УДК 39(470.1/.2=81)(045)
ИТЕЛЬМЕНЫ — ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ НАРОДОВ ПЛАНЕТЫ
ITELMENS ARE OF THE MOST ANCIENT POPULATION ON THE PLANET
© Романко Юлия Игоревна, студентка 4 курса кафедры регио-новедения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М. В. Ломоносова.
E-mail: romjil@mail.ru
© Romanko Julia Igorevna., 4th year student of the Department of Regional Studies and International Relations, Institute of Social-Humanitarian and Political Science NArFU named after M. V. Lomonosov. E-mail: romjil@mail.ru
Аннотация. Проанализированы следующие факторы: 1) время зарождения ительменов, их прародина, принадлежность к группе языков; 2) время заселения в указанном регионе; 3) религиозные верования, обычаи и традиции, народные ремесла; 4) социальная организация общества. Обращается внимание на процесс ассимиляции ительменов в русскую культуру, перспективы его самосохранения
Ключевые слова: ительмены, Камчатка, тотемизм, анимизм, алхалалалай, обряд первой рыбы, Тхсаном
Abstract. Analyzed the following factors: 1) the time of the birth of the Itelmens, their ancestral home, belonging to a group of languages, 2) check the specified region 3) religious beliefs, customs and traditions, arts and crafts 4) the social organization of the society. Attention is paid to the process of assimilation itelmens in Russian culture, the perspectivs for its survival
Keywords: itelmens, Kamchatka, totemism, animism, alhalalalay, the rite of the first fish, Thsanom
Ительмены, ительмень, итэнмьи (самоназвание — буквально «тот, кто существует», «местный житель») — коренной народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживающий на востоке полуострова Камчатка в Тигильском районе Корякского автономного округа (1179 человек) и в Магаданской области (509 человек). Говорят на ительменском языке (устаревшее название — камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. Диалекты: напанский, се-данкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространен также русский язык, который большинство ительменов считает родным1.
Ительмены — один из древнейших народов на планете. Их возраст — около 15 тыс. лет [2, c. 34—37]. Сведений, откуда они появились, не сохранилось. Очевидно, что ительмены — неевропейского происхождения. Формирование ительменов связано с мезолитиче-
1 Ительмены. URL: http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_i/itelmeny.php (дата обращения: 28.04.2011).
ской культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии.
Рис. 1. Карта поселений ительменов. URL: http://www.u.arizona.edu/~tatianadegai/css/wheat/population_ru.html
В раннем неолите на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них, тарьинская, охватывала центральную и южную часть Камчатки. Большинство исследователей склонны считать, что ее носителями и были древние ительмены. Существуют версии, что кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят их с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки2.
В конце XVII в. ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки. Северной границей их расселения на западном побережье была река Тигиль, на восточном — река Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова. Общая их численность в конце XVII в. составляла 12—13 тыс. человек. С вхождением Камчатки в состав Российского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в
2 Ительмены. URL: http://identity2010.ru/?page_id=2055 (дата обращения: 28.04.2011).
зоне интенсивных контактов с русскими. В настоящее время ительмены в основном сосредоточены в поселках Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского района Камчатской области, причем большая часть молодого поколения являются потомками от смешанных браков3.
В определении классификационной принадлежности ительменского языка существуют разночтения. Более традиционная оценка его вхождения в чукотско-корякскую фуппу
(и и и V \
ительменский, чукотский, корякский, керекский) в настоящее время последовательно пересматривается лингвистами. Специальные исследования лексики, фонетической системы, звукового строя ительменского языка в сравнении с чукотским и корякским позволяют утверждать, что с ними он обнаруживает ареальные соответствия (следствие этнокультурные контактов), а не генетические связи (общность происхождения). Тем не менее, отношение ительменского языка к палеоазиатским, даже на уровне его классификационной обособленности, не вызывает сомнений4.
Ительмены считали землю плоской, но думали, что изнанка нашей плоской земли — это подземное небо, и когда там лето, тут зима, и наоборот. Дождь проникает сквозь землю и орошает подземную землю, что имеет полное соответствие в славяно-тюрских мифологиях о Подземном Океане. Есть у них и предания о Всемирном потопе, и о спасении некоторых предупрежденных на плотах, как у народов Передней Азии. Единственное знакомое им созвездие — Большая Медведица, которую они называют Хана, что значит «движущееся созвездие». Приливы они объясняли действием воронки в океане, которая то засасывает воду, то выпускает ее обратно. Мир ительмены считали вечным, души — бессмертными.
Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме — вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов, тотемизме — вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. Их величайший бог-демиург — Кутка [3, с. 366] или Кутга, происходит, может быть, от монгольского «кут» — мороз. Именно холод должен был казаться первым поселенцам на Камчатке главным фактором, определяющим их жизнь. Постоянные насмешки, которые ительмены допускали по отношению к своему богу, рассказывая о нем почти в дионисийском духе непристойные истории, объясняются, может быть, победой над морозом после того, как Кутка научил строить их подземные жилища. Научив, Кутка ушел в страну коряков, где гораздо холоднее, чем на Камчатке.
3 Ительмены. URL: http://firo04.firo.ru/?page_id=2055 (дата обращения: 28.04.2011).
4Арктика — мой дом. Народы Севера Земли. Москва: Северные просторы, 2001. 218 с.
Жена Кутки — Хахи (быть может от старо-тюрского «хат» — красота, порядок, лад). Миф говорит, что она была очень красива и умна. Его сын Дезелькут, быть может, от «тес» — подобие, образ, «кут» — подобие Кутки. Леший, совсем как у славян и тюрок, заманивающий в чащу, — «Ушахчу», имеет, быть может, соответствия в «ух» (протобулгарское) — филин. В облаках живет Виллюкай («вилем» — смерть), поскольку, по повериям, после смерти человек переселяется на небо. Властелин подземного мира — Хэч (без соответствий)5.
Следует отметить, что у ительменов в религиозных верованиях есть сходства с другими народами. Это касается персонажей и культовых объектов ительменской мифологии: 1) Ворон — центральный персонаж в мифах некоторых народов Северной Азии и Северной Америки, прежде всего у палеоазиатов чукотско-камчатской группы (чукчи, коряки, ительмены) в Азии, у северо-западных индейцев (главным образом тлинкиты, но также хайда, цимшиан, квакиютль), северныхт атапасков и отчасти эскимосов; 2) Митг — в мифах ительменов рыбообразный морской бог, который населял рыбами моря и реки. От него зависела удача в рыбной ловле; 3) Пилячуч — в мифах ительменов хозяин земных зверей, покровитель диких оленей, громовник; 4) Синаневт — в мифах коряков и ительменов старшая дочь Ворона, один из центральных персонажей многочисленных мифов. Она совершает добрые дела; 5) Утлейгон — в мифах ительменов дух-творец6.
«Они почитают кита и касатку из страха, потому что эти животные опрокидывают их байдары. Они преклоняются из страха же перед медведем и волком, обладая целым рядом заклинаний, которыми они заговаривают их. Всех этих зверей они никогда не называют настоящими их именами, а увидя их, только произносят слово: «Сипанг!» («О горе!»). Они очень смешно заговаривают гагар и твердо верят, что все животные понимают их язык. Воронам и воронам они выражают свою признательность за то, что те предвещают хорошую погоду и не слишком сильный мороз. Трясогузок они благодарят за весну, будучи убеждены, что указанные птицы приносят с собою это время года. Они думают, что не следует убивать и есть ни одного сухопутного или водяного животного, предварительно не извинившись перед ним и не попросив его не обижаться на них; затем необходимо угостить его кедровыми орехами и другими вещами в оплату за его мясо и шкуру, дабы животное думало, что оно побывало у них только в гостях и тем самым не отпугнуло бы своих сородичей от людей» [4].
«...Ительмены с почтением относятся ко всему, что может либо причинить им большой вред, либо принести большую пользу. Они почитают огонь и приносят ему в жертву
5 Ительмены. URL: (http://identity2010.ru/?page_id=2055) (дата обращения: 28.04.2011).
6 Ительмены. URL: (http://overseaex.narod.ru/Folks02/Itelmens.html) (дата обращения: 7.05.2011).
мордочки соболей, лисиц и всяких животных, и по шкуркам сразу можно узнать, поймал ли зверя крещеный или некрещеный ительмен. Если при горении дрова шипят, то это предвещает счастье, тогда как якуты, наоборот, усматривают в этом предвестник беды. Ительмены должны были бы во всем всегда иметь удачу, потому что они жгут исключительно сырые, всегда шипящие дрова.
У них существуют также некоторые идолы. Когда они строят юрту, то напротив очага в землю вбивают кол, называемый ими Асусунагч, что означает домашнего бога. К этому колу они привязывают сладкую траву, эхей, иногда намазывают его также жиром и кровью и верят, что он за это дарует им на промысле всякую удачу. Этот Асусунагч — сын Хантея, живущего в облаках и помогающего Виллюкаю производить гром.
Жители мыса Лопатка почитают пролив и отмель и заговаривают их: проходя мимо тех мест, они постоянно шаманствуют и кидают в воду «табак» — стружку, напоминающую нюрнбергские веера от мух. Эту стружку они также почитают как бога, ибо она представляется им в виде кудрей последнего. Этого бога они называют Инаул. Если кто-нибудь заболеет, то он в честь этого бога изготовляет новую стружку.
