Научная статья на тему 'Итоги международной лингвистической школы «Русский язык в современном поликультурном пространстве» (г. Кемерово, 27 октября - 6 ноября 2016 года)'

Итоги международной лингвистической школы «Русский язык в современном поликультурном пространстве» (г. Кемерово, 27 октября - 6 ноября 2016 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сафонова Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги международной лингвистической школы «Русский язык в современном поликультурном пространстве» (г. Кемерово, 27 октября - 6 ноября 2016 года)»

00! 10.23951/1609-624Х-2017-2-135-137

ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» (г. КЕМЕРОВО, 27 ОКТЯБРЯ - 6 НОЯБРЯ 2016 ГОДА)

Е. А. Сафонова

Томский государственный педагогический университет, Томск

С 27 октября по 6 ноября преподаватели, магистранты и студенты кафедры литературы и методики ее преподавания историко-филологического факультета приняли участие в работе Международной лингвистической школы «Русский язык в современном поликультурном пространстве», организованной ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Департаментом образования и науки Кемеровской области, Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Мероприятие проводилось при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы.

Более 100 участников бесплатно прошли курсы повышения квалификации «Методика и методология лингвистического и литературоведческого анализа и преподавания лингвистических и литературоведческих курсов». В рамках Школы обсуждались вопросы взаимопроницаемости образовательных статусов русского языка в России, в СНГ и странах дальнего зарубежья, языковые конфликты, возникающие в поликультурном пространстве, вопросы, связанные с написанием ЕГЭ. Блок лекций и круглых столов был посвящен когнитивному словообразованию, европейским, русским и тюркским фразеологизмам, отечественной литературе и др.

Лекции, тренинги и круглые столы с участием авторитетных ученых были направлены на совершенствование профессиональной компетенции преподавателей вузов и школ, содействовали интенсификации информационного обмена между российскими и зарубежными учеными, способствовали пониманию системы русского языка в современной научной парадигме.

Торжественное открытие Школы началось с приветственного слова руководителя школы д-ра филол. наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ Л. А. Араевой, с презентацией научной литературы выступил заместитель директора ИФИЯМ по НИР КемГУ Ю. В. Подковырин.

В течение 11 дней прошли лекции д-ра филол. наук, проф. О. В. Фельде (Красноярск) «Русский язык в современном мире»; «Фундаментальные проблемы лингвистики в школьном курсе русского языка»; д-ра филол. наук, проф. В. М. Мокиенко (Санкт-Петербург) «Библеизмы в европейской

фразеологии и паремиологии», «Русский человек в современной рекламе», «Образ России в русской поэзии»; д-ра филол. наук, проф. Н. П. Видмаро-вич (Загреб, Хорватия) «Племя - народ - люди -язык в контексте национального, кафолического и глобального», «Свет и тьма в средневековой агиографии», «О личности средневекового агиографа»; д-ра филол. наук, проф. Г. Е. Крейдлина (Москва) «Семиотическая концептуализация тела и телесности: идеи, проблемы, люди», «Прикладные аспекты невербальной семиотики», «Волосы как объект семиотической концептуализации тела и телесности: идеи, проблемы, люди», «Что такое проблема муль-тимодальности?», «Слухи, сплетни, молва - концепты и слова»; д-ра филол. наук, проф. М. Д. Тага-ева (Бишкек, Кыргызстан) «Межъязыковые аспекты деривационно-мотивационных процессов в языке», «Языковые конфликты в поликультурном пространстве на материале языковой ситуации в Кыргызстане», «Национально-культурная специфика и лингводидактические аспекты деривационно-моти-вационных процессов в языке», д-ра филол. наук, проф. Л. А. Араевой (Кемерово) «Роль словообразования в познании мира и межкультурной коммуникации»; д-ра филол. наук, проф. Е. Б. Трофимовой (Бийск) «Иноязычная фразеология как „ворота" в мир иной ментальности», «Молодежный сленг в пространстве русского языка»; д-ра филол. наук, проф. И. В. Евсеевой (Красноярск) «Трудности морфемного и словообразовательного анализа», «Производная русская соматическая лексика в когнитивном аспекте. Принципы создания базы данных», «Преподавание морфемики и словообразования в средней школе: особенности реализации ФГОС»; д-ра филол. наук, проф. З. И. Резановой (Томск) «Языковые и когнитивные структуры: экспериментальные исследования», д-ра филол. наук, проф. В. И. Заики (Великий Новгород) «Образ и изображение. Словесный образ как способ создания референта. Типология изображения. Особенности изображения реалий, повествователя языка», «Художественный текст и референтное пространство», «Трансгессия как свойство текста, воплощающего творимый фиктивный и самоценный художественный мир. Проблема границ в повествовании»; д-ра филол. наук, проф. Н. И. Голева (Кемерово) «Русское словообразование, морфеми-ка, лексическая мотивация в зеркале коммуника-

