Научная статья на тему 'Итоги двух мировых войн для формирования новой системы международных отношений'

Итоги двух мировых войн для формирования новой системы международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
810
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ВОЙНА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИГА НАЦИЙ / ООН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федотов Р. Э.

Данная работа посвящена выявлению причинно-следственных связей между крупнейшими за всю историю военными конфликтами и сложившимися после их окончания системами международно-правовых отношений. Проводится оценка международных организаций (определяется степень соответствия деятельности организаций целям их формирования) и правовых актов международного значения. нтральное место в данной работе отводится изучению деятельности Лиги Наций и Организации Объединенных Наций. Кроме анализа становления и развития систем международного права, основанного на мнениях специалистов в данной области, в статье представлено видение автора по поводу сегодняшнего функционального состояния ООН, поднимается проблема обоснованности существования данной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги двух мировых войн для формирования новой системы международных отношений»

УДК: 327.7

Федотов Р.Э.

ИТОГИ ДВУХ МИРОВЫХ ВОЙН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УП РФ СПБЮИ (ф), г. Санкт-Петербург [email protected]

Резюме.

Данная работа посвящена выявлению причинно-следственных связей между крупнейшими за всю историю военными конфликтами и сложившимися после их окончания системами международно-правовых отношений. Проводится оценка международных организаций (определяется степень соответствия деятельности организаций целям их формирования) и правовых актов международного значения.

нтральное место в данной работе отводится изучению деятельности Лиги Наций и Организации Объединенных Наций.

Кроме анализа становления и развития систем международного права, основанного на мнениях специалистов в данной области, в статье представлено видение автора по поводу сегодняшнего функционального состояния ООН, поднимается проблема обоснованности существования данной организации. Ключевые слова: мировая война, международные отношения, Лига Наций, ООН

Summary.

Fedotov R. The impact of the two world wars on the creation of a new system of international relations.

This work is devoted to the identification of cause-and-effect relations between the largest in the history of military conflicts and the systems of international legal relations that have developed since their end. The assessment of international organizations (determined by the degree of activity of the organizations with the objectives of their formation) and legal acts of international importance. Central to this work is the study of the League of Nations and the United Nations. In addition to the analysis of the formation and development of systems of international law, based on the opinions of experts in this field, the article presents the author's vision

of the current functional state of the UN, raises the problem of the validity of the existence of this organization.

Keywords: world war, international relations, League of Nations, UNO.

В результате первой мировой войны рухнули четыре империи (Германская, Австро-Венгерская, Российская и Оттоманская) и 20 монархий. Победители -страны Антанты - серией договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Этими договорами было предусмотрено создание новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, для ряда западных стран устанавливался принцип «открытых дверей» в Китае. Однако большинство достигнутых соглашений было сконструировано по старым меркам и канонам, в которых доминировало подчеркнутое унижение проигравшей стороны1. Этот факт свидетельствует о косности европейской дипломатии того времени, неспособности ее признать старую систему межгосударственных взаимоотношений тупиковой и перейти к новым формам взаимодействия на равных условиях, координируемых совместными усилиями всех государств.

Новатором в данной сфере выступила Советская Россия. В 1917 году был издан Декрет о мире. В соответствии с содержанием документа захватнические войны провозглашались величайшим преступлением против человечества, что требовало кардинальных изменений в международном праве, которое на тот момент узаконивало войну. Выдвигалось требование ликвидации колониальных отношений, провозглашалось право народов на самоопределение. Как противоправное деяние была квалифицирована аннексия. Были предусмотрены и гарантии осуществления этих принципов2.

Особую роль имеют так называемые 14 пунктов Президента США Вудро Вильсона3. Появление этого документа в определенной степени было стимулировано программой советского правительства. Его основные положения сводились к следующему: свобода международной торговли; сокращение

1 Первая мировая война и конец Российской империи: [в 3 кн.] / [Р. Ш. Ганелин и др.; редкол.: Р. Ш. Ганелин (отв. ред.) и др.]; Российская акад. наук, Санкт-Петербургский ин-т истории. -Санкт-Петербург: Лики России, 2014.

2 А.О. Чубарьян «От Декрета о мире к стратегии мира 80-х годов» - М. : Знание, 1987. - 63с

3 Г. Никольсон «Как делался мир в 1919 году» - Москва: Икс-Хистори, 2015

вооружений; передел колоний и решение территориальных проблем Европы. Особого внимания заслуживает пункт о создании союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств. Он был реализован в учреждении 10 января 1920 года Лиги Наций.

Лига Наций объединила свыше 50 государств и содержала в себе значительные возможности для координации усилий стран в целях обеспечения мира. Были сделаны шаги в направлении определения общих целей и основных принципов международного права. Развивалось регулирование сотрудничества в специальных областях. Упрочивалось международно-правовое сознание. Но в целом, к сожалению, государства не проявили заинтересованности в совершенствовании международного права. Свидетельством тому может служить их позиция в отношении кодификации международного права: государства просто не желали связывать себе руки4. И все же правительства стран осознавали важность мирного урегулирования взаимоотношений между собой5.

