Научная статья на тему 'Итоги областного конкурса «Профессия, которую я выбираю»'

Итоги областного конкурса «Профессия, которую я выбираю» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги областного конкурса «Профессия, которую я выбираю»»

ИТОГИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ВЫБИРАЮ»

Д. В. Траут, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

В последние годы в Кузбассе большое значение придается конкурсному движению как в системе общего, так и профессионального образования. Пятый год департамент образования и науки Кемеровской области совместно с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования проводит областные профориентацион-ные конкурсы и конференции для обучающихся, воспитанников образовательных организаций. Организованная конкурсная деятельность по данному направлению — это отправная точка для самоопределения обучающихся в будущем, выбора дальнейшего профессионального пути, а также формирования у них целеустремленности, способности добиваться поставленной цели и быть успешными.

Так, в 2017 году прошел областной конкурс профориентационных материалов «Профессия, которую я выбираю», который направлен на привлечение обучающихся и воспитанников к выбору профессий, востребованных на рынке труда Кемеровской области, и дальнейшему трудоустройству по полученной профессии/специальности. Конкурс способствовал активизации профориентационной работы в образова-

тельных организациях и обеспечению личностно ориентированного подхода подростков и молодежи к профессиональному самоопределению.

На конкурс поступило 232 работы из 118 организаций 28 муниципалитетов Кемеровской области и одна работа из п. Никологоры Владимирской области.

По сравнению с конкурсными работами 2012-2016 гг. произошло значительное улучшение качества их выполнения и количественный рост (таблица), что подтверждает актуальность проведения данного конкурса и результативность проводимой педагогами профориентационной работы.

Всего в конкурсе приняли участие 286 обучающихся и воспитанников, работу которых курировали 230 педагогов.

В номинации «Моя профессия: взгляд из будущего» представлено 167 работ, в номинации «Интервью с высококлассным специалистом» — 54 работы, в номинации «Лучший профориента-ционный проект» — 12 работ.

Наибольшее количество работ поступило из следующих городских округов: Ленинск-Кузнецкого — 53, Кемерово — 37, Новокузнецка — 19, Кисепевска—13, Междуреченска—12 работ.

В этом году на конкурс были представлены эссе, в основе которых использовались материалы Атласа новых профессий, разработанного Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления Сколково. В данной номинации участникам необходимо было раскрыть

Таблица

Конкурсные работы

Распределение работ по номинациям 2012/13 учебный год 2013/14 учебный год 2015/16 учебный год 2016/17 учебный год

Эссе 83 69 164 167

Творческий фоторепортаж 32 52 — —

Баннер 34 — —

Тематический календарь — 41 — —

Семейное профессиональное древо — — 36 —

Агитационный видеоролик — — 21 —

Видеоролик-интервью — — — 54

Профориентационный проект — — — 12

особенности профессий «будущего», сопоставив их с теми, которые они хотели бы освоить в перспективе (урбанист-эколог, космогеолог, космоби-олог, тьютор по эстетическому развитию, архитектор медицинского оборудования, киберследо-ватель, куратор информационной безопасности, тьютор, игромастер, прораб-вотчер, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации и др.).

В своих работах конкурсанты подчеркнули важность трудовых традиций и рабочих династий. Например, были представлены династии — воспитателей, врачей, пожарных, учителей. Данные работы способствуют формированию у сверстников уважения к человеку труда, профессионалу— Мастеру с большой буквы.

Помимо традиционной номинации эссе были предложены обучающимся две новые — видео-ролик-интервью и профориентационный проект.

В рамках номинации «Интервью с высококлассным специалистом» обучающиеся познакомились с основами журналистики, программами для создания видеороликов, разными форматами, видеоэффектами, видеопереходами, цветокоррекцией, а также освоили навыки включения в ролик титров и работы со звуком. Отличительной особенностью номинации является то, что помимо монтажа видеоматериала участнику конкурса необходимо было создать творческий коллектив, грамотно продумать сценарий интервью, составить сценарий дикторского текста и записать его, а также провести саму видеосъемку с учетом освещения и акустики. Положительно оценивалось наличие в видеоролике как рекламной информации о профессиональной образовательной организации, так и раскрытых высококлассным специалистом особенностей его профессии, рабочего места.

Наибольшее количество работ было посвящено профессиям спасателя, учителя, шахтера, врача, повара, сварщика, строителя, воспитателя. Также участники конкурса раскрыли образ профессий маркшейдера, электромонтера, зоотехника, автомеханика, полицейского, хореографа, педагога по физической культуре и спорту, страхового агента, социального работника, техника по строительству и эксплуатации железных дорог и др.

Наряду с видеороликами о высококлассных специалистах Кемеровской области были созданы профориентационные проекты. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволя-

ет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в стандарте.

