Научная статья на тему 'Итоги международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного языкового образования: теория и практика»'

Итоги международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного языкового образования: теория и практика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

313
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного языкового образования: теория и практика»»

ИНФОРМАЦИЯ

УДК 81:061.2/.3

ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Н. А. Фененко, М. В. Щербакова

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 12 марта 2014 г.

В условиях глобальной интеграции культур различных стран и растущей мобильности населения владение иностранным языком становится жизненной потребностью, необходимым условием включения специалиста в мировое информационное пространство. Знание иностранного языка все больше рассматривается как неотъемлемое качество, атрибут культурного, образованного человека, как условие его успешной деятельности в самых разных профессиональных сферах.

В связи с этим главная задача в области обучения иностранным языкам фокусируется на развитии языковой личности, способной эффективно осуществлять межкультурное общение во всех его сферах. Формирование новой поликультурной личности должно способствовать подготовке нового поколения высококвалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда.

Решение проблем обучения иностранным языкам требует консолидации всего научно-методического потенциала школ и вузов. С этой целью ученые факультета романо-германской филологии (далее - РГФ) Воронежского государственного университета (далее - ВГУ) предложили своим коллегам новый формат профессионального общения - ежегодную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы современного языкового образования: теория и практика». Подобные конференции позволяют обобщать уже накопленный опыт преподавания иностранных языков, обсуждать трудности языкового образования, выдвигать новые теоретические положения, предлагать инновационные методики как в области изучения, так и обучения иностранным языкам.

27-28 февраля 2014 г. состоялась вторая Международная научно-практическая конференция по данной проблематике, которая была организована факультетом РГФ ВГУ совместно с Управлением образования администрации городского округа город Воронеж.

© Фененко Н. А., Щербакова М. В., 2014

Главная цель конференции - обмен опытом в условиях профессионального научного общения специалистов высших учебных заведений и учителей школ.

Сопутствующие цели - осветить различные аспекты развития профессиональной компетентности преподавателей иностранных языков в свете требований современной парадигмы образования, консо -лидировать работу образовательных структур различных уровней с целью оптимизации профессиональной подготовки учителя иностранного языка, обеспечить эффективный профессиональный диалог, способствующий популяризации новых идей и направлений педагогической деятельности.

Широкий круг вопросов, подводимых под проблематику конференции, привлек внимание более 120 человек, среди них преподаватели вузов и учителя школ из Воронежа и Воронежской области, Бори-соглебска, Липецка, Старого Оскола, Губкина, Тулы, Волгограда, а также наши коллеги из вузов Великобритании, Германии, Испании, Израиля, Ирака, Мексики. Стендовые доклады представили: Л. Н. Черноватый, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики английского языка Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина (Украина); А. М. Алба Виллалобос, доктор социологии, профессор, Г. Волхина, преподаватель, университет Гуанахуато (Мексика); Е. К. Опря, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой молдавской филологии Института языка и литературы Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко, Тирасполь (Приднестровье). Такая обширная география свидетельствует о большом интересе к обсуждаемой проблематике как в научном мире, так и среди учителей-практиков. Особо следует отметить активное участие в работе конференции выпускников факультета РГФ, многие из которых являются сегодня признанными специалистами в области методики преподавания иностранных языков в вузе и школе. Они руководят средними общеобразовательными школами и кафед-

Н. А. Фененко, М. В. Щербакова

рами иностранных языков в вузах, возглавляют языковые школы и специализированные центры по подготовке к международным экзаменам различного уровня, участвуют в качестве сертифицированных экспертов в комиссиях по приему ЕГЭ по иностранному языку.

Работа конференции проходила в формате пленарных и секционных заседаний, мастер-классов и круглого стола, где обсуждались современные методики преподавания иностранных языков, новые стратегии и технологии обучения языку в вузе и школе, происходило взаимообогащение опытом в рамках образовательных систем различного уровня.

