Научная статья на тему 'Итоги года: что дальше? Обсуждение доклада академика Д. С. Львова'

Итоги года: что дальше? Обсуждение доклада академика Д. С. Львова Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги года: что дальше? Обсуждение доклада академика Д. С. Львова»

Итоги года: что дальше?

19 января 2005 года в Москве в Доме экономиста состоялось заседание Круглого стола Вольного экономического общества России «Итоги года: что дальше?». С основным докладом «России нужна новая стратегия реформ» выступил руководитель секции экономики Отделения общественных наук Российской академии наук, академик Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор Львов Дмитрий Семенович1

Предлагаем вниманию читателей материалы выступлений участников Круглого стола, явившихся, по сути, откликами на сообщение академика Львова Д.С.

И.П. ФАМИНСКИЙ

директор Всероссийского научно-исследовательского института внешнеэкономических связей, декан факультета мировой экономики Государственного университета - Высшей школы экономики, член Президиума Вольного экономического общества России, президент Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, профессор, доктор экономических наук

Дмитрий Семенович Львов в своем выступлении поставил настолько глубокие проблемы, касающиеся экономического положения России в 2004 году, что становится очевидной невозможность сведения итогов прошедшего года лишь к конкретным цифрам (что я, собственно, и собирался сделать, готовясь к этому докладу). Хочу уточнить только один момент. Дмитрий Семенович сказал, что мы идем к капитализму. Я думаю, что мы пришли к капитализму, но только к капитализму паразитическому, коррумпированному. Соответственно, мы должны реально оценивать создавшуюся ситуацию.

Одна из главных задач любого государства - решение социальных проблем, и в Западных странах эта задача решается, хотя в свое время мы об этом умалчивали. В государствах Западной Европы с целью улучшения социального положения граждан вводились бесплатное образование и медицинское обслуживание, устанавливались минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего дня и

т. д. Этот процесс продолжается до сих пор.

Надо сказать, что это происходило в какой-то мере под влиянием социальных реформ, проводившихся в СССР. Мне неоднократно приходилось слышать, в частности от немецких социалистов, буквально следующее: «То, чего мы добились в Германии в области решения социальных проблем - это результаты вашей революции и того, что вы делали». Пример России в решении социальных проблем действительно способствовал тому, что в странах Западной Европы появились элементы реального социализма. Практически во всей Европе существуют бесплатное образование и медицинское обслуживание, созданы системы пенсионного обеспечения, установлена продолжительность рабочего дня и рабочей недели, введены пособия по безработице. Есть и многие другие социальные достижения. Современная же Россия в области решения социальных проблем идет прямо противоположным путем - мы разваливаем все то, чего достигли.

1 Статью, подготовленную по материалам доклада Д.С. Львова, читайте // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. № 4.

Даже Соединенные Штаты Америки, которые все выдают за образец чисто рыночного процветания, заботятся о социальной поддержке населения. В США существуют государственные программы медицинского обслуживания. Все социальные аспекты, касающиеся рабочих, строго оговорены законами, руководители не имеют права без серьезных обоснований увольнять людей (об этом мне говорили руководители американских предприятий). Наше государство, наоборот, всеми силами старается оградить себя от решения социальных проблем.

Возникает закономерный вопрос, возможно ли в России предпринять серьезные шаги для улучшения социального положения основной массы населения? Безусловно, возможно. В настоящее время в нашей стране за счет высоких цен на нефть имеются значительные денежные средства, во всяком случае, мы сводим бюджет с профицитом. Возникает второй вопрос, где деньги? Ответом на него будут следующие цифры: в 2004 году было вывезено около 12 миллиардов долларов частного капитала, в то время как в 2003 году - 2 миллиарда долларов. Кроме того, государство кладет деньги на счета западных банков с целью увеличения золотовалютных резервов и стабилизационного фонда. Отсюда следующий вопрос, зачем в таком количестве (общая сумма государственных средств в зарубежных банках приближается к 150 миллиардам долларов) держать деньги за рубежом, получая мизерные проценты? Почему нельзя использовать значительную часть этих государственных средств для повышения заработной платы малооплачиваемым государственным служащим (учителям, врачам, ученым, медицинским работникам и т. д.), увеличения пенсий и размеров социальных льгот, уменьшая таким образом ту гигантскую разницу в доходах, о которой говорил Д.С. Львов. Существует мнение, что такая политика приведет к инфляции. Но в прошлом году не было серьезного повышения заработной платы, а цены росли быстрее, чем прогнозировалось. В начале 2005 года рост цен продолжился.