В каждой из трех номинаций определены победители, призеры и лауреаты.

В номинации «Моя профессия: взгляд из будущего» (эссе) первое место занял Михаил Усов, обучающийся Никологорского аграрно-промыш-ленного колледжа Владимирской области. В своей работе он рассуждает на тему «Правильно ли то, что такую жизненно важную сферу нашей жизни, как сельское хозяйство, мы отдали в руки бездушных машин?».

Разделяет с Михаилом первое место Анастасия Солодовникова, обучающаяся Профессионального колледжа г. Новокузнецка с работой на тему «Социальн я работа — жизнь будущего». В эссе Анастасия описала особенности получаемой профессии социального работника по адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.

В номинации «Моя профессия: взгляд из будущего» среди общеобразовательных организаций жюри единодушно присвоило два первых места: Валерии Маркевич, учащейся гимназии №18 Ленинска-Кузнецкого, Анастасии Тавенко, учащейся школы № 15 Прокопьевска. Валерия и Анастасия в своих эссе раскрыли особенности профессии экоаналитика в строительстве и добывающих отраслях.

В номинации «Моя профессия: взгляд из будущего» среди организаций для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов первое место занял Руслан Калинченко, воспитанник кемеровского детского дома № 2. Автор в эссе пишет о профессии полицейского: «... чем больше узнаю о профессии полицейского, тем больше понимаю: защищать людей и правопорядок — опасная, оперативная, сложная работа». Изучив Атлас новых профессий, Руслан пришел к выводу, что «...я немного удивился тому, что в будущем не будет полицейских, в нашем современном понимании. Их работа будет разделена между разными профессиями. Будут профессии, которые защищают здоровье, финансовое благополучие, даже просчитывающие вероятность попадания человека в аварии и риски стать жертвой преступника, можно будет заказать себе консультанта по безопасности для поездки в джунгли или в дальнюю командировку. Вот это здорово!».

В номинации «Интервью с высококлассным специалистом» (видеоролик) среди обра-

зовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций первое место заняли Дарья Радионова, Николай Тимошенко, обучающиеся Кемеровского педагогического колледжа с работой на тему «Педагог— профессия солнечная».

В данной номинации среди общеобразовательных организаций первое место присвоено Захару Исмиханову, Ольге Ураковой, обучающимся гимназии № 12 Ленинска-Кузнецкого.

Среди организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, первое место в номинации видеороликов заняли Николай Селюнин, Тимур Жидиханов, воспитанники МКОУ детского дома «Росток» Анжеро-Суджен-ска. Авторы взяли интервью у заместителя начальника пожарно-спасательной части № 2 Анже ро-Судже некого городского округа Андрея Сергеевича Шевченко, рассказав о профессии «пожарный-спасатель».

В номинации «Лучший профориентационный проект» среди профессиональных образовательных организаций жюри единогласно присвоило первое место Сергею Анищенко, Кириллу Рожко, Никите Чашину, Владиславу Ру-денко, обучающимся Киселевского горного техникума. Авторы представили социально значимый проект «Профессиональное погружение. Workshop». В рамках Фестиваля рабочих профессий студенты провели мастер-класс для участников на основе данного проекта, проде-

монстрировав его «жизнеспособность» и перспективность.

В номинации «Лучший профориентационный проект» среди общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, первое место заняли Екатерина Беседина, Светлана Люкина, обучающиеся гимназии № 18 Ленинска-Кузнецко-го, которые представили профориентационный проект «День без турникета».

К положительным моментам можно отнести активность и заинтересованность участников в подготовке конкурсных работ. Конкурсанты имели возможность проявить творческие способности при написании эссе, создании видеоролика и профориентационного проекта. Участие в конкурсе способствует формированию их осознанного отношения к профессиональному самоопределению, построению личностного профессионального плана, выбору профессиональной образовательной организации и будущего рабочего места. Лучшие конкурсные работы вошли в электронный сборник и в дальнейшем могут быть использованы педагогами при разработке профориентационных мероприятий по информированию о тенденциях изменения рынка труда, рабочих профессиях Кузбасса, создании собственных профориентационных проектов на основе имеющихся, подготовке обучающихся к участию в подобных конкурсах.

КОНКУРС «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА — 2017»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Л. А. Михайлова, методист

Областной конкурс «Преподаватель года» уже двенадцать лет является главным конкурсом профессионального мастерства педагогических работников системы профессионального образования региона. В этом году в конкурсе приняли участие 54 педагога. Средний возраст участников — 38 лет, самому молодому — 24 года, самому опытному — 56 лет, педагогический стаж в среднем — 12 лет. Более 70% участников конкурса имеют федеральные и региональные награды, два участника — ученую степень кандидата наук.

О. И. Малороссиянова Л. А. Михайлова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.