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 2 (179)

тивной функции языка»; д-ра филол. наук, проф. Э. М. Афанасьевой (Москва) «Использование ресурсов портала „Образование на русском" в преподавании гуманитарных дисциплин», «Инновационные гуманитарные проекты в рамках Федеральной целевой программы „Русский язык"», «Массовые открытые онлайн-курсы и формат открытого образования»; д-ра филол. наук, проф. М. А. Осадчего (Москва) «Сетевое сотрудничество в области продвижения русского языка». Для учителей школ были организованы лекции канд. филол. наук, доцента С. С. Сермягиной (Кемерово) «Специфика организации языкового материала в заданиях теста ЕГЭ по русскому языку», «Особенности работы с критериями проверки части 2 ЭГЕ по русскому языку».

В рамках Школы прошли круглые столы «Линг-воперсонологические аспекты лингводидактики» (ведущий д-р филол. наук, доцент Н. В. Мельник, Кемерово), «Представляет ли естественная речь единый и целостный феномен?» (д-р филол. наук, проф. Н. В. Лебедева, Кемерово), «Прикладное значение словообразования» (д-р филол. наук, проф. Л. А. Араева, Кемерово), «Традиция и духовность в изучении русской словесности» (д-р филол. наук, проф. Н. П. Видмарович, Загреб, Хорватия), «Современный жаргон: враг или друг русского языка?» (д-р филол. наук, проф. В. М. Мокиенко, Санкт-Петербург), «Региональные нормы современного русского ударения» (д-р филол. наук, проф. Е. Б. Трофимова, Бийск), «Проблемы интерпретационной лингвистики» (д-р филол. наук, проф. Л. Г. Ким, Кемерово), «Языковые контакты: современные реалии, процессы и вызовы» (д-р фи-лол. наук, доцент К. А. Шиншигин, Кемерово), «Особенности преподавания русского языка коренным малочисленным народам России» (канд. фи-лол. наук, доцент М. Н. Образцова, Кемерово), «Экспериментальная психолингвистика: возможности применения метода» (д-р филол. наук, проф. З. И. Резанова, Томск), «Когнитивные функции словообразования» (д-р филол. наук, проф. Н. И. Го-лев, Кемерово), «Риторика ответа на задание части 2 ЕГЭ по русскому языку» (д-р филол. наук, проф. В. И. Заика, Великий Новгород), «Функционал англицизмов в русскоязычном рекламном дискурсе. Языковая политика и ситуация в России» (д-р филол. наук В. А. Каменева, канд. филол. наук О. Н. Горбачева, Кемерово), «Цифровая педагогика: традиции и инновации в преподавании филологических дисциплин» (д-р филол. наук, проф. Э. М. Афанасьева, Москва), «Русский язык и образование на русском в России и за рубежом» (д-р филол. наук, проф. М. А. Осадчий, Москва). На круглых столах обсуждались вопросы, касающиеся гармоничного сосуществования русского и на-

ционального языков, защиты интеллектуальной собственности в интернет-среде, роли региональных норм в эволюции русского словесного акцента, лингвокреативного мышления, обслуживающего словообразование, регулирования употребления жаргона и др.

