Научная статья на тему 'Итоги и задачи деятельности виртуальных методических объединений учителей Омской области'

Итоги и задачи деятельности виртуальных методических объединений учителей Омской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимкин С. Л.

Статья посвящена актуальной проблематике: использованию информационных и коммуникационных технологий для методической поддержки и профессионального роста педагогов, созданию профессиональных сообществ педагогов в сети Интернет. Впервые сформулированы принципы построения сетевого сообщества учителей как социально-профессиональной сети. На основе этих принципов планируется разработка конкретных рекомендаций к построению профессионально-социальной сети педагогических работников Омский области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results and challengers of virtual methodical associations of teachers in Omsk region

The article is devoted to a real problem: the usage of information and communication technologies for methodical support and professional growth of teachers, creation of professional communities of teachers in the Internet. For the first time, the principles of construction of network community of teachers as a social professional network are formulated. On the basis of these principles the concrete recommendations of construction of the professional social network of pedagogues in Omsk region is planned.

Текст научной работы на тему «Итоги и задачи деятельности виртуальных методических объединений учителей Омской области»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 3708 С. Л. ТИМКИН

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ИТОГИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена актуальной проблематике: использованию информационных и коммуникационных технологий для методической поддержки и профессионального роста педагогов, созданию профессиональных сообществ педагогов в сети Интернет. Впервые сформулированы принципы построения сетевого сообщества учителей как социально-профессиональной сети. На основе этих принципов планируется разработка конкретных рекомендаций к построению профессионально-социальной сети педагогических работников Омский области.

В 2008 г. заканчивается мегапроект «Информатизация системы образования» (ИСО), который реализовался в России с 2002 г. на деньги займа Всемирного банка Министерству образования и науки. В Омской области, которая не входила в число базовых регионов проекта, в 2006-2008 гг. в рамках мегапроекта ИСО был осуществлен проект, направленный на поддержку имеющихся инициатив в области формирования сетевых педагогических сообществ и профессионального развития педагогов за счет широкого использования средств Интернет.

Инструменты и механизмы выполнения проекта

Особенностью проекта по Омской области являлся инструмент, который выбран для его осуществления.

Это виртуальные методические объединения (ВМО) предметной направленности, объединяющие педагогов Омского региона, использующих информационные технологии в образовательном процессе и своем профессиональном развитии [1, 2].

Были сформулированы цели и задачи ВМО и созданы шесть ВМО предметно-возрастной направленности: информатика, математика, начальная школа, история, естественные науки, филология.

Инструментами работы ВМО в сети Интернет были:

■ Омский образовательный сервер (http://www. omsk.edu.ru) (методические копилки, форумы, Интернет-конференции и семинары и пр.);

■ Омский сервер Российского портала открытого образования (http://omsk.openet.ru/) (оболочка кур-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

сов повышения квалификации учителей с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ);

На этих сайтах можно познакомиться с материалами, мероприятиями, составом, нормативными документами ВМО и т.п.

При формировании ВМО координирующая проект группа придерживалась следующих принципов:

■ виртуальные объединения формировались на основе существующих методических объединений и групп (формально или неформально организованных);

■ необходимым условием формирования ВМО являлось наличие активного и авторитетного лидера первоначальной группы. При этом создавалась четкая и ясная иерархическая структура ВМО: руководитель — методист — сетевой педагог — участники;

■ кадровая и методическая поддержка руководства ВМО осуществлялась двумя университетами: классическим и педагогическим при поддержке органов управления общим образованием (отдела информатизации городского департамента образования и, впоследствии, Министерства образования Омской области).

В ходе выполнения проекта выработаны следующие принципы поддержки работы ВМО:

■ оплачиваться должна только работа руководителя, методиста и сетевого педагога, который менялся на каждом этапе;

■ за исключением обязательных для каждого этапа работ и мероприятий во всем остальном ВМО были самостоятельны, причем обеспечивалась их методическая равноправность, в том числе по отношению к группам поддержки: экспертам в области e-learning, ИТ-специалистам, группе информационной поддержки;

■ виртуальное взаимодействие (посредством электронной почты, через сайты проекта) чередовалось с реальным (совещания, реальные семинары и конференции, взаимодействия в режиме видеоконференцсвязи);

■ обеспечивались этапность и дискретность деятельности, выделение 1-2-х главных задач, решаемых на каждом отдельном этапе.

