вторым человеком «Пайдари» стал министр внутренних дел в правительстве М. Ахмадинежада — С. Махсули. Кандидатами от этой организации стали С. Джалили (представитель духовного лидера в Высшем совете национальной безопасности) и А. Закани (глава Исследовательского центра меджлиса).

Активную политическую деятельность накануне выборов вел бывший президент М. Ахмадинежад, который также зарегистрировался кандидатом. Он резко критиковал ситуацию в стране, действия властей, призывал к пересмотру политики, даже обратился с письмом к Дж. Байдену, в котором отметил, что «нормализация отношений ИРИ и США придаст сильный импульс мировым процессам»9. Популярность бывшего президента оказалась достаточно высока, и большинство социальных опросов показывали, что он занимает первые строчки среди иранских политиков.

В ходе нынешней президентской кампании практически незаметной оказалась роль Общества борющегося духовенства, которое определяло политику консервативного фланга в первые двадцать лет исламской республики, выдвигая кандидатов. Если в последующее десятилетие кандидаты еще пытались заручиться поддержкой этой религиозно-политической структуры, то в этом году она не оказывала практически никакого влияния на отбор кандидатов, лишь призывала консерваторов к единству и накануне выборов заявила о поддержке И. Раиси. Хотя необходимо отметить, что многие из зарегистрированных кандидатов посещали Кум и встречались с великими аятоллами, очевидно, пытаясь получить их одобрение и заручиться поддержкой.

По мере приближения выборов стало ясно, что кандидатурой, которая могла бы объединить все течения консервативного лагеря, может стать И. Раиси. В последние месяцы вокруг главы судебной власти была развернута активная пропагандистская кампания. Его борьба за справедливость судебной системы, громкие коррупционные дела действительно вызывают симпатии простых людей, не утративших иллюзий относительно осуществления принципа социальной справедливости, что способствовало обеспечению ему поддержки. На выборах 2017 г. он, хотя и проиграл Х. Роухани, получил 13 млн голосов. Он представляет консервативное духовенство Мешхеда, отличающееся более радикальными подходами, и опирается на могущественный религиозный вакф имама Резы.

Можно говорить о том, что в отличие от предыдущих выборных кампаний, когда интрига сохранялась до момента объявления результатов, на последних выборах было ясно, кто победит сразу же после объявления решения Наблюдательного совета о допуске кандидатов. В этом году его действия по отклонению «неугодных» кандидатур приняли беспрецедентный размах. Не только практически все известные кандидаты либерального толка, в том числе и вице-президент И. Джахангири, несколько отошедший от основной линии консерваторов М. Ахмадинежад, ряд депутатов меджлиса, военных, но даже бывший спикер меджлиса, а ныне советник духовного лидера А. Лариджани не были допущены к выборам. Это решение вызвало шок в политических кругах и получило негативный отклик

9 Name-ye Ahmadinejad be Joe Baiden /Letter from Ahmainejad to Joe Baiden. Donya-e eqtesad. URL: https:// donya-e-eqtesad.com/62/3735815/ 2021(дата обращения 28.06.2021) (на перс. яз.).

в обществе. Критика в адрес Совета прозвучала не только от представителей системной оппозиции, но даже от его членов, заявивших о сильном давлении на них структур безопасности10. Поднимался вопрос о том, что Наблюдательный совет превышает свои определенные конституцией полномочия. Еще до регистрации кандидатов, он внес поправки в Закон о выборах, изменив возрастной ценз, что, согласно конституции входит в обязанности меджлиса. В СМИ обсуждался вопрос о непрозрачности решений этого органа. Даже духовный лидер в своем выступлении осудил действия совета, упомянув, что он пользовался непроверенными сведениями и нанес моральный ущерб некоторым дисквалифицированным кандидатам11. Эти слова А. Хаменеи в обществе были восприняты как намек на возможность пересмотра решений, однако этого не произошло. В соц-сетях появились призывы к бойкоту выборов, открыто обсуждался вопрос о том, что были нарушены демократические принципы, заложенные в конституции, и фактически этим решением президент был уже назначен.