Некоторые религиозные ительмены изготовляют себе маленьких, в мешках, божков. Они их кормят и поят, и никто никогда не станет бранить еретиком, если тот вздумает изготовить себе одним или другим божком больше или меньше» [4].
«У ительменов, как и у представителей всех азиатских народностей, есть шаманы, но их шаманство отличается от подобных обрядов других племен. Шаманы и шаманки особым уважением среди них не пользуются, и шаманить дозволено всякому, кто этого пожелает. Они шаманят без помощи волшебного бубна и при этом не прибегают к особым церемониям. Бубнами же они пользуются лишь с целью узнать что-либо неизвестное, например, если у них случилась покража или если им хочется истолковать сновидение, но никак не с целью предотвращения какой-либо беды, болезни или смерти» [4]. В роли шаманов обычно выступали женщины.
Христианизация посредством миссионерской деятельности начинается во 2-й четверти XVIII в. Уже к середине века оно было распространено по всему полуострову и на северных островах Курильской гряды. Христианизация сопровождалась введением налоговых льгот для новообращенных. В большинстве острогов были открыты школы, в которых совместно обучались русские и камчадальские дети7.
7 Ительмены. URL: http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_i/itelmeny.php (дата обращения: 28.04.2011).
После обращения ительменов в 1740—1747 гг. в христианство стали распространяться православные обряды — крещение, венчание, отпевание. Ительмены спокойно приняли христианство, хотя при этом сохранялись их языческие обычаи. Уже в первой четверти XIX в. путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.
В последнее десятилетие XX в., наряду с возвращением интереса к православию,
8
происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов культуры . Ритуальные праздники ительменов описаны весьма подробно у С. П Крашенинникова. Они устраивались раз в году, в ноябре. Для ительменов это было важное событие. Все летние работы закончены, и до совершения церемонии нельзя было ни делать что-либо, ни ездить в гости — грех. Одни путешественники называли этот праздник «очистителем грехов», другие — «китовым праздником».
Праздник начинался с обряда очищения жилища, которые совершали старики и женщины, державшие в руках пучки травы тоншич. Далее из дома через верхний выход вытаскивали лестницу и вместо нее ставили необработанный березовый ствол, выносили всю собачью упряжь и все, что было связано с ездой на собаках. Пищу ели только растительную и рыбу. Исследователи полагают , что эти действия имитируют глубокую древность, когда люди не знали собаководства и охоты. На более поздние представления о мире указывает действо с чучелом кита. Около полуночи в юрту входила женщина, к спине которой было привязано чучело кита, заранее изготовленное из сладкой травы, рыбы и мяса нерпы. Женщина должна ползти с ним вокруг очага. За ней следуют двое мужчин, которые бьют по «киту» и кричат по-вороньи. Одной из важных деталей обряда было изготовление новой фигурки божка хантая, которого вырезал из дерева один из стариков. Завершался ритуал общей пляской под выкрики «алхалалалай». Именно так назывался возрожденный в 1987 г. и получивший развитие праздник9. Для ительменов полуострова Камчатка праздник Алхалалалай означает завершение хозяйственных работ, заготовки дикоросов и рыбы на суровую камчатскую зиму10. В ноябре как раз начинается «второй Новый год» (год у ительменов делился на две половины, летнюю и зимнюю). Возможно, когда-то начало зимней половины считалось
8 Арктика — мой дом. Народы Севера Земли. Москва: Северные простроры, 2001. 218 с.
9 Праздники ительменов. URL: (http://www.culturemap.ru/?region=70&topic=46) (дата обращения: 28.04.2011).
10 Фоторепортаж. Алхалалалай — ительменский обрядовый праздник. URL: http://www.fotopetropavlovsk.ru/ 2010/09/25/alhalalalay/ (дата обращения: 28.04.2011).
началом всего года, но после переселения на полуостров и упрощения быта началом года стали считать май, как месяц, когда можно открывать промыслы [1].
Рис. 2. Традиционный мужской костюм. URL: http://club.foto.ru/gallery/13/photos/774060/?&top100=
1&sort=awards&next_photo_id=774232
Обряд первой рыбы проводился поздней весной или в начале лета. Это связано, прежде всего, с законами природы. Именно в это время рыба начинает заходить в реки, что для ительменов является жизненно важным событием. На реке ставят чиручи (ловушки), или так называемые мордушки. Попавшую туда рыбу разделывают: отрезают голову, вынимают икру и внутренности. Затем срезают траву, собирают различные листья и все это сплетают в длинную косу. При этом проявляют большую осторожность, чтобы икринки остались целы.
Потом племя идет на реку, чтобы сплетенную косу протащить против течения воды, при этом громко выкрикивая: «Ой, как много рыбы приплыло, много, много рыбы!» Пройдя некоторое расстояние против течения, вывешивают косу тут же на дерево. Что интересно: в действии предпочтительно присутствие беременной женщины, ибо энергетика и связь с добрыми духами усиливается. Затем бросают в костер пищу богам, едят уху, приготовленную
из попавшего в ловушки первого улова. Теперь можно быть уверенным: в реках будет много
11
лосося .
