Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №6
УДК 328.1, 329.1 EDN: FUJICI
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620227084
ИТОГИ 2022 г.: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ШТАНДОРТ ГЕРМАНИИ НА ГРАНИ ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ?
Владислав Борисович Белов
ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: belov@instituteofeurope.ru, ORCID: 0000-0002-5096-193X
Ссылка для цитирования: Белов В.Б. Итоги 2022 г.: экономический штандорт Германии на грани деиндустриализации? // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №6. С. 70-84. DOI: 10.15211/vestnikieran620227084
Аннотация. В 2022 г. экономика Германии оказалась под влиянием трёх кризисов: пандемического, энергетического и геополитического. Последние два существенно усилились весной в связи с резким обострением конфликта вокруг Украины. Следствием стал дальнейший рост мировых цен на энергоносители, сохранение транспортно-логистических трудностей, разрывы в цепочках создания стоимости, дефицит важных комплектующих. Это привело к углублению существующих и возникновению новых проблем в отраслях немецкой обрабатывающей промышленности - основы товарного экспорта и импорта Германии, традиционно определяющих важнейшие количественные параметры её ВВП. Несмотря на активное вмешательство государства в хозяйственно-политические процессы и предоставление масштабной финансовой помощи экономическим субъектам и домашним хозяйствам, многие из них вследствие резко выросших цен, особенно на газ и электричество, оказались в тяжёлом положении. С риском остановки производства и возможного банкротства столкнулись компании энергоёмких отраслей. Неопределённость дальнейшего развития ситуации в экономике побудила руководство некоторых из игроков, в том числе ведущих, поставить вопрос о необходимости поиска новых мест производства и перевода в них ряда своих предприятий. Одним из самых привлекательных хозяйственно-политических пространств (экономических штандортов) оставались США, руководство которых во второй половине 2022 г. приняло две крупные программы поддержки бизнеса, ещё больше усилившие привлекательность американских рынков для немецких и европейских фирм. В этих условиях политики, эксперты и предприниматели ФРГ заговорили об угрозе деиндустриализации отечественной экономики и дальнейшего снижения конкурентоспособности германского штандорта. В этом контексте автор анализирует итоги экономической деятельности лидера Европейского союза, оценивает возможные риски и даёт прогноз на 2023 г.
Ключевые слова: Германия, ФРГ, Европейский союз, ЕС, штандорт, кризис, пандемия, энергетика, геополитика, экспорт, импорт, санкции, деиндустриализация.
Статья поступила в редакцию: 14.12.2022.
© Белов В.Б. - к.э.н, в.н.с., зам. директора по научной работе, рук. Отдела страновых исследований, рук. Центра германских исследований ИЕ РАН.
RESULTS OF 2022: GERMAN ECONOMY ON THE VERGE OF DEINDUSTRIALISATION?
Vladislav B. Belov
Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: belov@instituteofeurope.ru, ORCID: 0000-0002-5096-193X
For citing: Belov, V.B. (2022). Results of 2022: German economy on the verge of deindustrialisa-tion? Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 30(6): 70-84. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran620227084
Abstract. In 2022, the German economy was affected by three crises, pandemic, energy and geopolitical. The last two increased significantly in the spring due to the sharp conflict over Ukraine. The result was a further increase in world energy prices, the persistence of transport and logistics problems, gaps in value chains, and a shortage of important components. This led to the deepening of existing and the emergence of new problems in the sectors of the German manufacturing industry -the basis of Germany's merchandise exports and imports, which traditionally determine the main quantitative parameters of its GDP. Despite the active intervention of the state in economic and political processes and the provision of large-scale financial assistance to economic entities and households, many of them, due to sharply increased prices, especially for gas and electricity, found themselves in a difficult situation. First of all, companies in energy-intensive industries were at risk of stopping production and possible bankruptcy. The uncertainty of the further development of the situation in the economy prompted the leadership of some of the players, incl. leaders, to raise the question of the need to search for new places of production and transfer a number of their enterprises to them. The United States remained one of the most attractive economic and political spaces (economic standards), whose leadership in the second half of2022 adopted two major business support programs that further increased the attractiveness of American markets for German and European firms. Under these conditions, politicians, experts and entrepreneurs of Germany started talking about the risks of deindustrialisation of the domestic economy and a further decrease in the competitiveness of the German standard. In this context, the author analyzes the economic results of the year of the leader of the European Union, assesses the mentioned risks and gives a forecast for 2023. Key words: Germany, European Union, EU, standard, crisis, pandemic, energy, geopolitics, export, import, sanctions, deindustrialisation.
Article received: 14.12.2022.
2022 год оказался самым сложным для немецкого народнохозяйственного комплекса за все годы существования объединённой Германии. Новому правительству в составе СДПГ, партии «Союз 90 / Зелёные» и СвДП, начавшему свою работу 8 декабря 2021 г., пришлось решать поставленные в коалиционном соглашении экономические задачи на фоне нескольких кризисных процессов. Продолжилось негативное влияние не утихающих пандемических волн, не удалось восстановить разрывы в транспортно-логистических цепочках и устранить дефицит полуфабрикатов и комплектующих, усилился рост мировых цен на первичные энергоносители, рекордных величин достигла инфляция. Существенно обострился обозначившийся
ещё в 2021 г. геополитический кризис, вызванный конфликтом вокруг Украины. Он обусловил резкий рост неуверенности у экономических субъектов и домашних хозяйств Германии и других стран Евросоюза. Введённые коллективным Западом беспрецедентные санкции против России привели к существенным изменениям в сформировавшемся за последние полвека международном разделении труда, включая конкурентное взаимодействие хозяйственно-политических и социально-экономических пространств (штандортов), в основе которого было стремление к оптимальному использованию имеющихся у них сравнительных преимуществ. Одним из следствий стали изменения во внешнеэкономических связях Германии, в первую очередь внешнеторговых.
