Bulletin AB RGS [Izvestiya AO RGO]. 2016. No2 (41)
КРАЕВЕДЕНИЕ ♦ STUDY OF LOCAL LORE
ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ КАМЫШЛИНСКО-УСТЮБИНСКОГО
СПЕЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДУЧАСТКА
В.К. Вистингаузен
Алтайское краевое отделение РГО, E-mail: wistingauzen@mail.ru
Камышлинско-Устюбинский спелеологический подучасток является частью Устюбинско-Талдинско-Камышлинского участка Каменско-Камышлинского подрайона Катунско-Каменского спелеологического (карстового) района. Он занимает водораздел левых притоков Катуни, рек Камышла и Устюба, а также бассейн правого притока Устюбы, ручья Теплого, и правобережье р. Устюбы до его впадения. Граница с Устюбинским подучастком проводится по р. Устюбе, а с Талдин-ским подучастком - по водоразделу бассейна лога Теплого с логами Лям-кин, Широкий, Чиуста (рис. 1). Общая площадь подучастка составляет около 60 км . Большая его часть относится к Шебалинскому району Республики Алтай, а меньшая (около 25 км ) - к Алтайскому району Алтайского края [ 1].
Подучасток расположен в северной части Семинского хребта. Рельеф под-участка низкогорный, с вершинами до 1000-1100 м. Высота уреза р. Катунь на границе участка составляет 300 м над уровнем моря; р. Устюбы - около 500 м. Преобладает лесная растительность. Территория подучастка сложена породами баратальской серии, возраст которой ныне определяется как венд-раннекембрийский. Баратальская серия имеет двучленное деление: на нижнюю -кремнисто-карбонатную часть и верхнюю - известняково-доломитовую. Преобладают серые битуминозные и частично мраморизованные известняки [2].
На территории подучастка интенсивно развит карст, и он практически лишен постоянных поверхностных во-
дотоков, за исключением пограничных участков долин рек Устюба и Камышла. Весь бассейн ручья Теплого представлен сухими логами, имеющими поверхностный сток только в период снеготаяния. Та же ситуация наблюдается на левом берегу Катуни, ниже устья р. Ка-мышлы. В центре подучастка, на абсолютных высотах 800-900 м, находится вытянутая с юго-востока на северо-запад депрессия неправильной формы длиной до 3,6 км и шириной от 0,6 до 1,8 км. Наиболее низкая ее часть заболочена и носит название Чистые Болота. В центральной и северной части депрессии и ее горного обрамления, на площади не более 3 км2, расположены все известные к настоящему времени, входы в пещеры подучастка.
Начало изучения карстовых явлений на Чистых Болотах связано с именем А.М. Маринина, который совместно с Логиновым [3] провел здесь первые исследования в феврале-октябре 1964 г. В частности, производились метеорологические наблюдения в пещере Камыш-линской. Весной 1965 г. группа горноалтайских спелеологов (В. Немцов, П. Торопов и др.) вместе с А.М. Мари-ниным провели обследование трех вертикальных карстовых полостей и сняли их планы [4]. Всего здесь было исследовано пятнадцать объектов. Две трети из них составляли ниши, гроты и пещеры длиной до 10 м. Были обследованы две карстовые шахты (провалы) - Опасная и Камышлинская-2, карстовый колодец глубиной 17 м к востоку от Камышлин-ской-2 и пещера Большая Камышлин-ская [5].
В 1970 г. Чистые Болота посетили спелеологи Томского университета во главе с И. Абрамовым, сотрудничавшие со вторым Карстовым отрядом ЗСГЭ (рис. 1). Во время их заброски на Чистые Болота автору статьи удалось осмотреть местность и опросить пасечников и колхозников, косивших здесь сено. По результатам этой рекогносцировки была составлена рабочая карта-схема, переданная И. Абрамову (рис. 2а). Группа И. Абрамова произвела новую топосъемку Большой Камыш-линской, Опасной (рис. 2б), Мраморной (так было решено назвать, во избежание путаницы, Камышлинскую-2 (рис 2в) и двух (по другим сведениям - трех) ко-
лодцев. Один из них, расположенный рядом с Мраморной, был забит снегом и получил название Снежный. Второй был назван Пропастью Джины (рис. 2г), в честь собаки, сопровождавшей спелеологов. Поскольку он также известен как Опасная-2, вероятно, он находился вблизи Опасной. По материалам топо-съемки его глубина превышала 21 м, т.е. он мог уже именоваться шахтой. По непонятным причинам на рабочей схеме он не обозначен. Вместо этого там показан 13-метровый колодец, находящийся между Мраморной и Большой Камыш-линской, ближе к первой (схема, однако, не совсем точная) [5-6].