Действительно, на протяжении более 40 лет существования ИРИ именно выборы президента, парламента, Совета экспертов, местных исламских советов, которые проводились пусть на ограниченной, но всегда альтернативной основе и характеризовались активным участием населения, яркой пропагандистской кампании, являлись проявлением демократической составляющей иранской исламской системы власти. После попыток расширения демократических элементов этой системы при правительстве М. Хатами, наблюдается обратный процесс: усиливается давление на демократические институты, ограничивается их деятельность, ужесточается контроль со стороны сил безопасности за СМИ и соцсетями.

Наблюдательный совет фактически убрал с дистанции всех кандидатов, которые могли бы получить поддержку электората и, отобрав часть голосов, вывести выборы во второй тур, что угрожало победе И. Раиси. Среди допущенных до выборов семи кандидатов только А. Хеммати — директор Центрального банка и М. Мехрализаде — губернатор провинции Хорасан в конце 90-х годов — выступали представителями умеренных сил. Пятеро остальных представляли консервативное направление, причем более радикальный его спектр. Главным кандидатом среди допущенных стал И. Раиси. Его пропагандировали все государственные СМИ, радио и телевидение, был создан народный штаб поддержки И. Раиси. Ему оказывали содействие Совет пятничных имамов и Организация исламской пропаганды, представители КСИР. Двое кандидатов: С. Джалили и А. Закани сняли свои кандидатуры накануне дня выборов в пользу И. Раиси. Сошел с дистанции

10 Ahmadinejad, Larijani Supporters Slam Decision Barring Their Candidates/ Keyhan International. URL: https://iranintl.com/en/iran/ahmadinejad-larijani-supporters-slam-decision-barring-their-candidates. 2021 (дата обращения 10.07.2021).

11 Khamenei Defends Disqualification Of Key Presidential Candidates /. Iran international. URL: https:// iranintl.com/en/iran/khamenei-defends-disqualification-key-presidential-candidates 2021(дата обращения 10.07.2021).

и М. Мехрализаде, поскольку вопреки ожиданиям, так и не получил поддержку реформаторов. А. Хеммати, также рассчитывающий на голоса реформаторов, хотя и получил поддержку организации Каргозаран, не имел шансов стать основным кандидатом этого лагеря, хотя известно, что многие известные лица реформаторов, в том числе и М. Хатами, отдали свой голос этому кандидату.

Поскольку оставшиеся кандидаты, в том числе и М. Резаи, не смогли бы составить достойной конкуренции главе судебной власти, нарушить планы могла бы только низкая явка избирателей. Проводимые соцопросы показывали, что придут на выборы едва ли более 40%12.

Поскольку низкая явка на выборы может поставить вопрос о легитимности выборов, консервативное духовенство активно включилось в пропагандистскую кампанию и даже грозилось объявить не пришедших на голосование кафирами (неправоверными мусульманами). С обращением к иранцам выступил духовный лидер, руководители политических организаций. Даже лидеры прореформаторских партий призвали своих последователей прийти на выборы и отказаться от бойкота.

Согласно официальным данным, в целом по стране явка на выборы составила 48,8%, а по г. Тегеран лишь 26%. Самый низкий уровень явки по провинциям — 34-35 % — был отмечен в останах Тегеран и Курдистан (в последнем очень сильны оппозиционные настроения). Большая часть наиболее экономически развитых останов, таких как Исфаган, Хузестан, Восточный Азербайджан, Фарс, Центральный, Альборз и другие продемонстрировали явку на уровне 40%13.

Победу одержал Э. Раиси, который получил 62 %, М. Резаи — 12 %, А. Хем-мати — 8,5%, А. Газизаде — 5%. Интересен тот факт, что, согласно объявленным министерством внутренних дел данным, 14% (второй результат после И. Раиси) составили испорченные бюллетени, т.е. незаполненные или с именами неучаствующих кандидатов. Традиционно их количество не превышало 2-3%14. Такая ситуация с пустыми бюллетенями, очевидно, стала результатом проводившейся соцсетями кампании «Голосование без голоса» как ответ на завуалированные угрозы тем, кто не придет на выборы, звучавшие с религиозных и политических трибун.