Усиление государственного вмешательства
Обозначенные кризисные процессы побудили новую коалицию усилить государственное вмешательство в экономику ещё до резкого обострения кризиса вокруг Украины в конце февраля 2022 г. Правительство уже в начале года разработало несколько проектов, направленных на поддержку частного бизнеса. Они затем в срочном порядке дополнялись новыми многочисленными механизмами и инструментами, которые подробно проанализированы в ряде работ отечественных исследователей (Белов 2022a,b; Котов 2022; Хорольская 2022 и др.). Напомним, что основными стали три пакета помощи (Entlastungspackete), а также возобновление действия Фонда экономической стабилизации.
В конце ноября - начале декабря дополнительно к этим масштабным программам Берлин решил принять ещё одну, призванную стимулировать бизнес к более быстрому переходу на экологические производственные процессы. Предполагается, что объём финансирования составит «среднюю по величине двузначную миллиардную сумму» (mittlerer zweistelliger Milliardenbetrag)., продолжительность поддержки - 15 лет, начало реализации - первая половина 2023 г. Одним из основных инструментов станет т.н. договор по защите климата (Klimaschutzverträge). Среди приоритетов - поддержка выпуска низкоуглеродного («голубого») водорода (с созданием условий для хранения выделяемого при этом СО2) и его использование в сталелитейной, химической, цементной промышленности и выпуске стекла (Theurer, 2022). Представители этих отраслей положительно отнеслись к заявленным планам.
Для финансирования уже осуществляемых программ государство в 2022 г. (как и в 2021 г.) было вынуждено занимать средства на рынках капиталов, увеличивая свой внутренний долг. По данным Федерального ведомства статистики, на середину года его величина составила 2,34 трлн евро, из которых 1,57 трлн пришлось на федерацию и 632,6 млрд - на земли (см. табл. 1). При этом последние за первые шесть месяцев 2022 г. смогли сократить свои долги примерно на 5,9 млрд евро, в то время как на федеральном уровне примерно на такую же величину задолженность увеличилась - в основном речь шла о приобретении ценных бумаг и получении кредитов1.
Немецкие эксперты придерживаются мнения, что в 2023 г. в условиях продолжающейся инфляции, высоких цен на энергоносители, сохранения конфликта вокруг Украины региональным субъектам будет сложно уменьшать свои долги. Вероятно, они будут увеличиваться, а стоимость их обслуживания будет возрастать. Поэтому власти, скорее всего, будут вынуждены пересматривать утверждённые бюджетные планы на следующий год. В шестёрку лидеров по абсолютной величине задолженности входят Северный Рейн - Вестфалия (190,9 млрд евро), Нижняя Саксония (66,2 млрд), Берлин (63,1 млрд), Баден-Вюртемберг (47,0 млрд), Гес-сен (40,2 млрд) и Гамбург (34,0 млрд). Примечательно, что вторая по численности населения
1 Рост консолидированного госдолга за одну секунду составляет примерно 11,2 тыс. евро.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №6
земля Германии Бавария с 19,2 млрд занимает только 11 место. Самый низкий уровень у Саксонии - 5,6 млрд (Regniet 2022).
Таблица 1
Консолидированный государственный долг Германии (федерации, земель и коммун)
Субъекты Всего на дату, в млн евро Изменение в % с 30.06.2022 по отношению к датам
31.12.2021 31.03.2022 30.06.2022 31.12.2021 31.03.2022
Федерация 1 548 489 1 546 852 1 574 369 1,7 1,8
Земли 638 458 636 765 632 566 -0,9 -0,7
Коммуны / их союзы 134 151 135 352 137 068 2,2 1,3
Всего 2 321 122 2 319 009 2 344 040 1,0 1,1
Источник: Tabelle... 2022.
Центр европейских экономических исследований им. Лейбница (Leibniz-Zentrum für Europäische Wirtschaftsforschung, ZEW) провёл анализ предприятий, находящихся в федеральной, земельной и коммунальной собственности. Согласно результатам, которые он презентовал в конце ноября 2022 г., их численность выросла с 14 704 в 2016 г. до 19 009 в 2019 г. (Greive, Hildebrand 2022). По мнению экспертов, их деятельность скрыта в так называемом «теневом бюджете государства» и является одним из факторов, определяющих уровень государственной задолженности, на который до сих пор не обращалось внимания.
Многомиллиардная поддержка бизнеса и домохозяйств, оказанная правительством с весны по осень 2022 г., несколько смягчила негативное влияние кризисных процессов, но, естественно, не смогла устранить их причины. По нашему мнению, именно грубое вмешательство правительства (в основном в лице нового Министерства экономики и защиты климата -BMWK - во главе с Робертом Хабеком) в хозяйственные взаимоотношения немецких и российских игроков энергетического сектора стало важнейшей причиной волатильности на рынке газа - важнейшего ископаемого продукта, во многом определяющим энергобезопасность Германии и ценовую конкурентоспособность немецкой промышленности.
Рост ВВП Германии в первом квартале составил 0,8%, втором - 0,1%, третьем - 0,3%. В четвёртом был возможен нулевой рост и даже некоторое снижение. Немецкая экономика в конце 2022 г. оказалась на грани рецессии, наступление которой с середины года предполагало немецкое экспертное сообщество.
По корректному, на наш взгляд, замечанию главного экономиста ведущего немецкого страхового концерна Allianz-Gruppe Катарины Утермёль, нынешняя ситуация в экономике является самым тяжёлым испытанием за последние десятилетия, затмевая и мировой финансовый, и долговой кризисы стран Еврозоны. Все экономические субъекты и домашние хозяйства выйдут из него с потерями. В этих условиях меры государственной поддержки, с точки зрения немецких экспертов, должны были быть дополнены усилиями субъектов по существенной экономии ресурсов (Volkswirte. 2022).