В экономической теории нет доказательств тому, что главная причина инфля-

ции - рост денежной массы. Очевидно, в России основной причиной общего роста цен в 2004 - начале 2005 года являются высокие темпы роста цен на энергоносители (нефть, газ, электроэнергию). Так, в 2004 году бензин подорожал на 35 процентов. Когда Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в качестве условия вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) потребовало от России повысить цены на энергоносители, наши правительственные чиновники отказались выполнить это требование, справедливо мотивируя отказ тем, что такое повышение вызовет инфляцию. Но в течение 2004 года стало ясно, что отказ от требования ЕЭС был только на словах, а на деле при попустительстве Правительства Российской Федерации начался рост цен на бензин, газ, электроэнергию. На российском рынке цены на энергоносители приближаются к европейским, хотя в России и странах Европы экономические условия совершенно разные. К росту цен ведет и политика других монополистов, например на рынке жилья. При себестоимости 1 квадратного метра жилой площади 300-500 долларов жилье продается за 1 500-2 000 долларов за 1 квадратный метр. Так что причины инфляции надо искать не в росте доходов населения или денежной массы, а в действиях монополий, с которыми борьба не ведется.

Если Правительство боится инфляции, пусть целенаправленно вложит имеющиеся в его распоряжении деньги в конкретные программы строительства больниц, школ и других объектов, действительно необходимых для решения социальных проблем. Однако этого не происходит, и деньги вывозятся за рубеж. Почему сегодня эту политику так настойчиво отстаивает экономический блок Правительства, особенно Министерство финансов Российской Федерации? В условиях, когда многие предприятия еще не функционируют или работают вполсилы, а целые отрасли отечественного производства, например фармацевтическая, выведены из строя, очевидна необходимость проведения промышленной политики. В отличие от министров экономического блока руководители Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации это пони-

мают и настаивают на проведении промышленной политики, при этом считая необходимым активное участие государства в решении проблем развития промышленности.

Не менее значимой проблемой, о которой уже говорили представили «Российских железных дорог», является необходимость капиталовложений. Объяснением тому, что проблема капиталовложений не решается, хотя это - основной фактор роста производства, а следовательно, и роста доходов населения, представляется следующее. Во-первых, государство практически полностью отказало в поддержке отраслям, нуждающимся в государственной помощи.

Во-вторых, у производственных компаний нет возможности получать долгосрочные кредиты под выполнение крупных проектов. Многочисленные, но слабые по мировым стандартам российские банки, фактически не имеют «длинных денег». Крайне слабые в нашей стране и другие финансовые структуры (страховые компании, пенсионные фонды и т. п.), в то время как на Западе такие структуры являются важнейшими инвесторами. Слабо развитый фондовый рынок пока также не является серьезным источником внешнего финансирования.

В-третьих, действующая в России налоговая система не стимулирует, а препятствует росту инвестиций. Грубейшей ошибкой стало принятие налоговой политики, узаконенной в Налоговом кодексе Российской Федерации. Введение новой налоговой политики лишило предприятия возможности освобождать от налогообложения ту часть прибыли, которая идет на инвестиции. Заметим, что на Западе экономический рост и особенно бурный технический прогресс во многом зависят от разумной налоговой политики. Практически во всех Западных странах существуют системы ускоренной амортизации, позволяющие компаниям в короткие сроки (иногда в течение года) списывать в амортизационные фонды стоимость оборудования, которое реально продолжает функционировать. Списание в амортизационные фонды означает освобождение от налогообложения, но такие фонды могут использоваться только для капиталовложений. Таким образом, создает-

ся мощный стимул к постоянному росту инвестиций в новые технику и технологии. Прибыль, направленная на инвестиции, часто не облагается налогом. Кроме того, в ряде стран дифференцируется налогообложение прибыли, предназначенной для выплаты дивидендов (ставки налогов иногда составляют 30 процентов), и той ее части, которая остается в распоряжении компаний (например 3 процента). Пересмотр налоговой политики в отношении амортизационных фондов и прибыли компаний, направляемой на расширение их собственных средств для капиталовложений, представляется делом первостепенной важности.

В-четвертых, иностранные инвестиции не стали значимой составляющей частью вложений в российскую экономику. В нашей стране инвестиционный климат для прямых инвестиций еще не создан. И дело не столько в непро-работанности существующих законов, сколько в узости внутреннего рынка страны. Иностранным инвесторам не имеет смысла создавать предприятия, если внутренний рынок не в состоянии поглотить их продукцию. Это, кстати, одна из причин низкого уровня и отечественных инвестиций. В России иностранные инвесторы охотно вкладываются в экспортные отрасли - добычу нефти и других полезных ископаемых. Но во всем в мире капиталы идут в те страны, в которых быстро развиваются внутренние рынки.