Рис. 1. Карта-схема Камышлинско-Устюбинского спелеологического подучастка. Составили В.Г. Иванченко и В.Г. Вистингаузен:
1 - пещеры Кёк-Таш (Экологическая) и Мраморная; 2 - пещера Опасная; 3 - пещера Дезертирская; 4 - Лосиный грот; 5 - пещера Большая Камышлинская; 6 - пещера Дуэт; 7 - пещера Соантехническая.
Рис. 2. Карта-схемы (план, разрез):
а - рабочая карта-схема группы И. Абрамова (Вистингаузен, Абрамов, 1970); б - пещера Опасная (Абрамов и др., 1970); в - пещера Мраморная (Абрамов и др., 1970); г - пещера Пропасть Джины (Абрамов и др., 1970).
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. на Чистых Болотах появляются новосибирские и барнаульские спелеологи. В начале их усилия были безуспешными. Однако позже произошло открытие пещеры Экологической. Это событие выдвинуло Чистые Болота на первый спелеологический план в Сибири. Речь идет об открытии. В настоящее время она более известная как Кёк-Таш. Ранее были опубликованы две версии ее открытия [7-8]. К настоящему времени на основании устных воспоминаний участников событий В. Мишина и В. Полу-
нина, а также публикации В.Г. Иванченко [9] более точной представляется версия, ранее изложенная в статье Г.М. Максимова и С.М. Пешкова [8].
В 1977 г. несколько участников новосибирской группы, руководимой В. Мишиным, проникли в малозаметное отверстие на дне карстового оврага рядом с пещерой Мраморной. На дне 18-метрового колодца они наткнулись на завал, не внушавший особых надежд. Пещера получила полевую кличку Вечерний Променад. В 1979 г. Большаков и Коботов, участники другой новоси-
в
г
бирской группы, разобрали этот завал, но вскоре были остановлены новым, более мощным. Несмотря на то, что в завале была сильная тяга воздуха, а за ним слышался шум потока, попыток проникнуть дальше они не сделали.
Летом 1982 г. разведку Чистых болот провела группа только что созданной спелеологической секции Алтайского университета. Участниками экспедиции были В. Шугалеев и В. Иванченко. Они спускались как в Мраморную (известную им как Камышлинский провал), так и в соседний колодец, названия которого они не знали. У них возникло предположение о связи Мраморной, в которой исчезал ручей, и второй пещеры. На следующий год барна-ульцы продолжили работы на Чистых Болотах. Теперь это был студенческий отряд Алтайского университета «Алтай-ЭКО» под командой В. Полунина. Отряд получил финансирование от Алтай-
Пещеры Камышлинско-Устюби
ского отдела Географического общества, благодаря тогдашнему председателю отдела В.С. Ревякину, На этот раз завал новой пещеры попытался пройти В. Иванченко, но никем не поддержанный он повернул назад. Осенью того же 1983 г. Валерий Полунин, Ольга Савицкая и Юрий Потапов снова посетили Чистые Болота для пополнения фотоальбома к отчету отряда. Во время этого выезда произошло решающее событие: Ольга Савицкая нашла путь в завале. За ней его прошли В. Полунин и В. Потапов. В результате была открыта основная часть пещеры. Зимой 1984 г. барнаульцы, пройдя несколько колодцев и обойдя сифон, достигли гротов Мрачный и Хаос на глубине более 200 м. По названию отряда пещера получила соответствующее имя - Экологическая. Но в ней оставалось еще много необследованных ходов.
