Научная статья на тему 'Итальянский национальный интерес в обновлённой военно-политической стратегии'

Итальянский национальный интерес в обновлённой военно-политической стратегии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1055
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВИТЕЛЬСТВО МАТТЕО РЕНЦИ / БЕЛАЯ КНИГА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михайленко Валерий Иванович, Перевалова Анна Андреевна

С 1945 года в Италии публично говорить о национальных интересах было равносильно использованию фашистской терминологии. В последние годы итальянская культура пацифизма вступила в противоречие с реальной внешней и военной политикой. Итальянские вооружённые силы принимают активное участие в миротворческих и военных миссиях. В период правительства М. Ренци приняты документы, в которых тема “национального интереса” из дискуссионной трансформировалась в статьи официальной военно-политической стратегии. В данной статье на основе опубликованной Министерством обороны Италии “Белой книги международной безопасности и обороны” (2015), официальных выступлений государственных деятелей Италии, аналитических докладов рассматривается формирование концепта «национального интереса». Понятие “национальный интерес” анализируется на основе подходов школы политического реализма (Г. Моргентау и др.), которая увязывает его с понятием “сила” (власть) государства на международной арене. В официальных документах Италия впервые предстаёт как самостоятельный актор внешнеполитических проектов с возможностью использования военной силы для их реализации. Согласно доктрине, сферой непосредственных «национальных интересов» определен Средиземноморский регион. Военные операции могут осуществляться не только в интересах союзников по Атлантическому альянсу, но и самостоятельно в обозначенной зоне влияния Италии. При принятии решений в областях региональной и военной политики итальянское руководство всё более будет ориентировано на обращение к национальным интересам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итальянский национальный интерес в обновлённой военно-политической стратегии»

УДК. 327.2

Валерий МИХАЙЛЕНКО, Анна ПЕРЕВАЛОВА1

ИТАЛЬЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В ОБНОВЛЁННОЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

СТРАТЕГИИ

Аннотация. С 1945 года в Италии публично говорить о национальных интересах было равносильно использованию фашистской терминологии. В последние годы итальянская культура пацифизма вступила в противоречие с реальной внешней и военной политикой. Итальянские вооружённые силы принимают активное участие в миротворческих и военных миссиях. В период правительства М. Ренци приняты документы, в которых тема "национального интереса" из дискуссионной трансформировалась в статьи официальной военно-политической стратегии. В данной статье на основе опубликованной Министерством обороны Италии "Белой книги международной безопасности и обороны" (2015), официальных выступлений государственных деятелей Италии, аналитических докладов рассматривается формирование концепта «национального интереса». Понятие "национальный интерес" анализируется на основе подходов школы политического реализма (Г. Моргентау и др.), которая увязывает его с понятием "сила" (власть) государства на международной арене. В официальных документах Италия впервые предстаёт как самостоятельный актор внешнеполитических проектов с возможностью использования военной силы для их реализации. Согласно доктрине, сферой непосредственных «национальных интересов» определен Средиземноморский регион. Военные операции могут осуществляться не только в интересах союзников по Атлантическому альянсу, но и самостоятельно в обозначенной зоне влияния Италии. При принятии решений в областях региональной и военной политики итальянское руководство всё более будет ориентировано на обращение к национальным интересам.

Ключевые слова: национальный интерес, безопасность, военно-политическая стратегия, внешняя политика, военная политика, правительство Маттео Ренци, Белая книга международной безопасности и обороны.

© Михайленко Валерий Иванович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории международных отношений, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Адрес: 620083, проспект Ленина, 51, E-mail: valery.mikhaylenko@urfu.ru Перевалова Анна Андреевна - аспирант кафедры теории и истории международных отношений, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; научный сотрудник, Итальянский институт высших геополитических исследований. Адрес: 20, Tevere St, Rome, Italia, 00198. E-mail: perevalova.ann@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/soveurope22017101110

Распад биполярной системы и формирование Европейским Союзом собственной политики безопасности и обороны вызвали некоторую эрозию внутриатланти-ческой солидарности, спровоцировали повышенный интерес к формулированию собственно национальных интересов и национальной политики в странах Союза. Немалую роль в этом процессе сыграло исчезновение или маргинализация ведущих политических партий в Италии, протагонистов "холодной войны", для которых демонстрация союзнической солидарности являлась чуть ли не главным политическим капиталом. Тем не менее, как отмечал бывший Президент Италии Дж. Наполитано, начиная с декабря 1977 г., когда парламентские партии достигли "национальной солидарности", основой итальянской внешней политики является "участие в Атлантическом союзе и взятые на себя обязательства Сообщества". Естественно, это "не исключает возможностей различия и разнообразия взглядов на отдельные конкретные предпочтения внешней политики" [Napolitano, G., 2013].