Одновременно регулятор был недостаточно эффективен в оптимизации предложения альтернативных газу источников электроэнергии, в т.ч. за счёт ускоренного ввода из резерва работающих на каменном и буром угле электростанций. Критике были подвергнуты те игроки газового рынка, которые ориентировались на получение сверхприбыли за счёт завышения цен реализации. Кроме того, несмотря на заполненные к началу зимы подземные хранилища газа и ввод в действие к концу года первых плавучих терминалов по приёму и регазификации СПГ, высоким оставался риск нехватки природного газа для обеспечения домохозяйств и предприятий в начале 2023 г. В течение 2022 г. не удалось выполнить планы по строительству новых ветровых установок - одной из причин стала медленная дебюрократизация разрешительных процедур.
Неслучайно, согласно данным одного из ведущих немецких институтов в сфере опросов
общественного мнения Infratest dimap, уровень удовлетворённости деятельностью правительства во второй половине 2022 г. был очень низким. В конце ноября только 30% граждан были довольны, около 70% - не довольны работой коалиции. В начале октября данные показатели составили - 28 и 72%. В том же месяце только 20% респондентов оценивали экономическое положение Германии как хорошее, 80% - как плохое. К годовщине начала работы коалиции существенно упала рейтинговая популярность партий-участниц - в совокупности за них были готовы проголосовать только 44% избирателей. На этом фоне вырос рейтинг оппозиции - до 30% блока ХДС/ХСС и до 15% «Альтернативы для Германии». Если бы выборы были в конце 2022 г., то христианские демократы вместе с баварскими партнёрами имели бы хорошие шансы образовать чёрно-зелёное правительство (Eine repräsentative Studie... 2022).
Инфляция
Обусловленное кризисными процессами ускорение роста цен началось уже в 2021 г. Немаловажную роль в этом сыграли спекуляции вокруг перспектив проекта «Северный поток -2» и поведения «Газпрома» на европейском рынке. Своего пика они достигли в середине лета и стали одним из основных драйверов начавшегося на нём ценового ралли, которое в итоге вместе с другими факторами негативно отразилось на внутреннем ценообразовании в ФРГ. Осенью 2021 г. в Германии усилились инфляционные процессы. В конце года инфляция достигла 5,3% (см. рис. 1).
Рисунок 1
Инфляция в Германии с ноября 2021 по ноябрь 2022 г., год к году, в %
IX
Nov Dez' Jan Feb War Apr Mai Juri Jul Aug Sep Ofcr Nov
r21 "21 '22 '22 ' "22 "22. '22 '22 '22 '22
Источник: Inflationsrate in Deutschland... 2022.
При среднегодовом уровне инфляции в 2021 г. в 3,1% рост цен на топочный мазут и топливо для автомобилей составил 25,5%, на транспортные услуги - 8,6%, на электричество и газ - 4,7% (Preisentwicklung ..., 2022). Отметим, что уровень инфляции различается по отдельным федеральным землям. Так, в 2022 г. самый высокий уровень был в Бранденбурге -3,6%, а самый низкий - 2,8% - в Сааре (Veränderung des Verbraucherpreisindex. 2022).
Дальнейшее повышение мировых цен на энергоносители привело в 2022 г. к беспрецедентным в истории объединённой Германии показателям месячной - год к году - инфляции. Своего пика в годовом исчислении она достигла в октябре - 10,4%, постепенно снизившись в ноябре до сентябрьского показателя в 10% (см. рис. 1), который стал самым высоким в истории ФРГ с осени 1951 г.
Среднегодовая величина инфляции в 2022 г. оценивалась немецкими и международными экспертами от 7,3% (RWI - Leibniz-Institut für Wirtschaftsforschung) до 8,8% (Европейская комиссия). В своём совместном прогнозе ведущие экономические институты Германии остановились на 8,4% (So entwickeln sich die Preise. 2022), а Экспертный совет при правительст-
ве - на 7,4% (Energiekrise solidarisch bewältigen... 2022).
Основной прирост был обусловлен высокой динамикой цен на товары, доля которых в формировании индекса потребительских цен составляет в Германии чуть менее половины. Но именно в этой группе была самая значительная инфляция - осенью 2022 г. она достигла около 17%, в первую очередь за счёт оплаты энергии домашними хозяйствами, высоких цен на топливо (в совокупности - повышение в ноябре около 40%), а также повышения ценников на продукты питания (около 20%). Вклад услуг в инфляцию в ноябре составил менее 4% (Inflationsrate im November... 2022).
Для немецкой экономики важное значение имеет ценовая динамика в категории промышленных изделий и их комплектующих. В октябре рост цен на продукцию промышленности в годовом исчислении несколько замедлился и составил 34,5%. В августе и сентябре он был равен 45,8% (см. табл. 2). По отношению к предыдущему месяцу цены снизились на 4,2%. Это произошло впервые с мая 2022 г., когда аналогичное падение к апрелю было равно 0,4%. Основной вклад в «индустриальную» инфляцию вносили энергоносители (+85,6% в октябре, год к году), определявшие ценовую динамику на полуфабрикаты, комплектующие, расходные товары и средства производства (см. табл. 2). Промышленные потребители платили за газ на 151,2% больше по сравнению с 2021 г., за электричество - на 90,3%. Химические материалы подорожали на 32,8%, в т.ч. аммиак - на 182,3%; пиллеты и деревянные брикеты - на 151,0%; типографская бумага для газет - на 95,7%.
Среди продовольственных товаров с наиболее значительным ростом цен за период с октября 2021 г. по октябрь 2022 г. отметим сливочное масло - +66,3%, сахар - +54,0% (в т.ч. +47,2% к предыдущему месяцу), свинина - +47,0%, сыр и творог - +38,3%, молоко - +36,1%, кофе - +29,1%. В сельском хозяйстве удобрения стали более дорогими на 113,1%, корм для скота - на 33,4%.