Таблица 1 спелеологического подучастка
Название Тип Протяженность, м Амплитуда, м Площадь, м2 Объем, м3 Источники сведений
1. Кёк-Таш (Экологическая)* В 2300 -350 ? ? 7-16
2. Соантехническая В 900 -215 ? ? 7-9, 12
3. Дуэт В 300 -145 ? ? 7-9, 12
4. Опасная В 150 -53 30 1400 4-7
5. Мраморная (Камышлин- В 130 -30 180 4000 4-7
ская-2)
6. Большая Камышлинская Г 100 - 20 220 450 5-6, 12, 17
7. Дезертирская Г 75 +14 ? ? 12, 17
8. Барсучья Г около 60 около 20 ? ? 18, по устным
сведениям
В.Г. Иванченко
9. Пропасть Джины В 40 -21 ? ? 6
10. Камышлинский колодец В 17 -17 ? ? 5
11. Снежный колодец В 15 -13 6 80 6
12. Провал 13 В 13 -13 ? ? 6
13. Лосиный грот Г >10 - ? ? устные сведе-
ния
В.Г. Иванченко
14. Аврора* В ? ? ? ? 18, соответ-
ствует, воз-
можно, Ка-
мышлинскому
колодцу
15-25. Гроты и ниши (11 шт.) Г < 10 - ? ? 5
Примечание: В - вертикальная; Г - горизонтальная; * - по предварительным результатам работ объединенной экспедиции 17-30 июня 2016 г. амплитуда составляет -300 м, протяженность - 3 тыс. м; пещера 40 Лет Победы переименована в пещеру Аврора.
К весне 1984 г. слухи об открытии барнаульцев дошли до новосибирских спелеологов, и они решили перехватить инициативу, не спрашивая одобрения у первопроходцев, как было принято к тому времени в спелеологических кругах. В апреле новосибирцы провели разведку, но пещеры не нашли (они не подозревали, что речь идет о Вечернем Променаде, завал которого считался непроходимым). Новая большая экспедиция была назначена на май. Узнав об этом, спелеологи Алтайского университета также отправились на место событий, взяв на себя роль наблюдателей. Вход в Экологическую был замаскирован, а к пещере Дезертирской натоптана отвлекающая тропа. Новосибирцы, сбитые с толку ложной тропой, входа в пещеру так и не нашли. В конце концов, обе группы договорились о совместной экспедиции.
В мае 1984 г. новосибирцев остановил сифон, обход которого они не нашли. Но летом того же года группа Стаса Домогашева прошла из грота Хаос через полузатопленный ход к устью 56-метрового колодца, спустилась в него и достигла глубины более 300 м. Зимой 1985 г. состоялась совместная барнауль-ско-новосибирская экспедиция, в которой участвовали от Барнаула В. Полунин и В. Иванченко, а от Новосибирска - Валентин Мишин, Игорь Александров, Борис Шварц и Александр Курепин. В ходе экспедиции Валерий Иванченко нашел ход воды, исчезающей в завале перед Хаосом. По нему удалось пройти до сифона на глубине 263 м. В дальнейшем этот сифон был пройден с аквалангом и достигнута глубина 303 м. Еще одним результатом совместной экспедиции 1985 г. было появление нового имени для пещеры. Ее назвали Кёк-Таш, что на алтайском языке означает «голубой камень». В публикациях название Кёк-Таш впервые появляется в статье А.А. Булычева, опубликованной в 1989 г. в сборнике тезисов докладов Горно-Алтайской карстовой конферен-
ции [10]. Однако в том же сборнике опубликована и статья А.М. Маринина, в которой пещера названа Экологической [11]. Ни в одной из статей второе название не указано, что вводит читателей в заблуждение. История переименования впервые обнародована в статье Г.М. Максимова и С.М. Пешкова [8], опубликованной в спелеологическом альманахе «Свет» (Симферополь), являющемся библиографической редкостью. Положение исправило только размещение этого текста на сайте «Новосибирские Диггеры» [12].
Начиная с 1985 г., в исследовании пещеры Кёк-Таш ведущее место занимают спелеологи новосибирского клуба «Каскад». В 1985 г. они (руководитель -А.А. Булычев) снимают первый план пещеры [8]. К 1989 г. ходы пещеры Кёк-Таш были изучены на протяжении 1750 м при глубине 350 м [10]. В 1987 г. исследование методом окрашивания воды было доказано, что разгрузка пещерной водной системы происходит в источнике Выпад, находящемся в правом борту долины р. Устюбы, близ устья Теплого лога. Большинство спелеологов также уверено в гидрологической связи пещеры Мраморной с пещерой Кёк-Таш. В 1997 г. В. Комаровым и А. Булычевым был составлен новый, наиболее полный на сегодняшний день, план пещеры, на который нанесено 2300 м ходов.