В статье рассматривается ревальвация понятия "итальянский национальный интерес" на официальном уровне, его влияние на формирование политических и военных концепций, на политику в области итальянских вооружений.

Представленная тема не получала специального рассмотрения в отечественной историографии и лишь косвенно затрагивалась в исследованиях Н.К. Арбатовой, Т.В. Зоновой, В.И. Михайленко [Арбатова, 2014; Зонова, 2016; Михайленко, 2014].

В статье понятие "национальный интерес" рассматривается под углом школы политического реализма (Г. Моргентау и др.), которая увязывает его с понятием "сила" (власть) государства на международной арене.

В период правительства М. Ренци приняты несколько документов, в которых тема "национального интереса" из дискуссионной трансформировалась в статьи официальной военно-политической стратегии.

До сих пор в общественном пространстве существовало негласное табу на использование понятия "национальный интерес". Как отмечает А. Аресу, публично говорить о национальных интересах было равносильно использованию фашистской терминологии. Поражение во Второй мировой войне означало не только гибель фашизма, но и отодвинуло на задний план некоторые типичные символы государства-нации, например, символический капитал военной победы [Aresu, A., 2016]. Эти изменения нашли своё отражение в тексте Конституции 1948 г., где в Статье 11 подчёркивается, что "Италия отвергает войну как инструмент покушения на свободу других народов и как средство решения международных конфликтов" [Calzaretti, 1948].

В итальянской ментальности использование силы принято осуждать. Однако в последние два десятилетия Италия стала одним из наиболее активных игроков в военных операциях за рубежом, называемых итальянцами "миротворческими". Итальянская культура пацифизма, вступила в противоречие с реальной внешней политикой. Итальянские вооружённые силы принимают активное участие не только в миротворческих, но и в военных миссиях. После окончания "холодной войны" Италия приняла участие более чем в десяти крупнейших военных операциях за рубежом, а именно: операции Desert Storm (Ирак, 1991), Ibis (Сомали, 1992-1994), Alba (Албания, 1997), три операции в Косово начиная с 1999 года (Allied Forse, Allied Harbour, KFOR), Enduring Freedom (Афганистан, 2001-2006), ISAP (Афганистан, 2001 - до настоящего времени), Antica Babilonia (Ирак, 2003-2006), UNIFIL (Ливан, 2006 - до настоящего времени).

На политическом уровне партии правого центра предлагают концепцию "национального интереса", базирующегося на обороне, в то время как левый центр видит новые возможности постбиполярного мира, отвечающие интересам внешней политики Италии и тесно связанные с деятельностью Европейского Союза [Brighi, 2013]. Можно сказать, что на политическом уровне происходит раскол между теми, кто приветствует национализацию внешней политики, и теми, кто видит будущее Италии в рамках европейского интернационализма [Carbone, 2011].

Эксперт в области военной стратегии генерал Карло Жан рассматривает безопасность в свете двух парадигм: реалистической и либерально-идеалистической [Jean, 2004]. Реалистическая парадигма отдаёт центральную роль государству и базируется на понятии национального интереса и суверенитета. Отношения с другими странами в этом случае строятся на базе соперничества, а не сотрудничества, однако не исключается временная кооперация в целях реализации совместных интересов или обмена интересами. Считается, что в Италии реализация этой парадигмы приходится на фашистский период, когда национальные интересы оказываются на первом плане, и страна возрождала свои колониальные амбиции (mare nostrum). Реалистическая парадигма проявляется в концепции коллективной безопасности, ключевую роль начинают играть международные организации, такие как ООН или ОБСЕ, на первых план выходит коллективный интерес.

С окончанием "холодной войны", заключает К. Жан, само понятие безопасности меняется. Оно больше не связано только с защитой от возможной внешней угрозы, теперь главной задачей становится поддержание стабильности в зоне интересов и в кризисных зонах, перспективных с точки зрения экономики, политики и культуры. Такая политика позволяет расширить экономическую зону влияния и одновременно предупредить распространение терроризма и неконтролируемой миграции. В данный момент прямой угрозы безопасности Италии не существует, а значит, страна действует не из необходимости защищаться, а по собственному выбору [Jean, 2004].