В 1921 году на международной конференции в Генуе в целях разрешения разногласий между странами было предложено созвать всемирный конгресс на основе полного равенства всех народов и признания за всеми ними права распоряжаться своей судьбой. В качестве гарантии мира предлагалось всеобщее сокращение вооружений. Спорные вопросы должны были решаться мирным путем. Решения конференции повлияли на принятие в 1925 году Женевского протокола о запрещении применения ядовитых газов и бактериологического оружия6.

Важным шагом в направлении к современному международному праву было принятие в 1928 году Парижского пакта об отказе от войны, как орудия национальной политики (пакт Бриана-Келлога)7. Война по этому документу возможна только в общих интересах государств, а урегулирование всех разногласий должно осуществляться только мирными средствами. К большому сожалению, страны Европы не смогли удержать мир в равновесии,

4 О. В. Афанасьева «Краткий очерк истории Лиги наций» - Москва: Госполитиздат, 1945

5 А. С. Протопопов «СССР, Лига Наций и ООН» - Москва: Мысль, 1968

6 Е. А. Коровин, В.В. Егорьев «Проблема разоружения в международном праве: Лига Наций в фактах и документах (1920-1929)» - Ленинград: Гос. изд-во, 1930

7 П. Л. Лапинский «Пакт Келлога и пакт против Келлога» - Ленинград: Гос. изд-во, 1928

допустив появление новой мировой войны. Ответственность за это в равной мере несут как западные государства, так и Советский Союз. Лига Наций, как и другие значимые мирные соглашения между странами, оказались проектом, опередившим свое время. Только после Второго глобального военного столкновения мир приходит к окончательному выводу о бесперспективности решения разногласий таким способом. Наступает эра сосредоточения общих усилий для обеспечения мира на Земле.

По прошествии Второй мировой практически все государства планеты осознают важность сохранения мира. Чудовищный размах войны, обилие колоссальных военных преступлений и создание нового, беспрецедентного по своей разрушительной силе, оружия (атомной бомбы) ясно давали понять, что следующее столкновение подобного масштаба попросту приведет к гибели всего человечества и Земли в целом.

Учреждение в 1945 году Организации Объединенных Наций стало центральным актом признания пережившим войну поколением того, что необходимо предпринять что-то радикальное, чтобы избежать появления подобных катастроф8.

Право, содержащееся в Уставе ООН, стало основой для послевоенной реконструкции международным сообществом своего юридического аппарата. В том, что касается подтверждения классических принципов (например, суверенитета государств во внутренней юрисдикции), и утверждения новых (например, запрещение любого применения силы государствами, кроме как для самозащиты), Устав ООН сразу же стал авторитетным источником права при осуществлении международных отношений и одновременно санкционировал учреждение всех тех новых органов, которые были призваны способствовать развитию этих отношений.

Вторая мировая война и создание ООН послужили мощным толчком к крупным изменениям на международной арене. В колониях европейских стран-победительниц усиливается национальное освободительное движение, которое приведет к появлению на карте мира многих десятков новых государств, в большой степени заинтересованных в соблюдении основополагающих принципов ООН, декларирующих равенство стран, охрану прав на

8 Л.Е. Гришаева «Россия и ООН: история и современность / Л. Е. Гришаева» - Москва: Компания Спутник+, 2007. - 459 с.

самоопределение и защиту границ.

Один из двух главных органов ООН - Совет Безопасности, получил возможность участвовать в обеспечении мира и порядка в разгорающихся конфликтах между государствами и даже внутри государств, при получении особого разрешения Генеральной Ассамблеи ООН. Миротворческие миссии не раз посылались в самые горячие места планеты и с честью выполняли там свою задачу. Бесчисленные и изощренные преступления против человека в период второй мировой во многом побудили мировое сообщество и конкретно Организацию Объединенных Наций сделать решительный и судьбоносный для всего мира шаг. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН принимает «Всеобщую декларацию прав человека». В ней говорилось, что «все люди рождаются равными в своих достоинствах и правах» и должны обладать всеми провозглашенными в Декларации правами и свободами.

К сожалению, Организация Объединенных Наций не смогла повлиять на создание двух крупнейших военных геополитических блоков НАТО и ОВД. Их соперничество за мировое господство, зачастую сильно подрывало авторитет ООН, которая в силу разных причин была не способна что-то изменить в

" 9

сложившейся ситуации9.