Как для иностранных, так и для отечественных инвесторов все более серьезной проблемой становится коррупция, достигшая в России небывалых масштабов, однако реальная борьба с ней не ведется. Необходимость давать многотысячные взятки чиновникам разного уровня повышает истинную стоимость осуществления проекта, а подчас вообще отбивает у иностранных предпринимателей желание работать в России.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что, несмотря на исключительно благоприятную внешнеэкономическую ситуацию и огромные доходы, руководство страны не решает проблемы повышения доходов населения, особенно его беднейшей части. За чертой бедности более 1/5 населения страны. Между тем рост доходов граждан - важный фактор расширения внутреннего рынка. Не

предпринимаются реальные шаги к проведе- «нефтяной иглы», на которой она сейчас на-нию промышленной политики, направленной ходится. Государство должно повернуться на коренное изменение структуры отечест- лицом к реальному сектору экономики и венного производства и снятие экономики с приять активные меры для его развития.

Я.Н. ДУБЕНЕЦКИЙ

руководитель Центра инвестиций Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, член Национального экономического совета, академик Международной академии управления, член-корреспондент Международной академии информатизации

На мой взгляд, оценка экономических итогов года должна базироваться, прежде всего, на анализе изменений, касающихся экономической базы общества - производительных сил страны. К сожалению, именно состояние производительных сил обусловливает большую озабоченность будущим страны вообще, ее жизнеспособностью, безопасностью и целостностью, в частности.

Сначала о первой из двух составляющих производительных сил - о производственном аппарате, материальной базе экономики. Здесь не произошло каких-либо заметных положительных сдвигов, и даже, наоборот, наблюдается дальнейшее ухудшение. Продолжается старение основных производственных фондов. По большинству отраслей этот показатель составил более 70 процентов. Нет никаких признаков проведения сколько-нибудь масштабной модернизации производственного аппарата. В некоторых отраслях десятки и даже сотни заводов попросту уничтожены, в их числе - ряд новейших предприятий. Например, Красноярский завод тяжелых экскаваторов, в создание которого в 70-80-е годы прошлого столетия были вложены сотни миллионов рублей, полностью разграблен, стоят голые, зарастающие бурьяном заводские стены, а ценнейшее оборудование построенного по новейшим импортным технологиям завода «Русский дизель» в Санкт-Петербурге разворовано, пущено на металлолом неоднократно сменявшимися владельцами. При этом никто ни за что не отвечает, так как приватизация проводится без установления какой-либо фактической ответственности за сохранение профиля предприятия, его работоспособности, приумножение его производственного потенциала, за то, чтобы предпри-

ятие стало конкурентоспособным. Почти повсеместно разрушены опытно-конструкторские и проектно-технологические структуры предприятий и даже отраслей.

Практически полностью утрачены целые отрасли промышленности, причем самое негативное заключается в том, что в их числе отрасли, определяющие технологическое будущее экономики - электроника, радиоэлектроника, средства связи и информатики. По этой причине резко возросла относительная сырьевая и полусырьевая направленность экономики, что привело к крупным макроэкономическим перекосам в экономическом положении страны. Известно, что Советский Союз по объему производства составлял около 65 процентов от уровня Соединенных Штатов Америки, по сравнению с США в России в составе Союза производство составляло около 50 процентов. Сегодня объем валового внутреннего продукта (ВВП) нашей страны - всего 4-5 процентов от уровня США. Примерно половина причин, обусловивших снижение объема ВВП, относится на счет падения производства, остальные - на счет ухудшения структуры производственных результатов, катастрофического снижения удельного веса продукции высокой степени обработки. Не менее красноречивы следующие данные: в 2004 году в США при росте объема ВВП на 4 процента и при его абсолютном объеме примерно в 11 триллионов долларов прирост ВВП за один год равнялся всему годовому объему в России. Так сказать, приехали, доуправлялись экономикой, допереформировывались.

Процесс развала производственного потенциала захватывает все больше отраслей оборонного комплекса. В результате,

видимо уже в ближайшем будущем, мы не сможем производить современное вооружение: боевые самолеты, ракетную технику, системы наведения и т. п., не говоря уже о перспективных образцах оборонной техники - высокоточном оружии, автоматизированных системах управления боевыми действиями и т. д. Судя по всему, происходит глубокая деиндустриализация страны. Зайдите на любой рынок строительных материалов, вы с трудом найдете топор или гвозди отечественного производства.