Исследование пещеры Кёк-Таш продолжаются. В июле 2012 г. уфимскими биоспелеологами в пещере были отобраны пробы воды, ила и грунта с целью изучения биоразнообрация водорослей и цианопрокариот. Результаты опубликованы [13]. В июне 2016 г. в пещеру отправилась крупнейшая и наиболее хорошо финансируемая экспедиция, поддержанная РГО [14]. Каковы будут ее результаты, покажет будущее. Вопрос с названием пещеры окончательно не решен - карстовая шахта Экологическая объявлена памятником природы Республики Алтай [15-16].
Не менее интересны и другие пещеры Чистых Болот. В 1983 г. Ю. Потапов нашел небольшую пещеру, названную Барсучьей. В мае 1984 г. В. Иванченко обнаружил на восточном обрамлении депрессии Чистых Болот пещеру Дезертирскую, ранее известную только местным жителям. Эта пещера, как и пещера Камышлинская, являются объектами культурного наследия, т.к. в них в начале XIX в. скрывались пустынники-старообрядцы. Не исключено, что в этих пещерах (а так же в Барсучьей и Лосином гроте) имеются и более древние культурные слои. [17] Но в официальный список объектов культурного наследия они пока не включены. В 1990 г. планы Дезертирской и Большой Камышлинской были сняты С.М. Пешковым.
В 1985 г. новосибирскими спелеологами был вскрыт вход в пещеру Дуэт. К 1990 г. она была исследована до глубины 145 м. Предполагается ее гидрологическая связь с пещерой Кёк-Таш. В 1986 г. спелеологи новосибирского клуба «Каскад» (руководитель Г.М. Максимов) вскрыли вход в пещеру СОАН-Техническая. После расширения многочисленных узостей, в 1991 г. в ней была достигнута глубина 215 м [8]. Исследование пещеры продолжается.
Таким образом, к настоящему времени на Чистых Болотах известно около 20 карстовых объектов. В девяти пещерах проведена топографическая съемка, часть планов опубликована [5, 8, 12, 17], восемь из них кратко описаны в литературе [5, 8, 15-17]. Подробных научных описаний как и карточек учета нет. Отраслевые исследования в пещерах практически не проводилось. Морфометрия пещер дана в таблице 1.
Последние 20 лет целенаправленные поиски на Чистых Болотах не велись. Известны только безуспешные попытки вскрыть одну из воронок. Что касается остальной территории Камышлинско-Устюбинского подучастка, составляющей 95 % его площади, то на ней поис-
ковые работы не велись никогда, и есть ли там пещеры - не известно. В хозяйственном отношении эта местность сейчас почти не используется, ее посещают преимущественно охотники. Крупные вертикальные пещеры на этой территории маловероятны, так тут, в отличие от Чистых Болот, нет подобных условий для концентрации стока поверхностных вод вглубь карстового массива. Кроме того, не известно и точное распределение по территории подразделений ба-ратальской серии. Возможно, в нижней ее части, имеющей кремнистые прослойки мощностью до 20 м, карст развит слабее, чем в верхней части. Определенный интерес вызывает водораздел Малькова лога (система Катуни) и ручья Антропова (левый приток Камышлы) к западу от вершины с высотной отметкой 1120 м, а также сам Мальков лог. В вершине одного из сухих логов, впадающих в Теплый лог справа, восточнее Лямкиного лога известна воронка с по-нором.