Таблица 2
Динамика цен на промышленную продукцию в Германии _с октября 2021 г. по октябрь 2022 г._
Год Месяц Индекс 2015=100 Изменение в %
год к году к предыд. месяцу
2021 октябрь 122,8 18,4 3,8
ноябрь 123,8 19,2 0,8
декабрь 130 24,2 5
2022 январь 132,8 25,0 2,2
февраль 134,6 25,9 1,4
март 141,2 30,9 4,9
апрель 145,2 33,5 2,8
май 147,5 33,6 1,6
июнь 148,4 32,7 0,6
июль 156,3 37,2 5,3
август 168,6 45,8 7,9
сентябрь 172,5 45,8 2,3
октябрь 165,2 34,5 -4,2
в т.ч. товары:
• промежуточные 141,5 15,9 0,1
• инвестиционные 117,7 7,8 0,4
• потребительские 123,3 11,3 0,7
• расходные 130,5 19,0 1,1
• энергетические 274,5 85,6 -10,4
Источник: Erzeugerpreise Oktober 2022 . 2022.
Со II квартала 2022 г. происходило падение реальных доходов населения. Домашние хозяйства вместо ожидавшегося роста потребления товаров и услуг, в т.ч. за счёт накопленных
сбережений, перешли в режим экономии, что стало одним из факторов торможения экономического роста. В октябре 2022 г. 66% респондентов Infratest dimap высказывали опасения, что не смогут оплачивать счета за поставляемый газ, электричество, тепло и другие услуги (Eine repräsentative Studie. 2022).
Примечательно, что немецкие эксперты ожидали дальнейшего усиления инфляции в 2023 г. и её существенное снижение только в 2024 г. (см. рис. 2).
Рисунок 2
Инфляция в Германии с 2008 по 2024 гг., год к году, в %
Примечание: данные по 2022-2024 гг. - прогнозные. Источник: Gemeinschaftsdiagnose. 2022.
Рынок труда
Рынок рабочей силы Германии в течение 2022 г., несмотря на существенные внешние и внутренние вызовы, показал высокий уровень стрессоустойчивости. Количество занятых в течение года оставалось примерно на одном уровне - 45,56 млн человек и было несколько выше 2021 г. (44,98 млн). Численность безработных, наоборот, несколько уменьшилась - с 2 млн 613 тыс. до 2 млн 413 тыс. человек. Согласно прогнозам, её уровень в 2022 г. должен был быть ниже предыдущего года и составить 5,3%, т.е. на 0,4% меньше предыдущего года (см. рис. 3).
Рисунок 3
Уровень безработицы в Германии в 2005-2022 г., в % (2022 г. - прогноз)
^ ^ о*5 4V Л? ч> vS ob Ла -с
-Ф -ff -£> тР т? 1? -Р тР тР тР ■# 'I? -Р т?
Источник: Arbeitslosenquote in Deutschland. 2022.
Минимальными, как и в предыдущем году, в течение 2022 г. были показатели банкротств (см. рис. 4). Однако в ожидании усиления спроса на газ после окончания зимнего периода в 2023 г. и обусловленного этим повышения цен на него немецкие эксперты справедливо указывали на вероятность увеличения числа субъектов малого и среднего бизнеса энергоёмкого сектора, которые будут вынуждены прекратить свою деятельность из-за дальнейшего роста производственных издержек. К фактору дорогой энергии в следующем году могут добавиться более высокие затраты на оплату рабочей силы, связанные с заключением новых тарифных соглашений. Позиции профсоюзов на переговорах вследствие большого количества открытых вакансий (см. далее) были более сильными (Volkswirte. 2022).
Рисунок 4
Число банкротств компаний и потребителей в Германии с августа 2021 г. по август 2022 г. (синий - компании, чёрный - частные потребители)
Т 0.000 8.000
5-897 5.67В 5.304 5.383
1.242 Ж 1.154 НИ
ftSS ййЕЭ kSSs ¡^jj 1W2
1.2МИ 1.24S
Aug Sep Okt Nov Dez Jan Feb Маг Дрт Mai Jun Jul Aug
'21 21 '21 21 '21 '22 '22 '22 '22 '22 '22 '22 '22
Unternehmen
Verbraucher
Источник: Anzahl der Insolvenzen. 2022.
Пока трудноразрешимой для Германии остаётся задача закрытия существующих вакансий, в т.ч. за счёт привлечения квалифицированной рабочей силы из других стран. В конце ноября 2022 г. народное хозяйство нуждалось в 823 тыс. 314 работниках, что превышало показатель аналогичного периода 2021 г. примерно на 15 тыс. человек и 2020 г. - на 223 тыс. (см. рисунок 5).
В конце 2022 г. потребность в работниках сферы «прочих услуг» оценивалась - в 489 тыс. человек, предпринимательских услуг - 460 тыс., обрабатывающей промышленности -220 тыс., сектора торговли и авторемонта - 195 тыс., строительства - 162 тыс., транспорта и логистики - 109 тыс., информационно-коммуникационных услуг - 93 тыс., государственного управления - 44 тыс., финансово-страховой сферы - 26 тыс., сельского хозяйства - 11 тыс. (Anzahl der offenen Stellen ... 2022).