Еще хуже положение второй, не менее важной составляющей - производительных сил страны : человеческого потенциала, занятых в материальном производстве трудовых ресурсов. Предприятия, у которых появляются заказы, испытывают острую нехватку рабочей силы необходимой квалификации, так как средний возраст промышленных рабочих составляет 60 лет, то есть они фактически находятся на выходе из трудоспособного возраста. Пополнения молодыми рабочими практически не происходит. Да и нельзя требовать от молодых людей, чтобы они работали на заводах с допотопной техникой, где платят весьма скудно, а зачастую и с задержками. Даже в отраслях высоких технологий полностью утрачен престиж рабочих профессий, почти полностью разрушена система профессионального технического образования. К тому же в средствах массовой информации пропагандируется праздность, практически отсутствуют серьезные статьи, касающиеся экономических аспектов социальной жизни. Думаю, вряд ли кто-нибудь из присутствующих припомнит, чтобы в прошлом году хотя бы на одном из десятка телевизионных каналов (за исключением отдельных сюжетов в программе «Момент истины», похоже, не воспринимаемых властями всерьез) обсуждались проблемы промышленности, предпринимались попытки найти способы их решения, однако нашему вниманию с завидным постоянством предлагаются передачи с участием астрологов и иных шарлатанов.

Возникает закономерный вопрос, а есть ли вообще у России перспектива сохранения работоспособных будущих поколений. Не так давно в Интернете появилось «радостное»

сообщение одного из изданий нашей полностью свободной (в первую очередь, видимо, от морали) прессы о том, что половина нынешних школьников не доживет до 25-30 лет. Первое впечатление - дешевая, высосанная из пальца сенсация. Однако в результате анализа некоторых данных выясняется, что такая ужасная перспектива достаточно реальна. По данным социологических исследований, треть школьников-старшеклассни-ков регулярно принимает наркотики. Эта беда уже коснулась одиннадцатилетних школьников. Есть данные, что даже в некоторых московских школах наркотиками «балуется» до 90 процентов учеников. Трагедия состоит в том, что эти пагубные пристрастия распространяются со скоростью степного пожара. Известно также, что у наркоманов обратного пути нет: лишь 2-3 процента в силах справиться с этой практически неизлечимой социальной болезнью. Добавьте стремительные темпы распространения СПИДа и алкоголизм (детский и подростковый пивной алкоголизм). Таким образом, получается, что это сенсационное сообщение не так уж далеко от истины. Однако реакции ни общества, ни властей на эту ужасающую информацию не наблюдается. В США благодаря острой и беспощадной борьбе с этим злом удалось в какой-то мере стабилизировать положение, нам же, видимо, чужой полезный опыт ни к чему. Нам лишь сообщают о том, что на той или иной таможне изъяли какое-то количество героина. Правоохранительные же структуры, специально созданные для того чтобы решать эту проблему, каких-либо эффективных и масштабных действий не демонстрируют. Все это невольно наводит на мысль, не кормятся ли они сами от опекаемой ими сферы? Зато усиленно терроризируется врач, собиравшийся применить лекарство, в состав которого входит допустимая доза наркотика, чтобы помочь пациенту. До боли знакомая показуха, имитация активности и высокой принципиальности.

Анализируя состояние производительных сил страны, неизбежно приходишь к выводу, что экономические итоги 2004 года можно оценить только и однозначно как резко отрицательные, а конъюнктурно-внешние положительные данные о росте ВВП на 6 процентов

или экспорта нефти на 17 процентов абсолютно не меняют картину дальнейшего распада производственного базиса общества. Россия все больше увязает в трясине отсталой, неконкурентоспособной экономики, все больше приближается к тому, чтобы войти в состав наиболее отсталых стран третьего мира.

Неизбежно возникает следующий вопрос, возможно ли изменить эти удручающие уже не тенденции, а твердо сложившиеся направления движения страны по наклонной плоскости. Бесспорно, еще существует огромный потенциал для того, чтобы исправить положение, но для этого нужна осмысленная, созидательная экономическая политика, которая в России на протяжении уже многих лет отсутствует, и прошедший год не является исключением. Правда, регулярно разрабатываются какие-то стратегии на среднесрочный период, создаются сценарные условия развития, в том числе по отраслям. Но если вникнуть в эти многостраничные плоды бюрократических трудов, то становится очевидной их пустота, бессодержательность, полная бесполезность. Нельзя также считать какой-либо экономической политикой объявляемые цели, например удвоить ВВП или развить систему технопарков, или (что вызывает особое умиление в силу оторванности от реалий) за два года добиться конвертируемости рубля. Эти лозунги звучат привлекательно, но без создания каких-либо конкретных механизмов их реализации, реальных программ их исполнения, маневра ресурсами и их подключения указанные цели останутся либо пиаровскими забавами, либо чистейшей «маниловщиной». Тем более что управляющие ключевыми звеньями экономики структуры еще и откровенно игнорируют эти цели. Отсутствует и вразумительная как общеэкономическая, так и промышленная, аграрная, инвестиционная, денежно-кредитная политика. В оправдание запущен в оборот, например такой демагогический тезис: промышленная политика - это эффективный способ разворовывания бюджета (как будто при отсутствии промышленной политики в нашей стране бюджет не разворовывается, причем весьма успешно).