Статистические замеры общественного мнения по вопросам международной политики учитываются итальянской властной элитой при формировании стратегии военной и международной политики. В 2014 г. был опубликован совместный доклад исследовательской группы Сиенского университета и Института международных отношений, в котором приведены данные опроса 1003 итальянцев в возрасте старше 18 лет по пяти международным тематическим группам [Isernia and Olmas-troni, 2013]. В иерархии приоритетов глобальные проблемы занимают второстепенное место в оценке итальянцев, за исключением нелегальной миграции и безопасности национальных границ. Итальянцы не готовы жертвовать собственным благополучием ради осуществления политики экономической солидарности в ЕС, отдавая предпочтение национальным приоритетам. В связи с этим итальянцы в своём большинстве не поддерживают экономическую гегемонию Германии в Европе, предпочитая мягкие варианты антигерманской коалиции.

Как показывают результаты опроса, итальянцы продолжают сохранять доверие к атлантическому договору, который может противостоять глобальным вызовам, однако не рассматривают США в качестве главного союзника, который защищает итальянские фундаментальные национальные интересы. Снято табу на обсуждение вопроса о целесообразности присутствия американских военных баз на итальянской территории. В своей массе итальянцы выступают против использования воен-

ной силы и участия итальянских военнослужащих в международных военных миссиях. Отношения с арабским миром их волнуют преимущественно с точки зрения опасности нелегальной миграции. Более, чем чувства "граждане мира", их беспокоит позиция "итальянские граждане в мире". Они хорошо осведомлены относительно рисков, вызванных глобальными и региональными процессами, и обеспокоены поисками ответов на международные вызовы. В целом большинство опрошенных уверены, что Италия является слабым актором международной политики в защите национальных интересов [Isernia and Olmastroni, 2013].

Тем не менее, в XXI в. наблюдается стремление Италии трансформироваться в актора международных отношений более весомого уровня по сравнению со второй половиной прошлого века. Растёт дееспособность обновленной армии, меняется её роль в рамках оборонной политики ЕС и Североатлантического альянса, руководство страны заявляет о своих новых или обновленных геополитических интересах, а участие в военных интервенциях становится главнейшей отличительной чертой итальянской внешней политики. Европейская страна, более 70 лет не менявшая своих послевоенных идеалов пацифизма, впервые в своей военной доктрине, опубликованной в 2015 г., заявила о "национальных интересах" в силовой манере.

Председатель совета министров Республики Италия Маттео Ренци в январе 2016 г. выразил вполне определённо позицию по данному вопросу: "Национальный интерес это не ругательство. Я не думаю, что для того, чтобы пользоваться доверием в Европе, нужно всегда соглашаться с предложениями других, игнорируя нашу принадлежность к сообществу, называемому Италией" [L'ünitá, 2016]. Министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони высказывается в том же духе: "Сегодня двухполюсного мира не существует, как и не существует иллюзии 1990-х об унифицированном мире. Сейчас присутствует огромная нестабильность, и мы находимся в её центре, так как наша территория располагается в центре Средиземноморского региона. В этом новом контексте нам нужно восстановить без тени стеснения простейшее понятие "национальный интерес"" [Gentiloni, 2014]. По мнению министра, Италия стремится к прочным связям с Атлантическим пространством и Европой, сохраняя баланс между этими целями и национальным интересом. Такая страна, как Италия, имеет право на собственную внешнюю политику, это не роскошь, а необходимость, так как страна находится в центре крупнейших геополитических конфликтов [Gentiloni, 2014].

Авторитетный международный орган The Huffington Post анализирует содержание дебатов в палате депутатов Италии и констатирует появление новой риторики при обсуждении внешнеполитических вопросов. В выступлениях министра иностранных дел Паоло Джентилони и министра обороны Роберты Пинотти традиционная для Италии пацифистская позиция отошла на второй план, теперь базой для внешней политики провозглашаются национальный интерес и военный инструмент [Marcon, 2016].

Председатель правительства М. Ренци связывает национальный интерес страны с интересами Европейского Союза, с "европейской мечтой" [Renzi, 2016a]. По мнению Ренци, те, кто ставит под сомнение обоснованность существования Шенгена, "предают европейскую идентичность" [Renzi, 2016].