В конце ноября правительственная коалиция презентовала законопроект с обновлёнными правилами иммиграции для квалифицированных работников. Принципиально новым является положение о необязательном наличии у кандидатов подтверждённой договорённости о конкретном месте работы. Граждане с «хорошим потенциалом» из третьих стран (т.е. не входящих в Евросоюз) смогут сначала иммигрировать и уже потом искать подходящих работодателей. К ним также отнесены обучающиеся в ФРГ студенты и стажёры, проходящую практику на немецких предприятиях. Предлагается ввести «карту возможностей», основанную на «прозрачной и небюрократической системе баллов», которая должна облегчить поиск работы. Среди оцениваемых критериев упомянутого потенциала - возраст, квалификация, опыт работы, знание языка, связь с Германией. Предполагается, что окончательный вариант проекта, в подготовке которого принимали участие пять федеральных министерств, будет утверждён в I квартале 2023 г. и затем направлен в бундестаг и бундесрат. Государство рассчитывает на то, что новые положения привлекут существенное число иностранных высококвалифицированных специалистов. Федеральное министерство труда планирует развернуть рекламную кампанию в ряде целевых стран (Kabinett beschließt. 2022; Mehr Fachkräfte aus Drittstaaten. 2022). В отличие от предпринимательских кругов (например, Объединения торгово-промыш-
Рисунок 5
Незанятые рабочие места в экономике Германии с ноября 2020 г. по ноябрь 2022 г.
^В 823.314 ^В S46.4S? Н 673.35 Б Н B86.72« ^В В80.543 ^В 877.042 ^В S64.SB4 ^В 551.559 ^В S38.533 И 323.471 Н 791.560 ^В 793.7SB ^В B0S.402
^В 806.&26
Н 799.251 ^В 775.96С Н 744.399 ^В 693.316 ^В б 53.577 ^В 628.555 ^В 609.152 ■ 582.930 566.329 I 581.233 Н &00.5Q4
О 100 000 200 000 3SOOOO 400.000 SOO.OOO 600.000 ТОО. ООО 300.000 900.000 1.0
Источник: Bestand an gemeldeten... 2022.
ленных палат Германии - Deutscher Industrie- und Handelskammertag, DIHK) такая инициатива первоначально была негативно встречена значительной частью германского общества.
Внутренний и внешний спрос
В 2022 г. не произошло ожидавшейся активизации отложенного в 2020-2021 гг. спроса со стороны домашних хозяйств за счёт накопленных в эти годы сбережений - он несколько вырос, но в меньших по сравнению с ожиданиями размерах. Основная причина - высокая инфляция и снижение реальных доходов.
Несмотря на высокий уровень заказов, частично «унаследованный» от 2021 г., компании столкнулись с трудностями их реализации. В 2022 г. сохранились проблемы с получением комплектующих. Негативное влияние оказал вышеупомянутый дефицит квалифицированной рабочей силы, а также высокие цены на газ и электричество, соответственно, обусловленные ими высокие производственные издержки. От этого в первую очередь пострадали субъекты энергоинтенсивных отраслей (металлургия, химия, целлюлозно-бумажная и др.) - они были вынуждены заниматься энергосбережением и сокращать выпуск продукции. Ряд отраслей смог избежать такого негативного влияния - производство продукции выросло в автомобиле-и машиностроении.
Неблагоприятная ситуация на мировых рынках обусловила существенное снижение темпов роста товарного экспорта при сохранении относительно высоких при импорте товаров (см. рис. 6). Основными внешнеторговыми партнёрами Германии помимо стран Евросоюза в 2022 г. оставались США и Китай, спрос со стороны которых к концу года упал.
В 2022 г. оба мотора немецкой конъюнктуры - внутренний и внешний - дали сбой и не смогли придать экономике нужной динамики.
Рисунок 6
Экспорт и импорт товаров ФРГ с октября 2021 г. по октябрь 2022 г., млрд евро
(синяя линия - вывоз, чёрная - ввоз)
Т-^2,1
Источник: Wert der deutschen Exporte und Importe... 2022.
Риски снижения конкурентоспособности экономического штандорта ФРГ
и его деиндустриализации
С начала осени в Германии активизировалась дискуссия об опасности вывода промышленных, в первую очередь энергоёмких, предприятий в другие страны и, как следствие, возможного снижения доли сектора промышленности в создаваемой стоимости, что означало бы деиндустриализацию немецкой экономики. Сторонники данной гипотезы указывали на резко возросшие издержки в связи с подорожавшими электричеством и газом и связанный с этим мощный стимул для перевода части производства в другие страны1.
В качестве основного штандорта с более привлекательными условиями хозяйствования немецкий бизнес с момента начатых президентом Обамой реформ рассматривает Соединённые Штаты Америки. Среди его преимуществ предприниматели в последние годы неизменно отмечали ёмкий внутренний рынок, благоприятный режим налогообложения, низкий уровень бюрократизации и квалифицированную рабочую силу. В 2022 г. несомненным плюсом стали внутренние цены на первичные энергоносители, уровень которых в США, в первую очередь на газ, оказался в разы ниже европейских.
Важную роль в повышении привлекательности/конкурентоспособности североамериканского штандорта сыграло государство, а именно: принятая во время правления Трампа в 2017 г. и продолженная Байденом (февраль 2021 г., май 2022 г.) обновлённая программа «Buy American» (McCall 2022; Иванова 2022) , а также инициированный демократами и одобренный в середине августа 2022 г. Закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA).
Именно IRA спустя три месяца вызвал жёсткую негативную реакцию Брюсселя и других столиц государств Европейского союза, которые увидели в этом опасность существенного оттока промышленных капиталов из Европы в США. Среди прочего это касается использования инструментов промышленной политики в целях реиндустриализации США. Предусмотрено выделение до 60 млрд долл. на экологически чистые энергетические технологии, в т.ч. 10 млрд долл. на расширение производственных мощностей и 29 млрд на прорывные иссле-
1 Среди прочего, были ссылки на осенний опрос DIHK, в котором приводились данные о том, что 17% немецких промышленных компаний планируют сократить производство, а 8% - из-за роста затрат на энергию перенести производство за границу (Die deutsche Wirtschaft. 2022).
2 Актуальная программа «Покупай американское» среди прочего предусматривает предпочтение при государственных закупках компаний, использующих в своём производстве более 65% (с октября 2022 г.) комплектующих, выпущенных в США.