Тем самым были обеспечены:

■ преемственность перехода от реального взаимодействия к виртуальному;

■ поступательность действий и мероприятий: от простого к сложному, от малого к большему (от конкурса учебно-методических материалов (УММ) к Интернет-конференциям и далее к дистанционным курсам повышения квалификации). При взамоувязан-ности и преемственности всех мероприятий;

■ разнообразие подходов и действий, разновек-торность влияний, но единство в рамках единого проекта;

■ инициативность и самоуправляемость при достаточном общем контроле.

В результате проект развивался в рамках «равновесного» управления. Отдельные, частные неудачи могут быть объяснимы отступлением от этих принципов.

Руководителями объединений стали ведущие ученые и педагоги двух крупнейших вузов, систематически занимающихся проблемами ИКТ в образовании, методистами — лучшие учителя, имеющие большой опыт использования ИКТ. Сетевые педагоги — это наиболее активные учителя на текущем этапе, меняющиеся по мере изменения задач. Проекту была обеспечена поддержка специалистов отдела ИТ депар-

тамента образования г. Омска, Министерства образования Омской области, ИТ-специалистов ОмГУ.

Итоги работы ВМО в проекте и новые проекты

Можно констатировать, что за два года существования проекта он затронул и актуализировал многие проблемы, стоящие перед регионом на сегодняшнем этапе:

■ информационное (цифровое) неравенство общеобразовательных учреждений города и села (на технологическом, кадровом, ресурсном уровнях);

■ техническая, технологическая, методическая поддержка процессов информатизации образования в сельских районах, создание инфраструктуры информатизации.

Проект способствует решению этих проблем следующими моментами:

1) передачей опыта педагогов города — селу в процессе совместной работы в ВМО, включая дистанционное повышение квалификации, сетевые конкурсы, Интернет-конференции, реальные семинары и конференции, т.н. скорую методическую помощь и т.п.;

2) включением мероприятий проекта в планы работ сети районных ресурсных центров — создаваемой в Омской области инфраструктуры информатизации;

3) формированием доступных репозиториев методической информации на ведущих образовательных серверах региона: методические копилки, полезные ссылки, материалы сетевых конкурсов и Интернет-конференций и т.п.

Не менее важно, что с использованием мероприятий проекта в решении проблем информатизации общего образования региона стали комплексно и координировано участвовать головной вуз проекта — Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омский государственный педагогический университет, Институт развития образования Омской области, департамент образования г. Омска. Большие изменения произошли в отношении к процессам информатизации в Министерстве образования Омской области.

Благодаря последнему практически обеспечено развитие результатов проекта, его связь с действующими и планируемыми региональными проектами [3, 4] , среди которых:

■ «Развитие системы образования (2008-2010 гг.)»;

■ Ведомственная целевая программа «Научно-методическое обеспечение информатизации системы образования Омской области» на 2007-2009 годы

В 2008 г. в рамках последней программы работы ВМО будут поддержаны и получат новое развитие. Каждое (их количество увеличится довосьми) проведет Интернет-конференцию, несколько мероприятий в режиме видеоконференции (методические семинары, мастер-классы и т.п.) в соответствии с планом-графиком работ. В них примут участие учителя и иные работники сферы образования г. Омска, Омской области и других регионов России, а также коллективы учителей, прежде всего районные методические объединения. Мероприятия в режиме ВКС будут проходить на основе и с участием коллективов муниципальных ресурсных центров информатизации образования (МРЦИО) рц Полтавка, Нижняя Омка, Муромцево, г. Калачинска, рц Черлак и др. Будут разработаны 7 программ повышения квалификации педагогических работников объемом не менее 72 часов с использованием дистанционных образовательных технологий и проведена их апробация с привлечением не менее 175 слушателей из Омской области через

сеть МРЦИО. При апробации будут использованы кейсовые, сетевые и спутниково-телевизионные дистанционные технологии (сочетание технологий). В течение года будет работать постоянно действующая система методического консалтинга и поддержки профессионального развития учителей региона на базе Омского образовательного сервера. Консультирование с использованием ИКТ будут осуществлять представители восьми виртуальных методических объединений учителей Омской области.

Профессиональные и социальные сети в Интернет

Профессиональные сети, которыми, по сути, являются наши виртуальные методические объединения, существуют в Интернет достаточно давно. Примерами могут служить Интернет-биржи по направлениям, ресурсы типа Linked In.Com, Ecademy.com и др.