Тема "Национальный интерес. От Средиземноморья к глобализованному миру, что служит Италии и как это защитить (L'interesse nazionale. Dal Mediterraneo al mondo globalizzato, cosa serve all'Italia e come proteggerlo)" была вынесена на дис-

куссию 22 марта 2016 г., которая проходила в палате депутатов итальянского парламента. Конференция была организована Итальянским институтом высших геополитических исследований. Работа конференции проходила в трёх секциях: "Определение итальянского национального интереса", "Вопрос обороны" и "Италия в своем море" [Geopolitika, 2016]. Во вступительном слове генеральный директор Итальянского института высших геополитических исследований Даниеле Скалея посетовал на сложности открытого обсуждения проблем национального интереса в Италии. По мнению Скалея, национальный интерес не является только юридической формальностью, он должен присутствовать в обществе, так как способствует единению населения, является коллективным и демократическим понятием. Скалея утверждает, что этот вопрос не должен обсуждаться в узких кругах, а должен быть вынесен на уровень как можно более широкого публичного обсуждения. По мнению Даниеле Скалея, отсутствие национальной стратегии — это знак отсутствия государственной политической линии, а значит, и дальновидности. Если Италия не будет обращать внимание на национальный интерес, она останется беззащитной в быстро меняющейся реальности.

Генерал Сильвано Фриджерио, заместитель начальника отдела военной политики и планирования Генерального штаба обороны, заявил, что национальные интересы должны быть определены, принимая во внимание политику обороны и безопасности. Будущее страны генерал связал с политикой Европейского Союза и особыми интересами Италии в Средиземноморском регионе. С. Фриджерио утверждает, что Италия готова занять лидирующую позицию в регулировании ситуации в Ливии в случае необходимости и подтвердил, что в 2016 г. в регионе Средиземноморья задействовано порядка 6000 воинских соединений в различных международных операциях. Эти цифры охватывают совместные проекты Италии с союзниками по ООН, НАТО и ЕС в Ливии, Афганистане и в операциях по борьбе против пиратства. Генерал Фриджерио подчеркнул, что союзники по НАТО концентрируют свои силы на далёких от Италии регионах, таких как Афганистан, Ирак и Восточная Европа. Ситуация в Ливии входит в сферу национальных интересов Италии со всех точек зрения: экономической, политической, иммиграционной, безопасности. Генерал Фриджерио также отметил, что стремление союзников по НАТО уменьшать собственный военный бюджет и ограничивать участие стран в военных операциях создали необходимость для Италии формирования собственного аппарата обороны, способного автономно исполнять функции по защите национальных интересов. Для защиты национальных интересов Италия должна иметь интегрированный и современный военный инструмент [Di Iorio and Spinaci, 2016].

Выступивший на конференции сенатор М. Мауро увязал тему национального интереса с особенностями развития итальянской государственности. Становление Италии как суверенного государства происходило в период сильного влияния транснациональных идеологий, что сдерживало формирование национального самосознания. Сенатор полагает, что в обществе необходимо развивать глубокое самосознание, понимание собственной исторической роли для осуществления благоразумной политики на международной арене в защите национальных интересов. Государственная политика в области обороны является одним из важнейших факторов формирующих национальную идентичность. В связи с этим необходимо развивать культуру обороны, понимание её роли. По мнению сенатора Мауро, нацио-

нальный интерес не должен препятствовать надгосударственной интеграции [Di Iorio and Spinaci, 2016].

Опубликованная Министерством обороны Италии в 2015 г. "Белая книга. Для международной безопасности и обороны" вызвала оживлённую дискуссию в итальянском экспертном сообществе и средствах массовой информации [Libro bianco, 2015]. В ней изложены обновлённые подходы по вопросам внешней и оборонной политики. Предыдущая военная доктрина была разработана в 2002 г. В новой военной доктрине Италии впервые с времён фашизма был сформулирован вопрос о национальных интересах страны. В тексте подтверждается, что главной целью военной политики является "защита главнейших стратегических интересов Италии". Для осуществления данной цели требуется "обеспечить оборону государства и его суверенитет, добиться построения стабильной региональной безопасности, стремиться к созданию благоприятной международной обстановки". Особенно интересна терминологическая эволюция в Белой книге. В доктрине 2002 г. широко освещается тема "национальной территориальной неприкосновенности", в то время как в доктрине 2015 г. заостряется внимание на "национальной обороне [Libro bianco, 2015].

