В.В.Якубовский, А.Ю.Губов, Д.А.Пайгин
Итоги и перспективы развития информационной системы Иркутска
Успешная деятельность Администрации такого крупного муниципального образования, как Иркутск во многом определяется развитостью информационной поддержки процессов управления и принятия решений. Реализация программы создания городской информационной системы проводится в рамках концепции создания социально-ориентированной региональной информационно-телекоммуникационной сети, одобренной постановлением губернатора Иркутской области, с учетом опыта, накопленного в сфере муниципальной информатики, Ассоциацией Сибирских и Дальневосточных городов и Конгрессом Муниципальных Образований Российской Федерации.
Город Иркутск в 1997-2002 годы выполнял функции опорной зоны по информатизации в рамках Федеральной программы Государственной поддержки местного самоуправления. В рамках программы создания единой информационной системы Иркутской области Иркутск рассматривается в качестве основной опорной зоны.
Администрацией Иркутска с 1997 года ведется планомерная и последовательная работа по реализации программы создания городской информационной системы, принятой постановлением мэра города, в рамках основных направлений, утвержденных городской Думой. Работы по формированию и ведению информационных ресурсов проводятся в соответствии с утвержденным постановлением мэра города положением «О муниципальных базах и банках данных». В настоящее время на учете состоит 118 муниципальных баз и банков данных, постоянно используемых в своей деятельности подразделениями администрации города,
Расстановка приоритетов при создании систем и формировании информационных ресурсов в рамках проведения работ по созданию городской информационной системы производится таким образом, чтобы обеспечить повышение оперативности и обоснованности принятия решений по управлению городом, имеет ярко выраженную социальную направленность. Мероприятия по созданию и организации внедрения и эксплуатации автоматизированных информационных систем (АИС) проводятся с учетом их общесистемной увязки в рамках единой информационной системы города.
В городской администрации эксплуатируется свыше 100 АИС, которые можно отнести как к системам общегородского назначения, например, система управления муниципальными финансами, предусмат-
ривающая казначейское исполнение бюджета, системы начисления и сбора жилищно-коммунальных платежей и управления муниципальным имуществом, предоставления субсидий, учета обращения отходов на территории города и ряд других, так и к системам и АРМ по отдельным направлениям деятельности структурных подразделений.
К числу основных информационных ресурсов относятся население, недвижимость, хозяйствующие субъекты, значение которых для жизнедеятельности города трудно недооценить и именно поэтому их формированию уделяется первоочередное внимание при создании городской информационной системы.
Программой создания городской информационной системы предусматривается реализация мероприятий, обеспечивающих разработку, ввод в действие и эксплуатацию следующих основных составляющих системы:
средства телекоммуникационного и технического обеспечения;
информационные системы; информационные ресурсы.
На всех стадиях проведения работ обеспечивается согласованное, сбалансированное функционирование основных составляющих системы.
В настоящее время введены в эксплуатацию локальные вычислительные сети (ЛВС) в зданиях, где расположены основные структурные подразделения администрации города. Всего для автоматизации работ по различным направлениям деятельности органов городского самоуправления используется свыше 910 ПЭВМ.
В 1999 году выполнен монтаж выделенного канала (128 Кбит/с) и организована централизованная работа подразделений администрации города с Интернет и электронной почтой. В 2001 году проведена модернизация указанного канала с целью повышения его производительности до 2 Мбит/с. В конце 2000 года завершены работы по вводу в эксплуатацию первой очереди корпоративной информационно-вычислительной сети (КИВС) на базе охватывающих девять объектов оптоволоконных линий связи, протяженность которых составляет около 8 км, В рамках первой очереди было обеспечено предоставление доступа к информационным ресурсам КИВС свыше 420 пользователям. Вторая очередь КИВС запланирована на 2002-2005 годы и предусматривает подключение всех основных объектов администрации города, муниципальных учреждений и предприятий. В 2002 году выполнены монтажно-
наладочные работы по первому этапу второй очереди КИВС, которая введена в эксплуатацию в октябре 2002 года и включает в себя четыре объекта, при этом общая протяженность оптоволоконных линий связи составляет в настоящее время около 20 км. Всего обеспечено предоставление доступа к информационным ресурсам КИВС свыше 600 пользователям.