Несмотря на значительное развитее дистанционного образования и Интернет-обучения, нам не известны устойчивые и эффективные сообщества дистанционных преподавателей в Рунете. Периодически появляющиеся электронные или виртуальные кафедры умирают, как правило, сразу после окончания проекта или образовательной программы. Известны сайты для учителей и их сообществ, целью которых является поддержка методической работы последних. Закончившийся проект как раз консолидировал эти сетевые сообщества, и его результаты требуют дополнительного изучения. Однако представляется несомненным, что количество профессиональных сетей-сообществ в Интернет (тем более педагогов) значительно уступает количеству и значимости так называемых социальных сетей (СС). Поэтому представляется продуктивным изучение опыта организации и работы последних.

Педагогическое исследование социальных сетей только начинается. И уже при первом знакомстве с объектом исследования формулируется весьма актуальная образовательная проблематика:

1. Социальные сети как отражение социального статуса образования (случайно ли что первоначальный объединяющий критерий системы в наиболее известных и быстро развивающихся в Рунете социальных сетях образовательный?).

2. Базы социальных сетей как объект педагогикостатистических исследований.

3. Социальные сети как инструмент получения данных для педагогического исследования.

4. Социальные сети как инструмент педагогического воздействия.

5. Социальные сети как инструмент педагогического управления.

6. Социальные сети как инструмент маркетинга и рекламы образовательных услуг.

Словарь yandex.ru [5] определяет социальную сеть применительно к Интернету как виртуальную сеть, являющуюся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети. Это определение, на наш взгляд, не выражает сути социальной сети.

Установление смысла на основе генезиса термина приводит к выводу о том, что речь идет не об иерархических и профессиональных, а именно личностных связях. С другой стороны, чем СС отличаются от существовавших ранее способов сообщения через Интернет? Прежде всего, четкой персонализацией

каждого участника системы. При этом общение изначально привязано к личности — подразумевается, что ты знаешь человека, к которому обращаешься с сообщением. Если взять за основу сайты odnoklassniki. ru, vkontakte.ru то их «строительство» происходит на двух-трех уровнях-этапах:

- поиск и формирование сообществ лично, «реально», «глаза в глаза» знакомых людей. Причем имеется сильная мотивация к установлению этих связей (в первом приближении ностальгия, далее деловые соображения и прочее);

- установление новых связей и групп с виртуальными контактерами,

- иногда новые «виртуальные» знакомства переходят в «реальные» (приветствуются встречи и реальные контакты вне сети).

Возможно, эта цепочка, втягивающая людей в виртуальное общение, и есть основная «изюминка» социальных сетей. Именно поэтому мы легко устанавливаем регулярное профессиональное Интернет-общение с лично нам знакомыми коллегами, но с трудом — с незнакомыми.

Виртуальные методические объединения учителей Омской области (наиболее успешные из них) находятся на таком этапе, когда благодаря поддержке проекта сформировались коллективы лично знакомых людей. Участники ВМО понимают и знают цели, задачи, организационные формы, основные инструменты и средства деятельности по профессиональному Интернет-развитию. Эти группы могут стать ядром социально-профессиональных сообществ, которые имеют более выраженный личностно ориентированный и социальный аспект по сравнению с профессиональными сообществами уровня Webl. Вероятно, всякая эффективная профессиональная сеть должна либо стать социально-профессиональной, либо выродиться в профессионально и иерархически выстроенный инструмент деятельности, например, систему дистанционного обучения для педагогических работников.

Принципы построения сетевого сообщества учителей как социально-профессиональной сети

Анализ соответствующей литературы [6] показывает, что эти принципы таковы:

1. Основные характеристики сети, такие как функциональность, актуальность, количественная и качественная динамика, многообразие, размерность являются отражениями организации существования в сети каждого ее участника.

2. Непрерывность мотивации участника как условие функционирования сети.

Для того чтобы построить живое сообщество, необходимо нечто большее, чем раздача подарков или форум, — необходимо создать возможность и потребность непрерывного взаимодействия. Для осуществления последнего формы взаимодействия и проводимые мероприятия должны быть такими, чтобы член сообщества получал немедленное удовлетворение в процессе деятельности. Таков принцип, лежащий в основе игровой деятельности, такова мотивация одного из основных типажей современного профессионала-трудоголика.

3. Динамический рост (количественное развитие) сети как результат эволюции его участников.

Сообщества не создаются, они эволюционируют [6]. В основу деятельности сообщества должна быть заложена динамическая модель, имеющая механизмы саморазвития и самоподдержки. Отношения модераторов сообщества и его участников изначально должны базироваться на доверии, управление

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

работой сообщества должно строиться аккуратно и скрытно. Проектанту и модераторам, необходимо помнить, что рост онлайн-сообщества отнимает много времени и усилий. При этом в сценариях действий участников должны быть заложены те же эволюционные принципы. В частности, заложена этапность: постепенное увеличение уровня вовлеченности человека, предложение разнообразия вариантов участия, которые будут работать на вовлечение различных слоев аудитории.