В "Белой книге" 2015 г. Италия впервые за долгое время представляется как самостоятельный актор вне проектов, связанных с НАТО. Италия заинтересована в совместных миссиях с другими странами, готова брать на себя командование и участвовать в операциях различной интенсивности. Заявления такого характера меняют направление ранее существовавшей политики, ставящей во главу угла обязательства по отношению к НАТО. Отныне особое место занимает европейское направление оборонной политики. Италия называет европейскую интеграцию базой собственной политики обороны, основывает свои проекты технической модернизации, исходя из общеевропейских потребностей.

В ряду приоритетов вслед за заявлением о значимости для национальных интересов своей оборонной политики в Европе, Италия определяет свои интересы в Евро-Средиземноморье. Согласно доктрине, к этому региону относятся страны ЕС, Балканские страны, Черноморский и Средиземноморский регионы, часть Среднего Востока и Магриб. С евро-средиземноморским регионом тесно связаны Персидский залив, Африканский рог, Сахель, Машрик. В документе понятие Евро-Средиземноморья отличается от традиционно принятых в геополитических теориях, где регионы Европы, Средиземноморья и Трансатлантики рассматриваются отдельно [Marrone and Nones, 2015]. Италия видит себя в качестве лидера в борьбе с геополитическими угрозами в этом регионе вследствие "географической близости и прямого воздействия на Италию событий, которые развиваются в этой зоне и не позволяют игнорировать развитие кризисных ситуаций в регионе" [Libro bianco, 2015].

Такое внимание к евросредиземноморской зоне ставит её на одну линию с Трансатлантическим пространством, имеющим большое значение для традиционной итальянской внешней политики. По мнению политического аналитика Дж. Гайани, "Белая книга" намекает на то, что будущие военные операции могут осуществляться не только в интересах союзников по Атлантическому альянсу, но и самостоятельно в обозначенной зоне влияния Италии, в непосредственной от неё близости [Gaiani, 2015].

Таким образом, впервые после Второй мировой войны национальные интересы страны поставлены на один уровень с обеспечением коллективной безопасности в рамках НАТО.

Перестраиваясь под национальные интересы, итальянская внешняя политика нарушает баланс отношений с другими, в т.ч. союзными акторами. Например, в 2013 г. в попытках расширения торговых связей с Ираном, была организована встреча вице-министра иностранных дел Л. Пистелли с представителями политической верхушки Ирана. Этот ход итальянской дипломатии был встречен в госдепартаменте США с досадой, поскольку в тот момент Иран находился под международными санкциями [U.S. Senate, 2014]. Аналитик геополитического журнала Limes Д. Фаббри сетует, что в итоге многолетняя искусная работа итальянской дипломатии оказывается напрасной, когда, следуя в фарватере НАТО, Италия отводит собственные геополитические интересы на второй план [Fabbri, 2013].

"Наш национальный интерес - Средиземноморье и Африка на первом месте в международной политике Италии", - так начал своё выступление министр П. Джен-тилони на конференции в МИД Италии, посвящённой взаимоотношениям Италии и Африки. И продолжил: "Наша цель - связать как можно плотнее нашу внешнюю политику с нашей историей и географией" [Gentiloni, 2016]. Средиземноморское пространство не отличается стабильностью ввиду деятельности ИГИЛ, увеличивающихся потоков миграции, морского пиратства.

В настоящее время в евросредиземноморском пространстве происходит изменение расстановки сил. США сохраняют свои позиции в регионе, однако не демонстрируют, по крайней мере при президенте Обаме, стремления к проведению крупномасштабных операций. Италия вынуждена проводить активную политику, лишённая постоянной поддержки своего давнего союзника и при пассивной позиции европейских партнёров. К примеру, 7 октября 2015 г. на встрече с итальянским министром обороны Р. Пинотти, американский министр обороны Э. Картер заявил, что США не заинтересованы в проведении военных операций в Ливии, интересы его страны не заходят дальше устранения джихадистов из региона [Dottori, 2016]. В рамках новой президентской кампании в США ни один из претендентов не предложил новых решений ведения военной политики в данном регионе [Dottori, 2016].

25 мая 2016 г. в Риме прошла закрытая конференция, организованная атлантической структурой (The NATO Defense College Foundation) под названием "Навстречу саммиту в Варшаве и за его пределами - НАТО, мировой беспорядок и будущие перспективы (Towards the Warsaw Summit and beyond - NATO, the world disorder and the options ahead)"1. Позиции представителей НАТО, итальянских политиков и представителей сферы обороны серьёзно разделились по поводу перспектив расширения деятельности НАТО на юге и востоке. Итальянская сторона постоянно поднимала два острых вопроса, а именно: отношения с Российской Федерацией в связи с конфликтом на Украине и недостаточное внимание Североатлантического альянса к угрозе на южных границах. Бывший министр обороны Италии Дж. Ди Паола заявил, что представление о России как "вечной угрозе" устарело. Италия не видит идеологического разрыва с Россией, поэтому он призвал использовать холодный расчёт в отношениях с Россией и обратить внимание на другие важные направления, особенно южное.