С приветственным словом к собравшимся обратился председатель оргкомитета конференции, ректор ВГУ, профессор Д. А. Ендовицкий. Он отметил, что новая парадигма педагогического образования, рассматривающая образование как вклад в карьерные цели индивида и как ценность, призванная изменить качество жизни, определяет направление «Школа -Вуз» как одно из приоритетных в системе непрерывного образования. Ректор подчеркнул, что проводимая конференция наглядно демонстрирует возможности эффективной интеграции вузовской науки и школьной практики и намечает реальные перспективы создания творческого союза преподавателей вузов и учителей школ.

Обращаясь с приветственным словом к участникам конференции, декан факультета РГФ Н. А. Фененко подчеркнула, что факультет традиционно уделяет большое внимание проблемам методики преподавания иностранных языков. Именно здесь сформировалась Воронежская методическая школа, которая получила признание как новаторское для своего времени направление подготовки специалистов. Методическая концепция, изложенная в трудах основателей факультета - профессора Г. Е. Веделя, доцентов А. П. Старкова и А. С. Шкляевой, получила дальнейшее развитие в работах профессоров В. В. Сафоновой и Л. В. Величковой, доцентов В. А. Белоусо-вой, И. В. Крымовой, С. И. Рыбаковой, Л. Г. Кузьминой, Е. Ю. Чайки и многих других преподавателей. Сегодня сотрудники факультета изучают возможности использования новых информационно-коммуникационных технологий в процессе организации аудиторной и самостоятельной работы на языковых и неязыковых факультетах, разрабатывают модель обучения иностранному языку на ранних этапах онтогенеза, внедряют в практику приемы изучения языка на основе метода жестовой фонетики. Созданные ведущими учеными факультета Л. И. Гришаевой, Л. В. Цуриковой, В. Б. Кашкиным, А. А. Кретовым учебники и учебные пособия широко известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Факультет РГФ готов поделиться накопленным опытом с

коллегами. В свою очередь, он и сам открыт для восприятия новых идей, новых методик и технологий обучения иностранным языкам. Заключая свое выступление, Н. А. Фененко подчеркнула особую роль конференции для повышения качества языкового образования и пожелала участникам конференции плодотворной работы.

С концептуальными докладами, касающимися наиболее актуальных проблем методики, на пленарном заседании выступили профессор Л. В. Величко-ва (г. Воронеж, ВГУ) с докладом «Междисциплинарный поход к построению модели раннего обучения иностранному языку»; профессор В. В. Гладких (г. Воронеж, Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина) с докладом «Факторная модель личностно-ориентиро-ванного обучения иностранному языку в военном вузе»; профессор Э. П. Комарова (г. Воронеж, ВГТУ) с докладом «Новая образовательная парадигма: ком -петентностный подход»; профессор В. Б. Царькова (г. Липецк, ЛГПУ) с докладом «Становление профессионализма студентов языковых факультетов: проблема и возможное ее решение средствами иностранного языка».

После пленарного заседания работа продолжилась в следующих секциях:

- «Межкультурные аспекты обучения иностранному языку в специализированных школах и гимназиях»;

- «Проблемы личностно-ориентированного обучения иностранному языку в негосударственных языковых школах»;

- «Актуальные проблемы обучения иностранному языку в общеобразовательных школах»;

- «Психолингвистические основы раннего обучения иностранным языкам»;

- «Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на языковых факультетах вузов»;

- «Иностранный язык для специальных целей в неязыковых вузах»;

- Подготовка военного переводчика: коммуникативные и дидактические аспекты.

Особый интерес вызвали доклады зарубежных исследователей: лектора DAAD К. Хааса (Германия) и преподавателя А. Мартин Булнес (Испания).

В формате круглого стола проходило обсуждение проблем преподавания гуманитарных дисциплин в условиях непрерывного образования (руководители: В. Т. Титов, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой романской филологии ВГУ; Л. И. Гришаева, доктор филологических наук, профессор кафедры немецкой филологии ВГУ). Поднимались вопросы, касающиеся программ повышения квалификации, дополнительных образовательных

Итоги Международной научно-практической конференции.