Самый низкий уровень явки на президентских выборах за всю историю ИРИ и большое количество недействительных бюллетеней вызвали серьезное беспокойство в политических кругах и были расценены, как косвенное

12 Natayej-e jadid az nazarsanji -ye entekhabat-e 1400 /Latest election poll results. /Tejaratnews. URL: https:// tejaratnews.com/%D9 %86 %D8 %AA%D8 %A7 %DB%8C%D8 %AC-%D8 %AC%D8 %AF%DB%8C%D8 %AF-%D9%86 %D8 %B8%D8 %B1 %D8%B3%D9 %86 %D8 %AC%DB%8C-%D8 %A7 %D9 %86 %D8 %AA%D8 %AE% D8%A7%D8%A8%D8%A7%D8%AA-14002021 (дата обращения 25.06.2021) (на перс. яз.)

13 Do shahr va Tehran rekorddar-e kahesh-e mosharakat / Two cities and Tehran- ostan set a record for declining voter turnout. /Khabaronline. URL: www.khabaronline.ir/news/1530047 2021 (дата обращения 25.06.2021) (на перс. яз.).

14 Natayej-e entekhabat-e 1400/ 1400 Election results./Tasnimnews. URL: www.tasnimnews.com/fa/ news/1400/03/29/25237722021 (дата обращения 22.06.2021) (на перс. яз.).

выражение недовольства политикой властей. Учитывая, что неявка составила более 50%, можно утверждать, что фактически большая часть жителей продемонстрировала свое негативное отношение к нынешней власти.

Победа Э. Раиси завершила переход всех ветвей властей под контроль консерваторов и предопределила проведение ими единой политической линии, что, как предполагается, должно бы облегчить принятие решений и повысить эффективность деятельности всех государственных структур. Однако стоит напомнить, что аналогичный расклад сил после победы в 2005 г. М. Ахмадинежада вызвал обострение внутрифракционной борьбы в лагере консерваторов, в результате привел к противостоянию парламента и правительства и закончился разногласиями президента с духовным лидером и глубоким внутриполитическим кризисом. Устранить все негативные последствия того периода не удалось до сих пор. В настоящее время ситуация еще более напряженная. Ожесточается конфронтация религиозно-политических элит, усиливается контроль КСИР за политической, экономической, социально-культурной сферой и его вовлеченность во внешнеполитическую деятельность. Активизируются протестные настроения внутри страны, развивается забастовочное движение.

Пока новый президент не представил программу и не сформировал кабинет сложно делать оценки относительно его курса. Анализ его предвыборных заявлений показывает, что во главу угла будут поставлены экономические проблемы.

На своей первой пресс-конференции основной целью своей деятельности И. Раиси назвал обеспечение справедливости, а приоритетными направлениями в сфере внутренней политики — улучшение предпринимательского климата, совершенствование системы управления, активизацию производственного сектора, улучшение условий жизни населения, борьбу с коррупцией15.

Хотя определение внешнеполитической линии не входит в компетенцию главы исполнительной власти, и правительство решает лишь тактические задачи, исходя из директив канцелярии духовного лидера, Э. Раиси, подчеркнул, что условия в Иране изменились, и его внешняя политика не будет ограничиваться только проблемой восстановления СВПД. Приоритетом своей внешней политики он назвал «расширение взаимодействия со всеми странами мира»16 на всех уровнях и в различных сферах. Выразив поддержку переговорам в Вене, он заявил, что Иран не будет вести переговоры ради переговоров, не добиваясь конкретных результатов. Раскритиковав ЕС и США, которые не выполняют обязательств, новый президент увязал возвращение Ирана к выполнению своих обязательств по ядерной

15 Iran's Raisi Says He Will Not Meet With Biden Even If US Lifts Sanctions /Iran International. URL: https:// https:/iranintl.com/en/world/irans-raisi-says-he-will-not-meet-biden-even-if-us-lifts-sanctions2021 (дата обращения 10.07.2021).

16 Там же.

программе с получением надежных гарантий от США и снятия ими санкций. Пока процесс достижения договоренностей приостановлен до сформирования нового правительства, которое должно приступить к работе в сентябре после утверждения меджлисом всех министров.