Состоялись обучающие семинары для школьных учителей «Типичные затруднения учителей русского языка и литературы Кузбасса при освоении требований ФГОС ООО: „путь в никуда" или шаги освоения новых возможностей по поддержке государственного языка?» (канд. филол. наук, проф. Е. С. Кузнецова, Кемерово), «Изучение лексических норм русского языка в многоязычном классе» (учитель С. В. Шлотгауэр, Кемерово), «Формирование индивидуального опыта ученика при работе с электронным пособием на уроках русского языка» (учитель Е. В. Буркина, Кемерово), «Контекстно-компетентностный подход на уроках русского языка в рамках ФГОС» (методист Е. Е. Кухта, Кемерово), «Буквица, песок и развитие речи дошкольников. Из опыта работы песочного мульттеатра „Добрый мультик"» (старший преподаватель И. А. Брежнева, Кемерово), «Сочинение как вид творческой работы. Опыт и секреты мастерства» (канд. филол. наук, доцент В. В. Палаче-ва, учитель И. В. Кривошеева, Кемерово), «От образовательного языкового концепта - к поиску современных условий актуализации сакральных смыслов русской словесности» (канд. культурологии, доцент Е. С. Кузнецова, Кемерово). Учителя обсудили, как оптимизировать работу над сочинением, чтобы процесс подготовки не только приводил к безукоризненному выполнению задания и получению максимальной оценки, но и обеспечивал формирование прочного умения строить монологический письменный текст.

Также были организованы коммуникативные игры и семинары-тренинги «Интерактивные методы формирования коммуникативных способностей: переговорные поединки», «Интерактивные методы формирования коммуникативных способностей: публичное выступление» (ведущие - канд. филол. наук, доцент С. В. Оленев, канд. филол. наук, доцент Ю. С. Паули, Кемерово).

В рамках Школы были проведены внеучебные мероприятия: творческий вечер с Е. Гришковцом, экскурсия в музей археологии, этнографии и экологии Сибири, концерт артистов Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва (солисты театра В. Жуков, В. Соболев, заслуженный артист РФ К. Голубятников), посещение бассейна и др.

В последний день работы состоялась Международная научная конференция «Проблемы современной лингвистики и методики преподавания языковых курсов». Было представлено более 250

докладов на 13 секциях. Представители кафедры литературы и методики ее преподавания историко-филологического факультета ТГПУ подготовили 9 докладов: «Особенности русских переводов чешской поэзии для детей» (студент по обмену Сара Балкова, Чехия, Оломуц), «Отношения автора и героя в сюжете рассказа Лены Элтанг „Другие барабаны"» (студент 4 курса Р. Д. Галлямова), «Духовно-нравственная проблематика русской литературы второй половины XIX в. в школьном изучении» (д-р филол. наук, проф. А. Н. Кошечко), «Своеобразие хронотопа в романе Г. Газданова „Вечер у Клэр"» (магистрант Е. Е. Иванов), «Типология жанровых модификаций современных агаиографи-ческих произведений для детей» (канд. филол. наук, доцент Е. К. Макаренко), «Специфика приро-доописания в романе В. Набокова «Отчаяние» (магистрант Т. Г. Мастепак), «Педагогические идеи Ф. М. Достоевского в „Дневнике писателя"»: к по-

становке вопроса» (магистрант Е. И. Пацьорка), «Мотивы русской классической литературы в поэзии Николая Оцупа» (канд. филол. наук, доцент Е. А. Сафонова), «Образы святых в современной агиографической литературе для детей (на примере „Повести о Петре и Февронии Муромских")» (магистрант А. С. Шилова).

В финале было проведено пленарное заседание, на котором были подведены итоги работы. В целом Международная лингвистическая школа показала многообразие тематических направлений исследований и актуальность затронутых проблем. Гости и организаторы пришли к выводу, что широта и филологический «объем» Школы способствовали конструктивному взаимодействию и углублению интеграционных процессов в области филологического образования как одного из важнейших элементов современного поликультурного пространства.

Сафонова Екатерина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 13.11.2016

DOI 10.23951/1609-624X-2017-2-135-137

RESULTS OF THE INTERNATIONAL LINGUISTIC SCHOOL "RUSSIAN IN MODERN POLYCULTURAL SPACE" (KEMEROVO, OCTOBER 27 - NOVEMBER 6, 2016)

E. A. Safonova

Tomsk State Pedagogical University, Russian Federation

Safonova E. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.