1 В статье используется собственная стенограмма А. Переваловой как участницы конференции.

Сенатор С. Днвнно, затронул вопрос аннексии Крыма, подчеркнув, что жители полуострова сами выбрали своё будущее. "От приближения к России и постоянных угроз лучше не станет", - подчеркнул Дивино. Сенатор также выразил беспокойство по поводу террористической активности и напомнил, что Россия больше всех участвует в сопротивлении терроризму. Он призвал НАТО обратить внимание на южные границы.

Президент The NATO Defense College Foundation, Алессандро Минуто-Риццо поставил вопрос ещё более категорично: "А нужна ли нам организация НАТО?" Развивая эту тему, он отметил, что после окончания "холодной войны" у нас появилась возможность отдохнуть от геополитики, однако сейчас обострение международной обстановки вновь поставило вопрос о выживании. В связи с этим на поставленный вопрос можно дать только положительный ответ. А. Минуто-Риццо призывает структуры НАТО больше обращаться к политическому анализу. "Никто, кроме Италии, не чувствует южной угрозы. Но голос Италии не имеет должной значимости". Руководитель итальянской делегации в Парламентской ассамблее НАТО А. Манчулли назвал чрезмерное внимание к восточному вопросу "геополитической шизофренией". А. Минуто-Риццо добавил: "Проблемы Средиземноморья воспринимаются как вторичные, но для Италии всё как раз наоборот".

В связи с результатами голосования в Великобритании по вопросу о выходе из ЕС итальянские аналитики прогнозируют переоценку геополитического веса Италии в рамках Евросоюза. При всей неопределённости развития геополитической ситуации можно уверенно прогнозировать, что при принятии решений в областях региональной и военной политики итальянское руководство всё более будет ориентировано на обращение к национальным интересам [Dottori, 2016].

Таким образом, в последнее десятилетие в исполнении Италией её союзнических обязательств в рамках НАТО и ЕС стали проявляться новые тенденции, обусловленные обращением к национальным интересам. Под этим углом проявляются некоторые расхождения между позициями Италии, США и её европейскими союзниками. По мнению итальянских аналитиков, союзники не уделяют достаточного внимания евро-средиземноморскому направлению, оставляя Италию наедине в решении кризисных явлений в этом регионе [Aresu, 2016]. В Риме уверены, что Средиземноморье является центром национальных интересов Италии. Но ставится вопрос о том, готова ли Италия открыто защищать собственные интересы в регионе? Д. Скалея утверждает, что страна, которая уклоняется от принятия решений - это страна, которой собственные интересы не нужны, и она обречена постоянно находиться во власти интересов других акторов [Scalea, 2016]. Д. Фаббри утверждает, что итальянскому министерству иностранных дел пора обратить внимание на политику в Средиземноморье, являющуюся естественным первостепенным внешнеполитическим интересом, принимая во внимание кризисную ситуацию регионе [Fabbri, 2013]. Если Италия не сформулирует собственный национальный интерес, не определит региональные цели и не проявит стремления их защищать, страна останется без понятной стратегии и будет обслуживать чужие интересы [Il Foglio, 2016].

Констатируя усиление тренда "национальных интересов" в программных документах и итальянской политике, в массовом сознании, не следует впадать в крайность и преувеличивать значения этого фактора. Как показывают социологические опросы в Италии, чувства собственной национальной гордости не вступают в противоречие с осознанием принадлежности к европейской идентичности, которая

формируется рядом, а не замещает национальную идентичность. Порядка 60% опрошенных признают существование "смешанной идентичности", одновременно европейской и итальянской. Тем не менее необходимо учитывать, что 35% опрошенных отмечают, что идентифицируют себя "только как итальянцы" [Isernia and Olmastroni, 2013].

Итальянский национальный интерес находится под давлением глобальных проблем, недостаточного веса страны в современном мире, неопределённости динамики Европейского Союза, нежеланием принимать обременительные международные обязательства под давлением пацифистских настроений в стране. В связи с этим современное положение Италии в мире представляется сложным и противоречивым.