Главной причиной сложившегося положения следует признать тот факт, что экономи-

кой и особенно денежным хозяйством страны в течение вот уже полутора десятков лет управляют носители примитивных либерально-монетаристских взглядов, механически и бездумно переносящие на экономические условия России принципы регулирования высокоразвитых рыночных экономик. Большинство слепо верят во всесилие «невидимой руки рынка», хотя наш многолетний опыт доказал, что если эта рука что и делает успешно, так это невидимо выводит из экономического оборота страны и невидимо перекачивает в чужие экономики сотни миллиардов долларов. В этой ситуации неизбежно напрашивается вывод о том, что коррумпированные властные структуры не заинтересованы в здоровом экономическом (а также социальном) развитии общества, так как в случае оздоровления экономики они, безусловно, лишатся возможности паразитического присвоения результатов общественного труда.

Особое удивление вызывают упорное стремление властей быстрее вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), непонимание того, что при практически полной (в силу технологического отставания) некон-курентоспособности большинства наших производственных отраслей и из-за отсутствия эффективной политики и практики их масштабной технологической модернизации вступление России в ВТО неизбежно приведет к разрушению остатков отечественной обрабатывающей промышленности, вероятно, также и сельского хозяйства, не говоря уже о банковском и страховом секторах. На этом фоне высказывания бывших экономических министров по поводу того, что российская экономика, работая в рыночных условиях, уже подготовлена к вступлению в ВТО, выглядят, мягко говоря, странными. Нередко выдвигается, по существу, лживый лозунг - мы, мол, заботимся о наших потребителях, ведь после вступления России в ВТО в страну будут поступать дешевые импортные товары. Однако приверженцы такой позиции забывают одну существенную деталь: для того чтобы приобретать, надо что-то продавать, а при разрушении отечественных производственных отраслей продавать вообще будет нечего.

Распад производственного базиса общества происходит в условиях накопления гро-

мадных, превышающих сколько-нибудь обоснованные размеры резервов денежных средств. Объем золотовалютных резервов (в рублевом эквиваленте) и стабилизационного фонда сравнялся со всей обращающейся рублевой денежной массой. В сложившейся экономической ситуации одним из возможных решений проблемы является направление хотя бы десятой части имеющихся резервов, строго используя кредитные механизмы, на финансовое обеспечение крупных заказов высокотехнологичным отраслям промышленности (авиастроению и т. п.). Посре-

дством загрузки смежных отраслей это существенно ускорило бы как темпы роста ВВП, так и повысило бы возможности технологической модернизации занятых отраслей и экономики страны в целом2. Однако экономические власти России, похоже, не намерены заниматься поисками решения проблем, и если ситуация не изменится, то наша экономика войдет в застой, который окажется на порядок худшим, чем застой 70-80-х годов прошлого века, для преодоления которого, казалось, и затевалось проведение радикальных социально-экономических реформ.

Р.И. НИГМАТУЛИН

председатель Уфимского научного центра Российской академии наук, академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук

Я, как и многие мои коллеги - члены Российской академии наук, считаю, что в 2004 году Россия продолжала разрушаться, поэтому с горьким сожалением ставлю Правительству Российской Федерации двойку за то, что в результате трех разрушительных процессов, происходивших в нашей стране, она, по словам Маргарет Тэтчер, «больна и в настоящее время, без преувеличения, умирает».

Во-первых. Продолжилось разрушение российской экономики. Руководство страны довольно ростом валового внутреннего продукта (ВВП) на 6,8 процента. А что за этим стоит? Советник Президента Российской Федерации А. Илларионов разъяснил: «только за счет продажи нефти и беспрецедентного роста цен на нее ВВП выросло на 11 процентов. Значит, - продолжил он, - вклад остальной части экономики в ВВП сократился на 11 - 6,8 = 4,2 процента. Сохранилась высокая инфляция: 11,5 процента». Но самое трагичное заключается в том, что в стране ускоренными темпами идет деиндустриализация, мы теряем производительные силы. В России не только не строятся заводы, не производится новая гражданская техника, но и существующие заводы и фабрики продолжают простаивать, закрываться, их оборудование растаскивается. Ситуация с открытием огромного количества магазинов, казино и баров напоминает «пир во время чумы».