Новый президент особо подчеркнул интерес к выводу на более высокий уровень отношений с соседями и региональными государствами. В этой связи большое внимание аналитиков уделяется отношениям ИРИ с государствами Ближнего Востока и особенно Персидского залива, и в первую очередь, с Саудовской Аравией. Очевидно, что приоритетными станут отношения с Китаем и Россией. Иранская сторона очень рассчитывает на заключение с Россией нового договора о сотрудничестве в сфере безопасности, политики, экономики и культуры.

Многие политологи выражают опасения, что консолидация власти в руках консерваторов может привести к усилению идеологической (исламской) составляющей во внешней и внутренней политике, следствием чего станет рост протестного потенциала в иранском обществе, значительная часть которого уже не готова возвращаться в период первого послереволюционного десятилетия с его идеалистическими представлениями о достижении справедливости и равноправия. Рост недовольства внутри страны будет активизировать деятельность зарубежных оппозиционных организаций по расшатыванию режима.

Литература/References

1. Е. В. Дунаева, Н. М. Мамедова. Иран в 2020 году — под гнетом санкций и пандемии /Восток (Oriens) 2020, N6, с. 130-139.

2. Ahmadinejad, Larijani Supporters Slam Decision Barring Their Candidates/ Keyhan International. URL: https://iranintl.com/en/iran/ahmadinejad-larijani-supporters-slam-decision-barring-their-candidates. 2021.

3. Chegune eqtesad-e iran roshd kard./ How Iran's economy developed. URL: ISNA — www.isna.ir/news/14. 2021(на перс. яз.).

4. Do shahr va Tehran rekorddar-e kahesh-e mosharakat / Two cities and Tehran-ostan set a record for declining voter turnout. /Khabaronline. URL: www.khabaronline. ir/news/1530047 2021 (на перс. яз.).

5. Iran elections: Record low turnout but hardliners set for win. /BBC. URL: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-51605942 2020.

6. Iran's inflation rate reaches an alarming 50 percent / Iran International. URL: https://iranintl.com/en/iran-in-brief/irans-inflation-rate-reaches-alarming-50-percent. 2021.

7. Iran's Raisi says he will not meet with Biden even if US lifts sanctions /Iran International. URL: https:// https:/iranintl.com/en/world/irans-raisi-says-he-will-not-meet-biden-even-if-us-lifts-sanctions 2021.

8. Khamenei defends disqualification of key presidential candidates / Iran international. URL: https://iranintl.com/en/iran/khamenei-defends-disqualification-key-presidential-candidates 2021.

9. Name-ye Ahmadinejad be Joe Baiden /Letter from Ahmadinejad to Joe Baiden. Donya-e eqtesad. URL: https://donya-e-eqtesad.com/62/3735815/ 2021 (на перс. яз.).

10. Natayej-e jadid az nazarsanji-ye entekhabat-e 1400 /Latest election poll results. / Tejaratnews. URL: https://tejaratnews.com/%D9%86%D8%AA%D8% A7%DB%8C%D8%AC-%D8%AC%D8%AF%DB%8C%D8%AF-%D9%86%D8%B 8%D8%B1%D8%B3%D9%86%D8%AC%DB%8C-%D8%A7%D9%86%D8%AA% D8°/oAE°/oD8°/oA7°/oD8°/oA8%D8°/oA7°/oD8°/oAA-14002021 (на перс. яз.).

11. Natayej-e entekhabat-e 1400 / 1400 Election results./Tasnimnews. URL: www. tasnimnews.com/fa/news/1400/03/29/2523772 2021(на перс. яз.).

12. Natije-ye yek nazarsanji /Results of one poll. Iran International/ URL: https:// www.independentpersian.com/node/42431/2020.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Дунаева Елена Викторовна - к.и.н., стар- Dunaeva Elena - Ph.D. (History), Senior

ший научный сотрудник Центра изуче- Researcher of Center for Middle East

ния стран Ближнего и Среднего Востока Studies IOS RAS, Moscow, Russia. ИВ РАН, Москва, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.