Список литературы - References

Arbatova N.K (2014) Vnutrennie i vneshnie vyzovy pravitel'stvu Matteo Renzi, [Internal and External Challanges To Matteo Renzi's Government] The Italian Republiv in a Changling World. Reports of the Isti-tute of Europe, no 306, Institute of Europe RAS, Moscow, Russia.

Aresu, A. (2016) "La terza guerra mondiale? Se L'ltalia riscopre l'interesse nazionale", LIMES, no 2, pp. 56-69.

Brighi, E. (2013) Foreign Policy, Domestic Politics and International Relations. The case of Italy, Routledge, London, UK, p. 133.

Calzaretti, F. (1948) La nascita della Costituzione, Fabrizio Calzaretti (ed.), available at: http://www.nascitacostituzione.it/costituzione2.htm (Accessed 11 August 2016).

Carbone, M. (2011) "Introduction: Understanding Italy's Role on the World Stage", in M. Carbone (ed.), Italy in the Post-Cold War Order. Adaptation, Bipartisanship, Visibility, Lanham, Lexington, USA, pp. 1-22.

Di Iorio, L., Spinaci, G. (2016) "Interesse nazionale: se ne e parlato oggi a Montecitorio", available at: http://www.geopolitica-online.com/31727/interesse-nazionale-se-ne-e-parlato-a-montecitorio, (Accessed 11 August 2016).

Documenti IAI (2014) "Scegliere per contare. Sintesi e raccomandazioni del Rapporto sulla politica estera italiana edizione 2014", Istituto Affari Internazionali (ed.). Documenti IAI, no 14 (06, April 2014), available at: http://www.iai.it/sites/default/files/iaiq_11.pdf (Accessed 11 November 2015).

Dottori, G. (2016-3) "Bruxelles il fantasma dell'Europa. Soli e male armati", LIMES, no 3, pp. 225-232.

Dottori, G. (2016-6) "Una grande opportunity per l'Italia", LIMES, no 6, pp. 43-48.

Embassy of Russian Federation in the Republic of Italy (2015) Vystuplenie Posla Rossii v Italii S. S. Ra-zova v Institute vysshih geopoliticheskih issledovanij [Speech of S. S. Razov, Russian Ambassador in Italy at the Italian Institute of Advanced Studies in Geopolitics], available at: http://roma.mid.ru/press-relizy/-/asset_publisher/TX1KMozEN1Xq/content/vystuplenie-posla-rossii-v-italii-s-s-razova-v-institute-vyssih-geopoliticeskih-issledovanij-13-noabra-2015-g-rim-?inheritRedirect=false (Accessed 1 August 2016).

Fabbri, D. (2013) "Quel che resta dell'Italia. Amiamo tanto l'America da non accorgerci che le siamo indifferenti", LIMES, no 11, pp. 19-27.

Galli della Loggia, E. (2003) La morte della patria. La crisi dell'idea di nazione tra Resistenza, antifascismo e Repubblica, Laterza, Taranto, Italia, 145 p.

Gaiani, G. (2015) "Libro Bianco della Difesa: una svolta necessaria", Analisi Difesa, available at: http://www.analisidifesa.it/?p=22964 (Accessed 12 August 2016).

Gentiloni, P. (2014) "Dalla Russia alla Libia privilegiare interesse nazionale", available at: http://www.esteri.it/mae/it/sala_stampa/archivionotizie/interviste/2014/12/20141202_gentiloni_messaggero.h tml, (Accessed 27 July 2016).

Gentiloni, P. (2016) "Africa e Mediterraneo nostro interesse nazionale", available at: http://www.esteri.it/mae/it/sala_stampa/archivionotizie/approfondimenti/2016/05/gentiloni-africa-e-mediterraneo_0.html (Accessed 27 July 2016).

Greco, E., Ronzitti, N. (2016) Rapporto sulla politica estera italiana: il governo Renzi, Ettore Greco and Natalino Ronzitti (ed.). Edizioni Nuova Cultura, Rome, Italy.

Isernia P., Olmastroni F. (2013) Gli Italiani e la politica estera, Research report CIRCaP/LAPS (University of Siena), Istituto Affari Internazionali (with), 32 p.

Jean, C. (2004) Manuale di studi strategici, Centro Studi di geopolitica economica, FrancoAngeli, Milan, Italy, pp. 320.

Jean, C. (2004) "La politica di sicurezza dell'Italia", Rivista italiana di intelligence, p. 159-165.