дования в области «зелёной» энергетики, особенно солнечной и ветряной. Запланированы расходы на модернизацию энергетической сферы, увеличение добычи критических полезных ископаемых, предоставление налоговых кредитов, льгот и т.д. В целом данный акт видится администрацией США как заключительная часть начатого ею в 2021 г. амбициозного плана по стимулированию инфраструктурных, экологических и социальных реформ (Дмитриев 2022).
На фоне снижения конкурентоспособности немецкого хозяйственно-политического штандорта, на что в опросах указывают руководители американских дочерних обществ в ФРГ и, наоборот, высоких оценок американского экономического пространства представителями немецкого бизнеса, вышеуказанные механизмы поддержки становятся важным фактором, способным повлиять на решения экономических субъектов по переносу части своего производства в Соединённые Штаты. Коротко отметим, что в двустороннем германо-американском балансе накопленных прямых инвестиций положительное сальдо на стороне США. Не исключено, что в последующие годы оно увеличится, но экспорт капиталов в несколько миллиардов евро не окажет существенного влияния на германский промышленный потенциал, а, скорее, усилит инвестиционное переплетение компаний обеих стран.
Некоторые эксперты начиная с осени 2022 г. заговорили о том, что немецкая «хозяйственная суперзвезда» закатывается, а Германия вновь становится «больным человеком Европы» (Greive 2022), каковым она, по образному выражению журналистов британской газеты The Guardian, стала в конце 90-х гг. прошлого века. По нашему мнению, такие алармистские оценки преувеличены. У немецкого штандорта пока существуют достаточные резервы, позволяющие справиться с актуальными вызовами. Предпосылками для этого являются тесное взаимодействие государства с предпринимательскими группами интересов, представителями науки и экспертного сообщества и опора на ордолиберальные рыночные механизмы при совершенствовании рамочных условий. Среди прочего это относится к новой государственной стратегии энергетической безопасности и в этом контексте к комплексному развитию сферы энергетики Германии, которые должны дать хозяйствующим субъектам чёткие ориентиры для средне- и долгосрочного планирования их деятельности на немецком и внешних рынках.
Что ожидает германскую экономику в 2023 г.
Согласно оценкам Мюнхенского Института экономических исследований (Leibniz-Institut für Wirtschaftsforschung an der Universität München, IFO), настроения немецкого бизнеса во всех секторах экономики к концу 2022 г несколько улучшились. Измеряемый его сотрудниками индекс делового климата вырос с 84,5 пункта в октябре до 86,3 пункта в ноябре. Очевидно, этому поспособствовали опубликованные в этом месяце данные Федеральной статистической службы за III квартал - вопреки прогнозам ВВП не сократился, а вырос на 0,4%. Но пессимизм, несмотря на некоторое снижение, в целом сохранился, и предприниматели продолжали ожидать наступления рецессии, хотя и не такой глубокой как раньше.
В 2023 г. ожидается дальнейшее снижение экспорта товаров и услуг, обусловленное предстоящей вялой динамикой спроса на внешних рынках, включая 49 основных торговых партнёров Германии. Наряду со сдержанным спросом со стороны домашних хозяйств это станет фактором, сдерживающим возобновление экономического роста. Проблемы сохранятся в строительной отрасли, которая в последние годы была одним из моторов поступательного развития экономики. Среди них - высокие процентные ставки и цены на строительные материалы, а также их дефицит, нехватка персонала, снижение платёжеспособного спроса со стороны покупателей недвижимости.
Угроза рецессии в 2023 г. - немецкие эксперты едины во мнении, что в следующем го-
ду следует ожидать снижения ВВП (см. табл. 3) - может задержать начало реализации запланированных проектов, осуществляемых в рамках Европейского «зелёного» курса, в первую очередь по декарбонизации германской экономики, особенно в энергоёмких отраслях (сталелитейной, химической, цементной и др.).
Таблица 3
Динамика основных макроэкономических показателей Германии в 2020-2023 гг.
Показатели 2020 2021 2022* 2023*
ВВП, в т.ч. -3,7 2,6 1,7 -0,2
• потребительские расходы, в т.ч. -3,0 1,4 4,3 -0,2
• частные -5,7 0,4 4,6 -0,6
• государственные 4,0 3,8 3,8 0,8
Совокупные инвестиции, в т.ч. -2,3 1,2 0,0 -0,3
• в оборудование -11,0 3,5 1,6 2,1
• в строительство 3,9 0,0 -1,4 -2,5
• в прочие сооружения -3,3 1.0 1,8 2,8
Внешнеэкономическое сальдо, вклад в рост ВВП в % -0,8 0,8 -1,6 0,0
Экспорт, % -9,3 9,7 1,5 1,4
Импорт, % -8,5 9,0 5,5 1,5
Сальдо текущего платёжного баланса 7,0 7,4 3,9 4,2
Занятые, тыс., в т.ч. 44 915 44 980 45 530 45 619
• социально застрахованные, тыс. 33 579 33 897 34 465 34 601
Зарегистрированные безработные, тыс. 2 965 2 613 2 422 2 498
Уровень безработицы, % 5,9 5,7 5,3 5,4
Инфляция, % 0,5 3,1 8,0 7,4
Сальдо государственного бюджета, % от ВВП -4,3 -3,7 -2,3 -2,8
Динамика ВВП на одного жителя, % -4,1 2,6 1,8 0,0
Примечание: * - прогноз.
Источник: Energiekrise solidarisch bewältigen. 2022.