Сокращение материального производства подтверждается падением потребления нефти внутри страны. Если в 1990 году мы ежегодно потребляли 1,8 тонны нефти на душу населения, то в 2004 году - 0,8 тонны, несмотря на рост числа автомобилей в стране. Это не экономия, это следствие необратимого сокращения производства. Для сведения: в России добывается 3 тонны нефти в год на душу населения, но ее основная часть вывозится в виде сырой нефти (1,7 тонны) и нефтепродуктов (0,5 тонны). Кстати, в Соединенных Штатах Америки на душу населения потребляется 3,5 тонны нефти в год (из них только 0,7 тонны -на легковые автомобили), в Германии, Японии и Южной Корее - 2,2 тонны.

Несмотря на неоднократные разъяснения ученых, ни Правительство Российской Федерации, ни депутатское большинство Государственной Думы не осознают, что главным двигателем рыночной экономики является покупательский спрос. Для России спрос на товары народного потребления определяется заработной платой трудящихся, поэтому необходимо поднять долю ВВП, идущую на оплату их труда, с 25 до 50 процентов за счет сокращения сверхдоходов богатой части населения, составляющей 5 процентов от населения страны. Для сравнения: в США, Европе и Японии доля оплаты труда в ВВП составляет 60-70 процентов.

Подробно об этом читайте // Проблемы прогнозирования. 2003. № 1.

2

Если учитель, врач, офицер, рабочий не может себе позволить один раз в год воспользоваться услугами аэрофлота, чтобы отправиться с семьей в отпуск, то отечественная авиация не нужна. Богатые обойдутся без российских самолетов, они могут воспользоваться услугами компании «Боинг». Но тогда становятся ненужными и наши высококлассные заводы, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, авиационные вузы.

Если 1 килограмм хлеба стоит меньше 1 литра бензина (а большую стоимость наши полунищие трудящиеся и пенсионеры оплатить не могут), то сельское хозяйство разрушается, так как становится убыточным, вследствие чего не может оплачивать сельскохозяйственную технику и удобрения. В результате «лежат» заводы сельскохозяйственного машиностроения, а Правительство думает как «недотепа» в татарско-башкирской пословице: «телега сломается - будут дрова, бык сдохнет - будет мясо». Власть и ее идеологи никак не поймут, что главным инвестором рыночной экономики является сам народ, получающий сбалансированную долю ВВП в виде оплаты труда. Только в этом случае народ способен оплачивать жизнеобеспечивающие товары и услуги по сбалансированным (покрывающим издержки производства и обеспечивающим инвестиции) ценам, и только тогда будет формироваться двигатель экономики - покупательский спрос. Чтобы агропромышленный комплекс России не был убыточным, 1 килограмм хлеба должен стоить не меньше чем 4-5 литров бензина, как во всех «нормальных» странах.

В России псевдолиберальная власть создала губительный дисбаланс: из-за того, что трудящимся существенно недоплачивают, они не могут оплачивать свои первейшие нужды - питание, жилье, энергию, транспорт- по ценам, покрывающим издержки производства. В этих сферах многократно занижены цены, существуют десятки миллионов «льготников», а дотации из государственного бюджета не компенсируют затраты на них, и соответствующие жизнеобеспечивающие отрасли деградируют. Покупательский спрос и оплата труда должны быть

не меньше стоимости жизнеобеспечивающих товаров и услуг за вычетом дотаций из государственного бюджета (льготы и помощь бедным). Творец послевоенного немецкого экономического чуда Л. Эрхард учил: «покупательский спрос должен опережать производственные возможности».