Libro Bianco (2015) Libro Bianco per la sicurezza internazionale e la difesa, Ministero della Difesa, available at: http://www.difesa.it/Content/Pagine/Libro_Bianco.aspx (Accessed 11 August 2016).

Marcon G. (2016) "Gentiloni e Pinotti, due (ex) pacifisti in guerra", l'Huffington Post, available at: http://www.huffingtonpost.it/giulio-marcon/gentiloni-e-pinotti-due-ex-pacifisti-in-guerra_b_9426374.html (Accessed 11 August 2016).

Marrone, A., Nones, M. (2015) La sicurezza nel Mediterraneo e l'ltalia, Edizioni Nuova Cultura, Rome, Italy, p. 131.

Mikhailenko V. I. (2014) Sovremennye prioritety ital'yanskoj vneshnej politiki [Current Priorities of Italian Foreign Policy], The Italian Republiv in a Changling World. Reports of the Institute of Europe, no 306, Institute of Europe RAS, Moscow, Russia.

Napolitano, G. (2013) "L' Italia e la politica internazionale",AffariEsteri, no 172, pp. 10-23.

Renzi, M. (2016-1) "La chiusura delle frontiere tradisce l'idea di Europa", Il Messagero, available at: http://www.ilmessaggero.it/primopiano/politica/renzi_ue_difendo_interesse_nazionale-1502177.html (Accessed 15 August 2016).

Renzi, M. (2016-2) "Nella UE non rinuncio a difendere l'interesse nazionale", Il Sole 24 ore, available at: http://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2016-01 -23/renzi-l-antidoto-terrore-e-cultura-ue-non-rinuncio-difendere-l-interesse-nazionale-- 104949.shtml?uuid=ACUSfzFC (Accessed 18 August 2016).

Scalea, D. (2016) "Tre ragioni per cui l'Italia ha sacrificato il patriottismo", il Foglio, available at:

http://www.ilfoglio.it/cultura/2016/05/04/patriottismo-italia-interesse-nazionale-matteo-renzi_1-v-141550-

rubriche_c198.htm (Accessed 26 July 2016).

L'Unita (2016) "Europa, Renzi: Macche bizza, l'interesse nazionale non e una parolaccia", l'Unita, 23, January 2016.

U.S. Senate (2014) "Testimony of Under Secretary for Terrorism and Financial Intelligence David S. Cohen before the Senate Foreign Relations Committee", U.S. Senate, Washington, 4/2/2014.

Zonova T.V. (2016) Istoriya vneshnej politiki Italii [History of Italian foreign policy], Mezhdunarodniye otnosheniya, Moscow, Russia.

ITALIAN NATIONAL INTEREST IN THE RENOVATED POLITICAL-MILITARY STRATEGY

Authors. Mikhaylenko V., Doctor of History, Professor of the Ural Federal University. Address: 51, Lenina St, Ekaterinburg, 620083. E-mail: valery.mikhaylenko@urfu.ru

Perevalova A., Ph.D. student in the Department of Theory and History of International Relations Ural Federal University, Researcher at the Italian Institute of Advanced studies in Geopolitics, Address: 20, Te-vere St, Rome, 00198. E-mail: perevalova.ann@gmail.com

Abstract. Since 1945, speaking publicly about national interest in Italy has been tantamount to the usage of fascist terminology. In recent years, an Italian culture of pacifism has run contrary to actual foreign and military politics. Italian military forces actively take part in peacekeeping and military missions. M. Renzi's administration adopted several documents, in which the "national interest" was transformed into real provisions of the official military-political doctrine. This article considers the construction of the "national interest" concept through analysis of the Italian Ministry of Defense's "White Paper for International Security and Defence" (2015), official speeches by Italian political leaders and analytical reports. The notion of "national interest" is viewed in terms of the tradition of political realism (H. Morgenthau and others), which associates it with the notion of "power" of the state in the international arena. For the first time Italy, in formal documents, is presented as an independent actor with its own foreign-policy goals, which can be realized by the use of military force. According to this military doctrine, Italy considers the Mediterranean region within its sphere of "national interest". Military operations can be executed not only in the interest of NATO allies, but also independently in designated areas of Italian influence. In the decision-making process related to regional military politics, Italian leaders will be more and more concerned with the national interest.

Key words: National interest, security, military and political strategy, foreign policy, military policy, the government Matteo Renzi, the White Paper of the international security and defense.

DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/soveurope22017101110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.