* * *
В течение 2022 г. экономические субъекты испытывали негативное влияние продолжающегося роста цен на энергоносители, высокой внутренней инфляции, разрывов в цепочках поставок, нехватки важных комплектующих и дефицита квалифицированной рабочей силы. Бизнес не смог в полной мере реализовать накопленный портфель заказов. Государство приняло несколько масштабных программ по оказанию помощи компаниям и домашним хозяйствам, но они не смогли переломить негативные тенденции и активизировать необходимый спрос. Конкурентоспособность хозяйственно-политического пространства Германии, особенно ценовая, к началу 2023 г. снизилась. В связи с этим руководство компаний, особенно энергоёмких, в рамках среднесрочного планирования стало рассматривать вопросы оптимизации производственной деятельности, в т.ч. за счёт возможности перевода отдельных предприятий в другие страны, в первую очередь в США.
Но речь не идёт о массовом уходе из Германии. С большой долей вероятности в последующие несколько лет продолжится обозначившаяся ещё в середине нулевых годов тенденция к увеличению немецких зарубежных прямых инвестиций. Не исключено некоторое снижение доли промышленности в ВВП, но оно будет незначительным и в этом отношении предполагаемой массовой деиндустриализации и «уничтожения германской индустрии» не произойдёт. Одновременно может замедлиться процесс решоринга - возврат в ФРГ зарубежных производственных активов. Не исключено снижение притока иностранных прямых инвестиций в немецкую промышленность.
Несмотря на трудности, с которыми столкнулась германская экономика в 2022 г., и ожидаемые вызовы предстоящей рецессии, у правительства и бизнес-сообщества сохранялись возможности пройти кризисный 2023 г. с минимальными потерями, продолжить реализацию
основных задач цифрового и энергетического перехода и создать задел для возврата на путь роста. Открытым оставался вопрос, смогут ли они ими воспользоваться.
Список литературы / References
61% der Unternehmen im Jahr 2020 in globale Wertschöpfungsketten eingebunden. Destatis. 29.11.2022. Available at: https://www.destatis.de/DE/Presse/Pressemitteilungen/2022/11/ PD22_498_52931.html (accessed 12.12.2022).
Anzahl der Insolvenzen von Unternehmen und Verbrauchern in Deutschland von August 2021 bis August 2022. Statista. 11.2022. Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/70709/ umfrage/anzahl-der-insolvenzen-in-deutschland-unternehmen-und-vebraucher/ (accessed
12.12.2022).
Anzahl der offenen Stellen am 1. Arbeitsmarkt nach Wirtschaftszweigen in Deutschland im 3. Quartal 2022. Statista. 11.2022. Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1321228/ umfrage/offene-stellen-nach-wirtschaftszweigen/ (accessed 12.12.2022).
Arbeitslosenquote in Deutschland im Jahresdurchschnitt von 2005 bis 2022. Statista. 11.2022. Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1224/umfrage/arbeitslosenquote-in-deutschland-seit-1995/ (accessed 12.12.2022).
Bestand an gemeldeten offenen Arbeitsstellen in Deutschland von November 2020 bis November 2022. Statista. 29.11.2022. Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/2900/umfra ge/entwicklung-des-gemeldeten-offenen-arbeitsstellenbestands/ (accessed 12.12.2022).
Die deutsche Wirtschaft im Sog der Energiepreiskrise. DIHK-Konjunkturumfrage. Herbst 2022. Available at: https://www.dihk.de/de/themen-und-positionen/wirtschaftspolitik/konjunktur-und-wachstum/konjunkturumfrage-herbst-2022 (accessed 12.12.2022).
Eine repräsentative Studie zur politischen Stimmung im Auftrag der ARD-Tagesthemen und der Tageszeitung DIE WELT. Infratest dimap. 12.2022. Available at: https://www.infratest-dimap.de/ umfragen-analysen/bundesweit/ard-deutschlandtrend/2022/dezember30 (accessed 12.12.2022).
Energiekrise solidarisch bewältigen, neue Realität gestalten. Jahresgutachten 2022/23. Sachverständigenrat. 11.2022. Available at: https://www.sachverstaendigenrat-wirtschaft.de/fileadmin/datei ablage/gutachten/jg202223/JG202223_Gesamtausgabe.pdf (accessed 12.12.2022)
Erzeugerpreise Oktober 2022: +34,5% gegenüber Oktober 2021. Destatis. 21.11.2022. Available at: https://www.destatis.de/DE/Presse/Pressemitteilungen/2022/11/PD22_488_61241.html (accessed 12.12.2022).
Gemeinschaftsdiagnose: Inflationsrate in Deutschland von 2008 bis 2021 und Prognose bis 2024. Statista. 09.2022. Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/5851/umfrage/prognose-zur-entwicklung-der-inflationsrate-in-deutschland/ (accessed 12.12.2022).
Greive, M. (2022). Deutschland ist wieder der kranke Mann Europas. Handelsblatt. 12.10.2022. Available at: https://www.handelsblatt.com/meinung/kommentare/kommentar-deutschland-ist-wied er-der-kranke-mann-europas/28742398.html?utm_campaign=Leseempfehlung&utm_content=2022-10-12&utm_medium=push&utm_source=onesignal (accessed 12.12.2022).
Greive, M., Hildebrand, J. (2022). Risiko Staatsunternehmen - Warum in Deutschland ein riesiger Schatten-Schuldenstaat entsteht. Handelsblatt. 30.11.2022. Available at: https://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/verschuldung-risiko-staatsunternehmen-warum-in-deutschland-ein-riesiger-schatten-schuldenstaat-entsteht/28836564.html (accessed 12.12.2022).
Inflationsrate im November 2022 voraussichtlich +10,0 % - zum Vormonat leicht gesunken. Destatis. 29.11.2022. Available at: https://www.destatis.deоом/DE/Presse/Pressemitteilungen/2022/
11/PD22_499_611.html (accessed 12.12.2022).
Inflationsrate in Deutschland von November 2021 bis November 2022. Statista. 11.2022. Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1045/umfrage/inflationsrate-in-deutschland-veraenderung-des-verbraucherpreisindexes-zum-vorjahresmonat/ (accessed 12.12.2022).