Причем существующая недоплата труда не является экономией средств с целью их использования для инвестиций (так было в 1930-1950-е годы в СССР, и так происходит в современном Китае). В России деньги, которые образуются в результате недоплаты труда граждан, вместо того чтобы расходоваться на развитие жизнеобеспечивающих производств, проматываются (покупка дорогих машин, коттеджей, охранники, казино) и вывозятся за границу. Пора понять экономическую необходимость цивилизованного «передела» доходов (даже не собственности, а доходов) в пользу основной части населения с целью сбалансированности экономики, чтобы избыточные траты поступали на развитие производства через покупательский спрос. Пока не будет решена проблема «передела» или сбалансированности доходов, как во всех «нормальных» странах, экономика развиваться не будет, производство будет разрушаться, а цены - расти. Чтобы исправить положение необходима налоговая система, принятая в странах со сбалансированной экономикой, где налоги с больших доходов (тем более, если они получены за счет использования природных ресурсов) составляют 40-60 процентов, со средних - 10-20, с маленьких - 0, а с богатой собственности -3-4 процента от ее стоимости в год. Необходим закон об оплате труда, согласно которому минимальная месячная заработная плата должна быть не меньше стоимости 300-400 килограммов хлеба или 1 200 литров бензина. Чтобы спасти производство, стимулировать его рост, надо стремиться к введению сбалансированных ценовых соотношений на хлеб, топливо, труд, а также на транспорт и жилье, а не ждать поступления инвестиций.

Конечно, надо совершенствовать управление экономикой, освобождать ее от «берущей» и «указующей руки» государственных чиновников. Приведу лишь один пример. На завершение строительства третьего блока

Калининской атомной станции, пущенного в конце 2004 года в присутствии Президента Российской Федерации В. Путина, затраты (за счет налогоплательщика) составили 1,3 миллиарда долларов, хотя этот блок на две трети был построен еще при советской власти. Для сравнения: в Украине завершение строительства двух такой же степени готовности блоков обошлось в 0,6 миллиарда долларов. Вакханалия растрат и воровства сказалась на многих руководителях: их предприятия «лежат», рабочие получают нищенскую заработную плату, а порой вообще ее не получают. Работники сельскохозяйственных предприятий годами получают заработанное только «натурой», в то время как руководители этих предприятий строят коттеджи, разъезжают на дорогих машинах и поправляют здоровье на зарубежных курортах. Несбалансированность цен и растраты убивают экономику России. Власть и ее идеологи далеки от понимания базисных истин. Вот мнение академика Д.С. Львова: «Что же мешает? Догмы и ... диспропорции между технологической и стоимостной структурами. Никакого роста у нас не будет, если мы не приостановим существующую вакханалию».

Второй процесс разрушения - это разрушение российской нации. В 2004 году с прежним темпом, наметившимся 10 лет назад, продолжилось сокращение численности населения страны на 800-900 тысяч человек в год, причем не столько из-за падения рождаемости, сколько из-за увеличения уровня смертности (2 миллиона 300 тысяч человек в год, что в два раза больше, чем в Европе и Северной Америке). В 1990 году в России показатели смертности были меньше, чем в Германии, а именно 1 100 смертей на 10 тысяч человек, а сейчас - почти 1 700 смертей. Если бы в России сохранился уровень смертности 1990 года, то даже при существующем уровне рождаемости население страны практически не сократилось бы. Сокращение численности российского народа на 10 миллионов человек - плата за проведение безграмотных и безжалостных «реформ». Несмотря на протесты ученых-медиков, Правительство продолжает проведение разрушительных реформ в здравоохранении, смысл которых - «спихнуть» ответственность за меди-

цинское обслуживание населения на страховые фонды и самих нищих трудящихся.

Таким же образом решается судьба фундаментальной науки, образования, культуры. Фундаментальную науку уже привыкли обвинять в отсутствии инноваций в стране. Но это не что иное, как перекладывание проблем с больной головы на здоровую. Вспомним пропорцию: 1 рубль - на фундаментальную науку, 10 - на отраслевую и 100 - на внедрение разработок в производство. Сейчас (в этих условных цифрах) на фундаментальную науку вместо 1 рубля государство тратит всего 20 копеек. В большинстве отраслей наука уже «умерла» (вместо 10 рублей на нее расходуется 30 копеек). Что касается расходов на внедрение разработок, то и они выражаются в копейках. Кто-то советует искать деньги для инноваций на рынке. Но ведь на российском рынке не работают основные рыночные механизмы, отсутствует платежеспособный спрос на отечественную продукцию. Ответственность за это несет Правительство Российской Федерации, а не профессора и академики. Правительство и депутатское большинство никак не вникнут в суть теоремы, многократно повторяемой академиком Львом Абалкиным: «низкая оплата труда - главный тормоз научно-технического прогресса». Надо понять еще одну теорему, выведенную академиком В.Л. Макаровым: «организация спроса на знания - прямая функция государства». Помимо всего прочего, в нашей стране власть и «бизнес-элита», стараясь «заработать» на «откатах» от импорта, препятствуют продвижению даже тех немногих разработок, которые удается довести до производства.