4. Непрерывная рефлексия участников как условие развития уровня сообщества (качественного роста).

Даже в обычной социально-развлекательной сети после каких-либо совместных мероприятий у участников возникает природное желание все это обсудить, обменяться впечатлениями, фотографиями. На поддержку этой рефлексии направлены многочисленные сервисы. Тем более эти процессы должны развиваться в профессионально-социальной сети. Одним из эффективных инструментов рефлексии могут стать блоги — педагогические дневники.

5. Самоподдерживающаяся актуальность сети как результат учета социальной и профессиональной динамики участников.

Сообщества, тем более профессиональной направленности, должны помогать и объединять людей, находящихся в общих (простых и сложных, профессиональных, социальных, личностных) жизненных ситуациях. Люди, находящиеся в этих ситуациях, нуждаются в информации, а также сами делятся информацией в течение всего периода ситуации. Для учителей это могут быть: аттестация на категории, повышение квалификации, сбор документов и подготовка заявки на грант и т.п. Сообщество должно помочь ее членам успешно преодолеть такие жизненные ситуации.

5. Разнообразие деятельности за счет выделения и поддержки индивидуальных отличий участников.

Всякое сообщество поддерживает поиск участником «родственных душ», создание групп по интересам как отражение «естественного» стремления человека к созданию «tribes» (племя, клан, компания). Группы по интересам должны иметь свою площадку, где они могут общаться, необходимо предоставьте возможность пользователям создавать собственные группы, разрешить участникам легко входить и выходить из групп и т.д.

6. Размерность сети как результат оценки и ранжирования участником и модератором контента, сервисов, мероприятий, групп и т.д.

Системы оценки качества делятся на системы ранжирования, оценочные системы и совмещенные. Системы ранжирования используют поведение пользователей, поддающееся количественному определению (посещаемость, срок существования сообщества). Оценочные системы предоставляют реальную оценку, данную самими пользователями. Данные оценки используются для определения средней ценности каждого объекта интереса. Совмещенная система объединяет две предыдущие и учитывает как оценку

пользователей, так и рецензента.

Выводы

Наши принципы организации и поддержки работы ВМО (см. начало статьи) во многом совпадают с принципами формирования и поддержки социальных сетей в Интернет, однако это сходство необходимо углубить и расширить. На основе этих принципов планируется разработка конкретных рекомендаций к построению профессионально-социальной сети педагогических работников Омский области и СФО.

Библиографический список

1. Тимкин С.Л. Методическая поддержка педагогов с использованием средств ИКТ в Омской области как фактор современного воспитания / В.И. Струнин, С.Л. Тимкин // Региональный опыт использования информационно-коммуникационных технологий в учебном и воспитательном процессе: Материалы межрегион. науч.-практ. семинара. — Омск, 2007.- С. 3-10

2. Тимкин С.Л. Формирование сетевых профессиональных сообществ учителей, методическая поддержка и профессиональный рост педагогов за счет широкого использования средств Интернет / Сост. М.П. Лапчик // Отчет по координационному плану научных исследований Омского научного центра РАО за 2007 год. — Омск, Изд-во ОмГПУ, 2008. — С. 19-20

3. Тимкин С.Л. Проект «ИППРП» как инструмент интеграции и координации работ в области информатизации образования региона (Омская область) / В.И. Струнин, С.Л. Тимкин // Использование информационно-коммуникационных технологий для методической поддержки и профессионального развития педагогов/ Материалы межрегиональной науч.-практ. конференции. — Омск, 2008. —С. 3-6

4. Тимкин С.Л. ИППРП как инструмент интеграции и координации работ в области информатизации образования в Омской области / В.И. Струнин, С.Л. Тимкин // Интеллектуальная собственность: правовые и социальноэкономические аспекты : тез. докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции ; отв. за вып. С.В. Матюшенко. — Омск: Омская академия МВД России, 2008. — С. 124-127.

5. Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь-справочник. http://slovari.yandex.ru/dict/ informática

6. Отчет об исследовании социальных сетей. Компания UIDesign Group по заказу компании Widlbit. http://www. osp.ru/

ТИМКИН Сергей Леонидович, кандидат физикоматематических наук, доцент, директор Института непрерывного и открытого образования, заведующий кафедрой педагогических информационных технологий и дополнительного образования Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Дата поступления статьи в редакцию: 09.06.2008 г.

© Тимкин С.Л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.