На территории подучастка возможны открытия горизонтальных пещер и гротов. В этом отношении интересен скальный цирк восточного склона г. Скалистой (982 м), открытый в долину Катуни севернее устья Малькова лога. В скалах правого борта Теплого лога в 1970 г. наблюдались темные пятна, возможно, являющиеся входами в пещеры, но они остались не обследованными. Тогда же от местных жителей были получены сведения о пещере, расположенной к северу от перевала из верховьев Малого Камлака в верховья Камышлы. Это территория, строго говоря, находится уже за пределами Ка-мышлинско-Устюбинского карстового подучастка, т.к. здесь развиты отложения манжерокской свиты раннего кембрия, преимущественно сложенной порфиритами, сланцами и песчаниками. Но среди этих пород имеются также линзы и ксеноблоки мраморизованных известняков [2]. Пещера эта также осталась не найденной.
Bulletin AB RGS [Izvestiya AO RGO]. 2016. No2 (41)
Список литературы
1. Вистингаузен В.К. Спелеологическая изученность Алтайского района и перспективы дальнейших исследований // Изв. Алт. отделения РГО. - 2016. - № 1 (40). - С. 8094.
2. Коржнев В.Н. Стратиграфия кембрийских отложений северо-восточной части Горного Алтая // Вестн. ТГУ. - 2012. - № 363. - С. 196-203.
3. На рукопись Логинова (инициалы не известны) и А.М. Маринина, датируемую 1964 годом, ссылается А.Н. Тупотилова (Тупотилова А.Н. Некоторые данные о распространении и морфологии карста в Горном Алтае // Изв. Алт. отдела Географического общества СССР. Вып. 6. - Барнаул, 1965. - С. 31, табл.
4. Немцов В. Пещеры открывают свои тайны // Звезда Алтая. - 1965. - 4 апр. - С. 4.
5. Маринин А.М. Карстовые явления в бассейне рек Камышлы и Сарасы // Вопр. геологии и геоморфологии Западной Сибири. - Барнаул, 1966. - С. 37-50.
6. Абрамов И. и др. Отчет о работах спелеологов ТГУ на Алтае в 1970 г. (рукопись). Томск, 1971. Фонды Центральной секции спелеологии ЦС по туризму ВЦСПС, Москва.
7. Вистингаузен В.К. Спелеологические исследования на Алтае // Алтайский сборник. - Вып. 21 - Барнаул, 2004. - С. 209-234.
8. Максимов Г.М.. Пешков С.М., Крупнейшие пещеры и шахты Алтая // «Свет». -Симферополь, 1993. - № 4 (10). - С. 13.
9. Иванченко В. Хроники Голубого камня [Электронный ресурс]. - URL: http://www.skitalets.ru/works/2008/nebo_ivanchenko/.
10. Булычев А.А. Исследование глубочайших пещер Горного Алтая // Карст Алтае-Саянской горной области и сопредельных горных стран. - Горно-Алтайск, 1989. - С. 47.
11. Маринин А.М. Карстовые формы Алтая - государственные памятники природы // Карст Алтае-Саянской горной области и сопредельных горных стран. - Горно-Алтайск, 1989. - С. 79-84.
12. Максимов Г.М., Пешков С.М. Новосибирские Диггеры [Электронный ресурс]. -URL: http://www.nskdiggers.ru/index1.htm.
13. Абдуллин Ш.Р., Гайнутдинов И.А. Биоразнообразие цианопрокариот и водорослей некоторых пещер Республики Алтай // Спелеология и спелестология: К 100-летию А.В. Рюмина. Матер. V междунар. науч. (заочной) конф. - Набережные Челны, 2014. - С. 297-299.
14. Экспедиция «Глубины Алтая - 2016» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/topic-112834814_32918928.
15. Маринин А.М. Карстовая шахта Экологическая - природный символ России и Внутренней Азии // Особо охраняемые природные территории и объекты Республики Алтай и горных систем центра Евразии: Пути и проблемы устойчивого развития. -Горно-Алтайск, 1998. - С. 100-102.
16. Маринин А.М. Карстовая шахта Экологическая // Красная Книга Республики Алтай: Особо охраняемые территории и объекты. - Горно-Алтайск, 2002. - С. 124-126.
17. Иванченко В.Г. Путь в Беловодье и пещерные скиты «бегунов» // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Вып 6. - Ч. 1. - Барнаул, 1995. -С. 214-217.
18. Булычев А.А. Кроки Камышлинского плато [Электронный ресурс]. - URL: https://new.vk.com/photo-112834814_397381164/.
Дата поступления 15.02.2016