Одними из наиболее печальных проявлений слабости ООН являются события в Корее в 1950х годах и во Вьетнаме в 1960х-70х, когда США и их союзники, добившись одобрения своих действий в Организации Объединенных Наций, вторгались на территории государств для решения собственных задач, в первую очередь сдерживания распространения коммунизма, как заявляли сами руководители США. Следует отметить, что Соединенные Штаты нарушали целый ряд основополагающих принципов международного права, декларируемых в Уставе ООН. Но главным военным преступлением, за которое США так и не понесли ответственность, было бесчеловечное отношение к населению Кореи и Вьетнама. Американцы широко использовали химическое и бактериологическое оружие, выжигали целые населенные пункты и сотни гектаров джунглей напалмом и т.д10. В наше время на территориях,

9 В. В. Штоль «НАТО: динамика эволюции» - М.: Дипломат. акад. МИД России / Науч. кн., 2002.

10 В.А. Ливень «Война во Вьетнаме и внутриполитическая борьба в США» - Киев : Наукова думка, 1972. - 112 с.

подвергнутых такому воздействию во Вьетнаме, продолжают рождаться дети с серьезными физическими и психическими отклонениями. Советский Союз оказывал поддержку дружественным сторонам конфликтов в Корее и во Вьетнаме, а также принимал непосредственное участие в гражданской войне в Афганистане, однако его доля ответственности за многочисленные преступления против человека и природы в этих странах существенно ниже. Все это бросает серьезную тень на репутацию ООН. В наше время все чаще звучат высказывания о недоверии к ООН и призывы к ее немедленному реформированию.

Поводов к такому отношению с каждым днем становится все больше. Рост внешнеполитической активности России, направленной на разрешение сложных ситуаций в странах дальнего и ближнего зарубежья, прямо или косвенно влияющих на безопасность нашего государства, подрывает сложившийся в последние десятилетия образ США, как единоличного обладателя права на вмешательство в процессы внутри иностранных держав. Реальная возможность восстановления глобального политического баланса сил, со времен распада СССР и прекращения существования ОВД, побуждает США к принятию жестких мер, для подтверждения авторитета гегемона (одними из ярких примеров резонансных и далеко не всегда дальновидных решений США являются решение о выходе из ЮНЕСКО, а также недавнее объявление отказа от соблюдения условий договора о РСМД). Открытая поддержка Америкой оппозиционных сил в Сирии, способствующих дестабилизации ситуации в арабской республике, а также деятельности властей Украины по эскалации гражданской войны на ее территории, может считаться ничем иным, как попранием основополагающих принципов международного права в угоду сомнительной цели мирового господства.

Учитывая сложившееся положение вещей, Совет Безопасности Организации Объединенных Наций не предпринимает никаких более или менее существенных действий, которые могут повлиять на развитие вышеуказанных и других событий международной важности, чем свидетельствует об утрате своего значения как международного арбитра, который в состоянии обеспечить мир и безопасность в странах-участницах ООН. Претензии существуют и к деятельности других органов ООН.

Подобная пассивность ООН несет в себе угрозу ее дальнейшей ликвидации, что

станет тяжелейшим ударом по действующей системе международных отношений.

Таким образом, после второй мировой войны была создана устойчивая система международного права, важнейшей составной частью которой стала Организация Объединенных Наций. Однако ее деятельность, принесшая много пользы, подчас носила очень противоречивый характер. На сегодняшний день, вопрос об обоснованности ее дальнейшего существовании остается открытым.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Первая мировая война и конец Российской империи: [в 3 кн.] / [Р. Ш. Ганелин и др.; редкол.: Р. Ш. Ганелин (отв. ред.) и др.]; Российская акад. наук, Санкт-Петербургский ин-т истории. - Санкт-Петербург: Лики России, 2014 А.О. Чубарьян «От Декрета о мире к стратегии мира 80-х годов» - М. : Знание, 1987. - 63с

Г. Никольсон «Как делался мир в 1919 году» - Москва: Икс-Хистори, 2015. -414с.

О. В. Афанасьева «Краткий очерк истории Лиги наций» - Москва: Госполитиздат, 1945. - 40с.

A. С. Протопопов «СССР, Лига Наций и ООН» - Москва: Мысль, 1968. - 167с. Е. А. Коровин, В.В. Егорьев «Проблема разоружения в международном праве: Лига Наций в фактах и документах (1920-1929)» - Ленинград: Гос. изд-во, 1930. - 431с.

П. Л. Лапинский «Пакт Келлога и пакт против Келлога» - Ленинград: Гос. изд-во, 1928. - 138с.

Л.Е. Гришаева «Россия и ООН: история и современность / Л. Е. Гришаева» -Москва: Компания Спутник+, 2007. - 500 с.

B. В. Штоль «НАТО: динамика эволюции» - М.: Дипломат. акад. МИД России / Науч. кн., 2002. - 416с.

В.А. Ливень «Война во Вьетнаме и внутриполитическая борьба в США» - Киев: Наукова думка, 1972. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.