Kabinett beschließt Eckpunkte für erleichterten Zuzug von Fachkräften. Handelsblatt. 30.11.2022. Available at: https://www.handelsblatt.com/dpa/kabinett-beschliesst-eckpunkte-fuer-erleichterten-zuzug-von-fachkraeften/28838974.html (accessed 12.12.2022).
Mehr Fachkräfte aus Drittstaaten gewinnen. Bundesregierung. 30.11.2022. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/fachkraefteeinwanderungsgesetz-2146480 (accessed 12.12.2022).
Kooths, S. (2022). Deutschland hat keine Energiestrategie. 24.10.2022. Available at: https://www.cicero.de/wirtschaft/atomkompromiss-deutschland-energiestrategie-stefan-kooths (accessed 12.12.2022).
McCall, Sh. (2022). Buy American Act Thresholds Are Going Up. SmallGovCon. 19.05.2022. Available at: https://smallgovcon.com/statutes-and-regulations/buy-american-act-thresholds-are-going-up/ (accessed 12.12.2022).
Preisentwicklung für ausgewählte Waren und Dienstleistungen im Jahr 2021. Statista. 01.2022. Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1291730/umfrage/jaehrliche-
preisentwicklung-von-waren-und-dienstleistungen/ (accessed 12.12.2022).
Priem, M., Krotikos, A., Morales, O., Düding, J. (2022). Folgen der Inflation treffen untere Mittelschicht besonders: staatliche Hilfspakete wirken nur begrenzt. DIW Wochenbericht 28: 387-394. Available at: https://www.diw.de/documents/publikationen/73/diw_0Lc.845460.de/22-28-1.pdf (accessed 12.12.2022).
Regniet, T. (2022). So hoch sind Deutschlands Bundesländer derzeit verschuldet. Wirtschaftswoche. 25.10.2022. Available at: https://www.wiwo.de/politik/deutschland/oeffentliche-ausgaben-2022-so-hoch-sind-deutschlands-bundeslaender-derzeit-verschuldet/27208122.html (accessed 12.12.2022).
So entwickeln sich die Preise. Tagesschau. 22.11.2022. Available at: https://www.tagesschau. de/wirtschaft/konjunktur/inflation-prognosen-101.html (accessed 12.12.2022).
Tabelle zur Pressemitteilung Schulden des Öffentlichen Gesamthaushalts beim nicht-öffentlichen Bereich. Destatis. 28.09.2022. Available at: https://www.destatis.de/DE/Themen/Staat/Oeffent liche-Finanzen/Schulden-Finanzvermoegen/Tabellen/liste-tabelle-zur-pressemitteilung.html#620320 (accessed 12.12.2022).
Theurer, M. (2022). Habeck macht Milliarden für blauen Wasserstoff und CO2-Speicherung locker. FAZ. 01.12.2022. Available at: https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/habeck-gibt-milliarden-fuer-blauen-wasserstoff-18503701.html (accessed 12.12.2022).
Veränderung des Verbraucherpreisindex in Deutschland nach Bundesländern im Jahr 2021. Statista. 01.2022. Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1288470/umfrage/inflations rate-in-deutschland-nach-bundeslaendern/ (accessed 12.12.2022).
Volkswirte: «Werden alle ärmer aus der Krise kommen». RND. 24.09.2022. Available at: https://www.rnd.de/wirtschaft/deutsche-wirtschaft-leidet-dauerhaft-volkswirte-sicher-werden-alle-aermer-aus-der-krise-kommen-NXJCFTNDBF3Y4HLE56PANDHV6M.html (accessed 12.12.2022).
Wert der deutschen Exporte und Importe von Oktober 2021 bis Oktober 2022. Statista. 11.2022. Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/151631/umfrage/deutsche-exporte-und-importe/(accessed 12.12.2022).
Белов, В.Б. (2022a). Антикризисные меры правительства Германии в сфере энергетики // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 4: 116-132. [Belov, V.B. (2022). Anti-crisis measures
of the federal government in the energy sector. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 28(4): 116132. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran42022116132
Белов, В.Б. (2022b). Экономика Германии на фоне актуальных хозяйственно-политических вызовов // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 5: 87-101. [Belov, V.B. (2022). Germany's economy amid increasing economic and political challenges. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 29(5): 87-101. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran5202287101
Дмитриев, С.С. (2022). Закон «О снижении инфляции»: «Китайская мышеловка» для зелёной повестки Байдена? ИМЭМО РАН. 29.08.2022. [Dmitriev, S. (2022). Inflation Reduction Act: A Chinese Mousetrap for Biden's Green Agenda? IMEMO. 29.08.2022. (in Russian).] Available at: https://www.imemo.ru/news/events/text/inflation-reduction-act-a-chinese-mousetrap-for-bidens-green-agenda (accessed 12.12.2022).
Иванова, А.К. (2022). Экономические отношения ФРГ и США при администрации Джо Байдена // Германия. 2021. Под ред. В.Б. Белова. М.: ИЕ РАН: 110-123. [Ivanova, A.K. (2022). Economic relations between Germany and the USA under the administration of Joe Biden. In: Belo-v, V.B. (ed.) (2022). Germany. 2021. Moscow: IE RAS: 110-123. (in Russian).]. DOI: 10.15211/report72022_393
Котов, А.В. (2022). Развитие инфраструктуры СПГ в Германии: гонка со временем // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 3: 83-94. [Kotov, A.V. (2022). Development of LNG infrastructure in Germany: race against time. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 27(3): 83-94. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran320228394
Хорольская, М.В. (2022). Климатическая политика ФРГ на современном этапе // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 4: 30-39. [Khorolskaya, M.V. (2022). Current climate policy of Germany. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 28(4): 30-39. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran420223039