программ, программ второго высшего образования как инструмента развития профессионально-личностных компетенций.

На второй день конференции состоялись мастер-классы, которые вызвали большой интерес участников конференции.

Цель мастер-класса «Использование дидактических интернет-ресурсов на занятиях по практике речи» (ведущая: Е. А. Алексеева, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой французской филологии ВГУ) - демонстрация возможностей организации работы с информационными ресурсами Интернет и использованием интернет-сайтов при изучении тем, предусмотренных рабочей программой по практике основного иностранного (французского) языка.

Мастер-класс по обучению немецкому произношению «Жестовая методика в обучении звучащей речи студентов языковых факультетов» был проведен доцентом Е. В. Петроченко, которая с группой студентов первого курса продемонстрировала особенности использования метода жестовой фонетики, который разработан профессором Л. В. Величковой и успешно реализуется на факультете РГФ ВГУ. Мастер-класс «Подготовка к международному экзамену СРЕ (Certificate of Proficiency in English) как этап профессионального роста преподавателя английского языка» провела О. О. Борискина, доктор филологических наук, доцент кафедры английского языка в профессиональной международной деятельности. Он был посвящен вопросам подготовки к одной из четырех частей Кембриджского экзамена на профессиональное знание английского языка Cambridge English: Proficiency - говорению (Speaking Paper).

На заключительном пленарном заседании выступили: П. Сиссе, преподаватель (Великобритания), с докладом «EFL Teaching in Russia: Impressians of a native English speaker»; Л. В. Цурикова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой английской филологии ВГУ с докладом «Система позитивного оценивания знаний при обучении иностранным языкам»; А. М. Стояновский, кандидат

педагогических наук, доцент кафедры романской филологии ВГУ, представитель МИД РФ в г. Воронеже с докладом «Использование модулей для создания ситуативных позиций общающихся»; Н. А. Фененко, доктор филологических наук, профессор, декан факультета РГФ ВГУ; М. В. Щербакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии ВГУ с докладом «Роль Летней лингвистической школы ВГУ в профессиональном самоопределении абитуриента»; Л. В. Лаенко, доктор филологических наук, доцент кафедры английской филологии ВГУ с докладом «Культурные коды в процессе обучения студентов иностранным языкам».

Результаты конференции были обобщены руководителями научных секций на заключительном пленарном заседании, были отмечены высокая продуктивность и новизна прозвучавших докладов, каждый из которых вызвал оживленную дискуссию среди слушателей.

По материалам второй Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного языкового образования: теория и практика» будет издан сборник научных трудов.

Таким образом, можно констатировать, что конференция «Актуальные проблемы современного языкового образования: теория и практика» прошла в атмосфере высокой научной активности и педагогического сотворчества. Она, несомненно, стала важным событием в научно-методической и преподавательской деятельности всех ее участников и внесла свой вклад в формирование единого образовательного пространства «Школа - Вуз».

Оргкомитет конференции благодарит всех ее участников и выражает надежду на то, что традиции, заложенные в ходе прошедшей конференции, будут и дальше развиваться, а в феврале 2015 г. Воронежский государственный университет вновь будет встречать учителей и преподавателей иностранных языков из различных регионов России и зарубежья для обсуждения актуальных проблем языкового образования.

Воронежский государственный университет Фененко Н. А., доктор филологических наук, доцент, декан факультета романо-германской филологии

E-mail: [email protected]

ЩербаковаМ. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии E-mail: [email protected] Тел.: 8 (915) 540-78-37

Voronezh State University

Fenenko N. A., Doctor of Philology, Associate Professor, Dean of the Romance and Germanic Philology Faculty

E-mail: [email protected]

ShcherbakovaM. V., Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of the German Philology Department

E-mail: [email protected] Tel.: 8 (915) 540-78-37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.