В 2003 году продолжены работы по развитию корпоративной информационной вычислительной сети Администрации города. Проведены работы по замене активного оборудования и изменению конфигурации КИВС, разработан проект и проектно-сметная документация по подключению к КИВС удаленных объектов (муниципальных предприятий и учреждений).
В результате выполнения указанных мероприятий общее количество рабочих мест сотрудников администрации города, входящих в ЛВС, составило 808, по сравнению с 678 в 2002 году. В том числе количество рабочих мест сотрудников администрации города, подключенных к КИВС, составило 717.
Все мероприятия по развитию КИВС и обеспечению доступа к информационным ресурсам осуществляются с учетом обеспечения требований безопасности информации.
В настоящее время в стадии разработки и внедрения находятся системы, призванные автоматизировать работу в сферах социальной- защиты населения, деятельности административных округов, предоставления льготной лекарственной помощи. Выполнен также комплекс мероприятий по обеспечению эксплуатации автоматизированной системы документооборота во всех подразделениях, подключенных к КИВС.
В соответствии с решением городской Думы, с целью совершенствования налогообложения производится формирование кадастра недвижимости, охватывающего основные сведения о земле и связанных с ней объектах недвижимости, с использованием созданной в 2001 году АИС, призванной интегрировать данные комитета по управлению муниципальным имуществом, БТИ, городского комитета по землеустройству и земельным ресурсам и департамента регистрации прав на недвижимость. В 2003 году введена в постоянную эксплуатацию информационная система учета земельных участков на территории Иркутска, обеспечивающая эффективный контроль за использованием городских земель, учет денежных средств от продажи и аренды земельных участков.
В соответствии с постановлением мэра города реализован комплекс мероприятий, в рамках которых проведена работа по разработке и внедрению в промышленную эксплуатацию в августе 2002 года городского регистра населения. При этом технология его функционирования и актуализации данных, в целом, соответствует проекту концепции создания государст-
венного регистра населения России. В настоящее время уже сформирована и актуализируется в рамках системы база данных приблизительно 520 000 жителей города, В 2003 году выполнена доработка программного обеспечения информационной системы городского регистра населения в части обеспечения информационного обмена со смежными системами по начислению и учету жилищных субсидий (компенсаций), по начислению и учету жилищно-коммунальных платежей и реализации дополнительных функций системы.
В дальнейшем предполагается в 2004-2005 годах реализовать следующие мероприятия по развития информационной системы города:
1. Проведение работ по развитию корпоративной информационной вычислительной сети (подключение к КИВС управлений социальной защиты населения комитетов по управлению округами, создание единого информационного пространства муниципальных образовательных учреждений с возможностью выхода в глобальную сеть Internet).
2. Организация эксплуатации и дальнейшее развитие информационной системы «Городской регистр населения».
3. Ввод в эксплуатацию II очереди информационной системы по начислению и учету жилищных компенсаций (субсидий), что значительно упростит для населения порядок получения субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Иркутске.
4. Создание и ввод в эксплуатацию модернизированной информационной системы по начислению и учету жилищно-коммунальных платежей, что позволит расширить функциональные возможности системы в соответствие с действующим законодательством, повысить удобства населению при оплате жилья и коммунальных услуг.
5. Проведение работ по развитию информационной системы управления финансами,. предусматривающих создание автоматизированной информационной системы формирования и учета исполнения муниципального заказа.
6. Проведение работ по развитию геоинформационной системы Иркутска, обеспечивающей формирование единой концепции взаимодействия и управления всеми инфраструктурами города.
7. Организация эксплуатации автоматизированной информационной системы учета и контроля использования лекарственных средств,
Таким образом, в результате выполнения комплекса мероприятий по техническому, информационному, программному и организационному обеспечению работ создаваемая администрацией города информационная система может стать основой для общегородских проектов и программ.