Фольклор ительменов представлен мифами в русском пересказе исследователей XVIII в. и сказками, записанными на ительменском языке в ХХ в. В настоящее время мифологические сюжеты о сотворении мира сохранились только в сказках и обрядах, возможно, вследствие поголовной христианизации ительменов, а также резкого и быстрого падения их численности в результате эпидемий во второй половине XVIII в. и последующей ассимиляции.
В мифологии основным персонажем выступает Кутх, или Ворон. Он предстает как демиург (творец), создатель Камчатки и в то же время как трикстер — плут, обманщик, шутник, перевертыш, несущий в себе добро и зло, мудрость и глупость. Жанр легенды для ительменского фольклора не характерен. Можно назвать только одну легенду о Тылвале — местном силаче, богатыре, который сам ни на кого не нападает, но неизменно побеждает всех, кто пытается напасть на него12.
Наиболее развитые виды прикладного искусства — вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Замечательными образцами художественной обработки изделий из мягких материалов являются сохранившиеся в фондах музеев кожаные детали ительменских нарт. Образцы резьбы и росписи по дереву представлены, главным образом, на собачьих нартах. Бросается их сходство с орнаментом на меховых изделиях и узорами, сплетенными из кожаных ремеш-
ков13.
Поселения ительменов в начале XVIII в. соответствовали семейным общинам. Расселялись они на одной реке и были связаны кровным родством и единством рыболовных угодий. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства острожков соответствовали названиям рек, на которых они располагались. Организатором всего населения острожка являлся старейшина. В его юрте принимались все решения, регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались все общественно-значимые дела, здесь про-
14
водились празднества жителей острога .
Сейчас этносоциальная обстановка в ительменских селах ничем не отличается от других национальных сел Корякского автономного округа. Безработица, снижение жизненного
11 Праздник первой рыбы: поклонение первой чавыче. URL: http://www.fishtour.by/news.php?id=1618 (дата об-
ращения: 28.04.2011).
Ительмены. URL: (http://www.arcticmuseum.com (дата обращения 9.05.2011). Народы Северо-Востока Сибири. Москва: Наука, 2010. С. 149—154. Малые народы ния: 28.04.2011).
13
14 Малые народы России: Ительмены. (http://www.e-ng.ru/geografiya/malye_narody_rossii.html) (дата обраще-
уровня, деградация социальной сферы, рост заболеваемости и смертности — общие проблемы для всех коренных малочисленных народов округа [5].
Рис. 3. Традиционный женский костюм. URL: http://forum.dpni.org/showthread.php?t=26850
Ительмены вместе с другими малочисленными народами Корякского автономного округа принимают участие в работе его представительных и исполнительных органов. Ительменка В. Т. Броневич была единственным губернатором-женщиной в России. Ительмены работают в составе районных органов управления, возглавляют сельскую администрацию села Ковран, некоторых других населенных пунктов.
Ительмены одними из первых в стране (1989 г.) создали свою общественную организацию — Совет возрождения ительменов Камчатки «Тхсаном», активно включились в общее движение народов Севера, Сибири и Дальнего Востока за свои экономические и культурные права. Основное направление в деятельности Совета — возрождение культуры ительменского этноса во всех сферах общественной жизни, содействие развитию национальных предприятий на основе традиционных занятий и местных природных ресурсов. «Тхсаном» поддерживает тесные контакты с зарубежными организациями аборигенных народов, участвует в международных научно-практических проектах. На сегодняшний день ительмены живут родовыми общинами [5].
В заключение можно отметить, что ительмены, по сути, являются вымирающим народом, но у них очень высок уровень этнического самосознания. Они борются за сохранение своей самобытности, культуры и языка.
Литература
1. Арсюхин Е. Камчатка: Улус отдалённый. Исторический очерк. URL: http://archeologia.narod.ru/kamchat.htm (дата обращения: 3.05.2011).
2. Богачёва Н., Киселёв Г. // Этносфера. 2010. № 9. С. 34—37.
3. Муравьёва Т. В. Мифы славян и народов Севера. Москва: Вече, 2005. С. 366—368.
4. Стеллер Г.-В. Описание земли Камчатки / Георг Вильгельм Стеллер. URL: http://www. beringisland.ru/history/peoples/steller/ozk/24.shtm (дата обращения: 3.05.2011).
5. Суляндзига Р. В., Кудряшова Д. А., Суляндзига П. В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с. Сайт: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. URL: http://www.raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/225-2009-08-13-13-17-37.html (дата обращения: 3.05.2011).
Рецензент — Соколова Флёра Харисовна, доктор исторических наук, профессор