В развал страны свой вклад вносит экономическая деградация. Мы потеряли не только сотни тысяч инженеров, но и миллионы рабочих: мы лишились квалифицированного рабочего класса. Миллионы талантливых классных специалистов вместо созидательного труда занимаются торговлей и обслуживанием богатых. Даже если в конце концов мы возьмемся за ум, потеря созидателей станет долговременным тормозом на пути развития общества, и за пятнадцатилетний разгул волюнтаризма и растрат придется расплачиваться преодолением тяжкого «похмелья».

И, наконец, третий разрушительный процесс - повальная, сверху донизу, коррупция, материальной базой которой являются сверхдоходы богатых, полученные за счет использования природных ресурсов. Президент В. Путин признал, что коррупция проникла в правоохранительную и судебную системы. Суды стали независимыми, но процветают взяточничество и безнаказанность в соответствующих инстанциях. Продолжает разрушаться армия. Министр обороны Российской Федерации «успокоил» тем, что по сравнению с 2004 годом в 2005 году на нужды армии запланировано примерно в 1,5 раза больше средств. Но это «как мертвому припарка», так как для спасения армии, ее вооружения, не обновляемого в течение 15 лет, необходимо в три раза больше средств. Пора понять, что с таким тощим государственным бюджетом и непомерными тратами богатых, с таким количеством вывозимого капитала наша страна не поднимется. Вывод простой: либо мы будем иметь государство с нормальной армией, образованием, наукой, медициной, культурой, правосудием, милицией, отлаженной работой жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ), но при умеренных тратах на роскошь, либо будем иметь то, что имеем. Если учитель, врач, профессор, офицер получают 3 000-6 000 рублей в месяц, и при этом богатые купаются в роскоши, то народ будет презирать и ненавидеть такое государство.

Где взять деньги для спасения городского транспорта? Этот вопрос неоднократно поднимался при обсуждении замены льгот денежными компенсациями из государственного бюджета. Удивительно, что народ, министры и депутатское большинство не осознают, что существующего государственного бюджета и ничтожных заработных плат и пенсий малообеспеченных людей (а именно они пользуются городским транспортом) не хватит на содержание этого транспорта. Нетрудно посчитать, что если 50 миллионов трудящихся 25 дней в месяце будут пользоваться городским транспортом (туда и обратно) при стоимости одной поездки 5 рублей, то потребуется 150 миллиардов рублей в год. А если учесть, что для окупаемости этого вида транспорта надо повысить его оплату в три раза (в «сбалансированных» странах проезд

на городском транспорте стоит 1-2 доллара), то потребуется 450 миллиардов рублей в год. Для обеспечения ЖКХ необходимо не 500 (столько выделяется сейчас), а 1 500 миллиардов рублей в год. На нужды медицины к имеющимся 300 надо срочно добавить 250 миллиардов рублей в год, столько же - на образование и т. д. Таким образом, для спасения всех этих отраслей и реальной монетизации жизнеобеспечивающих услуг 30 миллионам «льготных» пенсионеров с ничтожными пенсиями и 30 миллионам «льготных» трудящихся с ничтожными заработными платами к выделявшимся на обеспечение «льготников» 100 миллиардам рублей необходимо добавить не 200 (как запланировано Правительством на монетизацию), а 1 500 миллиардов рублей в год. В итоге чтобы 60 миллионов нуждающихся по минимуму оплачивали жизнеобеспечивающие услуги, им надо добавить 2 000 рублей в месяц. Таких денег в государственном бюджете при существующем экономическом строе нет и никогда не будет. А ведь, кроме этого, необходимо поддержать армию, правоохранительные органы, обеспечить средства на внедрение новых технологий и т. д., то есть потребуется еще около 1 000 миллиардов рублей. В результате государственный бюджет с 3 500 должен увеличиться как минимум до 6 000 миллиардов рублей в год, или до 45 процентов ВВП, как в сбалансированных странах Европы, Америки и Азии.

Таким образом, государство должно собирать почти в два раза больше налогов. И конечно же не с бедных (у них таких денег нет), а только с богатых, как это делается во всех сбалансированных странах. Там все граждане заполняют налоговые декларации. Говорят, дескать, в России до 1998 года существовал такой же порядок, однако богатые скрывали доходы. Чтобы этого не происходило, надо выявлять и наказывать таких богатых, опять же, как в «сбалансированных» странах. Успешные страны живут по таким принципам, поэтому не надо представлять ситуацию как раскулачивание олигархов. Введение такого порядка необходимо не только ради восстановления социальной справедливости, но и для спасения народного хозяйства. У России единственный путь - взять курс на создание нового экономического порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.